Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и умения

В нашей стране мамы имеют право на декретный отпуск до достижения детьми 3 лет, после чего малыши отправляются в сад. Существуют общепринятые в социуме нормы того, что должен уметь делать и знать ребенок в 3 года, перечень этого – своеобразная памятка для родителей, по которой можно определить готовность малыша к посещению садика и развитию других, более сложных, навыков.

Конечно же, не стоит относиться к такому перечню фанатично, ведь все дети разные и их возможности и способности отличаются, что вполне нормально и признано наукой и медициной. Следует воспринимать эти критерии, как ориентиры, цель, к которой нужно стремиться.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и уменияКак научить ребёнка считать примеры в пределах 10 и 20? ????

Памятка родителям, что должен уметь малыш в 3 года

Мамы и папы имеют свое личное мнение о развитии детей, но также в государственных законах прописаны стандарты наличия определенных навыков у ребенка в конкретном возрасте, которые сокращенно называются ФГОС и входят в общую образовательную систему государства.

Речь

Не зря детей такого возраста называют «почемучками», ведь их интерес к окружающему миру возрастает с каждым днем, они уже могут воспользоваться своим словарным запасом, чтобы задать интересующие вопросы. Характерными параметрами речи для трехлеток являются:

  • наличие словарного запаса в пределах 1500 слов и больше;
  • умение выражать свои мысли короткими предложениями;
  • способность называть и описывать знакомые предметы;
  • использование определенных знаний в речи, например имя папы, мамы, домашнего питомца;
  • усовершенствование построения предложений и увеличение их длины.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и уменияОсобенности развития речи в 3 года

Также они могут замечать и пытаться исправить ошибки в речи своих сверстников, что является хорошим показателем.

Память и мышление

Именно в этом возрасте логическое мышление начинает активно действовать и позволяет исследовать мир и получать нужную информацию. Закладываются основы будущего в определенной профессии путем развития его памяти и мышления. Малыши уже умеют:

  • различать предметы и выявлять отличия в подобных;
  • запоминать маленькие стишки и песенки;
  • рассказывать о событиях, произошедших пару дней назад;
  • пересказывать небольшие сказки, прочитанные мамой или папой;
  • строить различные пирамиды, собирать небольшие пазлы, дома из «Лего»;
  • считать до 5-10;
  • строить простые логические цепочки.

Для родителей очень важно сосредоточить свое внимание на ответах, в которых нуждаются дети, и дать им максимум информации об окружающем мире.

Бытовые навыки

Трехлетние дети хотят быть самостоятельными и многое делать сами, а задача родителей позволить им это и научить выполнять бытовые действия правильно. Малыши такого возраста уже могут:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • застегивать пуговицы и замочки на одежде;
  • умываться, мыть ручки и чистить зубки;
  • вытирать ноги и понимать, когда запачкал одежду;
  • знать и использовать слова благодарности, просьбы;
  • собрать свои игрушки и расставить их по местам;
  • использовать столовые приборы.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и уменияБольшинство малышей с радостью помогают маме на кухне, а папе с ремонтом, и не следует лишать их такого удовольствия.

Двигательная активность

Бегать, прыгать – естественная необходимость детей, она ярко выражена в 3 года и малыши очень любят играть с другими детьми в подвижные игры, их навыки выражены в:

  • ходьбе назад и вперед;
  • игре с мячом;
  • езде на трехколесном велосипеде и/или самокате;
  • стоянии на одной ноге и удержании равновесия;
  • преодолении ступенек.

Дети 3 лет нуждаются в постоянной подвижности для нормального развития опорно-двигательного аппарата и других органов, для них обязательные частые и длительные прогулки на свежем воздухе, где они могут потратить свою энергию.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и уменияРодителям важно понимать, что каждый малыш развивается индивидуально и перечень его возможностей и умений в 3 года может отличаться от общепринятых параметров.

Психофизиологические особенности развития мальчика в 3 года

Важно учитывать пол при оценке умений и навыков детей в определенном возрасте, поскольку данный фактор является важным и оказывает влияние на адаптацию малыша. Все знают, что при рождении вес мальчика обычно больше и в возрасте 3 лет  он, как правило, достигает 12-18 кг. Стандартный вес у девочек того же возраста примерно на килограмм меньше.

Наглядно-действенное и образное мышление является доминантным у малыша мужского пола, и он познает мир через действие, не опираясь на речь.

Поскольку у мальчишек более развито правое полушарие мозга, то уже к 3 годам они хорошо ориентируются в пространстве.

Мальчик физически более вынослив и его двигательная активность зачастую превышает возможности бегать и прыгать у девочек того же возраста.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и уменияПсихологические особенности детей 3 лет

При утомлении ребенка первым признаком будет его вялость и отсутствие подвижности, а также снижение концентрации внимания.

Для полноценного формирования мальчику необходимо больше пространства для игры, что обусловлено его физическими особенностями.

Не следует огорчаться, если малыш не знает так много стихов, как соседская подружка его возраста, ведь память мальчика 3 лет развивается медленнее, чем у девочек и это будет продолжаться еще пару лет.

Особенности развития девочки

Поскольку для девочек характерно быстрое развитие левого полушария головного мозга, то их речевой аппарат и количество употребляемых слов будет постоянно расти, поскольку характерной особенностью данного возраста является познание мира через вопросы и ответы. Память девочек развивается очень быстро и это способствует тому, что они могут быстро выучивать стихи, песни и новые слова, понятия. В процессе игры они пытаются описать все свои игрушки и то, что с ними происходит.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и уменияДля девочек характерна быстрая социальная адаптация и желание общения со всеми окружающими в таком возрасте.

Они проявляют свои эмоции открыто и понять, что происходит с ребенком, не составляет труда. В физическом развитии девочки и мальчики 3 лет не имеют особых отличий, кроме того, что вес и рост девочек обычно чуть меньше.

Родители должны понимать, что независимо от того, какие игрушки будут у малышки, она будет давать им особые роли – маленьких детей, поскольку это заложено природой. На данном этапе жизни девочки более послушны, чем их сверстники мальчики, но данный факт может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей характера и воспитания детей.

Требования к умениям трехлетнего ребенка в детском саду, согласно ФГОС

В законодательстве РФ существуют стандарты дошкольного образования, которые указывают на использование учебных программ в детском саду и определяют объемы их выполнения. По сути ФГОС – это перечень требований к навыкам детей, посещающих учебные заведения разного типа, прописанный в законодательных актах.

Программа указывает, что независимо от форм и методов, которые используются при обучении детей дошкольного возраста, должны развиваться их следующие навыки:

  • социально-коммуникативные;
  • речевые;
  • познавательные;
  • художественно-эстетические;
  • физические.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и уменияТакже в нормативном акте прописана подробная расшифровка вышеуказанных навыков и предполагаемых уровней их владения детьми разного возраста.

Указано, что программа обучения состоит из обязательной части и дополнительной, которая составляется на усмотрение педагогов сада. В документе описаны и дополнительные варианты применения его для детей с особыми потребностями и инклюзивного образования.

Отдельным пунктом в документе выделены целевые ориентиры для детей раннего возраста, в которые входит:

  • развитие интереса детей к окружающей среде и ее познанию;
  • овладение простыми бытовыми умениями;
  • активное развитие речи с применением ситуативных упражнений;
  • коммуникация со сверстниками и взрослыми;
  • изучение культуры и искусства с последующим использованием знаний;
  • физические упражнения для формирования крупной моторики.

Все детские сады на территории России руководствуются данным нормативным документом для составления своих программ обучения и развития малышей.

Что касается навыков, то желательно, чтобы ребенок при поступлении в детский сад умел:

  • самостоятельно есть при помощи ложки и пить из чашки;
  • пользоваться горшком;
  • говорить простыми фразами;
  • снимать/надевать хотя бы простые предметы одежды.

Как распознать отклонения в развитии и что делать

Конечно же, не следует паниковать, если малыш не умеет делать чего-то из этого большого списка по достижении им 3 лет, ведь медицинская наука и психология всегда учитывают индивидуальные особенности. Но все же наличие некоторых сигналов может служить маячком о том, что ребенок отстает в развитии. В таких случаях для родителей важно не упустить момент и не пустить дело на самотек, а помочь малышу.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и уменияПамятка родителям

Консультация со специалистом не помешает, если:

  • речь совсем не сформировалась и малыш не может внятно произносить слова, словосочетания, короткие предложения;
  • наблюдается постоянное слюновыделение, независимо от времени года и рода занятий;
  • ребенок не умеет ходить на горшок и не понимает его назначения;
  • отсутствуют навыки самостоятельного использования ложки, вилки, чашки;
  • малыш не может сам справиться с хотя бы несколькими предметами одежды;
  • в играх ребенок апатичен, не проявляет активность;
  • нет навыков использования игрушек – пирамидки, кубиков, мяча;
  • постоянные истерики и плач не прекращаются, даже когда рядом близкие люди;
  • не узнает дедушек, бабушек и других людей, которые постоянно бывают в доме;
  • не умеет стоить логические цепочки и не понимает, почему и что с ним происходит в разных бытовых ситуациях;
  • отсутствует интерес к общению с другими детьми.

Пожалуй, самое важное в такой ситуации сохранять спокойствие и быть готовым работать с ребенком, развивать его навыки и умения, изучать информацию об особенностях возраста и возможных трудностях, а также любить своего малыша, что является неотъемлемой частью его воспитания.

Несмотря на общепринятые понятия о том, какими навыками обладают дети 3 лет, нужно учитывать особенности характера, пол и среду, в которой они воспитываются. Желательно своевременно водить малыша к педиатру, чтобы определить и выявить возможные нарушения в формировании детского организма или психики на ранних этапах.

Родители должны быть готовы, что при поступлении в детский сад к малышу будут предъявлены некоторые требования в плане его возможностей и умений. От того, насколько они развиты, зависит и адаптация ребенка в незнакомой среде.

Глухарь Раиса

  • Училась в ДонНУ Филологический факультет г. Донецк. Сейчас в декрете. В копирайтинге недавно, но такая работа очень понравилась из-за того, что она помогает мне развиваться и расширять свой кругозор.
  • Авторы статей

Источник: https://kaknazvat.com/deti/umeniya-rebenka-v-3-goda/

Развитие ребенка в 3,5 года: что должен уметь делать

К 3 с половиной годам малыш становится полноценной личностью, имеющей собственный характер, привычки, темперамент, свои отличительные черты и манеры держаться.

Он стал неплохим собеседником, с удовольствием рассказывает, что произошло с ним за день, где побывал, что удалось увидеть. В этом возрасте происходит осознание себя самостоятельными индивидами со своей волей, потребностями и достоинствами.

За 3 прошедших колоритных, интенсивных, неподражаемых года ребенок ощутимо вырос, освоил новый опыт, стал проворным, динамичным и пытливым.

Читайте также:  Изобразительная деятельность: виды, особенности в дошкольном возрасте

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и умения

Лексикон малыша в это время достигает полутора тысяч слов, причем с успехом пользуется числами, прилагательными, местоимениями и наречиями.

Его бесчисленным вопросам, нередко ставящим родителей в тупик, нет конца, и взрослым требуется огромное терпение. Детское желание узнать все новости обоснованно.

Малышу хочется быть безупречным, он ожидает, чтобы его одобряли и хвалили взрослые, которые удивляются появившейся самостоятельности и независимости в его поступках и характере.

Новое в физическом развитии

В 3 с половиной годика ребенок уже умеет несколько мгновений стоять и ходить на носочках, некоторое время может устоять на одной ножке. Во время игры или занятия он способен выполнить задание перепрыгнуть черту на полу.

Немного раньше он уже научился без помощи подниматься по лесенке с чередованием ног, а не приставляя одну ногу к другой, как раньше, хотя спускается пока еще очень опасливо, фиксируя обе ноги на каждой подножке.

Ему нравится спрыгивать с последнего выступа сразу двумя ногами.

У трехлетнего ребенка получается бросать и ловить мяч с двухметрового расстояния, самому крутить педали трехколесного велосипеда. Физическое развитие ребенка в 3,5 года позволяет синхронно проделывать два разноплановых жеста, к примеру, топать ногами и хлопать руками.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и умения

Обиходный опыт трехлеток

В родительской и педагогической практике накоплен большой список того, что должен уметь ребенок 3,5 лет. Малыш самостоятельно умеет одеваться и обуваться, легко справляется с одеждой без застежек, учится застегивать удобно расположенные пуговицы. Раздевается он тоже сам и перед сном может сложить одежду на стульчик. Малыш должен уже владеть гигиеническими навыками:

  • замечать непорядок в своем внешнем облике и в одежде;
  • уметь вытереть ноги после прогулки, прежде чем войти в дом;
  • использовать носовой платок или салфетку;
  • мыть руки, пользуясь мылом, и вытирать их полотенцем;
  • вставить ключи в запор в двери и повернуть их;
  • своевременно пользоваться туалетом.

Ребенок с удовольствием помогает родителям убираться в доме, работать на участке, совершать покупки. Малышу нравится, когда ему доверяют отнести на стол тарелки, умеет сам пользоваться ложкой и вилкой.

Нюансы психики трехлетних детей

Особенности развития детей 3,5 лет говорят о больших изменениях в их эмоциях.

У малышей появляется чувство собственного достоинства, они гордятся собой, что умеют что-то делать лучше всех (прыгать, играть), что у них лучшие родители: самый умный папа, самая добрая мама.

У них возникает понимание юмора, их смешат мультфильмы или комические жизненные ситуации. Малыши замечают красоту и уродство в природе и в жизни, могут оценить ее.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и умения

Ребенку доступно эмоциональное реагирование в разных ситуациях:

  • сопереживание, если рядом кому-нибудь плохо или больно;
  • помощь, если ему под силу это осуществить;
  • отзывчивость: если родители устали, то он не станет им мешать отдыхать;
  • сочувствие героям сказок, мультиков: он может радоваться, печалиться, сердиться вместе с ними;
  • понимание того, что поступил плохо, от этого огорчается и стыдится;
  • переживание в ожидании негативной оценки или порицания взрослых.

Малыш может надолго затаить обиду, если его наказали. Зато он видит, когда плохо поступает кто-то иной и оценивает такой поступок отрицательно: так делать нельзя. Иногда можно столкнуться с преувеличенным чувством ревности или обиды. А уж притворству и хитрости, шалостям и проказам его учить не приходится.

Происходит формирование чувства предосторожности, разграничение понятий опасность – безопасность, вред – польза, нередко могут появиться тревоги, опасение темноты. Трехлетний ребенок может выполнить словесный трех- или четырехэтапный инструктаж. Увеличивается сговорчивость ребенка, он начинает осознавать возможность отсрочки немедленного исполнения своих желаний.

При правильном воспитании трехлетние малыши могут эмоционально сдерживаться.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и умения

Активный детский лексикон

Интеллектуальное развитие детей 3,5 лет позволяет им, разглядывая книжки, называть увиденных на картинках известных животных, знакомые бытовые предметы, малыши знают названия одежды, посуды, растений, техники. Они могут, говоря о себе, употреблять местоимение «я», знают и другие местоимения. Дети могут строить небольшие простые предложения, грамматически верно связывая в них слова.

В пособии Ушаковой по развитию речи для детей 3-5 лет, дается характеристика речевого воспитания, рассматриваются вопросы формирования детской речи, рассказывается, как можно посредством игр и занятий помочь малышам лучше усваивать грамматические категории, заинтересовать их родным языком.

Занятия, приведенные в книге, предусматривают пересказ сказок, рассматривание и описание игрушки и картины, предметов одежды, создание сюжетных рассказов на основе набора игрушек или о животных по картинкам.

Все эти упражнения способствуют обучению малышей правильной речи, расширяют их словарный запас.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и умения

Речь ребят должна быть четкой, воспринимаемой окружающими. Нередко детским действиям сопутствует рассказ малышей о том, что происходит в данный момент, по дороге из садика они сообщают родителям, чем занимались в течение дня. В речи становится гораздо меньше лепета, в противном случае требуется проконсультироваться у специалиста.

В этот промежуток малыши радостно заучивают и озвучивают коротенькие стихотворения и песни, сами пытаются рифмовать, интересуются взрослыми разговорами. Яркой приметой третьего года стало словотворчество – создание собственных словечек по образцам языка, но в данный момент не существующих в языке.

Словарный запас детей уже так богат, что они легко употребляют прилагательные, осуществляют подбор синонимов и антонимов.

Программой развития детей 3,5 лет предусмотрено большое количество самостоятельных умений – от одевания и правил гигиены до использования карандашей и ножниц. Знания малышей тоже расширяют границы: названия домашних и диких животных, растений, материалов, явлений природы, частей суток и времен года и многое другое.

Им необходимо уметь выполнять задания, не отвлекаясь, узнавать свойства и признаки, сходство и различие предметов. Дети должны знать основные цвета и геометрические фигуры, разбираться в понятиях много – мало, сравнивать реалии по размеру, форме, цветам.

Родителям придется приобрести энциклопедии, чтобы ответить на все вопросы своего ребенка.

Источник: https://pups.su/vospitanie/razvitie-rebenka-v-3-5-goda.html

Ребенку 3 года. Особенности развития

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и умения

Воспитывающие первенца родители нередко убеждены, что младенчество – наиболее трудный этап в жизни малыша: его реакции на окружающую действительность непонятны, эмоции необъяснимы, разъяснение физиологического состояния часто требует привлечения специалистов. Но к трем годам большинство карапузов начинают удивлять родителей ярким проявлением своей личности. Неужели все проблемы позади и легко ли воспитывать трехлеток?

Читайте: Развитие детей в 2 года.

Возрастные особенности детей 3 года жизни.

Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и умения

Возрастные особенности детей 3 года жизни еще в начале XX в. немецкий ученый Эльза Келер, а затем и отечественный психолог Лев Выгодский выделили в особый этап, который впоследствии получил название «кризиса трех лет». Если еще вчера родителям было трудно приучить малыша к самостоятельности, то теперь все чаще он него слышатся слова «сам!», «хочу/не хочу». Стремление ребенка к независимости нередко сопровождается сложными психологическими проявлениями: непослушанием, негативизмом, упрямством, бунтом. В этот непростой период родители должны выстроить с малышом новые отношения, основанные на спокойном реагировании на его поведение, установке разумных ограничений, поощрении самостоятельности и предоставлении права выбора. Проигнорировав это, можно нанести психоэмоциональному развитию ребенка серьезный вред, который впоследствии нивелирует только психотерапевт.

Дети 3 года жизни имеют широкий спектр эмоций. Они уже не только плачут и смеются, но и грустят, смущаются, восхищаются, нередко склонны к мечтательности и задумчивости. Благодаря совершенствующейся долговременной памяти трехлетки становятся любознательны и любопытны.

Он начинают отличать красивое от некрасивого, хорошее от плохого, проявлять симпатию к другим детям и некоторым взрослым, ощущать необъяснимые страхи, причина которых – стремительно развивающаяся фантазия, заставляющая додумывать то, что было увидено в мультиках и книжках, встречено в общественных местах.

Родители должны чутко реагировать на подобное, доброжелательно и убедительно «гасить» любые страхи ребенка.

Меняются трехлетки и в социальном плане. Постоянно возрастающая независимость часто делает их привязанность к родителям не такой сильной, как прежде. Поэтому большинство малышей спокойно посещаются детсад, школы раннего развития, надолго остаются с воспитателем или няней.

Малыши начинают «замечать» других детей, предлагая им пока еще примитивные ролевые игры. Конечно, многое здесь зависит от психоэмоциональных особенностей каждого ребенка: одни предпочитают играть сами с собой, другие любят бегать и лазать по горкам, третьи проецируют в играх домашние ситуации.

Но как бы то ни было, родители должны понимать, что социальная изоляция от сверстников не позволит трехлеткам полноценно развиваться.

Последнее во многом возможно только тогда, когда ребенок в физическом и интеллектуальном плане соответствует возрастным нормам.

  Что должен уметь делать ребенок 3 лет?

Психологическая литература предоставляет родителям развернутый перечень того, что должен ребенок в 3 года знать и уметь. Придерживаясь рекомендаций специалистов и обучая своего малыша необходимым навыкам, можно избежать многих трудностей в будущем. Итак, что должен уметь делать ребенок 3 лет:

  • иметь активный словарный запас в 300-600 слов, пассивный – в 1000 (для детей без речевой патологии)Что должен уметь ребенок в 3 года: особенности развития и умения
  • знать свой возраст, имя и фамилию;
  • здороваться, прощаться, благодарить;
  • концентрировать внимание не менее чем на 5 минут;
  • выполнять одновременно два разных действия (например, идти и хлопать);
  • считать до 3-5, владеть понятиями «один-много»;
  • называть и отличать друг от друга 7-10 базовых цветов;
  • сортировать предметы по форме и цвету (например, собирать матрешку из 4-6 составляющих, пирамидку – из 10 колец), при необходимости вставлять их в соответствующие отверстия;
  • отличать предметы по величине и фактуре (большой – маленький, мягкий – твердый);
  • рисовать линии и простейшие фигуры (круг, овал), раскрашивать с возможным заходом за границы предмета;
  • нанизывать бусинки на нитку, резать ножницами бумагу, лепить из пластилина шарики и «колбаски»;
  • называть изображенные на картинке предметы;
  • пересказывать небольшие сказки, рассказывать стихи, петь песенки.

Продуктивное физическое и интеллектуальное развитие невозможно без качественного питания, поэтому разработка примерного меню ребенка в 3 года – одна из важнейших задач родителей.

  Принципы питания детей 3-х лет.

Примерное меню ребенка в 3 года составляется на основе физиологических потребностей.Огромное значение для формирования детского иммунитета играют животные белки.

Они участвуют в «строительстве» тканей, благодаря чему обеспечивается рост ребенка. В сутки трехлетка должен получать не менее 80 гр. нежирного мяса, которое предлагается в отварном, тушеном или жареном виде.

Много белков есть и в куриных яйцах. Одно сваренное яйцо или омлет дается малышам через день.

В сутки ребенку следует употреблять около 500 мл пастеризованного молока или кисломолочных продуктов. Важно давать детям и масло (подсолнечное и оливковое в салатах, сливочное на бутербродах). Средняя суточная норма – 6 гр.

Для того чтобы ребенок получал достаточное количество углеводов, ему предлагают каши (до 200 гр. в день), мучные (100 гр. в сутки), макаронные и хлебобулочные изделия. Кроме того, ежедневно малыш должен получать около 200 гр. сахаросодержащих напитков (соки, компоты).

Читайте также:  Моторика рук для развития речи: тренируем пальчики, приемы, упражнения

Обязательно в меню ребенка в 3 года, должна присутствовать рыба, чьи омега-3 жирные кислоты играют важную роль в активизации умственной деятельности и развитии речи малышей. Суточная норма – 40 гр. Рыбу (желательно морскую) предлагают в отварном, тушеном, жареном виде.

 Примерное меню ребенка в 3 года.

Завтрак

  • гречневая (кукурузная, овсяная, перловая) каша, сваренное вкрутую яйцо или омлет, хлеб со сливочным маслом;
  • какао с молоком или чай.

Обед

  • второе: блюда из мяса или рыбы с тушеным овощным гарниром, а также салаты из свежих овощей, приправленные оливковым или подсолнечным маслом, хлеб из ржаной муки;
  • компот, чай.

Полдник

  • творожные блюда (например, запеканка, ватрушки, творожная масса);
  • молоко.

Ужин

  • тушеные овощи, котлеты из картофеля, фрикадельки, голубцы, пшеничный хлеб;
  • чай с молоком, кефир.

Читайте: Развитие ребенка 4 года

Источник: https://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/rebenku-3-goda-osobennosti-razvitiya/

Что должен ребенок уметь и знать в 3 года: навыки и умения. Сколько должен весить, спать, съедать, пить, говорить и знать слов, цветов ребенок в 3 года? Психология, зубы, эмоциональное, физическое развитие, моторики, у детей 3 года: норма, особенности поведения

Статья расскажет вам о особенностях развития ребенка в 3 годика.

Развитие мальчика и девочки в 3 года: сходства и различия

Основные сходства и различия:

  • С младенчества все мальчики и девочки имеют различия в развитии, как физиологическом, так и психологическом.
  • Девочки развиваются более стремительно, чем мальчики, и в 3 года эту разницу можно заметить, изучая их речь.
  • Девочки в 3 года уже бегло разговаривают, составляют предложения, описывают ситуацию, у них богатый словарный запас.
  • Интересно, но словарный запас девочек в 3 года гораздо богаче (не менее чем в 2 раза), чем у мальчиков.
  • Девочки очень эмоционально и чувственно воспринимают любую информацию и потому им легче запомнить новые слова.
  • Речь девочек более эмоциональна, чем мальчиков. Они умеют выражать чувства интонацией и жестикулировать.
  • Девочки способны слышаться родителей, воспринимая их слова, а мальчикам следует все наглядно показывать и объяснять.
  • Мальчики менее предрасположены к проявлению творческих способностей, чем девочки.
  • Девочки кропотливы, они могут долгое время сидеть за столом и рисовать, играться, смотреть мультики.
  • Мальчикам свойственно проявлять агрессию и быть более активными, чем девочки. Именно потому они предпочитают активные и спортивные игры.
  • Девочки более сосредоточены на своей личности, в то время, как мальчики очень неуверенные в себе и привязаны к родителям.

Как развиваются мальчики и девочки в 3 года?

Сколько должен съедать, пить ребенок в 3 года?

Правильное развитие ребенка, а так же его здоровье во многом зависит от качества количества питания малыша. Большинство родителей уверено в том, что при достижении 3-х летнего возраста ребенок становится настолько взрослым, что может есть практически все, чем питаются родители. Это утверждение ошибочно.

ВАЖНО: Конечно же, меню трехлетнего малыша намного шире, чем ребенка в 1 и 2 года. Тем не менее, если детское питание будет не полноценным, он не получит ряда важных витаминов и микроэлементов для развития. В 3 года ребенок активно растет и ему требует масса веществ.

Для малыша важно иметь свой режим питания, который будет приближен к «садиковскому» (3-х или 4-х разовое). Перекусам не следует быть слишком большими и многочисленными, а ночных кормлений и вовсе не должно быть. Грудное молоко – уже не пища для малыша, его следует полностью исключать (даже если вы до сих пор его кормите).

Другие правила:

  • Исключайте жирную и тяжелую пищу, особенно, если она приходится на вечер.
  • В сутки 3-х летнему малышу требуется не более 1600 ккал.
  • Большое значение имеет энергетическая ценность приемов пищи для ребенка. Самым калорийным следует быть обеду, менее калорийным завтрак и ужин, а самым щадящим – полдник.
  • Следует учитывать тот факт, что каждый ребенок индивидуален: у всех разный обмен веществ и потому некоторые детки могут любить покушать, а другие делают это без удовольствия.
  • В любом случае, заставлять ребенка есть нельзя – это выработает в нем негативные эмоции, и он будет сразу противиться, когда его позовут за стол.
  • Питание ребенка в 3 года должно быть разнообразным, богатым витаминами и минералами.
  • Дети должны есть рыбу и мясо (в этих продуктах много животного белка). Суточная норма – около 65-70 гр.
  • Лучше всего готовить пищу на пару или варить, но запекание и обжарка в минимальном количестве масла – допускается.
  • Обязательные элементы питания – молочные и кисломолочные продукты.
  • Углеводы очень важны для ребенка, но не простые, а сложные, например, злаки и крупы.
  • Включайте в меню полинасыщенные жиры (имеются в рыбе, орехах, морепродуктах, растительном масле).

ВАЖНО: Организм 3-х летнего ребенка требует большого количества жидкости. Каких-то особенных мер и норм не существует, ведь дети разные (одни крупные, другие худые, третьи полные). Предлагайте в течение дня малышу разные напитки: чаи, отвары, компоты и соки, молоко и кефир и не ограничивайте их в количествах.

Питание 3-х летнего малыша в 3 года

Какие нужны витамины ребенку в 3 года?

В возрасте 3 лет малышу важно укрепить свой иммунитет, а потому огромной ценностью обладает правильное питание.

Ребенок очень активен и общителен, всегда стремится что-то узнать или открыть для себя. Ко всему прочему малыш часто бывает в людных местах и садике, где есть риск подхватить бактерии и инфекции.

Именно поэтому иммунитету ребенка следует быть крепким, чтобы противостоять заболеваниям.

Какие микроэлементы нужны малышу:

  • Витамин А. Отвечает за формирование острого зрения. Так же необходим для регенерации кожных клеток, а так же укрепляет «молодой» иммунитет, делая его устойчивым к вирусам и инфекциям.
  • Витамины В. Участвуют во всех обменных процессах организма ребенка, помогает в выработке энергии клетками, помогает активно работать органам ЖКТ, улучшает состояние кожи и ногтей. Помогает работать печени, нормализует гормональный фон.
  • Витамин D. Помогает детскому организму усваивать кальций, вследствие чего крепкими становятся кости и зубы. Повышает иммунитет.
  • Витамин Е. Укрепляет сосуды и всю кровеносную систему. Помогает в регенерации клеток кожи и слизистых, других тканей.
  • Витамин С. Необходим для укрепления иммунитета. Питает мягкие ткани тела, укрепляет стенки сосудов.
  • Витамин К. Улучшает свертываемость крови
  • Кальций. Укрепляет костную ткань и зубы, способствует передаче нервных импульсов.
  • Медь. Неизменный помощник в образовании красных кровяных клеток.
  • Цинк. Не только укрепляет детский иммунитет, но и способствует тому, чтобы раны быстро заживали.

ВАЖНО: В случае, если ребенок часто болеет или плохо кушает, ему можно давать дополнительно комплексы витамин, купленных в аптеках.

Витамины для детей 3-х лет

Сколько должен весить ребенок в 3 года?

Данные нормы установлены врачами и специалистами в педиатрии. Соответствование данным стандартам говорит о правильном развитии ребенка, допустима небольшая оплошность в сотнях граммов, но не в килограммах.

Нормы:

Нормы веса для трехлетнего малыша

Сколько должен спать ребенок в 3 года?

В 3 года родители замечают несколько особенностей у своего ребенка:

  • Ребенок подрос и даже кажется вам взрослым, но он все так же нуждается в полноценном сне, который длится не менее и не более 12 часов в сутки.
  • Ощутимо уменьшается продолжительность сна днем и составляет около 1,5-2 часов (у некоторых всего 1 час).
  • Время бодрствования ребенка должно быть в среднем – 6 часов.
  • Если ваш ребенок категорически отказывается спать в дневное время суток, главное – ему достаточно высыпаться ночью (12 часов).
  • В 3 года ребенку уже следует спать отдельно в своей личной кроватке.

ВАЖНО: Существует такое понятие, как «кризис 3 лет». Характеризуется он проявлениями самостоятельности у ребенка. Малыш то и дело кричит «Я сам!» и так же яростно отказывается спать, утверждая, что это ему не нужно. Но, если идти у него на поводу, можно добиться перенапряжения, капризности и нервного истощения у малыша.

В 3 года ребенка бывает достаточно сложно уложить спать.

Поэтому вам необходимо придумать свой личный ритуал отхода ко сну, чтобы постепенно сменить период активности на спокойствия (иначе ребенок будет прыгать в кроватке, играться, пинаться, капризничать).

Хорошо ложится спать тот ребенок, что устал физически. Поэтому старайтесь насыщать день малыша активными играми, посильными нагрузками. Но следите за тем, чтобы не пришло перенапряжение, оно – враг здоровому сну.

Ночной сон – имеет жизненную важность для ребенка. Во время ночного сна организм восстанавливает все свои важные функции.

Недостаток дневного сна всегда следует компенсировать ночным (особенно, если вы жили по уже устойчивому режиму).

Еще одно важное правило – просыпаться днем и утром малыш должен самостоятельно (без родительского пробуждения). Если ребенка приходится будить утром, постарайтесь просто раньше укладывать его ночью.

Значение сна для малыша 3-х лет

Сколько должен говорить и знать слов ребенок в 3 года?

Речевые навыки у трехлетнего ребенка кардинально меняются, в сравнении с предыдущими годами. Родители замечают, что малыш уже осознанно говорит предложениями, а не лепечет все подряд.

Кроме того, малыш умеет говорить слова в единственном и множественном числе, склонять по падежам.

Словарный запас детей в 3 года – около 500-600 слов, но это средняя цифра, ведь многие слова не выговариваются малышами.

Что должен уметь говорить малыш:

  • Говорить свое имя и фамилию
  • Знать имена родителей, бабушек и дедушек, близких родственников.
  • Уметь составлять небольшие предложения приблизительно по 5 слов.
  • Вставлять в речь предлоги
  • Пользоваться существительными и глаголами, местоимениями.
  • Запоминать наизусть маленькие стишки и небольшие песенки.
  • Узнавать и называть предметы быта
  • Рассказывать то, что видит на картинке
  • Делать единственное и множественное число
  • Вести диалог, задавая и отвечая на вопросы

ВАЖНО: В возрасте 3-х лет многие дети становятся «почемучками». Они задают множество вопросов на разные темы и стараются узнать на них ответы.

Особенности речевых навыков в возрасте 3 лет

Какие должен знать фигуры, животных, цифры ребенок в 3 года?

В 3 года ребенок уже становиться достаточно умным, чтобы различать геометрические фигуры и цифры.

Он уже с полной уверенностью должен считать до 5-ти (причем некоторые детки делают это на русском и на английском, к примеру, если их научили родители).

Ребенок точно считает пальчики, показывает свой возраст и отсчитывает предметы (палочки, картинки, игрушки, конфеты). Кроме того, малыш должен знать, как выглядят цифры и уметь правильно их называть.

Читайте также:  Кризис 7 лет у ребенка: особенности и признаки возрастного кризиса

Ребенок в 3 года хорошо знаком с геометрическими фигурами:

  • Круг
  • Квадрат
  • Треугольник
  • Овал
  • Ромб

ВАЖНО: Ребенок пытается рисовать эти фигуры, пусть даже у некоторых это не совсем хорошо получается.

Сколько должен знать цветов ребенок в 3 года?

В 3 года малыш точно должен различать такие цвета:

  • Красный
  • Синий
  • Зеленый
  • Желтый
  • Черный
  • Белый

Так де некоторые называют такие цвета, как розовый, фиолетовый, оранжевый, коричневый, голубой. Дети в этом возрасте с удовольствием рисуют цветными карандашами и красками, называют цвета на одежде и в окружающей среде.

Что должен уметь рисовать ребенок в 3 года?

В 3 года ребенок тянется к знаниям и с удовольствием занимается творчеством. Самое любимое занятие – рисование. Он выбирает цветные карандаши и каски, стараясь опробовать каждый цвет и оттенок.

Что должен уметь рисовать малыш:

  • Солнышко
  • Круг
  • Квадрат
  • Дом
  • Море
  • Облако
  • Человечек
  • Волна
  • Полоса
  • Сердечко
  • Треугольник
  • Сердечко

Рисование ребенка в 3 года

Что должен уметь делать ребенок в 3 года?

В этом возрасте ребенок проявляет интерес ко многим творческим занятиям и урокам. Умения, которыми владеет малыш, говорят о том, как активно он развивается.

Что должен уметь ребенок:

  • Рисовать карандашами
  • Рисовать красками (кисточкой и пальчиками)
  • Лепить из пластилина и теста
  • Открывать и закрывать крышечки на бутылках
  • Хватать и собирать пальчиками мелкие предметы, аккуратно складывать их в баночки и коробочки.
  • Нанизывать бусины на тугой шнурок
  • Считать и называть цифры
  • Строить из конструктора
  • Здороваться и прощаться
  • Называть по именам близких и друзей
  • Кушать самостоятельно
  • Самостоятельно садиться на горшок
  • Рассказывать кратко о себе
  • Знать названия животных и некоторых птиц
  • Называть бытовые предметы
  • Различать до 10 цветов
  • Повторять простые стишки и песенки

Зубы у детей 3 года: норма

Количество зубов во рту малыша, говорит о его правильно развитии и полноценном питании. В 3 года у ребенка должно быть не менее 20 зубов и ему следует регулярно посещать стоматолога с проверками.

Зубы у трехлетнего ребенка

Психология и эмоции ребенка в 3 года: особенности поведения

Особенности:

  • Ребенок обретает потребность в постоянном общении
  • Ему важно, чтобы его уважали взрослые и сверстники
  • Возраст характеризуется неустойчивым эмоциональным фоном.
  • Заметно, что самооценка у трехлетнего ребенка завышена
  • Часто не переживает о том, что делает и какие за этим будут последствия.
  • Ребенок становится противоречивым
  • Постоянно стремиться к самостоятельности
  • Не любят, когда ограничивают его свободу
  • Очень часто проявляет агрессию к тому, что ему не нравится.
  • Не редко бывает упрямым

 Развитие моторики у детей 3 года: норм

Занятия:

  • Учите малыша правильно держать в руках карандаш и кисточку при рисовании.
  • Практикуйтесь рисовать и обводить предметы (игрушки, геометрические фигуры).
  • Рисуйте круги, спирали, другие геометрические фигуры и линии.
  • Практикуйтесь в аккуратном заштриховки и раскрашивании рисунков.
  • В раскрашивании учите малыша не выходить за границы
  • Учите малыша держать ножницы и пользоваться ими, разрезая по линии.
  • Практикуйте малыша в аппликации, пользуясь сухим клеем.
  • Практикуйте занятия лепки, создавая шарики и колбаски

Развитие ребенка в возрасте 3-х лет

Физическое развитие ребенка 3 лет: норма

Навыки ребенка:

  • Умение пользоваться в равной силе правой и левой рукой
  • Ходить на прямой ступне, на пятках и на носочках
  • В зависимости от требований, делать маленькие и большие шаги.
  • Прыгать и скакать, бегать прискоком
  • Владеть темпом в ходьбе и беге
  • Держаться за руки со сверстниками в игре и с родителями
  • Преодолевать препятствия
  • Бросать и ловить мяч
  • Толкать ногами мяч, отбивать его
  • Играть в спортивные игры
  • Танцевать
  • Управлять своим телом
  • Держать равновесие
  • Стоять на одной ножке
  • Наклонять туловище
  • Крутить велосипедные педали
  • Ходить вперед спиной
  • Спускаться и подниматься по лестнице
  • Двигать ручками и ножками во время плавания

Какие должен освоить ребенок в 3 года социально-бытовые навыки?

В 3 года ребенок достаточно развит, чтобы самостоятельно обслуживать себя в бытовых условиях:

  • Самостоятельно кушать и пить
  • Держать ложку и вилку, стакан
  • Наливать из кувшина воду в стакан
  • Выбрасывать мусор в ведро
  • Собирать разбросанные игрушки
  • Ставить на стол посуду
  • Садиться на горшок
  • Раздеваться и одеваться (за исключением некоторых предметов одежды, которые самостоятельно надеть достаточно сложно).
  • Обуваться
  • Открывать и закрывать двери, стучатся в двери
  • Укрываться одеялом
  • Поправлять и заправлять пастель (не идеально, но проявлять к этому желание и способности).
  • Проявлять желание помогать родителям в уборке (хвататься за пылесос, веник или тряпку).
  • Поливать цветочки (под наблюдением взрослых)
  • Просить о потребностях сходить в туалет или кушать
  • Самостоятельно брать вещи, книжки, игрушки с полок и класть их на место
  • Отодвигать и задвигать за стол стулья
  • Избегать опасных предметов (огонь на плите, горячих батарей, источников тока, розеток).

Видео: «Что происходит с ребенком в возрасте 3 лет?»

Источник: https://heaclub.ru/chto-dolzhen-rebenok-umet-i-znat-v-3-goda-navyki-i-umeniya-skolko-dolzhen-vesit-spat-sedat-pit-govorit-i-znat-slov-cvetov-rebenok-v-3-goda-psihologiya-zuby-emocionalnoe-fizicheskoe-razvitie

Развитие ребенка в 3 года

Что должен уметь ребёнок в 3 года? Какие игры помогут ему в развитии? Узнаем о речевых и физиологических особенностях малыша 3-х лет.

В 2 года ребёнку интересно самому познавать этот мир – большинство детей в этом возрасте уже бегают и вовсю этим пользуются. А к 3-м годам совершенствуется координация движений: дети умеют самостоятельно подниматься по лестнице, прыгают.

Беговелы и самокаты развивают координацию движений и умение держать равновесие. Любая физическая активность, в том числе и гимнастика, полезна для развития ребёнка.

Ребёнок 3-х лет: развивающие игры

Трехлетний ребёнок в достаточной мере владеет мелкой моторикой (тонкими движениями пальцев). Это позволяет ему рисовать фломастерами, мелками и красками, лепить несложные фигуры из пластилина. Ему нравится разукрашивать раскраски и собирать крупные пазлы по картинке. У ребёнка 3-х лет развиваются и аналитические способности, характерные для этого возраста:

  • определение форм предметов: круг, квадрат, треугольник, овал;
  • знание цветов (8 основных цветов) и умение отличать их друг от друга;
  • умение различать правую и левую стороны;
  • умение определять и сравнивать размеры предметов минимум по одному признаку (цвет, форма, предназначение): хорошо получается складывать пирамиду или башню из кубиков.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет

Чтобы развитие ребенка в 3 года проходило полноценно, этот процесс должен быть  многогранным. Необходимо уделять внимание физическому и интеллектуальному развитию, которое включает в себя и сенсорное.

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – это формирование у малышей систем зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. В двух- и трёхлетнем возрасте очень важно не упустить время, так как это пик детского развития, когда крохи буквально всё схватывают на лету.

Как развивать сенсорные навыки в 2-3-летнем возрасте? В первую очередь, делать это в игровой форме. К примеру: учить ребенка складывать картинку из геометрических фигур — как на рисунке. Или  находить предметы, по форме напоминающие известные малышу геометрические фигуры.

Сенсорное развитие очень важно для детей – оно способствует внимательности, концентрации внимания, тактильной восприимчивости и образному мышлению.

Варианты развивающих игр для детей на аналитические способности

  • Предложите малышу внимательно посмотреть на 4 предмета и найти среди них два одинаковых.
  • Предложите сравнить разные предметы по размеру (самый большой, самый маленький) и другим признакам.
  • «Кто в каком домике живет?» или «У кого какие мамы?»: собачка в конуре, птичка в клетке, заяц в норе и т.д. Любой из вариантов данной развивающей игры для детей основан на способности ребёнка находить связь между явлениями и предметами, объединяя их по определенным признакам.
  • Попросите малыша рассказать, что он видит на картинке.

Всем детям, за исключением новорожденных, нравится смотреть мультики. Но нужно ограничить время просмотра до 2-х часов в сутки.

Мультики для детей 3-х лет должны быть развивающими.

Начинайте любую развивающую игру для детей с простого задания, затем постепенно его усложняйте, тем самым поддерживая интерес ребёнка.

Развитие речи детей 3-х лет

Резкое скачкообразное развитие речи детей в период между 2-х и 3-х летним возрастом ведёт к тому, что словарный запас ребёнка значительно расширяется, речь становится связной и последовательной. Но её нужно по-прежнему поощрять, задавая вопросы, переспрашивая, если что-то не понятно, и внимательно слушать.

Эмоциональное, терпеливое участие взрослых важно в становлении речи. Поскольку обратное поведение с их стороны может привести к осложнениям.

Одна из причин заикания у детей связана с тем, что ребёнок только учится строить сложные предложения, говорит медленно, сбивается. Если взрослый слушает невнимательно, перебивает и торопит — может развиться заикание.

Речевое развитие детей 3-4 лет

  • задаёт много вопросов: в нём просыпается «почемучка»;
  • строит предложения с глаголом, существительным, прилагательным и предлогом;
  • овладевает понятиями: овощи, одежда, животные и т.д.;
  • способен выучить короткие стихи и песенки;
  • владеет первичным навыком пересказа: с помощью взрослого может рассказать сказку или события из прожитого дня.

Что должен уметь ребёнок 3-х лет 

Степень владения санитарно-гигиеническими навыками зависит от того, с какого возраста и насколько настойчиво родители прививают малышу самостоятельность. Те, у кого не первый ребёнок, а второй или третий, обычно быстрей «ведут» процесс обучения малыша бытовым задачам. Итак, что должен уметь ребёнок 3-х лет дома:

  • ходить на горшок;
  • чистить зубы;
  • одеваться (пусть не всегда правильно);
  • застёгивать хотя бы одну пуговицу на одежде;
  • сморкать и вытирать рот салфеткой;
  • мыть руки.

Распорядок дня и чёткое понимание того, когда нужно ложиться спать, когда питаться и играть — способствует более эффективному закреплению навыков.

Таблица физического развития ребёнка в 3 года

Оценивая развитие ребёнка в 3 года, врач-педиатр обычно проверяет его рост и вес, а также навыки и умения.  Однако родителям надо помнить, что таблица физического развития ребёнка в 3 года – это всего лишь средний показатель. А каждый ребёнок развивается индивидуально.

3 года Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 13,0 17,4
Вес девочек, кг 12,5 17,0
Рост мальчиков, см 91,0 102,0
Рост девочек, см 91,0 101,2
Окружность головы мальчиков, см 48,7 52,3
Окружность головы девочек, см 47,6 51,1
Окружность груди мальчиков, см 50,0 55,0
Окружность груди девочек, см 49,1 56,0

Какие еще есть параметры физического развития ребёнка в 3 года? Малыш уже умеет кататься на трёхколесном велосипеде и самокате. Не боится плавать в бассейне или море.  Любит играть в спортивные игры: перешагивать через брусочки, бегать «восьмеркой», ловить мяч, спрыгивать с маленькой высоты. К этому возрасту кроха уже умеет выполнять два действия одновременно. К примеру, хлопать и прыгать.

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/razvitie-detej-v-3-i-4-goda/

Ссылка на основную публикацию