Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Грамматический строй речи превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Это речевое «волшебство» каждый человек обязан освоить в дошкольном возрасте. 

Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Ребенок даже не подозревает, в какую непростую работу включается его детский мозг. Подражая речи взрослых, он схватывает основы родного языка. Дальнейшая задача дошкольника – овладеть правильными речевыми формами, а задача взрослого – помочь ему в этом.

Понятие и составляющие грамматического строя

Поскольку мы имеем дело с научным понятием, проясним его суть. Речь любого языка имеет четкую структуру. Словарный запас – это база, кирпичики. Чтобы слова обрели силу и действие, необходимо использовать их в соответствии с законами родного языка.

Четкие правила, как сочетать слова друг с другом, чтобы образовывались внятные предложения со смыслом, называют грамматическим строем речи.

Некоторые правила использования языка сформированы сотни лет назад, но полноценно действуют и сейчас. Трудно объяснить, чем они обусловлены. Однако эти законы изменения слов и построения фраз регулируют способы образования предложений и обеспечивают людям понимание друг друга.

Грамматика служит логикой языка и организует речь. Весь грамматический каркас включает три составляющие:

  • Морфология
  • Словообразование
  • Синтаксис

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста состоится, если они овладеют каждой из этих сторон. Соответственно, правильная речь ребенка станет полноценным средством общения и познания, а личность дошкольника поднимется на ступеньку готовности к школьному обучению.

Как формируется грамматический речевой строй в дошкольный период

Освоение грамматического строя – сложный умственный процесс. Правила постигаются детьми постепенно в живой речи. Ребенок еще не знает отношений и связей действительности, а именно они являются основой овладения грамматикой.

Первые шаги в познании правил родного языка начинаются с первых слов, но говорить о грамматике в это время еще рано. После двух лет малыш использует двухсловные предложения. Только к трем годам в онтогенезе некоторых детей можно наблюдать грамматический строй речи в их коротких высказываниях.

Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Сначала с помощью наглядно действенного мышления познаются предметные связи, а за этим следует оформление их в слова и предложения. Ребенок интуитивно воспроизводит те связи и отношения, которые он наблюдает вокруг. Поскольку он хочет, чтобы его понимали, то ориентируется на нормы произношения взрослых и шаг за шагом преодолевает этапы формирования грамотной речи.

До 4-х лет каждое слово дошкольника имеет единственное понятное ему толкование – он говорит о конкретном предмете или ситуации. Например, может требовать «включить» зонтик, дым от костра во время пикника.

На пятом году жизни дети открывают для себя словотворчество, что имеет прямое отношение к словообразованию. Их потешают придуманные ими рифмующиеся слова наподобие грушка-мушка, зайчик-пайчик. Присваивают также новые названия некоторым вещам, часто неожиданные: санки — везунчик, краски — пятналки и пр.

Пятилетний дошкольник постепенно овладевает синтаксисом и морфологией. Научается изменять слова по родам и падежам. Использует единственное и множественное число существительных, применяет обобщения.  Старается соблюдать порядок следования слов в предложении, сочетаемость слов.

Усвоение грамматических норм родного языка воздействует на мышление дошкольника. Появляется логика в мыслях, последовательность в их озвучивании, благодаря чему формируется связная речь. Следует заметить, что, в какой бы языковой среде ни находился ребенок, овладение речью требует активного мышления.

Развитие морфологической стороны речи

Морфологическая система – это царство форм слов и их речевых свойств. Грамматический строй речи у дошкольников сформируется, когда они в полной мере будут использовать все части речи.

Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Предстоит разобраться с числом и родами существительных, научиться склонять по падежам, применять глаголы в соответствии с временной формой, а прилагательные с их сравнительной степенью.

Погрузиться в морфологическую систему дошкольнику помогает фонематический слух, который формируется до 2-х лет. Сначала ребенок ориентируется на звуковую сторону морфем, прислушиваясь, как говорят старшие, а потом научается обращать внимание на фонематические признаки.

Раньше всего дети начинают понимать единственное и множественное число. Сложнее всего усваивается дошкольником род существительных, потому что здесь не работает аналогия, которую ребенок с легкостью применяет.

Затруднительно разобраться с окончаниями существительных в разных падежах. Наибольшие сложности вызывает применение родительного падежа множественного числа. Детям невдомек, почему так разнообразны изменения слов: руки-рук, столы-столов, ножи-ножей. Поэтому в детской речи часто можно услышать: много «яблоков», мало «стулов», пять «тарелков».

Доставляет проблемы и предложный падеж. Освоив форму в доме, в комнате, дети пытаются говорить « в роте», «в саде».

Распространены ошибки в использовании глаголов: «вставаю», «плакаю» – по аналогии с делаю, играю; «бегим», «глажим» вместо бежим и гладим.

Систематизация позволяет выделить типичные ошибки в речи дошкольника:

  • Искажение существительных в родительном (особенно во множественном числе) и предложном падежах;
  • Неумение определить род существительного и соотнести с ним прилагательное или глагол (например, слоник упала, деда пришла, хороший Даша);
  • Придумывание глаголов с опорой на уже известные аналогии.

Разновидностей ошибок, которые допускают дети в процессе формирования грамматически правильной речи, значительно больше. Но с каждым годом ребенок приобретает речевой опыт, фонематический слух помогает воспринимать грамматические формы, и многие ошибки устраняются без дополнительного вмешательства.

Формирование навыков словообразования

Процесс образования слов тесно переплетается с морфологией. Детская попытка словотворчества помогает уяснить ребенку, что новое слово может появиться, если немного изменить уже знакомое.

Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Многие словообразования и словоизменения происходят при помощи приставок, суффиксов. Конечно, дошкольник не знает таких структурных понятий. Но он интуитивно выделяет в слове корень и использует его для получения нового.

Первыми подхватываются суффиксы, приводящие к уменьшительно-ласкательным обозначениям. Дети активно используют слова маленький, хорошенький, гладенький, добренький. Или существительные другого ряда – платочек, горшочек, котеночек. При этом часто проскальзывают ошибочные варианты: «ложечек», «стулочек».

Способы образования новых слов в дошкольном возрасте часто опираются на функцию, которую обозначает понятие. Так, вместо помощь дети говорят «помогание», стук заменяют на «стучание».

Особенно сложно осознается ребенком определение детенышей животных. Дошкольники пытаются вместо жеребенок употреблять «лошаденок», вместо ягненок – «овченок». Без помощи взрослого детям в таких понятиях не разобраться.

Родителям важно внимательно относиться к тому, какие слова звучат в речи ребенка и обязательно разъяснять, как правильно нужно называть предмет или существо, исправлять ошибочные формы глаголов и прилагательных.

Освоение синтаксиса детьми дошкольного возраста

Синтаксис отвечает за порядок слов в предложениях, их сочетаемость и согласование. Именно синтаксическая система помогает сформировать и выразить мысль. Только та речь, которая образована с учетом правил морфологии и синтаксиса, понятна собеседнику.

Ребенок начинает строить первые предложения, когда его словарик уже накопил примерно 50 слов. До 4 лет ему удается формулировать, в основном, простые предложения.

Пятилетние дети активно используют союзы и составляют сложносочиненные предложения («Я хочу рисовать, а он мне не дает карандаши!», «Мы катались на паровозике, потом мы купили мороженое и съели»).

Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Значительное место в разговоре ребенка занимают сложноподчиненные предложения: «Будем есть конфеты, когда гости придут», «Маша села на пенек, потому что ножки устали».

Синтаксические ошибки проявляются в нарушении порядка слов («Идем домой почему?»), в неверном использовании предлогов («В опушке леса стоит избушка»).

Важно учитывать, что синтаксические ошибки имеют более устойчивый характер. Нужно обращать внимание дошкольника на правильный порядок слов, объяснять уместность того или иного предлога, а также показывать примеры новых конструкций, чтобы предложения не были однотипными.

Лексика и грамматика родного языка в развитии дошкольника

В тесной взаимосвязи с освоением грамматических норм у ребенка накапливается словарный запас (лексический строй). Лексика родного языка – это огромный пласт. В дошкольном периоде прорабатывается только незначительная его часть. Развитие словарного запаса происходит на протяжении всей жизни.

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников происходит на основе наглядно действенного и образного мышления. К семи годам ребенок оперирует словарем, насчитывающим примерно 4000 слов.

Лексический запас дошкольника включает понятия распространенных предметов и явлений, их качества и свойства, а также многочисленные связи окружающего мира. В детском словаре мало абстрактных слов и специальных терминов, социально значимых и обобщенных понятий. Словарный запас будет расширяться с накоплением знаний, обучением чтению и дальнейшим познанием действительности.

Развитие лексико-грамматического строя речи зависит от особенностей формирования познавательных процессов ребенка. Чем более развиты восприятие, внимание, память, тем быстрее пополняется словарный запас, и чаще звучит грамматически правильная речь в дошкольном возрасте.

Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрастеРазвитие познавательных процессов способствует формированию речи

Роль и ответственность родителей в формировании речевых умений ребенка состоит в создании благоприятной среды. Ребенок заимствует все – верные, искаженные фразы, речевые обороты, которые употребляют родители. Взрослым необходимо грамотно говорить самим, чтобы в естественных условиях прививать привычку детям говорить правильно.

Игровые методы развития лексико-грамматического строя речи

Дидактические игры облегчают детям усвоение категорий и понятий, эффективно закрепляют правильные словоформы, развивают словесно-логическое мышление. Их можно проводить с использованием картинок и другого наглядного материла. Вполне допустимо «играть в слова» во время обычной прогулки.

Примеры игр и упражнений

Что изображено на картинке. Подготовить наглядный материал с изображением одного и нескольких образов (дерево, стул и пр).

Цель: Усвоение множественного числа.

Дети называют, что видят на картинке. Сначала продемонстрировать картинку с одним изображением, затем – с множеством (дерево — деревья, карандаш — карандаши).

Подбери подарки для друзей. Для игры подготовить два десятка подходящих игрушек и мелких предметов (медвежонок, зайчик, платок, машинка, чашка, совок и т.д.).

Цель: Обучение интуитивному морфологическому анализу.

Предложить ребенку выбрать только то, что заканчивается на «ок». В следующей попытке — на «ка». Выбирая предмет, важно его называть. Особое внимание уделять тем наименованиям, которые можно использовать двояко (медвежонок, мишка).

Всему свое место. Наглядный материал – картинки, на которых изображены предметы или продукты.

Цель: Закрепление категории рода имен существительных.

Ребенку необходимо разложить все картинки, сформировав три набора, каждый из которых соответствует одному роду. Для определения рода дошкольник проговаривает: «мой …», «моя…», «мое…».

Упражнения, которые можно выполнять «на ходу»:

  • Придумать группу слов на основе одного: цвет (цветок, цветочек, разноцветный, соцветие, одноцветный), лист (листок, листопад, листики) и пр.
  • Определить множественное число понятия – лист, дорога, тропинка и др.
  • Осваивать склонение существительных и определение принадлежности с помощью ответов на вопросы: Кого угостить орешком в лесу? Чей хвостик выглядывает из-за дерева?
  • Формировать умение оперировать сравнительными прилагательными (дерево выше, дорожка уже, листок больше и пр).
  • Расширять лексический запас, придумывая характеристики (ягодка какая, птички какие и т.д.).

Источник: https://alldoshkol.ru/razvitie_rechi/grammaticheskij-stroj-rechi

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Навык изменения слов и их образования называется грамматической стороной речи. Грамматический строй речи у дошкольников приобретается самостоятельно, так как дети копируют речь окружающих людей.

Основы грамматического строя

Способность верно проговаривать окончания, использовать предлоги — важна для цельного и правильного становления речи ребенка.

Формирование грамматически правильной речи возникает на базе когнитивного развития, в игровой форме или с применением других способов продуктивной деятельности.

Благоприятная атмосфера в семье, хорошая степень развития лексикона, речевая практика, уравновешенная нервная система ребенка — на все это обращайте внимание в процессе становления малыша как личности.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников важно для понимания того, о чем говорят окружающие, умения выражать мысли. Благоприятно сказывается на становлении ребенка как личности, расширяет спектр его знаний и кругозора, способствует социализации.

Иногда у дошкольников возникает сложность с овладением грамматическими формами речи. Перечень некоторых из них:

  • ошибки в употреблении окончаний;
  • неправильное употребление форм;
  • ошибки в использовании падежных форм;
  • неуместное использование предлогов.

Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Этапы и задачи

Формирование грамматического строя речи у дошкольников — постепенный процесс, проходящий в несколько этапов разного уровня сложности. Здесь важно замечать общие закономерности построения фраз.

План, по которому проходит лексико-грамматическая система речи у дошкольников, может включать:

  • организацию;
  • презентацию очередного материала;
  • укрепление знаний с помощью наглядных материалов;
  • связанные с темой занятия физические упражнения;
  • индивидуальное закрепление материала.
Читайте также:  Моторика рук для развития речи: тренируем пальчики, приемы, упражнения

Все этапы дают возможность обеспечить:

  1. хорошую активность;
  2. закрепление навыков;
  3. экономию учебного времени.

Эмоциональную активность детей повышает верно выбранный иллюстративный материал, который способствует увеличению эффективности упражнений.
Каждое занятие должно быть познавательным, проходить в игровой форме. Возможно применение соревновательного момента, физических упражнений, чтобы обучение проходило в более интенсивном режиме и занимательной атмосфере.

Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста начинается рано. В возрасте трех лет уже используются понятия, как время, число, род. Речь для малыша уже является главным средством общения.

Своевременное овладение грамматическим строем речи включает не только закономерности усвоения, но и сложности на пути изучения русского языка. Наш язык богат исключениями и правилами, которые важно запомнить.

В полной мере малыш осваивает грамматику в возрасте 8 лет, это подтверждено исследованиями.

Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников состоит из предупреждения ошибок, результативного исправления ошибок, развития синтаксиса.

Особенности

В образовательной деятельности детей дошкольного возраста значительное внимание уделяется обучению родному языку и развитию речи. В первую очередь грамматической стороне речи малыш обучается в общении и развивает лексикон с помощью родителей и педагогов. Дидактические игры, включенные в речевые уроки, — важный элемент в усвоении изученного материала.

Стоит отметить, что не все сложные грамматические формы могут быть закреплены в ходе уроков. Это значит, что важно развивать языковое нутро детей, когда ребенок сможет без посторонней помощи ориентироваться в образовании слов.

Неодинаково усваиваются детьми синтаксис, морфология и словообразование. Младшая и средняя группа направлены на усвоение закономерностей склонения и спряжения.

Старшая возрастная группа ставит задачи, которые нацелены на изучение традиционных форм слов. Из этих форм состоит словарь ребенка, которым активно пользуется.

Методы сообразования слов изучаются после усвоения материала по словоизменению.

Особенности усвоения детьми грамматического строя определяются установившимися методами подготовки и проведения занятий, способами общения с окружающими. Каждый дошкольник имеет свой опыт, личные особенности, присущие его уровню речи. Поэтому грамматические занятия в детском учреждении должны проходить так, чтобы ребенок получал задачи с которыми справится.

Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Этапы формирования грамматического строя

  1. На первых порах изучения материала малыш учится понимать смысл сказанного.
  2. Далее малыш приступает к практике. Использует усвоенные грамматические средства в речи. Дошкольник копирует речь окружающих взрослых.
  3. Следующий этап — самостоятельное словообразование в соответствии со знакомыми словами.

Анализ правильности речи

У каждого возраста стоят свои грамматические цели. Например, в младшем возрасте главное — морфология: чередование звуков, использование сравнительной степени прилагательных. Усваивается образование существительных и глаголов.

В среднем возрасте, например, уже используются точные названия посуды. Для изучения новых слов требуется немалое количество тренировок, в которых ребенок учиться их употреблять. В этом случае дидактические игры и занятия — лучшие помощники.

Новые направления грамматики добавляются в старшей группе. Усложняется синтаксис, запоминаются единичные формы и исключения, усваиваются новые способы образования слов всех частей речи. Дошкольники заинтересованы в грамотной речи, исправлении своих и чужих ошибок.

Игровая форма развития грамматики у детей дошкольного возраста

Игра — важная развивающая техника для детей, которая всегда интересна.

Чаще всего для детей игра носит самопроизвольный характер и возникает при соблюдении ряда условий: впечатления, которые дарит окружающий мир, игрушки, взаимодействие со взрослыми.

Игра воспитывает сразу несколько качеств, так как участвуют разные органы и психические процессы, которые вызывают переживания. Такого рода деятельность помогает адаптироваться в группе, развивает организаторские навыки, дисциплинирует.

Грамматика — часть формирования речи и мышления дошкольника и задействована в становлении личности малыша. В процессе полноценного развития грамматическая сторона речи — важный элемент. Анализируя речь взрослых, дошкольник изучает непростую систему закономерностей грамматики, выявляет общие практические правила, собирает и закрепляет их в речи.

Понятной и организованной нашу речь делает грамматика. Правильное ее усвоение положительно влияет на мышление дошкольника. Мысли становятся логичными, последовательными. Стремление говорить грамматически правильно важно воспитывать с раннего возраста.

Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Формирование грамматически правильно построенной речи происходит следующими путями:

  • нахождение в благоприятной языковой обстановке, где ребенок находит образцы для подражания;
  • высокий уровень речевой культуры у родителей и педагогов;
  • предупреждение грамматических ошибок;
  • практика полученных знаний в речи;
  • корректирование ошибок.

Речь взрослых может принести дошкольнику как пользу, так и вред. Например, ребенок зачастую подражает взрослым, копируя их ошибки. Важно подавать культурный и верный речевой пример. Если взрослые говорят правильно, внимательно относятся к речи окружающих, дети перенимают их манеру общения.

Не стоит забывать, что перенимают и неряшливую манеру, поэтому важно следить за собой при воспитании дошкольников. Это профессиональный долг педагога и обязанность любящих родителей.

Первые прививают базовую часть правильной речи на практических занятиях, а вторые при воспитании в повседневном общении.

Обследование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Обследование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста проводится для понимания того, как малыш использует непростые системы грамматических выражений.

В ходе беседы с малышом иногда не удается заметить аграмматизм в речи. Поэтому иногда нужно специально исследовать грамматическую сторону речи.

Составление историй или предложений по определенным картинкам — один из методов, который используется в таком случае.

Здесь необходимо заострить внимание на следующем:

  • каким образом ребенок рассказывает содержание картинок (в виде повествования или перечисления);
  • какие использует предложения (простые или распространенные);
  • также важна правильность применения предлогов.

Кроме этого метода должны быть использованы и другие способы занятий. Например, применяя опорные слова, необходимо составить предложение. Ребенку называют четыре опорных слова, просят при помощи дополнительных слов составить предложение. Существует усложненный вариант упражнения — составление не просто предложения, а целого рассказа.

Для определения уровня грамматических знаний у дошкольника для начала проверяют умение использовать предлоги в речевой практике. Например, малыш вставляет пропущенные предлоги в предложенный рассказ. У детей старшего возраста проверяют навык употребления более сложных предлогов.

Далее определяется умение использовать существительные в различных падежных формах. Здесь также можно воспользоваться картинками. Таким же способом проверяют умение употреблять падеж в зависимости от числительного.

Чтобы проверить навыки употребления существительного с глаголом, используйте карточки, на которых изображено действие.

Навык использования суффиксов проверьте, предложив дошкольнику словообразование по аналогии, например, дача — дачник, защита — защитник и т.д.

Ребенок дошкольного возраста с хорошим и приемлемым уровнем речевого развития запросто справляется с перечисленными упражнениями, дети со слабо развитой речью допускают ошибки. От уровня грамматического развития зависит и количество допущенных ошибок: кто-то совершает их часто, а кто-то лишь в трудных ситуациях.

Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Современный метод формирования грамматического строя

Исходя из уровня познавательного развития происходит формирование грамматической стороны речи, овладение которой — долгий и непростой путь. К 5-6 годам этот процесс завершается. Школьные запросы к развитию речи ребенка в нашем мире крайне высоки. Программа школьного обучения становится более сложной.

Дети, которые только поступают в школу, должны уметь изменять слова, знать основы словообразования, обладать навыками нахождения связи слов в предложениях, без посторонней помощи находить и исправлять ошибки. Перед педагогами дошкольного образования стоит цель по формированию грамматических категорий у детей.

Грамматический строй включает синтаксис, словообразование. Подражая манере взрослых, которые составляют окружение, у дошкольника формируется собственный аппарат речевого грамматического строя. Именно он позволяет людям общаться между собой.

Необходимо обращать внимание на правильность речи с малолетнего возраста. На первый взгляд даже самые незначительные нарушения могут свидетельствовать о каких-либо отклонениях в развитии малыша.

Если же допущенные ошибки не связаны с незнанием правил, необходимо вовремя обратиться к логопеду.

Использовать дидактические игры при формировании грамматической стороны речи у ребенка дошкольного возраста — весело и продуктивно. Такой способ считается одним из самых эффективных приемов обучения. Мяч — частый атрибут в таких играх. Педагог передает его дошкольнику, произнося какое-либо слово, например стул, малыш, называет уменьшительный вариант этого слова — стульчик.

Следующая техника таких игр заключается в том, что малыш рисует какой-то предмет и объясняет, что нарисовал. Так игры помогают более осознанно усвоить пройденный материал грамматического строя речи.

В ходе игры дети сосредоточенно выполняют задания. Игра вызывает у малышей больший интерес к урокам, проще выявляются закономерности языка, которые дети привносят в речь.

Такая игровая деятельность познавательного характера благоприятно сказывается на психике ребенка.

В повседневной жизни родители могут должны продолжать учить детей грамматически правильно выстроенной речи. Во время прогулки, бытовых дел взрослые обязаны подавать правильный пример для подражания. Тогда лексико-грамматический строй речи у дошкольника будет на достойном уровне.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/grammaticheskij-stroj-rechi-u-doshkolnikov.html

Особенности развития грамматического строя речи в онтогенезе

Гвоздев А.Н. выделял четыре периода процесса формирования способности использования правил грамматического строя речи у детей. Это исследование ясно демонстрирует тесную взаимосвязь между морфологической и синтаксической языковыми системами. Рассмотрим подробно каждый из этих периодов.

Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Первый период

Это этап, когда ребенок, в возрасте от 1 года и 3 месяцев до года и 10 месяцев, формирует предложения, состоящие в основном из слов-корней.

Причем данный период можно условно разделить на два важных этапа:

  1. Время, когда ребенок строит однословные предложения.
  2. Время, когда ребенок начинает строить предложения, состоящие из нескольких слов-корней

1 этап первый период ( 1г.3м. – 1г.8м.)

В эти пять месяцев своего развития ребенок в основном использует однословные предложения. Ребенок знает очень немного слов, но это главные слова в его жизни – они помогают сформулировать и донести до родителей свои желания и впечатления. А так как для полноты выражения чувств запаса слов часто не хватает, ребенок начинает использовать жесты, мимику и интонацию.

Первые слова в жизни ребенка чаще всего не подчиняются грамматическим основам языка и являются аморфными словами-корнями. В разных предложениях независимо от требуемой грамматической конструкции, слова звучат одинаково без изменений.

Больше всего ребенок на этом этапе употребляет существительных, которые либо являются звукоподражательствами либо обозначают названия предметов и людей. Причем многие слова ребенок искажает (моко, бака).

I этап второй период (1г.8м. – 1г. 10м.)

Этот этап знаменуется тем, что ребенок начинает говорить фразами. Сначала он объединяет в словосочетания по два слова. Постепенно он учится связывать в фразу три слова. При этом нет никакой грамматической связи в этих словах. Для того, чтобы объяснить, как эти слова взаимосвязаны между собой, ребенок активно использует жесты, мимику и интонацию.

Слова по прежнему не претерпевают изменений и употребляются в одной аморфной форме. Например, существительные ребенок либо искажает в единую неизменную форму, либо без искажений в именительном падеже. Начинают появляться глаголы, но они также используются только в одной усвоенной ребенком форме.

Если проанализировать речь ребенка на этом этапе его развития, то становится очевидным то, что дети склонны воспринимать лишь общую смысловую нагрузку речи, не сосредотачиваясь при этом на деталях построения слов и предложений. Дети не только не способны выбирать правильную грамматическую форму слова, но даже и не пытаются это сделать.

Второй период (1г.10м. – 3 года)

Это период, когда малыш начинает усваивать первые основы грамматической структуры. Разделим этот период на три последовательных этапа.

Этап 1 (1г.10м. – 2г.1м.)

В этот период ребенок начинает осваивать первые простейшие формы слова. Дети уже достаточно хорошо анализируют связь слов, входящих в состав предложения.
Именно в этом возрасте от детей можно услышать, как они начинают произносить одно и то же слово в разных форма. Если раньше малыш говорил «хочу мама», то сейчас он в состоянии сказать «хочу к маме».

Первые слова, которые претерпевают трансформацию – это имена существительные. Ребенок начинает усваивать формы множественного числа тех слов, которые во множественном числе получают окончания – ы, — и. Также ребенок использует некоторые слова в винительном падеже с окончанием – у (дай сосу). Иногда от него можно услышать слова в родительном падеже (сосы нету).

Читайте также:  Когда ребенка можно сажать в ходунки: со скольки месяцев разрешено посадить девочку и мальчика, а также об их пользе и вреде

Также для того, чтобы показать место, где что-то находится, дошколенок уже способен менять окончание на – е без использования предлога.

Также именно в этом возрасте ребенок начинает менять формы и у глаголов. Все чаще можно услышать от него глаголы в повелительном наклонении (дай). Также он использует глаголы 3 лица (мама спит).

Иногда можно услышать первые случаи использования прилагательных. Но эту форму речи ребенок использует пока в качестве отдельных слов без связи с существительными. Он не может сказать, что молоко вкусно, зато может выразить свои чувства словом (куса вместо вкусно).

Итак, речь ребенка начинает значительно обогащаться, благодаря первым попыткам применения грамматических правил построения слов. Слова уже употребляются в сочетании друг с другом. Все чаще можно услышать фразы, состоящие из существительных и глаголов в правильной форме (дай моко, папа спит). Также все чаще звучат предложения, состоящие из трех или даже четырех слов.

II этап второй период (2г.1м. – 2г.6м.)

Для того, чтобы показать связи между словами, ребенок использует флексии.
Русский язык богат на использования разнообразных флексий с целью изменения форм слова. Это создает определенные сложности в обучению языку и дети не в состоянии одновременно усвоить все возможные способы изменения слов в зависимости от склонения имен или спряжения глаголов.

Грамматические формы в словах усваиваются детьми в зависимости от того, как часто эти форму звучат в речи людей, их окружающих. Естественно, что первыми флексиями, которые усваиваются детьми, являются те, которые наиболее часто звучат от окружающих людей. На ранних этапах освоения нового навыка ребенок все чаще использует только одну флексию, ту, что он усвоил в первую очередь.

Гвоздев А.Н. использует термин «главенствующее окончание» для характеристики этой флексии.
Причем какое то время остальные виды окончаний в речи не присутствуют, они как бы вытесняются одним главенствующим.

Например, малыш начинает присоединять одно и то же окончание к слову в разных формах. Если речь идет о ложках, то ребенок говорит «много ложков», а не «много ложек».

В русском языке очень много флексий используется для разных слов, употребляемых примерно в одной и той же конструкции. Это значительно усложняет ребенку их восприятие и запоминание.

При изменении своей формы, многие слова русского языка претерпевают значительные трансформации. Малыш не в состоянии проконтролировать это. И поначалу он просто присоединяет к знакомой ему форме слова усвоенное им окончание. Вот и получаются смешные «человеки» и другие забавные термины.

На первых порах ребенок хорошо понимает и использует самые важные и продуктивные законы словообразования. И только со временем он начинает замечать другие детальные аспекты и усваивать их.

Пока что дошкольник не способен понять, что существуют общие правила для языка в целом, а есть и частные правила, применяемые к отдельным видам слов.

Также есть и исключения из правил, о существовании которых малыш даже не догадывается.

Поэтому родители часто могут услышать в речи детей множество неточностей с грамматической точки зрения. Дошкольник путает использование флексий, заменяя одни на другие.

Если говорить о существительных, то пока для ребенка понятные винительный, творительный и родительный падежи кроме именительного. При этом дети употребляют эти существительные без использования предлогов. (столе вместо на столе).

Дети на этом этапе своего развития начинают различать единственное и множественное число у глаголов. При этом даже можно наблюдать, как дети начинают справляться с задачей образования глаголов настоящего и прошедшего времени. Хотя с прошедшим временем возникают определенные трудности – ребенок путает мужской и женский род.

Прилагательные пока употребляются в своей начальной форме, но малыш уже делает первые попытки употреблять прилагательные в сочетании с существительными, правда иногда при этом совершает грубые ошибки. Ребенок не способен пока употреблять прилагательное во множеством числе иначе как в именительном падеже.

Часто путаются местами прилагательные и существительные.

Если говорить о личных местоимениях, то на данном этапе они уже полноценно и без ошибок используются.

Малыш даже начинает произносить все чаще простые предлоги. Однако он часто делает ошибки в виде неправильного применения предлога к контексту и проблемы с окончаниями в существительных, к которым применяются предлоги.
Предложения становятся все длиннее и иногда достигают уровня восьми слов.

III этап второго периода (2г.6м. – 3г.)

Этот этап характеризуется для ребенка тем, что тот начинает использовать синтаксические отношения в построении своей речи.

Естественно, что предлоги более-менее полноценно начинают использоваться только после того, как хорошо усваиваются основные элементы грамматики – флексии.
Сначала малыш не использует в свое речи предлоги, при этом достаточно хорошо справляется с применением флексий (толе вместо на столе). Но это длиться недолго.

Как только ребенок хорошо усваивает определенную флексию, так тут же он начинает использовать недостающий элемент – предлог.

Продолжается этап приобретения навыков использования наиболее частых законов словообразования, звучащих в повседневной речи. Уже наблюдается успешное использование окончаний множественного числа для имен существительных даже в различных падежах.

Все чаще дошколенок правильно произносит прилагательные в сочетании с существительными, используя косвенные падежи.
Дети все чаще также начинают применять сложные предложения (как сложносочиненные, так и сложноподчиненные). Причем уже довольно часто слышны и служебные слова в устной речи ребенка.

Третий период (от трех до семи лет)

Это период, когда и дальше продолжается усвоение и закрепление морфологии.
Уже хорошо получается справляться со склонением и спряжением, запоминать исключения из правил и грамматические законы, используемые в речи человека нечасто. Наблюдается, что ребенок все реже свободно использует морфологические элементы и все чаще подчиняет свою речь общим правилам языка.

Хотя до четырех лет иногда можно услышать от ребенка примеры неправильного использования ударения при изменении формы слова, однако после четырех лет эти примеры исчезают из речи. Сохраняются лишь иногда ошибки в сложных словоизменениях форм глаголов.

Уже неплохо получается согласовывать прилагательные с существительными и глаголами.

Четвертый период

На этом этапе дошкольник уже достаточно хорош владеет грамматикой языка в устной речи. И синтаксис, и морфология освоены достаточно хорошо и успешно используются в речи. Но это касается только повседневного бытового стиля общения.
Элементы высокоразвитого литературного языка начинают познаваться в школьном возрасте – в период изучения письменной речи.

В первом классе дети начинают изучать грамоту. Очень важно, чтобы уже к этому возрасту дошкольник мог хорошо слышать и различать отдельные звуки и слова. В процессе обучения в школе дети учатся проводить анализ буквенного и звукового состава слов.

Речь в жизни человека играет очень важную роль. Во-первых, она помогает ему обозначить окружающие явления и предметы. Во-вторых, речь помогает усвоить навык обобщения. В-третьих, она способствует полноценному общению с другим людьми.

Речь помогает передавать на расстоянии свои знания и опыт, мысли и чувства, отношение к чему-либо и эмоции. Таким образом, мы с помощью речи мы не только лучше узнаем других людей и окружающий нас мир, но и оказываем на них мощное влияние.

Итак, к младшему дошкольному возрасту дети уже имеют обширный словарный запас и достаточно хорошо применяют в устной речи грамматику своего языка. Этого уровня знаний и навыков достаточно для того, чтобы перейти к следующему этапу развития своей речи – осознанного изучения русского языка.

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/formirovanie-grammaticheskogo-stroja-rechi.html

Методика формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

  • Методика формирования  грамматического строя речи
  •  у детей дошкольного возраста
  • Освоить грамматический строй речи – значит овладеть навыками построения высказываний с использованием операций изменения слов по формам, образования новых слов и построения словосочетаний и предложений.
  • Формирование грамматического строя устной речи дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
  • Задачи грамматической работы в детском саду:

1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами на основе активной ориентировки в окружающем мире и звучащей речи окружающих людей; исправление морфологических и синтаксических ошибок в речи детей.

2. Формирование у детей элементарного осознания морфологической и синтаксической структуры языка, воспитание чуткости и интереса к языковым явлениям. Только таким путем можно обеспечить успешное практическое усвоение детьми правил, системы морфологических и синтаксических средств.

3. Расширение сферы использования грамматических средств языка в разных формах речи и речевом общении. Предупреждение грамматических ошибок в речи детей — упражнение их в употреблении трудных форм, исключений из правил

Дошкольники усваивают грамматические формы родного языка в определенной последовательности, диктуемой потребностями общения со взрослыми и сверстниками, а также легкостью или трудностью их усвоения.

Дети идут от конкретных форм к более абстрактным, от простой передачи внешних особенностей предметов (множественное число, размер) к сложной, соотносимой с предметной ситуацией (например, падежные формы, помогающие высказывать знания об ориентированности предметов в пространстве: у стола, над столом, на столе и т.д.).

Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); он усложняется с возрастом детей.

Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм, среди которых самой трудной является роди­тельный падеж множественного числа (слив, апельсинов, карандашей).

Надо показать дошкольникам разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами, учить правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, особенно с так называемыми «трудными» глаголами (я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (играл бы, читал бы).

В процессе обучения дети овладевают и умениями употреблять правильно и другие части речи: прилагательные, местоимения, наречия, числи­тельные, союзы, предлоги.

Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов — простые и сложные. Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Дети усваивают разные способы сочетания слов в предложении, овладевают умением интонационно его оформлять.

В ходе обучения детей подводят к умению создавать новые слова на базе другого однокоренного слова — выводить одно слово из другого по смыслу и по форме — с помощью суффиксов (учить — учитель, дом — домик), приставок (писать — переписывать, списывать, выписывать; бежать — отбежать, забежать, пробежать), смешанным способом (стол — застольный, настольный; бежать — разбежаться, пробежаться).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять название детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал — поехал — выехал) и т.п.

Грамматический строй речи дети усваивают практически, на основе восприятия речевых образцов, которые дошкольники неосознанно анализируют, и в процессе специально организованного обучения.

Речевые образцы педагог имеет возможность давать детям в процессе ежедневного общения и обучения связной речи. Ведущими при этом выступают методы: наблюдение и беседа в их сочетании.

В процессе наблюдений педагог заботится о том, чтобы дети умели устанавливать существенные связи между явлениями, причинные, временные отношения и выражать их в речи.

В этом случае речевая деятельность выступает как опосредованное звено в деятельности ребенка (познания, общения).

Для усвоения грамматического строя речи важную роль играет собственно речевая деятельность ребенка. Основная роль принадлежит пересказу. В процессе пересказа дети заимствуют сложные грамматические конструкции из авторского текста.

Читайте также:  Готовность к школе: компоненты готовности к школьному обучению

Целенаправленно знакомить детей с определенными морфологическими и синтаксическими конструкциями, формировать у них умение произвольно использовать грамматические средства в собственной речи позволяют дидактические игры и упражнения.

Так, для формирования у дошкольников умения правильно употреблять в речи существительные множественного числа в родительном падеже проводятся игры «Чего не стало?», «Чего не хватает Тане, чтобы пойти на прогулку?».

С целью формирования умения строить предложения с однородными членами можно использовать сюжетно-дидактическую игру «Кого покатаем на машине». Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей проводится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст.

Обучение словообразованию осуществляется в играх типа «Кто у кого?» (на образование названий детенышей животных), «Как назовем питомца?» (на образование кличек животных в зависимости от их внешнего вида) и т.п.

Активизирующее влияние на овладение грамматическим строем речи, как показали исследования А.Г. Тамбовцевой, оказывает игра-драматизация. Здесь сочетаются два мотива — коммуникативный и игровой. Игра-драматизация выступает как промежуточное звено при переходе от игровой деятельности к собственно речевой, от речи по подражанию к собственной продуктивной речи.

При целенаправленном практическом ознакомлении с морфологической структурой слова и синтаксическим строением фразы дети начинают осмысливать не только содержание речи, но и его форму. В грамматических играх и упражнениях начинает действовать контроль сознания ребенка над грамматическим оформлением мысли в речи.

В рамках указанных методов используются такие активные приемы обучения, как образец речи педагога, прямое указание на сложную грамматическую форму (Надо говорить: «Надел куртку?»), сравнение грамматических форм, сопряженная речь («Возле окна стоит … пианино. Коля играет на …

пианино»), отраженная речь («Спроси у Сережи: у твоего пальто есть пуговицы?»), исправление ошибки, подсказка («Как называются машины, которые летают в воздухе? — Самолет, вертолет »), дидактические упражнения, раскрытие словообразовательных связей («Холодильник создает холод, настольная лампа стоит на столе») и др.

Необходимо предлагать дошкольникам и задания оценочного и познавательного характера: можно ли так сказать? Почему так называется? Как правильно сказать? (Можно ли волка назвать Топтыгин? Почему Робина-Бобина прозвали обжорой?)

Сформированные грамматические умения реализуется в речевом общении детей со сверстниками и взрослыми, в связной речи. Педагог следит за правильностью речи воспитанников, исправляет ошибки, напоминает необходимые аналогии («Надо говорить слоненок, как и мышонок, цыпленок»).

В повседневных разговорах с детьми, на занятиях по другим образовательным  областям  воспитатель неназойливо обращает внимание детей на названия предметов, объектов, людей, объясняет, почему им дано такое название: «уборщица — убирает, строители подъемный кран — поднимает грузы» и т. п. Знакомя детей с названиями предметов, нужно показать трудные формы изменения слов, использовать их в сочетании с предлогами, местоимениями.

Важным условием формирования грамматически правильной речи у детей является тактичное исправление грамматических ошибок. Не надо повторять ошибку: лучше несколько раз произнести правильную форму, обратив на нее внимание ребенка: «Послушай, как надо говорить: чище, длиннее, красивее».

Очень важно пробудить у детей стремление говорить правильно, интерес к нормам литературной речи.

Поэтому важно поощрять детей задавать вопросы о том, как правильно говорить, предложить ребенку подумать.

Детей старшего дошкольного возраста можно подводить к осознанному выбору правильной формы из нескольких вариантов, заинтересовывать их тем, какая же форма слова или фразы правильная.

Источник: https://du-bor2.schools.by/pages/metodika-formirovanija-grammaticheskogo-stroja-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Афонина Татьяна Михайловна

Воспитатель, МБДОО Детский сад №15, г. Саров

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Афонина Т.М. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 04.10.2019).

Заказ № 41863

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.

Морфологическая система –это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильноиспользовать предлоги.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.

В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно.

При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.

Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные.

Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6.

Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой.

Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша к этому времени был уже накоплен определенный словарный запас, и имелась возможность достаточной речевой практики. Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия.

Средний дошкольный возраст – 5-6 лет — период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию. Ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные слова как «рогаются» (бодаются), «насупился» (наелся супа).

В этом проявляется стремление малыша усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому.

Шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения. Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, а также через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи является игра. Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот лишь некоторые из них:

  • Игра «Один-много»
  • Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление существительных во множественном числе именительном падеже.
  • Ход игры: Взрослый бросает ребенку мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок возвращает мяч, называя это существительное во множественном числе.

Примерный лексический материал: мяч — мячи, машина – машины, кукла – куклы, кубик- кубики и т.д.

  1. Игра «Назови ласково»
  2. Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. Ход игры: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку, ребенок должен перекинуть мяч и назвать слово ласково.

Примерный лексический материал: мяч-мячик, машина — машинка, дом — домик, кукла -куколка и т.д.

  • Игра «Чего не стало»
  • Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения — употребление существительных в родительном падеже множественном числе.
  • Ход игры:

Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет.

  1. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало.
  2. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах, названныхребенком.
  3. Примерный лексический материал: Кукла, мяч, машина, матрешка, самолет.

(Нет матрешки, нет самолета, и т.д.)

  • Игра «Сосчитай до 5»
  • Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными.
  • Упражнять детей в счете.
  • Ход игры: Детям предлагается сосчитать до пяти с заданным словом: один мяч, два мяча…, пять мячей…

Примерный лексический материал: один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей; одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей и т.д.

  1. Задание можно усложнить, предложив ребенку сосчитать до пяти со словосочетаниями: один синий мяч, два синих мяча….
  2. Игра «Жадина и щедрый».
  3. Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями.

Ход игры: Предложите ребенку научиться распознавать жадин. Жадина всегда говорит, что все игрушки его. Попросите ребенка побыть немножко жадиной.

Предложите ему образец ответа на ваш вопрос: «Чья корова? – Корова моя. Чей поросенок? – Поросенок мой».

Спросите ребенка, понравилось ли ему быть жадиной. Предложите (ему) стать щедрым ребенком. Проведите игру «наоборот»: «Чья корова? – Корова твоя (или ваша)».

Примерный лексический материал: Чья кофта? – кофта моя. Чей шарф? –

Шарфмойи т.д.

Чья книга –твоя книга; чьи игрушки –твои игрушки и т.д.

  • Игра «Из чего какой»
  • Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования относительных прилагательных.
  • Ход игры: Взрослый называет предмет и материал из которого он сделан, а ребенок в ответ прилагательное характеризующее этот предмет.

Примерный лексический материал: дом из камня – каменный, чашка из фарфора –фарфоровая, солдатик из олова –оловянный, мяч из резины –резиновый, ложка из дерева –деревянная и т.д.

  1. Игра «Чей хвост, чьи уши, чья голова»
  2. Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования притяжательных прилагательных.
  3. Ход игры: Взрослый называет животное и спрашивает о любой части тела этого животного, чья она.

Взрослый может нарисовать фантастическое животное, состоящее из частей различных животных и попросить ребенка назвать части тела какого животного он видит на рисунке (Например: кошачья голова, львиное туловище, утиные лапы и т.д.).

Примерный лексический материал: Голова кошки чья? (кошачья), уши зайца чьи (заячьи), хвост волка чей? (волчий).

  • Игра «Подбирай, называй, запоминай».
  • Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.
  • Ход игры: Взрослый просит ребенка, рассказать о каком – то предмете, подобрав как можно больше слов признаков и слов действий к предложенному слову.
  • Примерный лексический материал: Снег какой? (пушистый, белый, холодный…)
  • Снег что делает? (падает, на солнце блестит, переливается, тает…)

Лед (какой?)- холодный, блестящий, прозрачный, твердый и т.д.

Лед (что делает?)- трещит, блестит, тает. Переливается и т.д.

  1. Игра «Волшебные очки»
  2. Цель: совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными.
  3. Ход игры: Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки.

Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи».

Примерный лексический материал: красный мяч, красные сапоги, красноеплатье, красныйнос.Красноеокно, краснаярукаипрочие.

Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.

Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Верьте в силы ребенка!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
  • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/650-formirovanie-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-detei-doshkolnogo-vozrasta/

Ссылка на основную публикацию