Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Максим Мошков

Краткое содержание статьи:

Каждого молодого родителя волнует тема: как побыстрее освоить азы грамматики дошкольникам? Этот уровень обязательно нужно освоить перед изучением родного и иностранного языка. Желательно, чтобы малыш пришел в школу с определенным уровнем базовых знаний для того, чтобы освоение материала для него проходило легче. Поэтому заранее нужно помочь ему освоить ему эту базу изучения языка.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Что такое грамматика и для чего она нужна?

Познание любого языка включает в себя грамматику. Если речь идет о русском языке, то эту часть науки можно разделить на несколько этапов:

  • В первую очередь, каждый человек должен понимать о том, что даже самое простое предложение может состоять из нескольких различных частей. Его можно разбить на имя прилагательное, существительное, глагол и другие составляющие;
  • Каждая фраза должна составляться в определенном порядке, добавив в неё одно слово, можно изменить весь смысл. Речь идет о вопросительных, восклицательных предложениях и временных категориях;
  • Отдельное слово также состоит из нескольких частей, его можно разбить на корень, окончание, суффикс и так далее.

Для взрослого человека такая основа может показаться пустяком, но у малышей часто возникают проблемы с изучением грамматики. Поэтому следует помочь ему найти поход к её освоению.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Азы родной речи

Маленькие дети употребляют в своей речи различные фразы, которые они слышат в окружающей среде. Поэтому часто малыши говорят так же, как их родственники, друзья и воспитатели в детском саду.

Также дошкольники могут самостоятельно сопоставить сказанное слово с определенным предметом или действием. Родная речь, которую используют родители, детям дается гораздо легче, чем иностранные слова.

Стоит заметить, что обучить ребенку грамматике достаточно просто, так как в 6 – 7 лет у него активно развита мозговая деятельность.

  • Малыши могут анализировать каждое сказанное слово взрослого человека и самостоятельно дать ответ на любой вопрос.

Если он что-то спрашивает, то не нужно в сразу же подсказывать ему, дайте проявить пытливость, малышу необходимо привыкать развивать собственное воображение.

Однако когда родитель понимает, что его ребенок ошибается, то он должен направить его на правильный ответ. Постепенно малыш должен освоить устную речь и научиться пользоваться ей в повседневной жизни.

Особенности изучения грамматики заключаются в периодическом повторении структур, важных моментов и правил.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Как дошкольнику освоить дисциплину?

В шесть лет у ребенка хорошо развит кругозор, поэтому научить его грамматике можно только наглядными способами и при помощи мыслительной деятельности. Например, он легко сможет представить знакомый ему предмет в пространстве и описать его.

Первым этапом усвоения грамматики является возможность составления фраз из отдельных слов. Далее, ему легко будет составлять простые предложения, а потом сложные тексты со второстепенными частями. Чем больше у дошкольника информации о внешнем мире, тем легче ему составлять эти фразы и таким образом он быстрее усвоит грамматику.

Естественно, на первом этапе он изучает материал в устной форме, также ему могут помочь это делать рисунки. После того, как он научится писать, ему легко это удастся сделать и в письменном виде.

В этом вопросе не стоит переусердствовать, так как сложная мыслительная нагрузка предусматривает определенные трудности в составлении грамматических словоформ. Чем раньше обучать ребенка грамматике, тем лучше будет развито словесно-логическое мышление.

Освоение материала на первых этапах заключается в составлении простых словоформ, например, важно объяснить дошкольнику разницу между двумя предложениями: собака съела мясо или мясо съело собаку.

После этого изучения будут легче восприниматься обратимые, косвенные и предложные конструкции.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Изучение иностранной грамматики

Принципы изучения родного и иностранного языка несколько схожи между собой. Они заключаются в неоднократном повторении слов и структур. В этот период дети лучше осваивают различные игры. Например, можно составить красочный диалог из иностранных слов, назвать этими словами игрушки или членов семьи. Таким образом, в памяти ребенка останется исходный материал.

В английском языке большое значение имеют временные категории. Например, можно составлять различные сценки, которые будут понятны школьнику. Конечно же, составить правильно фразу на начальных этапах изучения малышу не удастся, поэтому ему необходимо указать на ошибки. Но при регулярных занятиях ему легко удастся изучить весь материал.

Также можно учить стихи, петь песни и смотреть мультики на иностранном языке. Стоит заметить, что данный предмет сейчас изучается в школе с первых классов, что несет большую информационную нагрузку для ребенку.

Изучение языков является важной категорией для каждого человека в современном обществе, поэтому следует помочь малышу в этом вопросе.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Что делать, если родители не знают грамматики?

Именно взрослый человек должен научить дошкольника правильно составлять фразы. Но, не каждый родитель имеет такую возможность, так как школьные годы остались у всех позади. Кто-то практикует эти знания, а есть люди, которым в рабочей сфере это не нужно.

Если возникла такая ситуация, то требуется научиться этим основам вместе с ребенком. В настоящее время существует множество источников, в том числе в интернете, благодаря которым можно доступно изучить программу.

Узнав о том, как побыстрее освоить азы грамматики дошкольникам, можно улучшить и собственное образование, а также повысить уровень своих знаний.

Видео о русском языке в школе

В данном коротком видео ролике показаны основные правила русского языка, которые и нужно освоить в первую очередь ребенку:

Источник: https://1-vopros.ru/204-kak-pobystree-osvoit-azy-grammatiki-doshkolnikam.html

Грамматика для дошкольников: подготовка к школе, задания для детей 5-6 лет

Чтобы ребенок рос гармоничной личностью, хорошо владел речью и умел составлять на родном языке распространенные и правильные конструкции, следует включить в программу подготовки к школе грамматику для старших дошкольников. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, чтобы ребенок веселился и одновременно получал полезные для себя навыки.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Определение термина

Грамматика – это часть науки о родном языке, знакомясь с которой, малыш учится правильно писать и говорить, строить предложения без ошибок. Подобные занятия формируют интеллект, развивают воображение и память, способствуют тому, что речь ребенка становится образной, выразительной и, самое главное, более грамотной.

Кроме того, упражнения помогают сформировать у детей следующие категории умений и навыков:

  • развитие «языкового чутья» — умения интуитивно понимать и использовать нормы русского языка;
  • фонетический слух – на слух определять, есть ли в определенном слове конкретный звук;
  • обогащение активного и пассивного лексикона;
  • развитие и улучшение связной речи;
  • умение согласовывать слова при построении фразы;
  • способность делить слова на слоги.

Также регулярные занятия помогут в игровой форме улучшить логическое мышление малышей, их умение находить выход из нестандартной ситуации, внимание и память.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Лучший возраст

Заниматься грамотой с дошкольниками специалисты советуют с 5 лет.

Конечно, и в более раннем возрасте можно выполнять несколько несложных упражнений, который станут своеобразной подготовительной ступенью, но серьезные и целенаправленные тренировки, обучение основам чтения и письма должны начаться именно в старшем дошкольном возрасте – в это время дети особенно восприимчивы к этой информации.

В 5-6 лет можно учить детей читать и писать, для этого следует использовать разнообразные задания и сюжетно-ролевые игры, позволяющие превратить процесс получения новых знаний в увлекательное времяпрепровождение.

Обучение грамоте дошкольников обязательно должно быть для них интересно, нельзя заставлять ребенка корпеть над прописями «из-под палки», иначе на всю жизнь у него сформируется резко негативное отношение к изучению нового.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Правила проведения урока

Каким бы ни было занятие по грамматике, будь то знакомство с фонематическим составом слова, работа с буквами и звуками, обучение письму, родителям важно использовать игровую форму.

Иногда веселье и интерес становятся даже более важными, чем теоретический аспект. Необходимо так выстраивать домашний «урок», чтобы ребенок обязательно совершал свое собственное маленькое открытие.

У него появится уверенность в себе, гордость, желание учиться дальше, а это зачастую гораздо важнее, чем бездумно вызубренный алфавит.

Для достижения этой цели можно использовать различные игровые технологии.

  • Путешествие. Родитель заранее придумывает, в какую волшебную страну будет совершено путешествие, какие остановки предстоит совершить. Например, если необходимо научить ребенка правильно образовывать сравнительную степень в устной речи, то остановки могут быть фруктово-овощными (сравним: арбуз большой, а яблоко – меньше).
  • Загадки. Обыгрывается такой сюжет – чтобы получить что-то от сказочного героя, нам надо ему помочь решить несколько загадок по теме. Например, провести звуковой анализ несложного слова.
  • Работа с иллюстрацией. Составление связного рассказа, дорисовка, ответ на вопросы по картинке.
  • Работа с предметами. Детям проще воспринимать информацию, если они видят, о чем ведется речь. Поэтому, изучая с ними прилагательные, следует обязательно использовать некий предмет (это может быть мяч), которому нужно будет придумать характеристики.

Не обязательно каждое занятие по изучению грамоты для детей дошкольного возраста превращать в своеобразный карнавал с музыкой и костюмами. Но все уроки должны проводиться на позитивной волне и быть малышу в радость.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Советы Л.Е. Журовой

Программа обучения дошкольников грамоте подробно рассмотрена в работе Л. Е. Журовой «Обучение грамоте в детском саду». Предлагается выполнение большого количества заданий, доступных для старшей и подготовительной групп. Определенные упражнения могут использоваться и родителями в домашних условиях.

Приведем примеры таких «универсальных» упражнений для 5-6 лет.

  • Чтение веселых и простых стихотворений с установкой на поиск конкретного звука. Сначала родитель коротко описывает суть задания, говорит, что будет читать ребенку текст, его задача – внимательно послушать и хлопнуть в ладоши один раз, услышав указанный звук. Несложное веселое упражнение помогает улучшить фонематический слух.
  • Работа с карточками, на которых изображены слова, начинающиеся с конкретного звука (например, [п] — петух, пила, печка), имеющие этот звук в составе (например, тот же [п]: репка, лапа, липа) и не имеющие звука [п] в названии. Задача детей – рассортировать карточки, устно проведя фонематический анализ.
  • Работа с указкой – взрослый показывает слово, написанное крупными буквами на доске или ватмане, задача ребенка – называть те звуки, на которые указывает родитель.
  • Использование визуализации. Не стоит учить ребенка звукам в отрыве от слов, поэтому те слова, которые будут делиться на звуки, должны обязательно присутствовать в форме карточки. Так, если работа ведется с простым словом «дом», то у малыша перед глазами должна быть картинка дома.

Когда ребенок растерялся, столкнулся с трудностью, ему можно и нужно помогать, подтолкнуть к правильному решению или даже подсказать ответ. Нервничать, срываться на малыше, обзывать его бестолковым нельзя, поскольку он старался.

  • Игра со звуками. Когда ребенок выучил конкретное слово, например «дом», и может перечислить встречающиеся в нем звуки ([д], [о], [м]), необходимо усложнить задачу. Для этого потребуются карточки с буквами – родитель расставляет их неправильно, давая малышу задание восстановить правильный порядок.
  • Уже в 5-6 лет следует разобрать с детьми, что такое гласный и согласный звук. Журова рекомендует обозначать их фишками разного цвета.

Подготовка к школе должна проводиться регулярно, но не занимать длительное время – ребенок не должен уставать.

Эмоции допустимы только положительные, поэтому если какое-то задание никак не получается, лучше его отложить на пару месяцев и переключиться на работу с другим материалом.

Каждый ребенок индивидуален, скорость восприятия информации у всех разная. Но с терпеливыми и заботливыми родителями малыш непременно добьется успеха в грамматике.

Читайте также:  Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/grammatika-dlya-doshkolnikov

Русский с нуля для дошкольников: как учить при отсутствии методики

2lingual

Пост, который надо было написать еще давно: как преподавать русский детям, которые приходят учиться с нуля в дошкольном возрасте. Со взрослыми все понятно: есть методика РКИ, есть учебники РКИ, есть тесты. А что делать с маленькими детьми, которые должны учить русский с нуля в формате иностранного языка? Четкой, понятной, расписанной по шагам методики у нас нет. Учебников, собственно, тоже.

У нас есть час в неделю + домашнее задание, в лучшем случае, и ребенок, который по дороге в класс научился здороваться. Расскажу о том, как я вижу решение этой проблемы, а ниже дам комментарий Екатерины Протасовой и очень полезную цитату из её методички.

РКИ для малышей?

Что мы можем взять из РКИ, методики, которая в классической форме для дошкольников совершенно не подходит?

1. Основные принципы преподавания.

Например, информацию о том, что учитель должен обязательно давать речевую модель в начале выполнения задания или игры. Не просто «сейчас будем играть в магазин», а речевые модели: что говорит ребенок, что говорит взрослый.

Когда у нас в школе появляется новый учитель, не знакомый с методикой РКИ, о речевых моделях приходится напоминать постоянно, проверять их наличие на каждом уроке.

Мы показываем задачу и то, как надо ее выполнять, проговариваем то, что должен сказать ребенок.

Причина отсутствия прогресса №1: отсутствие речевых моделей у учителя.

2. Грамматические, речевые формулы

По сути, язык состоит не из слов, а из формул. Например, «я хочу купить» — это формула. Мы меняем последнее слово в формуле: я хочу купить яблоко, я хочу купить молоко, я хочу купить рыбу, клубнику, йогурт, сыр… И у нас появляется множество предложений.

Язык – это конструктор, меняем в формуле одно слово – появляется новое высказывание, добавляем частицу «не» — появляется новое высказывание. В плане урока и программе мы сначала прописываем, какие речевые формулы даем детям, а уже потом – лексику. Формулы, фразы важнее слов.

Нет смысла учить слова вне формул, нет смысла учить слова вне контекста.

Причина отсутствия прогресса №2: учим слова, а не формулы. К нам часто приходят дети, которые знают много слов по темам: животные, фрукты, овощи, дом, одежда. Но не могут говорить даже самыми простыми предложениями.

3. Порядок подачи грамматики

Грамматика? Дошкольникам? Малышам? «Этожедети», какая грамматика.

С отношением к грамматике у нас две проблемы: под грамматикой часто понимают орфографию (от слово «грамотно»?), под грамматикой часто понимают теорию («винительный падеж отвечает на вопросы «кого, что», в женском роде окончание изменяется на –у, -ю, исключения составляют существительные с мягким знаком на конце»). При этом грамматика – это просто структура языка, его скелет, без которого у нас опять-таки останется нагромождение слов «по темам».

Если вы не знакомы с методикой РКИ, то можете просто открыть учебник РКИ для взрослых или, например, оглавление учебника Нины Власовой РКИ для детей. Посмотрите, в каком порядке авторы дают падежи. Этот выбор неслучаен, он определяется частотностью употребления падежей в речи. При этом авторы не берут ВСЕ значения падежей, а выбирают на элементарном уровне самые необходимые.

Например, в предложном падеже это значения:

— место: в сумке, на диване;

— транспорт: ехать, плыть, лететь на чём-то и т.д.

— читать о чем-то, мечтать о чем-то, рассказывать о ком-то;

Смотрите учебник дальше: мы сначала учимся работать с существительными, а только потом подключаем местоимения и т.д.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Можно ли избежать всей этой грамматики, изучения падежей?

Можно, если вы помещаете ребенка в среду. Например, если у вас русскоязычный детский сад. Говорим ли мы ребенку, что

учим предложный падеж? Нет, конечно, ребенок просто играет, выполняет задания, учится говорить в рамках изучения отдельных речевых формул.

Причина отсутствия прогресса №3. Тут причин может быть много, на самом деле. Падежи надо в речи автоматизировать. Так, чтобы ребенок, сказав как-то «я хочу купить молоку», услышал себя и понял, что что-то не то, «так не говорят», надо подумать еще. Может не хватать этой автоматизации. Просто «понять тему» — недостаточно. Просто несколько раз сказать правильно – недостаточно.

Может не хватать постепенности, поступенчатой проработки.

Может не хватать игр на практику, а может не хватать игр на использование изученного в своем собственном высказывании, в своей речи. Может не хватать интервального повторения ранее изученного.

Падежи в этом пункте для примера. Там очень много и других тем: род, число, согласование существительных и прилагательных и т.д., но общий подход остается тот же.

А может и не РКИ?

Может не РКИ, только не вместо РКИ, а вместе с ним. Можно брать пособия для детей-монолингвов с нарушениями речи и задержкой развития. Это грамматические и лексические тетради Косиновой, материалы для развития связной речи детей с ОНР Арбековой и т.д. Можно частично брать общеразвивающие материалы для малышей.

Но я еще ни разу не видела эффективной программы для неговорящих по-русски детей, построенной только на материалах для монолингвов без дополнений и обработки. Все дело в разнице целей. Каждое пособие решает свои задачи, и у авторов логопедических пособий для монолингвов задачи совсем иные, нежели у учителей и родителей, которые хотят, чтобы ребенок научился говорить по-русски.

Можно подсматривать идеи в материалах английского для малышей. Идей там множество, я сама подписана на десятки блогов учителей американских детских садов и учителей английского как второго родного. Но порядок введения грамматики в русском все же отличается. Они скорее про оформление задания, подачу материала, варианты игр.

Причина отсутствия прогресса №4. «Лоскутное одеяло» из множества пособий, которое помогает потратить время урока, но не решает конкретных задач. Много каких-то распечаток и карточек, но единой системы нет. Если системы нет в программе, то системного изучения языка тоже не получится.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

А может просто играть?

Можете провести эксперимент. Зайдите в учительское сообщество и спросите, как преподавать русский язык малышам, которые учат его с нуля.

Готова спорить, одним из первых комментариев будет: «Какие уроки? Какая программа? Малыши учатся в игре, просто играйте. В магазин, в зоопарк, в куклы, в лото.

Вот мне понравилось это лото про посуду: ссылка. А еще можно петь песни и водить хоровод».

Если вы проводите с ребенком ежедневно несколько часов, то просто общение и просто игра и будут развивающей и обучающей средой. Скачивайте лото про посуду, запоминайте песни, доставайте игрушечную кассу и начинайте играть. Если у вас час в неделю, то «просто играми» вы просто убьете уйму времени, не добившись ничего.

Поэтому возвращаемся к системному подходу: какую грамматику вы отрабатываете, какие формулы можете вывести из нее, какая лексика вам понадобится в процессе, какие игры можно придумать на отработку лексики и формулы. Игры есть, они в конце цепочки. И они работают на конкретную задачу.

И они ее выполняют! Подключаем песни в качестве разминки в начале урока, хоровод в качестве перерыва, лото в качестве интервального повторения предыдущей темы (и не забудьте повторять не только лексику, а лексику внутри предложения, внутри формулы).

Смотрите, все пригодилось, всему нашлось место внутри системы.

Причина отсутствия прогресса №5. Ну вы поняли, наверное. Игры не встроены в программу, в систему. И в этом случае вы можете играть 5 лет, а ребенок не будет владеть и самым элементарным русским. И не потому, что…

«У нас же всего час в неделю»

Я об этом пишу очень часто и продолжаю писать, потому что час в неделю тоже имеет смысл, если у вас есть гибкая программа, системный подход, конкретные задачи к каждому уроку и задания с играми, которые эти задачи решают. Если вы видите ритмы учеников и подстаиваетесь под них.

Если видите потенциал, возможность перешагнуть на новую, более сложную ступень, и пользуетесь этой возможностью. Если вы пытаетесь разобраться с тем, почему не получается, а не объясняете всё часом в неделю. Если вы готовы проблемного ученика временно взять на индивидуальное обучение, это тоже часто помогает догнать группу.

Если и вы, и родители понимаете, что продвигаетесь маленькими шагами, и иначе не может быть при таком объёме работы и таких непродолжительных занятиях. Но вы продвигаетесь.

Про домашнее задание

И последне:, что делать с домашним заданием. Вот мой вариант. Если у ребенка есть русскоязычные члены семьи, то они помогут повторять пройденное на уроке, помогут сделать пару рабочих листов.

Если русскоязычных в семье нет, остаются песни, малышовые развивающие видео на ютюбе или специально записанные вами коротенькие видео для домашней работы. И так до тех пор, пока ребенок не научится читать. Как только научился, у нас есть возможность давать задания на самостоятельное выполнение.

Прописи, соедини слово и картинку, рабочие листы с элементарными заданиями и знакомой ребенку лексикой. Ребенок взрослеет, русский прогрессирует, домашние задания усложняются.

И обещанный комментарий Екатерины Протасовой, автора учебных пособий и очень полезных методичек. И рекомендую скачать цитату из ее книги «Методика обучения дошкольников иностранному языку», спасибо  автору за разрешение.

Из методички я выбрала фрагмет, который касается планирования уроков, содержит приемы практической работы, идеи для занятий и игр.Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Екатерина Протасова

Как мы начинаем с нуля

Чем младше ребенок, тем проще ему начать общаться с взрослым, говорящим на ином языке. Если только он испытывает к нему доверие. Поэтому начинать можно с каких-то действий, сопровождающихся словами, например, типа на / держи – дай, лови – кидай, смотри – покажи.

Можно подставлять различные существительные: Вот шарик. На! Дай шарик. Вот кукла. На! Дай куклу. Смотри: это окно. Покажи окно. Хорошо, чтобы дети уже знали эти глаголы, когда занятия становятся более развернутыми: они помогают управлять ситуацией.

Кстати, такое частотное, удобное и короткое слово На! обычно совершенно пропадает из взрослого обучения РКИ.

В группе детей мы начинаем с движений (по методике Е.И. Негневицкой). Идея состоит в том, что центром каждого предложения является глагол. К тому же форма повелительного наклонения (императива) удобнее для усвоения.

Обращаемся сначала к одной игрушке и показываем, как она выполняет команды, а потом переносим на каждого ребенка (или игрушку, которую он держит) команды типа летай! плавай! прыгай! ходи! бегай! Тут удобно ввести названия животных: крокодил, жираф, обезьяна, слон… И вообще, когда много движений, это веселее.

Дальше можно меняться игрушками, меняться местами, по очереди выбирать тех, кто отдает команды (это могут быть игрушки или дети). У нас есть удобные маски в пособии «Приключения на столе», которые можно раскрашивать в разные цвета.

Позже, когда мы будем соединять существительное с прилагательным, они пригодятся нам для того, чтобы обращаться к разным детям, делая значимыми признаки: Розовый слон, летай! Зеленый жираф, прыгай! Имена детей тоже, конечно, удлиняют фразы.

Читайте также:  Словесно логическое мышление: особенности развития у дошкольников

Словом, нужно комбинировать всё со всем, но при этом давать наглядную сказочную основу для совершения действия.

Когда дети научились единственному числу, вводим множественное: крокодилы, летайте! жирафы, ходите! Дети должны различить, когда вы обращаетесь к группе животных, а когда к одному животному (соответствующим образом группируются участники – игрушки или дети).

Обращайте внимание на то, чтобы произносить окончания чётко. И спешить не надо, пусть будет оживлённо, но спокойно, иначе дети не поймут, чья очередь.

Удобно после этого перейти к переходным глаголам: (по)мыть, (по)трогать, (по)гладить, (по)целовать, (по)мазать. Показывать дети уже слышали. К каждому действию нужны точные действия: круговые движения, прикосновения, движения в одну сторону, указание рукой (указкой, пальцем).

Соответственно, объединяются игрушки и животные.

Логично после этого присоединить названия частей тела, таких предметов, как мыло, шампунь, губка, мочалка, ванна, полотенце, крем, а все они могут быть разных цветов и размеров, шампунь может быть для рук, для ног, для волос, для левой коленки, для правого плеча… Это очень много долгих насыщенных игр.

Не забывайте предоставлять ребенку право делать что-то и говорить то, что он хочет, всегда, когда он сам это может. Поддерживайте тихими подсказками так, чтобы ему казалось, что он вспомнил это сам.

Если сказано с ошибкой, в том же игровом действии вместе с ребенком повторите, не отвлекаясь на выяснения, несколько раз правильно.

Вовлекайте всех детей в игру, регулируя очередность и поддерживая доступный темп, не теряя заинтересованности – своей в том числе».

Источник: https://2lingual.livejournal.com/82594.html

Занимательная грамматика для дошкольников

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте основное внимание родителей и педагогов направлено на обогащение словарного запаса, работу над фонематическим слухом и артикуляционным аппаратом малыша. Но постепенно всё более важное место в системе занятий с дошкольником занимают игры и упражнения, развивающие лексико-грамматический строй речи.

Что такое грамматика

Грамматика — это отрасль языкознания, которая занимается изучением грамматического строя языка. Чтобы речь ребёнка была грамотной, малыш должен правильно собирать слова в словосочетания, предложения, тексты. Для этого необходимо развивать навыки работы с различными понятиями:

  • число;
  • род;
  • падеж;
  • части речи;
  • члены предложения.

Так как основным объектом изучения грамматики является слово, она тесно связана с лексикологией — наукой, изучающей слова, их значения, их взаимоотношения друг с другом и историю их формирования.

Занимаясь с ребёнком дошкольного возраста грамматикой, необходимо следить, чтобы малыш верно произносил грамматические формы, т. е.

уделять внимание орфоэпии родного языка, а вот правописанию, или орфографии, настойчиво учить пока вовсе не обязательно.

Достаточно показать ребёнку, как пишутся отдельные буквы, и научить его правильно писать несложные слова, например, его имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей и других родственников.

Как формируется лексико-грамматический строй речи ребёнка

Строго говоря, знакомство с грамматическими формами начинается, едва ребёнок услышит родную речь. Естественно, в младенчестве и раннем детстве обучение проходит в пассивной, непроизвольной форме.

Чем больше, чем чаще кроха слышит грамотные монологи или диалоги взрослых, чем больше ему читают хорошие детские книги по возрасту, тем активнее он впитывает принципы словообразования и усваивает правила компоновки слов в более сложные конструкции.

Целенаправленно внедрять педагогические элементы, посвящённые изучению грамматики, можно уже в 3–4 года. Грамматические навыки формируются постепенно, постепенно повышается качество речи.

Так как грамматическая система русского языка весьма сложна, на овладение ею понадобятся годы.

Эффективным помощником родителей и педагогов выступают игры и игровые упражнения, которые в увлекательной для малыша форме тренируют его способность работать с грамматическими единицами родного языка.

Грамматические игры для дошкольников

«Хвастунишка»

Игра помогает ребёнку отработать навык изменения слова по числам. Правила просты. Ведущий произносит фразу:

  • У меня есть {название предмета в единственном числе}.

На что ребёнок должен ответить:

  • А у меня есть {название предмета во множественном числе}.

Например:

  • У меня есть кукла. — А у меня есть куклы.
  • У меня есть орех. — А у меня есть орехи.
  • У меня есть пуговка. — А у меня есть пуговки.

Ребятам младшего дошкольного возраста можно упростить задачу, предварительно подготовив для игры парные карточки, с изображением одного/нескольких предметов. Показывая карточки ребёнку, просите его называть, что на них изображено:

  • Тут мяч, а тут мячики.
  • Тут девочка, а тут девочки.
  • Тут стул, а тут стулья.

Вы можете называть предмет в единственном или множественном числе, а ребёнок пусть показывает соответствующую картинку.

На базе этой игры можно тренировать ребёнка не просто менять слова по числам, но и по падежам. Для этого предложите следующее игровое упражнение.

«Один — много»

Для малышей подготовьте парные картинки. Можно предлагать произвольные слова или использовать игру для отработки определённой лексической темы:

  • посуда;
  • мебель;
  • фрукты и овощи;
  • животные и звери;
  • профессии;
  • мамы и их детёныши
  • и пр.
  • Вы произносите название объекта, указывая на то, что он в единственном числе, а малышу надо образовать словосочетание со словом «много».
  • Например:
  • Один стол — много столов.
  • Один стул — много стульев.
  • Один банан — много бананов.
  • Одна груша — много груш.

«Мама с папой лучше всех»

Род — важное грамматическое понятие. Правда, даже к старшему дошкольному возрасту малыши могут уверенно им пользоваться, но испытывать сложности с определением рода отдельных слов.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

  • Моя мама самая красивая, а мой папа самый красивый.
  • Моя мама самая умная, а мой папа самый умный.
  • Мая мама самая добрая, а мой папа самый добрый.

А теперь обсудите с малышом, что мама — девочка, женщина. И все её качества, которые мы называли, имеют женский род. Слова «красивая», «умная», «добрая» использованы в женском роде. А какие слова у нас мужского рода?

«Волшебный трафарет»

Отличная развивающая игра для изучения цветов и отработки навыков образования словосочетаний «прилагательное + существительное».

Вам понадобится несколько прямоугольников из картона разного цвета, а также прямоугольники такого же размера из белого картона с прорезанным силуэтом различных легко узнаваемых по контуру предметов.

Предметы на силуэте должны быть как в единственном, так и во множественном числе.

Взрослый накладывает силуэт на цветной прямоугольник, а ребёнок должен ответить, что получается:

  • розовый чайник;
  • оранжевые мячики;
  • зелёные листья {листики|листочки};
  • красное платье;
  • голубая коляска.

«Командир»

Предложите ребёнку немного покомандовать его любимой игрушкой — куклой или плюшевой зверушкой. Суть игры проста. Вы называете ребёнку то или иное действие (глагол), а малыш должен скомандовать игрушке, что ей делать. Если приказной тон вам не по душе, можно добавить к глаголу слово «пожалуйста». Главное — чтобы ребёнок потренировался образовывать от глагола повелительное наклонение.

  • Пора спать — Машенька, спи!
  • Пора есть — Машенька, ешь!
  • Пора танцевать — Машенька, танцуй!

А если мы будем командовать всеми твоими куколками сразу?

  • Куклы, спите!
  • Куклы, ешьте!
  • Куклы, танцуйте!

Чтобы игра стала интереснее, а её развивающий потенциал шире, не озвучивайте действие, а показывайте его на картинках.

«Что это делает»

Увлекательная игра на развитие навыка образования глагола от существительного. Для малышей лучше всего использовать наглядный дидактический материал: предметы, игрушки или картинки. Для ребят старшего дошкольного возраста достаточно просто называть слова, от которых им надо образовать действие.

  • Что делает дудочка? Дудит!
  • Что делает гром? Гремит!
  • Что делает звонок? Звонит!
  • Что делает бегун? Бежит!
  • Что делает пловец? Плывёт!

Вы можете усложнить задание, предложив ребёнку добавить к предмету и действию их признаки:

  • Красивая дудочка красиво дудит.
  • Громкий гром громко гремит.
  • Звонкий звонок звонко звонит.
  • Быстрый бегун быстро бежит.
  • Ловкий пловец ловко плывёт.

Советы «Эврики»

  1. Друзья, планируя развивающие занятия с ребёнком, тем реже используйте слово «занятие», чем младше малыш. По сути, все предложенные задания — игровые упражнения, или просто игры. Вот и играйте на радость карапузу. Ведь играть любят все мальчики и девочки!
  2. Следите за грамотностью детской речи, ненавязчиво, но регулярно исправляйте ошибки в произношении слов и формировании грамматических конструкций.
  3. Тщательно контролируйте, какие мультфильмы смотрит ваш ребёнок. Иногда персонажам специально прописывают дефекты в развитии речи, но такое решение сценаристов может сыграть с вашим карапузом злую шутку.
  4. С не меньшей критичностью выбирайте детские литературные произведения. Читайте ребёнку произведения разных жанров, знакомьте его со стилистическим многообразием родной речи.
  5. Если ребёнок не хочет играть в предложенную вами игру, замените её чем-то другим. Помните: в дошкольном возрасте усваивается только тот материал, который вызвал искренний интерес ребёнка.

Источник: http://nii-evrika.ru/zanimatelnaya-grammatika-dlya-doshkolnikov/

Как побыстрее освоить азы грамматики дошкольникам

Если вы хотите научить грамотности своих детей, самое эффективное — начать с себя. Насколько правильно говорите и пишите вы сами? Когда в семье принято использовать слово «ложить» вместо «класть» и писать «досвидание», что же мы можем ждать от ребенка? Поэтому, прежде обратите внимание на свою собственную речь.

Сейчас множество возможностей, чтобы узнать, как правильно употребляется то или иное слово, например замечательный интернет-ресурс грамота.ру. Учитесь все вместе. Кроме того, когда дети видят, что мама не стыдится признать своего незнания и ищет правильное написание слова в словаре, это хороший пример.

Будьте уверенны, что ваш сын или дочь обязательно поступят точно также.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Поэтому как бы вам не хотелось научить ребенка быстрее, это вряд ли возможно. Грамматический строй русского языка сложен, быстро уложить все в простую и стройную схему не под силу даже взрослому человеку. Поэтому имеет смысл ориентироваться не на скорость обучения, а на его качество.

Освоение грамотной письменной речи

Наверняка вам знакомы люди, которые не могут сформулировать ни единого правила, разве что «жи — ши пиши с буквой «и», но при этом говорят и пишут практически без ошибок. Возможно, вы сами — именно такой человек. В таком случае говорят об интуитивной грамотности.

Однако никакой врожденной грамотности не существует. Можно лишь говорить о некоторых факторах, которые помогают: хорошая зрительная память, развитая логика. И об условиях, которые этому препятствуют, например, нейрологические расстройства – дисграфия и дислексия. В остальном же дело только за количеством практики.

Самый лучший способ стать интуитивно грамотным человеком — это много и регулярно читать литературу хорошего качества. В отношении детей этот принцип можно сформулировать так — читать, читать, читать! Не только перед сном, а при любой возможности. Читаем в течение дня, в очереди, на остановке, в поликлинике, ожидая приема врача.

Обратите внимание, как часто вы видите дошкольника с книжкой в общественном месте? Гораздо реже, чем с телефоном или планшетом. В ваших силах это исправить — всюду носите с собой книгу и поощряйте, чтобы ребенок осилил хотя бы 1- 2 страницы.

Очень удобны электронные книги, которые к тому же придутся по вкусу ребенку, ведь они выглядят как современные гаджеты.

Очень полезно чтение вслух. Пусть и ребенок читает вам, когда вы заняты спокойными домашними делами, например, гладите или готовите обед. Если это делается регулярно, результаты вас обязательно порадуют.

Обучение как игра

Лучше всего дошкольники осваивают навыки в игре. Важна подача информации — в игровой форме, живо и весело.

Читайте также:  Как научить ребенка читать правильно: обучение дома с нуля

Чем же стоит заняться? С большим успехом можно применять игру «найди ошибку» — вы пишите предложение, допуская в словах ошибки, а ребенок их находит. Начинать лучше с самых нелепых ошибок, обнаруживать которые веселее всего. А с подросшими детьми разглядывайте вывески и объявления, там тоже полно ляпов. Это отличное упражнение для развития внимания.

Еще полезно вспомнить развлечения из нашего детства, такие как «Эрудит». Для деток помладше также предлагаются настольные игры, направленные на освоение азов грамотности.

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Ну и самое простое — использовать специальные обучающие программы на компьютере или телевизионные передачи, которых сейчас очень много. Кроме того, существует множество готовых печатных пособий, по которым можно с успехом заниматься вместе с детьми.

Важно увлечь ребенка, поощрять любые проявления интереса в освоении грамотности. И если он видит в вас друга и союзника, у вас есть прекрасная возможность привить ребенку любовь к родному языку в его лучшем виде.

Азы чтения и грамматики для дошкольников (видео)

Источник: https://nsk.dailykids.ru/stati-novosti/kak-pobystree-osvoit-azy-grammatiki-doshkolnikam.html

Как учить грамматику английского языка: 17 идей

Многих людей, изучающих английский, пугает даже само словосочетание «английская грамматика», они считают ее неприступной крепостью, которую им не под силу покорить. В этой статье мы расскажем вам, как учить английскую грамматику, чтобы говорить правильно. Пользуйтесь нашими советами, и вы убедитесь: не так страшна грамматика, как ее малюют!

Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

В Интернете бытует мнение, что грамматику учить не надо. Якобы мы с вами овладели русским языком еще до изучения правил в школе, значит, и с английским получится так же. Однако принцип восприятия информации у взрослых несколько отличается от принципа младенцев.

Во-первых, мы с вами не погружены в языковую среду, а можем только имитировать ее в лучшем случае несколько часов в неделю. Во-вторых, логика — вещь не менее упрямая, чем факты.

Психологи утверждают: если ребенок принимает все на веру, не разбираясь, почему одно слово стоит после другого, а не наоборот, то взрослому надо обосновывать все с точки зрения логики.

То есть, чтобы мы могли использовать какую-то фразу в своей речи, недостаточно ее просто заучить, гораздо эффективнее будет разобраться в ней: почему она построена именно так, а не иначе. Это логическое объяснение как раз и предоставляет нам грамматика.

Наш студент Илья Усанов в процессе обучения понял, как важна грамматика для эффективных переговоров. Читайте его историю.

6 фундаментальных принципов изучения английской грамматики

Перед тем как приступить к практическим советам, мы приведем важнейшие принципы изучения грамматики, которые мы сформулировали за годы работы нашей школы.

1. Велосипед уже изобретен

Принцип от простого к сложному работает в любой сфере. Именно ему и стоит следовать при изучении английской грамматики. Оптимальная последовательность ее изучения уже давно выведена и изложена в грамматических пособиях, например в учебнике Grammarway.

2. Понимание, а не зубрежка

Не нужно зубрить наизусть правила в том виде, в каком они представлены в учебнике, главное — понять и запомнить, как употреблять ту или иную конструкцию.

3. Теория без практики бесполезна

Наш главный совет — практика, желательно ежедневная. Отрабатывайте полученные знания по максимуму на занятиях с преподавателем английского, выполняйте упражнения из учебника и на интернет-ресурсах, старайтесь чаще употреблять разнообразные грамматические конструкции в устной речи. Доведите навык их использования до автоматизма.

4. Спасение изучающих — дело рук самих изучающих

Неважно, учите ли вы английский с персональным преподавателем, на курсах или самостоятельно, в любом случае уделяйте время самообучению. То есть помимо уроков занимайтесь языком ежедневно хотя бы 20-30 минут, это позволит вам быстрее и легче освоить английский в целом и грамматику в частности.

5. Простота — не панацея

Есть мнение, что американцы используют в основном три времени группы Simple, упрощая жизнь себе и окружающим. Поэтому некоторые студенты не считают нужным изучать и употреблять другие времена. Это неправильный подход к изучению английского языка.

В общении с иностранцем вы, возможно, и сможете донести свою мысль, используя исключительно простейшую грамматику. Однако носители языка вряд ли будут стараться использовать только знакомые вам времена в разговоре. Вы рискуете не понять, что вам говорят.

Зачем нужны 12 времен английского языка и как научиться грамотно их использовать, вы узнаете из нашего видеокурса «Система времен английского языка».

6. Путь к успеху лежит через ошибки

Избавьтесь от психологических зажимов: некоторые люди так боятся ошибок, что пытаются обойтись элементарными предложениями, избегают сложных конструкций и т. д. Это в корне неправильный подход: только в процессе общения вы сможете понять, что усвоили хорошо, а над чем нужно поработать. Смело применяйте полученные знания на практике: путь к цели лежит через ошибки.

Практические шаги, которые помогут выучить грамматику английского языка

А теперь давайте посмотрим, какие конкретные задачи нужно выполнить, чтобы успешно усвоить английскую грамматику.

1. Выбрать надежный учебник

Используйте качественные пособия по грамматике, например Essential Grammar in Use или Grammarway. С ними можно работать как самостоятельно, так и с преподавателем. Учебники содержат понятные объяснения и упражнения для практики. Чтобы выбрать наиболее подходящее пособие, ознакомьтесь с особенностями каждого из них в статье «6 лучших учебников по грамматике английского языка».

Кстати, если вы хотите разобраться во временах английского языка, воспользуйтесь нашей книгой «Покорить английский: Книга времён», в которую мы вложили опыт преподавателей нашей школы. А если вы только начинаете учить язык или хотите быстро повторить его азы, в этом вам поможет наша статья «Грамматика английского языка для начинающих, часть 1».

2. Определить, на какие темы следует сделать акцент

Если вы учите английский не «с нуля», наверняка у вас возникает вопрос: за что хвататься в первую очередь? Мы рекомендуем воспользоваться разделом Study Guide в любом из учебников серии Grammar in Use. Эта глава представляет собой грамматический тест.

Пройдите его и проверьте свои ответы в конце учебника. Отметьте себе, какие вопросы вызвали трудности: рядом с ними будут указаны юниты учебника, касающиеся конкретной грамматической темы. Таким образом вы получите полный список тем, которые надо изучать.

Берите его и штудируйте указанные конструкции по выбранному учебнику грамматики.

3. Проходить тесты по грамматике

Недостаточно отрабатывать конструкции исключительно по упражнениям из пособия. Чтобы быстрее выучить грамматику английского языка, проходите онлайн-тесты на разных сайтах. Много разнообразных заданий можно найти на сайтах esl.fis.edu и grammar-monster.

4. Читать статьи и книги

Читайте тексты на английском языке, причем делайте это не только про себя, но и вслух. Это хороший способ увидеть «вживую» практическое использование грамматики английского языка.

Кроме того, при чтении работает зрительная память (а при чтении вслух еще и слуховая), и вы будете запоминать правильно построенные фразы. В статье «Как улучшить знание грамматики английского языка во время чтения книги» вы найдете 8 идей о том, как запомнить полезные конструкции.

А чтобы выбрать себе подходящий по уровню текст, ознакомьтесь с нашей статьей «Какие книги читать на английском языке и как это правильно делать».

5. Смотреть специальные обучающие видео

Замечательный сайт engvid.com предлагает вам прекрасные видеоролики, которые помогают разобраться с грамматикой. Несомненное преимущество ресурса — легкая подача материала и объяснения носителей языка. Если ваш уровень — Pre-Intermediate и выше, вы сможете понять речь на видео. Предлагаем вам посмотреть ролик от суперпозитивной Ронни о том, как учить грамматику.

6. Изучать как можно больше примеров

Попробуйте пользоваться словарем lingvo.ru. Используйте его несколько непривычным способом. Например, вы учите время Present Continuous.

Введите в окошко программы “I am writing” (можно любой другой часто употребляемый глагол). Программа тут же выдаст вам несколько сотен примеров, содержащих эти слова.

Так вы увидите, как употребляется время Present Continuous в живой речи: в каком контексте, с какими наречиями и т. д.

7. Работать с обучающими приложениями

Для мобильных устройств создано большое количество приложений, которые помогут изучать английскую грамматику. Используйте их, чтобы ни одна свободная минута не пропала даром.

Например, программа Learn English Grammar для Android или iOs неплохо помогает отработать грамматику и проверить свои знания, не требуя при этом доступа в Интернет.

А еще больше полезных бесплатных программ для своего гаджета вы найдете в статье «28 лучших приложений для изучения английского языка на Android и iPhone».

8. Учить грамматику по видео и песням

Слуховая и зрительная память — ваши главные помощники в обучении. Слушаете англоязычную песню или смотрите видео на английском? Обращайте внимание, как используют грамматические конструкции носители языка.

Выписывайте некоторые фразы с артиклями, предлогами, периодически перечитывайте их. Постепенно у вас в памяти отложится правильный вариант употребления той или иной конструкции.

В статье «Как учить английский язык по песням» вы найдете 9 сайтов, где можно изучать грамматику и новые слова с текстами любимых композиций.

9. Определить типичные ошибки

Ваш преподаватель английского языка определит ваши типичные ошибки и поможет их устранить. Кроме того, вы можете самостоятельно изучить темы, в которых чаще всего делают ошибки, и избавиться от неточностей.

Для этого читайте статью-лайфхак «ТОП-13 ошибок, мешающих учить грамматику английского языка». А также используйте советы, представленные в статье нашего преподавателя «Избавляемся от страха перед грамматикой.

Учим английский легко».

10. Использовать соцсети для учебы

Советуем подписаться на группы для изучающих английский язык в социальных сетях, в том числе и на наши сообщества: Заряжаемся английским! и Инглекс, онлайн-школа английского языка.

Ваша новостная лента пополнится не только фотографиями пушистых котиков и демотиваторами, но и полезными сведениями, например разнообразными таблицами, поясняющими грамматику английского языка в легкой форме.

11. Пробовать нестандартные приемы обучения

Можно учить грамматику в стихах, рифмованные формулировки легко запоминаются. Попробуйте выучить неправильные глаголы английского языка по забавным авторским стишкам, это не просто легко, но еще и весело! Теперь вы не задумываясь будете выдавать нужную форму глагола в Past Simple или временах группы Perfect.

А еще можно попробовать брать уроки письма у знаменитых авторов. Сделать это просто: выбираете интересную вам книгу на английском языке и начинаете ее переписывать.

Занятие довольно монотонное, зато вы сможете не только увидеть грамматические конструкции, но и употребить их на практике в письменной речи. Что написано пером не только топором не вырубишь, но и хорошо откладывается в памяти.

Кстати, именно поэтому мы рекомендуем выполнять упражнения на грамматику не только в виде онлайн-тестов, но и переписывать их себе в тетрадь: так включается в работу механическая память.

Надеемся, наши советы помогут вам сбросить ненужный груз трудностей, вы поймете, как лучше учить грамматику английского языка, и продолжите свой путь к знаниям налегке. Удачи на уроках!

Сложно и скучно учить грамматику английского самостоятельно? Предлагаем попробовать учить английский через Скайп в нашей школе. Грамотные преподаватели научат вас употреблять даже самые сложные грамматические конструкции не задумываясь.

Источник: https://englex.ru/17-useful-advice-on-how-to-overcome-grammar-difficulties/

Ссылка на основную публикацию