Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Родители умиляются, как их 3-летний кроха требовательно твердит: «Я сам!». Совершенно правильно расценивают это как ступень в развитии личности ребенка.

Но год за годом отмечают, что их дитя частенько демонстрирует нелепые капризы и необоснованное упрямство.

Все чаще в мыслях взрослых всплывает вопрос, как воспитывать детей без криков и наказаний, если временами они прямо-таки их выпрашивают. 

За какие проступки родители ругают или наказывают детей

Голословные заявления, что родителям лучше всего исключить собственное раздражение и повышение голоса в отношении детей, не состоятельны. Ситуации бывают разные. И поведение дошкольников также. Если перечислять, какие причины и действия малолетнего ребенка могут вызвать негодование пап и мам, то выделится несколько наиболее распространенных:

  • Баловство
  • Упрямство и непослушание
  • Капризы
  • Обман

Баловство

Когда дошкольники, разыгравшись в песочнице, начинают осыпать друг друга песком, назвать их действия хулиганством еще не поворачивается язык. Определим это как баловство.

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Если взрослые сию же секунду не приостановили выходку, дети могут не на шутку устроить песочный дождь.

Движимые то ли азартом, то ли обидой, они не в состоянии прекратить и могут нанести реальный вред своим недавним партнерам по игре. В подобной ситуации не до спокойных увещеваний «Прекрати», «Так нельзя». Любой взрослый растащит в стороны расшалившихся детей, поругает, а некоторые еще и шлепнут.

Упрямство и непослушание

Желая приучить ребенка к порядку, мама побуждает его складывать свои игрушки. Малыш противится, и мама, подавая пример, собирает игрушки в корзинку. Внезапно ребенок опрокидывает корзину, и процесс начинается заново. А когда остается поднять единственный кубик, упрямец внезапно хватает коробку с деталями конструктора, и они разлетаются по всей комнате.

Подрастающие дошкольники могут упрямо твердить «Не буду!». Порою, они даже не вслушиваются в содержание, что им предлагают. Наготове – категоричный отказ. Не буду есть суп, не буду играть с младшей сестренкой, не буду собирать разбросанные пазлы, не буду переодевать грязную одежду… И еще множество других протестов.

Капризы

Некоторые дошкольники крайне не любят одеваться для уличных прогулок. Они не только не желают застегивать пуговицы, завязывать шнурки, а наоборот, расстёгивают и стягивают с себя лишнюю, на их взгляд, одежду. Никакие уговоры не помогают.

Нередки капризы из серии «Мама, купи!». Иногда при наблюдении такой эмоциональной сцены в торговом зале складывается впечатление, что родители и дети играют в некую привычную для них игру. Только вот исход меняется время от времени. Иначе бы одна из сторон эту игру уже прекратила.

Обман

В старшем дошкольном возрасте формируются понятия нравственности и ответственности, чувство долга и справедливости.

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Поэтому дети прекрасно понимают, когда они говорят факты, соответствующие истине, а когда обманывают. Между относительно невинным «Я не включал компьютер» и тревожащим «Нашел деньги возле подъезда» не такое уж значительное расстояние.

Как воспитывать детей без наказания, если из кошелька пропадают деньги? Обнаруживая обман, родители реагируют по-разному, но каждый из них озадачен, какие меры предотвратят формирование опасной привычки.

Во всех вышеперечисленных примерах можно придерживаться принципа воспитания без наказаний. Для этого у родителей должно присутствовать желание понять, чем обосновано проблемное поведение их детей.

Возможные причины плохого поведения детей дошкольного возраста

Прежде чем возмущаться выходкой дошкольника, взрослым необходимо вспомнить одну важную закономерность.

Даже взрослый человек ведет себя так, как он способен вести себя под влиянием сложившихся обстоятельств. Микроскопический детский опыт – слабая подмога для идеального поведения и социально верных действий ребенка.

Взрослые знают много разных способов, как повести себя в определенной ситуации. Но часто поступают эгоистично, отчетливо понимая, что их действия или слова негативно воздействуют на окружающих. А дети поступают, КАК МОГУТ, потому что других вариантов еще не знают.

К тому же, существует ряд объективных факторов и внешних обстоятельств, влияющих на детскую личность и определяющих стиль поведения и деятельности. К объективным условиям относят физиологические возрастные особенности — темперамент, формирующийся характер малыша. Внешними обстоятельствами можно считать семейную ситуацию, отношения со сверстниками.

Влияние физиологических особенностей и характера

Ребенок рождается с дарованным ему природой темпераментом. А это различный уровень возбудимости и заторможенности психических процессов, энергичности и спокойствия.

¤ Определить темперамент дошкольника в наблюдении ¤

Что терпеливо выдерживают флегматичные дети (долгое одевание, неподдающиеся шнурки и пр.), то физически невыносимо для холериков. Конечно, дети с холерическим темпераментом устраивают бурю, где от них требуют усердия и терпеливости.

Аналогично, торопя флегматичных и меланхоличных детей, родители получают в ответ плач, панические страхи.

Ко всему прочему дошкольники могут быстро уставать. Одни — от монотонного занятия, другие — от быстрой смены обстановки. Физиологический дискомфорт оборачивается капризами, непослушанием, слезами и даже истерикой.

Поведение детей под влиянием обиды или соперничества

В семье, где есть несколько детей, старшему из них часто навешивается ответственность, как будто он сам уже не является ребенком. «Смотри за братом», «Отдай игрушку сестренке», — распоряжаются родители.

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Безусловно, необходимо воспитывать потребность в заботе о близких. Но следует прививать полезные привычки так, чтобы проявление заботы не становилось обузой.

Мало того, что некоторые дети воспринимают появившегося в семье малыша как соперника, отбирающего родительское внимание.

Так, оказывается, теперь еще вместо игры нужно присматривать за ним! Капризное, а то и агрессивное, поведение старшего ребенка может быть вызвано подобной глубинной причиной, а не сиюминутной ситуацией.

Ранимого ребенка легко обидеть. К примеру, родители пообещали в воскресенье пойти в зоопарк. Но неожиданно в выходной пожаловали гости, и планы изменились. Дошкольнику сложно принять эти перемены. Проводить время с гостями ему не интересно. Он всю неделю мечтал о зоопарке. Непослушание и капризы в этот день обеспечены.

Когда причина повышения голоса на детей лежит в самих родителях

Подавляющее большинство родителей, ругающих и наказывающих своих детей, обосновывают это детскими вредностями и проступками. Им вовсе не хочется признаваться в собственном «капризном поведении».

…Малыш так ждал папу с работы, чтобы вместе построить «космический корабль» из деталей конструктора. И вот папа дома, но практически не отрывается от смартфона, хотя и находится совсем рядом.

Отцу кажется, что его несмышленый сын еще не понимает нюансов, и ему достаточно играть рядом. Но малыш начинает капризничать, раскидывать конструктор. Папа раздражен, срывается на крик.

Ребенок весь в слезах.

При наблюдении со стороны очевидно, что ситуация полностью спровоцирована отцом. Но взрослый семейный человек тут же находит себе оправдание, сообщая, как он устал и нуждается в отдыхе.

Плохое настроение мамы может быть спровоцировано семейной ссорой или проблемным самочувствием. И так некстати уже в третий раз малыш просит рассказать ему сказку. Молодая женщина отчитывает его, не в состоянии сдержать собственное раздражение, а психика ребенка очередной раз страдает от несправедливости.

Как воспитывать дошкольников не прибегая к наказаниям и крику

Примеры в данной статье самые обыденные и взяты из повседневной жизни. Чтобы осознать, как воспитывать ребенка без крика, взрослым важно посмотреть на проблему со стороны. И, главное, уяснить, что детей нельзя ругать и наказывать по трем важнейшим причинам:

  1. Дошкольник ведет себя так, как ему подсказывает его малый опыт.
  2. В основе недоразумений с ребенком могут лежать веские, не зависящие от него обстоятельства.
  3. Ругая и наказывая детей, взрослые их ограничивают, но не обучают другим вариантам поведения, подходящим с социальной и нравственной точки зрения.

Очевидно, что наказывать детей нельзя и в связи с тем, что нарушаются их права. Однако привычный нам менталитет больше внимает аргументам «какая польза», нежели «имеют ли родители право…».

Знание принципов и методов, заложенных в основу воспитания, подскажет взрослым, как эффективно общаться с детьми дошкольного возраста.

Основные принципы воспитания

Каким бы маленьким ни был ребенок, воспринимайте его как равноправную личность со своими чаяниями и потребностями.

Помните, что взрослые всегда и во всем являются примером для детей. Крича и раздражаясь, родители задают соответствующую модель поведения детям. Проявляя внимание и понимание по отношению к окружающим, взрослые учат своим примером эффективному взаимодействию.

Придерживайтесь единой точки зрения в воспитании ребенка. Если мать считает, что в 10 вечера дети должны быть в постели, то отец не должен сдвигать этот порог. Недопустимо практиковать ненужную лояльность: «Пусть поиграет, пока я досмотрю матч».

Объясняйте дошкольнику, почему вы ему что-то запрещаете. Возможно, его действия нанесут ущерб (нельзя бросать чашку, нельзя рвать книжку) или являются опасными для здоровья (нельзя толкать деток, нельзя прикасаться к горячему утюгу).

Акцентируйте внимание ребенка на том, как следует себя вести, а не на том, чего не нужно делать: «Давай свои игрушки поиграть другим деткам, если они попросят. Спрашивай разрешения, когда хочешь взять чужую игрушку. Можно брать только в том случае, если разрешат».

Как объяснить ребенку его неправильное поведение

Если ребенок обижает сверстников или младших братьев и сестер, необходимо немедленно прекратить это, отдалив хулигана от других. Только после этого стоит выяснять причины. Прежде всего, дайте знать маленькому обидчику, что вы понимаете, что он чем-то сильно расстроен. Выяснив, что так рассердило ребенка, вместе обсудите, как можно было бы найти выход, не пускаясь в драку.

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Когда вы сталкиваетесь с капризничаньем дошкольников, обратитесь с вопросом к себе, чем могут быть вызваны капризы. Только найдя ответ, предпринимайте объяснения с ребенком. Возможно, его утомил поход в магазин. Может быть, его обидело то, что родители забыли о своем обещании. А может, малыша злит, что вы опять все внимание направили на младшего брата.

Не допускайте угроз и наказаний, когда поймали ребенка на обмане. Расспросите, почему он говорит неправду (Боится? Чувствует себя виноватым?). Поясните, что неправда сразу заметна. Подключите примеры народной мудрости. Заверьте, что любую проблему можно решить, если правдиво о ней рассказать.

В любом случае, объясняя детям их ошибочное поведение, поддержите своим пониманием их горечи или обиды. Только после этого постарайтесь совместно найти лучшие варианты поведения, переключить внимание ребенка на новое занятие, увлечь интересным делом.

Упреждающие меры во избежание проблем в воспитании детей

Дети не запрограммированы на плохое поведение. Они начинают так себя вести, если окружающие не вникают в их нужды, игнорируют их мнение, чрезмерно контролируют, запрещают все без разбору.

Внимательное отношение к потребностям ребенка, повышение его уверенности в себе, выполнение простых понятных правил доставит больше радости общению и позволит предупредить проблемные ситуации.

  • Проводите больше времени с ребенком, занимаясь совместными делами.
  • Выработайте единый стандарт для всех детей, что можно, а что нельзя. Дошкольники еще все малыши, и не стоит подходить с разными мерками — к мальчикам, к девочкам, к младшим, старшим.
  • Не захваливайте детей. Убеждая ребенка, что он лучше всех, и все делает лучше других, вы провоцируете его скрывать ошибки и пытаться соответствовать высокой родительской планке. Любите своего дитя таким, как есть: со всеми достоинствами и недостатками.

Источник: https://alldoshkol.ru/vospitanie/kak-vospityvat-bez-krikov-i-nakazanij

12 принципов воспитания без наказаний, нытья и криков – памятка для родителей

12 основных принципов воспитания детей без наказаний – как воспитывать, не наказывая ребенка?

Многие родители сомневаются в правильности воспитания своего чада. Главное сомнение, конечно, всегда касается использования наказаний. Разговор идет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще – таких, как угол, лишение компьютера или личных денег.

Читайте также:  Грамматический строй речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Как работает наказание?

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Мы уверены, что знаем, что лучше для нашего ребенка. Эта точка зрения сохраняется всю жизнь. Но, решая за малыша, мы давим его самостоятельность, превращая человека в тюфяка.

Нужно же обязательно прислушиваться к пожеланиям ребенка!

Пример. Мама одела на прогулку дочку в яркое, красивое платье, а ей захотелось поиграть в песочнице. Мама запрещает – ведь платье испачкается. Но одежда для дочки не важна, ей важен песок. Девочке все равно в чем гулять, главное — веселиться. Вывод: мама превратила прогулку в пытку для обоих. А в итоге дочка будет наказана за то, что ей скучно и хочется играть.

Что же такое наказание?

Это — дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий.

Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы. Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика.

Вот оно, наказание!

Наказывать ли ребенка за непослушание?  Возможно ли обойтись без наказаний?

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

  • Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
  • Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
  • Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
  • Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
  • Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
  • Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
  • Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
  • Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
  • Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
  • Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
  • Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
  • Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Как воспитывать ребенка-манипулятора — советы для родителей.

Известно, что дети, которые растут без наказаний, менее агрессивны. Ведь грубость — это месть за боль. Наказания порождают горькую обиду, которая глушит все, включая здравый смысл.

То есть, этот негатив ребенку некуда деть, а он жжет изнутри. Поэтому дети часто срываются на младших братьях, сестрах и домашних животных.

Что делать родителям во время ссоры детей — как вести себя правильно?

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?

  • Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка, когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
  • Допускать естественные последствия – истинные наказания.
  • Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
  • Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению, а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
  • А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физически удалить малыша из опасной обстановки и создать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
  • Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
  • Не накладывать запреты на необходимые действия. Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.

Воспитание без наказаний — большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас.

А как Вы относитесь к наказанию детей? Возможно ли воспитание без наказания? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже!

Поделитесь с друзьями и оцените статью:   (1

Источник: https://www.colady.ru/8-osnovnyx-principov-vospitaniya-detej-bez-nakazanij-kak-vospityvat-ne-nakazyvaya-rebenka.html

Как воспитывать ребенка без криков, наказания, рукоприкладства? Советы Квопс, Комаровского, Карпачева

Воспитание без насилия – нелегкая задача, которая под силу только любящим, целеустремленным родителям. В данной статье мы поговорим о том, как воспитать ребенка, не прибегая к крикам, рукоприкладству.

Несколько причин плохого поведения малыша

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Почему наше чадо ведет себя так, что родителям становится стыдно за его поведение и собственную педагогическую несостоятельность. Этому есть несколько возможных причин:

  • Физиологические особенности, темперамент карапуза. Меланхолики могут часами выполнять поручение родителей, убрать игрушки по местам. А холерики утомляют своим активным поведением окружающих.
  • Соперничество детей в семье. Часто взрослые поручают старшим детям заботу о младшем братишке или сестренке. Для того чтобы «перетянуть на себя одеяло» первенец проявляет неповиновение, упрямство.
  • Обида. Родители не выполнили своих обещаний? Ждите бури, всплеска непослушания.
  • Копирование поведения других. Малыш «подсматривает» модель поведения у других, более авторитетных для него сверстников. Стремится быть похожим на них.
  • Недостаток родительского внимания. С помощью девиантного поведения малыш стремится привлечь внимание взрослых. Даже негативное внимание для него лучше, чем полное его отсутствие. Кстати, мы уже писали статью про синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Проверка границ дозволенности. Таким образом, детка проверяет, до какого предела он может манипулировать взрослыми.
  • Отсутствие умения управлять своими эмоциями. Эмоциональная сфера малыша недостаточно сформирована, поэтому у детки проявляются приступы плохого поведения.
  • Тотальный контроль со стороны взрослых. С помощью неповиновения малыш пробует выбраться из-под постоянного контроля мамы и папы.
  • Избалованность. С молодых ногтей кроха не получал отказа и теперь противится любому навязыванию чужой воли.
  • Конфликты между родителями. Своим негативным поведением малыш пытается переключить конфликтующих родителей на собственную персону.

Кризисы детского возраста

Даже самый идеальный ребенок подвержен изменениям поведения в некоторые периоды своей жизни. Существует 4 возрастных кризиса детей:

  • Первый год жизни;
  • Третий год жизни;
  • Семилетний кризис;
  • Пубертат или подростковый кризис.

В это время дети не делают «назло», а пытаются доступным для них способом донести свои желания, мысли до взрослых. Ответственный родитель не станет решать проблему криком, отыщет действенные способы воспитания, подходы к собственному чаду.

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Главные принципы воспитания малышей без наказания и насилия

Как найти в себе силы и не использовать право взрослого для наказания, битья маленького хулигана в воспитательном процессе? Придерживайтесь следующих принципов:

  1. Терпение. Никто не говорит, что воспитывать без наказания просто. Обязательно возникнут сложности, недопонимание. Но для того, чтобы вырастить хорошего человека важно проявить терпение.
  2. Безусловная любовь. Гораздо легче применить санкции, чем выяснять причину неповиновения или баловства. Но это эгоистично со стороны родителей. Ребенка важно любить не потому, что быть родителем – это модный статус, а просто так.
  3. Принятие ребенка. Да, у него есть недостатки и проблемы. Но он должен совершенно точно знать, что родители его любят.
  4. Внимание. Если не уделять детке достаточно своего времени и внимания, обязательно появятся проблемы.
  5. Уважение личности. Позволяйте малышу с ранних лет принимать решения по выбору игрушек, личной одежды. Уважайте его чувства, желания.
  6. Достойный личный пример. Для начала воспитайте себя. Ведь именно на вас будет, в конце концов, похож ваш малыш. Подавайте ему пример своими собственными достойными поступками.
  7. Давление порождает сопротивление. Если вы будете постоянно давить на кроху, то он будет сопротивляться вашему нажиму все сильнее и сильнее. В конце концов, отношения в семье станут настолько напряженными, что малышу захочется покинуть собственный дом. Это обязательно проявится в капризах, ссорах и истериках.
  8. Негативизм проявления силы. Помните, ваш авторитет не вечен. Однажды детка выйдет из повиновения, и наказания перестанут действовать.
  9. Последовательность. Если что-то сегодня нельзя, то не стоит это позволять завтра.
  10. Сила поощрения. Положительное подкрепление хороших поступков действует гораздо сильнее, чем воспитательные санкции.
  11. Школа для родителей. Постоянно развивайтесь, учитесь не реагировать на детские провокации, игнорировать эмоциональные срывы карапуза.

Советы по воспитанию от Кэтрин Кволс

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Прогрессивный педагог Кэтрин Кволс в своей книге «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания» дает заботливым родителям полный набор инструментов для формирования здоровых отношений детей и родителей.

  • Дайте понять малышу, что он полезен. Например, при посещении магазина советуйтесь, что необходимо купить, в каком количестве. Назначайте ответственным за те или иные действия, давайте посильные поручения.
  • Право выбора. Пусть выбирает, какую одежду ему хочется надеть сегодня, не навязывайте своего мнения.
  • Заранее предупреждайте. Гораздо проще не кричать за то, что до сих пор не в кроватке. А без крика предупредить заблаговременно, что через 10 минут необходимо умыться и лечь спать.
  • Сделайте упор на значимости его мнения. Важно, чтобы карапуз понимал, что его мнение по любому вопросу очень важно для каждого члена семьи.
  • Используйте специальные условные знаки. Договоритесь с ребенком, что в случае, если детка будет вести себя недопустимо, родители подадут ему условный сигнал остановиться. Такой подход не унизит подростка перед сверстниками, даст возможность откорректировать свое поведение.
  • Компромисс и договоренность. Избегать конфликта просто. Нужно лишь договариваться с малышом заранее. Если вы собрались в магазин, еще дома оговорите покупки, которые вы можете сделать.
  • Не со всеми проступками нужно бороться. Если вы не можете повлиять на какое — либо нежелательное поведение – узаконьте его. Например, если ваш карапуз настойчиво продолжает рисовать на обоях, не обращая внимания на ваши запреты, смените тактику. Выделите специальное место на обоях и позвольте рисовать именно там.
  • Ты и я – победители. Идите на компромисс. Находите такие решения конфликта, при котором в выигрыше останутся все.
  • Учите вежливо отказываться. Если ребенок не умеет прямо отказывать взрослым, он будет делать это косвенно через плохие поступки.
  • Избегайте ссор. Самая лучшая война та, что не началась. Уходите от конфликтных ситуаций, не ломайте характер ребенка.
Читайте также:  Кризис 7 лет у ребенка: особенности и признаки возрастного кризиса

Мнение Карпачева, Комаровского

Такого же мнения придерживается в своей книге «Как воспитывать детей без наказания» известный психолог Дмитрий Карпачев. С ним солидарен и известный педиатр Комаровский. Он считает, что кричать, а тем более бить ребятню в процессе воспитания недопустимо. Таким поведением взрослые развивают у детки неуверенность в себе, агрессию по отношению к окружающим, стрессы и детские страхи.

Конечно, легче бить ребенка, чем уделять формированию его личности достаточно сил и времени. Но подобные подходы к воспитанию личности могут нанести непоправимый вред психике малыша.

(1

Источник: https://vospitulya.ru/vospitanie/bez-krikov-nakazaniya-rukoprikladstva.html

Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Пошаговая инструкция

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

В теории воспитание ребенка не должно содержать агрессии, криков и, тем более, физического воздействия. Но очередная истерика в магазине, категоричный отказ одеваться, изрисованные зубной пастой или кашей стены выведут даже самых хладнокровных мам и пап из равновесия. И тогда родители используют не самые лучшие методики воспитания – окрики или физическое воздействие. Зачастую взрослые сожалеют о сильной эмоциональности. Но, не зная других способов влияния, продолжают срываться на крик.

Кнут или пряник?

Метод поощрения и наказания известен издавна. Некоторые детские психологи до сих пор уверены в правильности этого способа воспитания. Проблема в том, что не каждый родитель способен держать «золотую середину», зачастую отклоняясь в ту или иную сторону.

Здесь важно помнить, что действия, унижающие личность ребенка, приносят противоположный эффект. В нем зарождается непокорность или же страх.

Неповиновение ведет к полному нарушению взаимопонимания между родителями и малышом. Он думает, что его перестали любить и наказание последует за любое действие. А раз так, то и слушаться нет причин.

Отсюда увеличение истерик, плохие поступки «на зло» родителям.

Излишнее поощрение делает из ребенка эгоцентричного человека, уверенного в том, что ему все дозволено.

Важно чтобы механизм системы воспитания работал устойчиво. Полностью отвергать наказания нельзя. Но они должны проводиться в тихой обстановке без ругани и криков.

Почему ребенок не слышит спокойного тона?

Разговаривать с ребенком необходимо в спокойном тоне. Это создает атмосферу доверия и дружелюбия. Но иногда малыш не слышит маму или папу. Тогда родитель совершает ошибку, переходя на крик. Подобного можно избежать, если соблюдать несколько правил.

  1. Зрительный контакт. Для его установления взрослому нужно быть наравне с ребенком, например, присесть и озвучить просьбу, глядя в глаза. Порой родители даже не смотрят в сторону ребенка, разговаривая с ним. Никто не учитывает, что кроха может увлеченно играть и действительно не слышать о чем ему говорят.
  2. Только 1 просьба за раз. В детях ответственность заложена от природы. Но все портит их неумение концентрироваться. Так, озвученные одновременно 2-3 просьбы они могут не запомнить. А, значит, не выполнят их вообще или исполнят только задачу, озвученную первой.
  3. Просьба с отрицанием. Удивительно, но малыши не способны улавливать частицу «не». Именно поэтому они пропускают родительские замечания «не бегай», «не кричи». Правильнее будет сформулировать так: «не шуми» – «давай говорить тихо» или «не прыгай» – «ходи спокойно».

Еще одно важное условие – разговаривать с ребенком на равных. Без постоянных указаний. И каждый раз задавать себе вопрос: «А мне приятно подобное обращение?».

Причины родительского крика и эмоции ребенка

Редкий родитель способен признать, что практически в любой ситуации крика можно избежать. Но, к сожаленью, именно взрослые нередко провоцируют капризы ребенка, которые потом решают повышенным тоном и наказанием.

Например, ребенок весь день ждет папу, чтобы построить с ним из конструктора домик. И вот, когда отец дома, он садится за компьютер и не собирается играть, говоря, что устал. Малыш не понимает этого, начинает капризничать. И вместо веселой игры вечер оканчивается папиным раздражением, криком и слезами крохи.

Или мама, уставшая после работы, занимается домашними хлопотами, а тут еще и ребенок в 10-й раз просит ему почитать. Объяснить, что она занята не получается – малыш не слышит. И вот, мать срывается на крик, кроха в слезах.

Эти ситуации знакомы каждому родителю. Виноваты в этих случаях взрослые. А страдает малыш. Неоправданные крики родителей несут серьезные последствия.

  1. Страх. Первая эмоция, появляющаяся у ребенка, когда на него повышают голос. Как следствие, в старшем возрасте возникают тревожность и депрессия.
  2. Подрыв авторитета родителей и самооценки малыша.
  3. Тон крика со временем будем расти. Если поначалу ребенок реагирует на резкие негромкие окрики, то через время перестанет на них обращать внимание. Тогда кричать придется громче и гораздо чаще. Поведение детей в семьях, где родители кричат, с каждым годом ухудшается.
  4. Повышенный тон – препятствие для общения. Дети устроены так, что воспринимают в большей степени интонации, а не слова. Поэтому крик мешает пониманию смысла сказанного.
  5. Крик войдет в привычку. Дети перенимают многое у родителей, в том числе и модель поведения. Высока вероятность того, что повзрослев, ребенок будет добиваться своего криком.

Когда наказывать и кричать нельзя категорически

Повышенная капризность может быть вызвана кризисными периодами. Эти этапы важны для психического и эмоционального становления детей. Выделяют 4 этапа, так называемого взросления, во время которого наказания навредят:

  • кризис 1-го года жизни (начинается примерно в 9 месяцев);
  • кризис 3-х летнего возраста (может начаться в период с 2 до 4 лет);
  • кризис 7-го года жизни;
  • подростковый кризис.

Помимо вышеописанных промежутков времени, существуют ситуации, в которых наказание и крики должны полностью исключаться:

  • во время болезни;
  • в момент приема пищи;
  • если ребенок увлеченно играет;
  • перед сном и в период пробуждения;
  • если малыш плохо выполнил свою обязанность, но очень старался;
  • если ребенок испытывает злость или слишком возбужден.

Сильное раздражение самого родителя не должно служить поводом для общения на повышенных тонах или физического наказания ребенка.

Воспитание без наказаний и криков возможно

Для гармоничного развития малышу нужно не много – любовь и понимание близких людей. Мать и отец должны заранее обговорить, как именно они будут воспитывать свое чадо, в чем ограничивать, а где давать свободу. В помощь родителям есть ряд правил.

  1. Терпение. Это основа воспитания без «кнута», нотаций и шлепков. Иногда выстоять перед натиском капризов сложно и этому взрослым придется научиться.
  2. Любовь. Родители должны любить малыша вне зависимости от его поведения, капризов, успехов и неудач.
  3. Общение на равных. Ребенок, даже маленький, личность. Примерно с 3 лет он имеет свою точку зрения. В период проявления самостоятельности с малышом нужно начинать советоваться в некоторых вопросах. Например, спросить какую кашу на завтрак он хочет, в каких ботинках пойдет на улицу, или какую сказку ему прочитать. Эти мелочи формируют чувство значимости.
  4. Свободное время – ребенку. Капризность и непослушание указывают на недостаток родительского внимания. Мамам и папам кажется, что деткам достаточно просто находиться рядом с ними. Но это не так. Когда родители заняты своими делами, а крохе хочется поиграть вместе, он начинает обращать на себя внимание. Так как выражать эмоции правильно дошкольники еще не умеют, они капризничают и шалят. Во избежание этого стоит чаще играть в совместные игры, ходить на прогулки, в парки, читать и заниматься творчеством.
  5. Установление первенства. С раннего детства малыш должен понять, кто главный в семье. Что он не имеет права требовать и командовать родителями.
  6. Излишнее давление повод для сопротивления. Чем больше родители заставляют что-то сделать, тем меньше шансов, что ребенок будет это выполнять.
  7. Мера для запретов. В список воспрещений должны входить только действительно опасные для ребенка вещи.
  8. Все, что не находится под запретом – разрешено. Если мама оставила кружку на краю стола, а ребенок ее разбил, то вина лежит на матери.
  9. Последовательность. Если сегодня мать запрещает съесть шоколадку перед обедом, а завтра разрешает, то детская истерика и обида гарантирована.
  10. Поощрение. Как правило, дети дошкольного возраста не помнят о том, что за провинность их ждет наказание. А вот вознаграждение за хорошее поведение даст стимул вести себя подобающе.
  11. Жестокость порождает агрессию. Если родители избирают методикой воспитания наказания, рукоприкладство и крики, то ребенок будет также обращаться с ними, другими детьми, животными. Нетрудно представить, что может произойти, когда малыш повзрослеет и станет сильнее родителей.
  12. Привитие ответственности. У ребенка должны быть обязанности, соответствующие его возрасту. Например, в 3 года он может собирать за собой игрушки, в 4 – помочь протереть пыль или полить цветы. Со временем ребенок должен сам выполнять эти действия, без помощи и напоминаний.
  13. Манипуляциям – нет. Детские желания эгоистичны. Если ребенок падает на пол и начинает биться в истерике из-за несогласия мамы купить ему новый паровозик или пистолет, то лучше всего проигнорировать его. Через 2-3 неудавшихся «концерта» юный манипулятор поймет, что криками и воплями ничего не добиться.

Важный критерий в воспитании ребенка без наказаний – личный пример. Дети – отражение родителей. Если в семье взрослые ругаются между собой, говорят неправду, то ожидать от ребенка иной модели поведения не стоит.

Как наказывать правильно

И все же без гуманных наказаний в воспитании обойтись сложно. Но выбирать этот метод, необходимо только оценив причины, которые вызвали плохое поведение.

  1. Первую провинность лучше простить. А ребенку спокойно объяснить, почему так делать нельзя и какие последствия будут за подобный проступок в следующий раз.
  2. Строгие правила поощрения и наказания. Необходимо составить список провинностей, за которые будут следовать определенные наказания. То же и с хорошими поступками.
  3. Наказание подлежит исполнению. Даже, если угроза оставить ребенка на неделю без мультиков или компьютера, была сказана в пылу, слово придется сдержать.
  4. Исключение физического воздействия.
  5. Наказание должно следовать за провинностью сразу. И лучше всего выбирать лишение чего-то, что приятно для ребенка.
  6. Критиковать личность ребенка нельзя. В разговоре необходимо делать акцент на том, что совершен плохой поступок.
  7. Наказание неизменно. Если ребенку положено отстоять в углу 20 минут, то уговоры выпустить его раньше родители должны пропускать мимо ушей.

Мой ребенок понимает только крик? Воспитание детей без криков. Разговор с психологом.

Воспитание – это искусство. Не нужно быть психологом или педагогом, чтобы выстроить дружелюбные взаимоотношения с ребенком. Ведь самое главное – любить ребенка, не ставя в упрек его поведение, проделки. Можно использовать в меру наказания, обижаться, даже сердиться по делу, но переставать любить нельзя. Только дружелюбием, терпимостью, нежностью удастся вырастить счастливого человека.

Читайте также:  Развитие ребенка в 7 месяцев: что должны уметь мальчик и девочка, нормы роста и веса, а также особенности питания и какие игрушки подходят

Источник: https://motivacii-net.ru/kak-vospitat-rebenka-bez-krikov-i-nakazanij-poshagovaja-instrukcija/

Как воспитать ребенка без криков и наказаний? Простой секрет

Все дети рождаются гениями, 9 999 из каждых 10 000 детей этой гениальности вскоре по неосторожности лишают взрослые

                                                                                                   Бакминстер Фуллер

Когда дети маленькие и не хватает времени и сил на всё – работу, дом, учёбу, свои увлечения и увлечения детей – мы часто срываемся на своих маленьких детях. Сейчас мои дети выросли и я очень сожалею о таких моментах. Многие задают вопросы:

  • Как воспитать ребенка без криков и наказаний?
  • Как воспитать ребёнка счастливым?
  • Как развить интеллектуальный и творческий потенциал личности ребёнка?
  • Как сделать ребёнка уверенным в себе?

Есть один секрет в воспитании, который поможет ответить на все эти вопросы сразу. 

Вступление

Эта статья может в корне изменить Ваши принципы воспитания и сделать Ваших детей счастливыми и успешными. Надо только не побояться начать воспитывать своих детей не так, как все

Начала писать эту статью и вспомнила интересную историю таксиста, который вёз меня после работы домой. Я мечтала немного вздремнуть по дороге, но когда прислушалась, поняла, что эта история стоит внимания. Думаю, она может даже претендовать на роль 2-го эпиграфа к статье и будет очень уместно привести её прямо в начале статьи.

Пожилой таксист: «Я уже стар, но до сих пор работаю и только сейчас я понял, почему. Я совершил непоправимую ошибку: совсем неправильно воспитывал своих детей… В молодости у меня был друг-еврей, наши квартиры были на одной площадке.

У него, как и у меня, было двое детей. Жена его не работала. Но в квартире, несмотря на это, всегда был беспорядок. Потому что она занималась детьми. Их дочь играла на скрипочке, а сына водили на дополнительные уроки по математике.

Когда я бывал у них в гостях, я не понимал, почему она не заставляет детей мыть посуду и делать уборку. Они постоянно занимались какой-то ерундой – лепкой из пластилина, рисованием, вырезанием. Мать же постоянно нахваливала их: «Какие вы у меня талантливые».

Хотя рисунки и «скульптуры» были, на мой взгляд, так себе.

Моя же жена работала, но в доме у нас всегда был порядок. Детей она постоянно заставляла драить квартиру и мыть посуду. И что в результате? Дочь моя работает посудомойкой в ресторане. А сын – таксистом.

 А что мой друг-сосед? Он с женой живёт в Париже, где их дочь играет в каком-то известном оркестре. А их сын – известный математик, живёт и преподаёт в Америке.

Одно слово: самое выгодное капиталовложение – в своих детей!»

Как Вам рассказ? Впечатляет? Старик сделал вывод о выгоде «капиталовложений» в детей с точки зрения получения потом благополучной и беззаботной старости.

Но это, как раз, просто побочный (но приятный) продукт общего результата «правильного» воспитания с использованием мудрого секрета еврейских семей.

Этот мудрый секрет передаётся из поколения в поколение. Думаю, именно благодаря этому секрету воспитания, дети евреев гораздо чаще становятся успешными и счастливыми.

Хотите узнать секрет и применить в воспитании своих детей?

Секрет этот заключается в безграничной любви к своим детям, в творческой свободе, в постоянном нахваливании ребёнка по любому поводу (ты у нас самая умная, самая красивая!), а также в любви и уважении в отношениях между отцом и матерью. Такое воспитание неизбежно ведёт к уверенности в себе, в своих знаниях, к отсутствию комплексов, к лидерству, к завышенной самооценке (в хорошем смысле этого понятия).

Вот 7 мудрых правил еврейских семей, как воспитать ребенка без криков и наказаний, в любви, творчестве и свободе

  1. Защита детей от комплексов. Мать никогда не станет говорить: «Ты плохой». А скажет: «Как такой хороший ребёнок мог так неразумно поступить?!». В еврейских семьях знают, как сделать ребенка уверенным в себе. «У ребенка нет абсолютно никаких недостатков» – это стандартная позиция родителей в еврейских семьях.

    Если недостатки всё-таки есть, то о них никто не узнает, включая самого ребёнка.

  2. Безграничная свобода с разумными ограничениями. В еврейских семьях дети ходят всем по головам. Родители-евреи свободу ребенка считают специальным «воспитанием», воздухом, который просто необходим ребенку.

     Ограничения начинаются только если ребенок переступает границы допустимого. Например, вылить флакон маминых духов на куклу можно, и даже помадой разрисовать папин паспорт тоже можно, а вот бабушку бить по голове нельзя. Этот подход очень похож на воспитание детей в Японии до 5 лет.

    Думаю, Вы слышали, что до 5 лет японские мамы относятся к свои детям, как к королям, им дозволено всё абсолютно и никто не делает им замечаний, ни родители, ни посторонние люди. Эта система очень способствует развитию детей. В Японии даже есть поговорка о важности раннего развития: «после 3-х уже поздно».

  3. Постоянная похвала ребенка, даже за небольшие успехи.

     Родители хвалят ребенка с самого рождения: «Какой ты у нас красивый! Какой талантливый! Какой умный!». Похвала звучит даже по самым незначительным поводам и малейшим успехам и достижениям. А главное – в присутствии всех. Если приучить себя замечать в своих детях все хорошие проявления, это может в корне изменить их поведение.

  4. Ответственное поведение родителей. Евреи знают, что самый мелкий неразумный проступок или нехорошее слово родителей могут иметь неисправимые последствия. Поэтому родители своим ответственным поведением, своим примером постоянно вдохновляют детей.
  5. Уважение и любовь в семье — передаётся по наследству.

     Дети с самого детства видят внимание отца к матери и матери к отцу. Когда ребенок видит, что родители живут в любви, он чувствует себя защищённым. Это ещё один способ, как воспитать ребенка уверенным в себе. Поведение родителей — пример для подражания. Такие же отношения любви он создаст в своей семье.

  6. Обучение быть родителями.

     Девочку с детства учат, что её главная карьера – семья и дом. В стремлении воспитывать успешных детей, еврейские мудрецы создали систему воспитания. С ней в Израиле можно ознакомиться на курсах для родителей. Успешное воспитание, как мы видим, начинается с воспитания и обучения себя, как быть «мамой и папой».

  7. Обучение детей разумно распоряжаться временем. Детей приучают к тому, что быть постоянно занятым интересным делом — это нормально. Поэтому они не понимают, что такое лень и «ничегонеделанье». Они постоянно заняты всем понемногу: английским, скрипкой, математикой.

Некоторые обладают даром, талантом «правильного» воспитания детей

Мы выяснили, что такие принципы «правильного» воспитания в еврейских семьях передаются из поколения в поколение. Но есть ещё такие семьи (других национальностей :))), в которых отец и мать обладают талантом воспитания интуитивно.

Они «знают», что правильно воспитывать детей – это значит воспитывать их в любви. Образно можно сказать, что они врождённые гении – моцарты в воспитании.

Часто они вообще не знакомы с теорией педагогики, но делают всё «правильно».

Мне повезло — к таким людям относятся мои родители. В семье у нас всегда царила свободная, счастливая атмосфера любви.

Родители с самого детства говорили нам с братом, что мы талантливы, что у нас всё получится, чем бы мы ни занимались. А ещё нам всё разрешалось, не было никаких запретов.

Благодаря такому доверию даже не возникало мысли обманывать родителей и делать что-то «не так».

Такую же «концепцию воспитания» мы с мужем перенесли на своих детей.

Им было дозволено по всей квартире строить домики – переворачивать кресла, накрывать кресла и столы одеялами, на шкафу мой Володя устроил для них «халабуду».

Мы делали всё это интуитивно, потому что тогда не было интернета и мы ничего не знали о свободном воспитании детей в Японии до 5 лет и о вседозволенности для детей в еврейских семьях.

Однако в жизни встречаются не только моцарты в воспитании, но и сальери

Наверняка Вам приходилось наблюдать, как мама «тащит» за руку маленького сынишку или дочку в садик, ребёнок плачет, а она орёт на него, потому что опаздывает на работу.

Или другая ситуация. Один малыш случайно толкнул второго и тот заплакал. Что делает мама? Она начинает ругать своего сына: «Ты ПЛОХОЙ мальчик! Зачем ты обидел этого ХОРОШЕГО мальчика?!»

Когда ребёнок начинает ходить в школу, ничего не меняется. Вечером после работы «уставшая» мама продолжает «орать» на ребёнка за замечание в дневнике или за не сделанные уроки.

Если это повторяется постоянно – у ребёнка неизбежно вырабатывается заниженная самооценка.

К сожалению, исследования американского психолога Абрахама Маслоу (Абрахам Маслоу, Википедия) говорят нам, что таких «искалеченных» воспитанием людей 96%. И только 4% – это люди, которые имеют потребность в самореализации и достижении своих целей

Резюме. Итак, секрет правильного воспитания детей прост

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос счастливым, в семье должна царить атмосфера любви, как между родителями, так и в отношениях с ребёнком. Ребёнок должен чувствовать свою защищённость.

Счастье, как известно, передаётся по наследству.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос талантливым, успешным, уверенным в себе, надо научиться замечать его успехи, хвалить даже за незначительные достижения.

Причём, ребёнок должен понимать, что любовь Ваша безусловная и Вы любите его не за его успехи, а просто так, таким, какой он есть. Надо защищать ребёнка от навязывания ему комплексов, что, уверяю Вас, очень часто делают и в школе, и даже в детсаду.

Надо воспитывать в нём уверенность в себе, постоянно повторять, что он особенный.

Думаете, это трудно сделать? Уверяю Вас, что нет. Посмотрите это вдохновляющее видео. В нём молодая мамочка рассказывает только один эпизод из жизни ёё  трёхлетнего сына. Рассказывает, как она справилась с его «проблемой» в самооценке. Этот приём она придумала интуитивно. Но как замечательно он сработал.  

Спасибо всем! Жизнь прекрасна!

  • Не стоить тратить её на крики и негатив!
  • Желаю радоваться каждой минуте общения с детьми!
  • Радоваться даже маленьким радостям — хлебу и голубому небу!
  • Алёна Краева

P.S. Советую применять новые знания на практике. Если кто-то Вам говорит, что Вы балуете детей и ещё об этом пожалеете — не слушайте. Сразу вспоминайте рассказ таксиста. Он как раз жалеет о том, что не баловал детей.

P.S. Пишите в комментах, какие Вы методы применяете на практике для повышения самооценки детей, для развития их творческого потенциала? Как Вы воспитываете детей в любви, без криков и наказаний?

P.S. Не забудьте поделиться статьёй с друзьями.

P.S. Подписывайтесь на новые статьи блога – форму подписки найдёте ниже.

Как воспитывать детей без криков и наказаний с дошкольного возраста

Вам также может понравиться

Источник: http://alenakraeva.com/new-digital-world/kak-vospitat-rebenka-bez-krikov-i-nakazanij/

Ссылка на основную публикацию