Моторика рук для развития речи: тренируем пальчики, приемы, упражнения

Моторика рук – это различные движения, в которых задействованы мелкие мышцы кистей и пальцев. Мелкая (тонкая) моторика не является рефлекторной и требует специального развития. Но чем полезна моторика рук для развития детской речи? Учеными уже давно доказана связь между тонкими движениями рук и активностью мозга.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Почему это важно?

Итак, влияние мелкой моторики на развитие речи безусловно. Оно заключается в том, что зоны коры головного мозга, отвечающие за тонкие движения и речь, находятся в непосредственной близости друг от друга. Задействуя зону моторики, мы стимулируем и развитие речевой зоны.

Вполне закономерен вопрос: почему наши бабушки не занимались специально развитием моторики, а речь детей развивалась нормально? Да потому, что в те годы в специальных упражнениях не было особой надобности.

Большую часть работы по дому дети с раннего возраста делали вместе с родителями вручную: стирали, отжимали белье, штопали, вязали, шили иголкой, мыли полы, чистили ковры, перебирали крупы, готовили еду (числили овощи, лепили вареники, месили и раскатывали тесто).

При этом не стоит забывать, что наши бабушки часто играли со своими малышами в «ладушки», «сороку-ворону», «козу рогатую». А это не что иное, как пальчиковые игры – прекрасное средство для стимуляции мелких мышц.

Сегодня большую часть домашней работы делают за нас бытовая техника и бытовая химия. А мелкая моторика задействуется детьми, увы, только при нажимании на кнопки гаджетов. Мамы же, ссылаясь на занятость, все меньше занимаются ручками и пальчиками своих крох. Именно поэтому уделять отдельное внимание мелким мышцам рук так важно.

Когда же можно начинать занятия, стимулирующие тонкую моторику рук? Сегодня специалисты сходятся во мнении, что это можно делать уже с момента, когда пропадает гипертонус новорожденных ( в 5–7 месяцев). Массаж с потешками, разминание пальчиков и ладошек, «ладушки», сжимание маленького мячика — это простейшие упражнения на моторику для самого раннего возраста.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Взаимосвязь отделов мозга

Организм человека развивается комплексно: зрение, слух, эмоции, мышление, память обычно идут в ногу с его общим физическим развитием.

Если малыш к определенному времени не научился сидеть или ползать, можно с большой долей вероятности говорить о том, что у него будут и проблемы с речью. И наоборот.

Ребенок, отстающий в становлении речевых навыков, скорее всего, отстает и физически: у него плохая координация, он неуклюж в движениях, часто не может выполнить довольно простых упражнений.

Но, как уже говорилось, благодаря этой взаимосвязи можно «подтягивать» одни зоны мозга, воздействуя на другие. Хорошими примерами такого воздействия можно назвать, например, иглоукалывание. Болевой импульс из определенной точки тела подается в нужную зону коры головного мозга, стимулируя ее активность.

Кроме того, при таком взаимодействии затрагивается не только конкретный отдел, но и прилегающие к нему. Именно поэтому нельзя сказать, что значение моторики заключается только в развитии речи. Она также косвенно затрагивает зоны, отвечающие за другие сферы:

  • координацию;
  • внимание;
  • память;
  • логику;
  • воображение.

Более выраженное воздействие на эти сферы оказывают специальные упражнения для развития речи. Ребенку в процессе таких игр приходится запоминать, повторять, развивать ритмический слух, представлять себе какие-то образы, концентрироваться на выполнении тех или иных движений.

Кстати, существует мнение, что эффект от таких занятий достигается именно благодаря тому, что мозг включается в работу по «составлению плана действий» для выполнения непривычного ему задания.

Как только действие доводится до автоматизма, ребенок выполняет его без активного участия мозга, и оно уже не влияет на развитие нужных зон. Поэтому упражнения и игры есть смысл менять по мере их освоения малышом.

Это не только поможет задействовать зону речи, но и будет служить прекрасной зарядкой для маленького мозга.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Виды упражнений

Существует немало видов деятельности, которые помогают совершенствовать моторику рук. Среди них можно подобрать занятия, соответствующие разным возрастным этапам. Например, для самых маленьких подойдут:

  • массаж;
  • игры-потешки как разновидность пальчиковой гимнастики;
  • катание между ладошками орехов, ребристых карандашей;
  • хватание и сжимание каучукового мячика (или массажного – с мягкими шипами);
  • «переминание» песка.

Обязательно проводите такие игры с речевым сопровождением, используя стишки, рассказывая все, что делаете и для чего: для развития речи важны не только движения рук, но и активное речевое окружение, побуждающее малышей к ответной реакции.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть занятия. Для деток после года подойдут, например, такие:

  • лепка из пластилина или теста;
  • рисование карандашами или красками;
  • собирание пазлов, мозаик, конструкторов, пирамидок, сортеров;
  • выкладывание простейших рисунков из фасоли, гороха;
  • перебирание круп;
  • рисование по песку, муке, мелким крупам;
  • застегивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков;
  • закручивание баночек, бутылочек;
  • разрывание бумаги на кусочки.

Таким образом, далеко не всегда необходимо приобретать специальные дорогие игры. Для пальчиковых игр вполне подойдут предметы, имеющиеся в повседневном обиходе каждой семьи.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Развиваем пальчики с дошкольниками

Пальчиковая гимнастика для дошкольников может быть еще более сложной. Дети после 3 лет способны запоминать, повторять за взрослыми, проговаривать определенные слова или даже целые стишки, проделывать более сложные последовательные манипуляции пальчиками, фантазировать.

Поэтому картотека таких игр может включать разнообразные потешки, сюжетные пальчиковые игры, в которых нужно обыгрывать определенные действия с помощью пальцев, представляя их то животными, то крыльями, то ножками. В таких занятиях полезно использовать музыкальное сопровождение.

Занятия по мелкой моторике с детьми дошкольного возраста обязательно должны быть выстроены в форме увлекательной игры, чтобы ребенок включался в них с удовольствием и не думал о том, что это обязательный и сложный урок.

Итак, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее могут быть упражнения на моторику рук.

  1. В 3–4 года дети могут рисовать сюжетные картинки, лепить определенные предметы (а не просто мять пластилин), собирать довольно сложные модели из конструктора, строить башни и домики из кубиков. Для развития тактильных ощущений полезны «трогательные» упражнения (можно, например, «познакомить» одноименные пальцы малыша и взрослого, прижимая их друг к другу поочередно, или подключать к играм предметы разной фактуры: мех, камень, дерево, шелк, перья, металл).Сейчас полезно осваивать технику шнуровки. Для этого можно приобрести или смастерить самим специальные пособия-картинки с отверстиями, через которые будет продеваться шнурок. Соревнуясь с ребенком, родители придадут игре азарта и веселья. Кто первый «нашнурует» волны, елочки, лесенки? Застегивание кнопок и пуговиц также можно отрабатывать в форме соревнования. Еще один прекрасный способ задействовать пальцы рук – рисование пальчиковыми красками. Вот уж где простор для творчества и оттачивания мелких движений!
  2. В 4–5 лет в дополнение к вышеизложенным упражнениям детки в состоянии нанизывать большие бусины на нить, выкладывать рисунки из пуговиц, камешков, строить замки или куличики из песка. Большую роль в подготовке руки к письму играют штриховка, обведение рисунков по контуру, раскрашивание, вырезание деталей, выкладывание мозаичных аппликаций из рваной бумаги. Сейчас ребенок уже может рисовать не только прямые, но и ломаные линии, завитушки, волны и даже полностью человечка. Можно усложнить задание: пусть нарисует картину с помощью только геометрических фигур. Выполняя пальчиковую гимнастику, ребенок уже может повторять за взрослым весь сюжет игры: и проговаривая, и показывая в движении.
  3. 5–6 лет – возраст на пороге школы. Сейчас с помощью моторики рук нужно не только воздействовать на речевые зоны мозга, но и параллельно готовить руку к письменным нагрузкам: не просто держать ручку или карандаш, но и уметь довольно долго писать. Полезно, например, обводить линии, рисунки и фигуры в детских прописях, собирать мозаику из самых мелких деталей по инструкции. В этом возрасте дети прекрасно воспринимают «пальчиковый кукольный театр». Пальчиковые куклы смастерить совсем несложно, а представления, которые с их помощью можно показывать, вызовут восторг не только у ребенка, но и у всей семьи. Кроме того, обычные пальчиковые игры можно усложнить. Например, не показывать ничего ребенку, а попросить его обыграть конкретный сюжет. Или использовать игры, подразумевающие самомассаж рук (растирание, разминание, похлопывание). Также сейчас весьма полезно пришивать пуговицы, нанизывать мелкие бусины, складывать фигурки оригами. На этом этапе все важнее связь моторики не только с речью, но и с координацией, логикой, памятью.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Кроме того, если ребенок умеет пользоваться красками, ножницами, шнурками, иголкой, карандашом, это поможет ему в развитии и обучении независимо от того, есть у него проблемы с речью или нет.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/motorika-ruk-i-rech

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка 1-3 года

Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.

Польза упражнений

По мнению специалистов, пальчиковая гимнастика положительно влияет на развитие мелкой моторики, мышления и речи дошкольников. Известному педагогу и писателю В. А Сухомлинскому принадлежит фраза:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.

Преимущества пальчиковых игр:

  • Активизация речевых зон коры головного мозга.
  • Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
  • Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
  • Улучшение памяти.
  • Овладение навыками рисования и письма.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

Правила проведения занятий

  1. Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
  2. Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.

  3. Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
  4. В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
  5. Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.

  6. Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
  7. Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
  8. Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.

  9. Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.

Виды упражнений

Все упражнения можно разделить на несколько категорий:

  1. Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
  2. Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
  3. Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.
Читайте также:  Трудовая деятельность дошкольников: компоненты и мотивы труда

Массаж пальцев и ладоней рекомендован для малышей, в возрасте от одного года.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.

В возрасте от 1,5 года до 3 лет детей можно научить следующим действиям:

  1. Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
  2. Сортировать крупы.
  3. Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
  4. Оценивать фактуру различных тканей.
  5. Рисовать пальчиками.

Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Они должны читаться с ярко выраженной интонацией и сопровождаться гимнастикой, содержащей элементы массажа. Например, в процессе чтения текста взрослый может разгибать, потирать и поглаживать пальцы ребенка.

Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.

  • Игры на развитие моторики
  1. Руки нужно соединить в замок, а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
  2. Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
  • Упражнения для улучшения внимания и памяти
  1. Бабочка. Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
  2. Осьминожки. Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.

Популярные книги и пособия

Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.

Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт

Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.

Поделитесь с друзьями:

Источник: https://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/palchikovye-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-i-myshleniya-rebenka-1-3-goda.html

Как развивать пальцы рук: простые упражнения для пальцев рук

Ежедневно мы задействуем наши руки дома и на работе, отдыхая или тренируясь. И мало кто обращает внимание на их состояние и здоровье. Естественно, это вернется неприятной напряженностью и дискомфортом в кистях, хрустом суставов и другими проблемами. Не допустить всего этого помогают специальные упражнения.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Как избавиться от усталости в руках?

Вы много работаете за компьютером? Вручную заполняете множество документов? Значит, вам наверняка знакома ситуация, когда в руках/кистях появляется дискомфорт и слабость. Предлагаем вашему вниманию простые упражнения для пальцев рук. Выполняя их ежедневно, вы сможете поддерживать здоровье суставов, сохраните молодость кожи и избавитесь от боли после долгих рабочих часов.

  1. Сжимайте кисти в кулак и вращайте их в разные стороны. Повторяйте упражнение десять-двадцать раз.
  2. Сожмите кулак на всю силу и подержите в таком состоянии полминуты. Разожмите. Дайте рукам отдохнуть (до минуты) и повторяйте упражнение.
  3. Положите руки на стол (подойдет и любая другая твердая поверхность). По одному поднимайте пальцы, другие держите прижатыми.
  4. Сожмите кулак. По одному разгибайте и вновь выпрямляйте пальцы. Помните, что все остальные, не задействованные в упражнении, должны оставаться неподвижными.

Это простейшая тренировка послужит великолепной профилактикой болезней суставов. Также она снимет усталость с кистей после рабочего дня. Главный плюс занятий в том, что делать упражнения для суставов пальцев рук можно даже на работе, устроив себе маленький перерыв.

Программа тренировок для повышения силы пальцев

Для многих людей (спортсмены, скалолазы) имеет значение не только здоровье, но и сила пальцев. Улучшить её помогают специальные упражнения.

  1. Вис на пальцах. Находим турник, прочную ветку дерева или другой подходящий объект. Висим 15-20 секунд, делаем несколько подходов. Тренироваться рекомендуется в перчатках. Если их нет – подкладывайте под пальцы ткань, чтобы не повредить пальцы и избежать появления мозолей.
  2. Вращение запястьями с применением утяжелителей. Подойдут гантели или другие тяжелые, но небольшие по размеру предметы, которые удобно держать в руке. Положите руку на горизонтальную поверхность, возьмите утяжелитель и начинайте упражнение. Стандартная программа – 3-4 подхода по 20 вращений, но вы ориентируйтесь на свои физические возможности.
  3. Тренировка с эспандером. Приобрести его можно в любом спортивном магазине. Модель, количество сетов и повторов подбирайте индивидуально.
  4. Сгибание пальцев со штангой. Используем нижний хват. Данная тренировка способствует укреплению мышц предплечья. Начальная позиция – предплечья находятся на ровной горизонтальной поверхности. Кисти сжимают штангу и нормально свисают над краем. Плавно и аккуратно поднимаем и опускаем штангу.
  5. Отжимания на пальцах. Отжиматься от пола можно на 5, 4, 3, 2 и даже 1 пальце. Естественно, такая тренировка пальцев рук рассчитана на более подготовленных спортсменов. Новичкам следует начинать с малого.

Соблюдайте технику. Помните простое правило – выполнять упражнения для силы пальцев рук лучше медленно, но точно!

Как улучшить мелкую моторику?

Исследования показывают, что упражнения для моторики пальцев рук у взрослых и детворы способствуют улучшению внимательности, речи, координации и даже памяти. Предлагаем несколько простых и эффективных вариантов тренировки моторики.

  1. Четки. Держим в руке и перебираем бусины.
  2. Конструктор. Отличный вариант для детей.
  3. Мозаики и паззлы с мелкими и крупными частями. Дополнительно улучшает внимательность.
  4. Сортировка сыпучих продуктов. К примеру, смешайте рис и гречку, а потом отделяйте крупы друг от друга.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Тренировка пальцев после инсульта

Инсульт – серьезный недуг, с которым сталкиваются люди любого пола и возраста. Восстанавливаться после него долго и сложно. Повседневная жизнь и привычки пациента меняются кардинально.

Единственным способом вернуть себе нормальный образ жизни является физиотерапия. Даже если болезнь не затронула двигательную активность рук, тренировки улучшат работу мозга и нервной системы.

Это важный элемент успешной реабилитации.

Конечно, упражнения для пальцев рук после инсульта, на первый взгляд, кажутся очень легкими. Но человеку, который перенес это заболевание, бывает сложно выполнять их самостоятельно. Поэтому пациентам на период реабилитации понадобится помощь родных. Врачи советуют следовать следующей программе:

  1. Подготовка. Разрабатываем руку и пальцы, растирая и массажируя каждый на протяжении пятнадцати-двадцати секунд.
  2. Ложитесь на спину и кладите ладони на грудь. По очереди разводите и поднимайте пальцы. Потом разверните ладошку и повторяйте упражнение.
  3. По одному поднимайте пальцы, делайте круговые вращения.
  4. Сжимайте и разжимайте пальцы в кулак.
  5. Соедините руки в замок, поднимайте и шевелите пальцами (сразу всеми и поочередно).
  6. Сортировка различных предметов (крупы, разноцветные бусины и пр.). Еще одно упражнение для улучшения моторики.
  7. Сборка кубика Рубика.

Это простейшие упражнения для тренировки пальцев, выполнять которые можно и в домашних условиях. Главное делать их часто, аккуратно и терпеливо.

Моторика Рук для Развития речи: Тренируем пальчики, Приемы, Упражнения

Упражнения для пальцев рук после перелома

Перелом – распространенное повреждение, с которым многие сталкиваются. Конечно, нельзя назвать эту травму опасной для жизни. Но пациентам все равно не стоит пускать реабилитацию на самотек. После перелома нужно уделять больше времени разработке поврежденного пальца. Существует множество техник и вариантов, способствующих скорейшему восстановлению.

Составлением программы реабилитации должен заниматься врач. Зачастую, пациенту назначат массаж, физиотерапия. Но и дома не стоит забрасывать лечение. Здесь можно делать несложные упражнения для пальцев на руках, которые позволят разработать травмированную конечность.

Положите руки на стол. Плавно поднимайте и опускайте палец. Выполняйте круговые вращения. Попытайтесь нарисовать в воздухе какую-либо картину или написать свое имя. Старайтесь двигать не кистью, а именно кончиком фаланги: так восстановить гибкость пальцев после перелома будет легче.

Упражнения на гибкость пальцев для музыкантов

Хотите научиться играть на гитаре или фортепиано? Новичкам всегда сложно правильно координировать движения пальцев. Поэтому рассмотрим хорошие упражнения для пальцев рук для игры на музыкальных инструментах.

  1. Положите руки на ровную поверхность. Одной медленно и аккуратно хлопайте по столу, а другой — рисуйте круги. Потом меняйте руки.
  2. Едва касаясь поверхности ладонями, рисуйте на столе геометрические фигуры. Делайте одновременно обеими руками. Это упражнение рекомендуется выполнять под метроном.

Занятия для самых маленьких

Упражнения для моторики пальцев рук для детей не только полезны, но и считаются обязательными для нормального развития. Они стимулируют работу мозга, улучшают внимательность, память и воображение.

Для малышей от одного года до пяти лет лучшей тренировкой станет лепка из пластилина или собирание паззлов. Для детей постарше подойдет кубик Рубика. Что касается эффективных и простых упражнений, предлагаем следующие варианты:

  1. Замешивание теста. Ребенку необходимо руками имитировать замешивание теста. Данная тренировка качественно разрабатывает кисти и пальцы.
  2. Сжимание/разжимание кулака. Малышу необходимо поочередно выпрямлять ладони, раздвигать пальцы, сжимать и разжимать их.

Чтобы игры с пальцами рук были интересны для детворы, их желательно сопровождать веселыми историями или делать все это в игровой форме (к примеру, соревнование на скорость с родителями).

Источник: https://www.SportObzor.ru/fitnes/uprazhneniya-dlya-razvitiya-palcev-ruk.html

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Мастер

 «Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»

                                          Н.А. Бернштейн

       Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.

Читайте также:  Физическое развитие детей дошкольного возраста: особенности качеств у дошкольников 4,5,6,7 лет, а также проведение диагностики

Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.

     Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить его к школе?

       Уважаемые коллеги, расскажите, пожалуйста, с помощью каких приемов и методов Вы решаете проблему развития речи и звукопроизношения в своем детском саду при отсутствии логопеда?

       В нашем детском саду эту проблему мы решаем с помощью пальчиковых игр с различным нетрадиционным материалом. Почему с нетрадиционным? Нетрадиционный материал своей необычностью, яркостью, оригинальностью привлекает и удерживает внимание ребенка.

       Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

     Следствием слабого развития мелкой моторики является общая неготовность современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большей долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

       Однако, если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, и этот ребенок не исключение.

       К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш или ручку.

       Свой мастер-класс я назвала «Тренируем пальчики – развиваем речь». Цель для мастер-класса взяла:показ педагогам ДОУ разных приёмов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Начнем мы с вами с самомассажа, для того чтобы разогреть наши пальцы.

1.     САМОМАССАЖ

2.     Я приглашаю четверых участников мне помочь.

3.     Панно.  Панно выполнены с использованием разнообразных материалов. Это могут быть: ткань, нитки, спички, фольга и многое-многое другое. Главное в этом пособии то, что своей необычностью они очень нравятся детям. Они охотно занимаются с этим пособием, как на занятиях, так и в свободной деятельности.

  • 1.     «Разноцветные шары»
  • Ведем пальчиками снизу вверх и закрепляем основные цвета. Проговариваем стихотворение:
  • Шарик, шарик, не грусти,
  • Что тебя я отпустил.
  • Но ты так хотел на небо –
  • Ты ж еще на небе не был!
  • 2.     «Парашютисты»

Упражнение выполняется аналогично предыдущему. Но вводится усложнение: пропевание гласных звуков.

  1. Мы летим на парашюте.
  2. Мы серьезны и не шутим:
  3. Вместе с ветром мы вдвоем,
  4. Звуки гласные поем: Ы-А, А-У;  У-И, И-О; А-Э, Э-И.
  5. 3.     «Путешествие колобка»

Самый усложненный вариант представленных игровых упражнений.

Здесь, развивая мелкую моторику, мы одновременно закрепляем пространственную ориентировку, изученные грамматические формы, правильное конструирование фразы.

Дети составляют веселые рассказы  о приключениях колобка, сопровождая свою речь движениями рук. На панно можно выставлять различные фигурки, мелкие игрушки и сочинять диалоги между персонажами.

4.            Многофункциональные карточки.

1.  Нарисовать по клеточкам бабочку.

2.  Сочить про бабочку рассказ или небольшую сказку.

3.  Прочитать  стихотворение  про  бабочку  и  показать  движения.???

  • 5Пальчиковы шаги»
  • Цель вы видите на экране. Это и …
  • 1.     «Гусеничка»
  • Даем задание ребенку: «Помоги гусенице доползти до цветка и стать бабочкой» каждым пальчиком левой руки «проползти» по дорожке к цветочку: большим, указательным, средним, безымянным, мизинцем.
  • 2.     «Муравьишка»
  • Задание:«Помоги муравьишке доползти до муравейника».  Каждым пальчиком…
  • 3.     «Петушок»

Задание:«Помоги петушку всех рано утром разбудить. «Прошагай» пальчиками левой руки по кружочкам к солнышку. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный,Указательный и средний,.. большой и мизинец, большой и безымянный…

  1. 4.     «Курочка»
  2. Задание:Помоги курочке собрать цыплят. «Прошагай» пальчиками правой руки по кружочкам к цыпляткам…
  3. 5.     «Петушок и курочка»
  4. Задание:Прошагай по дорожке двумя руками сразу.

А) Содружество (одновременные) движениями пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения.

Б)На более сложном этапе ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной руки «шагают вверх», другой – «вниз»)…

В)  Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец)

Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений. Воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.

  • Несмотря на сложность работы на 3 и 4 этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствует расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.
  • Данные упражнения полезны не только детям, но и взрослым.
  • Можно предложить ребенку раскрасить понравившиеся ему картинки.
  • 6.     «Крот»
  • Задание:«Помоги кроту вырыть норки»

Закрой пальцами рук (сначала – поочередно левой и правой, затем – обеими руками одновременно) норки крота. Пальчики нельзя отрывать от бумаги несколько секунд.

7.     «Лягушка»

Задание: «Помоги лягушке перепрыгнуть с листка на листок. «Прыгай» всеми пятью пальчиками правой руки, одновременно с произношением стихотворения. (на первом этапе взрослый помогает ребенку)

6Пальчиковые упражнения с нетрадиционным материалом.

1.     Крышки

Две пробки от пластиковых бутылок положить резьбой вверх. Двигаться, делая шаг на каждый ударный слог стиха. Можно ходить одной, другой рукой и двумя руками попеременно. Участвовать пальчики могут любые – большой и указательный и т.д.

  1. Две новые кленовые
  2. Подошвы двухметровые:
  3. На них поставил две ноги,
  4. И по большим снегам беги.
  5. 2.     Зубные щетки

Массаж пальцев начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

  • В руки все мы
  • Щётку взяли,
  • Пальчики пересчитали.
  • Один-два-три-
  • Четыре-пять
  • Гладим пальчики опять.
  • Будьте пальцы сильными,
  • Будьте пальцы ловкими.
  • Один-два-три-четыре-пять,
  • Гладим пальчики опять!

3.     Катушка из-под ниток.

Исходное положение:

Ладонь с разведенными в сторону пальцами лежит на столе. Между средним и указательным пальцами одной руки зажата катушка.

  1. Поднять катушку усилиями мышц над столом как можно выше, как штангу.
  2. Большой, безымянный и мизинец прижаты плотно к поверхности стола.
  3. Повторить упр-е 4-5 раз, после чего поставить катушку, встряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

4.     Счетные палочки.

Ежик???

7 Сопряженная гимнастика

Это самый сложный вариант игр. Так здесь работают одновременно и руки и артикуляционный аппарат.

Упражнение «Улыбка»???

Пальчиковые игры развивают:

   Внимание (пальчиковые игры являются одним из способом развития внимания. Важнейшим способом обучения и развития ребенка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят. Но способность к подражанию не у всех детей развита одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание.

  •    Память
  •    Воображение
  •    Артистизм
  •    Первые математические понятия
  •    Подготовка руки к письму
  •    Развитие речи.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливает руку к овладению письмом. А также развивает речь и мышление ребенка.

Рефлексия???

Я хотела бы закончить свой мастер-класс словами известного педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев… Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.»

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/05/20/master-klass-po-teme-treniruem-palchiki-razvivaem-rech

Тренируем пальчики для развития речи

Эти упражнения — уникальное средство для развития речи ребенка

►1 Массаж

Чаще всего массаж используют в занятиях с детьми младенческого возраста, поэтому, как правило, его делает мама. Малыши постарше могут в дальнейшем выполнять его самостоятельно.

  • •Упражнения пальчикового массажа
  • Положите ладошку малыша на свою ладонь, погладьте каждый пальчик.
  • Большим и указательным пальцами круговыми движениями массируйте каждый пальчик крохи.
  • Прикоснитесь, слегка нажимая, к подушечкам пальцев малыша.
  • Сожмите руку ребенка в кулак и разожмите.
  • Завершите массаж легкими похлопывающими движениями по всем пальчикам крохи.
  • ►2 Упражнения с предметами
  • •Сборка/разборка пирамидки.
  • Складывание одноразовых (или любых небьющихся) стаканчиков одного в другой.
  • Собирание и разбирание матрешки (чем старше ребенок, тем больше матрешек).

Перекладывание фасоли (гороха, макарон и т.п.) из емкости в емкость. Малышам также очень нравится искать фигурки в тазике с крупой.

  1. Проталкивание шариков разного размера в подходящее отверстие.
  2. Проталкивание монеток разного размера в копилку.
  3. Нанизывание крупных и мелких бусин на шнурок или леску.
  4. Открывание и закрывание баночек (например, из-под крема для лица).
  5. Застегивание и расстегивание крупной молнии, а также застегивание на пуговицы, липучки, застежки, английские булавки.
  6. Завязывание бантов, шнуровка обуви.
  7. Игры с водой: в тазике с водой поймать мячики (например, теннисные) сначала рукой, потом ситечком и ложкой.
  8. Рисование пальчиками, мелками.
  9. Лепка из пластилина, теста, глины.
  10. Вариантов много, главное — все делать с фантазией, чтобы малышу было интересно.
  11. ►3 Игры в сопровождении веселых стишков и поговорок

•Вот кулак, (Руководите рукой крохи. Поставьте кулачок на твердую поверхность — это может быть стол, пол или даже ваши колени т.д.)

А вот ладошка. (Расправьте ему ладошку.)

На ла-дош-ку се-ла кош-ка. (Проговаривайте медленно, по слогам, в этом же ритме другой рукой изобразите идущие к ладошке пальчики, на слове „кошка” они „прыгают” на ладонь.)

И крадется потихоньку. (3 раза) (Пальчики ребенка карабкаются по руке вверх.)

Раз! (Пауза. Ладошку ребенка спрячьте ему подмышку.)

В подмышку! (Рука ребенка остается там же.)

Где же кошка? (Разведите свои руки в стороны.)

В подмышке! (Малыш достает свою ручку и показывает пальчики.)

•Ежик, ежик колкий!

Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.)

Вот они! (3 раза — на каждую фразу поднимите пальцы вверх.)

Ежик, ежик колкий!

Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.)

Вот так! (3 раза — на каждую фразу складывайте пальцы в „замок”.)

•Тихий, тихий, тихий дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности. Особенно эффектно и весело это делать по воде.)

А потом сильнее дождик,

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Теперь несильно постучите ладошками.)

Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень (Громко стучите ладошками.)

Гром, гром, гром! (Хлопайте в ладоши.)

В небе молния кругом! (Поднимите руки вверх и потрясите ими.)

Читайте также:  Как научить ребенка читать правильно: обучение дома с нуля

•Была тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с, тишина — тс-с-с (На каждое слово „тишина” прикладывайте указательный палец к губам и говорите: „тс-цс-с”.)

Вдруг силою ветра сменилась она — ш-ш-ш. (Поднимите обе руки вверх и раскачивайте ими из стороны в сторону, говоря при этом: „ш-ш-ш”.)

И вот уже дождик, тихонько, ты слышишь, (Указательными пальцами слегка постучите по какой-либо поверхности.)

Закапал, закапал, закапал по крыше. (Слегка постучите ладошками.)

Наверно(е) сейчас барабанить он станет. (Сильнее постучите ладошками.)

Уже барабанит, уже барабанит! (Сильно стучите ладошками.)

•Шла лисичка по тропинке (Указательный и средний пальчики „идут” по поверхности.)

И несла грибы в корзинке. (Покажите „гриб”. Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове „корзинка” из ладошек сделайте пригоршню.)

Пять опят (Покажите 5 пальцев правой руки.)

И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)

Для лисят (Сожмите пальцы правой руки в кулачок.)

И для лисичек. (Сожмите второй кулачок.)

•Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал. (Попрыгайте на месте, прижав руки к груди, как будто это заячьи лапки.)

Хвостиком пошевелил, (Заведите одну руку за поясницу и пошевелите ладошкой.)

Ушки вверх поднял. (Обеими руками помашите над головой, изображая ушки зайки.)

►4 Театр теней для ребятишек старшего дошкольного возраста

Даже когда малыш подрастает и уже без особых трудностей формулирует свои мысли, занятия на развитие мелкой моторики остаются актуальными. Только теперь гимнастика для пальчиков будет носить не только развивающий, но еще и обучающий характер.

Детям 5–6 лет для этих целей как нельзя лучше подходит театр теней из пальцев рук. Обсудите с ребенком, какие внешние особенности имеют разные животные: собака, кошка, жираф, медведь, заяц и т.п.

Встаньте у освещенной стены так, чтобы тень от вашей головы и плеч не загораживала тени от рук и поэкспериментируйте, складывая по-разному пальцы.

Обратите внимание чада, как от малейшего движения одного из пальцев меняется тень.

Такое занятие не только совершенствует мелкую моторику, но и развивает у ребенка абстрактное мышление, наблюдательность и любознательность. Когда положение пальцев для каждого животного будет продумано, попробуйте поставить с ребенком небольшой спектакль по любой известной сказке.

✔ Подводные камни

Некоторые взрослые удивляются, почему такие простые (на их взгляд) пальчиковые игры вызывают у детей столько затруднений? Например, пересыпание крупы из чашки в чашку или простейшая игра с произношением стишков выполняются с ошибками практически всеми ребятишками. А удивляться не стоит! Дело в том, что для малыша любая новая деятельность — это настоящее исследование.

Это нормально, если во время пальчиковой гимнастики ребенок сначала будет пассивным наблюдателем — значит, в данный момент он изучает ситуацию, наблюдает за вашими реакциями, эмоциями, настроением.

Если кроха увидит ваши горящие глаза и почувствует заинтересованность, то в процесс игры он войдет быстрее и вскоре захочет не только слушать и смотреть, но и повторять за вами сами игровые упражнения.

Как правило, малыши до 2-летнего возраста хорошо воспринимают пальчиковые игры для одной руки. А в 2–3 года дошколята уже могут самостоятельно выполнять игровые задания обеими ручками.

✔ Педагогические подсказки для мамочек

1. Произносите стихи эмоционально, с выражением, повышая и понижая голос, делая паузы и интонационно подчеркивая отдельные слова.

2. Темп при показе упражнений должен быть медленным (особенно при первом знакомстве с игрой), но без запинок. Ускорять и оттачивать движения лучше постепенно.

3. Когда малыш научится самостоятельно выполнять пальчиковую гимнастику, ваше участие в процессе можно свести к декламации.

4. Любое из предложенных выше стихотворений и речевок легко переложить на известные мелодии. От этого ваши занятия станут еще более разнообразными и интересными.

✔ Правила проведения занятий

1. Нагрузка на правую и левую руку должна быть одинаковая.

2. Эффект от пальчиковой гимнастики будет очевиден, если ее проведение будет регулярным (желательно, ежедневным).

3. Если в комплексе пальчиковых игр нет упражнений на расслабление, то после каждого задания нужно самостоятельно снимать напряжение (например, свободно потрясти кистями рук).

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/339411864-294310941/

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

  • Ткаченко Мария Александровна,
  • Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»
  • Республика Казахстан, город Павлодар

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

  1. упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.
  2. пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
  3. массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.
  4. Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

  • Дети любят всех зверей: (большой)
  • Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
  • Пеликанов, журавлей, (средний)
  • Бегемотов, соболей, (безымянный)
  • Голубей и глухарей, (мизинец)
  • И клестов, и снегирей; (большой)
  • Любят горного козла, (указательный)
  • Обезьянку и осла, (средний)
  • Дикобраза и ежа, (безымянный)
  • Черепаху и ужа. (мизинец)
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.
  • Упражнение «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» — вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

  1. Кусается сильно котенок-глупыш,
  2. Он думает: это не палец, а мышь.
  3. — Но я же играю с тобою, малыш!
  4. — А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

  • Сжать кольцо поможет нам
  • Сила с волей пополам.
  • Станут пальчики сильнее,
  • А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

  1. Гладила мама – ежиха ежат:
  2. «Что за пригожие детки лежат!»
  3. Массаж шариками Су-Джок.
  4. Пальчиковая игра «Игрушки»
  5. Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
  6. На большом диване в ряд
  7. Игрушки Катины сидят:
  8. (дети катают Су-Джок между ладоней)
  9. Зайчик, мишка, Буратино,
  10. Да веселый Чиполлино,
  11. Пара сереньких мышат.
  12. (поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому
  13. пальчику, начиная с большого)
  14. Раз, два, три, четыре, пять.
  15. Мы поможем нашей Кате
  16. Все игрушки сосчитать.
  17. (дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

  • Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
  • Вышли пальцы погулять,
  • Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
  • Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
  • Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
  • Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
  • А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности.

Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук.

Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Библиографический список

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

Источник: https://www.logopedmaster.ru/node/1390

Ссылка на основную публикацию