Развитие познавательного интереса и познавательной мотивации дошкольника

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области
  • Доклад
  • «Формирование  познавательной мотивации дошкольников»
  • (выступление на городском методическом объединении воспитателей)
  • Подготовила воспитатель

Юмашева М.М.

 Кирсанов

2015 год

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для  дошкольного возраста.

  Познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Воспитатели  и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Стремление к познанию окружающего мира заложено у ребёнка самой природой. Развивать это стремление, закрепить его, дать ему возможность перерасти в привычку, а затем в потребность – вот цель воспитания.

Прежде всего, необходимо создать соответствующую обстановку, необходимые условия для благоприятного развития, в которых тяга к познанию  получает поддержку взрослых.

В процессе  совместной образовательной деятельности руководствуюсь методическими рекомендациями:

1. Поддерживаю возникающее у ребёнка желание задавать вопросы.

2. Стимулирую  проявление познавательного интереса. Это достигаю путём благожелательного отношения к  вопросам детей.

3. Поддерживаю познавательную потребность у ребёнка. С этой целью использую игры, в которых постоянно поддерживаю интерес ко всему новому. Знания о вещах и предметах внешнего мира пропускаю через игру.

4) Использую безоценочность. Так как оценка взрослого способствует фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Я стремлюсь к развитию познавательной мотивации, поэтому акцентирую  внимание на процессуальной стороне деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

Познавательная мотивация складывается и первоначально существует в интерпсихической форме, то есть во взаимодействии ребенка со взрослым и со сверстниками. На следующих ступенях развития происходит переход в интрапсихическую форму, и познавательная мотивация становится внутренним качеством личности ребенка.

  1.   Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:
  2.  познавательный интерес, познавательную деятельность, творческость (креативность), познавательную активность, любознательность – “curiosity”.
  3.  Объединяющим началом для этих понятий является направленность ребёнка на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация познавательной активности.

 Познавательная деятельность дошкольника подразумевает, с одной стороны, действенный, а с другой — образный способы познания. Важно выяснить, насколько связаны между собой мотивы, направленные на действенное и образное познание мира.

  Дошкольники в большинстве своем имеют достаточно выраженную познавательную мотивацию, которая наиболее ярко проявляется при решении задач, связанных с действенным способом познания.

Возникает вопрос, что отражает выявленный уровень познавательной мотивации: собственную внутреннюю мотивационно — потребностную сферу ребенка, или же привлекательность для дошкольника коммуникативной ситуации (взаимодействие с взрослым и со сверстником).

 Наибольшая степень эмоциональной вовлеченности, инициативности и целенаправленности наблюдается у детей со сверстником и взрослым, а наименьшая – в ситуации индивидуальной деятельности. Участие взрослого отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность.

Инициативность же, напротив, в ситуации совместной работы со сверстником оказывается несколько выше. На целенаправленности участие сверстника (без взрослого) сказывается отрицательно. Эмоционально дети более вовлечены, когда они работают вместе (по сравнению с ситуацией индивидуальной деятельности).

Наблюдается феномен “эмоционального заражения” друг от друга, хотя содержание детских эмоций не всегда направлено на познавательную задачу.

 Поэтому в совместной деятельности передаю ребенку не только средства, образцы и способы действия (значения), но и смысл деятельности.

Считаю, что основной стратегией формирования познавательной мотивации является приобщение дошкольника к различным формам познавательной деятельности через его эмоциональную вовлеченность в эту деятельность и постепенная передача ребенку инициативы.

Детям предоставляю возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.

Тщательно продумываю этапы приобщения ребенка к новой для него деятельности.

1. Латентный этап.

2. Этап открытия нового предмета деятельности

3. Этап поддержки

4. Этап становления потребности.

Изначально познавательная задача существует для детей в скрытом, латентном виде, как атрибут присутствия взрослого, но не побуждает  к действиям.  

      На 2 этапе для достижения “открытия” нового предмета деятельности я стремлюсь разбудить любопытство детей, поразить их воображение, заинтересовать различными “волшебными” предметами и явлениями. Основная роль здесь принадлежит  взрослому, который демонстрирует предметы и показывает их возможности.

Использую проблемную  ситуацию, которая  в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.).

  • Создание проблемных ситуаций в образовательном процессе помогает:
  •  привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
  • поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
  • помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
  • побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;
  • помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
  • При выборе проблемной ситуации учитываю:
  • — доступность ситуации пониманию ребенка (формулирую проблему  в известных терминах, чтобы все дети уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);
  • — посильность и естественность выдвигаемой проблемной ситуации;
  • — формулировка должна заинтересовать детей (подбираю надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);
  • — предлагаю варианты возможного выхода из предложенной ситуации: самостоятельное принятия    решения, возможность посторонней помощи, нежелание выбора решения, собственный  способ.

 На этапе открытия предмета деятельности дети проявляют интерес к предложенным занятиям, внимательно следят  за моими действиями и послушно помогают мне.  Инициатива, однако, выражается  у большинства детей лишь в том, что они просят показать им новые игрушки или повторить опыт.

  Когда дошкольник начинает демонстрировать свою эмоциональную вовлеченность, выступает с предложениями и новыми идеями, я перехожу к следующему этапу (3) формирования познавательной мотивации.

 Этап поддержки составляю  из игр и образовательной деятельности, требующих непосредственного активного участия самих детей (кубики различных модификаций, головоломки и др.).

Показываю возможности игрового материала, помогая ребенку справиться с возникающими трудностями, но в целом стараюсь  сделать так, чтобы дошкольник работал самостоятельно. На этом этапе многие дошкольники сами осуществляют выбор деятельности, просят взрослого “не мешать” ему, работают не по заданному образцу, а по собственному замыслу.

Тем не менее, дети часто прерывают свою деятельность  или просят взрослого о помощи. Использую разные коммуникативные ситуации (индивидуальные, групповые).

Детей в группу или пару подбираю таким образом, чтобы они дополняли друг друга, то есть один ребенок с низкими показателями эмоциональной вовлеченности и инициативности, а другой, наоборот, с высокими оценками по этим характеристикам, но с низкой целенаправленностью.

 Когда ребенок  самостоятельно выбирает, чем ему заняться, и предпринимает первые шаги по пути достижения намеченного, необходимо переходить  к следующему этапу, который подразумевает самостоятельный выбор и самостоятельную деятельность ребенка. На этом этапе (4) моя роль заключается в следующем: знакомлю со способами  новой для дошкольника познавательной деятельности и оказываю  помощь в разрешении трудностей и исправлении возможных ошибок.

На этапе становления обнаруживаются яркие индивидуальные предпочтения. Дети могут подолгу сами работать с каким-либо материалом, возвращаются  к определенному виду деятельности на следующем занятии, ставят перед собой новые задачи. На новом уровне проявляется  инициатива детей.

Они могут  не только выбирать один из предложенных мною видов деятельности, но и совместить их, манипулировать с разноплановыми предметами одновременно.

Хочу отметить, что на последнем этапе дети выражают  яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно занимаются с полюбившимися им материалами.

 Работаю над формированием  познавательной мотивации с детьми не только  в непосредственно отведённое время по расписанию, но и в режимных моментах.

Использую основной  способ ее формирования — специально построенное общение со взрослым, развитие детского творчества, создание условий для детской активности, формирование интереса к окружающему миру.

Применяю методы и приёмы, стимулирующие мыслительные способности: ситуации занимательности, опыты-эксперименты (формирование понятий: свет, вода, почва, воздух), познавательные игры, интеллектуальные эстафеты.

  Передаю ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развиваю познавательные способности, но и формирую его отношение к этой деятельности.

Выступаю как партнёр, к которому ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности.

Но главное — наделяю смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогаю удержать мотивацию и направляю ребенка на решение задачи. Моё участие  отражается — на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее.

  Таким образом, познавательная потребность заложена в ребёнке самой природой. Но её можно развить или, напротив, заглушить. Будучи развитой, она начинает играть роль мотива, постоянно побуждающего ребёнка расширять свои знания. Велика роль взрослого, который активно поддерживает любое проявление тяги детей к познанию.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/14/formirovanie-poznavatelnoy-motivatsii-doshkolnikov

Познавательный интерес дошкольников

Интерес к познанию формируется постепенно и начинает проявляться у ребёнка очень рано. Как сложится его жизнь? Будет ли он успешным человеком? Именно с момента “я не знаю, но хочу узнать” начинается путь малыша к постижению тайн и загадок окружающего мира.

Познавательный интерес—это всегда избирательная направленность действий человека. Он хочет утолить свою жажду как можно больше узнать о том, что его окружает. Постепенно заинтересованность перерастает в стремление заниматься выбранной им областью знаний, которая приносит удовольствие и удовлетворение.

 Младший дошкольник любит всё проверять на собственном опыте: трогать, дёргать, рвать, бросать. Желание познавать у старших дошкольников часто перерастает в самостоятельную творческую работу, которую почемучка выполняет с огромной радостью. 

С младенческого возраста человек начинает проявлять заинтересованность в том, что его окружает. В возрасте полугода кроха может самостоятельно искать потерянные погремушки, радоваться им.

К младшему дошкольному возрасту (около трёх лет) непоседа проявляет активность в познании.

Теперь он не просто реагирует на появление новых объектов в его жизни, но и стремится как можно больше действовать с ними: трогать, крутить, катать, пробовать на вкус.

Интерес к познанию у дошкольника проявляется в следующих формах:

  • Любопытство. Это эпизодическая, стихийная заинтересованность к незнакомому объекту или событию, свойственная малышам до шести лет (“можно ли плюшевого мишку накормить кашей”?)
  • Любознательность. Она проявляется при правильном обучении и поддерживании интереса к исследованиям у детей старше пяти лет. При этом непоседы испытывают радость и гордость, если эксперимент завершается удачно.
Читайте также:  Тактильное восприятие: развитие у детей с помощью упражнений

Пути развития интереса к познанию.

  1. Перед ребёнком ставится определённая цель, проблема (“нам нужно вырастить из фасоли растение”).
  2. С малышом обсуждается, где можно получить нужную информацию (“можно почитать в энциклопедии, или в интернете, как это сделать”).
  3. Предлагается пообщаться со взрослым человеком (“узнаем, как бабушка сажает фасоль в землю”).
  4. Обобщается опыт, который получили в ходе эксперимента (“теперь мы узнали, как можно вырастить фасоль из замоченного в воде семени”).

Для мотивации интереса к познанию следует:

  • учитывать его природную любознательность и индивидуальные особенности. Мотивировать малыша познавать окружающий мир, при этом “подогревать” его интерес к познанию совместным чтением книг, наблюдениями за живой природой, творческими играми и занятиями;
  • развивать творческие задатки;
  • давать начальные знания о нём самом и окружающем его мире. Обучать классифицировать объекты и осознавать присущие им качества. Познакомить с планетой Земля. Рассказывать о народах, которые населяют Землю, о природе и животном мире.

Характерной особенностью познавательного интереса старшего дошкольника является присутствие в его действиях волевого усилия. Иногда трудно бывает непоседе преодолеть препятствия на пути к желанной цели, проявить силу воли и завершить эксперимент. Здесь необходима помощь и поддержка взрослых.

Примерно в возрасте пяти лет малыш начинает буквально засыпать взрослых вопросами.

Ему интересно всё на свете: “почему тает снег”? “Куда улетают певчие птицы на зимовку”? “Что будет, если воду в чашке оставить на сильном морозе”? Постепенно у маленького исследователя проявляется познавательная самостоятельность.

Шестилетнему почемучке нужно самому убедиться в том, что вода под воздействием высокой температуры может превратиться в пар, или замёрзнуть на морозе.

 К семилетнему возрасту ребёнок по собственной инициативе вступает со взрослыми в разговор. При этом он уже имеет своё собственное мнение и может объяснить, в чём соглашается с воспитателями, а что считает ошибочным в их рассуждениях. 

Однако импульсивному непоседе часто трудно заставить довести начатый эксперимент до конца. Взрослым необходимо поддерживать энтузиазм ребёнка и терпеливо учить преодолевать препятствия на пути к новым открытиям.

  Книжные уголки в детских садах, их оформление по ФГОС

Чтобы в малыше “проснулось” желание к эксперименту, нужно постараться его заинтересовать. Если опыт по выращиванию фасоли на подоконнике интересует малыша, то он с удовольствием включится в процесс замачивания семени в воде, наблюдения за набуханием маленькой фасоли.

Позже любопытный непоседа заметит, как она стала больше и напомнит старшим о том, что овощ необходимо посадить в землю. У шестилетнего человека развивается произвольное внимание.

Он уже способен помнить о цели эксперимента в течение долгого времени и решать проблему по мере её поступления.

Заинтересованность шестилетнего ребёнка тесно связана с особенностями его произвольного внимания. Младшие дошкольники ещё не могут долго концентрироваться на объекте, или процессе.

Младенец появляется на свет с врожденным стремлением познавать. Определённые условия существования подпитывают его познавательную активность. Внутренняя готовность к исследованию появляется у крохи не сразу и не стихийным образом.

Чтобы получить новые впечатления об окружающем малыш по мере взросления всё больше занимается поисковой деятельностью, опытами и экспериментами с предметами. Главное в такой деятельности – это знания, в ней добытые. Маленький исследователь экспериментирует всегда.

И когда кушает, и когда гуляет, и когда одевается после сна.

Младший дошкольник познаёт мир по принципу: “вижу – действую – познаю”. В три года кроха ещё не в состоянии постигнуть скрытые характеристики предметов.

Для него важны ответы на вопросы: “что”? “Для чего”? “Как”? Познавательный интерес младшего дошкольника может удовлетворяться и во время экскурсий на природе.

Например, его радуют наблюдения за повадками животных и птиц, явлениями в природе (“на нашем дереве весной распустились зелёные листочки, а осенью листья стали жёлтые и упали с дерева”).

Ко времени окончания детского сада, примерно к семилетнему возрасту, будущий школьник уже имеет обобщённые представления о явлениях, объектах, их свойствах. Он понимает, что “Земля – общий дом для всех живых существ. Её необходимо беречь и сохранять для будущих поколений”.

Чтобы творческие занятия нравились почемучке можно предпринимать следующие действия:

  1. Во время экспериментов с объектами, вещами обращать внимание малыша на его скрытые качества (“если принести снежную бабу в дом, она растает”).
  2. Пользоваться наглядным материалом: книгами с яркими иллюстрациями, проигрывателями, магнитофонами, проекторами.

Стремительное развитие информационных технологий настраивает родителей и воспитателей на то, чтобы выбрать наиболее эффективные методы обучения. Для этого на творческих занятиях используются инновационные методы.

  Развитие мальчика или девочки четырех лет, что должен знать ребенок

С младшего дошкольного возраста, применяя конструкторы можно постепенно вводить кроху в мир многообразных форм и образов, учить и при этом не перегружать его информацией. У трёхлетки ещё непроизвольное внимание и взрослый во время игры учитывает эту возрастную особенность.

Так, например, сегодня при помощи конструктора ребёнок участвует в игре – театрализации, а завтра мастерит из него игрушку – украшение маме в подарок. Все занятия взаимосвязаны между собой. На каждом из них педагог побуждает дитя действовать и творить под руководством взрослого.

В старших группах детского сада используется инновационный метод проектов. Обычно ребёнок, занятый в проекте может решать творческие задачи разными способами.

При этом он упражняется в составлении коротких рассказов, производит математические вычисления, рисует, лепит, конструирует.

Так как уровни познавательного интереса у каждого дошкольника разные, то для педагога во время взаимодействия со старшими детьми важно изучить познавательный интерес каждого из них и раскрыть таланты и способности ребят.

Пример проекта “Профессии моих родных” со старшими дошкольниками.

Работа разбивалась на несколько этапов. Состояла из творческих занятий по развитию речи (познавательно – речевое развитие; экскурсия на предприятие), художественно – творческой деятельности (создание общего коллажа из рисунков и фото о профессиях родных), творческих игр.

При этом ребята знакомились с профессиями своих близких, у них появлялся интерес и желание “посмотреть своими глазами”, где работают папа, мама, бабушка, дедушка. Используя помощь взрослых дети сами составляли коллаж, пользовались компьютером, принтером. В играх моделировали ситуацию на заводе, где побывали на экскурсии.

Представляли себя сварщиками, мастерами участка.

Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей на объектах, предметах.

Вот, что могут педагоги и родители сделать для того, чтобы интерес ребёнка к познанию не угасал.

  1. Поддерживать стремление чада задавать вопросы. Это может выражаться в благожелательном отношении к крохе и подробном разъяснении всего того, что его интересует.
  2. Вместе искать ответы на вопросы в специальной литературе, например, энциклопедии. Стараться расширять тему, которая интересует дошкольника. Для обучения активно использовать игры. Почемучка любит беседы в форме “вопрос – ответ” и с удовольствием включиться в такую игру.
  3. Поддерживать дошкольника в его опытах и экспериментах. Следует хвалить малыша, если опыт удался. Ведь для него похвала значимого взрослого – путь к его будущим жизненным успехам.
  4. Можно предложить собрать коллекцию (значков, магнитиков), создать мини – музей на определённую тематику и провести там экскурсию для его сверстников и взрослых.

 Воспитание интереса к познанию с ранних лет побуждает ребёнка искать ответы на свои вопросы в ближайшем окружении, самостоятельно находить нужную ему информацию.  Постепенно интерес к познанию перерастает в потребность. Малыш охотно стремиться обучиться чтению, собрать большую коллекцию, узнать новое о своём родном городе.

alt: Развитие познавательного интереса

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/poznavatelnyj-interes-doshkolnikov

Особенности развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст- важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, познавательного, нравственного развития ребенка.

Плохо, если познавательная мотивация не формируется, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей.

В этом случае он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Это сложный неравномерный процесс, в основе которого лежит соотношение чувственного и логического познания.

Чем богаче опты познания предметного мира, тем легче ребенку перейти на более высокие ступени – освоить обобщение, научиться упорядочивать, группировать и классифицировать по свойствам, подойти к пониманию существенных связей, логических отношений между предметами и явлениями мира[16].

В период дошкольного детства происходит формирование новых мотивов, связанныхс усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы.Уже в три – четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т.п.

позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснениянепонятного, а порой и провести «эксперимент».

Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри[13].

Эти факты часто считают показателем присущей детям дошкольного возраста любознательности. Однако на самом деле детские вопросы далеко не всегда выражают их познавательный процесс, стремление получить какие – либо новые сведения об окружающем мире.

Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием.

Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам.

Только постепенно под влиянием взрослых, которые обучают ребенка, сообщают ему разнообразные знания, ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое[10].

Дети младшего дошкольного возраста часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для использования в игре, рисовании или другой практической деятельности.

Их попытки догадаться о причинах тех или иных явлений или проводимые детьми «эксперименты» тоже связаны обычно с затруднениями, возникающими в практической деятельности.

И лишь к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение[13].

В связи с тем, что дошкольный возраст особо благоприятен для формирования познавательной мотивации, в ФГОС ДО основным из принципов дошкольного образования является«формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» [20, с.7].

Читайте также:  Развитие математических способностей у дошкольников: выявление и упражнения

Леонтьев А.Н.

отмечает, что мотив имеет две основных функции – побуждающую и смысл образующую В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции — интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий [16].

В исследованиях Л.И. Божович, посвященных психологической готовности к школе, в качестве уровня актуального развития ребенка, необходимого и достаточного для начала обучения в школе, было предложено новообразование, названное ею «внутренняя позиция школьника».

Это психологическое новообразование появляется на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой новое отношение к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне.

Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика[3].

Лисина М. И. указывает, что отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители, психологи и педагоги, работающие в системе образования [2].

С наибольшей глубиной о развитии и повышении качества мыслительной деятельности ребенка сказал Л.С. Выготский: «Дети, которые быстро идут вперед, но не задерживают жадного взгляда на окружающей их жизни, быстро гаснут, заходят в тупик, как многие «вундеркинды», не имевшие в детстве широких, разносторонних, присущих их возрасту интересов»[16].

Лисина М.И. отмечает, что среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив[2].

Выготский Л. С. считает, что познание — является отражение объективной реальности в сознании человека, а результатом — получение новых знаний об окружающем мире[6].

Виноградова Е.Л. отмечает, что познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом.

В тех случаях, когда решение задач побуждается внешними мотивами (оценкой, наградой, соревнованием, прагматической пользой и пр.

) – можно говорить, что мотив и предмет деятельности не совпадают и, следовательно, данный тип активности нельзя назвать познавательной деятельностью[16].

ФГОС ДО выделяет познавательное развитие как одну их образовательных областей. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации[20].

Учеными Ж.Пиаже и М.И. Лисиной утверждается, что старший дошкольный возрастявляется периодом интенсивного формирования познавательной мотивации ребенка.

Безруких М.М. пишет, что познавательная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер.

Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов.

Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладаютэтим ценным качеством в равноймере.

Виноградова Е.Л.предлагает следующие показатели выраженности познавательной мотивации дошкольников[16]:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Божович Л.И., Запорожец А.В., ЭльконинД.Б. указывают на тот факт, что познавательная мотивация является важнейшей составляющей личностного развития ребенка 6-7 лет.

Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных мотивов, выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.

При этом к главным мотивам не относятся внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку. Важно, чтобы школа привлекала ребенка главной деятельностью–учением [4].

Однако познавательная мотивацияне относится к следствиям возраста, и не у всех дошкольников формируется даже к концу периода дошкольного детства.

Таким образом,к концу старшего дошкольного возраста у ребенка на первый план выходит целенаправленная познавательная деятельность, отмечается сформированность познавательной мотивации и готовность к обучению в школе.

В связи с этим у дошкольников отмечается большой круг представлений об окружающем и несистематичность знаний. Хотя, по-прежнему среди мотивов преобладающими опока остаются игровые мотивы и внешние мотивы (поощрение, похвала взрослого человека).

Такая мотивация может быть реализована, на наш взгляд в конструктивной деятельности. Следует далее рассмотреть ее содержание.



Источник: https://infopedia.su/15×10599.html

Задачи познавательного развития в ФГОС ДО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

О б я з ат ел ь н а я ч а с т ь Ч а с т ь, ф о р м и р у е м а я у ч а с т н и к а м и О б р а з о в ат ел ь н ы х о т н о ш е н и й Структура основной образовательной программы Целевой раздел Содержательный

Подробнее

совершенствование предметно развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Обеспечить поддержку детской инициативы и творчества через внедрение технологий социализации в соответствии с требованиями

Подробнее

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУКВАРЁНОК» ЦЕЛЬ СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Подробнее

Когалым 2014 г. воспитатель по здоровьесбережению МБДОУ д/с «Солнышко» Костина О.В. Социально коммуникативное развитие Социально-личностное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Познавательноречевое

Подробнее

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории 291 Пролетарского района города Ростова-на-Дону ПРИНЯТО на педагогическом совете МБДОУ 291

Подробнее

РАССМОТРЕНО на педагогическом совете МБДОУ ДС 31«Журавлик» протокол от 03.09.2018г 1 УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МБДОУ ДС 31«Журавлик» от «03» сентября 2018 г. 102 Пояснительная записка к учебному

Подробнее

Доклад на тему: «Организация познавательного развития дошкольников в контексте современных требований» Муниципальное образовательное учреждение детский сад с. Баскатовка Марксовского района Саратовской

Подробнее

Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1 Цели и задачи реализации Программы 4-5 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 5-6 1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы

Подробнее

Аннотация к рабочей программе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 462» г.о. Самара на 2017-2018 уч. год В муниципальном бюджетном

Подробнее

Познавательное развитие дошкольников в соответствии с реализацией ФГОС ДО Подготовила: Габидулина Инна Равильевна, старший воспитатель МДОУ ИРМО «Детский сад п.молодежный» 28.02. 2017 г. «Федеральный государственный

Подробнее

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ветерок» п.наваринка Современные требования к ФЭМП для дошкольников согласно ФГОС в ДОУ. Подготовила: Верховцева Н.С. Формирование элементарных

Подробнее

Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими образовательными областями Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования: принцип интеграции образовательных

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 62» городского округа Самара «Экологическое проектирование — как непрерывный и целостный процесс обучения

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 255» городского округа Самара 443067,г.Самара, ул.гагарина,131, (846)262-05-41 Е-mail: mdou255@mail.ru Аннотация

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 13 «Сказка» является образовательным учреждением и осуществляет деятельность

Подробнее

Пояснительная записка к учебному плану основной образовательной программы ГБОУ Школа 1103 Учебный план является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного

Подробнее

Формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста Подготовил воспитатель: Ткачева Т. П. Определение Валеологическое образование целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного

Подробнее

Рабочая программа по ФГОС подготовительной к школе группы МДОУ «Подовинновский детский сад» на 2016-2017 учебный год Воспитатель: Соколова Л.В. 1.Пояснительная записка I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Рабочая программа

Подробнее

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013Г. 1155 г. МОСКВЫ «ОБ УСТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО

Подробнее

Утверждаю: Заведующая МБДОУ детский сад 5 «Колокольчик» О.В. Белоцерковская Приказ 19 от 30. 08.2017 Учебный план на 2017 2018 учебный год Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения

Подробнее

Основная образовательная программа МБДОУ ЦРР детского сада «Золотая рыбка» в соответствии с ФГОС ДО Образовательная программа состоит: Обязательная часть: основная образовательная программа МБДОУ на основе

Подробнее

Воспитатель ДОУ 1.Кому принадлежит ведущая роль в воспитании детей? 1) семье; 2) детскому саду; 3) школе; 4) детской площадке; 5) родственникам. 2. Исследованиями ученых доказано, что ведущими факторами

Подробнее

Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования для родителей (законных представителей) воспитанников пос. Новоселье Ломоносовский район Ленинградская область Образовательная программа

Подробнее

ЗАДАЧИ СТАНДАРТА: Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Программа по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста — 2015 — Автор-составитель: В.П.Попинина, воспитатель МБДОУ детского сада 3 «Теремок»

Подробнее

2018-2019 учебный год Заочное отделение по специальности 44.02.01 Дошкольное образование группа 5Д, 5ДВ1 ЗИМНЯЯ СЕССИЯ Тематика контрольных работ МДК 03.02. «Теория и методика развития речи у детей» Преподаватель:

Подробнее

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 403» городского округа

Подробнее

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района

Подробнее

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Ведущие цели Программы создание благоприятных условий для полноценного

Подробнее

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 84 Приморского района Санкт-Петербурга согласно статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляет

Подробнее

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 27 Приморского района Образовательная программа дошкольного образования это нормативно-управленческий документ образовательного

Подробнее

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Березка» «Методическое и дидактическое обеспечение математического развития детей» Подготовили: Давлетшина Р.Е. Р.п.

Подробнее

Тематика выпускных квалификационных работ для студентов специальности 050144 Дошкольное образование (углубленная подготовка) форма обучения: очная, заочная 1. Активизация мыслительной деятельности дошкольников

Читайте также:  Как помочь освоить азы грамматики дошкольникам: практичный подход

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 11 «Машенька» ПРОЕКТ «Занимательная математика» Выполнила: Черепанова О.В. 1 Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в ДОУ. Предмет

Подробнее

Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад 97 «Пчелка» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: — Федеральный закон от 29.12. 2012 273

Подробнее

группы 1 2 3 5 6 7 8 9 10 11 12 Показатель 1. п.3.3. ФГОС ДО Требования к развивающей предметно-пространственной среде: П.3.3.1. ФГОС ДО — Соответствие РППС группы возрастным особенностям: Разработана

Подробнее

Дисциплина «Педагогика» Преподаватель: Архангельская В. Д. Выполнила: Нилова И.С. Задача дошкольного воспитания по мнению авторов программы, состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании

Подробнее

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1506» Программа предшкольной подготовки «Преемственность» Возраст детей: 5-6 лет Введение. Если дошкольное образовательное

Подробнее

1.3.Настоящее Положение регулирует использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, педагогами дошкольной организации. Метод обучения это совокупность приемов

Подробнее

1 Пояснительная записка к учебному плану на 2017-2018 учебный год Учебный план МАДОУ 130 построен в соответствии: — С Уставом ДОУ утвержденным Начальником управления образования администрации г.хабаровска

Подробнее

Пояснительная записка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10»» осуществляет образовательную деятельность по основной образовательной программе

Подробнее

Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ детского сада 1 «Рябинка» пгт Афанасьево на 2017-2018 учебный год Раздел 1.Концептуальные идеи Усилие педагогического коллектива направлены на повышение качества

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Борисоглебского городского округа Центр развития ребёнка — детский сад 18 Ознакомление с основной образовательной программой дошкольного образовательного

Подробнее

Информация об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) МБДОУ 24 «Солнышко» г. Южно-Сахалинска Рабочие программы разработаны на основе примерной

Подробнее

ПАМЯТКА воспитателю по созданию условий проведения НОД с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО в педагогической науке и практике НОД — непосредственнообразовательная

Подробнее

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения

Подробнее

Шпаргалка для воспитателей 1. Понятия методика, технология, программа. Отличие понятий: — Существуют три связанных друг с другом понятия: «методика», «технология» и «программа». Чем отличаются друг от

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану МБОУ«Тальская средняя общеобразовательная школа» (дошкольное отделение) на 2017-2018 учебный год Учебный план МБОУ «Тальская СОШ» (дошкольное отделение) на 2017-2018

Подробнее

Изучаем ФГОС дошкольного образования ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Утвержден приказом Министерства

Подробнее

От рождения до школы // под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М.А. Васильевой. М.: Мозаикасинтез, 205. Парциальных программ, выбранных педагогическим коллективом для построения педагогического процесса,

Подробнее

Проект по ФЭМП в старшей группе «В мире пространства и времени» Тип проекта: информационно-творческий; групповой; среднесрочный. Область «Познание». Актуальность проекта Опыт обучения показывает, что в

Подробнее

Возрастные группы МБДОУ 45 1 младшая группа «КАРАПУЗЫ» Возраст от 2 до 3 лет, 35 детей в группе 2 младшая группа, возраст от 3 до 4 лет Группа «Гномики»39 детей в группе Группа «Умнички», 39 детей Средняя

Подробнее

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа

Подробнее

МОУ «ООШ с. Николаевка Вольского района Саратовской области» структурное подразделение детский сад Аннотация к рабочей программе Для детей разновозрастной группы старшего возраста Воспитателя Бояковой

Подробнее

Аналитическая справка по результатам мониторинга воспитанников младшей подгруппы МБДОУ детский сад «Петушок» Белгородской области Ивнянского района с.хомутцы освоения программы «От рождениядо школы» под

Подробнее

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1576» Описание Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫ Й РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Подробнее

Социально-коммуникативное направл ения Проектирование индивидуальной траектории развития дошкольников через направления развития и образования (образовательные области) Возраст Основные позиции развития

Подробнее

Вторник Дата Понедельник Дата Циклограмма планирования совместной деятельности с детьми (средний, старший возраст) * социальнокоммуникативное,, Беседа (семья, детский сад) Игры на классификацию, сериацию

Подробнее

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ работников дошкольных образовательных

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колосок» п. Прикамский Физическое развитие: ФГТ «Физическая культура» развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости,

Подробнее

реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса,

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ Нормативно- правовая база для учебного плана: — Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». — Приказ

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/47660166-Zadachi-poznavatelnogo-razvitiya-v-fgos-do-poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov-razvitie-interesov-detey-lyuboznatelnosti-i-poznavatelnoy-motivacii.html

Развитие познавательного интереса у дошкольников

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.

Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

В связи с этим возникла необходимость углубленно поработать над проблемой развития познавательного интереса у дошкольников. Анализ научной, методической, психолого-педагогической литературы позволил определить общую линию становления познавательных интересов.

Наиболее точная структура познавательного интереса была дана Г. И. Щукиной.

Она выделила следующие компоненты познавательного интереса: интеллектуальный — выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность; эмоциональный — проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту и волевой — рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения поставленной цели и отражающийся в устойчивости интереса.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего взаимодействия взрослого и ребенка.

Дидактическая игра даёт возможность дошкольнику в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизводить их в своих действиях, является одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию. Таким образом, правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательного интереса младших дошкольников и сделать ее наиболее эффективной.

  • Для нахождения эффективных путей решения данной проблемы, осуществления поиска действенных форм и методов обучения, в рамках развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста, были поставлены следующие задачи:
  • — выявить особенности организации дидактических игр и упражнений на развитие непроизвольной памяти и познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста;
  • -разработать комплекс специальных игр и упражнений, направленных на развитие познавательного интереса детей 4-ого и 5-ого года жизни; разработать материалы в помощь родителям по этой проблеме.

Природа предоставляет разнообразные возможности для развития познавательной и творческой активности детей, что является благоприятным условием для игровой деятельности. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными.

В связи с этим, было решено при взаимодействии с детьми, использовать дидактические игры экологической направленности.

Дидактическая игра экологического содержания учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, классификация, пробуждает познавательный интерес.

Для успешного развития познавательного интереса была разработана картотека дидактических игр с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решались на данном возрастном этапе: на распознавание, сравнение, группирование по какому-либо признаку растений и животных; на формирование нравственных позиций ребёнка; установление связей и зависимостей в природе. В рамках поддержания интереса к данному виду игр, детям были предложены их различные варианты, с использование различного характерного материала: предметные, настольно-печатные и словесные («Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку — самый большой, поменьше, маленький», «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок», «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и т.д.)

Для соблюдения основных дидактических принципов (системности, последовательности), был составлен перспективный план введения дидактических игр экологической направленности в совместную деятельность взрослого и детей, с переходом на использование игрового материала в самостоятельной деятельности дошкольников.

В группе детского сада обогащены следующие развивающие центры: познавательно-исследовательской деятельности, настольно-печатных игр, игр с водой и песком, центр книги и природы. Оформлены коллажи, фотоальбомы о временах года, природных явлениях, флоре и фауне родного края.

В рамках тесного взаимодействия с родителями воспитанников по изучаемой проблеме, разработаны и проведены консультации о создании домашней библиотеки, созданы мини-библиотеки в группе на тему: «Первые книги ребёнка о природе», «Витаминная азбука», «Организация детского экспериментирования».

А также проведены совместные смотры-конкурсы «Дары осени», «Огород на окне», «Крошка Лучок», «Осенние фантазии», «Жители озера Байкал».

В рамках взаимодействия с педагогами ДОУ были проведены следующие мероприятия: семинар-практикум «Разработка дидактической игры», круглый стол «Дидактические игры в развитии познавательного интереса дошкольников», индивидуальные консультации по изучаемой проблеме.

Для оценивания эффективности созданных педагогических условий, в рамках формирования компонентов познавательного интереса, обозначенных Г.И.Щукиной, был использован адаптированный диагностический инструментарий в виде специальных дидактических игр с набором необходимых дидактических задач.

На контрольном этапе наблюдалось увеличение процентного показателя по всем компонентам познавательного интереса (интеллектуальный- на 23%, эмоциональный- на 32%, волевой- на 14%).

Из этого можно сделать вывод о том, что педагогические условия, созданные на формирующем этапе были эффективными и действенными. Дети стали проявлять любознательность, активность, расширился их интерес к явлениям и объектам окружающего мира.

Таким образом, использование дидактических игр экологической направленности позволило качественно повысить уровень развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.

Анализируя свой педагогический опыт, а этот процесс можно назвать накопительным, прихожу к выводу, что благодаря разнообразию и постоянству использования игрового занимательного материала, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность, развивается познавательный интерес.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/12059-razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию