Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Творческая деятельность в современном обществе ценится очень высоко, а представители специальностей, связанных с творческой средой, пользуются всё большей востребованностью.

Фотографы, организаторы праздников и вечеринок, дизайнеры и стилисты, веб-дизайнеры, флористы и много-много других мастеров творческих течений и сфер обладают особенным талантом в своей области.

А ведь развитие такого таланта следует начинать с детства, и если родители уделяют должное внимание этому направлению развития, то ребёнок находит своё истинное предназначение в жизни.

Зачастую большая часть внимания уделяется родителями развитию таких областей, как память, мышление или речь. Фантазия же и воображение остаются без поддержки, формируясь у малыша самостоятельно. Здесь всё зависит от того, насколько сильны природные задатки у маленького человечка.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Под понятием «творчество» в научной среде понимают активное самовыражение, которое может осуществляться через какие угодно формы.

Это может быть меткое слово или выражение мыслей в стихах, создание мелодии, скульптуры или оригинального рисунка.

Даже в работе, связанной с точными науками (химические исследования, бухгалтерия) для получения хорошего и эффективного результата желательно применять творческие способности.

У ребёнка дошкольного возраста творческими способностями называют индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации того или иного вида творческой деятельности. Творческие способности дошкольника состоят из большого количества компонентов, среди которых присутствуют и такие умения, как:

  • Распознание тех событий и фактов, которые не видят другие дети.
  • Продуцирование большого количества идей за маленький промежуток времени.
  • Стремление к постоянному познанию.
  • Организация условий, в которых тот или иной объект может проявить в полной мере свою скрытую сущность.
  • Лёгкость ассоциации понятий, значительно отдалённых друг от друга.
  • Самостоятельное создание альтернатив для решения тех или иных задач.

Наличие всех вышеперечисленных качеств у ребёнка-дошкольника обусловлено прекрасным креативным мышлением и воображением. Развитие творческих способностей детей как раз и основывается на совершенствовании имеющихся задатков и навыков.

Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Определить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста можно посредством применения разнообразных методик. Самой распространённой из них является анализ детских рисунков, который помогает определить:

  • Насколько правильно ребёнок может передавать положение указанного объекта в пространстве.
  • Если ли у создаваемого дошкольником образа эмоциональность?
  • Насколько полным является содержание изображения.
  • Умеет ли ребёнок в полной мере раскрыть задуманный сюжет картинки.

Уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста даёт понятие о способности ребёнка к тем или иным направлениям творчества. Благодаря такой информации можно выявить те творческие сферы, на которые следует сделать упор для того, чтобы сделать самовыражение маленького непоседы более явственным и активным.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Вообще детский возраст – идеальное время для развития самых различных способностей, в том числе – творческих. Ребёнок в дошкольном возрасте обладает большой любознательностью, стремится к познанию окружающего мира.

Обусловлено это отсутствием стереотипов и независимостью мышления.

Творческий потенциал взрослого человека во многом зависит от того, насколько интенсивно развивались у дошкольника творческие способности и применялись все возможности для этого.

Чтобы творческие способности ребёнка развивались правильно и в нужном направлении, максимально раскрывались и давали возможности для успешного творческого развития, следует создавать определённые условия:

  1. Моделирование обстановки вокруг малыша, которая будет опережать его развитие. Ребёнка желательно окружить такими предметами, которые будут активизировать творческий процесс и побуждать его к действиям с творческим подходом. Например, малышу в возрасте одного года можно подарить кубики с буковками и цифрами, и в процессе игры называть их. Так ребёнок сможет быстрее изучить алфавит и цифровой ряд.
  2. Ранее физическое развитие дошкольника способствует активизации творческого мышления. Начатые с первых месяцев после рождения физические занятия являются первым шагом к закладке основ творческих способностей маленького ребёнка и в дальнейшем – взрослого человека.Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
  3. Предоставление свободы в выборе направления творческой деятельности. Малыш должен самостоятельно выбирать, что ему интересно из большого перечня творческих направлений, и каким видом деятельности он хочет в данный момент времени заниматься. И если деятельность увлекает ребёнка, то интеллектуальное напряжение не станет причиной развития переутомления. Наоборот, всё это пойдёт на пользу маленькому человечку.
  4. Увеличение количества поставленных перед дошкольником задач и их усложнение. Если заявленную изначально планку по развитию творческих способностей постоянно повышать, то способности у маленького ребёнка будут совершенствоваться и максимально успешно развиваться. Дошкольники познают окружающий мир совсем не так, как взрослые. Зачастую они не могут использовать опыт, предлагаемый взрослым человеком. Эту особенность детского организма следует использовать по максимуму, позволяя малышу самостоятельно находить решения для тех или иных проблем, стимулируя тем самым интенсивное развитие творческого мышления. К примеру, у ребёнка за диван упала игрушка. Не следует сразу предоставлять свою помощь. Пусть непоседа сам попробует справиться с такой задачей.Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
  5. Разумная и ненавязчивая помощь со стороны взрослого человека. Свобода, даваемая родителями маленькому ребёнку отнюдь не должна перерасти во вседозволенность. Давать подсказки малышу в тех случаях, когда он может додуматься до решения проблемы самостоятельно, не стоит. Таким образом родители оказывают ему «медвежью услугу», препятствуя полноценному развитию творческих способностей.
  6. Формирование комфортного психологического климата. Если малыша окружают тёплые и дружественные отношения в семье, детском саду, то задатки его творческих способностей будут развиваться лучше и эффективней. Задача родителей заключается в том, чтобы стимулировать дошкольника на развитие творческих способностей. Квалифицированными специалистами-психологами даже предоставляется консультация для родителей по развитию творческих способностей детей, на которой они могут получить эффективные рекомендации относительно того, что дошкольника следует постоянно стимулировать к творчеству, не осуждать в случае неудач и не реагировать негативом на самые нелепые выдумки ребёнка.

Развиваем творческое воображение

В быту человеческое воображение не играет никакой существенной роли, поскольку принадлежит к разряду несуществующих, нереальных, фантастических элементов. Но в науке это качество человеческой личности очень ценится, поскольку помогает представить какой-то предмет, которого нет в природе вообще, или просто он находится в отдалении от человека.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Благодаря хорошему воображению человек имеет возможность удерживать несуществующий предмет в памяти и даже совершать с ним различные манипуляции. Активность воображения подразделяется на 4 стадии:

  1. Первая стадия творческого воображения у ребёнка-дошкольника проявляется во время сна. Восприятие информации здесь не зависит от осознанных желаний человека.
  2. Творческое воображение в более активной степени проявляет себя в приятных грёзах.
  3. Ещё большую активность имеет воображение, проявляющее себя в периоды прослушивания музыки, чтения литературных произведений или стихов. Слуховое или зрительное восприятие помогают создать соответствующие образы.
  4. Творческая деятельность является наивысшей формой проявляемого воображения.

Творческое воображение предполагает создание совершенно нового образа, который не был известен раньше.

Детям дошкольного возраста не известны названия приёмов творческого воображения, однако они с ними знакомятся с самого раннего детства, при помощи сказок, которые им читают родители.

Немного позже такие приёмы используются самими детьми, во время творческого процесса по придумыванию собственных сказочных персонажей, изображения их в рисунке.

Творческое воображение в детском возрасте развивается в ходе игры. Малышу гораздо легче смоделировать фантазийную ситуацию, совершая манипуляции с реальными предметами. К примеру, если у дошкольника есть палочка, он может представить себя всадником, оседлав её.

Очень желательно, чтобы подобный замещающий объект был схож с реальным. Тогда представление осуществится легче. Для ребёнка старшего дошкольного возраста схожесть объекта замещения с настоящим предметом не имеет особого значения, поскольку воображение у них уже усовершенствовано.

Постепенно у ребёнка даже отпадает необходимость в создании внешней опоры, и он может представлять предмет, которого нет поблизости. Представляемый объект наделяется новым смыслом, а действия с ним совершаются исключительно в воображении дошкольника.

Именно в такой момент творческое воображение преобразуется в процесс психического характера, а нафантазированная ситуация реализуется только во внутреннем мире маленького непоседы.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Особенности развития творческого мышления

Творческое мышление у деток дошкольного возраста предполагает формирование следующих качеств мыслительной функции:

  • Диалектичность. Возможность детского мышления находить противоречия в системах различного типа, мешающие совершенствованию, и устранять их.
  • Ассоциативность. Нахождение взаимосвязи между предметами и событиями, которые на первый взгляд несопоставимы. Благодаря ассоциативности творческое мышление ребёнка-дошкольника становится нестандартным.
  • Системность. Способность воспринимать предметы и явления в целостной связи. Такое свойство творческого мышления помогает дошкольнику разглядеть характеристики предмета во всём его многообразии, а также определять на примерах отдельно взятых объектов системы уровень соотношения с другими типами систем.

Творческие способности у малыша и роль совместного взаимодействия в их развитии с родителями

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, танцах, музыке или других видах искусства гораздо лучше и эффективнее при взаимодействии ребёнка со взрослыми, родителями. Совместное творчество подобного типа имеет много плюсов, среди которых есть и такие:

  • Происходит стимулирование и обогащение взаимоотношений родителей с детьми.
  • Процесс социализации ребёнка-дошкольника происходит легче и быстрее.
  • Малышу предоставляется возможность знакомства с основами эффективного сотрудничества.
  • Авторитарного давления со стороны родителей нет. Малыш в полной мере осознаёт свою значимость в семье, и может без опаски выразить собственное «Я».
  • В процессе совместного творчества складывается благоприятная атмосфера для развития фантазии у детей-дошкольников и взрослых.

Родители маленького непоседы хорошо знакомы с тем, насколько много у ребёнка нерастраченной энергии, которую он направляет в неправильное русло. При взаимодействии с родителями в игровом процессе у малыша происходит эмоциональная разрядка, а энергия идёт на пользу его же организму.

В итоге сил на капризы и хныканья у него не остаётся. Заниматься с ребёнком совместным творчеством следует в хорошем настроении, чтобы у него в ходе игры не возникало плохого настроения.

К предстоящей деятельности следует готовиться заблаговременно, чтобы в ходе игры не возникло необходимости искать требуемый предмет.

Источник: http://InfoBaby.info/razvitie/171-razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста: характеристика, методики развития

Творчество – это одна из форм самовыражения. Причем самовыражения посредством чего угодно: речи, рисунков, мыслей, танца, скульптуры, мелодии и т. д.

Творческие способности, так же как и все другие, требуют постоянного целенаправленного развития с самого детства.

Для чего и когда нужно развитие творческих способностей у детей в разные периоды дошкольного возраста? Как это делать правильно?

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

С какого возраста творим?

Наилучшим периодом для плодотворного и активного развития творческих способностей маленького человека можно назвать дошкольный возраст. Ведь именно сейчас ребенок наиболее любознателен, открыт и готов к познанию окружающей действительности, а его мышление не сковано стереотипами. Детство – это период царства фантазии, вымысла, сказок и игр.

Творческий процесс – понятие комплексное. Оно включает в себя несколько аспектов:

  • умение мыслить нестандартно о привычных вещах или явлениях;
  • фантазию и воображение;
  • умение открывать или изобретать что-то новое;
  • умение применять полученные открытия.

В дошкольном периоде условно можно обозначить несколько последовательных этапов. И каждый из них имеет свои возрастные характеристики.

  1. До 2 лет важно подмечать и развивать природные задатки ребенка. Кто-то больше склонен танцевать, кто-то – рисовать или лепить, кто-то – петь. В это время закладывается фундамент для будущих творческих побед.
  2. В 3–4 года наступает пик творческой деятельности малышей. Воображение обретает словесные формы и постепенно выходит на уровень самостоятельного процесса. В это время особенно важно обращаться к играм, развивающим воображение и творческие способности.
  3. С 5 до 6 лет творческие задания должны становиться сложнее, включать элементы подготовки к обучению в школе, развивать таланты ребенка, его фантазию. Ребенок уже может планировать предстоящие действия.
  4. К 7–8 годам творческая деятельность становится все более серьезной: дети на более взрослом уровне занимаются музыкой, танцами, вокалом, развивают театральную или художественную деятельность – то, к чему есть природные задатки. Создаваемые ребенком образы становятся содержательными и специфичными.

Поэтому важно уделять внимание творчеству на каждом из этих этапов. Следует понимать, что творчество немыслимо без воображения: плоды творчества изначально всегда являются продуктом фантазии ребенка и находят воплощение в той или иной сфере. Поэтому развитие воображения напрямую влияет на раскрытие творческого потенциала дошкольника.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Для чего это нужно?

Так что же дает ребенку этот самый творческий потенциал?

  • Умение видеть скрытое от других.
  • Умение за небольшое время синтезировать множество оригинальных идей.
  • Ассоциировать не связанные на первый взгляд понятия.
  • Применять для решения одной задачи умения, полученные при разрешении совершенно другой.
  • Создавать определенные условия, при соблюдении которых предмет проявляет скрытые свойства или возможности.
  • Находить альтернативное решение стоящей задачи вместо того, чтобы искать ответ, перебирая готовые варианты.

Все это открывает широкие горизонты для самореализации. Чем меньше в человеке развито творческое начало, тем больше у него склонность к постоянному недовольству окружающими и собой, к самоедству. Такой человек строит подсознательные барьеры на пути к достижению цели, боится смелых решений и масштабного мышления.

Не стоит забывать, что вся культура любого народа и человечества в целом была бы невозможна без творчества. Литература, скульптура, архитектура, живопись, фольклор – все это результат творческой деятельности многих людей.

Даже в науке без творческого начала не обойтись. Ведь сначала нужно представить себе задачу или объект, его свойства, пользу и т. д. А затем – представить, как этого можно достичь. И не всегда мыслить при этом нужно в рамках стандартов.

Читайте также:  Развитие ребенка в 3 месяца жизни: что должен уметь малыш, особенности ухода за мальчиками и девочками, режим дня, питание, а также нормы роста и веса

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

В чем раскроется ребенок?

Для того чтобы понять и затем развить определенную склонность ребенка, важно предлагать ему как можно больше вариантов для самовыражения. Самое простое и привычное здесь, с чего начинают все родители, – рисование и лепка.

Процессы, бесспорно, творческие, но далеко не единственные в этом списке. Хорошим примером могут служить всевозможные конструкторы (вдруг подрастает будущий инженер?), мозаики.

Или готовые наборы для детского творчества (плетения, отливки из гипса, выжигания, гравюры, вязания и т. д.).

Какие еще методики развития помогут ребенку определиться, что ему больше по душе, в чем он хочет самовыражаться?

  • Аппликация (причем, не только из бумаги: подойдут обертки, открытки, вата, макароны, крупы, колпачки от фломастеров и другой подручный материал). При этом аппликация может собираться как из отдельных деталей, так и в виде мозаики.
  • Рукоделие (плетение из бисера, создание детской бижутерии, вышивка, макраме).
  • Необычные способы рисования – пальцами, красками по молоку или крупам, в виде зеркального оттиска. Можно рисовать по трафарету с последующей дорисовкой до определенного образа, по намыленному стеклу; вместо красок взять зубную пасту, штамповать с помощью форм, рисовать с помощью клея и соли – вариантов бесконечное множество.
  • Актерская деятельность. Это может быть кукольный театр дома или театрализованные представления драмкружка. Главное – ребенок сможет проявить актерский талант.
  • Конструирование из подручных материалов. Дошкольник будет учиться из ненужных предметов создавать полезные или просто красивые вещи.

Это далеко не полный перечень занятий. Можно приобрести, скачать или придумать еще немало вариантов.

Попросите ребенка самостоятельно решить, чем он хочет заняться. Пусть пробует себя в разных сферах. Что-то ему не понравится, а в чем-то он найдет себя. Поощряйте его желания и не ругайте за неудачи или утрату интереса к тому или иному виду деятельности.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Правильная организация занятий

Когда и как правильно организовывать такие занятия? С чего начать? С физического развития в самом раннем возрасте. Это будет первым шагом для закладки творческих способностей ребенка. По мере роста малыша ему следует постоянно создавать условия, стимулирующие развитие его творческого воображения.

  • Создавайте обстановку, немного опережающую возрастное развитие ребенка, стимулируя его к познанию нового. Например, в годовалом возрасте крохе можно подарить яркие кубики с буквами или цифрами и во время игр ненавязчиво знакомить его с ними.
  • Постепенно усложняйте и увеличивайте задачи. Планка должна постоянно и планомерно повышаться. Дети не всегда обращаются к опыту взрослых, познавая мир, часто пытаются дойти до всего сами. Поэтому не спешите помогать крохе в решении его задач. Если игрушка упала – пусть он попробует сам найти и достать ее. И только если у него не получится, предлагайте помощь.
  • Предоставляйте малышу свободу выбора занятий. Охотнее всего дети занимаются тем, что им интересно. Это приносит гораздо большую пользу, чем навязывание чего-то родителями, пусть и в форме игры. При этом свобода не должна восприниматься как вседозволенность. Разумные, обоснованные ограничения должны быть.
  • Ваша помощь должна быть разумной, предлагаться в крайнем случае, только если ребенок сам не находит решения. Не нужно постоянно страховать его во всем. Пусть пробует свои силы.
  • Создайте комфортные психологические условия для развития ребенка. Это касается любой деятельности, и творческой – в том числе. Не нужно осуждать малыша или чрезмерно сочувствовать при его неудачах. Но поддержка и советы взрослых, их похвалы и одобрение – прекрасный стимул.
  • Обеспечьте ребенка всем необходимым для творчества. Если он рисует – купите качественные краски или карандаши, альбом. Если хочет играть в кукольном театре – сделайте его вместе. Не препятствуйте детской фантазии. Помните: это помогает формированию маленькой личности.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Как помочь ребенку развить способности?

Кроме благоприятной и стимулирующей обстановки в творческом развитии немалую роль играют родители. Они могут здорово помочь своему малышу правильными действиями.

  • Пополняйте багаж жизненного опыта крохи. Постоянно читайте ему книжки со сказками или стихотворениями, рассматривайте картинки в них, провоцируя к размышлениям («Как ты думаешь, почему? Тебе нравится этот персонаж? Чем? Что бы ты сделал на его месте?»). При возможности обогащайте культурный мир дошкольника, посещая с ним выставки, музеи, театр, водите на полезные экскурсии. Обсуждайте все, что он видел и понял в это время.
  • Поощряйте его занятия рисованием или лепкой чего-то задуманного, конкретного (не просто колбасок или шариков). Если малыш в чем-то затрудняется – помогите советом, подскажите, какой может быть последовательность действий в том или ином случае.
  • Учите ребенка выражать увиденное им разными способами: пересказывая, рисуя, сочиняя истории «по мотивам впечатлений». В процессе такой творческой переработки полученной информации ребенок тренирует воображение.
  • Одна из ярких форм развития творческих способностей – умение сочинять. Приветствуйте этот навык в своем ребенке в любых его проявлениях. Пусть сочиняет «рифмовалки» или дурашливые стишки, сказки, небылицы, сочиняет и инсценирует небольшие театральные представления.
  • Оптимальная форма развития всех навыков и способностей дошкольника, и творческого начала в том числе, – игра. Поощряйте игры малыша, особенно со сверстниками, предлагайте ему новые сюжеты, принимайте сами участие в детских играх.
  • Изучайте окружающий мир с ребенком. Это может происходить во время прогулок, поездок, любых занятий на улице. Обсуждайте с ним, что происходит на улице или дома, отвечайте на все его «почему», рассказывайте и объясняйте все, чего он еще не знает. При этом также стимулируйте к размышлениям (как ты думаешь, когда цветы с дерева осыплются, что произойдет?).
  • Можно приобрести готовые развивающие игры (мозаику, конструктор) или специальные пособия для творческих занятий с малышом. Условие одно: для занятий в игровой форме.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Во что можно поиграть?

Совсем не обязательно засыпать своего кроху кучей дорогущих игрушек. Стимулировать к творчеству его можно и при помощи самых простых подручных вещей.

  • Можно накрошить яичную скорлупу, покрасить ее и предложить ребенку выложить из нее какой-либо рисунок, объяснив, что для начала необходимо прорисовать его контур.
  • Можно пользоваться природными явлениями. Например, в дождь или снег выставить в окно лист бумаги, покрытый краской. Получившиеся кляксы можно рассматривать, обсуждать, на что они похожи, дорисовывать до чего-то узнаваемого.
  • Из бумажных пакетов, наполненных газетами, или подушек можно смастерить разные игрушки, перекручивая или перевязывая веревкой в нужных местах. При этом бумажным персонажам можно дорисовать глазки, ротик, носик.
  • Если ребенок сделает на листе картона множество дырочек, ему будет весьма интересно соединить их в какой-то рисунок или узор при помощи шнуровки.
  • Ягодки, пуговки, бусины могут стать материалом для детского ожерелья. А можно его собрать и из обычных скрепок.
  • Пусть малыш попытается украсить блюдо (салат, бутерброд). Ему для этого нужно предложить разные фрукты или овощи (кружочки или дольки помидоров, огурцов, морковки; оливки, перец, зелень, дольки яблок, лимона, ананаса, персика, клубники, клюкву, вишенки). Возможно, ребенку будет интересно «выщипать» из ломтика хлеба бутерброд в форме зверушки или букашки. При этом обязательно нужно показать малышу, что оставшиеся крошки были высушены, а потом перемолоты для панировки – ничего не пропало просто так!
  • Полезна такая игра. В центр листа ребенок капает краску и сгибает лист пополам, прижимая. После этого пусть посмотрит на полученную кляксу: на что она похожа? Пусть называет разные варианты, переворачивая лист разными сторонами.
  • Если предложить ребенку набор картонных фигурок (полосок, квадратиков, кружков), он с энтузиазмом начнет представлять, на что похож каждый из них отдельно или в комбинациях друг с другом.
  • А что если станцевать, изображая кого-то? Ласковую кошечку, верного щенка, летний дождик, радость, боль, веселье, огорчение – эти и другие образы можно придумать вместе с малышом, а затем попросить его наделить каждый из них танцевальными движениями.

Итак, человек с развитыми творческими способностями проявляет большую гибкость ума в сложных ситуациях, способен быстро собраться и найти из них порой неординарный выход. А это значительно упрощает жизнь. Так что развивать творческие задатки полезно не только с точки зрения выражения собственного внутреннего мира.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/tvorchestvo/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Творческие способности заложены в каждом ребенке и зависят от природных задатков. Их развитие должно идти наравне с другими элементами сознания (памятью, мышлением, вниманием и другими). Творчество откроет возможность для ребенка думать и принимать решения уникальным образом, не так как все. И эта особенность добавит новых красок в жизнь вашего малыша при раннем развитии творческих способностей детей

Что такое творческие способности и творчество

  • Творчество — способность реализации уникальных данных.
  • Творческие способности  — пути реализации творчества.

Эти понятия объединяют в себя множество граней:

  • активность и интуиция;
  • воображение и изобретательность;
  • стремление и познание;
  • фантазия и инициативность;
  • знания и опыт;
  • видеть невидимое;
  • нестандартный подход;
  • навыки и идеи;
  • передача объекта и раскрытие сюжета;
  • понятия и эмоциональный образ.

Есть много методик  проверки, на каком уровне развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Один из них — методика синтеза рисунков. Выяснив, что малышу удается без особого труда, стоит обратить внимание на моменты, где необходимо помочь данным развиться.

Лучшего времени, чем дошкольный период для раннего развития творческих способностей детей, не существует, ведь именно в нем скрыта жажда познавать все новое.  Так где же начинается творческий путь?

Раннее развитие творческих способностей детей.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

  • 1-2 года.Сам ребенок в этом возрасте подскажет, к чему его тянет. Может дитя ритмично двигает ручками или художественно размазывает кашу по лицу. Понаблюдайте, и вы обязательно найдете что-то особенное.
  • 3-4 года.Возраст, когда необходимо перепробовать все возможности. Самый активный творческий возраст. Обращайтесь чаще к игровым методикам, и найдете свою, уникальную.
  • 5-6 лет.Все становится сложней, в дело вступают элементы подготовки навыков, которые необходимы в школьном обучении (фантазия, таланты, воображение).
  • 7-8 лет.В этом возрасте и проявятся результаты, которые родители смогли развить в раннем возрасте. Это могут быть театральные способности, изобразительные или музыкальные, а может и фольклорные.

Очень часто творчество проявляется у детей в придуманных ими фантастических рассказах. Выдуманный мир должен быть воспринят родителями со всей серьезностью. Это первый звоночек о нереализованном творческом потенциале, не нашедшем себе выхода в дошкольном возрасте.

Раннее развитие творческих способностей детей, лежит в ваших руках

У творческих родителей и ребенок такой же. Именно беря с родителей пример, развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста и таланты раскрываются быстрей. Даже если вы считаете себя нетворческой личностью, это не повод не заниматься с ребенком.

Для начала, превратитесь хотя бы на время сами в ребенка. Поддержите его выдумку и присочините вместе продолжение. Поиграйте с ребенком и помогите ему направить свои идеи в обычные вещи. Сочиняйте вместе несуществующих персонажей, цветы, игрушки, сказки. Созданная вами психологическая атмосфера сблизит и поможет вам расслабиться, а малышу — приобрести новые творческие способности.

Методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

  1. Музыка. С этим видом творчества ребенок знакомится еще в утробе, и в первые годы жизни. Недаром рекомендуют беременным женщинам слушать классическую музыку. Она хорошо развивает образное мышление, слух и память. Постарше можно слушать детские песенки, подпевать, выбивать палочками или руками ритм, хлопать в ладоши.

    Мамина колыбельная — самая лучшая музыкальная традиция перед сном. Позже вместе пойте и танцуйте под музыку.

  2. Чтение. Как можно больше читайте малышу разнообразные детские жанры (стихи, потешки, сказки, рассказы, прибаутки, загадки и другое). Всегда учитывайте возраст маленького слушателя.

    Постарше, когда малыш будет читать самостоятельно, запишите его в библиотеку. Читайте с ним по ролям.

  3. Рисование. Самые первые детские рисунки начинаются с рисованием пальцев, ладошек и стоп. Уже позже можно научить пользоваться кистью, карандашами, мелки, фломастерами и  альбомом. В рисовании ребенок изучит форму, цвет и размер.

    Рисуйте вместе и получайте удовольствие.

  4. Окружающий мир.Каждый раз, как только ребенок встал с кровати, начинается новая страничка знакомства с окружающим миром. Не забывайте рассказывать обо всем, с чем сталкивается ребенок. Гуляя, рассматривайте насекомых, животных, птиц, растения и явления природы.
  5. Лепка.

    Пальчики малыша при лепке получают прекрасный массаж и возможность в различных движениях. Глина, пластилин, песок, гипс, тесто — все это подойдет для создания творческих шедевров. Обычные колесики и шарики со временем превратятся в образы.

  6. Аппликация.

    Цветная бумага, ножницы и клей — что может быть эффективней для развития детского творчества? Координируя движения ножниц, вырежьте фигурки и наклейте их на бумагу. Есть прекрасные наборы для маленьких с готовыми вырезанными фигурами, их надо только снять с трафарета и наклеить.

Советы, улучшающие развитие творческой деятельности детей дошкольного возраста

  • Терпение, старайтесь ответить правильно на каждый детский вопрос;
  • Помогайте и уважайте своего малыша;
  • Приободряйте словом и делом новые начинания;
  • Не судите строго результат творчества и не пытайтесь его переделать;
  • Погрустите вместе, когда случается разочарование или творческий застой;
  • Найдите малышу друга по творческим интересам;
  • Если ребенок просит побыть сам и заняться творчеством — разрешите сделать это;
  • Не перегружайте ребенка, пусть творчество пройдет в игре;
  • Контролируйте рамки дозволенного поведения;
  • Покажите личный пример;
  • Поддерживайте решимость к творчеству;
  • Стимулируйте малыша к задаванию различных вопросов;
  • Предоставьте ребенку весь необходимый арсенал для творчества;
  • Хвалите малыша заслуженно;
  • Окружайте ребенка творческими вещами;
  • Проводите обучение в игре.

Творческие способности даны каждому ребенку.  Лучше, если они расцветут в дошкольном возрасте. Ухаживайте и регулярно поливайте семя творчества своего малыша, и вы получите замечательные всходы.

Читайте: Психологическое развитие и деятельность ребенка

               Физическое развитие детей дошкольного возраста

Источник: https://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

  • Консультация для родителей:
  • «Развитие творческих способностей детей в семье и детском саду»
  • Сентябрь, 2017
  • Подготовила воспитатель Пинчук Ольга Васильевна

Самое первое окружение для ребенка детский сад и семья.

Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задается общее направление, согласованность воспитателей и родителей. И в детском саду и дома ребенок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива.

Он должен знать, что его труд это частица большого и интересного дела, которое приносит радость всем.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Художественное детское творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка с взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество: первые элементы появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает.

Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания.

Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).

Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов.

Оно, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение.

Элементы его проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.

Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери.

Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку.

Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.

Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано, со способностью ребенка держать, карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.

Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое.

Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

Как развивать творческие способности ребенка.

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

•Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это — стол, а может — это чашка).

•Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность — способность принимать и создавать новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.

Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем, буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.

3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя.

Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

4.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь — в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

6.

Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Источник: https://multiurok.ru/files/razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-dietiei-4.html

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста помогает в воспитании гармоничной и счастливой личности. Умение творить, наслаждаясь своей деятельностью, присуще каждому ребенку.

Поощряя творческие занятия малыша, вы учите его мыслить нестандартно, что бесспорно пригодиться ему как в учебе, так и в дальнейшей жизни.

Занимаясь творчеством, ребенок проявляет свою фантазию, становясь более уверенным в своих силах и талантах.

Рассмотрим более подробно пользу творческих занятий для детей дошкольного возраста.

Рисование

Все дети питают любовь к изобразительному искусству. Едва научившись держать карандаш в руке, малыш стремится украсить своими рисунками буквально все доступные поверхности.

И это нужно поощрять, ведь рисование способствует эмоциональному разряжению, развивает воображение и совершенствует мелкую моторику рук. Кроме того, рисунки очень хорошо отображают психологическое состояние ребенка.

Творческое развитие детей дошкольников с помощью рисования в дальнейшем разовьет в малышах усидчивость, внимательность и умение мыслить образно.

Чтобы улучшить художественные способности ребенка, с самого раннего возраста учите с ним цвета, геометрические формы, рисуйте линии и фигурки, перерисовывайте детали картинок и т.д. Возможно, через несколько месяцев или лет рисование станет главным хобби дошкольника.

Актерское мастерство

Каждый ребенок от природы обладает актерскими способностями. Уже на первом году жизни малыши с удовольствием копируют поведение взрослых, а также представляют себя то в образе животных, то в образе сказочных персонажей. Игра в перевоплощение носит не только развлекательный характер: она помогает детям проявлять свои эмоции, развивает коммуникативные навыки, внимательность и память.

Разнообразить досуг ребенка, а также развить его творческий потенциал можно с помощью игры в «ожившую» сказку. Устраивайте с малышом домашний театр, придумывая для него новые роли и задания.

Музыка

Творческое развитие детей дошкольного возраста с помощью музыки оказывает на малышей всестороннее влияние. С одной стороны музыка прививает любовь к искусству, а с другой — развивает память и интеллект. Малышам полезно как слушать музыку, так и «воспроизводить» ее с помощью трещоток, игрушечных инструментов и вокализации.

Детей среднего и старшего дошкольного возраста уже можно знакомиться с музыкальной грамотой, упражнениями на ритмику, занятиями по вокалу и т.д. Если ребенок проявляет к музыке искренний интерес, смело записывайте его на подготовительные курсы в музыкальную школу.

Даже если позже ребенок охладеет к увлечению, музыкальные занятия благоприятно повлияют на его общее развитие.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_u_detey_doshkolnogo_vozrasta/

Как развивать у ребенка творческие способности

Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения.

Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию.

Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно (и нужно!) применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату.

Творчество заключается в:

  1. способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;
  2. позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству;
  3. процессе, результатом которого является создание совершенно новых образов.

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:

  1. замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);
  2. за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;
  3. без труда ассоциировать отдаленные понятия;
  4. стремление познавать;
  5. применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;
  6. целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;
  7. самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;
  8. образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.

Для того чтобы определить степень развития творческих способностей у дошкольников, разработаны специальные методики диагностики. Наиболее распространена диагностика уровня развития творческих способностей у детей посредством анализа детских рисунков, по которым определяется:

  1. умение правильно передать положение объекта в пространстве;
  2. полнота содержания изображения;
  3. эмоциональность созданного образа;
  4. умение раскрыть задуманный сюжет.

Диагностика уровня развития творческих способностей помогает выяснить, что детям удается без труда, а на что следует обратить внимание, чтобы подтолкнуть маленьких фантазеров к более эффективному самовыражению.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих.

Карапуз в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами.

От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым.

Условия развития творческих способностей

Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому развитию ребенка, необходимо организовать определенные условия:

  1. Раннее физическое развитие. Физические занятия, начатые с первых месяцев ребенка, – это первый шаг в закладывании основ творческих способностей сначала дошкольника, а потом и взрослого человека.
  2. Создание обстановки, обгоняющей развитие малыша. По возможности кроху следует окружить тем, что будет побуждать его действовать с творческим подходом. К примеру, уже в один год карапузу можно подарить кубики с цифрами или буквами и называть их во время игр.
  3. Усложнение и увеличение количества поставленных задач. Любые способности развиваются максимально успешно, если поставленную планку постоянно повышать. Процесс познания окружающего мира у маленьких детей проходит очень интенсивно, причем они не всегда могут воспользоваться опытом взрослых. Эту особенность необходимо усиленно использовать, давая малышу возможность самому находить решения, тем самым стимулируя развитие творческого мышления. Например, если у крохи машинка закатилась за шкаф, не спешите помогать ему извлечь игрушку. Пусть он хотя бы попытается справиться с этой задачей самостоятельно.
  4. Предоставление большей свободы в выборе деятельности. Пусть малыш сам выбирает, чем он хочет заниматься и что ему более интересно на этот момент. Если его действительно увлекает определенная деятельность, то эмоциональный подъем будет залогом того, что интеллектуальное напряжение не станет причиной переутомления, а пойдет крохе на пользу.
  5. Помощь взрослых – ненавязчивая и разумная. Свобода, данная крохе, ни в коем случае не должна трансформироваться во вседозволенность. Кроме этого, не стоит подсказывать малышу там, где он наверняка додумается самостоятельно. Подсказка – это «медвежья услуга» со стороны старших.
  6. Комфортный психологический климат. Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду – важная предпосылка для развития творческих способностей у детей. Родители должны постоянно стимулировать малыша к творчеству, не осуждать и сочувствовать в случае провала, сдержанно относиться к любым выдумкам своего чада, пусть они кажутся нелепыми и странными.

Развитие творческого мышления

Развитие творческого мышления у малышей дошкольного возраста предполагает формирование таких качеств мышления:

  1. ассоциативность;
  2. диалектичность;
  3. системность.

Ассоциативность – это способность определять связь и похожие черты в объектах и событиях, которые на первый взгляд невозможно сопоставлять. С развитием ассоциативности детское мышление становится эластичным и нестандартным.

Диалектичность – это умение замечать в разнообразных системах противоречия, которые мешают их развитию, и способность ликвидировать эти противоречия. Благодаря этому качеству мышления рождаются открытия (например, изобретение самолета, который летает невзирая на то, что он значительно тяжелее воздуха).

Для развития диалектичности мышления у дошкольников необходимо проработать:

  1. умение выявить расхождения в любом событии или объекте;
  2. способность точно сформулировать найденное расхождение;
  3. возможность устранить расхождение.

Системность – это способность воспринимать объект целостно, со всем многообразием связей.

Это качество мышления дает возможность увидеть все многообразие свойств предмета, определять на уровне отдельных элементов системы взаимосвязи, выделять степень отношения с другими системами.

Благодаря системности можно проследить изменения объекта на отрезке времени «прошлое-настоящее» и применить полученный опыт к будущему.

У дошкольников для развития системности мышления следует сформировать:

  1. способность видеть в любом объекте систему, которая развивается во времени;
  2. умение выделять функции объектов с учетом их многофункциональности.

Развитие творческого воображения

На бытовом уровне воображение – это все нереальное, несуществующее и поэтому не имеющее абсолютно никакой фактической пользы. А вот с точки зрения науки воображение – это умение представить объект, которого нет рядом или не бывает в принципе, удерживать его в сознании и совершать с ним какие-либо действия.

Различают четыре степени активности воображения:

  1. самая низкая активность выражается во сне, когда восприятие не зависит от сознательных желаний человека;
  2. более активная степень проявляется в приятных грезах;
  3. еще активнее воображение во время чтения, прослушивания литературных произведений или музыки, когда на основе слухового восприятия или словесного описания создаются образы;
  4. наивысшая степень воображения реализуется в творческой деятельности.

Творческое воображение – это рождение абсолютно нового образа, которого до сих пор не было. Существует несколько основных приемов творческого воображения:

  • Агглютинация (с греческого языка – «склеивание») – прием, с помощью которого созданы персонажи многих мифов и сказок. Например, русалка – девушка с рыбьим хвостом, избушка Бабы Яги – домик на курьих ножках.
  • Акцентирование – подчеркивание какой-то характеристики объекта, в результате чего он становится непропорциональным. Этот прием выделяет самое существенное в каждом отдельном образе (например, слишком длинный нос у Буратино). Если акцентирование переносится на целый образ и увеличивает его – это гипербола (огромная репка, которую с трудом вытянули из земли все герои сказки «Репка»), а если уменьшает – это литота (миниатюрная девочка Дюймовочка).

Разумеется, дети дошкольного возраста не знают, как называются приемы творческого воображения. Однако малышей с раннего детства знакомят с ними родители, читающие сказки. А со временем дети активно используют эти приемы для создания выдуманных персонажей собственных сказок и рисунков.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста проходит в процессе игры. Манипулируя реальными предметами, кроха выдумывает фантазийную ситуацию. Так малыш, оседлав палочку, воображает себя всадником на лошади. При этом кроха не в состоянии представить лошадь, если нет подходящего предмета, на котором можно «скакать».

Для малышей среднего дошкольного возраста важно, чтобы объект-заместитель имел определенное сходство с объектом, который он замещает. Например, играя в фею, девочка берет в руки веточку в качестве волшебной палочки. У малышей постарше воображение может отталкиваться от объекта, который имеет мало общего с замещаемым (ребенок играет с флаконом из-под шампуня, представляя, что это лодочка).

Постепенно надобность во внешней опоре пропадает, а игровое действие может совершаться с объектом, которого просто нет. Этот объект наделяется новым смыслом, а действия совершаются в уме, а не в реальности. В этот момент происходит перерождение воображения в психический процесс, а придуманная ситуация воплощается в жизнь во внутреннем мире маленького человека.

Существует ряд способов, помогающих дошкольнику в развитии творческого воображения:

  1. Обогащайте жизненный опыт малыша: читайте ему сказки и стихотворения, рассматривайте картинки в книгах и журналах, не упускайте возможность посетить с ребенком театр или музей, ездите с ним на экскурсии.
  2. Поощряйте лепку и рисунки по замыслу. Если у крохи не все получается, обсудите с ним план и помогите в деталях представить задуманное.
  3. Воображение формируется в результате творческой переработки пережитых моментов: научите малыша рисовать увиденное, пересказывать произошедшие интересные события.
  4. Творческому развитию ребенка способствует сочинительство. Приветствуйте его во всех проявлениях: будь то рассказ, сказка или стихотворение.
  5. Игра – ведущая деятельность для дошкольника, развивающая его во всех направлениях. Пусть малыш играет как можно больше.
  6. Собирание детских конструкторов отлично развивает воображение. Чем разнообразнее предложенные ребенку конструкторы, тем лучше.
  7. Не ленитесь использовать для развития воображения специальные творческие задания для маленьких детей.

Роль совместного творчества с родителями в развитии способностей у детей

Безусловно, совместное творчество детей и родителей имеет массу плюсов, среди которых:

  • стимулируется развитие глубокого взаимного доверия, а отношения родителей и детей обогащаются;
  • ребенок знакомится с основами эффективного сотрудничества;
  • облегчается процесс социализации дошкольника;
  • нейтрализуется давление авторитета родителей, помогая малышу выразить свое «Я» и осознать свое значение как члена семьи;
  • развиваются эстетические чувства – кроха учится видеть и ценить прекрасное;
  • создается благоприятная атмосфера для развития творческих способностей не только детей, но и взрослых.

На совместных занятиях с родителями ребенок получает эмоциональную разрядку, благодаря чему переизбыток энергии уходит в мирное русло, не оставляя сил для капризов и баловства.

Созидательной деятельностью лучше начинать заниматься тогда, когда малыш уже уверенно сможет держать в руках небольшие предметы.

Творческое взаимодействие с родителями дарит малышу простор для материализации своих фантазий, в результате чего ребенок начинает мыслить нестандартно.

Сначала это проявится в возникновении смелых ассоциаций при виде заурядных предметов. А после малыш научится находить оригинальные подходы к решению каких-либо повседневных задач.

Главное: совместное творчество детей и родителей не должно вызывать ни малейших негативных эмоций.

Поэтому приступать к занятиям следует с хорошим настроением. К тому же необходимо подготовиться к предстоящей деятельности. Как минимум, следует продумать, какие инструменты вам понадобятся для работы, чтобы не прерывать творческий процесс поисками отсутствующего предмета.

Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников

Упражнений и игр, которые направлены на развитие творческих способностей дошкольников, существует множество.

Для того чтобы занятия давали положительный эффект, а малыш не терялся в правилах, достаточно выбрать пару-тройку игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их.

Когда маленький человек полностью освоится с предложенными задачами (и наверняка начнет терять к ним интерес), список игр следует сменить, открывая для ребенка новые вершины, к покорению которых нужно будет стремиться.

«Четыре цвета»

Упражнение для развития творческих способностей и художественного восприятия у дошкольников. Малышу нужно выбрать четыре любые краски и полностью заполнить ими чистый лист бумаги. После кроха может рассказать, что он хотел выразить, и что означают отдельные детали рисунка.

«Волшебная клякса»

Упражнение для развития творческих способностей и умения находить похожие черты между расплывающимся изображением и реальными объектами у дошкольников. Ребенку предлагают капнуть краску в центр листа, после чего бумагу необходимо сложить пополам. Когда лист разворачивается, на нем остается клякса с неясными очертаниями. Что или кого малыш видит в этой кляксе?

«Танец»

Игра для развития творческих способностей и эмоциональности у дошкольников.

Предложите крохе пофантазировать и придумать образ (возможны подсказки родителей – «ласковый щенок», «распускающийся подснежник», «летний ливень», «веселая обезьянка»).

Под музыку образ необходимо передать посредством танца. Эту игру можно усложнить, попросив передать в танце определенное чувство («огорчение», «радость», «удивление»).

«Две феи»

Упражнение для развития творческих способностей дошкольников. Для выполнения этого упражнения необходимо подготовить два листа с одинаковыми фигурами.

Ребенку с помощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Причем предварительно беседовать с малышом не нужно.

Пусть сам подумает, как это сделать, и пофантазирует, что плохого совершила злая фея, а что хорошего – добрая.

«Фантазия-реальность»

Упражнение для развития творческих способностей и умения отличать вымысел от реальности у дошкольников. Родители читают ребенку сказку и разбирают с ним, где выдумка чистой воды, а где то, что могло произойти в действительности. В результате получаются две абсолютно разные истории: одна – сказка, другая – реальность.

«Что это такое?»

Игра для обучения детей созданию новых образов на основе восприятия предметов-заместителей. Для этой игры необходимо подобрать разноцветные круги и полоски разной длины. Малышу предлагается сначала описать какой-то из предметов, а после рассказать, что он напоминает. Каждому предмету должен соответствовать свой собственный образ.

«О чем говорит музыка»

(упражнение для развития творческих способностей дошкольников). Звучит яркое классическое музыкальное произведение («Марш Черномора» Глинки, «Полет Валькирий» Вагнера, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Картинки с выставки» Мусоргского). Малышу с закрытыми глазами нужно представить, о чем рассказывается в музыкальном произведении. После можно нарисовать свои фантазии и описать их.

В заключение

Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если малыш в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому кроха вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.

Источник: https://szabotoi.ru/razvitie/tvorcheskie-sposobnosti-u-detey

Ссылка на основную публикацию