Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста: этапы и особенности формирования

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности использования аппликации как средства развития творческого воображения детей 4-5 лет, раскрываются педагогические условия организации данной работы.

Ключевые слова: творчество, творческое воображение, творческая деятельность, аппликация, дошкольник

Способность к творчеству является важной составляющей успешного развития личности. О значимости развития творческого начала ребенка свидетельствует усиление внимания исследователей к  данной проблеме.

Основу развития творчества составляет воображение. Проблему воображения исследовали  в отечественной психологии Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.М, Дьяченко, А.В. Брушлинский и др., в зарубежной психологии Т. Рибо, И.М. Розет, К. Тейлор и др.

  Сложность изучения воображения связана с тем, что с одной стороны,  воображение часто отождествляется с другими процессами в силу своей  взаимосвязи с ними, а с другой стороны, оно выделяется как самостоятельный процесс.

Спорят исследователи и о  природе воображения.

Воображение представляет собой процесс творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений, отсутствовавших ранее.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что наиболее часто исследователи рассматривают особенности развития воображения детей относительно старшего дошкольного возраста.

Во многом это связано с тем, что именно в старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться творческое воображение.

В тоже время, внимания к среднему возрасту в плане развития воображения уделяется незаслуженно мало, в результате чего воображение у детей развивается слабо и в старшем дошкольном возрасте это становится очевидным, в связи с чем, повышается активность педагогов в плане проведения специальной работы.

Средний дошкольный возраст является очень важной ступенью в развитии воображения, но в научно-методической литературе практически не представлены подходы, раскрывающие особенности, средства и условия развития воображения детей в данный возрастной период. Чаще всего в методической литературе для развития творческого воображения детей дошкольного возраста используется игра, рисование, гораздо реже – аппликация.

В тоже время в  процессе анализа мы столкнулись с противоречием между повышенной значимостью развития воображения ребенка дошкольного возраста в контексте его личностного развития с одной стороны, и неразработанностью условий развития воображения детей среднего дошкольного возраста средствами аппликации с другой. Разрешение данного противоречия определило цель исследования.

  • Цель исследования: выявить особенности творческого воображения детей среднего дошкольного возраста и апробировать психолого-педагогические условия его развития в процессе аппликации.
  • Объект исследования: воображение детей среднего дошкольного возраста.
  • Предмет исследования:  психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста в процессе аппликации.
  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что творческое воображение характеризуется тем, что в процессе него образы создаются на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности, на основе предшествующего опыта.
  • В рамках данного исследования мы рассматриваем творческое воображение как  один из видов воображения, основные отличия которого заключаются в том, что новые образы создаются в результате  творческой деятельности.

Л.С. Выготский указывает, что творческая деятельность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что именно опыт выступает тем фундаментом, на основе которого развивается воображение [3].

Процесс творческого воображения включает ряд этапов: возникновение идеи, формирование замысла, реализация замысла (рис.1.).

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста: этапы и особенности формирования

Рис.1. Динамическая система развития творческого воображения 

В среднем дошкольном возрасте воображение как психический процесс находится на стадии своего становления, он характеризуется подвижностью, неустойчивостью, изменчивостью и противоречивостью.

Это обуславливает определённые недостатки в воображении ребёнка с одной стороны и важные достоинства воображения по сравнению с взрослым с другой стороны.  В возрасте 4-5 лет формируются предпосылки  развития творческого воображения.

К ним относится обогащение опыта ребенка и развитие представлений, появление ступенчатого планирования, благодаря которому развивается возможность направленного словесного творчества.

Аппликация представляет собой способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и нанесенных разным способом на соответствующий фон.

Согласно работам Т.М. Комаровой, И.А. Лыковой, аппликация представляет собой простой и доступный способ создания художественного образа, отличающегося сохранностью реалистичной основы изображения. Благодаря этому, аппликация широко используется в различных целях: для изготовления наглядных пособий, флажков, игрушек, сувениров, стенгазет, выставок помещений и т.д.[4,5].

Аппликация может выступать нескольких видов: предметной, сюжетной, декоративной.

Предметная аппликация состоит из отдельных изображений. Благодаря ей дети учатся вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые часто носят обобщенный характер. Выполнение данного вида аппликации осуществляется постепенно.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой совокупность действий и событий, отраженных на бумаге. Она способствует развитию умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии с темой или сюжетом.

  1. Кроме того, сюжетно-тематическая аппликация учит дошкольников вырезать предметы с учетом их размера, выделять основные предметы, связывать главных действующих лиц с местом действия, обстановкой, передавать характерные особенности персонажей через жесты, позу, одежду, окраску, развивает пространственную ориентировку.
  2. Декоративная аппликация представляет вид орнаментальной деятельности, в ходе которой дети овладевают умением вырезать, объединять отдельные элементы украшения.
  3. Итак, можно подытожить, что аппликация способствует формированию у детей определенных знаний, например о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной  форме, композиции.

Аппликация способствует всестороннему развитию дошкольников. Умственному развитию помогает расширение запаса знаний, тренировка мыслительных операций при занятии аппликацией. Также на занятиях аппликацией создаются условия для  развития таких качеств личности как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

Занятия аппликацией содействуют  сенсорному воспитанию благодаря непосредственному чувственному знакомству с предметами, их свойствами и качествами.

Аппликация формирует  основы трудовых умений и навыков. Работа с разными материалами благоприятно сказывается на формировании эстетического восприятия, развитии художественного вкуса.

А.Б. Амоков указывает, что при работе в технике аппликации используются определенные материалы, в частности, бумага разных фактур, которая берется плотно и подбирается в зависимости от содержания изображения по цвету и тону, элементы аппликации вырезаются из более эластичной бумаги с хорошей поверхностью.

В работе с бумагой дети используют такие инструменты как ножницы с закругленными концами, кисти для намазывания фигур, клей и т.д.  Фигуры намазываются детьми на специальной чистой подстилке, роль которой может выполнять лист белой бумаги [1].

Материал аппликации — бумага, ткань, кожа, мех, природный материал. Дошкольники способны использовать такие выразительные средства, как силуэт, который носит стилизованный характер или детализированный силуэт. Цвет так же является изобразительным средством, при этом  имеет значение яркость. Выразительным специфическим средством аппликации является фон.

Большую роль в создании аппликативного образа играет композиция, композиция тесно связана с форматом. Способность точно подобрать размер и форму фона в соответствии с композиционным решением, является проявлением достаточно высокого уровня художественных умений ребенка. В зависимости от выбора материала в аппликации существует несколько способов прикрепления силуэта к фону.

Силуэт можно приклеивать клейстером, клеем ПВА, пришивать.

В средней группе внимание направляется на обучение детей техника работы с ножницами.

В течение учебного года дети должны овладеть различными приемами вырезания  правильно держать ножницы, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы, вырезать предметы округлой формы, совершенствовать технику наклеивания.

Обучение аппликативному изображению опять связывается с созданием правильных геометрических форм и простейших конструкций, а представление детей о деятельности все дальше удаляется от ее художественно-образных возможностей.

В среднем дошкольном возрасте аппликация является одним из самых любимых видов деятельности детей. На занятиях аппликацией дети осваивают разнообразные умения, которые влияют не только на их общее развитие, но и на развитие воображения.

К этим умениям относятся: развитие сенсорных эталонов, благодаря которым дети учатся соотносить предметы по цвету, форме и величине,  это эстетические чувства, помогающие детям гармонично сочетать разные цвета и формы в одном образе, это пространственная ориентировка, помогающая детям правильно оформлять свой образ.

На занятиях аппликацией реализуются последовательно определенные этапы выполнения аппликации. Прежде всего, по мнению З.А. Богатеевой, это обследование.

Читайте также:  Кризис 7 лет у ребенка: особенности и признаки возрастного кризиса

Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предметов.

В процессе такого восприятия также происходи не только обогащение представлений детей, но и формирование у них определенных навыков, необходимых для самостоятельного выполнения аппликаций. Сюда относятся и технические умения, умение пользоваться ножницами, обводить трафареты, намазывать детали клеем и т.д. [4].

Знакомясь с аппликацией, дети также знакомятся с разнообразными материалами, разными видами тканей, бумаги, кожи, соломы и других видов материалов. Все эти материалы обладают разными свойствами, они обогащают представления детей и создают почву для фантазии. При этом ключевым условием является наличие у детей интереса к процессу.

Как отмечает О.А. Малик, включение в процесс восприятия и последующего изображения операции анализа, сравнения уподобления, установление сходства и различия предметов способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста [6].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что  аппликация выступает одним из средств развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

По своему характеру аппликация уже предполагает создание образов из отдельных элементов, мысленное представление результата, возможность варьировать деталями, материалами, что формирует у детей разные идеи и механизмы их воплощения.

Способствует развитию творческого воображения в процессе аппликации  наличие у детей интереса к аппликации как виду изобразительной деятельности; последовательное овладение операциями воображения; усложнение  способов создания аппликации (от создания «по образцу» до создания «по замыслу»); система занятий, направленная на развитие творческого воображения.

Литература 

  1. Амоков А.Б. Искусство аппликации. Кн. Для занятий с детьми младшего и среднего возраста.  М: «Школьная Пресса», 2012. 228 с.

  2. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М.: Просвещение, 2008.  224 с.

  3. Выготский  Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.  М.: Просвещение, 2011.  94 с.

  4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.  М.: «Мозаика-Синтез», 2005.  182 с.

  5. Лыкова И.А Экспериментирование в изобразительной деятельности // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова. — М.: Аванти, 2010. — С.157-158.

  6. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников.М.: ТЦ Сфера, 2009. 96 с.

Источник: http://journalpro.ru/articles/k-voprosu-o-razvitii-tvorcheskogo-voobrazheniya-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-appl/

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

  • Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.
  • Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.
  • Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.
  • Воображение бывает воссоздающее или творческое:
  • Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение — это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство — это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом.

Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы.

Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда.

Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/6665-razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-u-detej.html

Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Григорьева Оксана АлександровнаИркутский государственный университет

Читайте также:  Когда ребенок начинает улыбаться в ответ маме и родителям: обучение осознанной убылке новорожденного

Grigoreva Oksana AleksandrovnaIrkutsk State University

Библиографическая ссылка на статью:
Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113 (дата обращения: 25.03.2019).

Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения.

Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным.

Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, О.М. Дьяченко и других.

Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений. Воспитание в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка.

Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Оно представляет собой активный познавательный процесс, результатом которого становится появление новых образов и предметов действительности, продуктов деятельности.

Говоря об особенностях развития творческого воображения старших дошкольников, можно отметить следующее. Этот процесс близок к образному мышлению, однако результат творческого воображения в гораздо большей степени непредсказуем.

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к художественному типу, а не к мыслительному. Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную возрасту. Это должна быть прежде всего развивающая игра.

Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким. При этом воспитатель должен быть доброжелателен к детям, постоянно заинтересовывать их, увлекать новыми идеями, техниками, элементами, автором которых может быть и он сам, и дошкольники. Чаще нужно давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.

Самым продуктивным полем деятельности при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста следует считать, конечно, занятия по развитию речи, изобразительному искусству и трудовому обучению.

Ребенок должен не только выполнять задания воспитателя – нарисовать что-либо или сделать из определенного материала: бумаги, полиэтилена, из природных материалов (шишек, листьев, камешков), – но и проявлять желание сделать что-то самому, заинтересовавшись тем или иным материалом, приемом, техникой.

Необходимо поощрять это стремление, поддерживать наиболее конструктивные предложения детей на занятиях. На занятиях можно и даже нужно сочетать различные виды деятельности: иллюстрирование, рисование, лепка, чтение и продолжение рассказа или сказки.

Можно изобразить главных героев понравившегося произведения в различных техниках и разными способами, а затем устроить выставку работ. При этом нельзя особенно выделять какие-то работы, а похвалить всех детей за старание и активность, чтобы стимулировать их дальнейшую творческую деятельность.

Целесообразно включать в занятия отдельные упражнения и задания, направленные на развитие творческого воображения. Например, можно поразмышлять о том, с каким животным ассоциируют себя дети, попросить их придумать орнамент, нарисовать несуществующее животное или растение, дать ему название, имя и так далее.

С этой целью воспитатель должен отслеживать публикации в специальных периодических изданиях, повышать свою квалификацию и расширять кругозор. Кроме того, подобные упражнения нужно включать в содержание занятий регулярно, а не время от времени, поскольку эффект достигается при их постоянном использовании.

Не нужно ограничивать стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества.

Необходимо, напротив, создавать наиболее комфортные условия для деятельности детей, которая станет творческой только тогда, когда в ней будет большая доля самостоятельности.

Соответственно, тогда же начнет развиваться и творческое воображение старших дошкольников.

Необходимо умело стимулировать ребенка к проявлению творческого воображения, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми и творчества не получится.

Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности к работе с тем или иным материалом, в той или иной сфере.

Например, заметив, что у некоторых детей есть способность сочинять интересные связные рассказы, можно дать им задание составить рассказ по картинке, еще одной группе воспитанников предложить выполнить еще ряд иллюстраций к придуманному тексту, чтобы получилась небольшая книжка, кто-то из воспитанников может придумать игру по мотивам придуманного и нарисованного. Этот этап – коллективное творчество – не менее значим, так как в его результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для всей группы продукт.

Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей.

Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Необходимо развивать его последовательно, системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого воспитанника.

Библиографический список

  1. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – 120 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение. – 1991. – 198 с.
  3. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. ‒ М.: Знание. ‒ 2003. ‒ 155 с.
  4. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития. – 1997. – 240 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113

Статья «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Петрухина Т.А.

ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Тула, Россия

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE: A THEORETICAL ASPECT

Petrukhina T. A.

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Tula, Russia

Актуальность проблемы развития воображения детей состоит в том, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом.

Воображение- это особое свойство человеческой психики, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Именно эта способность нуждается в особом попечении в плане развития. Предположительно воображение интенсивно развивается в детском возрасте.

если в этот период не заниматься развитием воображения, в последующем наступает активное снижение этой функции.

Воображение — способность сознания создавать образы представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения -фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой

зрения является определение воображения как процесса (А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, В.Г, Казаков и Л.Л.Кондратьева и др). Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте (М.В.Гамезо и И.А. Домашенко).

отечественной психологии наряду с остальными психическими функциями воображение выступает в качестве отражения окружающей действительности, являясь социальным по своей природе. Л.С. Выготский считает, что воображение связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. Первая форма заключается в том,

Читайте также:  Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

что любой образ воображения строится из элементов действительности и прошлого опыта человека. Второй формой является связь между продуктом воображения и явлением действительности. Третья форма характеризует связь

эмоциями. четвертая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, обретя материальное воплощение,

начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Основная линия развития воображения заключается в постепенном его

подчинении сознательным намерениям, реализации определенных замыслов, что становится возможным в младшем школьном возрасте в связи с формированием этих психологических новообразований. Произвольность воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения.

Итак, воображение является формой психического отражения мира, особой формой психики, которая может быть только у человека. Это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно непрерывно связано с

человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.

Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.

Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое.

Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого. Оно позволяет дошкольнику познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет

ракете, тропические растения. То есть, воображение значительно расширяет границы его познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать»

  • событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Это «участие»
  • обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познавать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.
  • Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
  • Этапы развития воображения у детей дошкольного возраста.

До 3 — х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3- 4 лет не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними.

Сам предмет — заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы — атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Например, увидел белый халат, — стал играть в больницу, увидел весы, — стал «продавцом».

Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, камешки и прочее). Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста.

Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы без наглядной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает.

4 — 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем, включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым.

Мечты ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.

Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается

бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

  • 6 — 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью

специфичностью. Появляются элементы творчества. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

Младшие дошкольники играют 10 — 15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется.

Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями. В 4 — 5 лет игра длится

40-50 минут, а в 5 — 6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней.

Развивая воображение ребенка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте.

Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные, используя такие приемы воображения, как антропоморфизация, агглютинация, гиперболизации и другие.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся более разнообразными, богатыми, эмоциональными,

пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.

Итак, выделим основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:·воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;·оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов;·воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Таким образом, воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности: игра, конструирование, рисование, лепка и др.

Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый. Педагог создает условия для проявления воображения детей.

В процессе организации и руководства деятельностью детей он обогащает представления дошкольников, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, используя специальные упражнения, стимулирующие детское воображение и т.д.

Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razvitie_voobrazheniya_u_detej_starshego_doshkolnogo_181006.html

Ссылка на основную публикацию