Словесно логическое мышление: особенности развития у дошкольников

Дошкольный возраст особенный. В это время в поведении и психике ребенка происходят кардинальные перемены, раскрываются его способности, закладывается основа будущих успехов и достижений. Неудивительно, что внимательные родители стараются приложить максимум усилий для развития своего малыша.

И нередко перед ними встает вопрос: что и как развивать? Высшей формой мышления считается абстрактно-логическое мышление, и оно влияет на успешность обучения в школе.

Но есть ли смысл заниматься его развитием в 4–5 лет? Не рано ли? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте сначала разберемся в особенности мышления дошкольника.

Мышление ребенка 4–6 лет: какое оно?

Мыслительная деятельность — это способность устанавливать связи и отношения между явлениями и предметами и делать выводы. И она не существует отдельно от психики в целом, а связана со всеми процессами, которые происходят в сознании малыша. А их немало, ведь ребенок в этом возрасте открывает и познает мир.

Основы мыслительной деятельности дошкольника. Предпосылки абстрактно-логического мышления

Речь

Пожалуй, самую кардинальную роль в умственном развитии дошкольника играет постижение искусства речи или, как говорят психологи, знаковой функции сознания. Слова-знаки являются важнейшими инструментами мышления. И чем лучше малыш владеет речью, тем успешнее будет развитие его мышления.

И дело тут не только в словарном запасе, но и в овладении всем грамматическим строем речи. Так, знание о родах существительных связано с:

  • сложнейшим анализом самой разнообразной информации;
  • осмыслением связей и отношений живых существ;
  • переносом определенных характеристик (рода) с одних объектов на другие, в том числе с живых на неодушевленные.

А это требует абстрактного мышления. Знание и использование определений, дополнений и обстоятельств, усложнение предложений делает богаче не только речь, но и мышление.

Восприятие

Любая информация о внешнем мире – это материал для мышления, а каналом, по которому эта информация поступает в мозг, является восприятие. В дошкольном возрасте дети уже более внимательны, они умеют сознательно сосредотачиваться, их многое интересует в окружающем мире:

  • с удовольствием разглядывают цветы и плывущие по небу облака;
  • замечают изменение цвета листьев осенью;
  • любят наблюдать за котятами и щенками, бабочками и птицами;
  • с интересом слушают музыку;
  • пробуют на вкус подчас несъедобные с точки зрения взрослых вещи.

Малыши активно накапливают материал для развития своего мышления. Огромное значение имеет их потребность подключить к процессу познания речь, дать «имена» всему, что они видят и чувствуют, описать, рассказать.

Часто детям для этого не хватает слов, и они обращаются к взрослым, которые обязательно должны помочь.

Обозначение вещей и явлений, предметов и действий – это сигнификативная функция речи, она очень важна для развития мышления, в первую очередь, именно понятийного, абстрактно-логического.

Усвоение сенсорных эталонов

Словесно логическое мышление: особенности развития у дошкольников

В дошкольном возрасте большую роль играет понимание сенсорных эталонов, то есть сформированных в обществе представлений о характеристиках вещей, их свойствах, отношениях. К самым простым сенсорным эталонам относятся:

  • геометрические фигуры,
  • цвета,
  • температурные характеристики,
  • размеры и т. д.

Понимание и оперирование сенсорными эталонами (различение цветов, геометрических фигур, сравнительная характеристика размеров и весов и т. д.) – очень важная предпосылка развития абстрактно-логического мышления.

Так, понимание, что нарисованное на картинке солнышко круглое, а домик квадратный требует предварительной сложной мыслительной работы: анализа, сравнения, выделения характеристики эталона (круга или квадрата), абстрагирование (отделение) этой характеристики и перенесение ее на другой предмет.

Важно и то, что эталоны связаны между собой сложными отношениями, понимание которых – важный шаг в развитии абстрактного мышления детей. Например, колечки пирамидки можно надеть на палочку, а кружочки нельзя, треугольная крыша может стоять на квадратном домике, а на круглом мячике не может.

Овладение предметной деятельностью

Это еще одна важная предпосылка развития мышления. Дети не просто играют с предметами, они изучают их свойства и особенности.

А до 4-летнего возраста мышление ребенка протекает преимущественно в предметной деятельности, в процессе игр, манипулирования вещами. У малышей в раннем детстве возможно только наглядно-действенное мышление.

А когда они не играют с предметами, и мыслительная деятельность отсутствует.

Есть и еще один важный момент. В процессе эволюции сложилось так, что руки имеют для человека принципиальное значение, поэтому на ладонях и кончиках пальцев огромное количество точек, связанных с разными отделами головного мозга. Как говорят психологи, тренируя мелкую моторику рук, ребенок развивает мозг.

В дошкольном возрасте дети обожают все делать руками:

  • лепят из пластилина, теста и грязи;
  • рисуют на бумаге и стенах;
  • с упоением собирают конструкторы лего.

Движения их рук становятся более точными, скоординированными, а с ними становится более развитым и сложным мышление.

Все эти изменения являются важными предпосылками усложнения мыслительной деятельности, на смену наглядно-действенному мышлению приходит образное – более сложное и уже отвлеченное мышление.

В мире образов

Словесно логическое мышление: особенности развития у дошкольников

Образы в мышлении детей этого возраста занимают главное место, по сути, они выполняют функцию знаков, в роли которых позднее будут выступать слова. Речевая форма мышления тоже есть, но она пока несамостоятельна и подчинена образам, зависит от них и определяется ими. Поэтому дети так любят яркие картинки и с удовольствием рисуют. Некоторые психологи даже считают, что рисование отчасти заменяет малышам абстрактное мышление и создает для него основу. Поэтому занятия изобразительной деятельностью очень способствуют развитию детского мышления.

  • В отличие от наглядно-действенного, образное мышление уже позволяет отвлекаться от конкретной ситуации и даже фантазировать. В этом возрасте настолько яркое, живое воображение, что при слабости рационального мышления дети иногда принимают образы своего воображения за реальных существ. Вспомните «Карлсона, который живет на крыше». Это ведь вполне реалистичная история о мальчике и его выдуманном друге.
  • Образы участвуют во всех мыслительных операциях, и они пока для ребенка важнее абстрактных понятий. Но дети уже способны понимать схематические изображения, например, изображенные на листе бумаги кружок, овал и четыре палочки к нему безошибочно назовут человечком. А если им объяснить, что такое план, то они с увлечением начинают рисовать план дома и «размещать» в нем мебель, двери, окна, игрушки.

В дошкольном возрасте ребята способны решать и довольно сложные логические задачи, правда, если в них можно оперировать образами.

Например, слушая сказку про Колобка, безошибочно делают вывод: в том что Колобка съели, виноват он сам – не надо было убегать от бабушки с дедушкой.

Правда, довести сказку до другого логического конца – ведь в ином случае Колобок был бы съеден бабушкой и дедушкой – они пока не могут.

Используя образы, дети успешно справляются со всеми логическими операциями:

  • анализом,
  • сравнением,
  • сопоставлением,
  • синтезом.

Можно сказать, что образное мышление уже само по себе содержит предпосылки для овладения логическим. И к концу дошкольного возраста эти два вида мышления прекрасно сосуществуют и дополняют друг друга.

Как помочь ребенку развить логическое мышление

Конечно, абстрактно-логическое мышление развивать надо. Но не стоит и забывать, что образное тоже очень важно:

  • Во-первых, это основа творчества, относиться к образному мышлению нужно очень бережно и не препятствовать детскому фантазированию, а напротив, всячески развивать воображение.
  • Во-вторых, активный процесс развития абстрактно-логического мышления психологи связывают с младшим школьным возрастом.

Поэтом не стоит спешить и ставить телегу впереди лошади – психика ребенка еще не готова к полноценному логическому мышлению. А вот основа для него, предпосылки для дальнейшего успешного развития действительно нужны.

Что следует развивать

Главные инструменты логического мышления: слова-понятия и словесные конструкции – суждения и умозаключения. Поэтому к развитию знаковой функции сознания, то есть речи нужно отнестись максимально серьезно.

  • Занимаясь с ребенком, следует обратить внимание и на объем словарного запаса, и на понимание значения слов, которые использует ребенок.
  • Важно также построение предложений. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения – это формы логического мышления, в которых устанавливаются связи и взаимозависимости между объектами, последовательность действий и т. д. Поэтому нужно помочь ребенку строить и использовать в речи сложные предложения.
  • В этом возрасте ребенок использует речь, проговаривая свои действия и рассуждая во время игры и рисования. Такая речь – это лишь дополнение к образному мышлению, но ее можно постепенно превратить в полноценную, предлагая ребенку рассказать, что он делает.

Слово пока не является безусловным инструментом мышления, поэтому важно организовать игровую деятельность так, чтобы ребенок активно применял речь и учился использовать слова не только во внешней, но и во внутренней речи.

Следующее направление развития логического мышления – усвоение ребенком абстрактных понятий, то есть значений и смысла таких слов, которые не связаны с конкретными чувственными образами. Самыми простыми из таких понятий являются сенсорные эталоны, их ребенку понять проще, потому что привязка к конкретным объектам здесь все-таки имеется. Более сложными понятиями для ребенка являются такие:

  • радость;
  • справедливость;
  • праздник;
  • игра и т. д.

К абстрактным понятиям логического мышления относятся знаки, например, дорожные и числа. Математические действия с ними очень полезны для развития высшей формы мышления. Как правило, дети в старшем дошкольном возрасте умеют уже совершать простейшие арифметические действия, но делают их с опорой на образ, считая, например, машинки, яблоки, зайчиков.

Усвоение на элементарном уровне основных форм логического мышления (анализ, сравнение, синтез) также вполне доступно детям этого возраста. Например, установление причинно-следственных связей.

Малыши очень любят спрашивать: «Почему?» А взрослым надо не просто отвечать на вопросы ребенка, а предложить ему порассуждать и найти ответ самостоятельно. Пусть даже этот ответ будет не совсем верным фактически, важно, чтобы он был логичным.

Например, на вопрос: «Почему на улице ветер?» ребенок может сказать: «Потому что ветки деревьев сильно качаются, они разгоняют воздух и получается ветер». По сути, это неправильный ответ, но он вполне логичен в рамках имеющихся у малыша знаний.

И его за такой ответ надо похвалить, но дать правильный.

Как лучше развивать логическое мышление

Словесно логическое мышление: особенности развития у дошкольников

Развитие ребенка – это очень деликатный процесс, особенно если речь идет о его психике. Поэтому есть 3 основных правила, которых следует придерживаться:

  1. Формирование логического мышления должно проходить в игровой форме, так как в этом возрасте игра – ведущая деятельность.
  2. Игра должна быть совместной. Чем более активно взрослый взаимодействует с ребенком, тем эффективнее будет развитие.
  3. Развивающие занятия будут приносить пользу, только если ребенок будет получать от них удовольствие.

Поэтому стоит проявить творчество и изобретательность, придумать и организовать увлекательные игры. А если придумать не получается, то можно воспользоваться уже готовыми разработками упражнений. Их достаточно много в интернете. И мы предлагаем вам несколько в качестве примера.

Читайте также:  Трудовая деятельность дошкольников: компоненты и мотивы труда

Упражнения по развитию логического мышления у дошкольников

Упражнение по развитию речи «Сочиняем сказку»

Дети с удовольствием занимаются придумыванием историй, рассказов о любимых игрушках и домашних питомцах. Но делают это вместе со взрослыми. Именно взрослый должен быть инициатором, предложить ребенку выбрать персонажа, придумать его приключения.

  • Первоначально малышу сложно найти подходящий сюжет, поэтому взрослый должен помогать, начиная предложения и задавая наводящие вопросы. Например, так:
  • – Как-то утром котенок Мурзик пошел гулять… Куда?
  • – А что случилось дальше. Наверное, ему повстречался…

– Кто? Что они стали делать? И т. д.

Такие упражнения не только хорошо развивают речь и умение выстроить последовательность и логику событий, но и воображение ребенка.

Игры в слова

Игр со словами можно придумать множество, использовав имеющиеся знания и дополняя их новыми. Знания названий цветов и перенесение цветовых характеристик на предметы можно потренировать в игре: «Какой цвет живет на кухне?» Попросите малыша назвать предметы, например, красного или коричневого цвета на вашей кухне.

Можно искать предметы на определенную букву или те, в которых спрятано число. Например, число четыре есть у стула, собаки, подушки и т. д.

Упражнение «На что похоже»

Покажите ребенку геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и попросите сказать, на что они похожи. Можно еще предложить дорисовать эти фигуры. Например, сделать из круга колобок или солнышко, из треугольника и квадрата домик или шляпу гнома. Возможно, первые рисунки вам придется делать самостоятельно, но дети с удовольствием включаются в эту игру, когда поймут, что требуется.

Это же упражнение можно проводить «наоборот». Предложить ребенку сказать на какую фигуру похож мяч, блин, книга, кошачье ухо и т. д.

Упражнение «Следопыт»

Для него вам надо будет нарисовать на листе разные следы: человека, зверей, птиц.

Затем спросите у малыша: «Кто гулял по этой заснеженной полянке?» Можно даже усложнить упражнение, введя в него задание на поиск логического несоответствия.

Нарисуйте на «снегу» следы босых человеческих ног и спросите у ребенка: «Что не так, неправильно?» Если он догадается, что босиком никто по снегу не ходит, то, значит, с развитием его логического мышления дело обстоит прекрасно.

Подобные упражнения и игры можно составлять самостоятельно, а еще лучше, проделав с малышом разные упражнения, предложить ему придумать самому задание для мамы или папы.

Любое из этих упражнений развивает целый комплекс психических процессов. Кроме логического мышления, в них активизируется и речь, и воображение, и предметная деятельность, и образное мышление.

И что не менее важно, дети учатся совместно со взрослыми решать задачи, они видят в родителях не только старших, обладающих властью, но и своих партнеров и друзей.

А насколько это важно, станет понятно, когда ваши дети будут подростками.

Источник: https://psychologist.tips/350-razvitie-logicheskogo-myshleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие мышления у детей: особенности игр в формировании логических навыков

Дошкольный возраст — время, когда у детей происходит активное развитие мышления и постепенное формирование навыков, полезных для дальнейшей жизни.

Мышление — сложный психический процесс, предназначенный для решения поставленных задач.

В последнее время возрастает актуальность раннего развития детей, поэтому родителям стоит не только водить ребенка в садик и развлекать его, но и постоянно обучать дома.

Логическое мышление у дошкольников

Как мы знаем, результат мыслительной деятельности — это мысль. Люди выражают свои мысли словами. Исходя из этого, очевидно, что мышление плотно взаимосвязано с речью. Именно посредством продуктивного мышления человек получает знания, повышая тем самым свой уровень развития. Чрезвычайно важно развивать мышление с рождения. Различают ряд типов мыслительной деятельности, опишем их.

Наглядно-действенное мышление детей

Особенности наглядно-действенного детского мышления состоят в том, что в его рамках человек мыслит посредством манипуляций с предметами, а также в том, что именно данный вид мозговой деятельности является ведущим в раннем возрасте.

Наглядно-образное мышление детей

При помощи наглядно-образного мышления, которое используют большей частью дошкольники, человек мыслит образами на основе предметов и явлений.

У человека в дошкольном возрасте доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное типы мышления. Когда активно идет обучение с ранних лет, личность ребенка становится гармоничной. Он становится максимально успешным во всех сферах жизни. Так происходит оттого, что вкупе работают все виды мышления.

Словесно-логическое мышление детей

Применяя словесно-логическое мышление, подразумевающее мыслительный процесс в уме при помощи слов, понятий и рассуждений, учатся обрабатывать информацию старшие школьники.

Абстрактно-логическое мышление детей

Более сложный вид умственной деятельности — абстрактно-логическое мышление.

Когда у школьника недостаточно развита эта сфера, ему сложно выполнять задания ввиду несовершенного владения абстрактными понятиями, которые не поддаются восприятию посредством органов чувств, к таковым относят площадь, уравнение и другие школьные понятия.

Этот тип мышления работает на основе понятий, отражающих сущность предметов и выражающихся законами или словами. Замечено, что такой способ мыслить формируется в младшем школьном возрасте. Учащиеся осваивают школьную программу и выполняют немало заданий, используя знания из абстрактно-логической сферы.

Творческое мышление детей

Также можно обозначить способность детей к творчеству. Здесь подразумевается создание нестандартных новых идей и решений в быту и учебе.

Фундамент для активации творческих наклонностей личности — это желание и умение родителей правильно воспитывать ребенка и всесторонне развивать его именно в этом направлении. Данный тип отличается от других типов мышления, так как не связан с факторами интеллекта и взросления.

Творческое начало, способность к воображению и фантазированию — аспекты, свойственные любому ребенку, на базе которых и формируется творческий процесс.

От родителей зависит многое, они должны растить ребенка таким образом, чтобы обстановка, в которой он пребывает, располагала его к творчеству. В жизни семьи должны присутствовать самообразование, музыка, хореография, изобразительное искусство, литература.

К счастью, ученые утверждают, что абсолютно все дети настроены на творчество, то есть способны нестандартно мыслить и выдавать оригинальные решения. Дети с проблемами в развитии — не исключение, порой у них более ярко проявляются таланты.

Посещайте специалистов, которых вам порекомендует педиатр, так как раннее выявление задержки развития и психических отклонений позволяет провести эффективную коррекцию. Консультация у врача с богатым опытом поможет родителями найти лучшие средства для уравновешивания психики ребенка.

Словесно логическое мышление: особенности развития у дошкольников Мышление у детей: развивается лучше, если взрослые с ними играют в логические игры

Средства для развития логического мышления детей

Игрушки для логического мышления

Учитывая то, что именно игра является ведущей формой деятельности ребенка, можно трансформировать ее таким образом, что посредством игр будет закладываться способность выстраивать логические цепочки, начнут интенсивно тренироваться личностные качества. Итак, логику развивают эти игрушки:

  • цветные или деревянные кубики, с ними можно играть бесконечно, строя башни и дома, изучая формы и цвета, развивая моторику;
  • игрушки-сортеры — дают ребенку понимание больших и маленьких предметов, знакомят со свойствами и сопоставимостью геометрических фигур (сортеры изготавливаются в виде домика, кубика с отверстиями и набором фигурок);
  • игрушки-шнуровки — бывают разных форм, размеров и сложности, развивают мелкую моторику детских рук, помогают укрепить логические связи;
  • детский конструктор — отличный тренажер для логики, он обеспечивает всестороннее развитие интеллектуальной сферы;
  • головоломки — помогают разнообразить процесс обучения, заинтересовать ребенка;
  • лабиринты — превосходный инструмент для улучшения логического мышления;
  • пазлы по возрасту — помогают освоению логических понятий части и целого.

Кроме игрушек, не забывайте приобретать детям книги по возрасту и интересные раскраски.

Бытовые методы развития логики у детей

Успеха достигают те родители, которые применяют хитрые обучающие приемы непрерывно, даже в простых повседневных делах. Приведем примеры такого воздействия на интеллект ребенка:

  • находясь в магазине, можно выбирать товары вместе, интересоваться у ребенка что стоит дороже, что дешевле, задавая вопросы и подталкивая его к рассуждению о том, почему небольшая по размеру продукция может быть дорогой, а крупногабаритная дешевой, в чем разница между товаром в закрытой упаковке и весовой продукцией;
  • придя в поликлинику, можно также порассуждать с ребенком, выстраивая логические цепочки о том, как связаны микробы и болезни, о способах заражения различными заболеваниями (в этом могут помочь плакаты в больнице);
  • прогуливаясь, стоит вести беседу о днях недели и погоде;
  • при походе на почту, можно говорит о доставке писем и посылок, индексах, заполнении бланков, вместе отправить открытку любимым людям;
  • ребенку следует прививать такие понятия как вчера-сегодня, как было и как стало, а также иные временные рамки, сопряженные с логикой;
  • если вы вынуждены находиться в очереди или чего-то ожидать вместе с ребенком, то можно потратить это время с пользой, загадывая загадки или рассказывая интересные истории;
  • существует много компьютерных игр, предназначенных специально для развития элементов логики детей;
  • в любые моменты общения играйте в синонимы и антонимы слов;
  • используйте загадки из книг или придумывайте собственные.

Соблюдайте последовательность и регулярность занятий — это два ключевых рычага для достижения гармонии в развитии логического мышления ребенка. При правильном подходе к развитию, можно сформировать творческого, неординарного, позитивного и высокоинтеллектуального человека.

Словесно логическое мышление: особенности развития у дошкольников Мышление у детей: бывает нескольких типов (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое и творческое)

Познавательные и дидактические игры для детей от 2 лет

Чтобы расширить представление ребенка об окружающем мире, рекомендуем дидактические игры.

Они обостряют внимательность, тренируют память, учат устанавливать элементарные взаимосвязи и выделять признаки предметов (формы, цвета, величины и другие характеристики).

Существуют настольно-печатные и словесные упражнения, игры с предметами и игрушками. Для удобства используем книги, карточки, яркие игрушки. Предлагаем веселые и эффективные задачки.

Что делают помощники?

Действующее лицо кукла, определяем, что делают ее “помощники”. Указываем на ноги, ребенок должен сказать, что это такое (ноги) и что именно они делают. Например, ходят, танцуют, бегают. Аналогично проделываем с руками (они рисуют, берут). Глазки — смотрят, моргают и так далее (методика основана на глаголах во множественном числе).

Кто что делает?

Чтобы научиться образовывать глаголы настоящего времени, пробуем игру в почтальона, перебирая открытки, разбирая кто на них изображен, что он делает, также надо придумать, кому именно она адресована, затем перемешать открытки и дети вспомнят адресат каждой из них.

Назови предмет

Чтобы научить детей правильно называть предметы, достаем из интересного мешочка или коробочки предметы и проговариваем их названия.

Звукоподражание

Для звукоподражания животным и транспорту бросаем кубик с рисунками — какая картинка окажется вверху, такой звук ребенок произносит.

Большое и маленькое

В игре большой-маленький нужно предложить ребенку соотнести большое животное и большой предмет для него, например, большая тарелка для большого медведя, маленькая кроватка для маленькой мышки.

Читайте также:  Развитие ребенка в 3 месяца жизни: что должен уметь малыш, особенности ухода за мальчиками и девочками, режим дня, питание, а также нормы роста и веса

Характеристики животных и птиц

Для обучения выделению характерных особенностей птиц и животных, определяем вместе, у кого шубка перьевая, у кого из меха и так далее.

Повторение звуков

Чтобы сыграть в «эхо», произносим гласные звуки громко, а ребенок повторяет тихо, например, можно произносить “а”, “ау”. Озвучиваем паровоз — “у-у-у”. Зовем лошадку звуком — “и-и-и”. И так далее в этом духе.

Найди пару

Особенно дети любят играть с карточками таким образом, чтобы разбирать их по парам по заданным признакам или находить одинаковые рисунки.

Сборка целой картинки из частей

Кубики и разрезные картинки — из 4 и более частей составляйте единую композицию.

Поиск похожего предмета

Попросите ребенка найти в поле зрения такой же предмет, который изображен на картинке.

ПДД

Дети обожают играть в дидактическую игру «ПДД», где приходится запоминать знаки, следовать правилам, ездить на транспорте, работать регулировщиком, учиться правильно переходить проезжую часть, различать виды транспортных средств, правильно вести себя в общественном транспорте — все необходимое можно изготовить из подручных материалов или приобрести в магазине игрушек.

Изучение цветов

Понадобится несколько разноцветных стаканов и столько же соответствующих по цвету шариков, ребенок берет шары ложкой и кладет в подходящую тару, обязательно называя цвета.

Дерево с фигурами

Наклейте на чудо-дерево геометрические фигуры, дайте ребенку много фигур вперемешку, он должен распределить формы строго по их местам на дереве (на каждой фигуре можно разместить цифру, сколько нужно положить фигур сверху).

Культура и одежда народов мира

При помощи иллюстраций с людьми разной национальности и кукол в национальных костюмах изучаем народные орнаменты и стили одежды, культуру народов.

Пристегни на пуговицы

Изготовьте (сшейте) тканевую аппликацию со съемными элементами, которые ребенок должен пристегнуть на пуговицы или прикрепить на липучках в нужных местах — это полезное развивающее занятие.

Чья тень?

Внедрите в домашний план развития хорошую игру “тени”, где следует соотнести картинку с животным и похожее на нее изображение-силуэт.

Домино

Существует детское домино — его можно собирать всей семьей. На фишках вместо точек рисунки.

Дикие и домашние животные

Изготовьте круг с животными и вставьте вращающуюся стрелку посередине, также рядом положите картинки дома и леса — задача ребенка, сказать, домашним или диким является случайно выпавшее после вращения стрелки животное, указав на домик или лес.

Транспорт

Детям интересно играть в то, какие виды транспорта бывают — учите определять, какой именно транспорт перед ними (наземный, водный, воздушный).

Что из чего сделано?

При помощи карточек интересно думать над тем, из чего приготовлены продукты питания или из каких материалов изготовлены предметы быта.

Сезоны года

В игре “сезоны” существует 4 варианта времени года, ребенок должен найти по 4 карточки, подходящие к каждому времени года (например, цветы летом, санки зимой).

Животные и их дети

Еще одна распространенная игра — подобрать мам к детям животных и наоборот.

Что где растет?

Сделайте дома ребусы с изображениями фруктов, ягод, овощей и другой растительности, задавая ребенку вопрос, что где растет (в поле, в огороде, в лесу, на каком дереве и так далее).

Сборы в школу

Домашние уроки дополните тем, что соберите воображаемый, нарисованный или игрушечный портфель, ребенок должен определить, что в него нужно положить, чтобы учиться в школе.

Кто что ест?

Поиграйте в “кто что ест”, предлагая покормить животных подходящий пищей.

Съедобное-несъедобное

Многие дети любят играть в “съедобное-несъедобное”, классифицируя предметы по принципу возможности или невозможности употребления в пищу.

Изучение часов

Купите детские часы и изучайте время вместе, это также тренирует умственные способности.

Чей домик?

Легко и увлекательно играть в “чей домик”, для этого потребуются изображения животных и их домиков отдельно (например, рыбка живет в аквариуме, собачка в конуре), при этом важно, чтобы ребенок проговаривал свой выбор.

Части тела

Часто играйте в части тела (людей можно рисовать, лепить из пластилина, делать аппликации из бумаги), пусть ребенок покажет все основные части тела на себе, родителях, сверстниках.

Месяцы года, дни недели и профессии

Полезно играть во времена и месяцы года, дни недели, профессии. Для этих игр можно найти в продаже огромное количество карточек и развивающих игр.

Бывает-не бывает

Бросайте мяч — ребенок его ловит в том случае если сказанное вами предложение верно, и игнорирует мяч если утверждение неверно (чтобы сыграть в “бывает-не бывает”, используйте простые ситуации, например, папа пришел с работы, машина едет по небу, стол пошел на прогулку, почтальон доставил письмо, собака кушает из миски).

Отгадай по описанию

Ребенок с удовольствием будет угадывать объект по вашему подробному описанию (говоря о загадочном предмете, расскажите о его свойствах, подводя ребенка к правильном ответу, пусть он сам назовет отгадку, похвалите его), также в этой технике можно использовать несколько разных карточек, чтобы ребенок выбирал нужную.

Что лишнее?

Поиграйте в “что лишнее”, разложив на столе несколько карточек (три предмета могут быть из одной сферы, а четвертый к ним не имеет отношения, например, ботинки, кроссовки, туфли и тарелка).

В воспитании ребенка важное место занимает дошкольное учреждение. Существуют разные детские сады, в каждом подход к образованию может отличаться.

Если у ребенка все в порядке с мышлением, то ему подойдут пособия и тесты на логику из массового детского сада.

В случае отклонений, малышу сложно обучаться по общей программе и есть необходимость развития в специальном ДОУ, где педагоги усиленно тренируют мышление и работают по особым технологиям, корректируют поведение и исправляют речь.

Источник: https://mixfacts.ru/articles/razvitie-myshleniya-u-detej-osobennosti-igr-v-formirovanii-logicheskih-navykov

Развитие элементов словесно-логического мышления. Особенности детских рассуждений

Развитие словесно -логического мышления у детей проходит как минимум два этапа.

На первом этапе ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач.

На втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений. Последнее обычно относится уже к началу школьного обучения. В дошкольном возрасте процесс усвоения понятий только начинается.

Таким образом, мышление приобретает элементы планируемости и критичности, которые получают дальнейшее развитие в дошкольном возрасте. Постановка вопросов говорит о том, что малыш чувствителен к противоречиям, которые связаны с его практической деятельностью: например, хочет прокатить машину, а она не едет.

Взрослый учит ребенка не только употреблять предметы правильно, в соответствии с культурно-фиксированными функциями, но и выделять, закреплять в речи результат действия. Взрослый формулирует вопрос еще задолго до того, как слово самого ребенка начнет включаться в мыслительный процесс.

Именно речь взрослого руководит мышлением ребенка в раннем детстве, придает ему обобщенность, целенаправленность, проблемность, некоторую организованность, планируемость и критичность [6, 19]. Развитие и организация восприятия ребенка приводит к формированию у него первых мыслительных операций — различения и сравнения.

Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное — научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос.

Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, пытливость ума. Равнодушное отношение к вопросам снижает познавательную активность дошкольника. Следует не только внимательно, уважительно и тактично относиться к детским вопросам, но и побуждать ребят спрашивать.

Развитие связной речи у ребенкa способствует развитию его мышления, придавая ему обобщенный и осознанный характер. Если не научить ребенка устанавливать взаимосвязи, то он долго будет находиться на уровне чувственно воспринимаемых фактов [3, 62].

Итак, изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью.

Такие взаимосвязи приводят, к появлению развернутого мыслительного процесса — рассуждениям. Рассуждение начинается с постановки вопроса.

Наличие вопроса свидетельствует о проблемности мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача.

У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир. За кажущейся невинностью детских вопросов стоит стремление постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность явления или процесса.

Рассуждения ребенка носят конкретный, наглядный характер, сводятся к ссылке на единичные факты, подтверждающие то, что требуется доказать. «Почему нельзя пить сырую воду?» — спрашиваю трехлетнего ребенка. «Потому что Вова пил и заболел». — «Почему мячик не потонет в воде?» — «Потому что я его раз бросил, и он не утонул».

Характерной для обобщений детей раннего возраста является легкость, с какой ребенок переходит от единичного к общему. Мальчик 2-х лет 11 месяцев, услышав фразу: «Ребенок остался без волос», спрашивает: «И он стал доктором?» На вопрос: «Почему ты так думаешь?», ребенок отвечает: «Я видел — доктор без волос».

В практической деятельности ребенок начинает не только выделять, но и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия.

Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует, например, бросает в ванну с водой различные предметы, чтобы узнать, будут ли они плавать; или ставит стакан с водой в морозильник, чтобы получить лед. Такие опыты подводят ребенка к выводам, обобщенным представлениям.

Сначала ребенок еще не может действовать в уме. Он решает задачи с помощью манипуляций с предметами.

Постепенно речь включается в процесс решения задачи, но малыш пользуется ею только для названия предметов, с которыми действует. В речи выражается результат решения задачи. Осознаются и словесно обозначаются способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, которая не оторвана от практического действия.

Накопленный опыт в процессе множества попыток решить задачу позволяет дошкольнику заранее составить план решения в уме, за которым следует выполнение задачи в наглядно-действенном плане. Только так ребенок может ответить на поставленный вопрос и сформулировать его словесное решение.

То есть дошкольник подходит к решению задачи во внутреннем плане, выдавая готовое словесное решение без обращения к практическим действиям.

Перестройка между умственным и практическим действиями обеспечивается включением речи в процесс решения задач и связана с тем, что меняется роль речи в этом процессе.

Речь начинает предварять действие. Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.

Читайте также:  Готовность к школе: компоненты готовности к школьному обучению

В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве.

Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.

У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков.

Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков.

Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает.

Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/49044.html

Словесно-логическое мышление детей — Детская психология Библиотека русских учебниковів

Главная Психология Детская психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Словесно-логическое мышление по своей природе понятийным. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами, как со знаками, заменяющие реальные предметы и ситуации, возникаю ют конце раннего детства, с формированием знаковой функции сознания. На этом этапе ребенок начинает понимать, что предмет можно обозначить, заменить другим предметом, рисунком, словом. Однако она щ е долго может не применять слово для решения самостоятельных мыслительных заданиемань.

. Словесно-логическое мышление — мышление, воплощается в понятиях, логических конструкциях с применением языковых средств.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связаны с речью, с помощью которого взрослые руководят действиями ребенка, знакомят ее с практическими и познавательными задачами, объясняют способы их раз звьязання.

Языковые высказывания ребенка, когда они еще только сопровождают практическое действие, не опережают, способствуют осознанию ею процесса и результата этого действия, помогают в поиске путей розвьяза ния задач. Возрастает роль речи с приобретением планирующей функции, когда ребенок, кажется, думает вслух.

Однако и на этом этапе она пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами говорят ния играет вспомогательную роллроль.

В психическом развитии логическое мышление является следующим этапом после образного, на основе которого обеспечивает решение большего количества задач, усвоение научных понятий.

Однако это не означает необходимости преждевременного формирование логического мышления, поскольку без развитых образных форм усвоения его будет неполноценным.

Развитие образного мышления помогает ребенку логически понять обобщенные схематич ни изображения, на которых выстраивается формирования понятть.

После овладения логическим мышлением образное не теряет своего значения, поскольку в деятельности, связанной с необходимостью последовательного, логического мышления, важную роль играет использование образов.

Обр разных мышления является источником творчества, функционирования интуиции, без которой не обходятся научные открытия.

Оно максимально соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, задачам, которые приходится ему решать в игре, рисовании, конструировании, общении. Поэтому дошкольный возраст наиболее сенситивный к обучению, которое основывается на образах.

Логическое мышление ребенка целесообразно активизировать только с необходи ности ознакомление ее с основами научных понятий (по математике, естествознанию, языка и т.д.). Не нужно мышление ребенка подчинять только логикеогіці.

С помощью специального обучения ребенок может усвоить несвойственные его возрасту методы решения задач, но это не связано с сформированность возрастных новообразований, нового уровня развития мышления, осоз омленням сути этого метод.

Дошкольники чаще всего обнаруживают логическое мышление во выяснение связей между предметами и явлениями. Сначала они устанавливают функциональные связи (назначение, использование предметов), сложное е — установить связи пространства и времени в логическом (смысловом) значении, что вызвано их скрытность (не проявляются на поверхности явления, хотя доступны чувственному практическому опыту).

Для ранних форм словесного мышления детей присущи замена малознакомых в задании и его решении условий (образов, понятий, требований) более известными («чувство знайомости»), выяснения простых связей в (при необходимости аналогии, функциональностью и т.д.

) не только между существенными сторонами и признаками различных предметов, но и между случайными внешними, второстепенными. На этом основании некоторые из психологов (В.

Ш терн) утверждал, что ребенок стремится связывать все подряд, что свидетельствует о неинформированности логических рассуждений самом деле это касается только малознакомого и сложного содержания, которым приходится оперировать маленьким дитяленьким дітям.

Своеобразие мыслительного процесса, в результате которого маленький ребенок делает неожиданные для взрослых выводы, обусловлена ??отсутствием у нее знаний, необходимых для установления существенных связей между условиям мы (сторонами) явления; неумением последовательно мыслить, использовать логически оправданную систему умственных действий. Для логических рассуждений, сравнений, обобщений, формирования выводов ребенку нужно. Володи ты не только каждой отдельной операции, но и общим способы умственной деятельностиі.

Обязательными звеньями мыслительного процесса являются: синтез и первичный (восприятие задачи как целого) анализ (разделение задачи на части, выделение его условий, данных); синтез 11 вторичный (решения, новое понимание задачи). Мыслительный процесс маленького ребенка происходит от синтеза и к синтезу II. Анализ — существенная лавка мышления у дошкольников — это выделение одной, часто случайной признаки предмета или условийви.

Ребенок младшего дошкольного возраста, уходя от яркого предмета, легко устанавливает связи, которые ищет. Однако часто они не соответствуют действительности, что порождает алогичность детских суждений.

Специальное уч чение детей — искать и устанавливать существенные признаки предметов и явлений, находить существенные зависимости между ними — быстро развивает у них логические формы мышления.

Для понимания развития словесного мышления ния у детей существенное значение имеет анализ их запитанань.

характерным признаком дошкольного возраста, как известно, является любознательность, которая формирует умственное развитие человека. В своем развитии ребенок преодолевает определенные стадии соответствии с возрастными особенностями человеческой психи. Ики.

Любознательность — это качество личности, имеет высокие познавательные потребности на всех этапах жизни и в различных видах деятельности, направляется на поиск неизвестного, непознанного, непонятного. Она является ист.

Элом активности человека, стремлением глубоко и разносторонне познать действительностьсть.

Любознательность способствует возникновению и обеспечению функционирования познавательного интереса, является причиной возникновения и формой его существования.

Реализуясь в интересе, любознательность бы сохраняет его, не дает с возможности погаснуть, постоянно возбуждает механизм познания.

Любознательность взрослого человека всегда избирательна, ребенка дошкольного возраста — может направляться на значительное количество предметов, часто противоположных по содержательные том и функциями (Л. Проколиенкоко).

Любознательность является не только качеством личности, но и умственным действием, способом познания, стимулом и способом мерку * ния.

Скрытые стороны и свойства действительности, нельзя почувствовать, непосредственно восприятий нять, человек постигает с помощью мышления. Поэтому воспитание мышления ребенка — одно из основных условий формирования любознательности.

Ведь ребенок стремится познать причинно-следственные связи в природе, взаимоотношениях люди и при наличии у него необходимости их познать, возможности понять й їх.

Выражением естественной познавательной потребности ребенка есть вопросы, количество и разнообразие которых резко увеличивается после 3-х лет. Вопрос ребенка свидетельствуют, что она интересуется чем-то неизвестным, ищет и п пробует понять його.

Первые вопросы ребенка еще нет познавательной направленности. Спросив взрослого:»Для чего эта машина?», а получив ответ, могут неоднократно повторить этот вопрос. Первые детские вопросы являются формой активного общения ребенка со взрослыми *.

Познавательными они становятся позже, возникающие на основе наб утих знаний, стремление глубже проникнуть в известные или скрытые стороны явления и установить связи в его глубине.

По рассказам взрослых, их ответов на свои вопросы ребенок начинает понимать, что за пределами того, что он видит и знает, есть определенные обстоятельства, которые вызывают видимые факты. Своими вопросами»почему?»,»Зачем?»,»Как?»,»Для чего?» эти обстоятельства, увидеть и понять то, чего не видят.

Ответы взрослых каждый раз убеждают их в наличии этих связей. Пытаясь узнать о неизвестном дошкольник спрашивает взрослого:»Почему дерева ш умлять?»,»Почему и откуда дует ветер?»,»Куда течет вода в реке? звідки дме вітер?», «Куди тече вода в річці?. Чому вона не стоїть на місці?» тощо.

Такие вопросы чрезвычайно беспорядочные и разнообразные. К 5-6-ти лет ребенок и не пытается обобщить, связать полученные знания. Имея дело со странным, непонятным, новым, она спрашивает о том, что ее интересует ить.

Несмотря на разнообразие и беспорядочность, детские вопросы имеют четко выраженный познавательный характер, существенно отличаются от вопросов детей раннего возраста 5-7-летние дети ждут ответов, выскажу юють сомнения, отрицают.

Старшие дошкольники сопоставляют ответы взрослых с тем, что им известно, сравнивают, сомневаясь и спрашиваяючись.

Ребенок ставит вопрос и тогда, когда хочет убедиться в правильности своего вывода, обращается к взрослому, чтобы тот признал ее компетентность. С возрастом количество таких вопросов увеличивается, они становятся ь основными.

Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций, которые начинают использоваться в дошкольном возрасте как способы умственной деятельности. Основой всех. Мысли ительних операций является анализ и синтез.

Дошкольник сравнивает объекты по большим количеством признаков, чем в раннем детстве, замечает даже незначительные сходства или различия между внешним признакам предмете в, отзывается о ни них.

В дошкольном детстве меняется характер обобщений. Дети прибегают к простейших опытов, экспериментируют: бросают в ванну с водой предметы, чтобы узнать, будут ли они плавать; ставят стеклянную дыха с водой в морозильник, чтобы получить лед. Такие опыты подводят их к выводам, обобщенных представлений.

Постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию более существенных для предмет а признаков. Новый уровень обобщения помогает им освоитьїти операцию классификации — зачисление объекта в группу на основе вы до-родовых признаков.

Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний о мире, умением виокремлюва ать в предмете существенные признаки. Чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем точнее обобщения он делает.

Ребенок прежде отличает группы предметов, с которыми активно взаимодействует (игрушки мебель, посуда, одежда), затем-смежные классификационные группы (дикие и домашние животные, чайный и столовая посуда и т.д.що).

Развитие мыслительных операций обеспечивает формирование дедуктивного мышления — умение согласовывать свои суждения, делать в них противоречий. Сначала ребенок, даже оперируя общими положениями, не может их должным обосновать или выражает случайные обоснование, постепенно во приобретая умение делать правильные выводыи.

Итак, в общении со взрослыми, в играх и деятельности ребенка развиваются виды его мышления, формируется культура умственного труда, обеспечит продуктивную интеллектуальную деятельность во взрослом возрасте.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/slovesno-logichne_mislennya_ditey.htm

Ссылка на основную публикацию