Социальный интеллект у дошкольников: особенности развития

«Люди существуют друг для друга», — сказал однажды римский император Марк Аврелий.

Так ли это? На этот вопрос каждый должен ответить самостоятельно, ведь для кого-то смысл жизни — быть королем вечеринки и постоянно находиться в центре внимания, а для кого-то — оградиться от мира и как можно дольше оставаться наедине с собой.

Однако все мы живем среди людей, а значит, должны уметь выстраивать отношения с ними максимально эффективно. Понять, как этого добиться, нам поможет высокоразвитый социальный интеллект, а о том, что это такое, мы и поговорим.

Социальный интеллект у дошкольников: особенности развития
Впервые употребляя термин «социальный
интеллект» в 20-х годах прошлого столетия, американский психолог Эдвард Ли Торндайк
говорил о нем как о способности добиваться успеха в межличностных ситуациях,
вести себя мудро во взаимоотношениях и даже о способности управлять другими
людьми [Torndike, 1920]. В
понятие «социальный интеллект» он включал две способности: «понимать других
людей», а также знать, «как вести себя с ними». То есть, например, если
обратиться к «Войне и миру» Льва Толстого, то, по Торндайку, красавец Андрей
Болконский, обладай он развитым социальным интеллектом, должен был не только догадаться,
почему Наташа Ростова предпочла ему Анатоля Курагина, но и сообразить, как правильно вести себя с непостоянной дамой  в подобной ситуации.

В дальнейшем свой вклад внес другой
американский психолог Генри Олпорт, описав социальный интеллект как одно из
восьми личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в
людях.

Он считал, что социальный интеллект связан со способностью высказывать
быстрые, почти автоматические суждения о людях.

Если следовать мысли Олпорта,
ленивцы из «Зверополиса» являются обладателями отнюдь не высокого социального
интеллекта.

Российский социолог и психолог М.И. Бобнева
первой описала феномен «социального интеллекта» в отечественной
психологии. Она, как и многие другие исследователи, поддерживает мнение о том,
что общий уровень интеллекта не имеет однозначной связи с уровнем социального
интеллекта.

Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не
достаточным условием собственно социального развития личности. Он может
благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его.

Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной
слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и
т.д. [Бобнева, 1979]. Все мы помним Шерлока Холмса из популярного сериала
«Шерлок» с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли.

Там главный герой является
ярким представителем этого сочетания: высокий интеллект, незаурядный ум и
крайне низкие коммуникативные способности в мире людей.

Вероятнее
всего, многие читатели уже поняли, что социальный интеллект — комплекс полезных способностей, а
значит, было бы неплохо способствовать его развитию. И эта мысль совершенно
верна, именно поэтому мы хотели бы оговорить, что для развития социального интеллекта
необходимо учитывать возрастные особенности человека и благоприятные условия
для его развития.

Если у вас
есть младшие сестры, братья или дети дошкольного и младшего школьного возраста,
самой эффективной будет рекомендация стимулировать их к активному
взаимодействию со сверстниками в сюжетно-ролевых играх.

На раннем этапе для развития навыков коммуникации ему
будет достаточно небольшой группы друзей, а также набора любых игрушек, которые
позволят детям играть «в магазин», «дочки-матери» и любые другие игры, в
которых они смогут активно общаться и строить диалоги [Шилова, 2009].

Если же ваш
малыш уже совсем не малыш, а подросток, то его ни в коем случае нельзя
ограничивать в интимно-личностном общении со сверстниками: в данном возрасте установление
близких дружеских или романтических отношений, наличие неформальной
коммуникации со сверстниками есть благоприятное условие для развития
социального интеллекта.

В юношеском возрасте в первую очередь важны гендерные различия, ведь у
юношей формируются компетенции в вербальном общении (они быстрее находят соответствующий
тон общения в зависимости от собеседника), в то время как у девушек наблюдается
тенденция к росту чувствительности к характеру человеческих взаимоотношений и к
невербальной экспрессии, что позволяет им правильней оценивать речевую
экспрессию собеседника [Князева, 2004].

Что касается
более зрелого возраста, то многие авторы приходят к общему мнению: одним из
выражений социального интеллекта является мудрость, и не всем удается ее
достигнуть. Важными аспектами мудрости является осознание человеком собственных
ошибок, ограниченности собственных знаний и способность к выявлению проблем
[Иванов, 2009].

Какие методы
для повышения социального интеллекта известны сегодня?

К эффективным методам повышения уровня социального
интеллекта авторы относят тренинги, фильмотерапию и анализ видеосюжетов,
проигрывание проблемных ситуаций, техники эмпатийного слушания, упражнения на
развития невербальных средств общения, а также сюжетно-ролевые игры.

Однако
человек, желающий повысить уровень своего социального интеллекта, должен
понимать, что для этого ему придется развивать и некоторые другие способности. Например,
хорошее внимание.

Важность внимания сложно переоценить, ведь порой именно
интерес к каким-то важным деталям помогает лучше понять собеседника.

То, что
другие могут считывать автоматически, человеку с низким уровнем социального
интеллекта необходимо переводить на уровень сознания: заострять внимание на
всех деталях, чтобы в конечном итоге подмечать важные. Однако, как мы помним из примера о Шерлоке Холмсе, внимание
является лишь важным, но не достаточным качеством.

Не менее важен в данном случае и
мотивационно-волевой компонент: если вы решили повысить уровень своего социального интеллекта, то это еще
не означает непременного достижения результата.

Потребуется продолжительная
и систематическая работа над собой, а значит, необходима дисциплина и
соблюдение расписания собственных занятий. Сев на диету и бросив ее, человек не
похудеет.

Так же и здесь — необходимо идти до конца.

Итак, перечислим несколько практических
советов.

Что вам хочет
сказать мимикой и жестами собеседник? А вы ему?

Обращайте
больше внимания на невербальное поведение людей (жесты, мимику и т.д.):
невербальные сигналы порой сообщают более правдивую информацию, которую человек
попросту не успевает контролировать, в отличие от вербальных сигналов.

Данный
навык будет очень полезен, а развивать его очень просто: можно включить любой
неизвестный фильм или сериал с выключенным звуком и по невербальному поведению
актеров попытаться сделать выводы об
их чувствах и в целом о ситуации на экране.

Далее совсем несложно будет
проверить себя, пересмотрев те же сцены уже со звуком.

Анализируйте
собственную «невербалику». Будьте внимательны к себе и собственному телу и
попытайтесь понять, как внешние сигналы тела соотносятся с вашими внутренними
состояниями и чувствами.

Грамотная
понятная речь — залог эффективного общения

Что
касается вербальных навыков: как говорится, лучше больше, чем меньше.
Старайтесь оттачивать свое мастерство, как можно больше общаясь с людьми,
которые готовы вас слушать. Отмечайте свои слабые стороны и проводите работу над
ошибками. Например, если вы чувствуете, что собеседник элементарно не понимает
вашей дикции, — упражняйтесь, пока ваша речь не станет более понятна
окружающим.

Какие эмоции
ухудшают или улучшают процесс коммуникации?

Анализируйте
собственные эмоции. Попытайтесь понять, что повлияло на возникновение того или
иного эмоционального состояния, что может вызвать более острую реакцию или
позволит ее сгладить. Проследите, как те или иные эмоции влияют на ваши
мыслительные процессы, — так вы будете
вооружены.

Например, если вы
знаете, что в состоянии гнева вы абсолютно не можете соображать, то переждите,
пока гнев пройдет, прежде чем браться за какие-то задания или приступать к
общению. Кроме того, заранее продумайте стратегии избавления от каких-то
особенно пагубно влияющих эмоций.

Если вы понимаете, что перед каждой встречей
с начальством вас охватывает паника и оцепенение, вам надо продумать для себя
индивидуальные приемы, направленные на минимизацию подобного состояния.

Таким образом, если в
области социального интеллекта у вас «диапазон как у зубочистки», — как говорила Гермиона Рону Уизли в «Гарри Поттере»,
— не отчаивайтесь! Еще не все потеряно:
социальный интеллект вполне возможно развить, следуя вышеперечисленным советам.
Главное — желание работать над собой.

Марина Георгиевская, Яна Чёрная

Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. — М.,1979.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов // Педагогическое общество России. — 2004.

Иванов А.А. Возрастные аспекты социального интеллекта // Научные исследования в образовании. — 2009, №1.

Князева Н.Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов // Юбилейная международная научно-практич. конф., посвященная 200-летию Д.П. Ознобишина. — Самара, 2004.

Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1995.

Лунева О.В. История исследования социального интеллекта // ЗПУ. — 2008. №4.

Макаров А.В., Цыбуленкова Т.С. Условия развития социального интеллекта дошкольников // Science Time. —2015, №7 (19).

Николаевский Р.П. Развитие социального интеллекта в студенческом возрасте // МНКО. — 2012, №5.

Панова Н.В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков // Интеграция образования. — 2011, №2.

Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. — М., 2014.

Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым: дис… канд. психол. наук. Нижегород. гос. педагогич. университет. — Нижний Новгород, 2009.

Thorndike E.L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. – 1920, №140.

Источник: https://nplus1.ru/blog/2017/05/23/social-intellect

Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время большое внимание уделяется умственному развитию дошкольников, но почему — то в стороне остаются не менее важные вопросы: как научить ребенка общаться и адекватно воспринимать эмоциональные проявления окружающих и правильно реагировать на них самому. К сожалению, многие родители считают, что этому ребенка учить не надо, он может сам научиться. Но есть много факторов, указывающих на то, что именно в настоящее время данный вопрос очень актуален.

Проблематикой развития социального интеллекта в свое время занимались такие ученые как Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд и М. Салливен, представители отечественной психологии: М.И. Бобнева, Геранюшкина Г.П., О. Б.Чеснокова, Е.В. Субботский, и т.д., но такой аспект как развитие социального интеллекта у детей до сих пор не достаточно освещен.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет.

Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов).

Социальный интеллектявляется фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.

Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые.

Читайте также:  Рефлексы новорожденных: таблица, моро, сосательный, хватательный, бабинского, бабкина, ходьбы, хоботковый, а также бауэра, галанта, опоры, ландау и переса

Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста.

От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей.

Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Условия развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации — семья. Важнейшая функция семьи — воспитание подрастающего поколения.

Непосредственное влияние оказывают, слили семейного воспитания. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Особенности семейного воспитания, в частности стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление личности в целом и социального интеллекта в частности.

Особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.

Поскольку социальный интеллект обеспечивает познание в субъект – субъектных отношениях, то любознательность в свою очередь способствует продуктивности данного познания.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей.

Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.

Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Социальный интеллект как психологическое образование развивается в процессе социализации при взаимодействии в субъект — субъектных отношениях.

Было выявлено: высокий уровень социального интеллекта характеризуется уверенностью в себе, гибкостью в поведении, креативностью, прекрасными показателями морального сознания. Чем ниже уровень социального интеллекта, тем больше в человеке присутствуют замкнутость, агрессивность.

  • Критериями проявления социального интеллекта у детей дошкольного возраста могут выступать следующие возможности:
  • -Умение устанавливать межличностные контакты со сверстниками и взрослыми;
  • -Ориентироваться в межличностной ситуации;
  • -Объяснять различные психические состояния (собственные и наблюдаемые у других людей)
  • -Анализировать поведение собственное и других людей во время общения;
  • -Сопереживать и сочувствовать другим людям.
  • Какие же предпосылки для развития социального интеллекта имеются у детей старшего дошкольного возраста?

Одна из предпосылок — способность дошкольников к согласованным действиям с учетом позиции других.

Следующей предпосылкой выступает способность ребенка старшего дошкольного возраста к обоснованию причин собственных действий в отношении других людей как реакции на их поступки.

Эти способности развиваются у ребенка в процессе познания своего «Я» через собственные достижения в различных видах деятельности и оценки окружающих людей.

  1. Одним из таких видов деятельности является социальное экспериментирование.
  2. Выделяют четыре вида социального экспериментирования, которыми овладевают дети старшего дошкольного возраста:
  3. *Поисковые изменения социальной ситуации;
  4. *Выявление особенностей личности другого человека;
  5. *Выявление ребенком своих собственных возможностей;
  6. *Поисковое прогнозирование развития различных социальных ситуаций.
  7. Социальное экспериментирование— деятельность направленная на познание себя и других людей, их внутреннего мира.

Чтобы выявить уровень развития социального интеллекта, не обязательно проводить тестирование или использовать другие психологические методики. Воспитателю достаточно отметить у ребенка проявление следующих способностей.

  • Ребенок дошкольник с развитым социальным интеллектом:
  • -Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;
  • -Откликается на просьбы других детей
  • -С удовольствием занимается вместе со взрослым;
  • -Успешно действует под руководством взрослого;
  • -Принимает помощь взрослого;
  • -Часто взаимодействует со сверстниками;
  • -Моделирует различные отношения в сюжетно- ролевых играх;
  • -Проявляет лидерские способности;
  • -Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;
  • -Успешно разрешает конфликты со сверстниками;
  • -Действует самостоятельно;
  • -Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;
  • -Признает правила предложенные взрослым и другими детьми.

Необходимо обращать внимание на такие проявления, как обман, манипулирование, непрямые формы агрессии, хитрости – так проявляется социальный интеллект, имеющий негативную моральную оценку. А вот проявления лидерства, сложных форм кооперации и нахождение компромисса – это формы с позитивной моральной оценкой. Все они свидетельствуют о развитости социального интеллекта у ребенка.

  1. Существуют ситуации, которые приводят к неудовлетворению социальной потребности детей в условиях дошкольного учреждения.
  2. Первый тип ситуаций связан с неудовлетворением у дошкольника потребности в эмоциональной близости с воспитателем: непонимание последним эмоционального состояния дошкольника, отсутствие у воспитателя способов демонстрации своего отношения к ребенку и зависимость отношения к дошкольнику от настроения воспитателя
  3. Второй тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности в общении со сверстниками: непонимание эмоционального состояния других детей, несформированность способов общения с детьми в группе.
  4. Третий тип связан с неудовлетворением у ребенка потребности в деятельности: несовпадении замыслов участников самостоятельной деятельности; отрицательная оценка выполнения роли или результата труда со стороны партнера по совместной деятельности; жесткая регламентация воспитателем самостоятельной игры ребенка.

Таким образом, можно проследить зависимость уровня развитости социального интеллекта от уровня удовлетворенности социальных потребностей ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Неудовлетворенность ребенка в социальных потребностях приводит к его психологическому дискомфорту.

Важно отметить, что для развития социального интеллекта не обязательно проводить специальные занятия. Практический опыт формирования интеллекта можно получить в повседневной жизни в различных ситуациях. Именно в них воспитатель на конкретных примерах имеет возможность продемонстрировать способы установления межличностных контактов.

К сожалению, в большинстве случаев для достижения быстрого результата воспитатели стремятся сами разрешить возникающие споры и конфликты, а не учат детей самостоятельно выходить из затруднительных положений. Это нарушает процесс формирования у детей навыков принятия решении, закрепляет позицию ожидания помощи со стороны.

Следовательно, в другой раз в подобной ситуации ребенок будет ждать помощи взрослого, а не попытается сам найти выхода.

  • Таким образом, для развития социального интеллекта ребенка педагогу необходимы знание и понимание личностных потребностей и ожиданий дошкольника, а так же умение и желание обучать детей способам самостоятельного выхода из затруднительных ситуаций.
  • Некоторые примеры игр и упражнений способствующих формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
  • «Я и моё имя»
  • Цель:

1. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других.

2. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

3. Вызывать у детей желание правильно обращаться друг к другу.

Совместная деятельность начинается с приветствия:

— Ребята, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие. Затем он дотронется соседа справа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.

Игра «Назови себя». Каждому ребенку воспитатель предлагает назвать свое имя так, как ему больше нравится, как его называют дома мама, бабушка, как бы ему хотелось, чтобы его называли в группе. Начинает игру воспитатель.

Игра «Клубочек». У воспитателя в руках волшебный клубочек. Его воспитатель передает своему соседу справа, но у себя оставляет ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется к ведущему обратно. Передавая клубочек, нужно назвать ребенка, которому передаешь, очень ласково по имени.

  1. Коммуникативные игры.
  2. Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников
  3. Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой.
  4. Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
  5. Способствовать сплочению детского коллектива.
  6. Формировать положительное отношение к сверстнику.

1. Приветствие. Для приветствия Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!»

2. Игровое общение. Для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга проводится игра «Передай сигнал»: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен.

Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов. Ведущий сообщает детям, что все сигналы получены и начинает работать радио. Проводится игра «Радио», она помогает обратить внимание участников на сверстника. Дети садятся в круг.

Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок ( подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду…) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

Далее, ведущий сообщает, что все участники найдены, радио можно выключить и поздороваться снова, но необычным способом.

  • Развитие социального интеллекта имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольного возраста и его успешной социализации.
  • Развитие социального интеллекта у детей — важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.
  • Особое значение развитие социального интеллекта приобретает на этапе вхождения ребенка в школьную среду.

Источник: https://multiurok.ru/blog/razvitie-sotsialnogo-intellekta-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Психология образования

Смиренская А.Н., педагог-психолог

МБДОУ №163 г. Чебоксары

Значимость развития социального интеллекта в детском возрасте обусловлена тем, что он обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в человеческих взаимоотношениях.

В исследованиях современных ученых подчеркивается роль социального интеллекта в социальной адаптации человека.

Для успешной самореализации в жизни и деятельности важными являются способность эффективно взаимодействовать с окружающими, умение определять и учитывать в своем поведении состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними.

Считается, что для полноценной и успешной жизни, для интеграции в современном обществе социальный интеллект очень важен, так как он позволяет эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми.

На этом основании ученые полагают, что дошкольное образование, вводящее ребенка в мир людей, призвано стать базой становления личности ребенка. Период дошкольного детства является одним из ключевых в социальном развитии личности.

Образ мира, который формируется и развивается в этот период, позволяет лучше осознать пространство и время своей жизнедеятельности, понять себя и окружающих людей. Социальный интеллект дает основу для познания окружающей действительности и самопознанию, расширяя личностные горизонты. Вероятно поэтому разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, руководствуясь вышеуказанными положениями, включили развитие социального интеллекта в качестве одного из аспектов реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

Читайте также:  Тактильное восприятие: развитие у детей с помощью упражнений

Обратимся к некоторым теоретическим подходам отечественных ученых к изучению понятия «социальный интеллект».

На наш взгляд, наиболее систематизированный подход к исследованию сущности рассматриваемого термина выполнен И.Ю. Исаевой.

В ходе своих научных изысканий она определила социальный интеллект дошкольника как способность выделять существенные характеристики коммуникативной ситуации и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на коммуникативные намерения партнеров по взаимодействию в игре, общении, совместной деятельности для достижения своих или общих предметных или коммуникативных целей. Сущностной характеристикой социального интеллекта являются умственные способности в единстве с эмоциональным компонентом [2].

Характеризуя концепцию социального интеллекта, А.И. Савенков выделил три группы для описания его критериев: когнитивные, эмоциональные и поведенческие. Каждая из этих групп представлена автором следующим образом:

  • 1) когнитивные: а) социальные знания – знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей; б) социальная память – память на имена, лица; в) социальная интуиция – оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста; г) социальное прогнозирование – формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей;
  • 2) эмоциональные: а) социальная выразительность – эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль; б) сопереживание – способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм); в) способность к саморегуляции – умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение;
  • 3) поведенческие: а) социальное восприятие – умение слушать собеседника, понимание юмора; б) социальное взаимодействие – способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия – коллективному творчеству; в) социальная адаптация – умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими [3].

И.Ю. Исаева пришла к выводу о том, что социальный интеллект ребенка-дошкольника обладает рядом специфических характеристик.

Ядром социального интеллекта следует считать определенный уровень когнитивного и эмоционального развития ребенка, то есть уровень развития социального интеллекта в дошкольном возрасте находится в прямой зависимости от уровня развития общего интеллекта.

Перцептивный компонент социального интеллекта включает в себя способность понимать себя (самооценка, рефлексия), окружающих (децентрация, эмпатия), а также саму ситуацию общения и взаимодействия.

Прогностический компонент социального интеллекта включает способность предвосхитить (вообразить) варианты развития ситуации коммуникации путем ее анализа, выделения ее существенных признаков и соотнесения их с пониманием себя и других внутри данной ситуации. Следующий поведенческий компонент социального интеллекта ребенка выражается в степени овладения способами общения, коммуникативными умениями и навыками, а также мотивационном компоненте [2].

Применительно к детям дошкольного возраста, с позиции И.Ю.

Исаевой, критериями социального интеллекта являются: 1) эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии, децентрации; мотивация коммуникации и взаимодействия); 2) когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению); 3) поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение) [2].

Несмотря на достаточную разработанность теоретических подходов к исследованию социального интеллекта, мы видим неоднозначность выделения критериев и компонентов исследуемого понятия, а также многообразие характеристик каждого из компонентов и его структурных элементов. В этой связи неизбежно возникают трудности определения диагностического инструментария для определения качественных и количественных характеристик социального интеллекта, особенно у детей дошкольного возраста.

Исходя из трех основополагающих компонентов социального интеллекта, а именно – поведенческий, когнитивный, эмоциональный, мы остановили свой выбор на нескольких диагностических методиках. Диагностика была проведена на базе МБДОУ «Детский сад № 163» г. Чебоксары с детьми в возрасте 6-7 лет.

Итак, с целью определения сформированности эмоционального компонента социального интеллекта мы провели индивидуальную беседу с детьми, в ходе которой выявляли степень развития представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним. Содержание беседы разработано Е.О. Смирновой и В.М.

Холмогоровой и включает в себя 10 вопросов, из которых нас интересовали только девять за исключением первого вопроса об отношении к детскому саду. Эти вопросы авторы методики условно подразделили на три группы. К первой группе отнесены вопросы, которые выявляют общее оценочное отношение и представление ребенка о других детях.

Предполагается проявление у детей гуманной позиции, что может свидетельствовать о принятии всех детей и их положительной оценке. Отрицательная оценка сверстника является свидетельством поверхностного, предметно-оценочного отношения к другим детям.

Вторая группа вопросов позволила судить об уровне сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и адекватности их оценки.

Ответы на вопросы этой группы способствовали выявлению степени понимания ребенком субъективных состояний сверстника, то есть что он переживает в конкретной смоделированной ситуации, а не его знания о том, какой сверстник (жадный, добрый и т.д.).

Третья группа вопросов позволила выяснить уровень сформированности представлений ребенка о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания [4]. Итак, по результатам диагностического исследования все дети (100%) продемонстрировали достаточную степень развития представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним. Дети, отвечая на вопросы об эмоциональных состояниях сверстников (обида, грусть, радость, злость) менялись в тоне голоса, в мимике лица, словно их это касалось.

Когнитивный компонент социального интеллекта выявлялся с помощью методики, направленной на изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке. Описание процедуры проведения этой методики представлено в пособии Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.

Для проведения диагностики нами были подобраны картинки с изображением детей, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей. Было проведено две серии исследования.

В первой серии ребенку последовательно показывали картинки детей и просили ответить на вопросы о том, кто изображен на картинке, что он делает, как он себя чувствует и как ребенок догадался об этом. Затем ребенку предлагалось описать картинку.

Во второй серии дошкольнику последовательно показывали сюжетные картинки и просили ответить на вопросы о том, что делают дети, как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и пр.), как ребенок догадался об этом, кому из персонажей хорошо, а кому плохо и почему [5].

Итак, по результатам исследования выяснилось, что 100% дошкольников без подсказки взрослого понимают и осознают эмоциональное состояние детей. Лишь один ребенок при определении эмоционального состояния «удивление» назвал это «испугом».

Для подтверждения сформированности когнитивного компонента, мы провели  вторую методику, из пособия под редакцией Н.Е. Вераксы [1], где также выявляли уровень развития понимания сверстника, его эмоционального состояния.

В ходе проведения этой методики были использованы картинки, передающие различное эмоциональное состояние детей: встреча веселого мальчика и грустной девочки, игра детей, ссора (драка) детей.

Рядом с каждой картинкой представлены два варианта эмоционального состояния детей – веселое и грустное. Итак, по итогам диагностики выяснилось, что 100% детей различают эмоциональные состояния сверстников и ориентируются на него в процессе общения.

Следует отметить, что два дошкольника выбрали грустное эмоциональное состояние в серии картинок с изображением играющих в теннис детей. На вопрос «почему?» ответили: «Грустная игра, мяч попадет в лицо».

Поведенческий компонент социального интеллекта выявляли с помощью методики, из пособия под редакцией Н.Е. Вераксы [1].

Были использованы картинки с изображением поступков детей по отношению к сверстникам в различных житейских ситуациях: девочка, поскользнувшаяся на льду; малыш, на которого замахивается мальчик-подросток; девочка, плачущая у сломанной постройки; мальчики, ссорящиеся из-за игрушки.

По итогам диагностики выяснилось, что 92% детей выбрали ситуации, где сам персонаж помогает сверстнику (мальчик поднимает упавшую девочку, девочка защищает малыша, мальчик помогает девочке построить башню, дети сами находят выход из конфликтной ситуации в процессе совместной игры). 8% детей выбрали из предложенных вариантов при решении ситуаций помощь взрослого.

Таким образом, уровень развития социального интеллекта у обследованных нами детей можно признать достаточно сформированным, но требующим некоторых корректировок.

Способами психолого-педагогического воздействия на процесс развития социального интеллекта у дошкольников могут быть постоянный процесс общения со сверстниками и взрослыми, специально организованная деятельность (тренинги, психогимнастика, беседы и занятия, игровая терапия,  просмотр мультимедийных ресурсов).

Следует учесть, что развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте наиболее эффективно осуществляется в рамках специфических для данного возраста видах деятельности: игре, ситуациях события и жизнедеятельности.

Литература

  1. Диагностика готовности ребенка к школе / А. И. Булычева, Н. С. Варенцова, Н. Е. Веракса, Н. С. Денисенкова и др. ; под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
  2. Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства : дис. … канд. пед. наук : 13.01.01 / И. Ю. Исаева. – Ростов-на-Дону, 2011. – 196 с.
  3. Савенков, А. И. Концепция социального интеллекта [Электронный ресурс] / А. И. Савенков. – Режим доступа : http://www.den-za-dnem.ru
  4. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
  5. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 296 с.

Источник: http://chuvpsy.ru/index.php/psikhologam/nauchnye-materialy/stati/762-osobennosti-sotsialnogo-intellekta-u-starshikh-doshkolnikov

№ 4366 Развитие социального интеллекта и инициативы у дошкольников с социальной сфере. — Воспитателю.ру — сайт для педагогов ДОУ

  • Егорова Ольга ИвановнаМБУ детский сад №43 «Гнездышко» г. Тольяттивоспитатель
  • Развитие социального интеллекта и инициативы у дошкольников
  • в социальной сфере

Проблема развития социального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность.

В соответствии с Федеральным  государственным образовательным  стандартом дошкольного образования  (ФГОС ДО)   социально- коммуникативное развитие должно быть направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта.

Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей, умение налаживать гармоничные отношения с окружающими. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Наш детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).

Программа предполагает пять образовательных областей. Одна из них социально – коммуникативное развитие, в ее задачи входит развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Работая с детьми дошкольного возраста, нами выделены следующие условия, способствующие развитию социального интеллекта дошкольников: 1) Создание предметно-пространственной развивающей среды.

Читайте также:  Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Не только сам процесс творчества оказывает на ребёнка положительное влияние, но  и результаты творческой деятельности (которыми можно украсить  места, где малыш часто проводит время), также создаёт благоприятную атмосферу для улучшения его способностей.

Поделки, сделанные ребёнком вручную, а также различные знаки и атрибуты, указывающие на человеческие взаимоотношения и модели поведения, позволяют создать среду, стимулирующую социальный интеллект.   

2) Сюжетно — ролевые и развивающие игры, так как в них всегда отражаются те или иные социальные взаимоотношения (родственные, социально-ролевые). Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта в сюжетно-ролевой игре состоит как в идеях (сюжетах), предлагаемых детям для разыгрывания, так и в непосредственном участии самого педагога в игре, когда он берет на себя роль.

3) Дидактические и творческие игры: «Узнай, о ком я говорю» (описание характерного поведения известных ребенку людей, их черт характера, варианты игры — «Следствие ведут», «Потерялся ребенок» и т.п.

), «Я знаю много ласковых имен», «Я люблю тебя за то», «Хвасталки», «Умеем ли мы дружить», «Путешествие в сказочную страну» (наделение известных литературных персонажей противоположными или непредсказуемыми чертами характера). 4) Художественная литература.

Кроме непосредственного восприятия литературных произведений используется такой прием, как задавание вопросов о намерениях и чувствах персонажей, о прогнозе дальнейших событий (в старшем дошкольном возрасте).

А использование придумывания, досказывания, изменения хода или окончания произведения помогают ребенку присвоить именно ту информацию, которая актуальна для него в данный момент — ведь то, что стало предметом собственной творческой деятельности, несет в себе личностный смысл и личностное приобретение.

5) Театральная и изобразительная деятельность. Значительный потенциал развития социального интеллекта заложен в театрализованной деятельности, связанной с принятием на себя роли того или иного персонажа.

Еще одна сторона социального интеллекта — это инициативность.

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения.

Для развития детской инициативы я придерживаюсь следующих правил в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.):

— при первых же затруднениях не спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.

 — всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

 — поддерживание в детях ощущение своего взросления. Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их самостоятельности, ограничивает свободу.

На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию.

Источник: http://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/oktyabr/no-4366-razvitie-socialnogo-intellekta-i-iniciativy-u-doshkolnikov-s-socialnoy-sfere/

Развитие социального интеллекта у дошкольников

Развитие социального интеллекта в дошкольном возрасте

ВФедеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) указано, что одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [2,с.5].

Особо подчеркивается важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. В трудах Д.Б.

Эльконина определяется, что в дошкольном возрасте происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в социальных нормах.

В этот возрастной период наиболее интенсивно развиваются не только интеллектуальные способности личности, но и межличностное взаимодействие, представления ребёнка о личности и социальном поведении [3, с.47]. Таким образом, задача по развитию социального интеллекта в дошкольном возрасте приобретает особую актуальность.

Мы опираемся на концепцию исследователя А.И.Савенкова и понимаем социальный интеллект как вид интеллекта, который определяет адекватность понимания поведения людей и обеспечивает адаптацию человека в социуме [1, с.94]. Представим в качестве примера несколько занятий, направленных на развитие социального интеллекта применительно к эмоциям интереса, печали, гнева и отвращения.

  • Занятие 1. Цель: формирование социального интеллекта применительно к социальным ситуациям, вызывающим интерес
  • Задачи:
  • 1.уточнять представление детей об эмоции «интерес»;
  • 2. формировать умение оценивать проявление интереса (социальная интуиция)
  • 3. формировать умение определять варианты развития ситуации, связанной с проявлением интереса (социальное прогнозирование)
  • План занятия:

Вводная часть. Упражнение «Приветствие»: Предложить сказать всем «Доброе утро!» с различной громкостью голоса.

Упражнение «Кто у нас в гостях»: звучит в аудиозаписи фраза сказочного героя, который сегодня будет в гостях, а дети угадывают: кто это?

Основная часть. Просмотр кадров мультфильма «Котенок по имени Гав» — интерес котенка к еде, которая принадлежала его соседям; «Заюшкина избушка» — интерес петушка к беде зайки.

Беседа: — Чего хотелось котенку, когда смотрел на пса с костью, кота, съевшего рыбу? Как вы думаете, котенок раньше видел сосиски? Как вы догадались, что нет? Можно ли назвать то, что котенок проявил интерес к чужой еде, плохим поступком? Почему? Интерес петушка к чужой беде – хороший или плохой поступок? Почему? Ролевое проигрывание: дети в парах изображают героев, воспитатель обращает внимание на мимику и пантомимику героя, достоверно передающего чувство интереса.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/socialnaja-pedagogika-psihologija/323906-razvitie-socialnogo-intellekta-u-doshkolnikov.html

Список публикаций по ключевому слову: «социальный интеллект»

В статье поднимается проблема регулирования современных биотехнологий социально-этическими и правовыми нормами, которые относятся к сфере биоэтики, в связи с чем становится актуальным необходимость получения будущими биотехнологами биоэтического образования. Показаны образовательные технологии, используемые при обучении биоэтики биотехнологами пищевого профиля, которые позволяют заинтересовать студентов в изучении предмета, способствуют активному усвоению знаний, приобретению практических и коммуникативных навыков, развитию социального интеллекта и успешной социальной адаптации в будущем.

В работе рассматривается проблема развития социального интеллекта детей среднего дошкольного возраста. Была проведена диагностика по методике Рене Жиля «Неоконченные рассказы», в результате которой был выявлен средний уровень социального интеллекта. Составлен комплекс проблемных ситуаций по развитию социального интеллекта детей среднего дошкольного возраста.

Автором статьи отмечено, что традиционно принято выделять две разновидности интеллекта: академический и практический. Социальный интеллект – это одна из способностей, которая может помочь успешному функционированию подростка в окружающем его социуме и эффективности его в той или иной деятельности.

В статье раскрываются подходы формирования социального интеллекта в дошкольном возрасте, обосновывается актуальность изучения развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте, приводятся примеры использования образовательных технологий в рамках педагогической деятельности ДОО.

Статья содержит теоретический анализ современного состояния проблемы социального и эмоционального интеллекта младших школьников и подростков в контексте гендера. Автор считает, что социальная компетентность как мальчиков, так и девочек может быть сформирована в равной степени хорошо без каких‐либо явных гендерных преимуществ.

Данная программа разработана совместно с Н.В. Микляевой и входит в методический комплект ВООП «Первоцветы» и комплексную программу «Растем вместе» и ориентирована на развитие социального интеллекта дошкольников. В ней решаются задачи развития эмоционального, внутриличностного и межличностного развития интеллекта средствами речевой деятельности.

Для этого используется авторская концепция развития речи и обучения родному языку в условиях развития социального интеллекта и методика формирования вербальных средств общения у дошкольников.

Особенное внимание уделяется эффективным методам и формам организации совместной образовательной деятельности с детьми, имеющими нормативное и нарушенное развитие.

В статье рассмотрены примеры наиболее популярных способов измерения социального и эмоционального интеллекта. Выстраивается операциональная модель социоэмоционального интеллекта.

В данной научной работе собраны теоретические и эмпирические сведения о влиянии роли семьи в формировании личности ребёнка и появлении каких-либо страхов, а также о наличии у подростков того или иного уровня социального интеллекта в неблагополучных и благополучных семьях.

В данной статье автором рассматриваются особенности социального интеллекта подростков, воспитывающихся в семье и интернатах. Исследователем представлены основные направления работы с подростками по развитию уровня социального интеллекта.

В статье проведен теоретический анализ проблемы в исследовании интеллектуальных способностей и макиавеллизма. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи социального интеллекта со склонностью к манипулированию другими в юношеском возрасте.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что это исследование будет способствовать развитию проблемы, так как исследование уровня макиавеллизма в зависимости от интеллектуальных способностей редки и не позволяют сделать определенных выводов.

Данная работа посвящена изучению ведущих теорий эмоционального интеллекта начиная с XX века. Проведен анализ понятия «эмоциональный интеллект» в исследуемых теориях Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Крузо, Р. Бар-Он, Д. Люсин.

Авторами проведен теоретический анализ проблемы в исследовании интеллектуальных способностей и макиавеллизма.

Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи эмоционального и социального интеллекта со склонностью к манипулированию другими в юношеском возрасте.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что это исследование будет способствовать развитию проблемы, так как исследование уровня макиавеллизма в зависимости от интеллектуальных способностей редки и не позволяют сделать определенных выводов.

В данной статье рассматривается проблема социального интеллекта подростков с девиантным поведением. Авторы приходят к выводу, что у умственно отсталых подростков с девиантным поведением можно наблюдать недостаточно сформированный социальный интеллект. У них нарушено понимание поведения людей и вербальных сообщений, они испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного общения.

В данной статье авторы изучили такой феномен, как «социальный интеллект» подростка и его взаимосвязь с конфликтностью.

Было выдвинуто предположение, согласно которому существует определённая взаимосвязь между уровнем социального интеллекта подростков и их стилем конфликтного поведения, а также с помощью специально организованного психологического тренинга возможно сформировать у подростков конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. В исследовании приняли участие 60 подростков 8–9 классов в возрасте 13–15 лет, позволившее охарактеризовать уровень социального интеллекта обследованных подростков как средний и выявить определенную взаимосвязь с типами конфликтного поведения. Авторы также разработали коррекционную программу формирования конструктивных стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях, целью которой было формирование конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях посредством специально организованных коррекционных мероприятий. На основе проведенного исследования сделан вывод, что коррекционная программа формирования конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях является эффективной и способствует качественному изменению поведенческих проявлений подростков.

В статье анализируются результаты изучения социального интеллекта и его отдельных показателей в младшем школьном возрасте.

Показано, что несмотря на интенсивное развитие интеллектуальных способностей личности в этом возрасте, для младших школьников характерен невысокий уровень развития социального интеллекта, что может привести к возникновению трудностей в коммуникации и в понимании и прогнозировании поведения людей, усложнению взаимоотношений и снижению возможности социальной адаптации.

В статье представлены результаты экспериментального изучения развития у младших школьников с ЗПР социальной компетентности, показана корреляционная связь развития компонентов социальной компетентности с социометрическим статусом детей, обоснована необходимость коррекционно-развивающей работы по социальному развитию младших школьников.

Copyright © 2013-2019 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Источник: https://interactive-science.media/ru/keyword/5698/articles

Ссылка на основную публикацию