Тактильное восприятие: развитие у детей с помощью упражнений

0:00, 18 сентября 2014 159   0   5873

Тактильное восприятие: развитие у детей с помощью упражненийНи для кого не секрет, что с ребёнком нужно заниматься. Причём это должны делать не только педагоги в школах или детсадах, но и сами родители. Не забывайте, что основы, которые даются ребёнку с детства, он использует всю свою жизнь. Поэтому процесс детского развития ни в коем случае нельзя пускать на самотёк.

Одна из важных основ нормальной жизнедеятельности ребёнка, это зрительное восприятие.

Мало того, что ребёнок видит, что вокруг него, он должен это и понимать, осознавать и уметь интерпретировать, поэтому без зрительного восприятия, о нормальном развитии Вашего ребёнка, говорить нельзя.

Но как же его развить? Дадим на заметку педагогам, а так же заботливым родителям, несколько упражнений на развитие зрительного восприятия у детей, как младшего возраста, так и более старшего.

Упражнение 1: «Назови!»

Данное упражнение, своего рода разминка перед основным блоком упражнений. Однако и оно способствует развитию Вашего ребёнка. Суть упражнения в том, что ребёнку предлагается назвать:

  • Три объекта, которые больше/меньше автомобиля, блюдца, холодильника, собственного пальца и т.п.;
  • Три объекта красного, синего, зеленого, желтого, пестрого цвета;
  • Предметы в комнате, которые имеют в себе окружность, прямоугольник, треугольник и др..

Ну и так далее в том же духе. Со временем упражнение можно усложнить и предлагать назвать уже больше предметов, объединённых более сложным общим признаком (всех птиц, диких животных, домашних и т.д.)

Упражнение 2: «Представь!»

Данное упражнение помогает развить мысленные образы ребёнка. Попросите ребёнка представить и описать:

  • Пять любимых игрушек, блюд, ягод, овощей, книг, дисков, блузок – маек;
  • Пять слов, начинающих на букву «А», или любую другую;
  • Пять разных сортов цветов (деревьев, лекарственных трав, домашних животных);
  • Пять бытовых приборов, марок автомобилей, предметов мебели.

Хорошо упражнение тренирует не только зрительное восприятие у ребёнка, но и его фантазию.

Упражнение 3: «мысленная картинка»

Суть этого упражнения в том, что ребёнку предлагают посмотреть на картинку или же на какой-то предмет, скажем авторучку или карандаш, а затем закрыть глаза и представить себе этот предмет. Важно так же попробовать его описать, если это конечно получается.

Затем можно открыть глаза и сравнить то, что описал ребёнок, с оригиналом, «сделав работу над ошибками».

Если повторять такое упражнение часто, то воспроизводимый в воображении образ предмета будет более устойчивым, а визуальный канал информации станет действовать четче.

Такие упражнения пойдут на пользу детям от трёх лет и старше. И даже в школьном или подростковом возрасте, они будут весьма актуальны.

Источник: https://your-happy-life.com/zritelnoe-vospriyatie-u-detey-neskolko-uprazhneniy-na-razvitie/

Развитие тактильного восприятия у ребенка

Тактильное восприятие: развитие у детей с помощью упражнений

Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «киш-миш», но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием.

Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется.

Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой.

Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

Тактильная дорожка(для детей от 1 года) Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр. Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять обувь, облить теплой водой ножки и вытереть их насухо.

Каждый, кто это уже сделал, становится босиком на шершавую дорожку и медленно идет по ней, стараясь не сойти в сторону. Звучит тихая музыка. Можно расставить руки в стороны для равновесия. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети стараются двигаться красиво, грациозно.

Незаметно для себя они тренируются координировать движения, концентрируют внимание, учатся владеть своим телом.

Разумеется, такую дорожку можно сделать и на улице, во дворе. Собственно, и делать-то ее специально не обязательно. Просто разрешать детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке.

Поскольку центры тактильных ощущений в головном мозге расположены рядом с центрами речевого развития, то для развития речи тренировка ступней ног имеет ничуть не меньшее значение, чем тренировка пальцев рук.

То есть, путешествуя по шершавой дорожке, ребенок незаметно развивает свою речь.

Домашняя песочница

(для детей от 2,5 лет) Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги. Во многих детских группах М. Монтессори ставят специальную большую коробку на подставке, в которую насыпают песок. Конечно, в летнее время дети играют в песочнице во дворе. Например, весь уличный городок для ребятишек в Мюнхенском детском центре (Германия) представляет собой одну большую песочницу, заполненную чистым мелким песком и огороженную низеньким заборчиком. По этой песочнице можно бегать босиком, прыгать, строить в ней замки, прокладывать дороги и настоящие тоннели. Когда идет дождь, песочницу специально прикрывают огромной клеенкой, чтобы песок не намокал. Оказывается, и самая обыкновенная дворовая песочница требует заботы и внимания взрослых.

Мешочки с зерном

(для детей от 6 месяцев) Одно из любимых детских упражнений на развитие тактильных ощущений — раскладывание полотняных мешочков с зерном. Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два — с пшеницей, два — с рисом, два — с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка — на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.

Шершавый коврик «Правая и левая рука»

(для детей с 3 лет) Этот коврик можно увидеть в московском детском саду «Монтессори-Ромашка». Его придумали и изготовили для своих ребятишек педагоги Елена Максимова и Елена Никитина. Он висит низко на стене около входа в рабочую комнату группы Монтессори так, что каждый ребенок может запросто приложить к нему свои ладошки. На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена надпись: «ПРАВАЯ», а над другой — «ЛЕВАЯ». Редко какой малыш войдет утром в комнату, не дотронувшись до этих веселых перчаток. А взгляд невзначай скользнет по надписям. Так и не заметишь, как выучишь: где левая рука, а где — правая. Такие же перчатки с разноцветными пальчиками лежат и в корзинке в рабочей комнате. А рядом с ними — таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец». Обратная сторона табличек выкрашена в цвет, соответствующий цвету пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне. Ребенок может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим.

Лоскутки

(для детей с 3 лет) М. Монтессори так описывала презентацию этого материала: «Среди наших дидактических материалов имеется хорошенький шкафчик из папки, в ящичках которого разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Мы предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий». Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столиков, откуда его могут наблюдать сверстники; завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: «Это бархат»; «Это тонкое полотно»; «Это грубое сукно» и т. п. Это упражнение возбуждает всеобщий интерес. Когда мы даем ребенку какой-нибудь предмет, например, лист атласной бумаги, наше маленькое собрание трепещет в ожидании его ответа».

Фигурки Равиццы

(для детей с 3 лет) Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена Марии Монтессори в Милане. Они представляли собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку». Это были маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Ребенок доставал фигурки из коробки, рассматривал их, ощупывал по контуру и складывал в небольшую корзиночку. Наставница накрывала корзиночку платком и предлагала ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из нее, например, домик или деревце. Детей просили «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что им известно. М. Монтессори писала, что игрушки Равиццы — это своеобразный мостик, постепенно ведущий ребенка к умению наслаждаться формой и краской. В России игрушки Равиццы назывались бирюльки. Их обычно вырезали из мягкого дерева, березы или сосны, и делали не плоскими на ножке, а объемными. И раскрашивали их не всегда. Разные российские губернии славились особой формой бирюлек и специфическим их набором. Для бирюлек делали специальную берестяную или деревянную коробочку. Но чаще всего их клали в полотняный мешочек с завязкой. С бирюльками дети играют по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в волшебный мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки и по просьбе взрослого доставал одну из них. Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше. Часто, особенно если фигурки были раскрашены, требовалось немало усилий, чтобы отличить одну бирюльку от другой: многие детали не прощупывались, так как были лишь нарисованы. Бирюльки незаметно развивали в ребенке внимательность, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.

Источник: Елена Хилтунен «Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори».

Источник: https://www.defectolog.by/content/razvitie-taktilnogo-vospriyatiya-u-rebenka

Упражнения на развитие тактильного восприятия

Для развития тактильного восприятия часто используют методики 2Фигурки Равиццы» и «Ящик с кусочками ткани».

Фигурки Равиццы

Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена Марии Монтессори в Милане. Они представляют собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку». Это маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода.

Ребенок должен достать фигурки из коробки, рассмотреть их, ощупать по контуру и сложить в небольшую корзиночку. Потом накрываем корзиночку платком и предлагаем ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из нее, например, домик или деревце. Просим ребенка «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что ему известно.

Игра усложняется, когда игрушек в мешке становится больше.

С помощью фигурок Равиццы в ребенке развивается внимательность, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие. Благодаря этой методике можно приучить ребенка к интерпретации фигур, которые он видит в иллюстрированных книгах, на картинах и т. п.

Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу помогают в тактильной дифференцировке.

Позже составляя из них сюжетные композиции дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем — и по собственному замыслу.

Ящик с кусочками ткани Методика Марии Монтессори.

Материал: в ящике находится некоторое количество кусочков тканей, одинаковых попарно. Они отличаются по качеству ткани, по цвету или по рисунку. Повязка на глаза.

Учитель берет кусочки тканей из ящика и кладет их на стол, попарно упорядочивая. Он кладет перед ребенком две пары сильно отличных друг от друга тканей, берет поочередно кусочки в руку и ощупывает их большим и указательным пальцами. Предлагает ребенку поступить так же.

Теперь он перемешивает кусочки, дает один из них в руки ребенку, ребенок должен его ощупать и выбрать такой же среди остальных кусочков. Постепенно одна за другой выводятся другие пары. Ткани также можно отличить визуально. ребенок должен быстро выполнить упражнение с закрытыми глазами. Это приводит к лучшей концентрации на осязании.

Читайте также:  Словесно логическое мышление: особенности развития у дошкольников

Эта методика развивает мелкую моторику рук, тактильные ощущения, память, учит сравнительным характеристикам тканей.

Рекомендации практикующим специалистам

Для развития тактильной чувствительности необходима предметно-пространственная развивающая среда.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов позволяют детям не только освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

При этом следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступней ног, спины и др.)

К школе дети осваивают такой уровень восприятия, который позволяет им действовать с предметами и в процессе этих действий воспринимать окружающий мир.

Они испытывают сложности и в зрительном анализе , в процессе мысленного выполнения двигательных действий с предметами и зрительного анализа изображений предметов, иногда в дифференциации звуков, ориентировке на звуки окружающей среды.

Задача логопеда помочь таким детям в совершенствовании зрительного, слухового и тактильного восприятия, сформировать недостающие практические действия и перенести их из внешних действий во внутренние, тем самым сформировав основу для процессов пространственного восприятия.

На занятиях с детьми используются упражнения по закреплению умений воспринимать форму предметов и их элементов, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину, ориентироваться на звук, определять источник звука и т. д. При этом следуя принципу постепенного усложнения материала, логопед идёт от простого к сложному.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов — общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей и нужны данные упражнения.

Источник: https://studbooks.net/1947977/pedagogika/uprazhneniya_razvitie_taktilnogo_vospriyatiya

Портал образования

Рыжакова Евгения АндреевнаДолжность: педагог — психолог, воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад№110 Населённый пункт: г.

Иркутск Наименование материала: Практическое пособие для воспитателей и родителей Тема: «Коррекция поведенческих нарушений у детей: Игры — упражнения для развития тактильных ощущений.

» 27.01.2018 Раздел: дошкольное образование

  • Рыжакова Евгения Андреевна,
  • Педагог-психолог, воспитатель,
  • МБДОУ «Детский сад № 110»,

г. Иркутск.

  1. Коррекция поведенческих нарушений у детей:
  2. Игры — упражнения для развития тактильных ощущений.
  3. Одним из важных компонентов нормального психического развития ребенка
  4. является его эмоциональное общение со взрослыми и сверстниками, которое
  5. в полной мере реализуется в условиях игровой деятельности.
  6. К расстройствам поведения ребенка можно отнести излишнюю двигательную
  7. и эмоциональную активность, частые капризы и повышенную утомляемость.
  8. Такой ребенок непоседлив и беспокоен, с трудом концентрирует внимание, у
  9. него переменчивое настроение.
  10. Существуют игры и упражнения для снижения двигательной
  11. расторможенности и возбудимости, они развивают произвольное внимание,
  12. учат детей контролировать свои реакции и сотрудничать с другими людьми.
  13. Одни из них являются игры для развития тактильных ощущений.
  14. Игры — упражнения развивают тактильное восприятие, снимают напряжение,
  15. мышечные зажимы и снижают агрессию и оптимизирует детско-
  16. родительские отношения.
  17. «Качалки»
  18. Ребенок закрывает глаза. Взрослый прикасается к рукам, ногам, щекам и
  19. спине ребенка предметами разной фактуры (кусочком меха, мочалкой,

шишкой, ватой и т.д.). ребенку нужно угадать и назвать предметы.

  • «Ночь»
  • Взрослый говорит ребенку: «Представь, что наступила ночь, мы оказались в
  • полной темноте, и поэтому общаться друг другом можно только
  • прикосновениями». Затем взрослый и ребенок закрывают глаза и с помощью

прикосновений здороваются, «разговаривают» и т.д.

«Рисунок на спине»

Взрослый на спине ребенка пальцем рисует солнце, домик, дерево и т.д.

  1. ребенку нужно угадать, что нарисовал взрослый.
  2. Детям знающие буквы и цифры, можно предложить отгадать слова или
  3. решить примеры с использование простейших математических действий.
  4. «Парные предметы»
  5. Взрослый показывает пары предметов, отличающиеся друг от друга
  6. (например: толстый и тонкий фломастер, короткий и длинный карандаш,

узкую и широкую линейку и т.д.), а затем кладет их в прозрачный мешочек,

  • ребенку нужно на ощупь найти парные предметы и определить, чем они
  • отличаются друг от друга.
  • Релаксационные упражнения.
  • Релаксационные упражнения создают условия для нормального
  • функционирования организма, помогают ребенку сосредоточиться на
  • определенном состоянии, которое впоследствии может быть вызвано им
  • произвольно. В результате выполнения таких упражнений улучшается обмен
  • веществ, мозговое кровообращение, снижается напряжение и утомление.
  • «Ладошки»
  • Взрослый предлагает ребенку выполнять до возникновения усталости
  • задания:
  • Тереть ладошки друг друга; тереть кулачки друг о друга;
  • Вращать по часовой стрелки сцепленным в «замок» руками; изображать игру
  • на барабане; снимать пальцы обеих рук в кулачки; барабанить по столу
  • пальцами, имитирую звук дождя; сложить ладошки «рыбкой» и выполнять

ими волнообразные движения и т.д.

«Аквариум»

Взрослый на треть заполняет миску с очень теплой водой пуговицами,

бусинками, монетками, небольшими кубиками и т.д.

Ребенку предлагается опустить в нее руки и выполнить задания:

Взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их другую;

  1. Собрать одной рукой бусинки, а другой монетки;
  2. Распределить предметы по группам;
  3. Приподнять как можно больше предметов на ладонях.
  4. После выполнения каждого здания ребенок расслабляет кисти рук, держа их
  5. в воде.
  6. «Упираемся в стену»
  7. Ребенок упирается руками в стену, ноги стоят как можно дальше от стены
  8. (тело и руки по возможности прямые), происходит напряжение практически
  9. всех мышц тела, поза удерживается до возникновения отчетливого
  10. утомления, после чего следует пауза, затем расслабление.

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=4294

Основные направления работы по сенсорному воспитанию. Тактильно-двигательное восприятие

Тактильный (от лат.

«tactilis» — осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями.

Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру.

Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.

Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней.

От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:

  • Ш лепка из глины, пластилина, теста;
  • Ш аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • Ш аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
  • Ш оригами (конструирование из бумаги);
  • Ш макраме (плетение из ниток, веревок);
  • Ш рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);
  • Ш игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
  • Ш игры с пазлами;
  • Ш сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
  • Ш игры с водой разной температуры;
  • Ш игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, использовании элементов массажа и самомассажа рук, которые также способствуют повышению тактильной чувствительности.

Выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора.

Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию.

Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность.

Для развития тактильной чувствительности необходима предметно-пространственная развивающая среда.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов позволяют детям не только освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

При этом педагогу следует учитывать, что «тактильная среда» предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступней ног, спины и др.).

Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий.

Сухой душ — шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе.

Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом.

«Сухой душ» также изготавливают из пластмассовых разноцветных палочек или из веревочек, сплетенных в перевитые косички и имеющих равномерно расположенные узелки (типа «макраме»).

Шариковые ванны для рук — большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.

Осязательные ванны — небольшая коробка, наполненная горохом (бобами, фасолью, желудями и пр.). Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

Тактильное панно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) — панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае сюжет состоит из таких деталей, как пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травка и др.).

Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью различных застежек: кнопок, крючков, пуговиц, липучек и т.д.

Составляя из них сюжетные композиции на панно, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем — и по собственному замыслу.

Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажер, массажные мячи и валик используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины. Для получения вибрационных ощущений можно использовать электромассажер, электрическую зубную щетку и др.

Очень полезны для детей игры с цифрами из «шершавой» (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается форма и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. По аналогии проводятся игры с буквами.

Такие игры рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога — к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем, с закрытыми глазами.

При обследовании можно заметить, что осязательные движения детей, не прошедших специального обучения, хаотичны и не позволяют ребенку получить достаточное представление об исследуемом объекте.

Практика работы показывает, что наиболее полные представления возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами — путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в Процессе ощупывания — объемный, при обведении — контурный, плоскостной.

Рассмотрим этапы работы по развитию тактильной чувствительности, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках:

  • ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем — с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.); обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
  • ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глазами, в дальнейшем — с закрытыми; обозначение словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предметов;
  • нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен, или по другому признаку (выбор сначала из 2-х предметов, а затем из 3-5-ти предметов);
  • нахождение контура предмета из нескольких (3-4) предложенных контуров предметов;
  • определение по контуру самого предмета с закрытыми (завязанными) глазами;
  • нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных контуров предметов с закрытыми (завязанными) глазами.
Читайте также:  Трудовая деятельность дошкольников: компоненты и мотивы труда

Один из основных способов развития тактильных ощущений — дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (завязать) ребенку глаза и др.

  1. Приведем примеры дидактических игр для развития тактильных ощущений.
  2. Поймай игрушку
  3. Цель: определение места прикосновения к телу.

Оборудование: мягкая игрушка «киска» («мокрая» рыбка, колючий ежик и пр.).

Источник: https://vuzlit.ru/485539/osnovnye_napravleniya_raboty_sensornomu_vospitaniyu_taktilno_dvigatelnoe_vospriyatie

Развиваем тактильное восприятие у дошкольников

«Рука является вышедший наружу головным мозгом» И.Кант

Еще в 1917 году В.

Бехтерев, проводя свои исследования в области изучения работы мозга человека, возможностей восприятия окружающего мира человеком и влияния человека на окружающую среду доказал, что воспринимать окружающий мир человек может не только тактильно, аудиально и визуально, но и на энергетическом уровне.

Только еще недостаточно изучены те каналы, которые позволяют человеку воспринимать мир, понимать и влиять на него. Однако ученые, занимающиеся изучением такого феномена, как альтернативное зрение уже доказали, что каждый человек может развить у себя такие качества, как «видеть» с закрытыми глазами.

Эти методики используются в работе с людьми, которые страдают таким тяжелым недугом, как слепота. Развивая способности человека воспринимать окружающий мир без использования зрительного анализатора, развивается такая способность как альтернативное зрение, у некоторых детей появляется галлографическое зрение.

Таких задач как развитие альтернативного зрения в своей работе я не ставила, так как у меня совсем другое направление в работе и не тот контингент воспитанников – я работаю с детьми, имеющими патологию речевого развития.

С самого первого мгновения своей жизни человек живет в мире тактильных ощущений : ласковые прикосновения мамы, дуновение ветерка, капелька дождя или первый лучик солнца – все разнообразие окружающего мира человек познает не только созерцая и слушая, но и, в первую очередь, ощущая разнообразие безграничного и безызвестного ему мира, в который он пришел не имея никакого опыта.  Вот этим-то опытом нам, взрослым, и предстоит поделиться с ребенком. Нам необходимо научить ребенка воспринимать мир в безграничном разнообразии его красок, звуков, запахов и форм. Все свои ощущения ребенок научится выражать в словах и жестах, в звуке и в цвете.

Для того, чтобы ребенок сумел полноценно выразить все свои мысли, необходимо в первую очередь иметь развитую речь.

О значении развития речевого аппарата, формировании активного и пассивного словаря ребенка достаточно много говорится и пишется в средствах массовой информации и в специальной литературе, а вот о необходимости развития тактильного восприятия  и его взаимосвязи с развитием речи у детей в современной литературе нет достаточной информации. Говорится только о развитии мышц мелкой моторики руки.

Результаты использования в работе с детьми развивающих игр и методик М Монтессори, Б.Никитина, Н.

Зайцева, А Бондаренко убедили меня в том, что дети, действительно, легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым они используют большее количество анализаторов: «Когда я слышу – я позабываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю»- это стало доминирующим направлением  в системе моей работы с детьми.

Вышеперечисленные методики рекомендуют использовать в большей степени и слуховой, и зрительный и тактильный анализаторы. У каждого человека есть ведущие каналы восприятия и данная система преподнесения материала способствует тому, чтобы ребенок мог усвоить новый материал, пользуясь своим ведущим каналом и развивал потенциальные каналы восприятия окружающего мира.

Внедряя развивающие игры и методики  в работу с детьми, я предполагала, что это поможет мне в работе над развитием  таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение и, самое главное, в развитии и активизации словарного запаса у детей, имеющих патологии в речевом развитии. Результаты проведенной работы убедили меня в правильности выбора методик и игр, способствующих развитию памяти, внимания, воображения , мышления, коррекции речевой патологии. Усложняя задания к знакомым для  детей играм, я обратила внимание на то, что дети с огромным удовольствием возвращаются к этим играм, часто переносят их в самостоятельную деятельность и даже сами придумывают новые усложнения. Это говорит о том, что дети не только проиграли игру, поняли и приняли правила игры, но научились сами устанавливать и выполнять правила. Усложнением в играх  является одно условие: «выполни задание — не глядя». Когда детям предлагается собрать пирамидку, бусы или башенку, разложить по росту или размеру фигуры, найти нужную фигурку, определить что нарисовано или выложено на карточке, то дети, с должной им, уверенностью начинают выполнять задание, но, оказывается, не так- то легко выполнить задание без помощи зрения. А вот когда с заданием справился самостоятельно, то, непременно, хочется выполнить более сложное задание и еще, и еще. Я обратила внимание на то, что использование этого приема привело не только к активизации речи у детей с патологией речевого развития, но и, это я считаю более важным,- к коррекции уровня самооценки: повышению самооценки у детей , имеющих заниженный уровень самооценки (за счет того, что ребенок научается самостоятельно выполнять задания) и адекватности самооценки у детей с завышенным уровнем самооценки ( учитывать уровень самооценки и задания давать с наиболее трудного, минуя низкий уровень игры). Вся система работы может начинаться с детьми любого возраста от двух до семи лет. Задания даются в игровой форме, а для детей старшего возраста и в форме соревнования (индивидуального или командного). Практика применения игр на развитие тактильного восприятия доказала, что дети переносят опыт тактильного восприятия окружающего мира в бытовую и игровую деятельность, придумывают задания самостоятельно и с удовольствием выполняют их. Дети учатся соблюдать правила игры, у них совершенствуются коммуникативные навыки, развиваются: логическое мышление, память (и слуховая, и зрительная, и тактильная), внимание (устойчивость, концентрация, распределение), воображение, усидчивость.

Я в своей работе не ставлю таких пальцев», «Рука является вышедший наружу головным мозгом».– И.Кант – это аксиомы, которые не требуют доказательств, так как доказаны практикой многих поколений.

  • Все игры, способствующие развитию тактильного восприятия, необходимо проводить в несколько этапов, усложняя задания, и тем самым развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка.
  • На первом этапе рационально использовать:
  • -«Волшебный мешочек» (для детей раннего возраста мешочек должен быть из  прозрачной ткани),
  • -«Волшебную коробочку» (отверстия для двух рук),
  • -«Что я делаю?» (количество шумов увеличивается в зависимости от опыта и возможностей детей),
  • -«Повтори за мной» (сложность ритма хлопков зависит от уровня развития фонематического восприятия ребенка),

-«Что в руке?» ( крупа наполнитель на первом этапе должна быть мелкой -пшено, а предметы более контрастными – матрешка, кубик, мячик и т.п. Как усложнение: более крупные зерна наполнителя- гречка, горох, фасоль, а предметы менее контрастными- мячик, яйцо от киндер-сюрприза, мелкие игрушки.

-«Собери не подсматривая» (дети собирают пирамидки, пазлы, бусы, используя ширму для того , чтобы собирать не глядя)

— «Найди пару» (Дети подбирают пару к имеющемуся у них мешочку с наполнителем из крупы)

Детям не завязываются глаза, но они учатся определять предметы на ощупь, воспринимать звуки без участи зрительного анализатора. И , самое важное, дети будут готовы к тому, чтобы учиться «видеть» пальчиками рук (и они могут это делать) и им завязали глаза.

Завязать глаза – это следующий этап работы. Я не использую в своей работе никаких платков – неудобно в работе, дети не могут самостоятельно играть, завязывается нос- нечем дышать, можно спровоцировать развитие клаустрофобии.

Детям предлагается одеть маски у которых заклеены глаза. Маска зайчика, щенка, тигренка – и ига и новое задание.

У масок я не заклеиваю отверстия для носа и рта – детям есть возможность подсмотреть и адаптироваться к тому, что лицо закрыто и это не страшно.

После того, как дети научились играть самостоятельно с использованием масок я ввожу в игру «шапку-невидимку» и очки-повязку. «Шапка – невидимка» проста в работе, ребенок может самостоятельно ее одевать, не прибегая к помощи взрослого, одевать как удобно ему самому, а еще он знает, что снять ее он тоже может сам по мере необходимости.

 

 

 

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/5621-2014-06-25-22-10-14.html

Сенсорное восприятие – что это? О необходимости развития сенсорного воспитания

Сенсорика — в переводе с латинского «sensus» — восприятие. Это познавательный процесс с помощью органов чувств.

Окружающий нас мир мы познаем (воспринимаем) с помощью органов чувств: Зрения (глаза), слуха (уши), вкуса (язык), обоняния (нос), осязания(кожа), то есть, формируем с помощью органов чувств свою собственную картину окружающего нас мира.

Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности человека, необходимая предпосылка для интеллектуального развития.

Сенсорное восприятие — это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. Данное определение звучит сложно, а на самом деле все просто. Сначала происходит ощущение (изучение) предмета.

Затем восприятие этого предмета органами чувств. После восприятия мы анализируем полученную информацию и сопоставляем ее с тем, что уже видели, слышали, ощущали. И в завершение этого действия составляем представление о предмете. Чем больше информации, тем полнее наше представление о данном предмете. Что такое сенсорика и сенсорное восприятие мы уже разобрались. Так как сенсорное восприятие может влиять на развитие детей? И зачем его необходимо развивать?

Сенсорное восприятие лежит в основе интеллектуального, физического и эстетического развития ребенка. А так же способствует:

  • развитию наблюдательности, внимания, воображения, зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, а так же предметно-познавательной сферы деятельности;
  • расширению словарного запаса ребенка;
  • усвоению сенсорных эталонов;
  • освоению навыков учебной деятельности;

Поэтому, успешность интеллектуальной, физической и эстетической сферы ребенка в большей степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того насколько хорошо малыш слышит, видит, осязает окружающее. С рождения ребенок познает мир.

Любимые игрушки, интересные окружающие предметы, новые звуки и мелодии, разнообразие вкусов. Чаще всего усвоение этих знаний происходит без контроля и руководства взрослых, так сказать «стихийно». И новые познания малыша оказываются поверхностными.

На этом этапе развития приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание — последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Рассмотрим основные этапы сенсорного воспитания.

Ранней дошкольный период ( от 1 года до 3 лет). В этот период у ребенка происходит накапливание представлений :

  • о вкусовых качеств продуктов (сладкое, кислое, соленое);
  • о форме, цвете, величине предметов;
  • о признаках предметов (мягкий, пушистый, холодный, горячий);

В данный период основной задачей является разнообразие получаемых представлений. Необходимо знакомить ребенка:

  • со всеми разновидностями свойств предметов (мягкий-твердый, холодный-горячий, пушистый — гладкий, деревянный, железный, каменный, стеклянный);
  • со всеми цветами спектра (розовый, фиолетовый, лиловый, бирюзовый, изумрудный, коралловый и т. д.);
  • с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб и т. д.).

Параллельно с таким знакомством у ребенка начинает развиваться познавательная деятельность. Малыш учиться различать цвета, определять форму и размер предмета. Данный опыт приходит благодаря зрительному, слуховому, осязательному и двигательному обследованию. Ребенок учится сравнивать предметы.

«Этот кубик больше, а этот меньше», «Этот кубик желтый, а этот зеленый» и т.д. Развитие познавательной деятельности тесно связано с развитием речи ребенка. Малыш понимает значение слов, связывает их с определенными предметами или действиями.

В следствии чего, начинает использовать в речи слова необходимые для дальнейшего развития его познавательной сферы. «Дай мяч», «Синий кубик», «Большой шар» и т. д. Средний дошкольный период (от 3 до 5 лет).   В данный период происходит формирование сенсорного восприятия.

Накопившиеся представления о предметах уже устойчиво закрепляются в понимании и речи малыша. Ребенок уже имеет представление о цвете, геометрических фигурах, соотносит различные предметы по величине и их свойствам. Например: «Принеси большой синий кубик».

Малыш найдет среди кубиков кубики синего цвета, затем выберет тот, который будет больше других и принесет его взрослому. В этот период необходимо научить ребенка способам, которыми можно и необходимо обследовать предмет. Показать образец, как группируются предметы по цвету, по форме.

Например: Необходимо разложить все геометрические фигуры по цветам. Отдельно желтые, зеленые, красные и т. д. Это пример группирования предметов по цвету.Затем группируем по форме. Все квадраты (различных цветов) в одну стопочку, треугольники (различных цветов) в другую и т. д.

Читайте также:  Когда ребенка можно сажать в ходунки: со скольки месяцев разрешено посадить девочку и мальчика, а также об их пользе и вреде

Далее группировать можно по признакам. Отдельно деревянные, отдельно пластмассовые и т.д.

Постепенно переходя от простого к сложному. Таким образом запускается и развивается аналитическое восприятие ребенка. Которое помогает малышу разобраться в сочетании цветов, различать форму предметов и определять их величину. Пробелы в сенсорном развитии ребенка этого возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте.

Старший дошкольный период (от 5 до 7 лет). В этот период происходит активное усвоение грамоты. Важную роль в данном процессе занимает фонематический слух.

Фонематический слух — различие (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличия, ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Теперь более подробно изучим какие игры необходимы для развития тактильного восприятия.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка необходимо играть с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Для этого малышу нужны разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

Во время купания используйте мочалки и губки разной жесткости. Ребенку будет интересно поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком. Увлекательной будет игра с цветными мочалкам для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха.

Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Заинтересуют малыша игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. Фольгой можно обвернуть геометрические фигуры, сделанные из картона или кубики.

Занимательными будут игры с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.

Играйте с различными крупами: опускайте ручки в коробку и ищите спрятанную маленькую игрушку среди круп; пересыпайте крупу из одной емкости в другую; смешивайте различные крупы, а затем разделяйте. Играйте с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли.

Необходимо обращать внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника, горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне. Можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки. Развивая чувствительность рук малыша, помните и о развитие чувствительности ножек. Это сделать тоже очень просто. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Научите ребенка обращать внимание на мелочи: чувствовать каждую крупинку, улавливать новые вкусы, звуки и ароматы. Просто чувствовать как можно больше. И тогда Вы будете самыми счастливыми в этом мире, где так много всего интересного.

Источники: http://maminsite.ru/early.files/early%2011.html

http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0179.shtml

Данная статья является интеллектуальной собственностью и защищена авторским правом, согласно Гражданскому кодексу Украины. При использовании статьи (или ее фрагментов) необходимо указывать автора и ссылку на первоисточник (сайт)

Источник: http://www.lalio.com.ua/blog/sensornoe-vospriyatie—chto-eto-o-neobhodimosti-razvitiya-sensornogo-vospitaniya-201/

Развитие тактильного восприятия у ребенка —

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета — важнейшие, естественные действия малыша.

Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.

Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «киш-миш», но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус.

Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно.

Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками.

Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух.

Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.

Тактильная дорожка(для детей от 1 года)

Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр. Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять обувь, облить теплой водой ножки и вытереть их насухо.

Каждый, кто это уже сделал, становится босиком на шершавую дорожку и медленно идет по ней, стараясь не сойти в сторону. Звучит тихая музыка. Можно расставить руки в стороны для равновесия. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети стараются двигаться красиво, грациозно.

Незаметно для себя они тренируются координировать движения, концентрируют внимание, учатся владеть своим телом.

Разумеется, такую дорожку можно сделать и на улице, во дворе. Собственно, и делать-то ее специально не обязательно. Просто разрешать детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке.

Поскольку центры тактильных ощущений в головном мозге расположены рядом с центрами речевого развития, то для развития речи тренировка ступней ног имеет ничуть не меньшее значение, чем тренировка пальцев рук.

То есть, путешествуя по шершавой дорожке, ребенок незаметно развивает свою речь.

Домашняя песочница(для детей от 2,5 лет)

Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок,строить из него каналы, горки, дороги. Во многих детских группах М.

Монтессори ставят специальную большую коробку на подставке, в которую насыпают песок. Конечно, в летнее время дети играют в песочнице во дворе.

Например, весь уличный городок для ребятишек в Мюнхенском детском центре (Германия) представляет собой одну большую песочницу, заполненную чистым мелким песком и огороженную низеньким заборчиком.

По этой песочнице можно бегать босиком, прыгать, строить в ней замки, прокладывать дороги и настоящие тоннели. Когда идет дождь, песочницу специально прикрывают огромной клеенкой, чтобы песок не намокал. Оказывается, и самая обыкновенная дворовая песочница требует заботы и внимания взрослых.

Мешочки с зерном(для детей от 6 месяцев)

Одно из любимых детских упражнений на развитие тактильных ощущений — раскладывание полотняных мешочков с зерном.

Мешочки шьют небольшого размера, например, 5х10 см из льняного полотна, до половины заполняют различным зерном и зашивают со всех сторон. Обычно делают 4-5 одинаковых пар мешочков: два мешочка с гречкой, два — с пшеницей, два — с рисом, два — с пшеном и т. д. Можно сшить 4 синих мешочка и 4 белых. Задача ребенка — на ощупь подобрать пару мешочков с одним и тем же зерном.

Шершавый коврик «Правая и левая рука»(для детей с 3 лет)

Этот коврик можно увидеть в московском детском саду «Монтессори-Ромашка». Его придумали и изготовили для своих ребятишек педагоги Елена Максимова и Елена Никитина. Он висит низко на стене около входа в рабочую комнату группы Монтессори так, что каждый ребенок может запросто приложить к нему свои ладошки.

На гладкое матерчатое полотно коврика пришиты шерстяные детские перчатки с разноцветными пальчиками. Над одной из них прикреплена надпись: «ПРАВАЯ», а над другой — «ЛЕВАЯ». Редко какой малыш войдет утром в комнату,не дотронувшись до этих веселых перчаток. А взгляд невзначай скользнет по надписям. Так и не заметишь, как выучишь: где левая рука, а где — правая.

Такие же перчатки с разноцветными пальчиками лежат и в корзинке в рабочей комнате. А рядом с ними — таблички с названиями пальцев: «Большой», «Указательный», «Средний», «Безымянный», «Мизинец».

Обратная сторона табличек выкрашена в цвет, соответствующий цвету пальчика перчатки. Это позволяет ребенку самостоятельно проверить, правильно ли он разложил таблички. Если дети еще не умеют читать, слова-названия будут осваиваться ими на интуитивном уровне.

Ребенок может надеть перчатку на руку и назвать пальчики, загибая их один за другим.

Лоскутки(для детей с 3 лет)

М. Монтессори так описывала презентацию этого материала: «Среди наших дидактических материалов имеется хорошенький шкафчик из папки, в ящичках которого разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п.

Мы предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий».

Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столиков, откуда его могут наблюдать сверстники; завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: «Это бархат»; «Это тонкое полотно»; «Это грубое сукно» и т. п.

Это упражнение возбуждает всеобщий интерес. Когда мы даем ребенку какой-нибудь предмет, например, лист атласной бумаги, наше маленькое собрание трепещет в ожидании его ответа».

Фигурки Равиццы(для детей с 3 лет)

Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена Марии Монтессори в Милане.Они представляли собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку».

Это были маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Ребенок доставал фигурки из коробки, рассматривал их, ощупывал по контуру и складывал в небольшую корзиночку.

Наставница накрывала корзиночку платком и предлагала ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из нее, например, домик или деревце. Детей просили «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что им известно. М.

Монтессори писала, что игрушки Равиццы — это своеобразный мостик, постепенно ведущий ребенка к умению наслаждаться формой и краской.

В России игрушки Равиццы назывались бирюльки. Их обычно вырезали из мягкого дерева, березы или сосны, и делали не плоскими на ножке, а объемными. И раскрашивали их не всегда. Разные российские губернии славились особой формой бирюлек и специфическим их набором. Для бирюлек делали специальную берестяную или деревянную коробочку. Но чаще всего их клали в полотняный мешочек с завязкой.

С бирюльками дети играют по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в волшебный мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки и по просьбе взрослого доставал одну из них. Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше.

Часто, особенно если фигурки были раскрашены, требовалось немало усилий, чтобы отличить одну бирюльку от другой: многие детали не прощупывались, так как были лишь нарисованы. Бирюльки незаметно развивали в ребенке внимательность, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.

Елена Хилтунен «Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори»

http://adalin.mospsy.ru

(Visited 20 times, 1 visits today)

Источник: https://medport.info/pediatriya/razvitie-taktilnogo-vospriyatiya-u-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию