Трудовая деятельность дошкольников: компоненты и мотивы труда

Дети к шести годам уже много знают и умеют. В большинстве своём они активны, трудолюбивы, организованны. Однако не все они ответственно относятся к выполнению трудовых поручений, часто совсем не проявляют инициативы и самостоятельности.

Трудовая деятельность дошкольников: компоненты и мотивы труда

Мотивы трудовой деятельности для детей дошкольного возраста

В задачу взрослых входит — воспитать  самостоятельность и активность детей в труде,  способствовать повышению ответственности за результат своего труда.

Однажды мама Тани ( 6 лет) заметила, что девочка играет с куклой, а пуговица на платье у куклы отсутствует. Мама просто спросила: «Если бы у тебя не было пуговицы на платье, ты бы его надела в детский сад?» Ответ девочки, естественно, был отрицательным. Мама напомнила дочке, что она учила её пришивать пуговицы.

Девочка охотно пришила пуговицу к кукольному платью и продолжила игру.  В следующий раз, помогая маме разбирать и складывать выстиранное бельё, Таня обнаружила, что у брата на рубашке одна пуговица вот-вот оторвётся, и она быстро нашла иголку и нитки и самостоятельно пришила пуговицу к рубашке брата.

Об этом мама рассказала вечером брату, папе. Таня была искренне рада, что её старание было замечено и одобрено взрослыми. В данном случае мотивом труда Тани выступало желание заработать одобрение взрослых. Витя ( 5 лет) просит купить хомячка. Мама сразу ставит условие: «Купим, если ты будешь убирать клетку и кормить хомячка сам».

Трудовая деятельность дошкольников: компоненты и мотивы трудаТаким способом, учитывая желание ребёнка, мама нацелила его на  выполнение постоянного трудового поручения, самостоятельность в уходе за хомячком. А вот у Серёжи мама сама убирает за хомячком. Оказалось, что женщине не нравилось, как сын убирает клетку животного, и она при Серёже  убирала её заново. Постепенно это стало её обязанностью.Рассматривая эти примеры, мы можем сказать, что трудовые поручения в семье должны вытекать из мотивов. Каковы мотивы трудовой деятельности детей? Так, у Тани был мотив — заслужить одобрение взрослых, у Вити — желание получить хомячка, а у Серёжи мама сама погубила желание ребёнка к выполнению трудового поручения.

Давайте рассмотрим мотивы трудовой деятельности дошкольников, которые следует использовать, организовывая трудовые поручения детей в семье с целью воспитания самостоятельности, ответственности:

  • Интерес ребёнка к выполнению работы.
  • Желание помочь взрослым, получить их одобрение.
  • Общение с взрослыми в процессе работы.
  • Создание предметов своими руками. Здесь решается сразу несколько задач — закрепляются имеющиеся у детей навыки труда, и они получают удовлетворение от результата своего труда.
  • Мотив по принципу «Научи меня». Здесь ребёнок выступает в роли знающего человека, присутствует познавательное направление.

Каждый родитель должен учитывать, что мотив детей от желания иметь что-то должен перерасти в мотив знать что-то и уметь выполнять требования. К 7 годам уже мотивом трудовой  деятельности должно выступать слово «Надо!».

Читайте статью «Есть такое слово — «НАДО». С изменением возраста дошкольников появится  необходимость использовать любознательность детей, и личные мотивы деятельности будут уступать познавательным.

В данном случае уместно пользоваться приёмом «Научи меня».

Трудовые поручения для детей

Каким бы мотивом вы не руководствовались, хорошим приёмом в воспитании самостоятельности детей в труде будет использование игрушек. Например, Дима (4-5 лет ) никак не хотел убирать свой игровой уголок. Тогда папа купил ему Петрушку-марионетку и сказал: «Я купил тебе новую игрушку, но боюсь, что она затеряется у тебя в твоих  игрушках. 

Трудовая деятельность дошкольников: компоненты и мотивы труда

Давай разберём их и наведём порядок».  Они вместе привели игровой уголок в порядок, папа достал игрушку и показал, какие действия и как можно совершать ею.

Затем определили место Петрушки в игровом уголке и договорились, что он будет следить за порядком среди игрушек.

В течение месяца папа наблюдал и подсказывал от имени Петрушки о необходимости наведения порядка, затем подсказки прекратились, а Петрушка остался с  Димой  навсегда, как напоминание о необходимости выполнить ту или иную работу.

Кроме уборке в игровом уголке можно организовать следующие трудовые поручения для детей в семье:

  1. Трудовые поручения для детей раннего возраста (до 3 лет) — учить снимать при небольшой помощи взрослых верхнюю одежду, обувь, вешать и ставить всё на место. Помогать взрослым убирать крупный мусор на полу и участке, застёгивать большие пуговицы, правильно надевать свою одежду, складывать её вечером перед сном аккуратно.
  2. Трудовые поручения для детей младшего дошкольного возраста -дети должны уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, знать место одежды и обуви и следить, чтобы они всегда были в порядке, уметь застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Привлекать малышей к уборке игрушек, оказывать посильную помощь взрослым в уборке помещений и участка.Трудовая деятельность дошкольников: компоненты и мотивы труда
  3. Трудовые поручения для детей старшего дошкольного возраста — воспитывать в детях желание принимать участие в труде вместе с взрослыми. Кроме того, они должны уметь самостоятельно аккуратно складывать свою одежду в шкаф, следить за порядком в своей комнате или уголке. Привлекать детей к хозяйственно-бытовому труду и труду в природе (поливать комнатные растения, рыхлить землю и прочее) Хорошо, если при посадках грядок, выделите грядку ребёнку, за которой он будет ухаживать всё лето, весной участвовать в перекопке земли грядок, уборке территории, осенью в уборке урожая и т. п.
  • Все перечисленные трудовые поручения помогут вам в воспитать самостоятельность детей дошкольного возраста в труде, что несомненно поможет им при  выполнении домашних школьных заданий.
  • Конечно, определяя последовательность выполнения поручений, подбирая персонажей, которые вы хотите использовать как подсказку или приглашение  к выполнению, необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, его интересы. 
  • Трудовая деятельность дошкольников: компоненты и мотивы труда

Создание условий для выполнения трудовых поручений детьми

Какой бы труд вы не организовывали в семье необходимо помнить, что при любой трудовой деятельности необходимо соблюдать режим двигательной активности детей и учитывать, что она снимает напряжение , связанное с умственной деятельностью.

Поэтому считается, что организовывать трудовую деятельность детей лучше всего во вторую половину дня (примерно с 15ч 30 мин до 16 ч 30 мин). В это время отмечается хорошее состояние организма детей, так как утренние часы насыщены учебными занятиями и дневной прогулкой.

Кроме того, такое распределение времени позволит вам  равномерно распределить нагрузку детей на все группы мышц.

Использование совместного труда детей и родителей способствует формированию у дошкольников уважения к трудовой деятельности взрослых, овладению детьми более сложными навыками труда, поскольку родители будут иметь возможность обучить их этим навыкам.

Очень важно, чтобы родители приобщали детей не только к труду, связанному с навыками самообслуживания  и к посильному хозяйственному труду, но и к труду творческого характера — конструированию, изготовлению различных поделок, мелкому ремонту и т.п.

Источник: http://bukvic.ru/motivyi-trudovoy-deyatelnosti-detey/

Особенности трудовой деятельности дошкольника

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. Возникновение трудовой деятельности час-то происходит в связи с игрой или процессе ее.

Когда мы говорим о труде детей, то признаем некоторую его условность по сравнению с трудом взрослых. Ценность детского труда — в его воспитательном значении

Своевременное привлечение ребенка дошкольного возраста к посильному труду необходимо для его разностороннего развития. Труд требует и развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, мышление, память.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развиваются инициатива, ответственность, трудолюбие.

В нем немалые возможности и для проявления индивидуальности ребенка, его «самости».

Трудовая деятельность дошкольников: компоненты и мотивы труда

Становление каждого компонента трудовой деятельности (цель, мотивы, планирование, процесс деятельности, результат) имеет свои особенности.

Трудовая деятельность дошкольников побуждается различными мотивами. Один и тот же процесс работы и полученный и в результате продукт могут иметь разное психологическое значение в зависимости от того, делает это ребенок для своего удовольствия или для того, чтобы достичь результата, полезного другим людям.

У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших дошкольников все большее значение приобретают мотивы общественного характера.

Они проявляются как стремление сделать нечто полезное близким людям: родителям, сотрудникам детского сада, друзьям, малышам.

Мотивами могут служить: стремление ребенка получить одобрительную оценку взрослого, сознание собственных умений и возможности самостоятельно достичь результата труда, интерес к совместной деятельности с детьми и взрослыми, познавательный интерес, личный практический или игровой интерес.

Трудовая деятельность дошкольников: компоненты и мотивы труда

В зависимости от мотива меняются детские взаимоотношения в процессе труда. При наличии социального мотива у детей наблюдается стремление оказать друг другу помощь, проявить доброжелательность, заинтересованность результатом, общего дела.

Задача нравственно-трудового воспитания в том и состоит, чтобы к труду побуждали не эгоистические мотивы личного успеха или только личной пользы, не столько мотивы внешней, процессуальной привлекательности деятельности, сколько мотивы общественного характера.

В процессе труда взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Это не значит, что педагог от начала и до конца выполняет работу вместе с воспитанниками. Важно, чтобы дети видели заинтересованность взрослого в достижении общей цели.

В труде ведущими являются предметно-орудийные действия, с помощью которых достигается результат. Овладение простейшими орудиями труда, орудийными действиями происходит уже в раннем и дошкольном возрасте.

Трудовой процесс не может считаться завершенным, если не получен результат. Отношение ребенка к результату своего труда, оценка своей деятельности меняется в зависимости от возраста.

Младшие дошкольники еще не могут самостоятельно оценить результат своего труда. Это делает воспитатель после завершении трудового процесса.

У старших дошкольников к труду начинает меняться. У них складываются критерии оценки, преодолевается ее категоричность и немотивированность. Взаимодействие воспитателя с детьми, его педагогическая оценка, личный пример во многом способствуют этому.

  • Вся работа воспитателей дошкольного учреждения по приобщению детей к труду основывается на следующих принципах:
  • — природосообразности и индивидуализации — предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в труде;
  • — гуманизации — проявляется в ориентации педагога на личность ребенка, учете его потребностей, интересов и возможностей, предъявлении разумных и посильных требований; детям в труде, предоставлении им свободы в выборе содержания труда;
  • — сотрудничества с семьями воспитанников — проявляется и помощи родителям в трудовом воспитании ребенка: определении содержания труда ребенка дома, совместного труда родителей и детей, раскрытии значимости общения взрослых и детей в совместной работе, показе родителям приемов руководства трудом детей.
Читайте также:  Тактильное восприятие: развитие у детей с помощью упражнений

Источник: https://vscolu.ru/articles/osobennosti-trudovoj-deyatelnosti-doshkolnika.html

Становление компонентов трудовой деятельности

Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

· Цель.

Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не умеют удерживать в памяти весь процесс и результат.

Действия детей носят нецеленаправленный, а процессуальный результат (полил цветы, начал снова; разложил ложки, начал выкладывать по второй). Осознание цели своих действий и связи ее с результатом формируется постепенно.

На данном этапе огромная роль принадлежит взрослому, он ставит цель перед детьми и помогает ее реализовать.

Старшие дошкольники в привычных условиях труда самостоятельно ставят цель (в самообслуживании, уборке).

Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях (в самообслуживании, уборке). Они могут осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Но такие цели ставит взрослый. Чтобы отдаленные цели небыли так трудны для детей, необходимо ставить промежуточные.

При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

· Мотивы. При формировании навыков трудовой деятельности важно не только что и как делает ребенок, но и для чего. Мотивы детей могут быть разные: получить от взрослого положительную оценку; самоутвердиться; принести пользу другим (общественные мотивы формируются только при правильном отношении взрослых, «велят»). Все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста:

— у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат);

— у старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сделать что-то полезное близким людям. Но только к 5-7 годам они могут мотивы формулировать.

· Планирование. Важный компонент труда, который включает в себя организацию труда, исполнение, контроль, оценку отдельных этапов и результата в целом.

Ребенок младшего дошкольного возраста не планирует свою деятельность.

Планирование трудовой деятельности старших дошкольников специфично и имеет ряд особенностей:

— они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т.п.);

  • — намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения;
  • — они не планируют контроля и оценки своей работы;
  • — словесное планирование отстает от практического.

Необходимо учить детей планировать, благодаря этому формируется способность действовать экономично, рационально, предвидеть результат. Роль взрослых на разных возрастных этапах здесь различна: взрослый планирует работу с детьми сам – привлекает к совместному планированию – учит планировать самостоятельно.

· Сам процесс деятельности. Детей младшего дошкольного возраста привлекает сам процесс, постепенно они овладевают трудовыми действиями под руководством взрослого (показ).

Дети старшего возраста в деятельности отрабатывают трудовые навыки, воспитывают настойчивость, потребность сделать красиво и аккуратно.

Способны обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению.

· Результат труда. Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса, чаще это выражается в положительной оценке.

В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется, их интересует практический результат (до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат).

Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою, но взрослого так же важна.

Общественная направленность результата труда, которая осознается к среднему возрасту, позволяет формировать понимание необходимости труда для других и воспитывать уважение к трудящемуся человеку.

Таким образом, трудовая деятельность свойственна детям дошкольного возраста, но имеет свои особенности.

Содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников

Источник: https://cyberpedia.su/9x12f21.html

Виды (содержание) труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание дошкольника

В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, так и дошкольному воспитанию.

Надо отметить, что детские дошкольные учреждения всесторонне развивают и воспитывают детей, укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им любовь к труду, к своей Родине, а также подготавливают детей к обучению в школе.

За определенный период времени пребывания в детском саду у ребят должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность, выносливость. Труд должен радовать ребенка, и наша задача развить это чувство у маленьких детишек.

В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия, т.к. в последующие годы приучить ребенка к труду будет намного сложнее. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело.

Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет хозяйственно-бытовой труд, он связан с самообслуживанием, поддержанием порядка в групповой комнате, соблюдением правил личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к вещам, по собственному желанию наводить порядок и помогать своим товарищам.

Воспитатели помогают всем детям осознать полезность своего труда, стремление трудиться и прививают огромный интерес к труду. Например, не менее кропотливый труд по уходу за животными. Принимая участие в нем, ребенок проявляет заботу, аккуратность, бережливость и получает определенные знания об их жизни.

Дошкольные учреждения воспитывают у ребят интерес к сельскохозяйственному труду и любви к природе, сажая вместе деревья, цветы и кустарники. В некоторых городах существуют замечательные дошкольные учреждения, которые прививают ребятам любовь к труду через практические занятия, т.

е, дети могут на практике сами покормить животное или же посадить и затем ухаживать за каким либо растением. В таких детских садах строят специальные теплицы для выращивания растений, загоны для определенных видов животных. Немало важен и ручной труд, он способствует духовному развитию.

Художественное творчество- тоже очень интересный и разносторонний труд. В нем можно использовать природные материалы, шишки, желуди, листья и т.д.

Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща.

Организуя коллективный труд, большинство воспитателей учат детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки. Не следует забывать, что распределять труд нужно по силам ребенка и не надо перегружать его.

Потому что в следующий раз, ребенок будет уклоняться от порученных ему дел. К сожалению, в некоторых дошкольных учреждениях нет, такой закономерности прививать детям любовь к труду, они участвуют в труде очень редко. В таком случае дети очень часто проявляют нежелание участвовать в любой работе.

На любое предложение воспитателя что-то сделать они отвечают: Не хочется, Не могу, Очень устал, Надоело.

Дав задания, воспитатель порой сам не замечает, что заставляет выполнять работу, тем самым подчиняя себе. Поэтому трудовая деятельность детей проходит механически, без какого либо интереса и желания.

С другой стороны тоже плохо, если воспитатель диктует им, что нужно делать, начинает вмешиваться, тем самым не дает ребенку самому проявить активность и самостоятельность. Тогда дошкольники привыкают работать лишь только по указанию взрослого. Дети быстро привыкают работать только по указанию.

Как бы не рассказывал педагог или воспитатель о труде, ребенок не почувствует и не поймет, что такое труд пока не ощутит это на себе и не попробует сам. Воспитатели должны правильно и справедливо давать оценки труду ребенка. Не захваливать и не принижать, это может привести к большим упущениям.

У одних появляется завышенная самоуверенность, а у других неуверенность в себе. И тогда интерес к любой трудовой деятельности будет потерян. Воспитанию положительных черт личности способствуют: добрая помощь, добрый совет и поддержка даже самых маленьких успехов.

Знание семейного воспитания сегодня является важным условием в нынешнем трудовом воспитании. Как организована трудовая деятельность в семье, воспитатели обязаны знать хорошо, а если требуется, оказывать необходимую помощь родителям.

Необходимо знать и помнить, что в близком содружестве с семьей можно быстро и успешно решать задачу коммунистического воспитания детей на первой, дошкольной ступени.

В теоретическом, а также в практическом воспитании дошкольников большое место занимает ознакомление их с различным трудом взрослых, именно это в значительной степени способствует формированию различных представлений о роли человеческого труда в жизни, воспитанию стремления всегда участвовать в труде.

В некоторых семья дети выполняют многие дела по хозяйству, помогают своим родителям, бабушкам, и дедушкам. Но есть семьи, в которых ребенку не находят дела и он лишь помогает маме убирать свои же игрушки. В больших семьях, где несколько детей, трудовое участие особенно велико, ведь здесь можно ухаживать за младшим братом или сестрой, помочь маме и т.д. Даже сами дети могут рассказать, как у них это получается.: «Мою братишке лицо и руки, даю ему кушать»; «Я хожу с Лялей гулять»; «Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, гуляем»; «Я одеваю сестренку и мы идем на прогулку»; «Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю купать»; «Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки».

Отсюда сразу видно, что ребенок чувствует себя взрослее по отношению к младшим и считает, что это его долг ухаживать за ними.

Не стоит забывать, что кроме ухода за маленькими, дошкольнику хочется поиграть со своими сверстниками, где есть свои интересы, интеллектуальные потребности, игры и многое другое.

Но не в коем случаи не нужно обременять дошкольника поручениями, как только он почувствует ущемление в своих детских потребностях, у него пропадает какой либо интерес и даже меняется отношение к своим младшим братьям и сестрам. Забота о ком- либо это глубокое понимание и большой человеческий труд.

Важно всем членам семьи, при выполнении всех этих дел быть примером. Не надо жаловаться на усталость, говорить о нежелании, что-то делать. Пусть ребенок видит настроение и активность каждого, их желание, сноровку, умение все делать с готовностью.

Читайте также:  Изобразительная деятельность: виды, особенности в дошкольном возрасте

В семьях, где заложены традиции, приобщать к труду всех членов семейства, приведут к более хорошим результатам, чем в семье, где труд не ценят и вряд ли научаться ценить, там всегда к труду будут относиться с неохотой.

Только благодаря стремлению к труду, человек достигает своих целей и становится личностью.

Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач. (К.Д.Ушинский)

Своеобразие труда дошкольника

  • Ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей.
  • Труд дошкольников носит воспитывающий характер, т.к. удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей.
  • Сближает со взрослыми..
  • Труд дошкольников тесно связан с игрой.
  • В процессе труда дети часто обыгрывают трудовые действия.
  • Труд детей не имеет материального вознаграждения и носит ситуативный не обязательный характер, но от его отсутствия страдает формирующийся нравственный облик ребенка.
  • Все структурные компоненты трудовой деятельности у ребенка находятся только в развитии и обязательно предполагают помощь взрослого.

Главная цель трудового воспитания – формирование положительного отношения к труду. Она реализуется в 2-х направлениях: 1) Ознакомление с трудом взрослых, формирование у них представлений об общественной значимости труда;

2) Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитываются положительные отношения, черты характера, навыки организации труда.

Особенности формирования компонентов трудовой деятельности (цель, мотив, планирование, процесс деятельности, результат) у дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте дети не могут самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат труда. Действия ребенка носят не целенаправленный, процессуальный характер (т.е.

ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат). Дети овладевают способами действия по подражанию взрослому.

Необходимо постепенно формировать у ребенка способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом.

Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях (изготовление игрушек) ставят цель сами. Но также могут осознавать и отдельные цели (выращивание урожая), которые ставит и объясняет взрослый. Важно знать ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные:

  • — Получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвердится; вступить в общение со взрослым; принести пользу другим (общественный мотив).
  • Планирование трудовой деятельности – важный компонент труда, он включает в себя:
  • — Организацию работы,
  • — Исполнение,
  • — Контроль и
  • — Оценку как отдельных этапов так и результата в целом.
  • Младшие дети вообще не планируют свою деятельность.

В старшем дошкольном возрастедети планируют частотолько процесс исполнения изабывают об организации труда, и намечая только основные этапы, но не способы исполнения. Часто не предусматривается также контроль и оценка собственной работы. Словесное планирование отстает отпрактического.

Планированию своей деятельности следует специально учить, при этом проговаривать с ребенком все этапы и способы действий. Это учит предвидеть результат труда. Процесс труда должен быть интересен для детей, т.к. в нем отрабатываются все необходимые умения и навыки.

Для этого взрослому следует самому тщательно продумать организацию труда ребенка, инвентарь, оценку результата труда и пр.

Результат труда для младших детей важен моральныйположительная оценка взрослого). Старших дошкольников интересует достижение практического. Материального результата, хотя и оценка взрослых также важна.

Виды (содержание) труда детей дошкольного возраста

1.Самообслуживание– труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Со временем осознается ребенком как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте основным методом обучения являются показ и объяснение, а также положительная педагогическая оценка.

В среднем дошкольном возрасте усложнение задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой. Важно формировать у детей приемы взаимопомощи, учить обращаться с просьбой друг к другу и т.д. используются игровые ситуации и рассматривание картинок (для формирования представлений о последовательности действий).

В старшем дошкольном возрастеприобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами и пр.

2.Хозяйственно – бытовой труд –направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание сверстников, поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к товарищам.

В младшем дошкольном возрастеформируют элементарные хозяйственно – бытовые навыки: — Помогать накрыть на стол,

— Приводить в порядок игрушки и пр.

Взрослый обязательно должен оценивать нравственную сторону трудового участия ребенка. (Пример:«Катя очень аккуратно убрала игрушки, молодец!»). Такие оценки способствуют формированию у детей представлений о том, как нужно поступать и вызывают желание подражать сверстникам.

В среднем дошкольном возрасте содержаниехозяйственно – бытового труда расширяется: дети полностью сервируют стол, приводят в порядок игрушки и пр. Взрослый систематически формирует у ребенка привычку к трудовому усилию, развивает самостоятельность и инициативу в выполнении порученных дел.

В старшем дошкольном возрасте хозяйственно – бытовой труд становится систематическим и переходит в обязанность дежурных.

Особенность хозяйственно – бытового труда состоит вумении детей самостоятельно организовывать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. Именно этому следует учить детей.

3.Труд в природе– благотворно влияет на воспитание нравственных чувств и закладывает основы экологического образования. Содержанием является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде и т.д.

В младшем дошкольном возрасте необходимо организовывать наблюдения за растениями и животными. Дети помогают взрослому в уходе за ними.

В старшем дошкольном возрасте обязанности детей шире.

Особенности труда в природе:

1) Результат в форме материального продукта (овощи, фрукты); 2) Часто имеет отсроченный результат (посеяли семена, затем ждем, пока взойдут и т.д.), поэтому воспитывает у детей наблюдательность и выдержку, терпение; 3) Общение с живыми объектами развивает у детей нравственные чувства, бережное отношение, ответственность и пр.;

4) Развивает познавательные интересы, способствует осознанию взаимосвязи между природными явлениями и объектами.

4.Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона. Дерева. Развивает воображение, творческие способности, мелкие мышцы рук, а также выдержку и пр. Дети учатся изготавливать поделки и украшать ими помещение, дарить.

Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 330; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник: https://studopedia.net/1_67404_vidi-soderzhanie-truda-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Особенности трудового воспитания дошкольников

      В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты 
должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения 
и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность.  

      Целью предлагаемого пособия является раскрытие системы трудового воспитания детей дошкольного возраста, включающей в себя задачи, средства и методы руководства детским трудом с учетом постепенного накопления дошкольниками собственного опыта участия в труде, совершенствования навыков, их растущего осознания значения трудовой деятельности, побуждающего включаться в труд. В пособии реализован возрастной подход, т.е. материал представлен раздельно для младших, средних и старших групп. 

Задачи 
трудового воспитания детей дошкольного возраста.
 

     1. Воспитание в детях уважительного 
отношения к труженику и результатам 
его труда, желания подражать 
ему в своей деятельности, проявлять 
нравственные качества. Решение 
этой задачи должно привести 
к развитию у дошкольников 
осознания важности труда для общества.

     2. Обучение детей трудовым умениям, 
навыкам организации и планирования 
своего труда, осуществлению самоконтроля 
и самооценки. Решение этой задачи 
должно привести к формированию 
у детей интереса к овладению 
новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности.

     3. Воспитание нравственно-волевых 
качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат 
своей деятельности), привычки к 
трудовому усилию должно привести 
к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности.

     4. Воспитание нравственных мотивов 
деятельности, побуждающих включаться 
в труд при необходимости. Действие 
этих мотивов должно вызывать 
у ребенка активное стремление 
к получению качественного результата, доставлять ему радость от собственного труда.

     5. Воспитание гуманного отношения 
к окружающим и коллективной 
направленности личности дошкольника: 
умения и желания включаться 
в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность 
и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

     Следует особо подчеркнуть, что задачи трудового 
воспитания решаются не только в труде, но и в любом виде деятельности, присущей ребенку дошкольного возраста.

     Трудовое воспитание является частью всестороннего воспитания. Так, в процессе самообслуживания и хозяйственно-бытовых работ у ребенка воспитываются самостоятельность, культура внешнего вида, формируются мотивы, связанные с осознанием его важности.

     Работая в уголке природы или живом уголке, дети наблюдают за развитием растений, животных, что обогащает знания, формирует представления о взаимосвязи всего живого; ребенок учится сравнивать, обобщать, делать простейшие умозаключения.

Он начинает понимать, зачем необходимо ухаживать за растениями и животными. Работая на огороде или в цветнике, дошкольники ощущают мышечные усилия, испытывают мышечное напряжение, «мышечную радость», у них формируется привычка к трудовому усилию.

Ручной труд дает массу эстетических переживаний, побуждает к творчеству, позволяет детям доставить радость другим.  

     Становление и развитие трудовой деятельности 

     Проблеме 
развития предпосылок трудовой деятельности в дошкольном возрасте и ее воспитательных возможностей уделяли большое внимание

Я.З. Неверович и В.Г. Нечаева.

     Компоненты 
трудовой деятельности.
Рассмотрим становление трудовой деятельности в развитии ее основных компонентов, выделенных психологами, процесс их постепенного совершенствования, а также воспитательные возможности каждого.

     В.Г.

Нечаева начинает обсуждение процесса становления предпосылок трудовой деятельности с момента перехода ребенка раннего возраста от процессуальных действий манипулятивного характера к целесообразным предметным действиям на основе подражания взрослым (в возрасте двух лет). Е.Н. Герасимова вводит понятие «цепочка последовательных действий», совершаемых ребенком раннего возраста, из которых складывается трудовой процесс, а в возрасте 4-5 лет ребенок овладевает этим целостным трудовым процессом (М.В. Крулехт).

     Я.З. Неверович придает большое значение овладению ребенком орудиями труда, что позволяет добиваться «целесообразных изменений предмета деятельности», т.е. получения продукта.

В процессе деятельности дошкольник овладевает не только трудовыми действиями, но и способами и порядком их выполнения, что оказывает влияние на развитие уверенности в своих силах, желания самостоятельно выполнить какие-либо трудовые операции, ребенок учится ставить цель и осуществлять контроль за своими действиями.

     В.Г.

Нечаева подчеркивает, что умение ставить перед собой цель возникает у детей в среднем дошкольном возрасте, чему способствуют возникающие в повседневной жизни разные ситуации, чаще всего связанные с уборкой игрушек и пособий, приведением в порядок игровых уголков. Такие цели у детей пятого года жизни еще кратковременны и неустойчивы, для их формирования необходимо руководство воспитателя и постоянная поддержка ребенка в самостоятельной постановке цели.

     Планирование 
и контроль – компоненты деятельности, развитие которых также приходится на дошкольный возраст.

Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования, позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

     Большое значение имеет также оценка достигнутого результата с точки зрения его 
важности для самого ребенка и для всей группы.

Это оказывает существенное влияние на развитие интереса к труду и формирование
мотивов
деятельности.

Читайте также:  Когда ребенка можно сажать в ходунки: со скольки месяцев разрешено посадить девочку и мальчика, а также об их пользе и вреде

С целью их формирования очень важно продемонстрировать перед ребенком связь между тем, что надо делать, и тем, для чего это делается, чтобы помочь ему осознать пользу своего труда.

     Мотивы, побуждающие ребенка включаться в труд, развиваются постепенно, наполняясь нравственным содержанием. Малышей часто привлекает сам 
процесс действий, использование 
нового яркого оборудования. Увлекаясь процессом действий, малыши легко теряют цель, переходят к предметным действиям.

     Мотивом может стать будущая игра, взывающая 
необходимость изготовления каких-либо игрушек или элементов костюмов. Желание доставить радость друзьям, близким также побуждают к труду. Желание научиться новым умениям, овладеть действиями с инструментами, новыми орудиями также побуждает детей включаться в труд.

     Наиболее 
существенным мотивом является осознание 
ребенком своих обязанностей, например выполнение обязанностей дежурного, так как здесь ярко проявляется необходимость его труда для группы. Я.З.

Неверович придает наибольшее воспитательное значение
общественным мотивам

деятельности. Которые возникают, когда дети помогают взрослым.

В этом случае дошкольники легко убеждаются в своих возможностях быть полезными другим.

     Таким образом, мотивами, побуждающими детей 
к труду, являются:

  • интерес к процессу действий;
  • интерес к будущему результату;
  • интерес к овладению новыми навыками;
  • соучастие в труде совместно со взрослыми;
  • осознание своих обязанностей;
  • осознание смысла, общественной важности труда.

   Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем выше ее воспитательный потенциал.

      Своеобразие трудовой деятельности детей. Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.

      Можно согласиться с тем, что объективная 
оценка результатов труда ребенка 
крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых.

Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов.

Но как же тогда оценивать пусть даже небольшое участие дошкольника в труде, ведь отсутствие оценки значительно снижает желание детей трудиться? И потому возникает необходимость ввести понятие «субъективная значимость труда», т.е.

оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий. Таким образом, при оценке деятельности ребенка в большей мере следует обращать внимание на его отношение к делу, желание доставить радость окружающим, сделать что-то полезное для себя.

      В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции.

Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отображает труд взрослых.

Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр.

      Процесс игры побуждает ребенка осуществлять трудовые действия, например купание 
куклы. Такие действия помогают овладевать первыми трудовыми умениями. Но порой эти трудовые действия настолько захватывают ребенка, что он забывает о цели. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет розетки с гуашью, пользуясь подносом.

Расставив их на столы, ребенок превращает поднос в руль и, изображая шофера, «едет» за другой партией розеток.

Или становится рабочим зоопарка, когда ему поручено покормить рыбок, птичку: он разговаривает с ними, изображая доктора Айболита, производит нужные действия, сопровождая их словами, выражающими заботу о своих подопечных.

      С другой стороны, игра может стать 
мотивом, побуждающим к труду. Так, например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы 
затеять игру в моряков – сделать 
бескозырки.

Окончание игры также вызывает необходимость выполнения трудовых действий: построили из кубиков дворец – надо сложить весь оставшийся материал на полку, закончили играть в лото – сложить все карточки в коробку, сделали атрибуты для персонажей будущей игры-драматизации – убрать обрезки цветной бумаги, вымыть кисточки, розетки из-под клея и т.д.

      В старшем дошкольном возрасте труд отделяется от игры. Дети начинают осознавать отличие 
работы от игры.

      Таким образом, на протяжении дошкольного 
детства взаимосвязь труда и 
игры проявляется:

  • в манипулятивных действиях детей, исполняющих роли взрослых;
  • в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры;
  • во включении игровых действий в трудовой процесс;
  • в ролевом поведении ребенка, создающего образ труженика.

    

Средства 
трудового воспитания
 

      Средства 
трудового воспитания детей дошкольного 
возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о 
содержании труда взрослых, о труженике, е6го отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:

  • ознакомление с трудом взрослых;
  • обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;
  • организация труда детей в доступном им содержании.

В педагогическом процессе детского сада все перечисленные 
средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга.

      Ознакомление детей с трудом взрослых.
Отечественной дошкольной педагогикой доказано, что ознакомление детей с трудом взрослых содержит большие возможности в решении задач трудового и нравственного воспитания.

Дети получают знания не только о всевозможных профессиях, но и об отношении взрослых к своему труду, о важности труда в жизни общества. Значение этих знаний выходит далеко за пределы обогащения представлений об окружающем или расширении словаря.

У детей появляется осознанное отношение к результатам труда, становятся доступными нравственно-ценностные мотивы, настойчивое стремление к получению результата.

Источник: http://turboreferat.ru/pedagogy/osobennosti-trudovogo-vospitaniya-doshkolnikov/81100-417976-page3.html

Специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста

  • Труд ребенка отличается от труда взрослого человека:
  • · ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей;
  • · труд носит воспитывающий характер, является средством разностороннего развития личности ребенка (по оценке взрослых);
  • · отличительной особенностью труда детей является его близость с игрой (в игре отражается труд взрослых, трудовая деятельность организуется для будущей игры, игровые действия включаются в процесс труда, элементы трудовых действий отражаются в игре, дети с удовольствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом);
  • · для трудовой деятельности детей младшего возраста характерен интерес к самому процессу действий;
  • · труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения;
  • · труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер (его отсутствие влияет на нравственный облик ребенка);
  • · все структурные компоненты трудовой деятельности находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
  • В трудовой деятельности дошкольников присутствуют все компоненты, характерные для этой деятельности:
  • · цель;
  • · мотив;
  • · процесс планирования;
  • · трудовые действия;
  • · оценка;
  • · результат труда.

Цель трудовой деятельности –дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цели, удерживать в памяти весь процесс и результат. Ребенок сразу начинает действовать, действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер. Цель для маленького ребенка не имеет смысла, он формулирует ее для обозначения сиюминутного действия.

Дети старшего возраста самостоятельно формулируют цель на материале уже известного труда, удерживают ее на протяжении процесса до получения результата. С незнакомым содержанием труда необходима помощь взрослого.

Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны. Особенность данного компонента – участие взрослого.

Мотивы трудовой деятельности – характеризуют то, ради чего и почему ребенок трудится. В качестве мотивов могут выступать:

  1. · потребность в положительной оценке взрослых;
  2. · самоутверждение;
  3. · потребность в общении со взрослыми;
  4. · желание чему-то научиться;
  5. · общественные мотивы (приносить пользу другим);
  6. Особенность данного компонента – отсутствие стремления получить материальную награду за труд.
  7. Планирование трудовой деятельности – включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом.
  8. Ребенок младшего дошкольного возраста свою деятельность не планирует.
  9. Планирование деятельности старшими дошкольниками осуществляется с помощью взрослых.
  10. Специфика планирования старшими дошкольниками:
  11. · планируют лишь процесс исполнения;
  12. · не планируют организацию труда;
  13. · намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения;
  14. · не предусматривают контроль и оценку работы;
  15. · словесное планирование отстает от практического;
  16. · план работы не может составить, но действует последовательно.
  17. Роль взрослого на разных этапах различна: первоначально планирует сам, далее привлекает детей к совместному планированию.
  18. Особенность данного компонента – детей следует учить планированию деятельности.
  19. Трудовые действия –детей младшего дошкольного возраста увлекает

именно процесс деятельности. Ребенок выполняет трудовые действия непосредственно под руководством взрослого, при его показе.

Старшие дошкольники овладели многими действиями, способны обучаться трудовым действиям по словесному объяснению, но процесс деятельности для них тоже привлекателен.

В деятельности отрабатываются трудовые навыки, воспитывается настойчивость, потребность делать все красиво, аккуратно, правильно. Участие взрослых делает труд детей более привлекательным.

Особенность данного компонента – у детей формируются отдельные трудовые умения, которые они могут выполнять свободно без помощи взрослых.

Оценка деятельности – для ребенка исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого ребенка. Оценка должна быть объективной, учитывающей психофизические возможности ребенка.

Младшие дошкольники затрудняются оценивать свою деятельность. Старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Особенность данного компонента – детей следует учить предвидеть к плохому или хорошему результату приведут их усилия.

Результат труда – под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.

  • Для младших дошкольников важен не материальный результат, а моральный, выраженный в положительной оценке взрослого.
  • Ребенка старшего дошкольного возраста интересует достижение практического, материально представленного результата, оценка взрослого для него также важна.
  • Дети 5-7 лет уже может появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата труда.
  • Особенность данного компонента – результат видят все дошкольники.
  • У младших дошкольников формируются отдельные трудовые умения и действия, у старших дошкольников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью.

Дата добавления: 2018-08-31; просмотров: 374;

Источник: https://znatock.org/s8660t1.html

Ссылка на основную публикацию