Деятельность дошкольника: ответы на вопросы об особенностях

Деятельность дошкольника: ответы на вопросы об особенностях

Все дети выполняют одни те же задания и действия с различной скоростью и результативностью. Напрашивается первый вывод, который привязывается к способностям ребенка к данному виду деятельности. Однако это не объективный подход.

Темповые характеристики деятельности дошкольника зависят от ряда факторов. К ним следует отнести психофизические особенности ребенка, такие как темперамент и работоспособность.

Флегматичные дети практически всегда уступают в скорости действий детям с темпераментом сангвиника или холерика.

Но они могут выдавать более обоснованный и глубокий результат в интеллектуальной и творческой деятельности.

К психофизическим присоединяются личностные особенности — мотивированность и интерес к выполнению задания, социальная адаптивность, эмоционально-волевые качества. Дошкольник может определенное время заниматься деятельностью, которая не вызывает у него интерес, но действия в этом случае будут выполняться поверхностно, без ориентировки на результат.

Наконец, темп деятельности дошкольника зависит от актуального состояния ребенка – бодр он или устал, расположила ли его обстановка, спокоен ли он в настоящий момент или находится под влиянием эмоций предыдущих минут.

Учитывая многоплановость факторов, влияющих на темповые характеристики действий ребенка, вывод об особенностях выполнения деятельности конкретным ребенком можно делать только после нескольких наблюдений.

О разновидностях деятельности

Какую деятельность дошкольника можно отнести к поисковой?

Деятельность дошкольника: ответы на вопросы об особенностях

Поисковая деятельность – это решение познавательных задач с постановкой проблемы и поиском вариантов ее решения. Дошкольники заинтересовываются практической задачей, если им понятны условия, но они еще не задумывались о самом процессе.

Поисковая деятельность чаще всего включает практический опыт, эксперимент. Например, дети с увлечением ищут решение, как вылить воду из кувшина, не прикасаясь к нему. Для проведения данного эксперимента в непосредственном окружении должны находиться подходящие средства. В том числе, и кружка, превышающая размеры горлышка кувшина, и пластиковая трубочка подходящей длины.

Поисковая деятельность детей дошкольного возраста должна осуществляться под наблюдением взрослого. Но она предполагает высокий уровень активности и заинтересованности ребенка, его познавательную самостоятельность.

В такой деятельности дети учатся формулировать гипотезы, рассуждать, делать выводы. Формируется произвольность познавательных процессов – увлеченный дошкольник не оставляет задачу, пока не находит ее решение. Такой вид деятельности является активным методом познания закономерностей окружающего мира.

Источник: https://alldoshkol.ru/vopros/ob-osobennostyah-deyatelnosti

Деятельность в дошкольном возрасте

Деятельность дошкольника: ответы на вопросы об особенностях

Психологическая теория выделяет три главных вида деятельности человека: игру, обучение и труд. В повседневной жизни все они тесно между собой взаимосвязаны. Основным видом деятельности дошкольника является игра – в ней дети проводят значительную часть времени. Вместе со взрослением ребенка эволюционируют и игры: от символических и предметно-манипулятивных до ролевых игр с определенными правилами и сюжетом. В старшем дошкольном возрасте важными элементами игры становятся труд и учение.

Особой формой игры является рисование. С развитием навыков рисования у ребенка формируется мышление и представление. Сначала дети рисуют то, что видят. Со временем начинают изображать то, что знают, помнят или могут придумать. Рисунки позволяют судить о восприятии ребенком окружающего мира, особенностях его воображения, памяти и мышления.

Творческую сторону жизни дошкольника хорошо характеризует музыка. Большинство детей с удовольствием прослушивают музыкальные произведения, повторяют музыкальные ряды и звуки на различных инструментах.

Многие дети учатся петь и с удовольствием танцуют. Интерес к музыке впервые проявляется именно в дошкольном возрасте.

А в будущем он может перерасти в серьезное увлечение и даже пробудить музыкальное дарование.

Игры-соревнования привлекают детей возможностью выигрыша (победы). Такие игры способствуют закреплению у ребенка мотивации достижения успеха.

Примером превращения игры в трудовую деятельность могут служить конструкторские игры – когда они предполагают создание чего-то полезного в быту.

Такие игры позволяют усвоить элементарные трудовые навыки и умения, познать физические свойства окружающих предметов, развить практическое мышление.

Ребенок учится планировать собственные действия, совершенствует умственные операции и ручные движения.

Таким образом, всю деятельность в дошкольном возрасте можно условно разделить на следующие основные разновидности: игры с манипулированием предметами, индивидуальные конструктивные игры, коллективные сюжетно-ролевые игры, групповое и индивидуальное творчество, игры-общение, игры-соревнования и домашний труд. В старшем дошкольном возрасте к перечисленным видам деятельности добавляется учеба. Все эти занятия способствуют гармоничному интеллектуальному и моральному развитию ребенка.

Любая дошкольная игра – это изначальная школа жизни. Кажущийся хаос предоставляет ребенку возможность познакомиться с традициями человеческого поведения и приобрести социальный опыт. Играя, дети обретают себя и приходят к осознанию собственной личности.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Источник: https://kotikit.ru/qanda/deyatelnost-v-doshkolnom-vozraste/

Ответы на вопросы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС

  • МАДОУ Детский сад “Подковка”№ 11
  • РАБОТА
  • ВОСПИТАТЕЛЯ:
  • БЕДАНОКОВОЙ РИТЫ СТАНИСЛАВОВНЫ
  • 2012г

1.Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачи­вают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека.

Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного раз­вития. Семья оказывает определяющее влияние на становление лично­сти в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка.

Справедли­во утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

Из истории образования.«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

2. Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя?

профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • воспитательно-образовательной
  • учебно-методической
  • социально-педагогической

3. На что направлена личностно ориентированная модель воспитания и обучения дошкольников? Личностно-ориентированное обучение направлено на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка,

Личностно-ориентированное образование отличается от других существующих моделей и педагогических систем, в первую очередь, тем, что предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания.

В её рамках не ученик подстраивается под цели педагога, способы его мышления, сложившийся обучающий стиль, а, наоборот, учитель с помощью разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка.

Данная модель предполагает изучение, учёт и развитие внутрисубъектных новообразований ученика. В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый – не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник.

Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

4. Охарактеризуйте сущность принципа гуманизации.

в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.

Гуманизация обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).

5 Что является целью физического воспитания?

Цель физического воспитания дошкольников – освоение основных двигательных навыков, подготовка к физической культуре в школе, профилактика болезней и укрепление здоровья. Средствами физического воспитания в детском саду являются первоначальные основы таких видов спорта, как лёгкая атлетика, подвижные и спортивные игры, гимнастика, плавание и лыжные гонки.

6. Что является целью эстетического воспитания?

  1. Эстетическое воспитание дошкольников — организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.
  2. 7 Что является целью экологического воспитания?
  3. Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду.

8. Какой вид деятельности относится к трудовой?

Различают 4 основных вида детской трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе и ручной труд.

9. Назовите ученых, исследующих проблемы нравственного воспитания детей?

Ушинский, Аристотель, Ницше, Платон, Кампанелла, Фурье, Макаренко, Сухомлинский, Крупская.

10. Что такое сюжетно-ролевая игра?

Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Д. Б.Эльконин, Д. В.Мвнджерицкая, П. Г.Саморукова, Н. Е.Михайленко, Е. В.Зворыгина и другие. Сюжетно-ролевая игра является одним из средств умствен­ного воспитания, которое заключено в формировании символических действий.

Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происхо­дит углубление анализа отображаемых явлений.

В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т. д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия).

Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание.

Сюжетно-ролевая игра — основной вид игры ребенка дошкольно­го возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображае­мая ситуация, сюжет, роли.

Сюжет — отражение детьми в игре определенных действий, со­бытий, взаимоотношений га жизни и деятельности окружающих. По­этому сюжеты зависят от эпохи, быта, географических и других условий. Чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем более однообразны сюжеты их игр. Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонажи, предметная ситуация.

11. Что отличает сюжетно-ролевую игру от других видов игр?

В современном пространстве развития личности дошкольника игра является ключевой деятельностью. Сюжетно-ролевая игра влияет на социально-личностное развитие ребёнка. Сюжетно-ролевая игра — развивает потенциальные возможности детей,

  • имеет решающее значение для психического развития ребенка;
  • является формой моделирования ребенком социальных отношений;
  • обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают ее от других видов игр.

Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. С.Р.

игра форма практического познания окружающей действительности. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Также роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры.

Читайте также:  Особенности общения в дошкольном возрасте: условия и мотивы

Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого.

12. Педагогический смысл экологических праздников и досугов.

едагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребёнка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой либо содержательный блок.

13. Какие формы работы используются в работе с детьми дошкольного возраста?

Сюжетные игры, подвижные игры, дидактические игры, беседа, игры с правилами, дежурство, наблюдение, слушание, исполнение, музыкально-дидактические игры, чтение, обсуждение, разучивание.

14. В какую образовательную область входит раздел “Ознакомление детей дошкольного возраста с природой”?

“Познание”

15. Какие вопросы рассматривает теория и методика развития детского изобразительноготворчества?

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому».Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.

Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей, удовлетворение потребности детей в самовыражении

16. Художники — иллюстраторы детской книги.

Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993, Москва), Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993, Калуга, Москва) ,Николай Александрович Устинов (1937г.р., Москва), Леонид Викторович Владимирский (1920 г.р.

, Москва), Николай Эрнестович Радлов (1889-1942, Санкт-Петербург), Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965, Москва), Олег Владимирович Васильев (1931 г.р., Москва), Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Е. Рачёв, В. Сутеев, В. Чижиков, Т.

Маврина, Л. Токмаков, Т. Юфа.

  1. В какую образовательную область включены продуктивные виды деятельности? В образовательную область «Труд»

  2. Что является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве? Игра

  3. Какие разделы включает ФЭМП в программе для детей дошкольного возраста?

«Количество и счет»; «Величина» и «Форма»; «Ориентировка в пространстве»; «Ориентировка во времени».

20. Основное средство физического воспитания — физические упражнения.

  1. Как называются кратковременные физические упражнения? Зарядка, гимнастика.

  2. С какого вида труда начинается развитие навыков трудовой деятельности у детей?

Культурно–гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию.

23. Какие приемы развития речи относятся к словесным приемам ?Речевой образец, повторение, объяснение, указания, словесное упражнение.

24.В какое направление входит образовательная область «Чтение художественнойлитературы»?

«Познавательно-речевое развитие»

Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия.

Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина.

Общение наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование окружающего мира, является одной из основных форм социальной активности человека.

Общение — обмен информацией при помощи языка или жестов.

  1. Что относится к вербальной коммуникации?

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение.

  1. Принципы детской психологии : Принцип первый. Вся наша жизнь- игра Принцип второй. Делаю, что хочу Принцип третий. У меня все получается.

  2. Что является основной задачей эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.

Основная задача эффективного взаимодействия ДОУ и семьи — объединить усилия для развития и воспитания детей.

30.Назовите общие методы семейного воспитания?

Основные методы семейного воспитания:

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

7

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/otviety-na-voprosy-doshkol-nogho-uchriezhdieniia-v-sootvietstvii-s-fgos

Игровая деятельность дошкольника



Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

По мнению Пиаже, ребенок живет в двух мирах, в своем мире, детском, игровом и в мире взрослых реальностей. Дошкольный возраст — это особенный период развития ребенка. В этом возрасте формируется вся психическая жизнь человека и устанавливаются отношение с окружающим миром.

Суть этого становления заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение.

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями.

На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».

Важную роль в жизни ребенка — дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником — это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

Младшие дошкольники совместно еще не могут играть, просто они манипулируют какой-либо игрушкой, набирают себе в руки и носят их.

В отношениях между людьми эмоции и чувства не менее значимы. Чувства и эмоции как положительные, так и отрицательные — сложнейшие психологические проявления, которые играют огромную роль в жизни человека. Одни чувства и эмоции делают человека целеустремленнее, жизнерадостнее, мягче и добрее, а под влиянием других чувств — нетерпимее и резче.

Эмоции, которые возникают при взаимодействии ребенка со взрослыми, со сверстниками, в игровой деятельности оказывают большое влияние на развитие целеустремленности и индивидуальности. Положительные эмоции при общении способствуют созданию у детей хорошего настроения, внимательного и доброго отношения друг к другу.

В младшем дошкольном возрасте очень важно вызывать и поддерживать у ребенка положительные эмоции, радостное настроение для эмоционального восприятия и положительного психологического настроя.

Настроение, поведение и работоспособность маленького человечка в основном зависят от того на сколько нравится, на сколько интересно, доставляет ли это занятие удовольствие или нет.

В педагогическом процессе игра имеет особо важное значение.

Мир игры доступен детям, в игре любой замысел может быть исполнен, в игре ребенок может стать космонавтом, врачом, водителем, пассажиром, мамой… В мире игры он чувствует себя большим, сильным смелым и умелым, в игре он может все! Может плавать по морям, летать в открытом космосе, сражаться с инопланетянами и побеждать их, может спасать «людей от опасностей» и просто заваривать чай и угощать всех «разными вкусностями». В свою игру ребенок вносит все самое важное и интересное для себя, играя, он моделирует мир взаимоотношений взрослых людей. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Что и способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Во время игры дети проявляют активность, самостоятельность, воображение, реализовывают свои представления об окружающем мире. В игре действия, место, роли — все условно, все — понарошку. Стоит только ребенку взять в руки «кирпичик из конструктора», и в руках у него оказывается телефон, смартфон, мороженое, в игре, сидя на скамейке, ребенок едет в поезде и рассматривает виды из окна, едет в автобусе на дачу, намешивая палочкой песок в ведерке, варит вкусный суп. Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве. Игра, с одной стороны помогает детям реализовывать свои желания и интересы, помогает приобщиться к различным сферам жизни взрослых людей. Во время игры ребенок лучше усваивает смысл человеческих действий и взаимоотношений, ориентируется в предметных назначениях. Практика показывает, что манипулировать предметами дети учатся в повседневной жизни, в быту, и поэтому, маленькие дети больше любят играть с предметами быта, а не с игрушками (у мамы в руках чаще бывает ложка, чашка, поварешка…) а играть с игрушками их необходимо научить. Очень медленно складывается умение разворачивать игровой сюжет. Дети младшего возраста могут только манипулировать конкретным предметом, образом, играют в «кошечку, собачку», поят куклу Катю чаем. В процессе демонстрации взрослым игрового поведения, атак же в игре с родителями, воспитателями и старшими детьми у детей формируется игровое умение. Воспитатель руководит игрой, использует при этом различные педагогические средства. Воспитатель предлагает детям сюжет игры, определяет целенаправленные действия. Сюжет постепенно усложняется и по — разному используется в зависимости от возраста детей и от этапов игры добавляется оборудование.

Читайте также:  Шкала апгар: таблица для новорожденных, расшифровка 10, 8, 8/8, 7, 7/7, 9, 9/9, 9/10, 7/8, 8/9, 6/6, 6/8, 6/7, 4/5, 3 баллов

При формировании игры обычно выделяется основные три этапа:

  1. Ребенок от одного года до двух с половиной лет усваивает условные действия и манипуляции с предметами заместителями и игрушками.
  2. Дети от двух с половиной лет до четырех с половиной может принять на себя определенную роль, усваивают ролевое поведение (могут устанавливать ролевые взаимодействия и отношения).
  3. Ребенок от четырех с половиной до семи лет уже способен строить и развивать сюжет игры, изменять его по своему желанию.

Взрослый руководит игрой на первом этапе, особое внимание уделяет игровому действию, через действие включают ребенка в любую совместную деятельность.

На следующем этапе основная задача состоит в том, чтоб помочь детям усвоить и передавать способы ролевого поведения. Для этого используют ситуации совместной игры, инсценируются определенные игровые сюжеты, сюжеты из повседневной жизни. Постепенно педагог формирует умение соотносить набор определенных атрибутов действий с названием роли и игры.

Важно научить выделять различные «наборы» ролей (параллельные — «доктор — больной», взаимодополняемые «доктор — медсестра»), видеть, воспринимать и устанавливать различные отношения между ролевыми позициями (управление и подчинение «учитель — ученик», равноправие «водители, строители»).

Ориентируясь на эти задачи, педагог подбирает определенный сюжет для игры, по мере того, как дети осваивают и овладевают определенными навыками и умениями сюжет игры может постепенно усложняться. Важно на данном этапе сформировать у детей умение выполнять несколько ролей последовательно в пределах одной игры, одного сюжета.

В игре преломляется восприятие окружающего, от умения согласовывать свои действия — подчинять или подчиняться зависит ход всей игры. Для ребенка все, что происходит в игре не менее значимо и реально, чем то, что происходит в жизни.

В игре «в школу» нерадивого ученика наказала строгая учительница, ученик стоит в углу и плачет, но из игры не выходит… Выготский полагал, что игра дает ребенку «новую форму желания». В игре он начинает соотносить свои желания с «идеей», с образом идеального взрослого. Ребенок может плакать как пациент в игре (показать, как плачешь — трудно) и радоваться как играющий.

В игре все происходит немного не та как в жизни, но переживает игровые ситуации ребенок так же глубоко и так же серьезно. От умения согласовывать свои действия зависит од и содержание самой игры. Для ребенка игра является своеобразной социальной практикой, в игре дети отражают окружающую действительность. В своих работах К. Д.

Ушинский отмечал, что игра детей является социальной практикой, и дети, живущие в различных условиях различны: «У одной девочки кукла стирает, стряпает, моет, гладит; у другой принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги.

Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки получали чины и брали взятки».

Игры детей отражают ту эпоху, в которую они живут, дети 50х — 60х годов играли все больше в войну, отражали героическую победу, в 70е — 80е годы запускали ракеты и строили БАМ, в 90е — 2000е играли в «крутых рекетиров». В Игре дети уточняют знания об окружающем приобретают организаторские умения, учатся преодолевать страх и робость, развивают активную речь и воображение.

Основная педагогическая задача третьего этапа — формирование у детей умения строить и развивать сюжет игры развивать его.

Для решения данной задачи взрослый организует с детьми такой вид совместной игры, основным содержанием, которой является процесс фантазии и придумывания разнообразных сюжетных коллизий и этапов, включающих связанные между собой ситуации, события и роли.

При этом сюжет основывается на имеющиеся у детей знания и опыт, учит их различными способами и образами комбинировать и соединять их, то есть воображать и фантазировать.

Для активного и успешного проведения совместной ролевой игры дети должны овладеть, помимо собственно игровых навыков еще и умением взаимодействовать со сверстниками. В совместной игре можно выделить три уровня взаимодействия детей.

В качестве основного предмета взаимодействия на начальном, первом уровне являются сюжетно — образные игрушки в соответствии с которыми и определяется тема и содержание игры, форма взаимодействия (поочередное, подражательное и другие).

Правила ролевого поведения, в качестве основного момента, организующего игровое взаимодействие детей, находятся на втором уровне.

На более сложном, третьем уровне предметом основного игрового взаимодействия является согласованное построение содержания и сюжета игры: выбор темы, ситуации игрового взаимодействия, последовательное развертывание событий. Каждый последующий уровень взаимодействия детей включает в себя предыдущий и подчиняет его основному содержанию игры.

Специального педагогического воздействия требует перевод дошкольников на более высокий уровень игрового взаимодействия. На всех этапах становления совместной игры перед педагогом стоит задача наиболее активно использовать самостоятельную игру как основу всестороннего развития малышей.

Яркие, доступные игрушки являются одним из средств, стимулирующих самостоятельную игровую деятельность детей. Огромное значение имеют игрушки на этапе раннего и младшего дошкольного возраста.

В этот период предметно — игровая обстановка, наличие обыгранных игрушек выступают пусковым моментом самостоятельной игровой деятельности детей. Игры с предметами и игрушками подразумевают использование разных игрушек и предметов, а также природного материала.

Это куклы, транспорт, посуда, животные, матрешки, пирамидки, листья, камушки, семена и т. д.

Во всех группах детского сада (по рекомендации Е. И. Тихеевой) необходимо иметь дидактическую куклу с «комплектом всех предметов обихода».

В период развития детской активности необходимы игрушки, имитирующие реальные предметы, знакомые детям по их смысловому назначению и применению в быту.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.

Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.

Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.

Игрушка — это часть игры, это непременный спутник детства. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи, это способствует развитию познавательных процессов. Значение игрушки в воспитании детей велико и переоценить это значение невозможно, поэтому именно игра — основная деятельность ребенка.

Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. Преобладание позитивной динамики в эмоциональном состоянии детей при взаимодействии с классической куклой и мячом не противоречит психологическому смыслу истинной игрушки.

Так, мяч считается самой удачной игрушкой для детей всех народов и возрастов, а кукла — прообразом человеческой ипостаси.

Кукла развивалась и формировалась от тряпичного оберега, не имеющего лица до точной пластиковой копии человека с жизненными функциями (пить, писать…), мяч «вырос из скатанного комка шерсти животных», и остался все таким же круглым, но ин различных материалов и наполнителей. По мнению В. С.

Мухиной, «кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла.

Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла — партнер по общению в игре ребенка». Кукла через диалог вписывается в семиотическое поле. Она несет в себе вербальные и невербальные смыслы, социальные и личностные перцепции, за которыми стоит глубокий контекст культуры. Мяч способствует росту и развитию физических данных человека, активизирует двигательную деятельность.

Литература:

  1. Мухина В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. — Москва: Просвещение,1975. — 239 с.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. — М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.
  3. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. — Минск,1997. — 256 с.
  4. Мясищев В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности [Текст] // Психология личности. Тексты. М.,1981. — С. 35.
  5. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание, N 1, 2003. — С. 20–27.
  6. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека / В. Минаев // Дошкольное воспитание, N 2, 2003. — С. 13–20.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, игрушка, сюжет игры, кукла, совместная игра, роль, действие, ролевое поведение, дошкольный возраст.

Источник: https://moluch.ru/archive/116/31727/

Специфика образовательной деятельности

 03.11.2014_Специфика образовательной деятельности в дошкольном образовании

 Колчева Н.И., методист отдела дошкольного и начального общего образования ХакИРОиПК

Образовательная деятельность на уровне дошкольного образования имеет свои специфические особенности, отличающие ее от образовательной деятельности других уровней общего образования.

Одна из причин введения ФГОС дошкольного образования заключается в том, чтобы сохранить (защитить) эти особенности, не допустив переноса школьных форм и методов в детские сады, и обеспечить реализацию образовательных программ дошкольного образования в соответствии со спецификой дошкольного возраста.

Образовательная деятельность по реализации программ дошкольного образования, как любая другая деятельность, имеет свою структуру.

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Мотивы педагогической деятельности могут быть внешними и внутренними.

Внешние мотивы направлены на других, связаны с взаимодействием с другими людьми и не связаны с образовательной деятельностью (желание выполнить качественно свою работу, чувство ответственности, желание получить стимулирующие выплаты, аттестоваться и/или получить квалификационную категорию, выполнить работу под давлением администрации, добиться признания, и т.д.).

Внутренние мотивы, наоборот, связаны с содержанием и характером выполняемой деятельности, обусловлены интересом к образовательному процессу и к его результату. Преобладание у педагога внутренней мотивации предпочтительно.

Проблема в том, что ФГОС дошкольного образования вынуждает по-другому посмотреть на процесс и результат образовательной деятельности, к чему большинство педагогов пока не готово.

Отсутствие у педагога какого-либо мотива (внутреннего или внешнего) свидетельствует об отсутствии самой образовательной деятельности. В этом случае педагог реализует не образовательную деятельность, а деятельность по присмотру и уходу за детьми, которая имеет другие мотивы, цели, содержание и результат.

Цель – осознанный образ того результата, на достижение которого будет направлено действие.

Читайте также:  Пальчиковые игры для детей как средство развития мелкой моторики

В системе общего образования результат образовательной деятельности традиционно связан с образовательными достижениями детей.

Например, во ФГОС  общего образования требования к результатам освоения основной образовательной программы содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего основную образовательную программу.

При этом результаты итоговой и промежуточной аттестации школьников рассматриваются как одни из показателей эффективности образовательной деятельности педагога. 

В дошкольном образовании требования к результатам освоения основной образовательной программы обозначены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (п.4.1. ФГОС ДО).

Особенностью целевых ориентиров, в отличие от целей, является невозможность их определения во времени и, как следствие, невозможность достижения к определенному сроку.

  ФГОС дошкольного образования указывает на недопустимость и неправомерность требований от детей дошкольного возраста конкретных образовательных результатов, которые обусловлены двумя причинами:

во-первых, спецификой дошкольного детства (гибкостью, пластичностью развития ребенка, высоким разбросом вариантов его развития, его непосредственностью и непроизвольностью);

во-вторых, системными особенностями дошкольного образования (необязательностью уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствием возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат).

Отсутствие обязательных требований к образовательным достижениям детей дошкольного возраста отражено в законе «Об образовании в РФ», вступившим в силу 01.09.2013г. В частности, в статье 64, п.2 отмечено, что освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации обучающихся.

Многие полагают, что такая позиция позволяет педагогу дошкольного образования снимает ответственность за качество образовательной деятельности. Однако, качество образовательной деятельности педагога связано с достижением другой цели.

Альтернативной целью образовательной деятельности является то, на что направлена образовательная программа дошкольного образования. Согласно положениям ФГОС ДО (п.2.3, п.2.4), программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации и должна быть направлена:

на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Таким образом, направленность программы определяет ту цель, которая должна быть достигнута в процессе образовательной деятельности и тем самым определяет основную специфику дошкольного образования.

Смещение акцента с результата на условия, делает ФГОС дошкольного образования «нестандартным», стандартом условий.

Это стандарт условий развития, которые должны быть одинаковыми, «стандартными» для всех детей, посещающих ДОО независимо от их территориального расположения и организационно-правовой формы.

Согласно п. 3.1.

, ФГОС условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования (психолого-педагогические условия, развивающая предметно-пространственная среда, кадровые, материально-технические и финансовые условия) направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.

В данном контексте педагог несет ответственность не за образовательный результат детей (который рассматривается как возможный, вероятностный), а за качество создаваемых им психолого-педагогических условий в образовательном процессе. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, обозначены в п. 3.2.5. и предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

  • 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
  • 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
  • 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

При этом, в п. 3.4.2. ФГОС дошкольного образования предъявляются конкретные требования к педагогу, связанные с обязательным наличием компетенций, необходимых для создания условий развития, обозначенных в п. 3.2.5.

Действия – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели. Содержание и характер действий зависит от поставленной цели. «Зуновская» цель достигается за счет жесткой регламентации деятельности, пошаговых инструкций и т.д.

В этом случае действия педагога преимущественно состоят в директивной организации деятельности ребенка: учит, формирует, объясняет, закрепляет, развивает, воспитывает, контролирует и т.д.

Реализация же альтернативной цели подразумевает организацию пространства взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в котором должны быть созданы возможности выбора (видов и способов деятельности,  материалов и т.д.

), условия для развития самостоятельности и инициативы, коммуникативных навыков, должны быть обеспечены условия эмоциональной комфортности. При реализации данной цели действия педагога должны быть поддерживающими, создающими условия для проявления активности ребенка (побуждает, поддерживает, поощряет, помогает, способствует, стимулирует, готовит среду и

Результат – итог образовательной деятельности. Понимание результатов дошкольного образования сегодня неоднозначно. Тем более, что результативность деятельности часто выступает одним из показателей качества этой деятельности.

Достижение целевых ориентиров носит вероятностный характер, не привязано к срокам, не подлежит оценке и, вероятно, не может выступать в качестве результата образовательной деятельности.

Создание условий достижения целевых ориентиров, например, психолого-педагогических, носит обязательный характер, соответствует направленности образовательных программ дошкольного образования и отражено в соответствующих положениях ФГОС (п.2.4., 3.2.5, 3.2.4). Такое восприятие результата необычно.

Это результат, который представлен не в виде статичного, «застывшего», измеряемого показателя, а виде показателей незавершенного процесса. Оценка результативности (эффективности) педагога  по показателям достижения детьми целевых ориентиров необъективна и фактически запрещена (ст. 64 ФЗ-273 и п.4.3., 4.5 ФГОС дошкольного образования).

В комментариях к ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что оценка эффективности деятельности должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы. Вывод, насколько результативен педагог, можно сделать только непосредственно наблюдая за его деятельностью, то есть за процессом создания условий развития.

 Таблица. Структура образовательной деятельности

Компоненты ОД Содержание компонентов ОД Содержание компонентов ОД в соответствии с ФГОС
Мотив совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность педагога и определяющих направленность образовательной деятельности. Внешние и внутренние
Цель Ожидаемый результат образовательной деятельности Условия развития
Действия Процесс, направленный на реализацию поставленной цели  Процесс, направленный на создание условий развития и организацию детских видов деятельностей
Результат  Итог образовательной деятельности Целевые ориентиры (достижение результата неограниченно сроками и возможно при наличии соответствующих условий)

РЕЗУЛЬТАТ НЕ ПОДЛЕЖИТИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ !!!Условия достижения целевых ориентиров (достижение результата возможно ежедневно)

Результат стандартизируется,регламентируется

Реализация образовательной программы осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении через образовательную деятельность разных видов. Во-первых, в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов (утренний прием, прогулка, организация питания и т.д.). Во-вторых, в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная деятельность, опосредованная проведением режимных моментов, предполагает, что педагог в первую очередь реализует задачу, связанную с охраной и укреплением здоровья детей, а потом уже задачи развития детей. В ходе непосредственно образовательной деятельности, педагог выполняет только задачи по обеспечению (созданию) условий развития.

В содержательном плане разницы между двумя видам образовательной деятельности нет. Например, наблюдение, игры, чтение, беседы могут быть организованы как в период утреннего приема детей, прогулки, так и во время непосредственно образовательной деятельности.

ФГОС дошкольного образования (также как и действовавшие ранее ФГТ) не содержит требований к каждому виду образовательной деятельности, не указывает на приоритетность одного из них. Однако, действующие СанПиНы ориентируют педагогов делать акценты на непосредственно образовательной деятельности.

Так,  например, при планировании и организации образовательной деятельности должны быть выполнены требования, регламентирующие общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю; продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня; распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину); перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности.

Согласно положениям ФГОС (п.1.2, п.2.7.), реализация образовательной программы  должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

При организации детских видов деятельностей обязательным требованием является учет и поддержка детской инициативы. Это означает заинтересованность ребенка той деятельностью, которую он осуществляет, занимательность для него этой деятельности, желание реализовать себя в ней.

   Таким образом, образовательная деятельность (опосредованная режимными моментами или нет) — это организация специфических и интересных для ребенка, специальным образом мотивированных видов деятельности. Выбор вида деятельности зависит от возраста и желания ребенка.

В определении содержания (темы) деятельности также должна быть учтена и поддержана детская инициатива, что требует постоянного учета педагогом текущей ситуации и не допускает жесткого планирования на неделю, месяц и год.

Таким образом, специфика образовательной деятельности, определяется возрастными особенностями детей дошкольного возраста и системными особенностями дошкольного уровня образования, направлена на создание условий развития в процессе организации детских видов деятельностей и отражена в соответствующих положениях ФГОС дошкольного образования.

Электронные образовательные ресурсы:

Источник: https://otdeldo.wordpress.com/1328-2/

Ссылка на основную публикацию