Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте, предпосылки

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации Сергея Леонидовича Рубинштейна, первый вид учения,прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведенный Даниилом Борисовичем Элькониным, Василием Васильевичем Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче.

Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача — это цель для педагога, а для ребёнка должен стоять мотив. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.

Так, педагог ставит цель — научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение.

Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания(в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.).

Обучив детей обобщенному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д. Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций.

Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально — с помощью каких-то предметов, либо материализованно — с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, — длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

Формирование предпосылок учебной деятельности на разных возрастных этапах:

На этапе от 2 до 3 лет — формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (задаём ребёнку вопрос: «Что ты делаешь?», реб. «Машинка едет», восп. «Куда она едет?», реб. «В гараж», восп. «Поехали вместе…» — поставила цель);

  • На этапе от 3 до 4 лет – учить освоению различных способов деятельности;
  • После 4 лет— деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог:
  • — приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу;
  1. — поддерживает интерес к содержанию занятий,
  2. — поощряет старание, активность.
  3. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.
  4. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности как:

— умениеопределять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата (Зайчик попал в беду – остался без дома.Как ему помочь?);

  • — самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;
  • — умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
  • — умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.
  • Как показало исследование Александры Платоновны Усовой, для развития учебной деятельности у ребенка необходимо формировать умения:
  • — слушать и слышать воспитателя,
  • — смотреть и видеть то, что он показывает,
  • — следовать его инструкциям при выполнении задания.
  • Важным показателем развивающейся учебной деятельности Александра Платоновна Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога.
  • Если ребенок не реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается.Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя.

Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте, предпосылки Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте, предпосылки Мотивы учебной деятельности

Источник: https://studopedia.net/5_73531_formirovanie-uchebnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Учебная деятельность, её структура и условия, психологические вопросы формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте(Ахременкова Ирина Зинуровна)

Общая характеристика учебной деятельности  дошкольника.

            Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того чтобы они могли овладеть сведениями и навыками важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка. Больше чем все другие виды деятельности она основана на развитие у ребенка познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определенными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и  с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).

                               Структура учебной деятельности.

         Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Ф.Элькониным, В.В.Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно

  • -учебную задачу
  • -учебные действия
  • -контроль
  • -оценку

Центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнять на занятии. Учебная задача – это цель.

Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.

Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета.

Учебные действия с помощью которых решаются учебные задачи состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Становление элементов учебной деятельности.

Условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет).

После 4 лет деятельность приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность.

Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

  1. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной деятельности:
  2. -умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;
  3. -самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;
  4. -умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
  5. -умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.
  6. Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, умений, навыков. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки)

Способность действовать по образцу является первым шагом к формированию учебной деятельности дошкольников, осваиваемым до того, как дети научатся слушать и выполнять инструкцию. В первый период важно наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные работы.

Для этого процесс обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит воспитатель или, что еще лучше и действеннее для детей, наглядным сравнением выполненной каждым ребенком работы с образцом.

На отдельном столе помещается образец и детям предлагается около него поместить те работы, где сделано «также».

Развитие способности действовать по образцу тесно связано с умением оценивать свою работу и работу других детей. Усова отмечает, что дети очень вдумчиво и с большим интересом сравнивают свою работу с образцом и почти никогда не ошибаются в её оценке, часто подмечая даже малозаметные расхождения.

Формирование умения слушать и выполнять инструкции. Учебная деятельность формируется путем активной работы, а не механического запоминания и воспроизведения. Этому помогает постановка перед детьми умственных задач, решение которых  и направляет их на овладение знаний, умений.

Важным этапом в развитии учебной деятельности являются возникновение у ребенка самоконтроля, т.е. способности сравнивать свои действия и слова  с тем, чему его обучают.

         Ахременкова И. З. учитель-дефектолог

Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данным ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Часто можно наблюдать, что прежде чем начать рисовать, строить ребенок делает паузу и уже затем приступает к делу.

Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия детей, в их психике. Теперь дети не только слушают указания, но и слышат, руководствуясь ими в своей работе. Способность слушать у детей связана с чисто внешней организованностью, обусловленной правильно поставленной воспитательной работой в детском саду.

Способность слышать глубже захватывает личность ребенка и связана с реакциями взрослого – ребенок задает вопросы, просит что-то пересказать и т.д.

  • Важным структурным элементом формирования учебной деятельности дошкольников является обучение их работать в коллективе.
  • Учебная деятельность дошкольников имеет следующие особенности:
  • *она формируется в процессе игровой деятельности;

*имеет структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу. так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.

  1. Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду будут востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, внешнеречевых , умственных действий; в самостоятельной оценке своих результатов.
  2.                                 Методические рекомендации по осуществлению преемственности формирования учебной деятельности дошкольников и младших школьников.
  3. формирование отдельных элементовучебной деятельности в детском саду должно проводиться систематически и целенаправленно;
  4. — дети должны научиться действовать по предложенному образцу на занятиях рисования, лепки;
  5. — в детском саду ребенок должен научиться работать по инструкции, проявлять самостоятельность;
  6. — детей надо научить слышать и понимать обращенные к ним слова и требования взрослого, поощрять самостоятельность, внимательность, сосредоточенность в работе, что ведет к формированию самоконтроля;
  7. — дошкольники, привыкшие играть в коллективе сверстников, должны научиться координировать свои действия с товарищами, прислушиваться к советам, помогать друг другу;
  8. — важно привить детям стремление к познанию нового, интерес  к учению, к школе.
  9. Все это является непременным условием личностной готовности ребенка к школьному обучению.
Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год 11 месяцев: все о физическом состоянии, особенностях речи, питания, ухода, а также о том, что умеет делать малыш

Источник: http://detsad-93.ru/metodicheskaya-kopilka/uchebnaya-deyatelnost-eyo-struktura-i-usloviya-psixologicheskie-voprosy-formirovaniya-uchebnoj-deyatelnosti-v-doshkolnom-vozraste/

Учебная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте, уровни освоения учебной деятельности (А.П.Усова)

Учебная деятельность — это, по классификации С. Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В.

Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача — это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.

Так, педагог ставит цель — научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение.

Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.).

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций.

Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально — с помощью каких-то предметов, либо материализованно — с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Учебная деятельность формируется под влиянием обучения. А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у детей. Выделены 3 уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности.

 I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

II уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

 III уровень — начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.

 Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности к обучению и Учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них характеризуется; усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

 На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают.

У детей среднего дошкольного возраста обнаруживается готовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед ними познавательных задач.

Но эти задачи еще непосредственно связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми.

В этом возрасте учение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.

 У детей старшего детского возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших детей выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в настоящее время, но и впрок. Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим.

Учебная деятельность у старших дошкольников явно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков. На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи.

Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и должно быть сформировано к концу дошкольного детства.

Таким образом, полноценное развитие учебной деятельности детей позволяет осуществлять формирование у них психологической готовности к школе, и в частности к школьному обучению.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, — длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет).

После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность.

Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

  • В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:
  • — умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
  • — самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;
  • — умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
  • — умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Как показало исследование А.П.Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога.

Инструктивно — методическое письмо Мин. Образования РФ: «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования», от 07.04.1999       № 70/23-16

В этом письме указывается, что диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Специфика дошкольного возраста заключается в, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители.

Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению.

Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности«, выступающие основой дальнейшего развития способностей.

Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка.

Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Нельзя допустить, чтобы данные тестирования были основанием для навешивания на ребенка «ярлыка».

Особенно тяжелые последствия могут иметь недостоверные результаты тестирования. Они могут оказать негативное влияние, как на развитие личности, так и на дальнейшую образовательную траекторию ребенка.

Источник: https://students-library.com/library/read/53785-ucebnaa-deatelnost-ee-osobennosti-v-doskolnom-vozraste-urovni-osvoenia-ucebnoj-deatelnosti-apusova

Психологические предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте — Детская психология Библиотека русских учебников

Главная Психология Детская психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность лич стости, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых то и ребенка-дошкольника. Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание. Низким является уровень его трудоспособноститності.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. К.

Ушинский утверждал, что»обучение по принуждению и силой воли»не способствует пятым созданию развивающих условий *. Поэтому воспитание познавательных интересов и потребностей является важной предпосылкой формирования учебной деятельности.

Ведь устойчивые познавательные интересы вызывают у ребенка желание в сказаться, постоянно получать новые знанияи нові знання.

  • Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:
  • — возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;
  • — разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);
  • — понимание необходимости и важности учебного материала;
  • — связь нового материала с усвоенным ранее;
  • — посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);
  • — яркость и эмоциональность учебного материала;
  • — положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность
  • Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка
Читайте также:  Художественная деятельность дошкольников: виды, эстетический вкус

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые. Д. Блькониним и. В. Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности.

Согласно им учебной является действовали льнисть, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной целью.

Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее — в игре, труде. Однако только в учебной деятельности возможно по своему оення системы теоретических понятий как формы общественного опытосвіду.

Учебная деятельность детей развивается на основе осознанного определения ими образа действий. Поэтому не менее важной ее предпосылкой является овладение дошкольниками общими способами действий, т.е. такими спосо. Обамы, обеспечивающих решение практических или познавательных заданиемь.

По наблюдениям автора методики, обучения умению овладевать способами действий, их интерес к способам выполнения задач является психологической основой учебной деятельности. Характерными признаками.

ВМИ иння учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя, работать по указаниям, способность отделять свои действия от действий других детей, контролировать собственные действия и слова тощо.

Учебная деятельность является одним из видов познавательной деятельности ребенка. Умение работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. Если дети точно выполняют инструкции педагога, они воспринимаются ають от него образ действий для решения конкретно-практической задачи, а для решения группы определенных задач нужно сначала усвоить общий способ диій.

Важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач. Дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, а и знания, умения, которые они при этом усваивают.

При решении практических задач сознание детей переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмыс вать свои действия и их результаты, т.е. осознавать способ, благодаря которому получают новые знания.

Такое осознание стимулирует формирование у них новых познавательных действий, а соответственно, и формирование новых сложных знаний. Дети пытаются использовать усвоенный способ познавательных действий в новых условиях.

Решая подобные, но не тождественны задачи, они производят определенные обобщения, на основании которых перен осять одержим образом в новые условий умови.

Обучение, направленное на формирование общих способов решения конкретно-практических задач, вырабатывает у детей умение рационально анализировать условия новой задачи, самостоятельно находить способы его в решении которой.

Еще одной предпосылкой успешной учебной деятельности дошкольников является овладение контролем способа выполнения своих действий. Учебная деятельность, происходящее на основе образца действий, без сопоставления выполнение ной ребенком действия с образцом (без контроля), лишается своего основного компонента.

Как свидетельствуют результаты психолого-педагогического них исследований, подготовку к учебной деятельности нужно начинать с ф ормування умений контролировать и оценивать свои действия.

Такие действия у детей дошкольного возраста формируются стихийно целенаправленный контроль своих действий призван научить дошкольников воспитателямитель.

Дети, воспринимая и анализируя оценки, которыми взрослые характеризуют их работу, критерии, по которым сравнивают их старания и результаты этих стараний, начинают правильно контролировать свои действия, оцинюва ать свои знания и умения. У них формируются навыки самоконтроля и самооценки в выполнении учебных задач, появление которых является первым этапом овладения учебной деятельностьюю.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием его развития является специа ные методы обучения приемов сравнения полученных результатов с заданным способом дий.

Итак, основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие в них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практи ичних и познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий.

Основные компоненты этой деятельности: принятие задачи, выбор путей и средств его осуществления, соблюдения их, контроль, самок онтроль и самопроверка, личностный (мотивационный) компонент; мотивы, побуждающие дошкольников овладеть учебной деятельностью (познавательные интересы).

Структура учебной деятельности зависит от й й компонентов и взаимосвязей между нимми.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/psihologichni_peredumovi_formuvannya_navchalnoyi_diyalnosti_doshkilnomu_vitsi.htm

Предпосылки учебной деятельности

  • Предпосылки учебной деятельности.
  • Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются
  • важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную
  • направленность личности, положительно влияют на все психические

процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъём всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей.

Обухова Л.Ф. , Маркова А.К. считают, что учебная деятельность

  1. ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга,
  2. ответственности, дисциплинированности. Конечно, эти качества необходимо
  3. воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребёнка-дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он должен
  4. быть. Важно помнить, что у детей ещё очень слабо развиты произвольное
  5. внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы

учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребёнка.

  • Если ребёнок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания,
  • усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным
  • отношением, остаются мёртвым грузом, не пригодным к применению. Такое
  • обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.

К.Д. Ушинский считал, что « учение, взятое принуждением и силой воли,

  1. едва ли будет способствовать созданию развитых умов». Таким образом,
  2. воспитание познавательных интересов и потребностей является первой
  3. предпосылкой формирования учебной деятельности.

Обобщение исследований Исаева Д.Н. , Коган В.Е. , позволяет

  • выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:
  • — учебная деятельность должна быть организована так, чтобы
  • ребёнок активно действовал, вовлекался в процесс
  • самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал
  • вопросы проблемного характера;
  • — учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный
  • материал и однообразные методы его преподнесения очень
  • быстро вызывают у детей скуку;
  • — необходимо понимание важности преподносимого материала;
  • — новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети
  • усвоили раньше;
  • — не слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает
  • интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны
  • быть трудными, но посильными;
  • — важно положительно оценивать все успехи ребят, положительная
  • оценка стимулирует познавательную активность;
  • — учебный материал должен быть ярким и эмоционально
  • окрашенным.
  • Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественные
  • психологи опираются на положение о содержании и структуре учебной

деятельности, выдвинутые Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым . С точки зрения этих учёных, учебной является такая деятельность, в ходе

которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических

задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели. Д.Б. Эльконин отмечает, что учебная

  1. деятельность не тождественна усвоению. Знания, умения и навыки ребёнок
  2. может получать и вне этой деятельности, например, в игре, в труде. Однако
  3. только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.
  4. Доказано, что развитие учебной деятельности возможно прежде всего на
  5. основе осознанного вычленения ребёнком способа действий. Поэтому
  6. второй предпосылкой учебной деятельности в её развитом виде выступает
  7. овладение детьми общими способами действий, то есть такими способами,
  8. которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач,
  9. выделять новые связи и отношения.
  10. Методика обучения детей умению овладевать способами действий

разрабатывалась А.П. Усовой и её сотрудниками. Интерес к способам

выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой , составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям — способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами.

  • Учебная деятельность – вид познавательной деятельности самого ребёнка.
  • Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для её
  • формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкциям

педагога, они воспринимают от него способ действия для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определённого типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

  1. Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей
  2. является самостоятельное нахождение способов решения практических
  3. и познавательных задач.

Психологические исследования Н.Н. Поддъякова показывают, что дети

дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия,

но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в данном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения.

Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, то есть осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания.

Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже изменённых

условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребёнок приходит к определённому обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, изменённые условия.

Четвёртой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю

за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления реально производимого ребёнком действия с образцом, то есть без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

  • Психолого – педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия. У детей детского возраста стихийно складываются элементарные контрольные
  • действия. Задача педагога – целенаправленно обучать детей действиям
  • контроля. Помимо общей направленности контрольные действия имеют
  • особую функцию, которая определяется целями и содержанием той
  • деятельности, внутри которой они складываются.
  • Таким образом, воспитание познавательных интересов – важнейшая
  • составная часть воспитания личности ребёнка, его духовного мира. И от того,
  • насколько правильно решён этот вопрос, во многом зависит успешность
  • организации учебной деятельности детей, овладение детьми общими
  • способами действий составляет психологическую основу учебной
  • деятельности, самостоятельное нахождение способов решения практических
  • и познавательных задач повышает успешность формирования у детей новых
  • познавательных действий, формирования новых, более сложных знаний.
  • Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип
  • контроля, связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием развития этого контроля
  • являются специальные методы обучения детей приёмам сопоставления
  • полученных результатов с заданным способом действий.
Читайте также:  Пространственные представления у дошкольников: особенности развития

Источник: https://compedu.ru/publication/predposylki-uchebnoi-deiatelnosti.html

Б) Сущность дошкольного обучения, компоненты процесса обучения

Обучениепредставляет собой специально организован­ную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (пре­подавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий — научение. Научение — это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Центральным, основным компонентом обучения является учение – учебная деятельность.

Обучение в детском саду – составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка—дошкольника.

Он, как и в школе, представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования знаний, навыков и умений, воспитания отношений, навыков и привычек поведения, построенный на основе принципов дидактики, имеющий четкую программу, протекающий в специально созданных условиях, с использованием специальных методов и приемов.

Под обучением в ДОУ понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе. В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания.

  • Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений.
  • Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки.
  • Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников.

Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида уче­ния, в результате которых человек овладевает новыми зна­ниями и умениями. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою пря­мую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели».

Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности

Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов.

При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе.

Дошкольное обучение играет ведущую роль при переходе ребенка в среднее звено обучения. Целенаправленный характер обучения, его программность положительно влияют на формирование произвольности психических процессов (несомненно, относительной): памяти, внимания, восприятия.

В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.

В) Учебная деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте, уровни освоения учебной деятельности (А.П.Усова). Инструктивно — методическое письмо Мин. Образования РФ: «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования», 1999 г.

Учебная деятельность — это, по классифика­ции С. Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосред­ственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д. Б. Элькониным, В. В.

Давыдовым, показал, что она имеет своюструк­туру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной зада­че. Учебную задачу не следует понимать как задание, кото­рое ребенок должен выполнить на занятии.

Учебная зада­ча — это цель. Сущность цели заключается в овладении обоб­щенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.

Так, пе­дагог ставит цель — научить детей рисовать лиственное де­рево. Основное внимание уделяется выработке умения пере­давать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение.

Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного со­держания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цвету­щая яблоня», «Зимний сквер» и др.).

Учебные действия, с помощью которых решаются учеб­ные задачи, состоят из многих различных учебных опера­ций.

Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной разверну­тости всех операций. На первых порах операции соверша­ются либо материально — с помощью каких-то предметов, либо материализованно — с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Например, усваивая понятия ра­венства и неравенства групп предметов, ребенок выполня­ет действия с игрушками, картинками, фишками, замеща­ющими реальные предметы или их изображения. Лишь по­степенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Учебная деятельность формируется под влиянием обучения. А. П. Усова (1981) выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностьюу детей. Выделены 3 уровня,характеризующиеразличную степень развития учебной деятельности.

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

II уровень —более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.

III уровень— начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.

Эти показателиотражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности к обучению и Учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них характеризуется; усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.

На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают.

У детей среднего дошкольного возраста обнаруживаетсяготовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед ними познавательных задач.

Но эти задачи еще непосредственно связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми.

В этом возрасте учение обслуживаетпрактические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.

У детей старшего детского возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями.

Интеллектуальные запросы старших детей выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развиваетсяинтерес к приобретению знаний и уменийне только для применения в настоящее время,но и впрок.

Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим.

Учебная деятельность у старших дошкольников явно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков.

На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи.Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности детей и должно быть сформировано к концу дошкольного детства.

Таким образом, полноценное развитие учебной деятельности детей позволяет осуществлять формирование у них психологической готовности к школе, и в частности к школьному обучению.

Формирование учебной деятель­ности, даже при грамотно построенном обучении, — дли­тельный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели соб­ственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освое­нию различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет).

После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощ­ряет старание, активность.

Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

  1. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируют­ся такие элементы учебной деятельности:
  2. — умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
  3. — самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;
  4. — умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных резуль­татов;
  5. — умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Как показало исследование А.П.Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при вы­полнении учебного задания. Важным показателем разви­вающейся учебной деятельности А. П. Усова считала отно­шение ребенка к оценке со стороны педагога.

Источник: https://stydopedia.ru/4xbfda.html

Ссылка на основную публикацию