Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня.

По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение.

Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возрастаРоль эстетического воспитания — цитата

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

 «Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возрастаМетоды эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д.

Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны.

Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого».

Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков.

«Прекрасное» — это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возрастаДетям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.

  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.

  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возрастаОсновные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возрастаРазвитие художественных споспобностей — один из методов эстетического воспитания

Методы эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возрастаТолько родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители.

Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения.

Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возрастаДетская книга — одно из средств эстетического воспитания

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возрастаКультура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возрастаДекламация стихов — одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте.

Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит.

Читайте также:  Пальчиковые игры для детей как средство развития мелкой моторики

С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возрастаАппликация — способ развивать чувство красоты и одновременно — моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы  не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень.

Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения.

Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.

Чтение книг — способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.

Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/metody-hudozhestvenno-esteticheskogo-vospitaniya.html

Особенности художественно-эстетического развития дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

Современные ФГОС определяют образовательные области – направления развития детей раннего и дошкольного возраста. Одна из таких областей – это художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Ориентиры

Родители и работники детских учреждений заботятся о создании всех условий для того, чтобы малыш научился воспринимать и понимать произведения многообразных видов искусства – художественное слово, музыку, танец, живопись, удивительные работы народных умельцев различных исторических эпох и территорий. Взрослые должны помочь маленькому человеку рассмотреть в мире красоту и стремиться созидать прекрасное своими собственными силами. Выделим задачи художественно-эстетического развития дошкольников:

  • воспитание интереса к прекрасному;
  • совершенствование способности воспринимать творения искусства и природу;
  • формирование в процессе художественно-эстетического воспитания умения испытывать чувства в процессе взаимодействия с арт-объектами или природой;
  • развитие фантазии и потребности в творчестве;
  • ознакомление с лучшими примерами произведений литературы, музыки, изобразительного и театрального искусства, соответствующими возрастному периоду.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

В соответствии с обозначенными задачами художественно-эстетическое развитие дошкольников по ФГОС включает как обязательный компонент творчество: дети поют и танцуют, мастерят, рисуют, лепят, конструируют и др. Решение данных задач помогает подготовить ребенка к освоению школьной программы по окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изодеятельности, формирует интересы.

Важно! Работа по художественно-эстетическому развитию позволяет выявить области, в которых воспитанники проявляют одаренность!

Развивать с колыбели

С позиций нового стандарта, особенности художественно-эстетического развития дошкольников заключаются в том, что освоение данной образовательной области должно быть сосредоточено на воспитании в обучающемся творчески-преобразующего взгляда на мир. При этом немаловажно учитывать специфические характеристики каждого малыша, его предпочтений, чувств, эмоциональных состояний, устремлений.

Особенность ФГОС ДО в том, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с самого рождения:

  • в младенческом (от 2 мес. до 1 года);
  • раннем (1-3 года);
  • дошкольном (с 3 лет до поступления в школу) возрасте.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

Причем осуществляться может художественно-эстетическое развитие дошкольников через игру, общение, экспериментаторство, то есть в любой деятельности, свойственной возрасту.

Например, в младенчестве малыш должен научиться эмоционально реагировать на игрушки, яркие иллюстрации, цветы, атрибуты быта, звучащие стихи, потешки, песенки, несложные вокальные и инструментальные пьесы, звучание простых инструментов (барабан, трещотка, губная гармошка, дудочка, флейта, металлофон, игрушечное пианино).

Средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста в этот период просты, ведь главное из них – это эмоциональное общение с взрослыми.

Уже до года младенец оживляется и радуется, слыша знакомый поэтический текст или музыку, видя любимые красивые предметы, пытается подпевать, пританцовывать, размахивать в такт музыке игрушкой или руками.

К 1 году дети способны чувствовать настроение стихотворного или музыкального произведения, по-разному реагировать на музыкальный темп, получать удовольствие от встречи с искусством.

Задача взрослых – обогащать каждый день младенца новыми впечатлениями, ощущениями, эмоциональным опытом и не останавливаться, чтобы работа была систематической. Только в таком случае можно ожидать хорошего результата.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников до 3 лет

Период жизни человека с 1 года до 3 лет зачастую называют самым важным, потому что именно тогда формируется основа личности маленького человечка, его вкус, предпочтения, взгляды.

Важно, чтобы взрослые умели поддерживать веселое настроение малыша при слушании музыки или любимой книжки, развивать его чуткость к прекрасному, расширяя диапазон арт-объектов, с которыми он знакомится, закреплять любовь к книге.

Родные, близкие и педработники ориентируют художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на достижение следующих целевых установок:

  • закрепляется и усиливается заинтересованность стихотворными и прозаическими текстами;
  • обучающийся с удовольствием участвует в рассказывании, легко запоминает наизусть любимые книжки, рассматривает картинки;
  • малыш отзывается на известные ему мелодии, охотно подпевает, хлопает, выполняет движения под музыку;
  • дошколенок эмоционально воспринимает более сложные виды искусства, например, кукольный театр;
  • расширяются знания малыша о видах игрушек;
  • формируется желание творить – заниматься инсценированием, танцами.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

Целенаправленная работа по художественно-эстетическому развитию дошкольников раннего возраста дает отличные результаты, даже если малыш не посещает дошкольное учреждение, а занимается дома, с родителями или другими взрослыми.

В это время у него формируется музыкальная память.

Он способен узнавать известное ему музыкальное произведение, выражать свои чувства по отношению к нему, с большим вниманием дослушивать до конца, отвечать на несложные вопросы по поводу прослушанного.

Важно! К 3 годам в творческую деятельность малышей включаются игры под музыку, сюжетные музыкальные игры-драматизации, маленькие спектакли.

С трех лет до школы

С 3 лет и до поступления в школу художественно-эстетическое развитие ребенка-дошкольника отличается разнообразной направленностью. Он знакомится с фольклором и лучшими книгами для детей, проявляет искренние эмоции, если его взволновала красивая природа, музыка, картина, театральная постановка, мультипликационный фильм.

Читайте также:  Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Тогда же значительно развивается не только эмоционально-мотивационная сфера, но и его познавательный интерес, ярко выраженная потребность узнавать. В этот период активно решаются задачи эстетического воспитания дошкольников:

  • дети узнают о профессиях людей, занимающихся искусством (певец, артист, архитектор, дизайнер, танцовщик, пианист, дирижер и т.д.);
  • дошколята различают виды искусства (архитектуру, скульптуру и др.), знают об их специфике;
  • в процессе художественно-эстетического воспитания малыши знакомятся с музеями, участвуют в работе мини-музеев в ДОУ или образовательных центрах;
  • дошколята приучаются к посещению библиотеки, знакомятся с ее ресурсами и возможностями, учатся беречь книги и все, что появилось в итоге творчества человека;
  • старшие дошкольники знакомятся с изображением картин родной природы на полотнах великих мастеров;
  • растет способность сопереживать и сочувствовать героям книг и др.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

К 6-7 годам осуществляется нравственно-эстетическое воспитание дошкольников: дети узнают о знаменитых памятниках и достопримечательностях города и страны, храмовых сооружениях, испытывают интерес к прославленным мастерам своего края. Старшие дошкольники выражают свой творческий потенциал, с охотой придумывая продолжения любимых книг, составляя рассказы, рисуя, занимаясь изготовлением поделок, аппликаций.

Средства художественно-эстетического развития дошкольников

В ФГОС ДО раскрываются предполагаемые результаты, содержание и условия ДО. Условие продуктивного развития обучающихся – предметно-пространственная развивающая образовательная среда. В это ключевое понятие включают эстетичную обстановку, уважительные взаимоотношения, правильную и выразительную речь вокруг.

Среда должна не столько представлять ребенку эталоны красивого в разных сферах, но и давать ему возможность по своему собственному желанию познакомиться с творениями деятелей искусства и заниматься творчеством.

В соответствии с понятием развивающей среды можно выделить средства эстетического воспитания дошкольников:

  • природа;
  • искусство;
  • художественная деятельность.

В определение художественной деятельности педагоги включают понятие художественного экспериментирования, то есть самостоятельного освоения свойств материалов, нетрадиционных способов получения изображения или объемного объекта. Основным принципом художественно-эстетического развития дошкольников является синтез искусств, благодаря которому еще в детские годы складывается единое понимание гармонии прекрасного во Вселенной и людях.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников: что это такое, а также занятия для развития способностей детей дошкольного возраста

Программы художественно-эстетического развития дошкольников

Современными учеными разработаны и успешно внедряются в практику программы по освоению данной образовательной области, например, комплексное руководство «От рождения до школы», а также парциальные программы (таблица).

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в ДОУ (парциальные программы):

Автор Название
Т. С. Комарова и др. Красота. Радость. Творчество
Д. И Воробьева Гармония развития
С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства
И. А. Лыкова «Цветные ладошки»
Е. М. Торшилова «Шалун, или Мир дому твоему»

Парциальные, то есть вариативные, допущенные к использованию по ФГОС, программы предлагают осуществлять художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами наблюдения, рассматривания, беседы об увиденном или услышанном, экскурсий, экспериментаторства.

Процесс эстетического воспитания направлен на развитие личности ребенка – в будущем ученика и гражданина. В итоге формируется способность ребенка находить творческие решения нестандартных задач, развивается гуманное отношение к окружающему миру, стремление создавать вокруг себя пространство с позиций прекрасного.

Видео

012

Источник: https://onlymama.ru/razvitie-rebenka/obshhie-voprosy/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-doshkolnikov/

Что такое художественно-эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическое развитие, это процесс, целью которого является воспитание творческой личности в ребёнке. Разносторонне развитый человек способен наслаждаться искусством. Ему легко заниматься творчеством самостоятельно.

Художественное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ

Художественно-эстетическое воспитание играет особую роль в жизни дошкольника.

Важно! Стоит с раннего детства привить ребенку чувство прекрасного и научить разбираться в произведениях искусства.

Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства

Младший возраст детей делает их более восприимчивыми к изобразительному искусству, которое имеет прямое влияние на художественное воспитание. Художественное развитие, это способность оценивать произведения искусства, понимать их, испытывать эмоции от контакта с ними и творить самостоятельно.

Малыши должны быть развиты

Дошкольников (желательно уже с 1 года) важно в качестве самообразования ознакомить со всеми видами изобразительного искусства:

  • Скульптура — работа, выполненная в объёме различными способами.
  • Живопись — выполненное красками на плоскости изображение.
  • Архитектура — создание зданий и сооружений.
  • Графика — изображение на плоскости без цвета, с использованием линий, штрихов, точек.
  • Декоративно-прикладное искусство — украшение чего-либо.

Также важно ознакомить с различными материалами, которых существует различное множество:

  • карандаши;
  • гелиевые ручки;
  • тушь и перо;
  • краски гуашь;
  • акварель;
  • масло;
  • акрил;
  • пастель масляная и сухая;
  • уголь;
  • сангина;
  • фломастеры;
  • бумага;
  • глина;
  • пластилин;
  • мрамор;
  • металлы;
  • стекло;
  • гипс и многие другие.

Условия успешного развития изобразительной деятельности ребенка

Художественное воспитание, это неотъемлемая часть воспитания человека. К условиям успешного развития изобразительной деятельности ребенка можно отнести:

  • Поддержка педагогом (при отсутствии давления на процесс).
  • Помощь в развитии фантазии дошкольника.
  • Свобода в использовании материалов для творчества.
  • Осведомлённость о существовании различных техник и материалов.
  • Содействие семьи в развитии ребенка (семья, как образец для подражания).

Малыши любят оформлять территорию садика

Эстетическое воспитание в условиях детского сада

Эстетическое воспитание призвано научить дошкольника:

  • видеть прекрасное вокруг;
  • понимать и ценить искусство;
  • тянуться к красоте.

Первое место в эстетическом воспитании в ДОУ занимает оформление территории детского сада и его помещений. Это первое, что видит ребенок, приходя в детский сад.

Территория должна быть ухоженной, в летнее время посажены цветы, побелены бордюры, убран мусор. Помещение, где расположена группа, не должно быть захламлено, быть пёстрым или темным и мрачным.

Важно соблюсти гармонию в цвете, нужна эстетика в деталях. Необходима библиотека в каждой группе с красивыми иллюстрированными книгами. Большую пользу принесут, развешанные репродукции картин или иллюстрации.

  Занятия по рисованию с детьми 2-3 лет — учим малыша

Не менее важно и созерцание природы. Этому дошкольника должен научить воспитатель на прогулках. Пример: обращать внимание на:

  • насекомых (прекрасных бабочек, трудолюбивых муравьёв, шустрых стрекоз);
  • росу на траве;
  • первые пожелтевшие листья;
  • красные гроздья рябины;
  • ранний приход зимы.

Обратите внимание! Все это тренирует ум детей, развивает их вкус, делает их более внимательными.

Проводим мастер-класс по художественно-эстетическому развитию

  • Будет полезен мастер-класс «Лебединая верность» (пальчиковое рисование).
  • Вид: практическое занятие.
  • Оборудование: плотная бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, стол.
  • Задача: познакомить дошкольников с новой техникой рисования, развить фантазию и креативность.
  • Продолжительность: один академический час.
  • Ход:
  • «Ребята, вы наверняка знаете про существование таких птиц, как лебеди. Они очень красивы и грациозны. Имеют гибкую, длинную шею. Бывают белого и чёрного цвета. Отличаются они тем, что создают пару на всю жизнь. И, если один лебедь погибает, то второй может умереть от тоски».
  • «Сегодня мы с вами нарисуем пару таких лебедей. Но рисовать самих птиц мы будем не кисточкой, а ладошками! Это такой изобразительный приём».
  • «Возьмите лист бумаги и положите его горизонтально».
  • «Простым карандашом наметьте фон, на котором у вас будут расположены лебеди (островок в воде, вода, трава, песчаный берег)».
  • «Далее большой кисточкой и красками заполните цветом фон».
  • «Лебедей изобразить нужно будет так: возьмите чёрную или белую гуашь».
  • «Поочерёдно нанесите плотным слоем краску на каждую ладошку по отдельности и отпечатайте ладошки так, чтобы головы лебедей (большие пальцы) тянулись друг к другу».
  • «Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижмите друг к другу. Посмотрите, какой классный рисунок получается».
  • «Мелкие делали можно доработать тонкой кистью или пальчиками. Посмотрите, какие необычные лебеди получились»!

Коллективное развитие приоритетнее

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

  Театральные кружки для детей: сценки, пьесы и программы занятий

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой.

Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру.

Читайте также:  Когда ребенок начинает переворачиваться: на бок, со спины на живот, на спину, а также как правильно научить и когда этот навык осваивают недоношенные дети

Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников

Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.

К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:

  • Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
  • Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
  • Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
  • Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
  • Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
  • Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.

Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/hudozestvenno-esteticeskoe-razvitie

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в разновозрастной группе через приобщение к ручному труду

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.

Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог.

Развитие художественной культуры — развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.

Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства, способности к творчеству.

Говоря об объективности оценки художественно-эстетического развития детей, имеется в виду то обстоятельство, что развитие происходит как с внешней, так и с внутренней стороны.

Если внешние аспекты педагогу оценить проще, так как они отражаются на результатах художественного творчества на занятии, то внутреннее развитие оценить сложнее, поскольку в «продукте» творческих усилий ребенка она может быть представлена лишь незначительно.

Иначе говоря, внутреннее развитие — основа развития внешнего.

Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах ребенка Задача педагога — научится по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам обнаружить и оценить эту внутреннюю работу, так как именно у детей дошкольного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и тем, что ребенку удается воплотить в своих художественных работах, наиболее велик.

Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.

Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста.

I. Задание по восприятию искусства. 4-6 лет

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравиться, сказать, что особенного в ней понравилось. Предложить придумать название картине

3-4 года. Детям предлагаются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие, которое более нравиться (красота узора, цвет элементы)

II. Задание по рисованию (творчество и исполнительство).

  • Тема: «Моя семья», «Чем я люблю заниматься».
  • Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.
  • В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественнообразную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.
  • Уровни художественного развития:

Высокий уровень (3 балла) — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень (2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень (1 балл) — дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

С помощью данных уровней можно выявить, сколько детей имеют высокие, средние и низкие уровни.

Исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ Детский сад с. Бишигино.

При проведении подготовительного этапа исследования, данные занятия помогли выявить уровень художественно-эстетического развития дошкольников в разновозрастной группе.

В художественно-эстетическом развитии дошкольников является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.

  1. Целью данной работы стало выявление уровней художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста и эффективность их развития в процессе ручного творчества.
  2. Проводимая экспериментальная работа состояла из трех этапов:
  3. подготовительный;
  4. проведение занятия;
  5. завершающий.
  6. После проведения каждого этапа работы предполагается выявление художественно-эстетического развития и осознание ребенком своих творческих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

В данной работе приняли участие 10 детей. Нами были использованы следующие методы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности.

  • Данная работа состояла из трех этапов исследования:
  • подготовительный;
  • проведение занятия;
  • завершающий.
  • Подготовительный этап.

Для реализации поставленных задач и отслеживания результатов эффективности выполнялось задание на самостоятельное изготовление ребенком игрушки-шумелки, где ребенку предоставляется широкий выбор материалов и необходимых инструментов, возможность самому придумать игрушку или сделать ее по одному из вариативных образцов, в процессе выявляется уровень творческой самостоятельности, ручная умелость и способность реализовывать замысел, владение элементами культуры труда (см. приложение 4).

В начале занятия проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения — физминутки.

На данном занятии мы должны были выявить, как развит художественно-эстетический вкус дошкольников.

Таблица 2.1. Показатели художественного развития дошкольников

Имя Показатели Всего
творческая самостоятельность ручная умелость способность реализовывать замысел владение элементами культуры труда
Катя 1 2 1 1 5
Ваня 1 2 3 2 8
Петя 1 2 2 2 7
Саша 1 1 2 1 5
Рома 1 1 2 3 7
Маша 2 1 1 3 7
Аня 2 1 1 1 5
Вера 2 1 1 1 5
Лена 2 1 1 1 5
Наташа 3 3 1 1 8

Источник: https://studbooks.net/573456/pedagogika/hudozhestvenno_esteticheskoe_razvitie_doshkolnikov_raznovozrastnoy_gruppe_priobschenie_ruchnomu_trudu

Ссылка на основную публикацию