Особенности общения в дошкольном возрасте: условия и мотивы

Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного самосознания.

Депривация потребности в общении, узость и ограниченность контактов со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в развитии познавательной сферы (нарушается формирование обобщений, классификации, опосредования памяти, произвольности внимания, развития речи).

Дети, воспитывающиеся в условиях интернатного типа, отличаются сниженной эмоциональностью, скупостью выражения своих переживаний, агрессивностью и тревожностью, неспособностью к сопереживанию. Это показано в исследованиях И. А. Залысиной, Ю. В. Егошкина, Т. Н. Счастной, Е. О.

Смирновой.

В дошкольном возрасте одним из условий развития общения является развитие сюжетно ролевой игры  ребенка. Человеческие отношения, которые существуют в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый присутствует опосредованно, в идеальной форме.

С токи зрения Д. Б. Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в котором выражается связь ребенка с обществом.

Сюжетные игры могут оказывать влияние на рост коммуникативных навыков, эмоциональное понимание, принятие социальной перспективы и развитие сопереживания.

Еще одним условием развития общения является развитие произвольности поведения, умения действовать по правилу .

Условием успешного развития общения являются определенные особенности познавательной сферы. Способность понимать намерения, чувства, желания другого человека  связана с преодолением эгоцентризма и определяет успешность коммуникации.

Общение дошкольника отличается внеситуативным характером. М. И. Лисина выделяет две основные формы общения со взрослыми. В период от 3 до 5 лет появляется внеситуативно познавательная форма общения ребенка со взрослым.

Мотив общения – познавательный, то есть ребенок воспринимает взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение – потребность в уважении взрослого.

Главным средством общения становится речь.

В конце дошкольного возраста формируется внеситуативно личностная форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно личностного общения. Ведущие средства – речевые.

В дошкольном возрасте продолжает свое развитие и общение со сверстниками. С 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый.

Причина заключается в том, что самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со сверстниками в процессе общения. М. И. Лисина, Е. О.

Смирнова доказали, что сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности. В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится более адекватной.

Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных детей. Детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего, будут отвергать и их одноклассники в начальной школе. В подростковом и юношеском возрасте весьма вероятно возникновение у них проблем с социальной адаптацией. В отечественной психологии исследования Т. А. Марковой, Т. А.

Репиной доказали, что причиной популярности детей дошкольников являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, нравственные качества. Е. О.

Смирнова считает, что главным качеством, определяющим популярность дошкольника, является отношение ребенка к сверстнику, а именно: чувствительность и наличие интереса к сверстнику, наличие просоциальных действий, сопереживания другому ребенку.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения.

На протяжении дошкольного возраста меняется форма общения со сверстниками. А. Г. Рузская выделяет несколько форм общения со сверстниками.

Для детей 2–4 лет характерно эмоционально практическое общение. Содержание общения со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание).

Основное содержание коммуникативной потребности – привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям. Дети мало слушают друг друга, главное – демонстрация себя. Дети часто действуют рядом, а не вместе.

Данная форма общения способствует развертыванию инициативы детей, так как общение со сверстниками предполагает равенство; благоприятствует резкому расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных; общение способствует становлению самосознания через возможность увидеть свои возможности. Основными средствами общения являются локомоции или экспрессивно выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.

Ситуативно деловая форма  общения со сверстниками характерна для детей 4–6 лет. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. Это связано с изменением ведущей деятельности, считает А. Г. Рузская.

Формируется сюжетно ролевая игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого необходимо взаимодействие нескольких партнеров. Содержание общения – деловое сотрудничество.

При ситуативно деловом общении дошкольники заняты общим делом, которое требует согласования в достижении цели, выполнение роли. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети четко отличают эти два типа отношений.

Отличие такого сотрудничества от сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер.

Основное содержание их коммуникативной потребности – стремление получить признание и уважение ровесника. Стремление привлечь сверстника и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость. Эти отношения выступают в форме «невидимого зеркала».

В сверстнике в это время дошкольник видит самого себя (его отношение к себе) и видит только положительное; позже он начинает вдеть и сверстника, но только его недостатки. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник.

Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной.

Внеситуативно – деловая форма  общения складывается к 6–7 годам. Этот перелом внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер.

Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из за несоблюдения правил. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых.

Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств взаимодействия.

Огромную роль, считает М. И. Лисина, играет воздействие взрослого. При общении детей между собой он помогает увидеть в ровеснике равного им самим человека, уважать его. Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт. Среди них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.

Таким образом:
• Общение в дошкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.

• Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опосредовать свое поведение определенными нормами и правилами.

• В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные формы общения со взрослым: внеситуативно познавательная и внеситуативно личностная.

• Примерно с 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. В дошкольном возрасте в группе сверстников можно выделить популярных и непопулярных детей, которые отличаются разным социометрическим статусом. На протяжении дошкольного возраста А. Г. Рузская выделяет ситуативно деловую и внеситуативно деловую формы общения со сверстниками.

Источник: https://psyera.ru/osobennosti-razvitiya-obshcheniya-v-doshkolnom-vozraste_8123.htm

Особенности общения в детском возрасте

Дикарева Н. С. Особенности общения в детском возрасте // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 631-632. — URL https://moluch.ru/archive/80/14157/ (дата обращения: 04.10.2019).

Актуальность выбранной нами темы, обусловлена тем, что коммуникация является важнейшим фактором и условием в жизни человека. Коммуникативные умения закладываются в раннем детстве.

Все, что ребенок научился воспринимать и осознавать, возникло в общении со взрослыми, а позже с детьми.

Опыт общения и совместная деятельность — это тот фундамент, на котором надстраивается все здание дальнейшего психического развития.

Как отмечает Б. Ф. Ломов, что «нельзя понять развитие сознания индивида, не изучая сферу, формы, средства и способы общения этого индивида с другими людьми.

Есть все основания дополнить принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание формируется, развивается и проявляется в деятельность аналогичным принципом, относящимся к проблеме сознания и общения, сознание формируется, развивается и проявляется в общении людей»

Каган М. С. и Эткинд А. М. разделяют понятия «общение», «управление» и «коммуникация». Общение рассматривается как взаимодействие, участники которого взаимно воспринимают друг друга как цель. Управление — взаимодействие, в котором целью является только один партнер, а другой выступает как средство удовлетворения его потребностей.

Коммуникация — взаимодействие, при котором оба партнера являются средствами по отношению к некоторой цели. В работе Гладышева В. И., природа общения раскрывается в следующих его функциях: интегративной, регулятивной, социализирующей, нравственной, гнесеологической, ориентационной, самоутверждения, коммуникативной, гедонистической.

Согласно позиции Л. С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу. Но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является.

Потребности и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств. М. И. Лисина выделяла три категории средств общения:

Читайте также:  Пространственные представления у дошкольников: особенности развития

1)      экспрессивно-мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица);

2)      предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками и т. д.);

3)      речевые.

Первые — выражают, вторые — изображают, третьи — обозначают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него.

Психологические исследования показали, что данные аспекты общения порождают несколько этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые сочетания — формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста.

Развитие общения ребенка со взрослым М. И. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм.

Форма общения характеризуется следующими параметрами: 1) время ее возникновения в онтогенезе; 2) ее место в системе общей жизнедеятельности; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению; 5) основные средства общения.

Любой акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимика, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий может свидетельствовать, что данный акт есть общение.

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

Проблема общения дошкольника со взрослым, по мнению Смирновой Е. О., имеет два аспекта.

Первый аспект — развитие самого общения на протяжении дошкольного детства. Воспитателю необходимо знать, как развивается общение, какие виды и формы характерны для детей разного возраста, как определить уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.

Второй аспект — влияние общения на развитие личности ребенка. В работе с детьми, важно представлять, как через общение можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание, инициативность и произвольность и т. п.

На протяжении детства появляются и развиваются четыре различные формы общения, по которым с полной очевидностью можно судить о характере происходящего психического развития ребенка. Важной задачей воспитателя является умение правильно определить и правильно развить ту или иную форму общения соответственно возрасту и индивидуальным возможностям ребенка.

Высшим достижением развития общения в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно-личностная форма. Содержание такого общения выходит за пределы конкретной ситуации взаимодействия и касается человеческих качеств, отношений и поступков. М. И. Лисина полагала, что такое общение является решающим условием преодоления ситуативности в поведении дошкольников и становления саморегуляции.

Теоретический анализ психолого-педагогических исследований показывает, что становление общения детей со сверстниками во многом зависит от способности понять другого, увидеть в нем субъекта, личность.

В онтогенезе общения со сверстниками важнейшим моментом служит появление у ребенка отношения к ним, как субъектам, вытесняющего отношения к ним, как особо интересным, но все же объектам. Развитие субъект-субъектных отношений составляет магистральную линию становления общения и его дальнейшего преобразования.

Сопереживание другому, чувствительность к его эмоциональным проявлениям свидетельствуют об отношении к нему, как субъекту яснее, чем иные показатели, и могут служить важным аспектов анализа становления общения дошкольников со сверстниками.

Полученные экспериментальные данные позволили выделить структурно и содержательно отличающихся этапов в развитии сопереживании ровеснику в дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте резко возрастает способность откликаться на переживания других детей, в особенности увеличиваются отзывчивость на огорчения другого ребенка и вариативность выражения сопереживания.

При огорчении оно выражается в форме не только утешения, но и отвлечения, и содействия, и уступок.

Таким образом, содержательная сторона сопереживания ровеснику, и мера его интенсивности у дошкольников в большей степени обусловлена конкретной ситуацией взаимодействия детей.

Становление навыков общения у детей дошкольного возраста имеет определенные возрастные особенности, изучение и совершенствование средств общения будет способствовать развитию коммуникативных способностей детей как самостоятельной деятельности, необходимых для их социальной адаптации и интеграции в среду сверстников и взрослых.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, общение, форма общения, взрослый, дошкольный возраст, отношение, старший дошкольный возраст.

Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста. Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов…

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дети с нарушениями речи, сверстники, общение, формы общения. Невозможно переоценить значение общения в жизни человека.

Каковы основные формы общения ребенка с взрослым в дошкольном возрасте?

Рассмотрим подробно внеситуативные формы общения со взрослыми, являющиеся основными для старших дошкольников.

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только с взрослыми людьми…

Характеристика внеситуативных форм общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста. Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

В дошкольном возрасте на уровне внеситуативно-познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют

В том случае, если эти отношения носят дружелюбный характер, взрослые заинтересованы показать ребёнку весь спектр форм

Главный смысл совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками состоит в познании ребенком

Испытуемые — группа детей детского сада. В исследовании принимали участие 24 ребенка возрастом 6–7 лет (старший дошкольный возраст).

Работа по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста и итоговый эксперимент позволили нам проследить динамику в проявлении доброжелательного отношения детей к сверстникам. Рис. 1.

Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии дошкольников и сказывается на процессе…

Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста. Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов…

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дети с нарушениями речи, сверстники, общение, формы общения. Невозможно переоценить значение общения в жизни человека.

Каковы основные формы общения ребенка с взрослым в дошкольном возрасте?

Рассмотрим подробно внеситуативные формы общения со взрослыми, являющиеся основными для старших дошкольников.

В период дошкольного детства взаимодействие и общение с взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольникам уже недостаточно общаться только с взрослыми людьми…

Характеристика внеситуативных форм общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста. Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

В дошкольном возрасте на уровне внеситуативно-познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют

В том случае, если эти отношения носят дружелюбный характер, взрослые заинтересованы показать ребёнку весь спектр форм

Главный смысл совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками состоит в познании ребенком

Испытуемые — группа детей детского сада. В исследовании принимали участие 24 ребенка возрастом 6–7 лет (старший дошкольный возраст).

Работа по формированию дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста и итоговый эксперимент позволили нам проследить динамику в проявлении доброжелательного отношения детей к сверстникам. Рис. 1.

Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии дошкольников и сказывается на процессе…

Источник: https://moluch.ru/archive/80/14157/

Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Мотивы — побудительные силы деятельности и поведение субъекта. В понимании их природы в психологии нет единого взгляда. Исходное понятие предложено А.Н. Леонтьевым. Оно вытекает из разработанной им концепции психики как деятельности.

Последняя — отправной пункт нашего понимания природы общения как коммуникативной деятельности.

Понятие мотива тесно связано с понятием предмет деятельности и потребность приобретать свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную, направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом. [24]

Предложенное понятие дает возможность опереться на объект (или представление о нем) в котором мотив «опредмечивается» что позволяет судить о мотивах субъекта на основании наблюдаемых объективно фактов.

Мотивы общения — это те качества партнера, которые выявились в его процессе, удовлетворяют потребность в общении. Поскольку мотивы общения неразрывно связаны с потребностью в нем, их понимании требует раскрытия содержания потребности. Легче всего судить о содержании потребности позволяют продукты общения, которые — согласно концепции М.И.

Лисиной — представляют собой образы самого себя и другого человека [22]. Суть потребности в общении состоит в самопознании и самооценки субъекта через познание партнера по общению. Отсюда следует, что субъекта побуждают к взаимодействию с партнером, т.е.

становятся мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное я, способствуют его самосознанию.

Читайте также:  Деятельность дошкольника: ответы на вопросы об особенностях

Метафорическое понятие «партнер как зеркало» разводится на 2 функции 1) выявление сходства, подобия партнеров, что позволяет познавать себя через познание другого и сопоставление себя с ним; 2) выявление оценки своих качеств партнером и уточнению их для себя. Первый путь предполагает восприятие и оценку качеств партнером и уточнению их для себя.

Первый путь предполагает восприятие и оценку качеств партнера, второй — заключается в побуждении партнера к отклику на инициативу, улавливании и учете его.

Отсюда мотивы общения следует искать в двух различных по функции типах качеств: 1) в общих (сходных) свойствах партнера и 2) в способности партнеров давать отклик (оценку) на проявление других участков общения. Названные типы качеств соответствуют двум основным типам коммуникативных мотивов (партнер — подобие субъекта, партнер — ценитель субъекта).

Общение не всегда представляет самостоятельную деятельность: оно часто лишь компонент деятельности практической или познавательной. По мере развития у детей различных видов деятельности, прежде всего ведущей — игры, у них возникает необходимость коллективных действий, объединения усилий.

Поэтому важнейшее качество, побуждающее их к совместной деятельности, а значит и к общению в ней, — способность к слаженности действий, к согласованности. Такая способность составляет третий основной тип коммуникативных мотивов детей (партнер — равный участник общего дела).

  • Коммуникативные мотивы теснейшим образом связаны с содержанием потребности в общении.
  • Так каковы же мотивы общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
  • Определяется три категории мотивов общения ребенка со сверстником.

Первую и важнейшую категорию составляют мотивы, порождаемые потребностью детей в активной деятельности, которая выражается у дошкольников в сюжетно-ролевой игре и является для них ведущей деятельностью.

Ребенок вступает в общение со сверстником ради участия в общей игре или продуктивной деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательного и сложенного действования.

И, прежде всего, это умения создавать интересные замены игр, выдвигать цели и согласовывать свои цели и действия с другими участниками. Подчиненность мотивов общения данной категории потребностей в общем деле позволяет позвать их деловыми.

На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Ребенок обогащается новыми знаниями о мире, умении строить повествования.

Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя и ценителя.

Качества сверстника как источника сведений и их ценителя, отвечающие познавательной потребности детей, составляют вторую категорию — познавательных мотивов их общения, по значению уступающую первой.

В третью категорию вошли личностные мотивы. Ребенок включается в любое дело, которым занят ровесника, ради того, чтобы сравнить свои и его возможности. Здесь в роли мотивов выступают сравнимые, аналогичные качества — свои и сверстника, возможности (умения, знания, нравственные качества), потребности (желания, склонности).

Это первый вариант личностного мотива, когда он прямо выражает потребности в общении с ровесником, а не подчинен другим потребностям. Второй вариант личностного мотива — ровесник как ценитель тех качеств, которые ребенок уже выделил в себе как достоинства. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтверждать их ценности.

Мотивом общения становятся его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. Этот мотив также прямо связан с потребностью в общении, со стремлением ребенка познать свои возможности, подтвердить достоинства, используя отклик на них со стороны ровесника.

В обоих вариантах личностных мотивов воплощаются качества сверстника как зеркала в двух функциях, о которых речь шла выше. [10]

Общение старших дошкольников 5-6 лет протекает преимущественно в процессе сюжетно-ролевой игры. Возрастает число контактов в игре, максимальным становится их разнообразие.

Появляются формулирование игровых целей; мнимой ситуации и вводимые замещения, распределение ролей и соответствующие обращения, называние партнера шутливым именем, а также многочисленные высказывания, воплощающие роль и дающие направления игре и поведению участников, — побуждения к определенным действиям, сообщения и вопросы о сделанном и намеченном. Игра и общение в ней длится больше часа, а иногда (прерывались) в течении нескольких дней и недель. Внеигровые контакты представляют собой вовлечение в игру и ее организацию: определяются общие цели, согласовываются намерения, осуществляются воздействия на ровесника (предложения, критика и указания, как делать). Игра строится на речевом общении, поэтому число невербальных актов резко падает.

В общении детей 5-6 лет присутствуют три варианта делового мотива. 1 вариант — мотив построения совместной игры, сотрудничества: ребенок ищет в сверстнике сходные интересы, намерения и готовность вносить творческий вклад в общее дело. Обособление и укрепление такого мотива отражает рост число актов, обращенных к «Мы».

Адресованность к «Ты» снижается, а «Я» остается на прежнем уровне. 2 вариант делового мотива свойственен лидеру: путем привлечения сверстника к участию в реализации своих цели и замысла он получает подтверждение собственных достоинств.

Функционирование данного мотива выражается особым характером коммуникативных актов лидера: он продуцирует цели, дает указания, рисует партнеру заманчивые перспективы. 3 вариант делового мотива — знакомство с новыми образцами игры, целями, замыслами; научения лучшему участию в игре.

Возраст 5 лет отличается ростом числа познавательных контактов между детьми. эти контакты представляют развернутые сообщения в ходе игры о каком-либо явлении или сфере жизни. Не менее существенным поводом к познавательным контактам становятся воплощения в игре сказки: возникает диалог, в котором уточняется последовательность и логическая связь событий.

Знание потешек, поговорок, считалок превращается в игру, где они выполняют функцию средства расширения общения; ребенок адресует свои знания каждому члену группы, находя удовлетворение в производимом с их помощью эффекте на ровесника.

В познавательных, как и в деловых, мотивах общения выделяется несколько вариантов: 1 вариант — утверждение своего превосходства в знаниях и завоевании особого уважения ровесников; 2 — решение общей задачи, ответ на интересующий всех вопрос, творческое участие в достижении единой цели; 3 — подтверждение сверстником правильности понимания, представления ребенка. Выражение этого мотива — адресуется ровеснику вопрос после высказанного суждения.

В этом возрасте сохраняется позиция значительного превосходства над ровесником, выражающаяся в поддразниваниях, насмешках, непринятии в игру и исключения из нее, отвержения, актом агрессии, адресуемой порой каждому из ровесников. [9]

У детей 5-6 лет возникает также и новая позиция — признание достоинств ровесника, иногда превосходящих собственные, и на основе этого появляются чувства симпатии, дружба. Детям становится доступно восхищение товарищем. Между детьми начинается обмен равноценными выражениями симпатии, нежности.

О новой позиции свидетельствуют и сообщения друг другу секретов. Существенной чертой личностных мотивов становится то, что они порой оказываются разделенными, общими хотя бы для двух детей, что подтверждается единой оценкой «Мы», в которой не дифференцируются ни сам ребенок, ни его партнер.

Дети гордятся общими достижениями, одинаковыми ролями.

Каковы же мотивы общения у детей 6-7 лет.

Игра все еще занимает значительное место в жизни детей 6-7 лет. Однако положение старших в детском саду, ожидание скорого перехода в школу и систематические учебные занятия, где детей оценивает педагог, существенно перестраивают их интересы. Знания детей расширяются.

Игра становится серьезнее: старшие дошкольники воссоздают в ней обстоятельства жизни людей более реалистично. У детей повышаются требования к выдумке, изобретательности, появляется новый тип игр — с правилами (подвижные, настольные, словесные).

У детей 6-7 лет выделяем деловые, познавательные и личностные мотивы.

В связи со значительной ролью игры в жизни детей 6-7 лет их деловые мотивы общения подобны мотивам 6-7-леток. Но в этом возрасте деловые мотивы общения создаются не столько в игре, сколько на фоне серьезных жизненных проблем, причем не только практических, но и познавательных, что делает мотив и деловым, и познавательным одновременно.

Наибольшее число контактов возникает не в процессе игры, а по ходу решения какой-либо случайной задачи.

В 6-7 лет впервые познавательные мотивы выдвигаются на передний план. В их состав входят объяснения причин случившегося, высказывание гипотез по поводу развития явления, сообщения об их свойствах, приглашение к исследованию и т.п.

Важнейшим преобразованием познавательных мотивов общения детей 6 лет — их обособление от мотива подтверждения своих достоинств. Познавательный мотив общения — это уже поиск коллективного решения задачи, отношение ко всем участникам как к равным.

Высказывания адресуются не к «Ты», а к «Мы».

Число личностных контактов, выделенных в самостоятельные эпизоды, у старших дошкольников увеличивается. Ребенок доверяет сверстнику свои состояния, желания, намерения, вкусы, секреты.

Он оценивает поступок ровесника, сравнивает его с другими детьми, обсуждает происшедшие события, выражает сопереживание. Самые интимные личностные контакты скрываются от взрослого.

Когда по условиям игры один ребенок выражает ровеснику свое доброе расположение, обнаруживается разнообразие его позиций по отношению к партнерам. Иногда это развернутое признание достоинств.

Читайте также:  Двигательная активность детей дошкольного возраста: особенности развития

Усиление позиции расположения к ровеснику связано с растущим интересом к его личности; его своеобразному вкладу во взаимодействия, проявлению им оригинального типа поведения, отношения к ситуации. Чувствительность к ответственному поведению ровесника на инициативу партнера возрастает: [12]

Ребенок оказывается способен даже изменить свое неприязненное отношение к ровеснику, оценив достоинство его ответной позиции. Успехи ровесника могут вызвать восхищение у ребенка.

Таким образом, развитие у детей мотивов общения со сверстниками имеет важные последствия. Так, обладая более высокоразвитыми мотивами общения, ребенок адресуется к личностным качествам ровесника, т.е. устойчивым, внутренним образованьям — потребностям, склонностям, суждениям и мнениям.

В итоге образ сверстника и самого себя становится все более полным, дифференцированным, осознанным.

На основе этого ребенок может успешнее строить свои взаимоотношения с окружающими людьми, стать полноправным членом коллектива своих товарищей, способствующим достижению их общих целей, а также обеспечивать благоприятные условия для достижения своих индивидуальных целей.

Это мы рассмотрели мотивы общения детей старшего дошкольного возраста. Теперь перейдем к средствам общения дошкольников со сверстниками.

Средства общения — внешний, непосредственно наблюдаемый его слой. По терминологии А.Н. Леонтьева, они равнозначны операции и составляют операционально-техническую сторону коммуникативной деятельности. Средства общения — это те наблюдаемые поведенческие проявления, которые адресованы другому; из них складывается живая ткань общения. [24]

По определению М.И. Лисиной «под средствами общения понимаются те операции, с помощью которых ребенок строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействия с другим человеком». [21]

Поскольку средства общения — структурный компонент целостной деятельности, очевидно, что они определяются общим содержанием этой деятельности. Как всякое действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, так и конкретное действие общения и реализующие его операции починены определенной коммуникативной задаче.

В связи с этим развитие средств общения необходимо рассматривать в контексте целостной деятельности общения и формирование новых потребностей и задач коммуникативной деятельности.

Именно конкретные задачи общения создают условия и необходимость для овладения определенными коммуникативными средствами, для их совершенствования и развития.

Однако эти средства могут не только определяться задачами и мотивами общения, но и влияет на развитие его мотивационно-потребностной стороны. Овладение новыми средствами общения открывает дополнительные возможности и соответственно выдвигает иные коммуникативные задачи.

Таким образом, между задачами и средствами общения существуют сложные диалектические отношения: действие и операции общения определяются и направляются побуждающими их задачами; вместе с тем в реальной живой ткани общения, воплощенной в конкретных действиях и операциях, возникают новые задачи и мотивы общения. В результате разворачивается единый диалектический процесс генезиса коммуникативной деятельности, в которой задачи общения претерпевают определенные преобразования, порождающие их качественно — новые виды и формы.

Можно выделить четыре характеристики коммуникативных действий сверстников.

Первое — разнообразие коммуникативных действий и расширенный их диапазон. Именно в общении сверстников проявляются такие сложные действия, как притворство (стремление сделать вид, желание выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру), кокетство, фантазирование и т.д.

Второе яркое отличие коммуникативных действий сверстников заключается в их эмоциональной насыщенности. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов, связана с тем, что, начиная со старшего дошкольного возраста, сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.

Третья характеристика средств общения со сверстником заключается в их нестандартности и нерегламентированности. При взаимодействии с ровесниками дошкольники используют самые неожиданные и самобытные средства.

Нерегламентированность общения дошкольников позволяет партнеру проявить самобытное начало в его формирующейся личности. Сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных проявлений ребенка. С возрастом контакты сверстников все более опосредуются социальными нормами и правилами.

Однако нерегламентированность и раскованность общения, использованные самобытных, непредсказуемых средств — относительная черта контактов ровесников до конца дошкольного возраста. Четвертая особенность коммуникаций дошкольников — преобладания инициативных действий над ответными.

Особенно ярко это проявляется в неумении детей продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.

Гибкость отношения к партнеру, которая проявляется в чувствительности к его воздействиям и адекватности ответов, согласно данным Л.Б. Митяевой и Е.О. Смирновой существенно меньше в сфере общения ребенка со сверстником.

Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты и т.п.

Отмеченные характеристики коммуникативных действий определяют специфические особенности как вербальных, так и невербальных средств общения. При взаимодействии сверстников подавляющее большинство их контактов происходит с участием речи.

Источник: https://studbooks.net/1639679/psihologiya/ponyatie_motivov_sredstv_obscheniya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_sverstnikami

1.2 Мотивы, средства, функции общения

  • Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:
  • 1) потребностью во впечатлениях;
  • 2) потребностью в активной деятельности;
  • 3) потребностью в признании и поддержке.

О существовании у детей острой потребности во впечатлениях свидетельствуют работы многих исследователей. С появлением на свет, ребенок постоянно побуждаем к новым впечатлениям, и чем сложнее и информативнее объект, тем он для него привлекательнее.

С течением времени потребность во впечатлениях постоянно возрастает. Удовлетворить эту потребность дети могут лишь через посредство взрослых, так как возможности сделать это самостоятельно ограничены.

Таким образом, потребность в новых впечатлениях побуждает детей вступить в контакт со взрослыми — появляются познавательные мотивы общения.

Потребность в активной деятельности так же характерна для детей, как и потребность во впечатлениях. На протяжении дошкольного детства активность, проявляемая ребенком, достигает высокого уровня развития, видоизменяясь и по форме, и по содержанию.

Деловые мотивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости, где нужны помощь и участие взрослых.

Деловым мотивом общения является сам взрослый, в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.

Потребность детей в признании и поддержке проявляется уже с самого раннего возраста, например, в виде потребности в материнской заботе и любви, ласке.

Характерной особенностью описываемого рода общения является его сосредоточенность на личности — самого ребенка, который ищет поддержки; взрослого, выступающего носителем нравственного поведения; других людей, познание которых способствует в целом познанию детьми социального мира и самих себя. В данном случае мы говорим о личностных мотивах общения, удовлетворяемых в самом процессе общения.

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. Но в каждом периоде детства один из мотивов общения становится ведущим [18].

Так, в первые полгода жизни ведущим в общении является личностный мотив; в раннем возрасте — деловой, в первой половине дошкольного детства — познавательный, а во второй его половине снова личностный.

Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности детей.

Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса (коммуникативной деятельности), адресованных другому человеку.

Действие общения характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Две основные категории действий общения — это инициативные акты и ответные действия.

Поскольку общение есть взаимный процесс, человек должен быть уверен, что партнер воспринимает его и относится определенным образом к его действиям.

Стремление вызвать интерес другого, привлечь его внимание — наиболее характерный момент общения.

  1. Действие общения включает в себя средства общения — операции, с помощью которых осуществляется действие общения. Среди них можно выделить три основные категории:
  2. • экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
  3. • предметно-действенные средства общения (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);
  4. • речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики) [21].
  5. Функции общения можно классифицировать их следующим образом:
  6. 1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);
  7. 2) формирование и развитие межличностных отношений;
  8. 3) познание людьми друг друга.
  9. Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») [16].

Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.

Источник: https://ped.bobrodobro.ru/42193

Ссылка на основную публикацию