Пальчиковые игры для детей как средство развития мелкой моторики



  • Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.
  • Если руки неумелы,
  • Если пальчики несмелы.
  • Трудно ручку удержать,
  • Буквы ровно написать.
  • Не удержишь карандаш –
  • Не получится пейзаж.
  • В. Лирясова

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка.

Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо, поэтому необходимо развивать мелкую моторику детей с раннего возраста. Приёмов для этого существует огромное количество.

Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами-карандашами, камешками, счётными палочками, игры-шнуровки, самомассаж рук. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность улучшить произношение, обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают приёмы по развитию моторики у детей. А. А. Хвостовцев, С. Е.

Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Учёные отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведенных исследований была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы.

Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов- внимания, памяти, мышления, восприятия, речи.

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с окружающим и предметным миром, использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности, физкультминутками, массажем, пальчиковыми и игровыми упражнениями. Это обеспечивает саморазвитие ребенка, который выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

  1. При подборе игр и игровых упражнений придерживаемся следующих принципов:
  2. – наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей, подбираемый дидактический материал должен быть интересен, понятен и доступен каждому ребенку.
  3. – развивающий характер обучения;
  4. – систематичность и последовательность, наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность.
  5. Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимое условие для развития ребенка, в группе имеются разнообразные игры и пособия, направленные на решение задач по развитию мелкой моторики.
  6. В работе с дошкольниками мы используем комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:
  7. Составление фигур из счетных палочек.

С помощью палочек развивается ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; закрепляем представления о геометрических фигурах. В процессе выполнения задания объясняем ребенку, как называется та или иная фигура или предмет и как сложить.

Пальчиковые игры для детей как средство развития мелкой моторики

Использование прищепок

Система заданий делает упражнения с прищепками интересными и познавательными. В играх с прищепками ребёнок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме.

При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие, а также в играх с прищепками развиваются творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия.

Мы предлагаем детям прищепки разного цвета, различные фигуры из картона, например, желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля; фигура ежика без иголок, дерево без листьев и др., на которых ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается речь и моторика.

Использование сухого бассейна.

В группе мы используем пластиковую коробку, наполненную крупой. Предлагаем детям рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки, шагать по ней пальчиками, найти спрятанную игрушку и наощупь определить, что это, нарисовать на крупе букву или цифру, такие задания, позволяют развивать мелкую моторику рук в форме игры.

Нанизывание

Материал для нанизывания используем самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Величину нанизываемых предметов необходимо варьировать в зависимости от возраста детей, чем они старше, тем лучше они будут справляться с более мелкими деталями.

Пальчиковые игры для детей как средство развития мелкой моторики

  • Вдавливание деталей в пластилин
  • Вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук – полезное занятие, для этого мы предлагаем детям бусины, детали мозаики, камушки или ракушки, а так же используем фасоль, горох, семечки подсолнуха.
  • Сортировка круп

Детям нравиться перемешанные в одной коробке крупы, раскладывать по разным коробочкам, руководствуясь определёнными правилами – по размеру, цвету, форме. В работе надо следить, чтобы дети брали по одной штучке, захватывали ее щепотью или двумя пальцами.

Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком

Для этого мы используем небольшие пластиковые бутылки, и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики, дети опускали их в бутылочку. Необходимо обращать внимание, чтобы дети брали по одной детали, а по окончании работы детям нравится закрыть бутылку крышкой и погреметь содержимым.

Раскручивание и закручивание крышек

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. В группе подобраны разнообразные коробки, банки с крышками. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала мы предлагаем детям открывать коробки или банки, а затем закрывать. Чтобы детям было интереснее играть, мы прячем внутрь интересные предметы.

Самомассаж

С помощью массажа развивается ловкость движений пальцев и кистей рук. Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Для этой цели мы используем шарики Су-Джок, они активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Определи на ощупь

Для этой игры в группе имеется «Волшебный мешочек», предлагаем детям определить наощупь, сколько фасоли в мешочках: много, мало, одна, ни одной, несколько. Действия, совершаемые при перебирании пальчиками фасоли, концентрируют внимание, а в целом доставляют ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.

Все эти составляющие компоненты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей, речевому развитию. Использование в системе игр и упражнений по развитию мелкой моторики, сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, поможет развить речевые навыки и сформировать навыки письма.

Литература:

  1. Агаян, Г. Г. «Мы топали, мы топали»: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Карапуз, 2003.
  2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практическое пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004.
  3. Александрова, Т. В. «Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок» / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. – №7.
  4. Коноваленко, В. В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений» / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
  5. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей./ С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1.
  6. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками. Ю.А.Соколова» – М.: 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Источник: https://moluch.ru/archive/145/40660/

Пальчиковые игры для детей как средство развития мелкой моторикиПри проведении первоначальной диагностики дети показали низкий уровень развития мелкой моторики рук. У детей возникли трудности: пальцы малоподвижны, движения неточные, речь была невнятной. Не у всех детей получались движения разогнуть, согнуть пальчики, согласовывать действия двумя руками, скрещивать пальчики и т.д. Дети расстраивались что у них не получались движения пальцев рук. А так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести с детьми работу в этом направлении. Поставив перед собой цели, задачи, занялась подбором материала.

  • Я изготовила папку — передвижку для родителей в которой описала необходимость развития мелкой моторики рук для развития речи детей путём разучивания пальчиковых игр. С учётом возрастных и индивидуальных способностей детей я подобрала материал для показа пальчиковых игр, составила перспективный план, в который включила:
  • -самомассаж рук (сгибание, разгибание, постукивание, растирание, поглаживание пальчиков);
  • -разучивание стихотворений, потешек, песенок, считалок с сопровождением движений пальчиками;
  • -упражнения;
  • -пальчиковая гимнастика;
  • -развитие графической моторики: рисование по трафаретам, штриховка, соединение по точкам.
  • Знакомство с пальчиковыми играми я провожу по плану:
  • -рассматривание картинок,иллюстраций(по теме);
  • -заучивание потешек, стишков, песенок и проговаривание вместе с детьми хором;
  • — игры с мозаикой, с конструкторами, с водой, с песком, с крупой, с пуговицами, с крупой, с фасолью, с камешками, с грецкими орехами, с крышками, с карандашами, с вкладышами, с пазлами, складывание матрешек, нанизывание колечек, бусин, складывание разрезных картинок;
  • -застёгивание и расстегивание пуговиц, змеек, кнопок, липучек;
  • -шнуровка;
  • -игры с пальчиковыми куклами.

Развитие навыков важно ещё потому, что дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. В своей работе я последовательно использую систему «от простого к сложному», поэтому развивать мелкую моторику рук у детей я начала с обучения приёмом самомассажа.

Самомассаж- это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей.

Самомассаж начинала с лёгкого растирания подушечек пальцев, потягивания за кончики пальцев, растирание ладоней. Затем приступала к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений. Ребенку интересно все, что происходит вокруг него.

Малыш пытается познать новое, прикасаясь к нему пальчиками (упражнение «Цветные лоскутики»). Таким образом, он знакомится с понятиями «мягко» и «твёрдо» «тепло» и «холодно», учится счёту, получает сенсорное впечатление. Вместе с родителями создали «Волшебное дерево».

Играя с фруктами, которые связаны из ниток разного цвета, у детей развиваются тактильные ощущения, а также сенсорное развитие.

В тазик насыпала пшено (гречку, рис, фасоль, горох). Помещала туда несколько предметов различных по форме и величине, но знакомых детям. Предлагала детям найти предметы на ощупь.

Игра «Чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его. Если ребенку трудно определить на ощупь, предлагала ему достать вещь из мешочка и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет(большой, твёрдый…).

Читайте также:  Деятельность дошкольника: ответы на вопросы об особенностях

«Найди такой же». С помощью родителей сшили из материала листочки, ягодки, яблоки, грибочки, цветочки. Дети находят такой же листочек……. на ощупь. Дети различают по цвету, по размеру, развивается сенсорика.

Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку сочетают тактильное воздействие и игру. Одним из видов является массаж с помощью карандашей.

Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

В зависимости от содержания упражнения, предпочтение отдаётся тому или иному виду карандаша (толстый, круглый, короткий, длинный, шестигранный).

  1. Упражнения с карандашом:
  2. «Ладошка»
  3. «Горка»
  4. «Качели»

«Утюжок» и.т. д.

  • Упражнения с различными предметами:
  • «С прищепками»
  • «с пробками»
  • «узловка»
  • «с липучками»
  • «со змейками»
  • «с крючками»
  • «с кнопками»
  • «с бусами»
  • «со счетными палочками»
  • «комкание платка, бумаги»
  • «горох, фасоль,боб»
  • «собери бусы (макароны)»
  • «открой шпингалет»
  • «заплети косички»
  • «завяжи бантик»
  • «перебери пуговицы по цвету, по размеру».
  • Все игры и упражнения готовят руку к письму, что немаловажно для ребенка.

Пальчиковые игры без предметов сопровождаю стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук: поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого пальчика.

  1. «Этот пальчик дедушка»
  2. «Домик»
  3. «Пальчик, мальчик, где ты был?»

Провожу пальчиковые игры с предметами. С помощью родителей изготовили из картона «шапочки» для пальчиков. Дети, слушая сказку, выполняют вместе со мной действия:

«Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые шапочки. Надевали (дети надевают шапочки) на все пальцы.

День проходил весело, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать.

Перед сном они снимали свои шапочки (дети снимают каждый колпачёк-шапочку при помощи других пальцев этой же руки, пальцы другой руки не помогают.

  • В работе использую приём, как показ при помощи рук различных изображений.
  • «Лодочка»
  • «Бабочка»
  • «Кольцо»….

Пальчиковые игры провожу в течение всего дня в разных видах деятельности. К детям приходит сказочный герой и предлагает детям поиграть. Пальчиковые игры для развития речи незаменимы. В процессе разучивания потешек, стишков формируется правильное звукопроизношение.

У детей развивается пространственное мышление, фантазия, память, внимание. В зоне изобразительной деятельности дети пользуются карандашами, фломастерами, гуашью, мелками, учатся обводить по трафарету, по контуру, штриховать овощи, фрукты.

На прогулках рисуем на снегу, на песке.

Работа с глиной, пластилином так же развивает мелкую моторику рук. Пальчики детей становятся ловкими, гибкими. Вместе с детьми с соленого теста лепили сушки, печенье, конфеты.

Аппликация: учу детей приклеивать готовые формы на листы бумаги. Скручивание салфеток в маленькие шарики и «одевание» утят и цыплят, барашек, создание волшебных цветов вызывало у детей радость.

С большим удовольствием дети занимаются в физкультурной зоне, где имеется ребристая доска, дорожка, в которой вшиты палочки, дорожка из пуговиц, мешочки с крупой. Упражнения с данным инвентарем полезны для стоп ног.

Игры с бумагой. Аппликация, созданная по принципу рваного метода, вызывала восторг у детей. Дети отрывали кусочки от цветной бумаги, а затем раскладывали их по заранее нарисованным контурам, получалось очень красивое, модное панно.

Учились разрывать бумагу разной плотности: картон, газета, салфетки. Я использую приемы: сминания, а затем разглаживания ладонями и пальцами скомканного листа бумаги. Игры с камешками.

Предлагала потрогать и сравнить по цвету, по форме, выложить рисунок (солнышко, цветочек, дорожку для цыпленка).

Игры с прищепками. Предлагала детям надеть прищепки на шнурки, на веревочки, на спину сшитых ежей.

Игры с мозаикой, с конструкторами, с грецкими орехами, с пуговицами, с вкладышами, с матрешками, с клубочками — безусловно, очень важны и полезны для развития кистей и пальцев рук.

Прекрасным тренажёром для развития мелкой моторики является песок. Вся работа направлена на снижение гиперактивности, эмоционального напряжения. Пересыпание песка служит массажем для рук. Провожу упражнения: рисование на песке пальцами, палочкой, нахождение маленьких игрушек в песке.

Показываю детям, что из влажного песка получаются красивые куличики, а из сухого песка куличики рассыпаются. Малыши пробует делать куличики из формочек разных размеров, из ведёрка. Предлагаю детям построить длинный забор, чередуя куличики в определённой последовательности.

Это разовьёт ручную моторику, конструктивные навыки, логическое мышление.

На асфальте рисовали цветными мелками. Сделав несколько рисунков, я предлагала детям рассказать, из каких геометрических фигур они состоят. Потом малыши пробовали сами выполнить рисунки, состоящие из кругов, квадратов и треугольников.

Игры с водой.

Дети обожают играть с водой, а кроме того это очень полезно: мыть губкой игрушки, кукол, переливать воду из одной ёмкости в другую ложкой, кружкой и т.д.

Игры с крупами

Предлагала пересыпать крупу (перловка, греча) из одной посуды в другую, а так же рассыпать крупу на поднос (горох, боб, фасоль) и нарисовать что хотят (клубочек, мяч, дорожка, лесенку). Играя с крупой, трогая и пересыпая её, дети получали хороший массаж для кистей и пальцев рук.

Игры с грецкими орехами

Рассказывала сказку про орех, как подул сильный ветер и орех упал с дерева.(дули вместе с детьми изображая ветер, тренируя долгий выдох) Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним.

Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается), катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу). Орех катали по ковру ладошкой вперёд и назад, как машинку. Проделывали всё несколько раз одной рукой, потом другой.

Ещё орешки ныряли в «бассейн» с горохом. Такая игра в прятки хорошо массирует пальчики

Игры с пирамидками

Нанизывание колечек, сравнивание по цвету, форме и величине так же развивает мелкую моторику рук.

Вместе с родителями изготовили пальчиковый, кулачковый театр кукол. Дети с удовольствием смотрят и участвуют в показе сказок.

С помощью родителей я изготовила дидактические игрушки: черепашка, цветочки, грибочки, ёлочки, куколки. Для детей завязывание шнурков большая трудность. Сначала у детей не получалось, но со временем научились шнуровать ботинки.

Упражнения по шнуровке способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания. Учились с детьми расстегивать и застегивать пуговицы, змейки, кнопки. Шнуровка помогает маленьким неповоротливым пальчикам становиться более ловкими.

Пропуская веревочки сквозь нужные отверстия, малыш увлекается самим процессом.

Со временем пальчики детей становились послушными. Но самое главное — улучшилась речь детей. Как приятно смотреть, когда у детей светятся глазки радостью от того, что знают наизусть потешки, стихотворения, считалочки, песенки и умеют сопровождать движениями пальчиков. Я смогла заинтересовать играми с пальчиками, которые ободряют, радуют, учат общаться.

Пальчиковые игры превратились в весёлую игру, приносящую удовольствие. А эти чувства являются сильнейшим средством стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Данная система показывает, что разные виды деятельности, используемые мною в работе по развитию мелкой моторики рук, (через тренировку пальцев рук) дают хорошие результаты.

Источник: http://my-nevalyashki.ru/index.php/stati-dlya-pedagogov-dou/957-palchikovye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-melkoj-motoriki-ruk-i-rechi-detej-mladshego-vozrasta-opyt-raboty

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассмотрено развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Раскрывается педагогическое значение использования пальчиковых игр в работе с дошкольниками, приводится их классификация в схематичном виде. Представлены рекомендации по подбору пальчиковых игр для дальнейшей работы по развитию мелкой моторики.

Ключевые слова: моторика рук,мелкая моторика, пальчиковые игры, младший дошкольный возраст.

Постановка проблемы.  Проблема поиска новейших эффективнейших средств для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста остается актуальной уже очень долгое время.

Речь ребенка, его координационные способности, глазомер находятся в прямопропорциональной зависимости от ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек.

Начинают развитие мелкой моторики с раннего и младшего дошкольного возраста с простых и незатейливых народных игр-потешек, закрепляя в последствии в более старших возрастных периодах более сложными и разнообразными пальчиковыми играми.

  Именно в этот период дети должны овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие. Именно поэтому ведущими педагогами-практиками используются и совершенствуются различные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики.

Освещение опыта использования различных пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста может быть полезно современным воспитателям ДОУ, логопедам, дефектологам, а также родителям детей.

Анализ последних публикаций. Проблемой развития мелкой моторики детей занимались  и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л.Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М.Монтессори (Ю.Фаусек, Е.Хилтунен и др.).

Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина.

Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей младшего дошкольного возраста показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы.

Авторы актуализируют проблему внедрения более эффективных личностно-ориентированных форм работы с детьми, акцентирование внимания на игровой форме обучения. Особое внимание в трудах авторы уделяют пальчиковым играм.

Цель данного исследования — раскрыть  значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала. Реализация ФГОС ДО в практику дошкольных образовательных учреждений приносит первые результаты.

Смещение акцента с привычного образовательного процесса, направленного на формирование у дошкольников требуемых знаний в сторону развития общей культуры личности, привело педагогов естественным образом к пересмотру устоявшихся малоэффективных форм организации деятельности ребенка во время его пребывания в детском саду. Конечно, никто не отрицает, что наиболее естественным в дошкольном возрасте, иными словами ведущим, видом деятельности является игра. Однако игра игре рознь. Умелое совмещение педагогами игрового, воспитательного и обучающего компонентов в игре является залогом всестороннего гармоничного развития их воспитанников. Одним из таких вариантов развивающих игр выступают пальчиковые игры.

Пальчиковые игры известны давно. В народной педагогике данные игры зачастую использовались в единстве с другими малыми жанрами фольклора (потешками, прибаутками, дразнилками и пр.).

Так, к примеру, всем известны и любимы с детства такие пальчиковые игры, как «Идет коза рогатая», «Ладушки-ладушки» и «Сорока-белобока кашку варила», однако это далеко не полный перечень тех игр, что можно и нужно использовать в работе с детьми.

В рамках нашего исследования под пальчиковыми играми мы понимаем различные двигательные действия кистью и пальцами под какое-либо речевое сопровождение (сказку, потешку, стишок и пр.). Они  помогают инсценировать текст, который не обязательно рифмированный, он может быть и в прозаическом виде, но с простым лаконичным сюжетом, чтобы суметь завлечь ребенка. 

Соглашаемся и разделяем мнение с Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезовой утверждающими, что пальчиковые игры – это универсальное дидактическое и развивающее средство, сущность которого состоит в том, что во время его проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется [2].

Таким образом в процессе игры дети разминают пальцы и кисти рук, проводят своеобразный пальчиковый тренинг.

Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. [1].

Смена упражнений помогает напрягать, тонизировать, расслаблять еще неокрепшие и неумелые руки ребенка, постепенно формируя его моторику.

Современный исследователь в развитии сенсорики у детей дошкольного возраста не только раскрывает сущность пальчиковых игр, но и их главное отличие от пальчиковых упражнений, состоящее в сопроводительном речитативном материале.

Читайте также:  Зависимость от компьютерных игр у детей: причины формирования и методы противодействия

  В контексте данного исследования, хотелось бы отметить, что выбор в пользу пальчиковых игр в качестве ведущего средства по развитию мелкой моторики младших дошкольников, пал именно потому что в силу специфики возраста, детям интереснее играть в сопровождении смешных стишков, инсценировать мини-спектакли, подражать ручной умелости взрослого под  соответсвующее речевое сопровождение, а не просто выполнять какие-то упражнения пальцами. Если просто показывать упражнения для развития мелкой моторики дети быстро теряют к ним интерес и эффекта от такого обучения нет.

К такому же выводу склоняются многие специалисты, особенно исследователи-практики, методисты, работающие непосредственно в данном русле. Так И.Е. Светловой раскрывается значение пальчиковых игр как средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, которое  состоит в том что:

  • развивается ловкость пальцев, умение координировать и согласовывать движения рук и пальцев;
  • формируется и развивается устная речь ребенка;
  • развиваются творческие навыки, воображение;
  • непринужденно прививаются основные культурно-гигиенические навыки;
  • концентрируется внимание на определенном виде деятельности, что способствует развитию усидчивости;
  • корректируется эмоциональная сфера ребенка [4].

Эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики подчеркивается и в исследовании Л.И.

Тищенко, отмечающей, что снизить напряжение  в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела помогают именно простые движения, такие как пальчиковые сгибы, зажимы, разжимы и пр.[5, с. 57].

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других — ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в их выборе. Исследователями предлагаются различные способы классификации, приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную, на наш взгляд. Так И.В. Дворова, О.П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом:

  • пальчиковые игры без речевого сопровождения;
  • пальчиковые игры с речевым сопровождением;
  • народные пальчиковые игры;
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
  • упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой [1].

Главный принцип отбора пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста состоит в том, что составляющие их упражнения должны быть разнообразными, сочетающими в себе сжатие, расслабление, растяжение пальцев, а также по возможности акцентирующими внимание поочередно на каждом пальчике.

Выводы. Пальчиковые игры – наиболее эффективное средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста при умелом их использовании. Доступность понимаю детей изображаемых персонажей пальчиковых игр (семья пальчиков, сорока, коза, паучок и пр.

) делает процесс игры увлекательным развлечением, дети охотно повторяют за взрослым движения, у них улучшается настроение, снимается мышечный тонус, активизируются творческие задатки, развивается память, улучшается речь. Все это в совокупности представляет собой мощнейшее и в тоже время доступное средство развития ребенка.

Большое разнообразие видов упражнений в пальчиковых играх дает возможность использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в развитии мелкой моторики ребенка.

Список литературы:

  1. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / И.В. Дворова, О.П. Рожков. – М.: МПСИ Модэк,  2007.
  2. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста : учебно–методическое пособие / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова. – Самара: СГПУ, 2007. – 122 с.
  3. Петров, А.В. Игротека “Ловкие ручки” обучает и воспитывает : Методическое пособие / А.В. Петров. – Великий Новгород: НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2002. – 44 с.
  4. Светлова, И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.Е. Светлова. – М.: «Олма–Пресс», 2001. – 236 с.
  5. Тищенко, Л.И. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста / Л.И. Тищенко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 12. – С. 56–59.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xlii/101495

Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр

Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр в ДОУ

В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде — прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пробовать на вкус.

Взрослые должны поддерживать это стремление, предоставлять малышу игрушки разного вида (мягкие, твердые, гладкие, шершавые, холодные и т.д.), предметы для исследования, ткани. Тогда малыш получит необходимые ресурсы для развития. Учеными доказано, что речь ребенка и его сенсорные органы связаны напрямую.

Из этого следует, что для того, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо развивать его руки.

Развитию мелкой моторики посвятили свои труды многие детские физиологи и психологи. Например, авторы О.А. Новицкая, В.В. Цвынтарный, Ю.А. Соколова описывают конкретные приемы для развития мелкой моторики детей. С.Е. Большакова и А.А. Хвостовцев дают полные рекомендации по формированию навыков движения и дифференцированных движений пальцев рук у дошкольников.

Связь мелкой, речевой и общей моторики изучена и подтверждена многими известными учеными. Они сделали вывод, что со становлением речи особенно тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Поэтому в ДОУ необходимо внедрение методик по развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых игр.

Отмечено то, что именно поэтому, когда человек не может выразить свою мысль или объяснить что-то словами, он использует жесты. И наоборот: когда ребенок пишет или рисует сосредоточенно, то он непроизвольно помогает себе, высовывая язык.

М.М. Кольцова, известный исследователь речи детей, пишет о том, что исторически в ходе развития человечества движения пальцев рук были всегда тесно связаны с речевой функцией. Первобытные люди сначала общались жестами, главная роль здесь отводилась руке. Развитие функций руки и речи происходило параллельно. М.М.

Кольцова сделала вывод, что формирование областей мозга, отвечающих за формирование речи, происходит под влиянием кинестетических импульсов от рук, а вернее от пальцев. Этот факт необходимо использовать в работе с детьми и там, где речь развивается своевременно, и там, где на лицо отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Речевое развитие рекомендуется стимулировать путем тренировки движений пальцев рук.

Речь ребенка развивается примерно по такому пути.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, потом появляется артикуляция слогов, дальнейшее совершенствование речевых реакций заключается в прямой зависимости от интенсивности тренировки движений пальцев.

Поэтому имеются все основания для того, чтобы рассматривать кисть руки в качестве органа речи — такого же, как артикуляционный аппарат. С этой стороны вопроса проекция руки является еще одной речевой зоной мозга.

Важность развития мелкой моторики заключается еще в том, что вся будущая жизнь ребенка также будет требовать точных координированных движений пальцев и кистей, которые необходимы, чтобы рисовать, писать, одеваться, выполнять множество разных действий.

Доказано также, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Это значит, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев — это мощное средство для повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика — основа развития всех психических процессов (память, внимание, речь, восприятие, мышление).

Чтобы научить ребенка говорить, нужно не просто тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, улучшающую связь между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

Какое значение имеют пальчиковые игры в развитии мелкой моторики дошкольника

Пальчиковые игры — это инсценировка, демонстрация каких-либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев рук.

Организация и проведение с дошкольниками игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, улучшается их двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость. Пальчиковые игры можно назвать универсальным дидактическим развивающим материалом.

Методика и смысл игр заключается в том, что нервные окончания рук оказывают действие на мозг ребенка и происходит активизация мозговой деятельности.

Когда ребенок будет учиться в школе, его мышцы мелкой моторики должны быть хорошо развиты. Пальчиковые игры — прекрасный помощник в подготовке руки ребенка к письму и развитии координации. А чтобы одновременно развивалась речь ребенка, можно использовать для этих же игр разные небольшие считалки, стишки и песенки.

Педагоги и родители даже сами могут «переложить на пальцы» любые стихотворные произведения, т.е. к речи придумать движения для пальчиков, сначала простые, а потом их усложнять. Играя в пальчиковые игры, ребенок получает массу разнообразных сенсорных впечатлений, у него развивается способность сосредотачиваться и внимательность.

Подобные игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, которая не только благотворно влияет на развитие речи, но она также подготавливает руку ребенка к письму и рисованию. Игры пальчиками развивают мозг дошкольника, стимулируют развитие речи, фантазию, творческие способности. Чем лучше ребенок работает пальцами и всей кистью, тем лучше он говорит.

Почему так происходит? Дело в том, что рука обладает самым большим «представительством» в коре головного мозга, поэтому именно ее развитию отводится важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Поэтому и словесная речь ребенка начинается именно тогда, когда движения его пальчиков достигают определенного уровня точности.

Ручки ребенка подготавливают почву для дальнейшего развития речи.

У всех народов пальчиковые игры были распространены с давних пор. В Китае, например, используют упражнения с металлическими и каменными шарами.

Регулярные занятия с этими предметами развивают память, деятельность пищеварительной и сердечнососудистой систем, развивают координацию движений, устраняют эмоциональное напряжение, развивают ловкость и силу рук, поддерживают жизненный тонус всего организма.

А в Японии распространены упражнения для ладоней и пальцев с использованием грецких орехов. Отличное действие оказывает перекатывание шестигранного карандаша между ладонями. И на Руси всех младенцев всегда учили играть в «Сороку-белобоку», «Ладушки» и «Козу рогатую».

В применении пальчиковых игр нужно придерживаться двух принципов обучения — это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот подход поможет решить в игре сразу несколько задач, связанных с развитием творческих способностей:

  • Пальчиковые игры дадут пищу для ума;
  • Они создают условия, которые опережают развитие способностей;
  • Играя самостоятельно, развитие ребенка происходит более эффективно;
  • Пальчиковые игры могут быть разнообразны по содержанию, они не терпят принуждения и формируют среду для радостного и свободного творчества;
  • Играя в эти игры с детьми, мамы, папы и бабушки, дедушки незаметно приобретают важнейшее умение — сдерживаться, не мешать ребенку размышлять самостоятельно, принимать самому решения, не делать за него то, что он может и должен сделать.

Практика показала, что если вводить ежедневно пальчиковые игры в развивающие занятия, то темп умственного развития возрастает. Понятно, что одними пальчиковыми играми желаемых результатов достичь не получится.

Это лишь одно из нескольких средств развития мелкой моторики и речи.

И это средство будет тем эффективнее и полезнее, чем меньше противоречий будет возникать между принципами, находящимися в основе этих игр, и принципами, на которых создается вся система обращения с детьми в семье и в детском саду.

  • Разновидности пальчиковых игр
  • Пальчиковые игры делятся на группы согласно своему содержанию и назначению:
  • Игры-манипуляции
  • Это игры, которые развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.

«Сорока-белобока», «Этот пальчик хочет спать», «Ладушки-ладушки», «Семья», «Пальчики пошли гулять», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?», «Мы делили апельсин», «Пальчик-мальчик, где ты был?»

  1. Сюжетные пальчиковые упражнения
  2. В эту группу входят упражнения, позволяющие детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых.
  3. «Пальчики здороваются», «Грабли», «Цветы», «Елка».
  4. Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)
  5. «Кулак-ребро-ладонь», «Горизонтальная восьмерка», «Колечко», «Симметричные рисунки».
  6. Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук
  7. Здесь применяются традиционные массажные движения — растирание, разминание, пощипывание, надавливание (от периферии к центру).
  8. «Надеваем перчатки», «Помоем руки под струей горячей воды», «Засолка капусты», «Гуси щиплют травку», «Согреем руки», «Молоточек».
  9. Чтобы самомассаж кистей происходил более эффективно, можно использовать массажный мячик, грецкий орех, каштан, карандаш.
  10. Театр в руке
  11. Эти игры развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.
  12. «Сказка», «Бабочка», «Осьминожки».
  13. Применение разных групп пальчиковых упражнений и игр помогает улучшить произношение у дошкольников и обогатить их лексику; подготовить руку к письму; развивать терпение, внимание, умение сдерживаться тогда, когда это необходимо; проявлять творческие способности; стимулировать фантазию; научиться управлять своим телом, уверенно себя чувствовать в системе «телесных координат», что предотвращает появление неврозов; ощутить радость от понимания без слов, осознать возможности невербального общения.
  14. Принципы проведения и разучивания пальчиковых игр в ДОУ
  15. Чтобы использование пальчиковых игр с целью развития мелкой моторики и речи было эффективным, нужно придерживаться определенных принципов их проведения:
  • Упражнения нужно выполнять вместе с ребенком, демонстрируя при этом собственную увлеченность игрой;
  • Во время повторных проведений игры дети иногда начинают произносить текст частично (чаще всего начало и окончание фраз). Со временем текст запоминается полностью, дети проговаривают его целиком, соотнося свои движения и слова;
  • Все упражнения нужно постепенно заменять новыми;
  • Игры, которые понравились больше всего, можно периодически повторять;
  • Не стоит устанавливать перед детьми сразу несколько сложных задач (например, озвучивать текст и показывать движения). У детей ограничен объем внимания, и, если задача невыполнима, то она может ослабить интерес детей к игре;
  • Нельзя принуждать ребенка к игре, нужно разобраться, почему он отказывается играть. Сначала нужно ликвидировать эти причины, можно просто поменять игру.
Читайте также:  Формы общения дошкольников со сверстниками и взрослыми

Этапы разучивания пальчиковых игр

  1. Сначала взрослый показывает игру ребенку.

  2. Взрослый показывает игру, одновременно манипулируя рукой и пальцами ребенка.

  3. Ребенок и взрослый выполняют одновременно движения, взрослый в это время проговаривает текст.

  4. Ребенок выполняет движения с помощью взрослого (если она необходима), а взрослый произносит текст.

Итак, развитие мелкой моторики в ДОУ необходимо, так как оно позволяет развить речь ребенка, способность к письму, тонкую моторику, которая необходима в течение всей жизни. Пальчиковые игры — лишь одни из нескольких способов развития области мозга, отвечающей за мелкую моторику дошкольника. Его следует использовать наряду с остальными методами.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/razvitiie_mielkoi_motoriki_s_pomoshch_iu_pal_chikovykh_ighr

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Чебыкина Л.В. МБДОУ Д/С 10. — презентация

1 «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Чебыкина Л.В. МБДОУ Д/С 10

2 Цель работы: Цель работы: — Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений З А Д А Ч И: « Познание» — Поддерживать и развивать интерес к обследованию предметов и действиям с ними; — Развивать тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к предметам.

— Развивать умение различать правую и левую руку.

«Коммуникация» — Формировать умение общаться со взрослыми и со сверстниками; — формировать умение правильно произносить звуки ; — Развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действиями пальцев; — Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов.

«Социализация» — Формировать умение принимать игровую задачу; — Содействовать развитию игровой деятельности; — Выполнять действия в определённой последовательности.

«Чтение художественной литературы» — Формировать умение договаривать строки стихотворения; — Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов «Художественное творчество» — Развивать продуктивную деятельность детей – аппликация, лепка. «Физическая культура» — Развивать мелкую моторику, координацию движения руки; — Формировать умение согласовывать движения с речью; — Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

3 Значение пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Известными исследователями Института физиологии детей и подростков (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И.

Исенина) была доказана связь пальцевой моторики и речевой функции.

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга, и в большей степени речевых центров.

4 Учёными была выявлена з а к о н о м е р н о с т ь: ЕСЛИ ЕСЛИ развитие движений пальцев соответствует возрасту, ТО ТО и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.

5 Пальчиковые игры Это открытие нашей народной педагогики. Это общение ребёнка с ребёнком. Это общение ребёнка со взрослым.

6 Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка младшего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Существует много игрушек для развития мелкой моторики. Для этого очень полезны лепка, рисование, собирание пазлов, конструкторы, шнуровки и пр.

Но одним из самых лучших средств для развития моторики и речи в их единстве и взаимосвязи являются пальчиковые игры и упражнения.

7 Пальчиковые игры — -ЭТО -ЭТО инсценировка небольших рифмованных рассказов, сказок с помощью пальцев и ручек. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. -В -В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

-П -Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

8 Пальчиковые игры для малышей, развивая мелкую моторику кистей рук, являются отличным средством подготовки руки ребенка к выполнению разнообразных действий. Это и рисование, и различные манипуляции с мелкими предметами, а главное – это подготовка руки к письму.

  • 9 Достичь хороших результатов мне позволило использование разнообразных форм работы с родителями, это: — — индивидуальные беседы; — — рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость; — — консультации для родителей, на которых объяснялось, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков — машинки, конструкторы, у девочек – куклы; — — даем рекомендации родителям в виде памяток, в которых обращаем внимание на формирование самостоятельности у детей при одевании: следует терпеливо обучать их застёгиванию и расстегиванию пуговиц, кнопок, молний, так как эти действия являются базовыми, которые формируют ручную умелость; — — консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста», «Пальчиковая гимнастика»; — — практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; — — выпустили памятку для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
  • 10 Старые счеты превратились в красивые крупные бусинки
  • 11 В свободное время дети с интересом играют с мелким конструктором и геометрическими фигурами.

12 Ватной палочкой играем Дружно пальчики считаем 1 – 2 – 3 – 4 – 5 На пальцы будем нажимать Пальчики и палочки Наши выручалочки! Мой ежонок покатился Прямо по дорожке Покружился, покружился На моей ладошке В кулачок ежонок прыг Притаился озорник Ежинька покажись – кулачок мой разожмись!

  1. 13 Я с резиночкой играю, Я резиночку кручу Быть послушным пальчику Я велю.
  2. 14 Ловкие пальчики Ловкие пальчики Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка Этот пальчик буду Я, Вот и вся моя семья!
  3. 15 Рассказываем сказки Рассказываем сказки
  4. 16 Покатаю я в руках Шарики, горошки Быть послушными учу Пальчики, ладошки
  5. 17 Игры с прищепками
  6. 18 Пальчики рисуют и …
  7. 19 … лепят Кусочки пластилина Катает наша Зина Шарики – колбаски И оживают сказки Пальчики стараются Лепят, развиваются!

20 Весёлые … Наши пальчики сплетём И соединим ладошки. А потом как только можем Крепко – накрепко сожмём.

21 … ловкие пальчики «Коза» «Коза» Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Глазками хлоп-хлоп, Ножками топ –топ, Кто кашу не ест, молоко не пьет Забодаю, забодаю! Дружат в нашей группе Девочки и мальчики Мы с тобой подружим Маленькие пальчики! 1 – 2 – 3 – 4 – 5 Вместе весело играть!

22 Сделано руками родителей

23 Родители связали из ниток различные детские игрушки, использовали липкую ленту, кнопки, пуговицы, ленточки, бантики.

24 «Пальчики – играют» Иногда дети не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно.

Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения.

Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.

25 Развитие мелкой моторики В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда, сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры.

Начинать следует из пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок, потом другой.

Превращая это в игру, говоря: «Пальчик, пальчик, где ты был?» — «С этим братом в лес ходил, с этим братом суп варил, с этим братом кашу ел, с этим братом песню пел».

26 «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» Это первые игры, с которыми знакомится ребёнок: они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа.

Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.

27 Дружные пальчики Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачек и разгибаются) С этим пальцем в лес ходил, С этим пальцем щи варил, С этим пальцем кашу ел, С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается пальчик)

28 Наша группа В нашей группе все друзья. (ритмично стучат по столу) Самый младший — это я. Это Маша, Это Катя, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

29 Семья Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!

30 Пальчики засыпают Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!

31 Ожидаемые результаты 1. Усовершенствована предметно-развивающая среда. 2. Родители познакомились с необходимой информацией. 3.

Сумела заинтересовать и убедить родителей в пользе развития мелкой моторики рук детей с младшего возраста. 4. Родителями сделаны пособия по моторике рук. 5. Разучили с детьми много новых пальчиковых игр. 6.

Положительная динамика развития мелкой моторики рук у каждого ребенка.

32 Спасибо за внимание !

Источник: http://www.myshared.ru/slide/842163

Ссылка на основную публикацию