Познавательное развитие дошкольника в вопросах и ответах

Дошкольники активно познают окружающий мир, задают бесконечное множество вопросов и фантазируют. На каждый ответ родителя ребёнок мгновенно задаст новый вопрос. Порой такое поведение раздражает родителей, и дети все чаще слышат от них: отстань, не мешай, я занят. К сожалению, это сильно замедляет развитие познавательной активности дошкольников.

Развитие ребёнка – это процесс, требующий одновременного участия педагогов, родителей и самого ребёнка.

Развитие познавательных способностей у дошкольников условно состоит из 4 важных этапов:

  1. любопытство;
  2. восприятие окружающего мира;
  3. развитие наглядно-образного мышления;
  4. использование приобретённых навыков.

Познавательное развитие дошкольника в вопросах и ответах

Любопытство

Любопытством наделен любой ребёнок от природы. Задача родителей дошкольника не ограничивать ребёнка в стремлении к познанию окружающего мира.

Восприятие окружающего мира

Дошкольник начинает осмысленно изучать различные процессы, происходящие вокруг него. Он учится анализировать и сопоставлять факты, делает выводы. Он замечает необычные для него объекты и находит новое для себя. Все это способствует развитию исследовательской деятельности ребёнка.

Развитие наглядно-образного мышления

У ребёнка начинает развиваться воображение, он много фантазирует и придумывает. Он сочиняет истории и одушевляет свои любимые игрушки. У них появляются имена, ребёнок придумываем за них «игрушечную» жизнь.

Использование полученных навыков

Когда ребёнок усвоил новую информацию или научился что-то делать, у него возникает огромное желание поделиться этим со всем миром. На этом этапе задача родителей показать ребёнку где проходит грань между интересным и познавательным общением и хвастовством.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста становится основной задачей родителей и воспитателей в дошкольных учреждениях. В чём же заключается это самое развитие познавательной деятельности дошкольников? В этой статье мы рассмотрим, как можно развить следующие особенности личности ребёнка:

  • внимание;
  • память;
  • восприятие;
  • воображение;
  • мышление;
  • усидчивость.

Замечу, дошкольники изучают мир исходя из своих ощущений, поступков и эмоций. Чем больше он видит, слышит или чувствует, тем больше он запоминает и анализирует. При этом его творческая деятельность будет значительно продуктивнее.

Для детей дошкольного возраста основным процессом усвоения новых знаний, навыков или умений является игра. Задача взрослого поощрять стремление ребёнка к развитию, не забывая при этом контролировать каждое его действие, чтобы дошкольник не причинил себе или окружающим вреда.

Познавательное развитие дошкольника в вопросах и ответах

Тренируем внимание и память

Родители должны подбирать для игры с ребёнком такие игры, которые могут быть элементарными, на первый взгляд, и, не требующими никаких дополнительных предметов. Например, на развитие внимания.

Родитель рассказывает ребёнку небольшую историю, сильно загруженную подробными описаниями, но начинается она с фразы, о которой он спросит ребёнка в конце: «Представь, ты машинист поезда. Поезд состоит из 7 вагонов, в каждом вагоне 8 купе.

Вагоны зелёного цвета…» Ребёнок может и сам предложить, как будет выглядеть поезд и куда он поедет. В конце ключевой вопрос от родителя: «Как зовут машиниста поезда?» или «Сколько лет машинисту поезда?»

Существуют и более короткие загадки: «В семье 4 сына, у каждого мальчика по одной сестре. Вопрос: сколько всего детей живёт в этой семье?» Такие элементарные вопросы могут заставить задуматься не только ребёнка, но и не самых внимательных взрослых. Самый очевидный, на первый взгляд, ответ не всегда оказывается верным.

Как правило, дети не страдают от недостатка желания узнать, как что-то устроено. Но когда он изучил все, до чего смог дотянуться, настало время родителей показать ребёнку что-то новое.

Одинаково новым для ребёнка будет и устройство вселенной, и принцип работы холодильника. Может показаться, что это слишком сложные темы для дошкольника, но ребёнок заранее не ограничивает себя предубеждениями, что это непонятно или невозможно. Для него это бесконечно интересно, он не пугается от обилия новой информации.

Когда моя подруга училась в университете, она готовилась к экзаменам, рассказывая билеты своей сестре, которой было 4 года. Девочка не только мгновенно запоминала информацию, но и старалась понять, о чём ей рассказывает сестра. Потом она приходила в садик и пересказывала своим друзьям и воспитателям все, что ей удалось узнать.

Это подтверждает, что дети открыты всему новому, они с удовольствием выслушают все, что им расскажут взрослые. Не забывайте о том, что дети прекрасно слышат то, во что им не стоит вслушиваться и о чём говорят взрослые между собой. У них есть удивительная способность выдавать подслушанную информацию в самые неподходящие моменты.

Познавательное развитие дошкольника в вопросах и ответах

Воображение и мышление развиваем вместе

У дошкольников мыслительные процессы взаимосвязаны с развитием воображения. Логические задачи и игры помогут малышу научиться мыслить структурированно и развить логику. Однако, не следует злоупотреблять такими игрушками, которые можно назвать «однозадачными».

«Однозадачными» назовём те игрушки, с которыми можно выполнить только одно действие или, к которым производитель приложил подробную инструкцию.

Следование инструкции можно сравнить с ездой в машине по навигатору: когда вы слушаете команды навигатора, вы значительно меньше обращаете внимание на дорожные знаки и указатели, хуже запоминаете дорогу.

Когда вы едете без подсказок, вы видите значительно больше, замечаете альтернативные маршруты. Также и ребёнок.

Однажды я подарила моей 5-летней племяннице набор для плетения животных из бисера. Сначала она обрадовалась подарку, но когда открыла коробку и достала длинную инструкцию, она сказала, что это скучно, хоть и была зачарована бусинами. Из них она в итоге сделала себе бусы и браслет, потому что так хотела она, а не авторы набора.

Такая реакция ребёнка на подарок в очередной раз доказывает, что дети не признают ограничений, которыми полон мир взрослых. Благодаря этому они развивают мышление и мыслят нестандартно. Точнее, это взрослым детское мышление кажется таковым.

Самое большое препятствие в развитии познавательных способностей у дошкольников – это детская неусидчивость. Ребёнку сложно сосредоточить все своё внимание на чем-то одном, его то и дело что-то отвлекает. Он только что сел рисовать, но вот на кухне упала на пол вилка. Звук упавшей вилки заинтересовал ребёнка, и он быстро отвлёкся от рисования.

Чтобы ребёнок был более усидчивым, нужно постараться оградить его от внешних отвлекающих моментов и по возможности не давать ему отвлекаться на что-то новое, пока он не закончит делать что-то одно.

Познавательное развитие дошкольника в вопросах и ответах

Младшие школьники

Немного другим будет развитие познавательной активности младших школьников.

 В отличие от деток детсадовского возраста, дети младшие школьники запомнили, что что-то изначально может быть сложным и непонятным, к некоторым предметам они относятся с предубеждением.

Уже гораздо меньше места в его развитии будут иметь игры и загадки, если ребёнок неусидчив, у него могут быть сложности с восприятием школьной программы.

Новым стимулом для школьников станет успех среди сверстников. У ребёнка есть возможность получить новые знания, и даже сравнить свои достижения с одноклассниками. Оценки – очень удобный критерий для сравнения.

Развитие познавательной активности младших школьников требует объединённых усилий со стороны родителей и учителя. Если ребёнок не может похвастаться отличными оценками или ему кажется, что его одноклассники более успешны, чем он, то в таком случае ребёнок может стать замкнутым и отстранённым и не захочет учиться.

Как же тогда стимулировать развитие познавательной активности младших школьников? Педагоги выделяют 2 условия, при соблюдении которых познавательная активность будет формироваться, укрепляться и развиваться у них:

  1. создание почвы для решения познавательных задач, активного поиска новых знаний самостоятельно, догадок, размышлений, а также противоречивых мнений и столкновения разных позиций;
  2. создание оптимального уровня ведения учебного процесса для всех учащихся одновременно.

Познавательную деятельность подразделяют на 3 различных уровня активности:

  1. репродуктивно-познавательный (низкий);
  2. поисково-исполнительный (средний);
  3. творческий (высокий).

Познавательное развитие дошкольника в вопросах и ответах

Репродуктивно-познавательная активность

Данный вид активности отличается стремлением учащегося запомнить и воспроизвести материал урока или овладеть новыми умениями и применить их по назначению. Это одна из первичных форм проявления познавательной активности. Собственный опыт приходит через познание опыта предшественников. Задачи, которые решает школьник на этом уровне, сводятся к одному образцу.

Поисково-исполнительная активность

Это следующий уровень познания, поэтому в нём уже больше места для самостоятельного изучения. Школьнику необходимо понять суть задачи и решить её, используя свои собственные опыт и навыки. При этом он получает новые умения в решении задач и развивает интеллект.

Творческая активность

Это высший уровень познания, потому что школьник самостоятельно может выбрать или создать себе задание и выполнить его. Или задачу можно решить несколькими различными способами. Или школьник придумывает оригинальное решение поставленной задачи. Самым сложным является отход от привычного шаблона, здесь и развиваются творческие способности.

Школьники с удовольствием будут откликаться на предложение сыграть в игру, направленную на внимание и память, будут слушать с интересом то, что рассказывают взрослые.

Если родители не препятствуют развитию изначально заложенного в ребёнке стремления исследовать окружающий мир и познавать новое, то и в будущем он будет так же любопытен, как раньше, сможет мыслить нестандартно и не будет предвзято относиться к «сложным» предметам.

  • Вебинары на тему познавательного развития детей:

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/poznavatelnoe-razvitie-detej.html

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Познавательное развитие дошкольника в вопросах и ответах

Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.

Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Задачей педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления.

Настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

  • Для формирования интеллектуально-познавательных способностей у детей я определила следующие задачи:
  • • Расширять представления детей о «большом мире» через мультимедийные презентации.
  • • Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
  • • Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели. (мнемотаблицы)
  • • Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).
  • Опыт моей работы убеждает меня в том, что в детском саду необходимо создавать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:
  • • Восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение (за поведением животных и деятельностью человека, развитием растений, многообразием форм жизни в окружающем мире, восприятия и понимания самого себя и другого человека);
  • • Наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями (мнемотаблицы);
  • • Творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.

Поэтому на первом этапе работы мною была преобразована предметно-развивающая среда в групповом помещении.

Читайте также:  Пальчиковые игры для детей как средство развития мелкой моторики

Среда организована таким образом, что она побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка, дает разнообразные и меняющиеся впечатления

Работа над развитием познавательно-интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, включает в себя деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей.

Предполагает установлению новых взаимоотношений взрослых с детьми, отношений тесного сотрудничества и партнерства. А при таком подходе не только воспитатели, но и родители включаются в образовательно-воспитательный процесс.

  1. Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми и родителями:
  2. • Познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
  3. • Творческие задания, коллекционирование; решение логических задач;
  4. • Развивающие игры и упражнения; познавательные опыты;
  5. • Анкетирование; консультационный материал (для педагогов и родителей)

Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению. А родителям в свою очередь быть активными участниками образовательно-воспитательного процесса.

Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте темп умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные характеристики.

Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Шестилетний ребёнок может многое. Но не следует, и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но ещё не типична, не характерна для него.

Тип его мышления специфичен. Поэтому в своей работе для развития наглядно-образного мышления детей, я широко использую мнемотаблицы.

Опираясь на них, ребёнок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения и связи между предметами окружающей действительности.

При этом дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими (например, планом комнаты для нахождения, спрятанного в ней предмета-«секрета», схемой типа географической карты для выбора верной дороги, графическими моделями при конструктивной деятельности и т.д.).

Хочется отметить, что познавательно-интеллектуальный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в разнообразной деятельности. Каждый ее вид вносит свой, особый вклад в развитие детей дошкольного возраста. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре ‒ важнейшему виду детской деятельности.

Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра ‒ это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра ‒ это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.

Приобретение подобных навыков планирования собственной деятельности необходимо ребенку в процессе школьного обучения.

От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе.

Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы.

Без должного развития она имеет все шансы сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.

В связи с тем, что содержание образования в настоящее время рассматривается не как цель образовательного процесса, а как средство развития личности, педагогическая наука и практика встали перед необходимостью поиска новых педагогических технологий, которые позволят построить путь познания ребенком окружающего мира не только как накопление, приобретение, расширение знаний о нем, но, прежде всего, будут способствовать развитию интереса к обучению, интеллектуальной рефлексии.

Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Образовательные учреждения как носители культуры и знаний также не могут оставаться в стороне. Использование информационных технологий и средств (ТСО) значительно помогает педагогам повысить эффективность обучения.

Как одно из пособий при обучении детей, я использую мультимедийные презентации.

Презентация несет в себе образный тип информации, понятный детям; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Дошкольнику, с его наглядно — образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Моя задача, как педагога – поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об окружающем мире, извлекая из этого нужную и полезную информацию, подготовить ребенка к школе, воспитывать психологическую готовность к систематическому обучению.

Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон, использование новых методов и приемов в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации дошкольника к условиям новой для него среды и успешного протекания всей последующей деятельности.

  • Условия взаимодействия между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса предполагают выход на следующие результаты.
  • Для детей:
  • • Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.
  • • Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.
  • • Сформированность нравственно-волевых качеств
  • • Зрелость мелкой моторики рук.
  • Для родителей:
  • • Подготовка ребенка к школе.
  • • Развитие у детей логического мышления.
  • • Формирование интеллектуально развитой личности.
  • Для педагога:
  • • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных технологий.
  • • Личностный и профессиональный рост.
  • • Самореализация

Источник: http://doshkolnik.ru/okr-mir/7683.html

Всероссийская викторина для педагогов «Образовательная область «Познавательное развитие»» с ответами

Всероссийская викторина для педагогов

«Образовательная область «Познавательное развитие»»

1. Что такое «познавательный интерес»?

2. Назовите стадии познавательного развития.

3. Что такое «познавательные действия»?

4. Что такое «познавательное развитие»?

5. Выберите из предложенных высказываний теоретическое объяснение стадии любознательность.

а) любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.

б) любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;

в) познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать.

В центре внимания детей на этой стадии неполучение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить.

Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.

6. Выберите из предложенных высказываний теоретическое объяснение стадии познавательный интерес.

а) любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.

б) любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;

в) познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать.

В центре внимания детей на этой стадии неполучение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить.

Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.

7. В каком возрасте хорошо просматривается стадия любознательности?

8.Какая стадия познавательного развития является высоким уровнем познавательного развития? 9.Основные виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие детей?10. Какие психические процессы играют важнейшую роль в развитии познавательных интересов дошкольников?11.Какой метод является актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста?

12.Какие задачи познавательного развития определены ФГОС ДО?13.Перечислите основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию.

14.Перечислите основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности у детей в свете требований ФГОС ДО?

15. Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в основных блоках образовательного процесса. Назовите их.

16. Назовите основные направления реализации образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.

Бланк ответов

Всероссийская викторина для педагогов«Образовательная область «Познавательное развитие»»

Познавательный интерес – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

2

1. К первой стадии относят любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком.

В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2.

Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили, как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например, в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

3

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

  • 4
  • Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
  • 5
Читайте также:  Деятельность дошкольника: ответы на вопросы об особенностях

б) любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;

6

в) познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать.

В центре внимания детей на этой стадии неполучение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить.

Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.

  1. 7
  2. От 3 до 5 лет
  3. 8
  4. Познавательная активность
  5. 9
  6. — организацию и решение познавательных задач;
  7. — применение экспериментирования в работе ДОО;
  8. — использование проектирования;
  9. 10
  10. Ощущение, воображение, восприятие, мышление, представление, память
  11. 11
  12. Экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
  13. 12

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;— формирование познавательных действий, становление сознания;— развитие воображения и творческой активности;— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

  • 13
  • — вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • — использование дидактических игр;
  • — применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
  • 14
  • Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности в свете требований ФГОС ДО: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
  • 15
  • 1) познавательных занятиях;2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;3) в самостоятельной познавательной деятельности детей 
  • 16
  • 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • 2. Формирование элементарных математических представлений;
  • 3. Приобщение к социокультурным ценностям;

4. Ознакомление с миром природы.

Источник: https://infourok.ru/vserossiyskaya-viktorina-dlya-pedagogov-obrazovatelnaya-oblast-poznavatelnoe-razvitie-s-otvetami-2722747.html

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера



К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Внимание — это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

Память — запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ранее человек воспринимал, переживал, думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Мышление — обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов); наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений); словесно-логическое (познаётся с помощью понятий, слов, рассуждений).

Из трёх видов мышления: словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида.

Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6–7 годам.

Речь — процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык — средство общения людей друг с другом.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Основная особенность развивающих игр: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность развивающих игр.

Развивающая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого — в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, целесообразно применять не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использовать не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы — режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как «Назови одним словом», «Назови три предмета» требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр.

  • Развитие познавательной активности детей через развивающие игры:
  • ‒ Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
  • ‒ Развивается способность к воображению;
  • ‒ Проявляют интерес к занятиям;
  • ‒ Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Игры для занятий необходимо подбирать с учетом познавательного материала, который дети изучали. Для занятий по математике игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения: игры головоломки; игры шутки; игры с занимательными вопросами.

  1. В занятиях по развитию речи игры: на развитие умения «вглядываться» в предмет, явление; на умение делать умозаключения и предположения.
  2. На занятиях по ознакомлении с окружающим миром игры: на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире; способствующие развитию любознательности, наблюдательности.
  3. В ходе самих игр в зависимости от возраста детей необходимо задавать вопросы, давать образец действий, образец высказывания, напоминать правила, обращаясь к опыту детей, брать на себя роль ведущего или наблюдать за ходом игры.
  4. В процессе игровой деятельности с детьми стараться вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
  5. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей необходимо создать в группе предметно-развивающую среду — специальную развивающую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
  6. Развивающие игры способствуют:
  7. ‒ развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению; расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;
  8. ‒ развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;

‒ социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру развивающей игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение развивающих игр включает:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
  2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
  3. Показ игровых действий.
  4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
  5. Подведение итогов игры — ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

  • Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
  • Виды развивающих игр:
  • ‒ Игры с предметами (игрушками).
  • ‒ Настольно-печатные игры.
  • ‒ Словесные игры.

Игры с предметами — основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.) — что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.

Примеры таких игр: «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно-печатные игры — это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.

Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки».

С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры — это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год 11 месяцев: все о физическом состоянии, особенностях речи, питания, ухода, а также о том, что умеет делать малыш

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Развивающая игра в опытнической деятельности — способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. — Л., 1959. — С. 41–60.
  2. Аверин В. А. Психология детей и подростков. — С-Пб, 1998.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко.-М., 1991 г.
  4. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология (Личность от молодости до старости): Учебное пособие. — М., 1988.
  5. Крыжановская Л. М. Психология развития. — М., 1997.
  6. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1998.
  7. Развитие у детей старшего возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности:учеб.-метод. Пособие/ авт.-сост. А. Ю. Кузина.-Тольятти:ТГУ, 2009.-60с.
  8. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е. В. Субботский. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  9. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, предмет, вид мышления, развивающая игра, неживая природа, индивидуальная работа, дошкольный возраст, дидактический материал, познавательная активность.

Источник: https://moluch.ru/archive/180/46528/

Познавательное развитие дошкольников

  • Моя тема самообразования звучит так «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО».
  • В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность.
  • Д. Лессинг
  • Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что познавательное развитие дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.
  • Новизна темы:
  • Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.
  • Основная цель:
  • Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей.
  • Согласно федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования основными задачами познавательного развития являются:
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

Проблема включает в себя вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Игровая проблемная ситуация — теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения.

Гипотеза это использование методов познавательного развития в образовательной практике, способствующих развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей.

Познавательные интересы включают в себя стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия это активность ребенка, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Совокупность познавательных интересов и познавательных  действий способствует познавательному развитию детей.

  • Познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира.
  • Познавательное развитие согласно ФГОС ДО – образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Виды деятельности подразделяются на:

Коммуникативную. Это форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, партнером по общению.

  1. Познавательно-исследовательскую Это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов, явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
  2. Выделяют 4стадии познавательного развития
  3. I стадия — Любопытство
  4. Избирательное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами.
  5. II стадия — Любознательность

Ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого.

На этой стадии интереса, как правило проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельности.

Примерами проявления любознательности являются деьтские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

III стадия – Познавательный интерес

Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования.

IV стадия – Познавательная активность.

Самый высокий уровень познавательного развития. Это природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение).

  • Формы работы с детьми
  • — Наблюдения
  • — Исследования и экспериментирование
  • — Предметно — манипулятивная игра
  • — Встречи с природой
  • — Рассказы взрослых
  • — Беседы педагога с детьми
  • — Познавательные рассказы педагога
  • — Чтение познавательной литературы
  • — Разбор проблемных ситуаций и их решение
  • — Разгадывание загадок
  • — Просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера
  • — Информационные занятия
  • — Познавательные практикумы
  • — Игровые мероприятия
  • — Самостоятельная поисковая деятельность вне занятий
  • Основные направления познавательного развития
  • Развитие элементарных математических представлений
  • Ребенок и мир природы
  • Детское экспериментирование
  • Конструирование
  • — из различных материалов :
  • — из природного материала
  • — из бросового материала
  • -из строительного материала
  • Развитие элементарных математических представлений включает в себяформирование представлений о числе, геометрических представлений, навыков выражения количества через число, развитие логического мышления.
  • Ребенок и мир природы

В работе с дошкольниками используютсяпознавательные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Задачи должны быть вначале простые, затем более сложные.

Примеры задач:

Неживая природа: Почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему снег тает в помещении? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает?

Живая природа: Могут ли растения расти без света(влаги, тепла)? Почему рыба плавает? Почему осенью меняется цвет шерсти у зайца? Зачем черепахе панцирь?

Экспериментирование

Это практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Примеры экспериментов:

«Есть ли у воды вкус?» даем детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.)

«Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладем таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)

Конструирование :

Заниматься конструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем без исключения. Выделяют два вида конструирования — техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления ; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала)

Хочу предложить более подробно рассмотреть взаимосвязь конструирования и развития познавательных способностей. Прежде чем начать изготавливать постройку или поделку, мы с ребятами рассматриваем материал, выявляем его особенности, сравниваем с другими материалами.

Здесь используются как занятия, так и исследовательская деятельность, дидактические игры. Малыши, например, сравнивают бумагу и картон, ребята постарше знакомятся с тканями различными, пряжей. Вместе мы заготавливаем природный материал, по ходу закрепляя названия деревьев, кустарников.

Во время изготовления поделки у ребят закрепляется представление об сенсорных эталонах. Огромное значение имеет развитие конструктивных навыков, для некоторых детей это сложный процесс.

Прежде чем, получится постройка или поделка ее нужно собрать, причем выполнить это правильно, подогнать все детали, склеить или сложить их ровно, точно. Особое место в конструирование занимает техника «Оригами». При изготовлении этих игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер.

А когда все складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важный момент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, схемы, карты, алгоритмы. Старшие дошкольники с удовольствием изучают такие инструкции, очень часто бывает так, что понимают их лучше некоторых взрослых.

Так же в процессе конструирования развивается:

• речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;

• дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.) .

Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас, развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности.

Творческие способности – это в первую очередь способность ребенка находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора

Творческие способности – это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности и развития творчества ребенка. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

Вывод

Таким образом, я сделала вывод, что процесс познания очень важен. Я считаю, что развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. В заключении хочется процитировать слова К. Е.

Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Источник: https://multiurok.ru/files/aktual-nost-vybrannoi-mnoi-tiemy-zakliuchaietsia-v.html

Ссылка на основную публикацию