Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемы

РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (ДИВЕРГЕНТНОЕ)

ВРазвитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемы современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют

дивергентными, а мышление, которое они активизируют, — дивергентным мышлением.Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность:

для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.

РРазвитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыРазвитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Рис. 1. Примеры изображений Рис. 2. Фигурки людей и животных из бумаги

из простых геометрических фигур

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

СРазвитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыледующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материаловЗапасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм.

Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это — работа творческая, но главное задание звучит так: «Найди как можно больше аналогий с реальными предметами».

Коллаж можно поворачивать как угодно.

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут.

В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

–Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.Светяркий, ласковый, живой;солнце — …утро — …лампа — …костер — …свеча — …Темнота — закрытый, ночной;ночь — …вечер — …

пещера — …Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.Колодец — паркет; бревно — коробка;облако — дверь; кукла — снег.К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:1. Утром Дима проснулся раньше обычного.2.

Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыРебенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло. Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если …«… дождь будет идти, не переставая.»»… люди научатся летать, как птицы.»»… собаки начнут разговаривать человеческим голосом.»»… оживут все сказочные герои.»»… из водопроводного крана польется апельсиновый сок.»Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: Светофор, мальчик, санки.Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыСледующий тип заданий: «Облака-загадки». Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна).Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемы

  • Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
  • Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемы

Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая — злой.Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыДивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале.

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыХорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Рис. 4. Примеры необычного использования деталей строительного конструктора

Источник: https://infourok.ru/statya-razvivaem-tvorcheskoe-divergentnoe-mishlenie-u-doshkolnikov-konsultaciya-dlya-pedagogov-i-roditeley-584041.html

задания для детей на развитие мышления

Мышление – это один из фундаментальных познавательных процессов человека. Оно дает возможность решать задачи, встающие перед ребенком, изучать окружающий его мир и накапливать знания о нем.

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыТри вида мышления у детей

Особенности детского мышления

Психологи различают несколько основных типов мышления:

  1. Наглядно-действенное. Развивается одним из первых. Обеспечивает возможность детей познавать мир через непосредственное взаимодействие с предметами, доступными ему.
  2. Наглядно-образное позволяет оперировать не самими предметами, а их образами и представлениями о них. Оно развивается ближе к дошкольному периоду и дает ребенку возможность производить операции с предметами, не имея их в наличии.
  3. Словесно-логическое учит ребенка обращаться уже со словами, обозначающими тот или иной предмет или явление. Его навыки приобретаются ребенком только к окончанию старшего дошкольного возраста.

Сформированное образное мышление детей впоследствии становится хорошей базой для развития другого типа мышления – логического. Оно дает ребенку возможность рассуждать и делать правильные выводы, анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыЭтапы формирования логического мышления

Какие задания на развитие образного, творческого логического мышления наиболее эффективны? Как помочь ребенку развить навыки мышления?

Основной деятельностью детей на этапе дошкольного детства является игра. Она позволяет ребенку приобрести новые навыки, а также закрепить и развить уже имеющиеся.

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыМышление развивается в игровой форме

Для того, чтобы игра была максимально эффективной, полезной и, что немаловажно, интересной для ребёнка, необходимо чтобы задания отличали:

  • продуманный сюжет;
  • четко сформулированные понятные ребенку правила;
  • минимальное количество подсказок. Акцент на поиске самостоятельных решений;
  • яркий наглядный демонстрационный материал.

Примеры занятий на развитие мышление у дошкольников

«Раздели на группы»

Цель игры: развития навыка классификации предметов, выделение общих признаков.

Ход игры: перед ребенком раскладываются разноцветные детали конструктора, кубики, шарики и т.д. Задача ребенка – разделить предложенные ему вещи:

  • по цвету;
  • по размеру;
  • по форме.

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыЛогические игры в продаже

Для детей более старшего возраста можно несколько усложнить задачу, предложив ему игрушки и выделить группы соответственно:

  • животных (диких и домашних);
  • растений;
  • предметов мебели;
  • посуды;
  • инструментов.

«Мама и малыш»

Цель игры: расширить представления детей о живой природе.

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, на которых изображены различные знакомые ему животные и их детеныши. Задача ребенка – разложить их парами так, чтобы в каждой оказалось взрослое животное и детеныш.

«Волшебный мешочек»

Цель игры: развитие аналитико-синтетических свойств мышления, расширение представлений о цвете и оттенках.

Ход игры: для этого задания на стол кладутся предметы разных цветов (это может быть красное яблоко, зеленый лист, желтый цветок и т.д.). В непрозрачный мешочек также складываются всевозможные игрушки. Ведущий достает один за другим предметы из него, задача ребенка – найти среди них «друзей» для игрушек на столе, подходящих ему по цвету.

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыИгра «Волшебный мешочек» с различными предметами

Со временем игру можно немного усложнить, дополнив чистые цвета более сложными. Либо подбирая к базовому цвету различные его оттенки.

«Лишний предмет»

Цель игры: научение ребенка выделению значимых признаков предмета.

Ход игры: ребенку предлагается ряд картинок или игрушек, все предметы которого кроме одного будут объединены каким-либо признаком. Задача ребенка – найти лишний предмет, который не подходит другим и объяснить свой выбор.

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыИгра «Лишний предмет» для малышей

«Дикие и домашние животные

Цель игры: усвоение ребенком различий между дикими и домашними животными.

Ход игры: Ведущий последовательно достает из мешка фигурки диких и домашних животных, а ребенок пробует определить их к той или иной категории. Со временем игру можно усложнить – ребенок, например, может доставать фигурки с закрытыми глазами и на ощупь определять, кто перед ним.

«Профессии»

Цель игры: расширение представлений ребенка о мире профессий, правах и обязанностях человека.

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыИгра «Профессии» с карточками

Ход игры: перед ребенком раскладываются карточки с изображением представителей различных профессий. Задача – обозначить род деятельности каждого человека и объяснить, чем он занимается.

«Разложи по порядку»

Цель игры: развитие представлений ребенка о причинно-следственных связях, развитие элементарных операций мышления у детей дошкольного возраста.

Ход игры: ребенку предлагаются картинки, по которым нужно составить рассказ, предварительно разложив их по порядку.

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыИгра «Найти такой же предмет» — для детей 5-6 лет

«Дорисуй картинку»

Цель игры: развитие творческого мышления, нестандартного взгляда на вещи. Подобные задания также работают на развитие логики.

Ход игры: на листе бумаги изображается ряд одинаковых геометрических фигур (например, кругов, квадратов, треугольников и т.д.). Задача каждого участника игры – по очереди дополнить фигуру какими-либо деталями так, чтобы получился законченный рисунок (например, круг можно «превратить» в солнце, циферблат часов, яблоко и т.д.)

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыИгра на логику «Продолжи ряд»

«Нестандартное применение»

Цель игры: развитие креативности и оригинального мышления.

Ход игры: ребенок последовательно предлагает нестандартные способы использования предметов, которые выбирает ведущий. Чем проще и привычнее предмет, и чем оригинальное будут способы его применения, предложенные игроком, тем сильнее будет эффект от упражнения.

Условия эффективности развивающих занятий

  1. Задания для детей-дошкольников на развитие мышления и логики должны проводится регулярно примерно в одно и то же время.
  2. Необходимо поощрять ребенка за каждый, даже самый незначительный успех, достигнутый им. Это послужит для него отличной мотивацией для дальнейших достижений.

  3. Очень важно стимулировать детей мыслить самостоятельно. Даже если предложенное решение покажется неправильным, ребенка стоит поощрить хотя бы за то, то он нашел оригинальный и нестандартный способ.
  4. По мере продвижения усложнять задания и деть их более разнообразными.

    Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемыИгра «Найти отличия» развивает внимательность

Типичные ошибки детей при решении задач

  • Переход от частного к частному.
  • Выделение у предметов несущественных признаков в ущерб существенным.
  • Незнание особенностей предметов.
  • Использование ложной детской логики.

Совет родителям: В случае если ребенок выполнил задания неправильно, не стоит сразу же исправлять его ошибку: пусть ребёнка попробует самостоятельно найти и исправить ее.

Собирание пазлов — отличная игра на развитие мышления

Не стоит вмешиваться и в тех случаях, если ребенок испытывает трудности или решает задачу в замедленном темпе.

В дошкольном возрасте закладываются основы логического мышления; активно развиваются его наглядные и словесные формы. Очень важно помочь ребенку в этом обогащая интеллектуальную среду, в которой он находится.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/zadaniya-na-razvitie-myshleniya.html

Обучение детей дивергентному мышлению – Развитие ребенка

Помните, в 2014 году на большие экраны вышел фильм «Дивергент» — экранизация романа молодой писательницы Вероники Рот?..

Дивергенция – это своего рода неординарность восприятия, мышления и подхода к решению задач, это способность подключать и использовать информацию одновременно из разных областей знаний, часто несовместимых на первый взгляд, это в том числе и нестандартное, гибкое мышление, выходящее за рамки общепринятых стереотипов.

Посмотрите на картинку и постарайтесь найти ошибку.

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемы

Вы, вероятно, заметили ее, но большинство людей не берут во внимание «неправильный» цвет четверки червей. Отказ замечать сенсорную информацию, расположенную прямо «перед носом», является примером так называемой слепоты невнимания (или перцептивной слепоты). Хотя ошибки и становятся для нас очевидными, как только на них укажут, изначально мы их не воспринимаем.

Cлепота невнимания (или перцептивная слепота)

Cлепота невнимания – это явление, при котором мы сознательно воспринимаем гораздо меньше информации из окружающего мира, чем полагаем. Не существует сознательного восприятия без внимания.

Когда наше внимание полностью сосредоточено на одной детали, мы можем не замечать других деталей, окружающих нас, – и даже некоторых весьма необычных.

Неспособность обнаруживать неожиданные объекты, на которые не направлено ваше внимание, это и есть то, как слепота невнимания не позволила вам воспринять ошибку на предложенной картинке.

Такой уровень непреднамеренной слепоты находится в пределах нормы и вряд ли будет оказывать какое-либо влияние на ваш профессиональный или познавательный успех. Тем не менее последствия слепоты невнимания будут гораздо более серьезными для нового поколения молодых людей, которые станут конкурирующей рабочей силой в ХХI-м веке.

В современной экономике, основанной на глобальных технологиях, лучшие университеты и работодатели ищут кандидатов со способностью мыслить дивергентно и соответствующе действовать.

Этот набор навыков включает способность выходить за пределы заданной точки внимания и воспринимать все гораздо шире, чем это можно сделать при помощи внимания, ограниченного конкретной целью.

То есть успех в ХХI веке требует не только умения нестандартно мыслить, но и восприятия информации вне зоны внимания и очевидного контекста.

Посмотрите на эту картинку и сосчитайте количество красных шаров, которые вы видите. Не торопитесь и считайте внимательно.

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемы

Насчитали пять? Это верно. А теперь отведите взгляд от картинки и подумайте, было ли в ней что-то необычное.

Вы заметили, что на каждой руке человека по шесть пальцев? Проблема невнимания к тому, что находится вне зоны внимания, заключается в том, что оно отражает тип образовательного опыта прошлого столетия.

Систематическое стремление к единственно правильным ответам способствовало развитию слепоты невнимания, которая может ослаблять навыки дивергентного мышления детей и ограничивать перспективы, необходимые им для достижения успеха в XXI веке.

Будущий академический и карьерный успех зависит не от того, что знают ваши дети, а от того, как они могут применять свои знания!

Несмотря на то что мы живем в век информации и высоких технологий, акцент на механическом запоминании фактов и тестировании в школьной программе является устаревшим пережитком, служившим для подготовки кадров в индустриальную эпоху, когда ценились эффективность, однородность и согласованность. Такая фабричная модель образования служила для подготовки учеников в качестве рабочей силы с четким однообразием рабочих обязанностей и структурой разделения труда, как на сборочной линии.

К отчаянию студентов, учителей и чиновников от образования, перегруженный требованиями учебный план и преувеличенное значение тестирования привели к поверхностному, однообразному обучению, акцентированному на запоминании детьми нереалистичного количества требуемых фактов и операций, официально признанных в качестве стандартов для каждого класса («обучение шириной в километр и глубиной в сантиметр»).

Сегодняшние ученики не будут работать на сборочных линиях, потому что автоматы и компьютеры можно запрограммировать на получение точных данных, и выполнение операций будет гораздо успешнее и быстрее, чем это способен сделать самый усердный ученик-зубрилка. Умение делить в уме большие числа и знание наизусть всех элементов периодической таблицы Менделеева – это не те навыки, которые сейчас важны при оценке претендентов на лучшие академические, профессиональные и профессионально-технические должности.

Университеты и работодатели ищут кандидатов, способных использовать полученные знания и обладающих высокими исполнительными функциями, которые они развили в себе с помощью практики, – такими, как независимое оценивание ситуации, дедуктивное мышление, определение приоритетов, оценка рисков, критический анализ и когнитивная гибкость при решении новых задач. Необходимы такие кандидаты, которые умеют независимо использовать собственные знания для самостоятельной оценки новой информации и применять свои навыки обучения для творческих инноваций, выходя за пределы существующей и изменяющейся информации и развивающихся технологий.

Специфические качества, необходимые для достижения успеха в реальном мире быстро изменяющихся фактов и технологий, противоположны заученным (а значит, и быстро забываемым) ответам, самые актуальные из которых легко можно найти в Интернете.

Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны:

  • Быть инициативными, целеустремленными и нацеленными на действия.
  • Критически оценивать предоставляемую информацию, проверять надежность источников, ставить под сомнение предположения, искать противоречивые факты, свидетельства и определять наиболее ценные данные, которые необходимо использовать, чтобы делать обоснованные выводы, интерпретацию, заявления и решения.
  • Использовать новую информацию и технологии в творческих и инновационных методах.
  • Успешно и гибко взаимодействовать и сотрудничать и эффективно использовать информационные средства.

Развитие когнитивной гибкости вашего ребенка

Когда мозг постоянно «натаскивается» на быструю эффективность и поиск единственно правильного ответа, он становится все более «успешным» в его нахождении. У детей развиваются когнитивные привычки принятия первого найденного ответа как правильного и единственно верного.

Мозг, который привык бездумно следовать прямым инструкциям и запоминать единственные правильные ответы, не может адекватно подготовиться к быстро расширяющемуся информационному пулу в глобализированном, технологическом мире, который ждет детей после окончания школы.

Детям необходим опыт интерпретации данных и разработки дивергентных решений, а не механических и однообразных.

Цель состоит в том, чтобы помочь детям развить их когнитивную гибкость для того, чтобы они могли воспринимать и оценивать информацию и опыт широко, а не с точки зрения суженной перспективы, которая развивается при поиске единственно правильного ответа или определенного фрагмента информации из единственного указанного источника (например, из учебника или конспекта учителя).

Когнитивная гибкость – это способность быть открытым и готовым рассматривать все аспекты существующего опыта, многочисленные источники информации, различные толкования, всевозможные подходы к проблемам и альтернативную точку зрения.

Когнитивная гибкость – это часть дивергенции, необходимая для оценки и интерпретации источников информации с различных точек зрения, для прогнозирования возможных вариантов развития и умения адаптироваться к изменению данных по мере их поступления.

В будущем будут востребованы люди, обладающие дивергентным мышлением, восприимчивые и открытые к самым новым фактам и данным. Будущие лидеры и инноваторы – это люди, которые уверенно воспринимают новый опыт и информацию, которые открыты к разным мнениям и интерпретациям и способны объективно и критически анализировать альтернативные точки зрения и различные подходы к решению задач.

Подход к развитию потенциала дивергенции у детей

Ваша задача состоит в том, чтобы дать своим детям возможность видеть информацию за пределами отдельных ответов и не считать один какой-либо вариант единственно правильным. Существенное значение для развития когнитивной гибкости несет способность ребенка допускать неопределенность, неоднозначность и быть готовым рисковать и совершать ошибки.

Помогаем детям научиться допускать неопределенность, неоднозначность и риск совершения ошибок

Механическое запоминание без риска совершить ошибку – неподходящая подготовка к высшему образованию или должности высокого уровня. Чтобы дети имели не только изолированные, механически вызубренные знания, они должны участвовать в формировании собственного понимания того, что изучают.

Это означает, что нужно не предоставлять им обработанные и подготовленные факты и алгоритмы, а помогать узнавать основополагающие принципы и использовать логику, чтобы осмысливать данные, изучать возможные подходы к решению вопросов, а также использовать ошибки для пересмотра и корректировки.

Ошибки случаются при переходе от неизвестного к известному, так как дети строят свое понимание на концептуальном уровне вместо запоминания подготовленных алгоритмов и объяснения. Позволяя детям делать ошибки, вы способствуете укреплению нейронных связей, обеспечивающих образование, а также более глубокому уровню познания концепций, на которых основываются факты.

Дети, чьи родители обеспечивают оптимальное соотношение между большими надеждами и предоставлением возможностей совершать ошибки, развивают большую когнитивную гибкость, уверенность в себе, креативность и навыки решения задач.

Говорят, что «Если мы не позволяем ученикам терпеть неудачи в классе, они обязательно будут терпеть их в реальном мире». То же самое относится и к семье. Если вы позволяете ребенку мыслить вне рамок единых подходов и даете ему возможность решать проблемы и принимать решения, сами оставаясь в стороне, то даете ему дар дивергентного мышления и когнитивной гибкости.

Вместо того чтобы говорить им, что делать (о социальных, эмоциональных или академических вопросах или проблемах) или вмешиваться при малейшей угрозе совершить ошибку, привыкайте поощрять своих детей, убеждая их в уверенности в себе, в том, что они могут строить прогнозы и находить решения или ответы самостоятельно.

Они должны делиться с вами своими соображениями при принятии решений. Поддерживайте с детьми связь и поощряйте их размышления, даже несмотря на неудачное решение, которое они собираются принять.

Позитивно высказывайтесь по поводу их усилий, настойчивости, творческого мышления, но не рассказывайте и не демонстрируйте детям, что они что-то сделали правильно или неправильно.

Позвольте детям совершать неизбежные ошибки. Именно с помощью своих ошибок они научатся определять и заполнять пробелы в своих знаниях.

Дети захотят искать дополнительную информацию в своих учебниках, в классе и в других источниках, которые вы можете помочь им найти.

Когда дети совершают ошибки, им может понадобиться ваше участие, они с признательностью будут принимать ваши советы о том, какие дополнительные источники информации стоит использовать, чтобы скорректировать подход к решению той или иной задачи.

Когда дети спрашивают вас ваше мнение, вы можете указать им на то, что они сделали правильно, а что неправильно, но не говорите им, как нужно исправлять ошибки, если можно направить их внимание на источники дополнительной информации, с помощью которой они могут справиться с задачей самостоятельно. Подумайте о той силе, которую вы даете им вместе со способностью самостоятельно, независимо и мотивировано учиться на протяжении всей жизни!

Обучение на ошибках мощно влияет на отделы головного мозга, отвечающие за память, и будущую применимость знаний, и это намного превышает ценность обучения, которое дает возможность находить и запоминать единственно правильные ответы и решения. С помощью ошибок дети захотят изучать то, что они должны учить, и благодаря этому желанию они будут приобретать крепкие, долговременные, гибкие знания.

Как помочь ребенку не бояться делать ошибки?

Дети больше всего боятся совершить ошибку в присутствии одноклассников. Когда вы помогаете им обрести комфорт, совершая ошибки в домашних условиях, то развиваете их желание думать нестандартно и интерпретировать информацию с более широкой перспективы. Вы можете повысить их терпимость к риску совершения ошибок разными способами.

Помогайте детям научиться допускать неопределенность, неоднозначность и риск совершения ошибок. Когда вы совершаете ошибку, рассказывайте о ней – что вы чувствовали и было ли вашим первым желанием обвинить в своей ошибке кого-то другого или попытаться скрыть ее.

Пусть дети знают, что вы тоже боретесь с самими собой, чтобы признать свою ошибку и испытываете разочарование от того, что вам приходится тратить больше времени на достижение цели. Поощряйте детей рассказывать вам о совершенных ими ошибках и о том, что они при этом чувствовали и как реагировали на это.

Спрашивайте у них о том, что бы они стали делать по-другому, чтобы не допустить аналогичной ошибки впредь.

Помогите детям понять, что неудачи дают им возможности пересмотреть «цепочки памяти» в своем мозгу перед тестами. Объясните, что время, потраченное на преодоление растерянности, путаницы, даже при многократных неудачных попытках найти решение или ответ не является потерянным.

Результаты исследований показывают, что время, проведенное при решении задач даже без достижения правильных ответов, укрепляет структуры мозга, отвечающие за память.

Кроме того, процесс поиска решений существенно развивает исполнительные функции – такие, как сосредоточение внимания, оценка и анализ, которые будут служить детям для достижения будущих успехов при решении задач и творческих инновациях.

Еще один способ стимулировать детей на участие, несмотря на риск допустить ошибку, – просить их приводить примеры млекопитающих, нечетных чисел или глаголов, то есть тех актуальных тем, которые они изучают в школе. Заранее подготовьте листок бумаги с двумя колонками: «Пример» и «Не пример».

Когда они называют змею млекопитающим, вместо того чтобы сказать «Это неправильно», скажите: «Это хороший не пример. Давай запишем его в колонку не примеров».

Точно так же, если ваши дети отвечают на вопрос неправильно, ищите в их ответе любое рациональное зерно и повторите эту часть ответа, прежде чем уточнять и исправлять их ошибки.

Оптические иллюзии – это также интересный способ привлечь ваших детей к высказыванию различных мнений с большей уверенностью, потому что вы демонстрируете им, что не существует неправильных ответов. Покажите детям картинку, на которой можно увидеть либо два лица в профиль, либо вазу, и спросите, на что, по их мнению, больше похож этот рисунок. 

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемы

Они получат удовольствие, высказывая и обосновывая свое мнение, будучи уверенными в том, что обе интерпретации рисунка точны, но одна из них более очевидна. Дети видят оба образа, но один из них считают доминирующим, и это является демонстрацией их когнитивной гибкости.

Рассказывайте детям о конструктивной силе ошибок и о свободе творческого подхода к решению любой возникающей проблемы, и результаты не заставят вас долго ждать.

Джуди Уиллис, «Psychology Today»

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/2974/

Развиваем дивергентное мышление! 52 способа

 Это творческое мышление, которое позволяет найти множество решений одной задачи. Абсолютными чемпионами в дивергентном мышлении являются дети! А вот взрослым, если они хотят преуспеть в своей карьере, да и в жизни в целом, приходиться заново учиться этому виду мышления.

  •  В этой статье приведен список из 52 пунктов, которые позволяют развивать дивергентное мышление, фантазию, мыслить нестандартно, нешаблонно, замечать то, что вы до этого не замечали или, как минимум, весело провести время!
  • 1) Запишите разговор, который вы случайно услышали;
  • 2) Напишите послание себе будущему, можно написать послание себе в разном возрасте;
  • 3) Во всех деталях опишите свое самое любимое помещение в доме;
  • 4) Составьте своеобразную карту тех мест, где вы побывали за этот день;
  • 5) Пригласите друга и прочтите ему вслух какую-нибудь занимательную историю;
  • 6) Выберете репродукции картин и наклейте их с внутренней стороны дверцы вашего кухонного шкафа: вы будете видеть их чаще, но при этом они не примелькаются вам и не возникнет привыкание к ним;
  • 7) Если у вас есть задний двор или лес рядом с домом, постройте шалаш и оборудуйте его всем тем, что вы найдете на природе;
  • 8) Почему бы вам не сочинить хокку?
  • 9) Напишите письмо человеку, которого вы уважаете (человек может быть кем-то из вашего близкого окружения, вымышленным персонажем, знаменитостью, кем-угодно!);
  • 10) Нарисуйте содержимое вашего рюкзака/сумочки;
  • 11) Найдите стих, который затрагивает вашу душу, перепишите его от руки и вклейте в ваш блокнот;
  • 12) Почему бы вам не понаблюдать за движением луны вокруг вашего дома?
  • 13) Напишите рассказ о своих взаимоотношениях с каким-либо бытовым прибором, например стиральной машинкой, микроволновкой, кофеваркой, холодильником?
  • 14) Найдите турник и повесите вверх ногами минут пять;
  • 15) Во время прогулки сделайте эскизы или хотя бы список всего, что вам встретиться вдоль дороги;
  • 16) Совершите променад в магазин красок и соберите там коллекцию образцов своих любимых цветов;
  • 17) Вы также можете просто собрать коллекцию «Самых Маленьких Штуковин»;
  • 18) Откройте для себя нового писателя, художника или музыканта; напишите о том, что вас «цепляет» в его творчестве;
  • 19) Составьте карту линий вашей руки;
  • 20) Составьте список покупок на следующую неделю;
  • 21) Тщательно изучите лицо человека, которого вы очень недолюбливаете;
  • 22) Сделайте записи в своем блокноте разными ручками, чернилами, пастелью, мелками, углем, маркерами и другими изобразительными средствами;
  • 23) Почему бы вам не приготовить завтрак, обед и ужин в одной цветовой гамме?
  • 24) В течение дня зарисуйте все красные предметы. На следующий день можете взяться за зеленые, потом желтые… и так далее;
  • 25) Вы можете устроить художественную инсталляцию, но пользоваться при этом можно только ручкой и клеевыми листочками;
  • 26) Сделайте своими руками книжечку для списка покупок;
  • 27) Купите какую-нибудь абсолютно недорогую вещь, которая будет своеобразным символом вашего желания творить (карандаш, блокнот, тетрадь, ручку, чашку). Пользуйтесь этой вещью ежедневно;

28) Украсьте дерево какими-то обычными предметами, типа целлофановых пакетов, лоскутков, микросхем от поломанных механизмов и т.д.;

29) Полностью разрисуйте страницу в тетради мелкими кружками, а потом разукрасьте их;

30) Нарисуйте свое любимое дерево;

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемы

  1. 31) Почему бы вам не обвести мелом свои следы?
  2. 32) Нарисовать свой велосипед – тоже отличная идея!
  3. 33) Устройте квест: прочтите книгу за один день!
  4. 34) Если нечего делать – съешьте апельсин!
  5. 35) А еще вы можете сделать рисунок своего обеда;
  6. 36) Или может пришло время вспомнить свою самую любимую игру детства?
  7. 37) Сделайте великий поступок – отдайте то, что вы любите;
  8. 38) Найдите фото незнакомца и напишите его вымышленную биографию;
  9. 39) Вы можете сделать куклу для кукольного театра;
  10. 40) Выберите какой-то предмет и попробуйте нарисовать ту его сторону или стороны, которые скрыты от вас;
  11. 41) Составляя список продуктов – нарисуйте к нему иллюстрации;
  12. 42) Составьте перечень запахов, которые есть в вашей местности;
  13. 43) При помощи только бумаги и скотча смастерите какой-то полезный предмет;
  14. 44) Напишите список из 100 пунктов на тему «Как можно использовать консервную банку»;
  15. 45) Каждый день в течение недели рисуйте один и тот же предмет;
  16. 46) Нарисуйте свою любимую одежду;
  17. 47) Перечислите все места, где вы были, жили, останавливались;
  18. 48) Проведите исследование: изучите праздник или обычай какой-то другой культуры;
  19. 49) Прикрепите к тетради конверт и вкладывайте туда все, что найдете в течение недели;

50) Сделайте вашего знакомого прототипом персонажа, о котором вы сочините историю. Включите в нее описание того, что этот персонаж любит, а что нет, чем он хочет заниматься, о чем думает, когда грустит и т.д.

  • 51) Подписаться на Psychologies.Today;
  • 52) Написать в комментариях свой способ развития дивергентного мышления, который мы с удовольствием включим в следующую статью с сохранением вашего авторства!
  • Творческих успехов вам!
  • Юлия Шендер

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/razvivaem-divergentnoe-myshlenie-52-sposoba/

Комплекс упражнений для развития мышления дошкольников

Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемы

Уважаемые родители!

Завершилось изучение готовности детей  к обучению в школе. Многие из Вас приходили на групповые  и индивидуальные консультации,   Вы  получили результаты  на  руки,  в  которых отмечены  уровни развития каждого параметра.

Ниже  подобраны  игры  и упражнения на  развитие  мышления, которые помогут Вашему ребенку подготовиться  к школе. Безусловно,  с Вашей помощью.

Важное  условие проведения  игр дома: хорошее  настроение, терпимость по  отношению  к  Вашему самому любимому ребенку,  чувство  юмора, систематичность. 

  • Те родители, которые  не  смогли  еще  получить результаты — жду  Вас  на  индивидуальные консультации.  
  • Комплекс  игр и упражнений  для развития мышления
  • Упражнение № 1.
  •             Цель:
    развитие словесно-логического мышления

            Ход: 
к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с
учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

            Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял
кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8  Марта.

Щетка___________
.   Иголка______________ .
Лопата_______________.

Лейка___________  . 
Грабли______________ . 
Нож_________________.

Лифт__________   .  
Холодильник________. 
Гвоздь________________.

Миксер_________
.   Ракетка_____________.   Тачка_________________.

Банка___________
.  Мясорубка___________.  Весло_________________.

  1. Упражнение № 2.
  2.             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  3.             Ход:
    выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно
    объяснить свой выбор.

            Цвет: цыпленок, лимон, василёк.  Огурец, морковь, трава . Халат врача,
помидор, снег

  •             Форма: телевизор, книга, колесо.
    Косынка, арбуз, палатка
  •             Величина: бегемот, муравей, слон.  Дом,
    карандаш, ложка
  •             Материал: банка, кастрюля,
    рюмка.  Альбом, тетрадь, ручка
  •             Вкус: конфета, картошка, варенье.
    Торт, селедка, мороженое

            Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка,
перышко, гантеля.

  1. Упражнение № 3.
  2.             Цель: развитие словесно-логического мышления.
  3.             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо
— ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  • Упражнение №4  «Подбери слово»
  •              Цель:
    развитие словесно-логического мышления.
  •             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, 
лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Упражнение №5  «Назови одним словом»

            Цель:
развитие операции обобщения, классификации, 
развитие внимания.

            Ход: озаглавить группу
понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

  1. • Кисель — кефир
    — сок — чай (напитки)
  2. • Утюг —
    холодильник — пылесос — кофеварка
  3. • Муравейник —
    нора — логово — берлога
  4. • Самолёт —
    корабль — лодка — мотоцикл
  5. • Глина — шерсть — дерево — пластмасса
  6. • Двойка — тройка
    — пятёрка — единица
  7. • Дирижёр — шофёр
    — воспитатель — портниха
  8. • Салат — каша — борщ — запеканка
  9. • Топор — лопата
    — пила — отвёртка
  10. • Серьги —
    браслет — цепочка — кулон
  11. • Храбрость —
    доброта — трудолюбие — честность
  12. • Волейбол —
    баскетбол — футбол — водное поло
  13. • Клюв — перья —
    крылья — коготки
  14. • Есть —
    спать — учиться — гулять
  15. Упражнение №  6.
  16.             Цель: развитие операции классификации, обобщения.

            Задание: продолжить ряд
понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее
3-х слов. В каждом случае на­звать 
обобщающее понятие.

  • 1.                 
     Стол, стул, диван
  • 2.                 
     Творог, сыр, масло
  • 3.                 
     Врач, повар, лётчиц
  • 4.                 
     Сок, кефир, компот
  • 5.                 
     Шишка, жёлудь, орех
  • 6.                 
     Корабль, лодка, яхта  
  • 7.                 
    Паровоз,
    электричка, трамвай
  • 8.                 
    Книга, альбом,
    блокнот
  • 9.                 
     Торшер, бра, настольная лампа
  • 10.             
     Сосиски, колбаса, котлета
  • 11.             
     Земляника, клюква, малина
  • 12.             
     Сыроежка, лисичка, подберёзовик
  • 13.             
     Сосна, берёза, липа      
  • 14.             
    Жасмин,
    шиповник, сирень      
  • Дождь,
    ветер, иней
  • Игра «Назови как можно
    больше предметов, имеющих данный признак»
  • Цель:
    развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.
  • Необходимо
    назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок
    должен ответить на вопросы.

Например:
«что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога,
река, хвост, платье, юбка, во­лосы).

Задание позволяет проверить уместность
употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов,
умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не
сам по себе, а в правильности его использования в речи.

Плохо, например, если
ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения
их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку
следующие вопросы:

Что бывает круглым
(квадратным, овальным, треугольным…)?

  1. Что бывает высоким
    (низким)?
  2. Что бывает зелёным
    (красным, синим)?
  3. Что бывает холодным
    (горячим, тёплым, прохладным)?
  4. Что бывает сладким
    (горьким, кислым, солёным)?
  5. Что бывает шерстяным
    (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?
  6. Что бывает тяжёлым
    (лёгким)?
  7. Что бывает глубоким
    (мелким)?
  8. Что бывает колючим (острым,
    хрупким)?
  9. Упражнение №8.
  10.             Цель: развитие воображения,
    мышления.
  11.             Задание: рассказать, во что
    превратится
  12.  Стул 
    без спинки______________
  13.  Чашки без ручки ______________
  14.  Мороженое без холодильника ____
  15.  Всадник без лошади ____________
  16.  Дерево без веток ______________
  17.  Стол без ножек________________
  18.  Ливан без спинки _____________
  19.  Самолёт без крыльев___________
  20.  Книга без страниц _____________
  21.  Подушка без перьев ___________
  22.  Спички без серы ______________
  23.  Снеговик без холода___________
  24.  Телевизор без электричества____
  25.  Карандаш без грифеля _________
  26.  Кофта без рукавов_____________
  27.  Кепка без козырька ___________
  28.  Окно без стекол_______________
  29. Сад без
    деревьев ______________
  30. Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»
  31.             Цель:
    Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций,
    слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

            Ход
игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч
кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля»,
«вода», «воздух», «огонь».

            Если
водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать
какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает
названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове
«огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками.
Затем мяч возвращается водящему.

  • Упражнение  №10 «Закончи предложение»
  •             Цель:
    развитие мышления.
  •             Ход упражнения:    
  •             Детям предлагается закончить
    предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу
    целиком.
  • • Моряк
    увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки)
  • ·                   
     Маша уколола спицей палец, так как неумела    (стирать,
    вязать, шить)
  • ·                   
    Рабочие
    не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая,
    грязная, узкая).
  • • Машина не
    смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль).
  • ·                   
    Вода в
    банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
  • ·                      
    Катя
    отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную,
    пластмассовую) ручку сковородки.
  • Упражнение № 11.
  •             Цель: развитие мышления, внимания.

            Задание: подобрать слово
противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом
а, в котором будут объединены оба антонима.

  1.             Пример: во дворе на котенка
    напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.
  2. Помнить                       Храбрость                     
  3. Тупой
    (нож)                 Высокий 
  4. Знаменитый                 Мелкий
  5. Подниматься               Молчать
  6. Встречать                    Открывать
  7. Ругаться                       Широкий
  8. Мягкий                        Легко
  9. Темно                          Грязно
  10. Толстый                       Гладкий
  11. Полный
    (стакан)         Добрый
  12. Искать                           Ругать
  13. Старый
    (диван)          Шершавый
  14. Грубый
    (разговор)      Весёлый
  15. Быстро                         Длинный
  16. Молодой                       
  17. Упражнение № 12.
  18.             Цель: развитие операции
    анализа,  синтеза, внимания, речи.
  19.             Задание: подробно объяснить в
    чём ошибочность приведённых суждений
  20. У Кати кукол
    больше, чем игрушек
  21. Трехэтажный
    дом ниже одноэтажного
  22. Ручеёк шире
    реки
  23. Самолёт
    движется медленнее машины
  24.  В холодильнике молочных продуктов меньше,
    чем кефира
  25.  Лапа моложе сына, но старше дедушки
  26.  Черепаха ползает быстрее змеи
  27.  Тигр слабее кошки
  28. Петя собрал
    поганок больше, чем грибов
  29. У зайца ушей
    больше, чем у медведя
  30. Стол
    квадратнее окна
  31. Стул
    деревяннее тумбочки
  32. Упражнение №13.
  33.             Цель: развитие операции
    анализа,  синтеза.
  34.             Задание: на основании 2-х
    суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

• Все овощи
растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин
с огорода).

• Все дети
растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________.

• Все рыбы
не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит          ____________________.

• Все
конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________

• Всем
цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________.

• Всю одежду
надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________.

• Все
изделия из стекла хрупкие.  Наташа
уронила сумку с вазой на пол. Значит        
___________.

Игра
«Главное и второстепенное»

            Цель:  развитие операций анализа.

            Один человек что-то загадывает: растение, животное,
птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков
загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью
охарактеризовать заданные предмет и назвать его.

Например, загадывающий задумал
слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова
круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да».
Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да».

Отгадывающий говорит,
что это цыпленок.

  • «Подбери
    слово»
  •             Цель: развитие операций  мышления.
  •             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

  1.  «Подбери слово» -2.
  2.              Цель:
    развитие операций анализа.
  3.             Ход:
    выбрать: к указанному подобрать
    слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и
    подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы,
колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово
«машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, 
лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

  • Выполняя упражнения на развитие логического мышления,
    ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и
    способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
  • 1. Запиши обобщающее слово:
  •  — окунь, карась-…
  • — трава, дерево-…
  • — крот, мышка-…
  • — пчела, жук-…
  • — чашка, тарелка-…
  • — ботинки, туфли-…

 Что здесь лишнее? Почему?

  1. — таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;
  2. — тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;
  3. — лиса, заяц, медведь, пчела;

— машинка, пирамидка, юла, слива, мишка

Упражнения взяты  из замечательного альбома Т. Ткаченко

Источник: http://reshetova.blogspot.com/2015/11/blog-post_17.html

Ссылка на основную публикацию