Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Память — один из основополагающих психических процессов, заключающихся в способности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Ее развитие начинается с приходом ребенка в этот мир, наиболее активно и продуктивно проходя в раннем и дошкольном детстве.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиПамять в 4 года развивается очень активно

Особенности развития памяти

Произвольность

Это самое важное новообразование рассматриваемого нами периода. Ребенок длительное время запоминал неосознанно или автоматически. Вернее сказать, у него запоминалось само собой, без всяческих усилий с его стороны или влияния окружающих.

Постепенно, как правило, к 4–5 годам, дети научаются регулировать процесс запоминания: подчинять его своей воле (запоминать то, что ему интересно, значимо) или воле окружающих (запоминать то, что просили запомнить). Это управление процессом и есть произвольность.

Первыми формируются навыки произвольного припоминания, одного из наиважнейших составляющих процесса памяти: ребенок 4 или 5 лет может целенаправленно, в общих чертах, припомнить картину произошедшего события.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиУ ребенка 4 лет уже досточный запас знаний и воспоминаний

Вслед за формированием этой способности развивается возможность преднамеренного или целенаправленного запоминания. Ребенок в первую очередь запоминает то, что ему интересно и понятно, ярко эмоционально окрашено. Например, он легко и быстро способен запомнить набор необходимых для интересной игры фигурок или выучить стихотворения в подарок на день рождения мамы.

Прочность, длительность и объем запоминания

Рост произвольности активизирует развитие таких показателей процесса запоминания, как его прочность и длительность. Недаром некоторые люди помнят очень важные или эмоционально окрашенные события, произошедшие в 4-5 лет, долгие годы, а порой и всю жизнь.

К 4-5 годам существенно возрастает объем памяти, позволяя ребенку запоминать и хранить в памяти большое количество информации.

Эмоциональность и образность памяти

Кроме всего перечисленного выше, память детей четырех, пяти лет становится эмоциональной и образной. Это означает, что ребенок не механически воспроизводит информацию, а способен это сделать эмоционально, используя образы: прочитать стих с выражением, припомнить и рассказать о событии, сравнивая его с предыдущим, провести аналогии.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиЛучше всего занятия проводить в игровой форме

Конечно, на этом процессы формирования и развития памяти не останавливается. Однако его дальнейшее развитие зависит от своевременности формирования произвольности и наращивания объема памяти. От развития памяти зависят все дальнейшие достижения ребенка в обучении и жизни.

Рекомендации по развитию памяти детей

  1. Развиваем, играя: для детей 4-5 лет основным видом деятельности все еще остается игра, ее и используем как основной метод развития.
  2. Ребенок быстрее и лучше запоминает значимую (интересную) и понятную для него информацию, поэтому тренируйте память с учетом интересов и знаний ваших воспитанников.

  3. Старайтесь создать сильную мотивацию (стимул) для запоминания: соревнование, поощрение с учетом интересов и ценностей ребенка.
  4. Помните, чем ярче впечатление от информации или события, тем сильнее оно запоминается.
  5. Информация, используемая ребенком в деятельности, запомниться продуктивнее.

    Поэтому предлагайте ему сравнивать, сопоставлять и просто использовать полученную информацию в своей деятельности: играх, рисовании.

  6. Один из законов памяти гласит: средина всегда запоминается хуже, чем начало и концовка, поэтому уделите ее запоминанию больше времени и сил.

  7. И еще один важный нюанс: память является продуктом работы мозга. Мозгу для активной деятельности нужно питание: кислород, глюкоза, витамины и другие важные вещества.

    Поэтому для ребенка так важны прогулки на свежем воздухе, стабильный показатель уровня сахара в крови и хорошее питание, содержащее растительные масла, твердые сыры, цельнозерновые продукты, жирные сорта рыбы, бобовые, фрукты и овощи.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиНастольные игры — развитие зрительной памяти

В настоящее время существует множество игр и упражнений на развитие памяти. Их вы легко найдете в специализированном магазине или просто на просторах интернета. Ниже вы ознакомитесь с примерами некоторых из них.

Примеры игр, развивающих память

Развитие слуховой памяти

«В магазин за покупками»

Инструкция: взрослый просит ребенка сходить в магазин за покупками и называет список товаров, состоящий из нескольких наименований, которые нужно купить. После этого очень просит купить все названное и ничего не забыть.

Для детей, достигших 4–5 лет, игру можно начать со списка в 5–6 слов. В дальнейшем стоит увеличить и разнообразить перечень, включая в него не только названия продуктов, но и других видов товаров.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиИгры на развитие памяти можно проводить с самыми разными предметами

Если в игре принимает участие несколько детей, целесообразно включить соревновательный элемент: кто запомнил больше.

«Подарки друзьям»

Инструкция: взрослый предлагает ребенку отправиться в путешествие и привезти своим друзьям подарки. Он перечисляет имена друзей и потенциальный подарок каждому.

Через некоторое время путешественник «возвращается» из путешествия и навещает своих друзей. «Кого ты навестишь в первую очередь?», — спрашивает взрослый. «Какой подарок ты приготовил ему?»

Ребенок вспоминает очередность посещения друзей и называет презент для каждого.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиИгра 10 предметов для детей 4-5 лет

Условия игры можно менять, предлагая ребенку запомнить не «подарок», а название страны (города), где он «покупал» подарки.

Начальный список для детей 5 лет должен содержать не менее 4-5 пунктов.

Развиваем зрительную память

«Что поезд везет…»

Оборудование:

  • от 4 до 8 карточек в форме вагончиков. На обратной стороне карточки-вагончика изобразить различные предметы;
  • карточка с изображением паровозика.

В игре желательно участие не менее двух детей, между которыми нужно поровну разделить карточки-вагончики.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиКарточки на запоминание — отличный способ развивать зрительную память

Инструкция: сейчас мы присоединим вагончики к паровозику для его отправки в другой город. Присоединять вагончики будем по очереди, каждый раз озвучивая, что (кого) он везет. При этом карточку переворачиваем картинкой вниз. Очередной «вагончик» присоединяется только тогда, когда безошибочно перечислено все, что везут предыдущие.

Выигрывает тот игрок, кто присоединит больше вагончиков.

В случае затруднений возможны словесные подсказки в форме описания изображенного предмета, как крайний вариант — использование картинок на карточках.

Игры, развивающие двигательную память

«Повтори мой танец»

Инструкция: взрослый показывает ребенку ряд простых движений. Это могут быть притопы, хлопки, повороты и т. п. Ребенок должен их запомнить и повторить в той же последовательности.

Игра усложняется введением сопровождающих движения стишков, расширением пространства (в этом комнате хлопнем, а в этой — топнем), введением новых персонажей: танцует кукла, солдатик, мишка.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиРазвитие двигательной памяти — в повторении движений

Воспитателям стоит помнить, что развивать познавательные процессы, в том числе и память можно и в быту, в повседневности и это не менее увлекательно для каждой из сторон.

Например, накрывая на стол, проговорите последовательность посуды, которую запомнит и повторит, а затем и поставит ребенок. Походы в магазин или просто на прогулку по заранее составленному плану (маршруту) и его дальнейшее воспроизведение пусть станут традиционными для детей 4 или 5 лет.

Занимаясь развитием памяти с ребенком, родители скоро начинают отмечать его успехи. Результативность развития можно и нужно «измерять» с помощью специальных, предлагаемых психологами, тестов.

Их применение хорошо и в плане корректировки применения игр, ведь не все виды памяти развиваются равномерно: есть доминирующие, есть просто хорошо и недостаточно хорошо сформированные.

Оценка уровня развития памяти

1. Развитие зрительной памяти оцениваем с помощью предъявления ребенку 10 карточек с изображением простых и хорошо знакомых ему предметов. Ребенок озвучивает название изображенного предмета, после чего карточку переворачиваем изображением вниз. Когда все 10 карточек будут перевернуты, просим ребенка назвать и открыть те, которые он запомнил.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиДидактическая игра на проверку памяти

Нормой для детей четырех или пяти лет является воспроизведение 5–6 названий предметов.

2. Для определения развития слуховой памяти просим ребенка внимательно прослушать ряд слов, а затем повторить то, что заполнил (последовательность значение не имеет). Ребенку зачитывают 10 простых слов: зонт, куст, стол, гвоздь, гриб и т. д.

Согласно возрастным нормативам, ребенок 5 лет в норме запоминает 4–5 слова. Этот же тест можно провести с использованием числового ряда, состоящего из 5–6 цифр. Пятилетки легко воспроизводят 3–4 из них.

3. Двигательную или мышечную память оцениваем с помощь повтора несложных движений, которые демонстрируем ребенку: хлопок, постучать в дверь, топнуть ногой, взять книгу. Всего 5–6 действий.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиИгра в магазине — ребенок вспоминает, что надо купить

Как правило, дети в 4 или 5 лет воспроизводят весь ряд полностью.

Проведя такое несложное тестирование, вы сможете сделать вывод о достаточности развития разных видов памяти вашего ребенка, доминирующей памяти и скорректировать дальнейшее развитие процесса. Останавливаться на достигнутом не стоит, даже если все показатели относятся к возрастной норме.

Почему?

Этот возраст является очень благоприятным, как говорят психологи — сензитивным, для развития памяти. Позднее развить те или иные ее показатели будет значительно сложнее.

От уровня развития этого процесса зависит очень многое, и в первую очередь — успешность адаптации к школе и результативность самого процесса обучения.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/pamyat-detej-4-5-let.html

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упражнения

Целенаправленное развитие памяти у детей дошкольного возраста поможет быстрее усваивать материал… При этом игры и занятия должны быть яркими и…

[ads-for-wp ads-id=»9184″][ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Любой родитель дошкольника мечтает, чтобы его чадо, переступив порог школы, приносило отличные отметки. Для этого дома малыша учат читать, писать, решать примеры и задачи, забивают детскую головку лишней информацией.

А ведь это работа учителей! Родители же должны позаботиться о развитии у детей основных познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

Систематическая и целенаправленная работа поможет им быстрее и надёжнее усваивать школьный материал.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Специфика детской памяти

В трех–четырехлетнем возрасте дети запоминают информацию механически. Чаще всего это любимые песенки, сказки, картинки – то, что вызвало интерес у ребёнка, по-настоящему его поразило. Называется такая память непроизвольной.

К пяти годам родителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо учить ребёнка произвольной памяти. Она требует логического осмысления материала, использования специальных приёмов запоминания.

Игры и занятия, подобранные для ее развития, должны быть яркими и увлекательными. Только интересное способно включить внимание и восприятие крошки. Эти познавательные процессы у дошкольника тоже пока «хромают». Дети чаще выделяют второстепенные признаки предмета, не замечая важных. Эта особенность восприятия приводит к обрывочному запоминанию.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Поэтому необходимо развивать и мышление. Оно позволяет обобщить и систематизировать образы и представления.

Немного теории

Память – это отражение прошлого. Она состоит из трёх процессов:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение.

Физиология второго этапа до сих пор непонятна. Но известно, что специфика развития памяти напрямую зависит от ряда обстоятельств.

  1. Упражнения. Природные задатки – далеко не залог хорошей памяти. Только регулярное совершенствование и тренировка её механизмов приводят к хорошему запоминанию.
  2. Возраст. По мере взросления улучшается не столько память малышей, сколько техника её применения. Если совсем маленькие дошколята запоминают, не прилагая усилий, то есть при помощи непосредственной памяти, то дети постарше умело оперируют различными приёмами запоминания: делая заметки, схемы, применяя ассоциации. В данном случае память становится опосредованной.
  3. Накопленные знания. Ребёнку проще запомнить то, что ему понятно. Вместе с расширенным кругом информации растут интеллект и возможности памяти.
  4. Степень развития умственных способностей. Чем больше ребенок размышляет, анализирует, тем быстрее и лучше он запоминает. Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

По типу восприятия выделяют:

  • слуховую;
  • зрительную;
  • двигательную;
  • тактильную память.

Чаще всего преобладает тот или иной её вид, но развивать все нужно комплексно.

Также бывает кратковременная и долговременная память. От них зависит, какие элементы будут храниться в голове несколько минут, а какие останутся на долгие годы.

Тематический материал:

Тренировка быстрого запоминания

Программный материал в школе не всегда интересен для ребёнка. Чтобы его усвоить, ученику приходится зубрить. Ещё в дошкольном возрасте стоит познакомить малыша со способами произвольного запоминания.

  • Использование ассоциаций. Если необходимо запомнить что-то незнакомое или абстрактное, нужно найти связь со знакомыми образами. Также можно подбирать созвучные варианты (например, английское слово puddle переводится как «лужа», похоже на «падал», запоминаем «Я падал в лужу»).
  • Придумывание «напоминалок». Особенность приёма заключается в выделении и фиксировании главного. Например, «подбери пять слов или картинок, которые помогут запомнить текст».
  • Задействование других способов восприятия. При заучивании стихотворения предложите малышу представить себе картинку; при знакомстве с новой буквой нарисуйте её в воздухе или изобразите при помощи своего тела.

Упражнения для памяти

Развивать и совершенствовать произвольную память помогут занятия в игровой форме.

  1. «Попробуй на вкус облако». Называете ребёнку несколько знакомых слов: солнце, дом, повар, грусть, мечта. Малыш комментирует каждое по ряду признаков, которыми они, по его мнению, обладают: цвет, вкус, запах, форма. Родители записывают прилагательные к каждому слову. Спустя некоторое время ребёнок прослушивает свои ответы и вспоминает описанное слово. Чтобы усложнить упражнение, включайте в список незнакомые малышу слова.
  2. «Собери цепочку». Для игры понадобятся мелкие предметы типа пуговиц, крышек, игрушек и бумага, которую ребёнок сможет рвать. Родитель называет цепочку слов, а малыш выкладывает предметы, которые у него ассоциируются с ними. В результате ребенок должен вспомнить последовательность слов, глядя на свои образы.
  3. «Как выглядит электричество?» Это упражнение направлено на визуализацию сложных понятий. Предложите малышу пофантазировать, как выглядит и пахнет слово, каково оно на ощупь?

Читаем и обсуждаем!

Помимо создания благоприятных условий, способствующих произвольному запоминанию, помогать этому процессу будут специальные упражнения и игры. Начинать нужно как можно раньше. Как только кроха произносит первые слова, рассказывайте ему обо всём, что происходит: где гуляли, что видели, что ели. Совсем скоро малыш начнёт обсуждать это вместе с вами.

Читая книжки, заучивая стихотворения и песенки, разгадывая загадки и ребусы, вы не только работаете над общим развитием ребенка, но и улучшаете его память.

При чтении любого детского произведения малыши обычно заостряют внимание лишь на сюжете, пропуская мимо ушей подробности. Поэтому можно и нужно читать одно и то же много раз. После прочтения задавайте ребёнку вопросы о том, как выглядели герои, что делали и к чему это привело, что хорошо, а что плохо.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Такой метод развития памяти подойдёт даже крошкам с 1,5–2 лет. Они с удовольствием перечислят героев своих любимых сказок. Ближе к 4–5 годам задача усложняется пересказыванием произведения, формируются навыки произвольной памяти. Следите, чтобы малыш соблюдал последовательность и логичность.

Бывает, что трудности запоминания у ребёнка связаны с наличием каких-то проблем в области неврологии. Например, у детей с синдромом дефицита внимания. Они хотят запомнить, но не могут сосредоточиться на материале. В таких случаях поможет консультация невролога или психолога.

Это интересно! Повторение – мать ученья. Доказано, что около 40% полученной информации забывается уже спустя полчаса, ещё 35% теряется через день, а 20% – через месяц. Остается довольствоваться лишь 5% информации.

Не учим, а играем!

Вроде все просто, на деле же родители постоянно переходят эту тонкую грань и получают в ответ капризного и уставшего ребёнка. Как только даже самая полезная игра перестаёт увлекать малыша – откладываем её и меняем вид деятельности.

Когда речь идёт о формировании произвольной памяти человека, то нельзя упускать из виду её особенности, связанные со способом восприятия.

Люди, воспринимающие информацию на слух, именуются аудиалами, посредством зрения – визуалами, через ощущения – кинестетиками.

Ещё в дошкольный период родителям необходимо определить, к какому типу относится их ребёнок, и «поднажать» на развитие «отстающих» видов памяти.

Развитие зрительной памяти

Работу над ее развитием стоит вести каждый день, не прилагая усилий для создания специальных средств. Например, обратив ненавязчиво внимание ребёнка на какой-нибудь объект (рекламный щит, витрину магазина, дорожный знак) во время прогулки, расспросите у малыша об увиденном в подробностях.

Учите применять в запоминании принцип ассоциации. Разглядывая незнакомое изображение, пофантазируйте с ребёнком, на что это может быть похоже. Детское воображение безгранично. Эта особенность позволяет им находить самые неожиданные ассоциативные связи.

В свободное время можно подготовить несколько игр, которые помогут потренировать произвольную память дошколят.

  • «Домики». Склейте несколько одинаковых коробочек. Спрячьте в одну из них мелкий предмет – так, чтобы малыш видел. Затем, убрав конструкцию на 2-3 минуты, попросите ребенка найти нужный «домик». В зависимости от возраста и способностей малыша, игру усложняют. Для этого увеличивают число коробок или спрятанных предметов, убирают их на более продолжительное время (от 30 минут до суток и больше).
  • «Две картинки». По названию понятно, что понадобятся две одинаковые картинки. Подойдут календарики, открытки, изображения на картонных упаковках любимых хлопьев. Разрежьте одну из них на произвольные части. Предложите сложить картинку, глядя на образец. Потом уберите последний и попросите малыша собрать элементы по памяти.
  • «Что пропало?» Расположите на столе предметы или игрушки. После того как малыш внимательно их изучил, он должен отвернуться. Тем временем уберите одну из игрушек и предложите ребёнку её назвать. Это простейший вариант. Для усложнения игры можно увеличить число предметов, предложить восстановить их размещение и т. д.

При подготовке к этим играм учтите, что особенности памяти позволяют детям запомнить от 5 до 9 элементов.

Развитие слуховой памяти

В дошкольном возрасте, когда детки ещё не научились читать, она очень пригодится им при заучивании стишков и песенок.

Игры, направленные на развитие слуховой памяти, строятся по принципу «Слушай и запоминай».

Организовывая их, обратите особое внимание на то, чтобы ребёнок запоминал не механически, а осмысленно, при помощи ассоциаций. Это научит его мыслить целенаправленно, применяя произвольную память.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

  • «Цепочки слов». Придумайте 10 пар слов так, чтобы они были объединены общим смыслом. Например, кружка – чай, дождь – зонтик. Прочитайте их дошкольнику 3 раза. Затем, называя первое слово пары, попросите ребёнка назвать второе.
  • «Сказка». Расскажите ребенку сказку, в которой главный герой находит волшебные предметы (от 5 до 9). Попросите его вспомнить, какие это были предметы и в какой последовательности появлялись.
  • «Что возьмём с собой?». К этой игре можно подключить несколько человек. Игроки по очереди продолжают фразу «Мы собираемся в путешествие и берём с собой…» своим вариантом. Важно запомнить и повторить ответы всех игроков.

Также отличным упражнением станет прослушивание и узнавание различных музыкальных инструментов. Можно воспользоваться записью или приобрести игрушечные копии для детей.

Тренировка тактильной памяти

Она развивается у детей при прикосновении к предметам различной формы и фактуры. Игры и упражнения, направленные на тренировку тактильной памяти, основаны на узнавании предметов на ощупь. Существует несколько вариаций подобных занятий.

  1. Самые маленькие нащупывают в мешочке знакомые предметы и называют их, характеризуя свойства и особенности. Дети двух лет заполняют мешочек сами, а тем, кто постарше, можно дать уже наполненный.
  2. Закрыв глаза ребёнка повязкой, положите ему в руку несколько предметов по очереди. Малыш должен узнать их и назвать, в какой последовательности они появлялись.
  3. Ближе к 5–6 годам папы способны помочь ребёнку освоить технику завязывания морских узлов. Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Такие игры отлично развивают мелкую моторику, которая способствует речевому развитию малыша.

Тренировка двигательной памяти

Дети быстро устают и теряют интерес к происходящему. Эти особенности необходимо учитывать, планируя занятие или игру. После непродолжительных умственных нагрузок обязательно следует активный отдых в виде зарядки. Её можно тоже превратить в весёлую и полезную для мозга игру.

«Запрещённый приём». Договоритесь с малышом об одном или нескольких движениях, которые делать нельзя. Теперь ведущий показывает разные элементы. Ребёнок должен быстро их повторить, но пропустить «запрещённые». Весело и задорно!

Наивысший скачок развития малыша происходит именно в дошкольном возрасте. От того, сколько усилий приложат родители для развития памяти и других познавательных процессов, зависят успехи малыша в школе.

Видео: игровые методы развития ребенка

Особенности развития памяти у дошкольников
Ссылка на основную публикацию

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Источник: http://RearChildren.ru/kachestva/razvitie-pamyati-u-doshkolnikov/

Мнемотехника для начинающих: упражнения для детей на развитие внимания

Мнемотехника для начинающих — система различных методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.

Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе метода Цицерона — пространственное воображение, метод Айвазовского работает с помощью тренировки визуальной памяти. Цифровые последовательности, иностранные слова или сложные термины легче запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.

Во времена, когда не было письменности, древним жрецам и сказателям приходилось запоминать огромные объемы информации.

С появлением первых изложенных на бумаге текстов искусство владения мнемотехникой не утратило актуальность, ведь сырье для их написания стоило очень дорого. Еще в Древней Греции делали записи по мнемонике.

Искусством ассоциативного запоминания владели монахи средневековья. Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Плюсы и минусы мнемотехники

Мнемотехнику активно используют при обучении детей.  Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

Роль методики в развитии детей:

  • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
  • улучшает память и внимательность;
  • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
  • формирует логическое и образное мышление;
  • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.

  • На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
  • Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
  • Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

С какого возраста используют?

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • пересказывать различные произведения;
  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Как организовать игру?

Народная мнемотехника — самая простая и доступная методика. Любое занятие проводится в несколько этапов:

  1. информацию кодируют в определенный образ;
  2. затем запоминают эту связь и последовательность;
  3. мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

С ее помощью дети знакомятся с дорожными знаками, развивают связную речь. Она помогает изучить алфавит.

Процесс изучения звука происходит по такой схеме:

  • сначала детей знакомят с его изображением на картинке;
  • после этого с помощью рисунка учат произносить звук;
  • для закрепления знаний развивают словарный запас: произносят слова с нужным звуком, составляют по картинкам небольшие рассказы. Просто механически повторять звук недостаточно, в этом случае не формируются логические связи.

Многие методы мнемотехники несложно использовать в домашних условиях для общего развития ребенка. Действие большинства из них основано на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида.

Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей.

  Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности.

Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности.

  1. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию.
  2. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки.
  3. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки.
  4. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки.
  5. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомы с алфавитом и могут читать несложные слова. В мнемотаблицу уместно поместить схематические изображения, рисунки и надписи терминов-подсказок. Например, если ребенок хочет рассказать о своей поездке на море, то можно использовать таблички со словом «лето» и «море», схематическое изображение дороги, картинку надувного круга или купальника.

Упражнения по методике применяют также при заучивании стихотворений. Отличный пример — простой и емкий стих А. Барто «Мишка».

  • Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты),
  • Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки).
  • Все равно его не брошу,
  • Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Ребенку понравится история, в которой он станет главным героем. Такой рассказ на определенную тему для малыша придумает мама или папа. Например, «Как Вера на огород за овощами ходила» или «Что сегодня на обед у Маши?».

В процессе рассказа происходит знакомство малыша с различной едой. В старшем возрасте ребенок сможет самостоятельно сочинить похожую историю о членах своей семьи, домашних животных, о самых разных событиях в своей жизни.

Игра «Интересная фигура» подойдет для 3–4-летнего крохи. С помощью зубочисток или спичек составьте несложную фигуру, например квадрат или круг.

Когда ребенок рассмотрит изображение, накройте его бумагой и предложите малышу выложить такую же фигуру по памяти. Со временем можно делать изображение более сложным, учить ребенка пересчитывать все элементы фигуры.

После занятия следует убрать спички в недоступное для крохи место.

Для развития внимания организовывают игру «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя).

Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/mnemotehnika-dlya-detey

Как правильно стимулировать развитие памяти у детей в дошкольном возрасте

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиS

  • Интеллектуальное созревание ребенка не может обойтись без тренировки памяти, ведь именно она является важным психическим процессом.
  • Важно уделять должное время развитию детской памяти, только так малыш научится получать новые знания, познавать мир и хорошо учиться в школе.
  • Занятия будут включать в себя несложные упражнения и игры, благодаря чему ребенку такие уроки будут не в тягость.

Особенности запоминания у дошкольников

  1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиДошкольным возрастом принято считать период с 4 до 7 лет, когда ребенок уже умеет говорить и здраво мыслить.
  2. По мере подготовки малыша к школьному периоду мыслительные способности начинают развиваться активнее.
  3. Особенностью развития памяти этого возраста является произвольное запоминание.
  4. Дошкольники запоминают только образы, они четко помнят о том, что особенно сильно произвело на них впечатление.

Признаки предмета для них выделяются не все, а только самые яркие. Незаметные факторы при этом остаются вовсе без внимания.

Обратите внимание! Развитие мелкой моторики обеспечивает формирование двигательной памяти, эти признаки проявляются только в старшем дошкольном возрасте.

Постоянное выполнение одних и тех же действий приводит к их четкому запоминанию и проделыванию на автоматическом уровне. Особой продуктивностью в этот период отмечается освоение речи. Около 5 лет дошкольник уже умеет читать, с интересом слушает рассказы и сказки. Такая способность развивается в результате общения со взрослыми людьми.

Виды

Память можно классифицировать по нескольким критериям. К примеру, по срокам запоминания:

  • кратковременная – при ней информация воспринимается без проблем и быстро запоминается, так же, как и быстро забывается;
  • долговременная – такой материал может быть запомнен на долгий период времени.

По объекту запоминания:

  • зрительная – запоминается только визуальная картинка;
  • слуховая – воспринимается только услышанное;
  • двигательная – запоминаются движения;
  • эмоциональная – воспринимаются эмоции, к примеру, ребенок обжегся горячей кружкой, это он хорошо запомнит;
  • вкусовая – запоминание вкуса;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • осязательная – запоминание ощущений.

Справка! Такие виды принято объединять в один блок под названием образная память.

Диагностика у детей дошкольного возраста

Предложенные занятия можно использовать в качестве упражнений для развития детей.

Важно! Помните, что диагностика памяти в этом случае должна проводиться только в игровой форме.

  1. Запоминание предметов и иллюстраций. Разложите перед вашим чадом 5 картинок или игрушек, оставьте на полминуты для запоминания. После этого уберите и попросите малыша озвучить то, что было перед ним несколько секунд назад.
  2. Рисование с запоминанием. Положите перед дошкольником простой рисунок на 1 минуту. После этого уберите и попросите малыша нарисовать такой же рисунок.

Игры и упражнения для развития

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиСледующие игры проводите столько времени, сколько позволит ваше чадо, но не доводите его до утомления, иначе в следующий раз он вовсе не захочет участвовать в занятиях.

Зрительной

  • Покажите малышу несколько практически одинаковых простых картинок. Оставьте их перед глазами примерно на минуту. После этого уберите и спросите, какие отличия он заметил в изображениях.
  • Если детей несколько, посадите их друг с другом рядом и попросите запомнить, как выглядит сосед. После этого отворачивайте одного ребенка, а другого попросите описать его.

Ассоциативной

  • Покажите малышу любой предмет и попросите охарактеризовать его. Пусть ребенок назовет его цвет, форму, размер и прочее. Помимо ассоциаций, эта игра неплохо развивает наблюдательность.
  • Предложите малышу несколько предметов и предложите сравнить их. Ребенок должен рассказать, в чем отличия предметов и чем они похожи.

Тактильной

  • Малыша просят закрыть глаза. Взрослый, придерживая его за плечи, ведет по заданному маршруту. Выбирайте несложные комбинации, к примеру, 2 шага вперед, один шаг влево. Когда ребенок открывает глаза, он должен повторить маршрут, который только что проделал.

Слуховой

  • Медленно, делая паузу после каждого слова, взрослый должен зачитать ребенку 10 слов. После этого малышу предлагают повторить те, которые он запомнил. Такая методика помогает развить кратковременную память.
  • Очень хорошо дети запоминают песни. Особенно, если это детские песенки с короткими куплетами. При удобном случае включайте подобные композиции или пойте самостоятельно, вовлекая в процесс ребенка.

Мнемотехника

Мнемотехникой принято считать методику, которая развивает память с помощью образов и ассоциаций. Если говорить проще, то это способность запомнить что либо, представляя в голове образ или картинку. Ребенок обладает чудесной ассоциативной памятью, поэтому такая методика будет ему только в радость.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/pamyat-v-doshkolnom-vozraste.html

5 упражнений на развитие памяти у ребёнка 3-4 лет | НИИ Эврика

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехникиПамять и внимание — важнейшие психические функции, участвующие в интеллектуальном развитии ребёнка. Тренировать их нужно уже с младшего дошкольного возраста. Независимо от того, какие развивающие методики вы предпочтёте, какие дидактические материалы выберете и каким стилям воспитания будете следовать, без способности ребёнка запоминать объекты, хранить их в долговременной памяти и при необходимости воспроизводить эффективного обучения не получится. При этом очень важно, чтобы упражнения на развитие памяти соответствовали возрасту маленького ученика.

Особенности памяти ребёнка 3-4 лет

  1. Как и прочим психическим процессам, памяти в этом возрасте недостаёт произвольности. Доминирует непроизвольное запоминание.
  2. Важную роль играет двигательная и наглядно-образная память.
  3. Из 10 предложенных слов ребёнок запоминает, как правило, 2.

  4. Из 10 предметов запоминается не более 4-х.
  5. Запоминаются объекты, которые вызвали живой интерес и яркие эмоции, но они отлично сохраняются долговременной памятью.

Для родителей важно понять: в младшем дошкольном возрасте ребёнок отлично запоминает, но запоминает только то, что ему интересно.

Поэтому раннее развитие даёт отличные результаты в воспитании юного интеллектуала и эрудита, но лишь в том случае, когда занятия выстраиваются в форме увлекательной игры, с учётом индивидуальных особенностей конкретного малыша.

Мы предлагаем внимательным мамам и папам, которые хотят вырастить успешного и счастливого наследника, простые упражнения на развитие памяти.

Упражнение 1: «Пошла Муха на базар»

Замечательные, ритмичные, богатые выразительными живыми образами стихи Чуковского знают и любят все. Мы предлагаем вам взять за основу упражнения для развития памяти строчку из чудесной «Мухи-Цокотухи».

Вам понадобятся 8–10 разных предметов. Это могут быть игрушки, например:

  • плюшевый мишка;
  • резиновый пупс;
  • вертолётик;
  • машинка большая;
  • машинка маленькая;
  • кукла;
  • игрушечный чайник;
  • кубик.

На прогулке можно использовать игрушки, которые вы взяли с собой, сумку, салфетки, подручный материал (шишки, камешки и пр).

Разложите предметы перед малышом и произвольно назовите несколько из них. Делайте это в таком формате:

  • Пошла Муха на базар и купила мишку;
  • Пошла Муха на базар и купила кубик;
  • Пошла Муха на базар и купила вертолётик.

А теперь попросите ребёнка собрать в корзинку для покупок всё, что «купила Муха». Постепенно упражнение можно усложнять:

  • Увеличивать количество покупок;
  • Просить складывать в корзинку предметы строго в том порядке, в котором их покупала Муха;
  • Называть предметы, которых нет среди выложенных (проверка реакции ребёнка на нестандартную ситуацию, его внимательности и находчивости).

Упражнение 2: «Добрый волшебник»

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Для игры вам понадобится вместительный мешок. Можно использовать цветастую наволочку, детский рюкзачок и даже любой пакет — главное, чтобы содержимое не просматривалось.

  • Положите в мешок 8–10 разных предметов, знакомых ребёнку.
  • А теперь попросите кроху назвать предметы, которые лежат в мешке.
  • Как вариант: вы называете произвольный предмет, а ребёнок должен ответить, есть такой в мешке волшебника или нет.
  • Оформить это можно следующим образом:

— Ваня хочет вертолётик! Он есть у доброго волшебника?

— Дааааа!

— Таня хочет пупсика. Танечка получит свой подарок?

— Нееееет!

Чтобы игра стала ещё увлекательнее, можно придумать поощрения за каждый правильный ответ — например, маленький сувенирчик, мамин поцелуй и пр. Можно договориться так: за каждый правильный ответ мама должна прыгнуть три раза, за каждый неправильный три раза прыгает малыш. Таким образом мы вносим в упражнения на развитие памяти ещё и элементы физического развития.

Упражнение 3: «Повторюшкин»

Игра в повторялки — отличное упражнение на развитие двигательной памяти. Правила можно менять, вносить свои корректировки, подстраивать условия под количество игроков. Суть развивающей игры состоит в том, что ребёнок должен повторить за взрослым несложные движения:

  • хлопаем в ладоши;
  • топаем ножками;
  • прыгаем;
  • приседаем;
  • крутимся на месте;
  • бегаем самолётиком (с расставленными в стороны ручками).

Играть можно под музыку, тогда у нас уже получается свой собственный танец. Движения можно сопровождать стишками, усложняя упражнение и расширяя диапазон его развивающего воздействия.

Упражнение 4: «По образцу»

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упраженения для ребят 4-5 лет, диагностика, а также особенности применения мнемотехники

Выложите из палочек несложный рисунок:

  • геометрическую фигуру;
  • цветочек;
  • домик;
  • цифру;
  • букву.

Попросите малыша повторить рисунок по образцу. В усложнённом варианте ребёнку предлагается изучить рисунок, затем конструкция разбирается, и кроха должен воссоздать её по памяти.

Можно превратить это упражнение на память в задание на развитие воображения: попросите малыша создать картину из заданного числа палочек.

Упражнение 5: «Угадайка»

Отличная игра на тренировку тактильной памяти. Помимо памяти, это упражнение (впрочем, как и упражнение 4) развивает ещё и мелкую моторику.

Суть проста до безобразия: завяжите ребёнку глаза и поочерёдно вкладывайте в ручки самые разнообразные предметы. Кроха на ощупь должен угадать, что это.

Если не получается назвать предмет, помогите ребёнку описывать свои ощущения, задавая ему наводящие вопросы:

  • Это большое или маленькое?
  • Оно тёплое?
  • Этот предмет мягкий?

Чем больше ощущений, тем веселее и, что немаловажно, полезнее получится занятие. Пусть малыш узнаёт на ощупь:

  • любимца публики кота ваську;
  • застывшее желе;
  • лист бумаги;
  • папу;
  • пластмассовый кубик;
  • шерстяной носок.

«Угадайку» можно превратить в семейное развлечение, которое станет прекрасным вариантом совместного досуга.

Советы «Эврики»

  1. Не бойтесь менять предложенные правила — вплоть до полного преображения упражнений в нечто новое.
  2. Никто не знает вашего ребёнка так хорошо, как вы. Смело приспосабливайте предлагаемые упражнения под вашего малыша.
  3. Не обязательно преподносить упражнения как занятия. Называйте их игрой.

    Это вполне соответствует действительности, но для детского слуха звучит гораздо привлекательнее.

  4. Играйте-упражняйтесь в любое удобное время. Развивать память можно во время прогулки на детской площадке или по дороге в детский сад, во время паузы между другими занятиями или в несколько свободных минут перед сном.

  5. Упражнения на развитие памяти стимулируют внимательность, равно как и наоборот: развивая внимательность, вы работаете над памятью ребёнка. Поэтому не лишним будет узнать, какие упражнения помогают развить внимание в 3-4 года.

Наслаждайтесь родительством, проводите время с ребёнком с пользой и удовольствием для всех членов семьи! «Эврика» всегда поможет!

Источник: http://nii-evrika.ru/5-uprazhnenij-na-razvitie-pamyati-u-rebyonka-3-4-let/

Ссылка на основную публикацию