Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

  • « Р а з в и т и е р е ч и д е т е й
  • ч е р е з
  • т е а т р а л и з о в а н н у ю д е я т ел ь н о с т ь »

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. На практике мы видим, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

  1. К сожалению,
  2. вечно занятые родители
  3. в наше время
  4. часто забывают об этом,
  5. и пускают процесс развития речи на самотёк.
  6. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

  • Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
  • Односложная, состоящая из простых предложений;
  • Бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • Замусоривание речи сленговыми словами;
  • Бедная диалогическая речь;
  • Неспособность построить монолог ;
  • Отсутствие навыков культуры речи.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

  1. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду помогает театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования
  2. выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками
  3. разных событий из жизни людей,
  4. животных, растений, что дает им
  5. возможность глубже познать
  6. окружающий мир. Одновременно
  7. театрализованная игра прививает
  8. ребенку устойчивый интерес
  9. к родной культуре,
  10. литературе, театру.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

» width=»640″>

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/razvitie_rechi_detei_cherez_teatralizovannuiu_deiatelnost

Опыт работы по теме «развитие речи через театрализованную деятельность»

  • Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
  • «Детский сад комбинированного вида № 23 «Аленушка»
  • ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
  • «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
  • Составитель:
  • воспитатель высшей категории
  • МКДОУ «Детский сад №23 «Аленушка»

Семенова Н.Ю.

с. Балахоновское

2018 год.

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка,

  1. но и формирование его характера,
  2. эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи »
  3. (Лев Семенович Выготский)

Тема, которую я затронула, её идея, пришла ко мне не случайно. В течение многих лет меня волновал вопрос о значении театрализованной деятельности в жизни ребёнка. И каким образом связаны между собой внутри процессы и явления, которые необходимы при постановке детского спектакля.

Но однажды мне попали в руки публикации Натальи Фёдоровны Губановой по «Театрализованной деятельности дошкольников», в которых были приведены подробные методические рекомендации по организации игр, речевые упражнения, чётко определены цели, задачи, виды и содержание работы с детьми дошкольного возраста.

Меня это очень заинтересовало. И теперь эта тема стала наиболее актуальной. Почему? Во-первых: она мне близка, так как я уже не первый год занимаюсь театральной деятельностью. Во-вторых: наблюдая за детьми, я поняла, что во время проведения театрализованных игр необходимо уделять особое внимание развитию речи детей.

Ни для кого, ни секрет, что для детей дошкольного возраста и в начальной школе это одна из важнейших проблем. Нарушение речи у детей дошкольного возраста, а также заикание и нечеткое произношение звуков довольно распространенное явление. И ещё — психологическая зависимость ребенка от виртуального мира.

И очень печально, что некоторые родители слишком поздно обращают на это внимание, в надежде, что само по себе всё пройдёт.

  • Цель моего опыта работы — развитие речи у дошкольников через театральную деятельность;
  • Согласно Положению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка.
  • Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.
  • Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
  • Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.
  • Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни.
  • Однако, развитие речи в организованной образовательной деятельности является главной, центральной задачей.
  • Детское художественное творчество носит поэтапный характер.
  • На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.
  • Дети знакомятся с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.

Идет ознакомление с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. Воспитание внимания, наблюдательности, самостоятельности и активности. ( Например, сказка «Колобок» — сколько много и познавательного можно рассказать ребёнку о красоте леса пока катится герой).

Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки.

Происходит развитие речи со всех сторон: обогащение словаря образной лексикой, воспитание звуковой стороны речи (интонационной выразительности, дикции, силы голоса), обучение навыкам диалогической речи (спросить, ответить, подать реплику, выслушать). Использование пластических этюдов, развитие сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений.

Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.

Привлечение детей к играм-драматизациям и участию в спектаклях по мотивам прочитанных литературных произведений.

Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.

Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия я сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Тогда представление ребёнка о животном формируется из соединения внешнего облика его повадок и характера. Затем я усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.

Например: лисичка — рыжая, пушистая, хитрая, игривая, походка лёгкая, осторожная, красивая; медведь — толстый, неуклюжий, косолапый, неповоротливый и походка тяжелая, замедленная;

А теперь рассмотрим домашнюю птицу: курочка – пушистая, гладкая, пёрышки блестящие, лапки поднимает высоко, разгребает песок, ищетзёрнышки, клюёт, радуется, кудахчет, цыплят созывает; петушок – красивый, разноцветный, гладкий, любит порядок в доме, когда начинает кукарекать, все его с удовольствием слушают.

У детей пятого года жизни характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

При этом в своей работе стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставится цель — оформить свои мысли в виде рассказа, а я оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

Предлагаю и вам использовать в своей работе составление рассказа. Это грамматическое упражнение. Метод называется — «Размытое письмо».

При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.

Известно, что словесное русское народное творчество, используемое в организованной образовательной деятельности, заключает в себе поэтические ценности. Знакомство дошкольников с народным творчеством делает их речь более выразительной, эмоциональной, развивает интерес к своим истокам, корням, культуре.

Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же — игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.

Рассмотрим организацию театрализованной игры через такие виды деятельности, как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

I. Организация театрализованной игры.

  1. 1) В ходе непрерывно образовательной деятельности; стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).
  2. Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.
  3. 2) Совместная деятельность воспитателя с детьми;

В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Так же необходимо включать игры и речевые упражнения.

Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Как показывает практическое наблюдение, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также с некоторыми особенностями литературного языка ( с эпитетами, сравнениями).

Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

Читайте также:  Формы общения дошкольников со сверстниками и взрослыми

Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни.

Так как, играя, дети — познают, пропускают все образы через свой внутренний мир. Рассматриваем с детьми сказку «Курочка Ряба» с учётом небольшого ее объема, доступности для понимания, немногочисленности персонажей. Затем собираю все имеющиеся издания этой сказки с разными иллюстрациями.

Рассматривание иллюстраций разных художников (В.Лосина, Ю.Казанцева, Т.Сокольской, К.

Швец) помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей (дед и баба старенькие, ласковые, добрые), их внешние данные (у мышки длинный хвостик, курочка рябенькая).

При анализе содержания сказки дети повторяют слова курочки, действия деда и бабы (била-била – не разбила; дед плачет, баба плачет).

При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.

В процессе чтение новых литературных произведений (русской народной сказки «Бабушка, внучка да курочка», сказки К. И.Чуковского «Цыплёнок», стихотворения И. А.Крылова «Заболел петух ангиной»), рассматривания картины «Куры» включают ознакомление с иллюстрацией, дают возможность детям познавать окружающий мир, активизировать словарь.

Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.

Одним из важных направлений в моей работе – это взаимодействие с родителями воспитанников. Они с удовольствием откликаются на просьбы, и благодаря их энтузиазму постоянно пополняется наш театральный уголок: вязанным пальчиковым театром, куклами, сделанные из бросового материала и небольшие удобные ширмы.

  • Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
  • По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
  • Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев.

Иновационность моего опыта заключается в том, что используя в своей работе методику О.С.Ушаковой, я сделала вывод, что можно использовать в работе не только настольный театр, как рекомендует автор, но и другие виды театра с использованием авторских кукол.

Думаю, что каждый из вас знает, что кукольный театр – особая игровая форма взаимодействия ребёнка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребёнок доверяет. Это всегда радость, долгожданный праздник, которого с нетерпением ждут дети. Дети охотно включаются в игру и доводят начатое до конца.

Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, а планирую и дальше развивать способности своих воспитанников. А именно: создать театральную группу и показывать небольшие спектакли в детском саду.

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Развитие речи детей через театрализованную деятельность Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Развитие речи детей через театрализованную деятельность Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Источник: https://multiurok.ru/files/opyt-raboty-po-teme-razvitie-rechi-cherez-teatrali.html

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк.

Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

  • Односложная, состоящая из простых предложений;
  • Бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • Замусоривание речи сленговыми словами;
  • Бедная диалогическая речь;
  • Неспособность построить монолог;
  • Отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей.

Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В основу моей работы легли методики А.М. Бородич «Методика развития речи», М.М.

Алексеевой, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логиновой «Развитие связной речи». Опираюсь на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».

В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

 

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену. Эту проблему я решила, оборудовав в группе «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи «У кого похожая картинка?», «Подбираем рифму», «Загадки-описание» и т.д.

– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

– В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Добиться систематичности в моей работе помогают технологические карты, которые включают в себя игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты.

Также добиться положительных результатов позволил реализованный мною проект «Сказка как источник творчества детей», цель которого направленна на развитие речи детей дошкольного возраста.

Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет.

Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Следующий этап моей работы – творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?».

Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.

Используя в своей работе метод сказкотерапия, развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности.

Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях.

Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».

Своеобразная школа элементарных основ актёрского мастерства – театральные этюды. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников.

В игре «Вот так поза», дети учатся наблюдать, развивают логическое мышление, обыгрывая этюд, передают выразительные движения, выражение радости. После драматизации сказок провожу обсуждение, задаю вопросы: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? И т.д.

Отражение эмоционального отношения к произошедшим событиям дети передают через рисование, составление рассказов.

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей.

Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.

Читайте также:  Пространственные представления у дошкольников: особенности развития

Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности.

На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты.

В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки, а в пятницу во второй половине дня «час театра». Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи.

Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей», который состоял из трёх занятий:

  1. «Театр кукол и игрушек в детском саду» – лекция-дисскусия;
  2. «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» – мастер- класс;
  3. «Сказки, сказки, сказки…» – занятие-практикум.
  4.  
  5. Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не только теоретические знания, но и закрепить их на практике. В ходе работы с родителями были предложены беседы:
  6. «Роль родителей в развитии речи ребёнка»;
  7. «Я маленький актёр»;
  8. «Кукольные театры для дошкольников своими руками».
  9. Познакомиться с положительным опытом семейного воспитания по развитию речи, получить рекомендации по работе с детьми в данном направлении, родители могли на родительском собрании «Театр в жизни ребёнка», а также на страницах газеты «Вести из родничка».

В результате проведённой работы её необходимость отметили 70% (на начало года 35%).

Родители стали более компетентны в этом вопросе, они предлагают мне свою помощь в подготовке к спектаклям, некоторые родители отметили, что дети дома разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры персонажей.

Данную работу проводила в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам «Репка», «Теремок».

Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество. Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 

Источник: http://io.nios.ru/articles2/66/10/razvitie-rechi-detey-cherez-teatralizovannuyu-deyatelnost

Развитие речи детей через театральную деятельность

Развитие речи через театральную деятельность

Для развития детей раннего дошкольного возраста существует несколько способов развития речи. Одним из этих способов является способ развития речи через театрализованную игру.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры.

Театрализованные игры имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. В чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей.

В сюжет, возможно, вносить изменения, новые сюжетные линии, новых героев, менять концовку.

Какие же существуют виды театрализованных игр? В одних дети представляю спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действую как режиссер; разыгрывают литературное произведение, героев которых изображают с помощью игрушек, озвучивая их роль.

Спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскими фигурами или так называемые стендовые театрализованные игры. В последнем дети на фланелеграфе, магнитной доске или экране, с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др.

Наиболее распространенным видом стеновых игр является теневой театр.

Так же часто дети выступают как актеры-кукловоды. В такой игре используются два рода кукол с разным устройством и разной техникой вождения. В наши дни чаще используются куклы типа русской театральной игрушки – петрушка (бибабо).

У этих игрушек перчаточный принцип устройства: кукла полая внутри надевается на руку. Спектакль показывается из-за ширмы; кукловод держит куклу над головой, поэтому они имеют еще название – верховые. Так же сейчас используют марионеток.

Их водят по сцене, дергая за нитки или веревочки, закрепленные на планках.

Оба способа вождения кукол достаточно сложны даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движения и речь персонажей совпадали [14].

  • Какое же значение имеет театрализованная деятельность?
  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
  • совершенствует артикуляционный аппарат;
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
  • дети получают эмоциональный подъём;
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
  • позволяет формировать опыт социального поведения;
  • стимулирует активную речь.
  • Для достижения максимального эффекта от театрализованных занятий педагог должен выполнить ряд задач:
  • анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
  • разработка программы;
  • определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
  • создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
  • выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
  • приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
  • Для детей также ставятся задачи:
  • воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
  • воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;
  • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
  • совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Рассмотрим методы и приемы для создания театрализованной игры.

Сюда можно отнести моделирование, ситуацию «проживания», ассоциации, проведение аналогий, музыкотерапию, знаковую систему обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения), коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание), просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей, словесное рисование и пр.

  1. Занятия должны содержать следующие элементы:
  2. пластические и мимические этюды;
  3. загадки и скороговорки;
  4. артикуляционная гимнастика;
  5. подвижные игры, игры со словами и без слов;
  6. упражнения на воображение;
  7. упражнения на расширение словарного запаса;
  8. тренировка интонации;
  9. формирование разговорной речи;
  10. тренировка речевого дыхания;
  11. обыгрывание эпизодов, инсценирование сказок, стихов и пр.
  12. показ театрализованных представлений [17].
  13. Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:

учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Обращаться к потешкам, шуткам, стихотворениям, в том числе к тем, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? – Был, — Шил сапожки? – Шил»)

воспитывать у детей интерес к театральной деятельности. Создавать ситуации, когда персонажи театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки.

Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи.

Воспитатель, вовлекая детей в разыгрывание знакомых сказок, применяя различные виды театра, используя элементы костюмов, атрибутов, вызывает у малышей большой интерес играть в сказку.

уделять серьезное внимание подбору литературных произведений.

Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характерами. Более всего сюда подходят сказки.

Их легко обыграть, т.к. они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций.

Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей. Главный акцент должен делаться не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.

О приемах педагогического руководства театрализованными играми имеется много рекомендаций в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Так, например, Жуковская советует педагогу преподнести детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Для обогащения детей художественными средствами передачи образа необходимо ставить этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц – лубяную.

В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные угадывают, какое произведение представлено.

Также можно ставить этюды по фрагментам музыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности.

Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно – творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения.

Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтом хорошо, если есть возможность запечатлеть ее с помощью фото или видеокамеры.

Просматривая снимки и видео, дети обмениваются мнениями и впечатлениями, что также положительно сказывается на развитии речи.

Итак, основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Только в этом случает можно добиться успеха [14].

Читайте также:  Социальное развитие детей дошкольного возраста: формирование личностной и эмоциональной составляющей дошкольника

Источник: https://morozova-ds5lmr.edumsko.ru/articles/post/810532

"Развитие речи детей через театрализованную деятельность в средней группе"

Банных Ирина Владимировна, Воспитатель Челябинская обл. г.Касли

Цель создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Задачи — определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников — выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию — приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

— совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности — совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга — разработать план работы по развитию речи детей.

Посмотреть публикацию Скачать свидетельство о публикации Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru

Проект : «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Актуальность данного проекта являетя развитие речи детей, через театральную деятельность. Ведущая деятельность дошкольников – игровая.

Для достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей нужно уделить особое внимание театрализации сказок.

В сказках поступки героев и взаимоотношения построены таким образом, что ребёнок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: лиса – хитрая, волк – злой и т.д.

     Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребёнка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.

     Работа над театрализации сказки способствует развитию всех познавательных процессов. Заучивание слов сказки – это развитие памяти, расширение словарного запаса, автоматизация звукопроизношения, развитие выразительности речи.

     Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Ребёнок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх.

  • Цель:  создать условия для развития речи детей через творческую активность
  • в театрализованной деятельности.
  • Задачи:
  • — определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
  • — выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
  • — приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
  • — совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
  • — совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
  • — разработать план работы по развитию речи детей.
  • Участники проекта :
  • — Дети.
  • — Воспитатели.
  • — Родители.
  • Вид поекта: долгосрочный
  • Срок реализаций: с сентября по май
  • Формы подведения итогов:
  • — Детский спектакль в конце учебного года.
  • — Выступление на праздниках с изученным материалом.
  • — Открытые мероприятия для родителей.
  • Тематический план .
  • Октябрь.
Тема Цель Формы проведения
Изменю себя догадайтесь, кто же я? Познакомить детей с театром, его видами, активизировать словарь детей. Беседа с детьми, ряженье в костюмы. Имитационные этюды.
Пойми меня. Учить передавать характерные движения животных, предметов. Отгадывание загадок, беседа, игровые упражнения.
Одну простую сказку хотим мы рассказать. Познакомить детей со сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию. Слушанье сказки с использованием кукольного театра; вопросы по содержанию, обсуждение характерных особенностей персонажей.
Игровой урок « Повтори с тобой стишок». Обратить внимание на интонационную выразительность речи; упражнять в проговаривании слов ; развивать коммуникативные способности. Беседа, чтение стихов.
Сказка « Под зонтом» Совершенствовать умение передавать характерные движения животных, формировать выразительность речи. Создание игровой мотивации; ведение диалога с детьми в процессе рассказа сказки

Итог: праздник « Ходит осень по дорожке» Цель: Совершенствовать умение передавать характерные движения животных, прививать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, детьми детского сада ; формировать выразительность речи.

Ноябрь.

Тема Цель Формы проведения
«Постучимся в теремок» Активизировать внимание детей при рассказывании сказки; вызывать положительное эмоциональное настроение; учить отвечать на вопросы по содержанию полным ответом. Рассказывание сказки с показом кукольного театра, рассматривание иллюстрации к сказке.
«Учимся говорить по разному» Привлечь детей к хоровым и индивидуальным ответам в диалогах между героями;учить передавать движения и жесты помогающие отразить характерные особенности животных. Отгадывание загадок с изображением их героев, показ этюдов на выразительною передачу образов животных,показ и рассказывание сказки педагогом (с помощью детей).
« Косолапый приходил- теремок наш развалил» Создание игровой мотивации,ведение диалога детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Теремок»; упражнять в ведении диалога между героями, помогая голосом передать характерные особенности каждого (диалоги могут повторяться для того, чтобы поупражнялись все дети). Использование настольного театра
« Лучшие друзья» Закрепить умение передавать характерные особенность каждого животного; формировать выразительность интонационной речи, диалога, Рассматривание костюмов и ряженье;Подготовка к драматизаций сказки 

Итог: Драматизация сказки «Теремок»

Декабрь.

Тема Цель Формы проведения
Игровой урок Учить выражать основные эмоции, создавать этюды на выразительность движении. Проведение игр на выразительность движений , выражение основных эмоций.
«Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»» Познакомить с сказкой Сутеева, беседа по содержанию, учить передавать характерные особенности героев. Чтение сказки, обсуждение по ходу беседы изображение характерных движении героев.
«Только «мяу» где сыскать?» Учит рассказывать сказку по очереди, побуждать выразительно передавать диалоги между героями, изображать героев пантомимическими движениями , голосом. Рассказывание сказки «Кто сказал мяу?», детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра «Угадай кого покажу»
«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?» Побуждать детей в ходе диалогов, голосом и движением выразительно передавать образ героев. Закреплять пантомимические движения, выразительно повторять диалоги животных. Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»Упражнение в интонировании диалогов.
  1. Развивающая среда.
  2. — Для обогащения предметно — развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками» .
  3. — Изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.
  4. — Основная форма организации занятий — игровая деятельность, беседы, инсценировки, драматизации и др.
  5. — На занятиях используются игрушки, элементы костюмов, различные декорации, ширма, муляжи, куклы пальчикового театра,
  6. театр кукол би-ба-бо, музыкальное сопровождение в записи,
  7. настольный театр, шапочки животных для подвижных игр, фланелеграф и др.
  8. Организация работы по развитию речи детей, через театральную деятельность .
  9. На первом этапе проекта проведен мониторинг детей средней группы.
  10. Каждый критерий оценивался:
  11. — высокий уровень — творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

— средний уровень — эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

— низкий уровень — мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.

  • Результаты мониторинга: 25–ти  исследуемых детей показали:
  • — интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек , с низким уровнем — 15 человек , с высоким уровнем детей не выявлено;
  • — умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 11 человек , с низким уровнем – 14человек , с высоким уровнем детей не выявлено;
  • — владение выразительностью речи со средним уровнем – 2 человека (13,3%), с низким уровнем – 23 человек , с высоким уровнем детей не выявлено;
  • — понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -10 человек , с низким уровнем – 14 человек , с высоким уровнем детей не выявлено;
  • — сопереживание героям сказок со средним уровнем — 9 человек , с низким уровнем — 8 человек , с высоким уровнем 2 человек;
  • — вживание в образ со средним уровнем — 4 человека , с низким уровнем – 11 человек , с высоким уровнем детей не выявлено.
  • Проанализировав результаты констатирующего мониторинга, пришли к выводу, что дети проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения.
  • Работа с родителями.
  • Октябрь.
  • — Изготовление памятки: «О роли родителей в развитии речи детей».
  • — Разучивание сказки « Под зонтом».
  • — Изготовление костюмов к сказке.
  • Ноябрь.
  • — Памятка для родителей  «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток».
  • — Изготовление декорации и костюмов к сказке « Теремок».

— Консультация «Что и сколько читать детям пяти лет?».

  1. Декабрь.
  2. -Изготовление памятки: «Развитие речи дошкольников в игре».
  3. — Изготовление масок в театральный уголок.
  4. Январь.
  5. — Консультация в уголке «Играете вместе с детьми».
  6. Февраль.
  7. — Консультация для родителей «Развиваем монологическую речь дошкольника».
  8. — Как устроить домашний театр.
  9. Март.

— Рекомендации на стенде «Речевая гимнастика. Её роль в развитии речи».

  • Апрель.
  • — Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка».
  • Май.
  • — Ответы на вопросы родителей из рубрики «Родительская почта».
  • — Консультация логопеда.
  • — Разучивание сказки.
  • С целью успешной реализации проекта педагогу следует придерживаться следующих рекомендаций:

— Педагогу для работы следует выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей.

Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных). При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объему и нравственному значению.

— При написании сценариев обязательным условием является наличие авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе.

— При распределении ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребенка. Даже если у ребенка есть дефект речи, нужно давать ему хотя бы маленькую роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя.

— Также много и активно нужно работать над техникой речи: это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения, направленные на произнесение гласных, согласных звуков.

— Привлекая детей к театральной деятельности, нужно быть готовыми к кропотливой работе с каждым ребенком, знать его характер, способности.

Источник: http://edu-time.ru/pub/111921

Ссылка на основную публикацию