Развитие зрительного восприятия у дошкольников: особенности, цветовосприятие

Мы живем в ярком, красочном мире, наполненном сотнями цветов и оттенков. Он для нас обычен и привычен, мы редко обращаем внимание на цвет вечерних облаков, игру теней в кронах деревьев или сочную зелень молодой травы.

А ведь ребенок только открывает для себя этот мир, роскошное богатство красок, изменчивое, непостоянное и удивительное. Задача взрослых – помочь малышу освоиться в этом многоцветье, научить понимать сущность цвета, чувствовать его красоту.

Роль цвета в развитии ребенка

Психическая деятельность взрослого человека во многом подчинена разуму, регулируется рациональной сферой нашего сознания. А вот ребенок полностью открыт миру, он живет чувственным восприятием.

Именно оно является для него основным, и малыш как губка впитывает все внешние воздействия: свет, звуки, запахи, зрительные образы, тактильные ощущения и, конечно, цвет, который оказывает на развитие ребенка огромное влияние.

Мир ребенка – мир непосредственных, чувственных образов, и цветовые впечатления, пожалуй, самые яркие впечатления детства. Свет и цвет – это одни из первых явлений действительности, на которые обращают внимание дети.

Если реакция на свет, особенно у новорожденного, в значительной степени рефлекторна, то выделение цвета требует сосредоточенности и возникновения чувства интереса.

За яркую игрушку или занавеску малыш словно цепляется взглядом.

Цвет и развитие сенсорно-чувственной сферы

Цвет – это тот же свет, только разной длины волны. Отражаясь от предметов, он попадает на сетчатку глаза, вызывает нервный импульс, который рождает в зрительном отделе головного мозга цветовой образ. И развитие зрительного восприятия малыша во многом связано с его цветовым окружением. Ведь цвет новорожденный начинает различать раньше, чем узнавать форму предметов.

Как показали исследования, младенцы первыми начинают видеть цвета теплой части спектра:

  • красный,
  • оранжевый,
  • желтый.

И именно они оказывают наибольшее позитивное воздействие на формирование детской психики. Известный исследователь психологии цвета Б. А. Базыма назвал эти оттенки цветовыми витаминами, необходимыми для развития малышей.

Не менее важны и другие цвета:

  • успокаивающий зеленый;
  • прохладный голубой;
  • нежный и теплый бежевый.

А вот темные оттенки дети не любят, и их воздействие может носить негативный характер.

Влияние цветового окружения на детей настолько велико, что длительный недостаток «разноцветных витаминов» может привести к проблемам в развитии и состоянии детского организма в целом:

  • ухудшается общее самочувствие;
  • появляется тревожность, раздражительность, капризность;
  • возникает задержка психического развития;
  • снижается общая активность.

В отличие от взрослых, детей не раздражают яркие краски, они стимулируют их физическую и умственную активность, благотворно влияют на настроение и реакцию на окружающее.

Цвет и эмоции детей

Развитие зрительного восприятия у дошкольников: особенности, цветовосприятие

Сильнее всего цвет оказывает влияние на эмоциональную сферу. Это замечают даже взрослые, не говоря уже о детях. У малышей неустойчивая нервная система, они еще пока не умеют управлять своими чувствами и чутко реагируют на все происходящее вокруг них. Контролировать с помощью волевых усилий свои эмоции они тоже пока не могут – плохо у них развита волевая сфера. Это не недостаток, а объективный факт, особенность их возраста, с которой взрослому нужно считаться.

Вот как раз цветовое окружение детей во многом и выступает как регулятор их эмоционального состояния. Правда, с точки зрения эмоциональной, цветовосприятие детей отличается от взрослого. То, что красный и оранжевый возбуждают, а синий и фиолетовый успокаивают – общеизвестный факт. Но если говорить о детях, то здесь все не так просто.

Особенности цветового воздействия, характерные для взрослых, нельзя механически переносить на детей.

  • Например, в некоторых популярных изданиях или на сайтах интернета можно встретить советы оформлять детские комнаты чрезмерно возбудимых, гиперактивных детей в холодных сине-голубых тонах. Однако психологи, серьезно занимающиеся вопросами воздействия цвета на детей, не рекомендуют злоупотреблять в окружении малышей такими цветами, как синий и фиолетовый. Ведь они угнетают их чувствительную нервную систему и даже могут привести к депрессии.
  • А вот красный и оранжевый, возбуждающе действующие на взрослых, детей часто успокаивают, несут ощущение тепла и уюта.

Как считает ведущий специалист в области психологии цвета Б. А. Базыма, нервная система здорового ребенка «объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (красный, оранжевый и желтый цвета); яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может».

Цвет и интеллектуальная деятельность детей

Цвет влияет не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу малышей. Это влияние связано с двумя факторами:

  • Во-первых, есть оттенки, которые связаны с интеллектуальной деятельностью и взрослого человека и стимулируют ее даже на психофизиологическом уровне. К этим цветам относится зеленый, синий и фиолетовый. Детям они тоже необходимы, но в виде более мягких, светлых, нежных, «разбелённых» оттенков: желто-зеленого, салатового, светло-изумрудного, нежно-голубого, светло-сиреневого.
  • Во-вторых, цвет настолько привлекает внимание малышей, что стимулирует все их познавательные процессы. Развитие образного мышления и воображения, памяти, способности сравнивать и анализировать трудно представить вне цветового восприятия ребенка. Какого цвета апельсин, а какого цвета яблоко? Почему летом листочки зеленые, а осенью оранжевые и желтые? Зеленая лягушка прячется под зеленым листочком, а белого зайку незаметно зимой на снегу. Все познание окружающего мира, его связей, взаимозависимостей идет в тесном контакте с цветовосприятием. Именно цвет делает это познание предметным, живым, реалистичным.

Поэтому в детские развивающие игры рекомендуется включать упражнения по цветовосприятию. И поэтому так важно постепенное формирование у детей правильного представления о цветах.

Особенности развития детского цветовосприятия

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми и хорошо развитыми, поэтому родители нередко беспокоятся, когда их малыши плохо различают цвета, не знают их названия, не могут сказать, какого цвета тот или иной предмет. Эта тревога понятна, но часто бывает необоснованной, потому что развитие восприятия цвета у ребенка носит постепенный характер.

От рождения до 3 лет

Это очень ответственный возраст не только в плане физического развития, но и в плане познания малышами окружающего мира. Мозг такого крохи получает и перерабатывают огромную массу разнообразной информации. Есть такая точка зрения: если все знания, весь опыт, накопленный человеком в течение жизни, разделить на два, то половина придется как раз на первые три года жизни.

В первые месяцы жизни восприятие младенца еще очень несовершенно. Например, зрительное восприятие формируется постепенно в течение 6–8 месяцев. Это связано не с несовершенством органов зрения, а со способностью мозга анализировать образы. И в развитии этой способности огромную роль играет разнообразное окружение ребенка, в том числе цветовое:

  • яркие игрушки;
  • погремушки;
  • красочные обои на стенах детской комнаты;
  • занавески;
  • одежда.

Все это привлекает взгляд крохи, заставляет его сосредотачиваться, рассматривать, развивать свое зрительное восприятие.

Однако до 3 лет малыш еще не использует свое зрение в полную силу, цвет привлекает его внимание, но не связан с предметами, которые ребенок различает по форме, а не по окраске. Да и видит кроха пока немного цветов, преимущественно оттенки желтого, оранжевого и красного. А другие цвета он научится выделять из многоцветья мира только к 5 годам.

3–4 года

Это возраст активных игр, в которых малыш осваивает предметный мир. Именно в этом возрасте цвет становится важной характеристикой вещей и частью представлений о мире. Правда, пока для ребенка яркость оттенка важнее реалистичности. Вот и появляются на детских рисунках красные лошадки, зеленые собачки, голубые киски. Ведь коричневые, серые и черные цвета такие скучные!

Однако именно в этом возрасте должны закладываться правильные представления о цветовой гамме объектов. Потому что это важный период формирования сенсорных эталонов — выработанные человечеством устойчивые представления о характеристиках и свойствах вещей и явлений. Это имеет отношение и к цветам.

К 3–4 годам ребенок способен различать 5–6 цветов и начинает обращать внимание на цветовые характеристики объектов.

Поэтому «неправильную» окраску объектов на своем рисунке может объяснять очень оригинально, с фантазией: зеленая лошадка такая, потому что валялась в травке, а голубая пила водичку; розовая киска, потому что она хочет быть красивой, а оранжевый зайчик, потому что белого на листочке бумаги не видно.

В этом возрасте малыши интересуются цветом игрушек («Не хочу зеленую машину, а хочу красную!»), с удовольствием рассматривают цветные картинки в книжках, радуются яркой одежде. А разрисовывая фломастерами стены или свои ручки и ножки, дети искренне хотят, чтобы вокруг было все красиво.

Хорошо различая цвета, дети тем не менее могут путать их названия, особенно если это касается похожих цветов, например, красного и оранжевого или желтого и оранжевого. Да и в самих цветах, бывает, путаются.

Так, для большинства детей младшего дошкольного возраста красный и оранжевый – это один цвет. А темно-синий и голубой – совершенно разные. Первый воспринимается как темный, не вызывает положительных эмоций и редко используется в рисовании.

А вот голубой оценивается как светлый и позитивный, хоть по популярности, несомненно, проигрывает красному и желтому.

У некоторых детей до 5 лет возникают сложности с запоминанием цветов. До трех лет малыши часто не связывают название цвета с ним самим. И красным могут назвать синий или зеленый мячик.

Да и нередко слово «красный» для малышей становится синонимом «красивый», а то и вообще «приятный», «хороший». Устойчивой связи между названиями цветов и конкретным цветом еще не образовалось.

Но это временное явление.

5–7 лет

К 5–6 годам познавательная сфера ребенка уже достаточно развита, он много знает, умеет анализировать информацию, сравнивать, делать выводы. Недаром детей этого возраста называют маленькими мыслителями и фантазерами.

Неистощимая любознательность ребятишек проявляется во всем, в том числе и в желании знать цвет предметов, причины его изменения, особенности смешивания цветов.

Так, дети приходят в восторг от открытия, что смешав голубую краску и желтую, они получают зеленую.

Кроме основных цветов, ребенок 6–7 лет различает множество оттенков и стремится знать их названия. Ведь процесс познания тесно связан с речевой деятельностью.

Наряду с познавательной, цвет начинает выполнять в этом возрасте и функцию эстетическую. Он становится важной частью представлений о красоте окружающего мира. Это заметно и в рисунках детей, и в выборе одежды, и в речи. Ребенок старается также выйти за рамки цветовых стереотипов и с огромным удовольствием изобретает собственные цвета, смешивая краски.

Наш мир удивителен и ярок именно многообразием цветов и оттенков. Умение видеть это многообразие не только наполнит жизнь ребенка красками, но и будет способствовать развитию его восприятия, интеллекта и творческих способностей.

Упражнения и игры по развитию детского цветовосприятия

Развитие зрительного восприятия у дошкольников: особенности, цветовосприятие

Развитие восприятия вообще и цвета, в частности – это естественный процесс. Однако его целенаправленная организация взрослыми сделает этот процесс не только более эффективным, но и более увлекательным и интересным для малыша. Тем более с цветом связано много ярких, красочных и позитивных явлений в жизни ребенка.

Читайте также:  Зависимость от компьютерных игр у детей: причины формирования и методы противодействия

Каждый ребёнок воспринимает мир по-своему. Поэтому становление и развитие чувства различения цветовых тонов происходит в разнообразных видах деятельности:

  • рисование,
  • конструирование,
  • знакомство с природой,
  • произведения искусства.

Но наиболее эффективным средством в развитии цветовосприятия является игра.

Разноцветные игры

Эффективность детских развивающих игр во многом зависит от степени участия в них взрослых. Это игры, которые требуют взаимодействия, ведь ваш ребенок – социальное существо, и контакт с вами — лучший стимул для его развития. А многие игры с цветом предполагают и совместное изготовление «пособий». Подарите своему ребенку радость творчества – творите вместе с ним.

Игра «Разноцветные полянки» (2,5–4 года)

Постелите на пол коврик (салфетку, пеленку или лист цветной бумаги) определенного цвета. Лучше, чтобы это был чистый цвет, без сложных оттенков (красный, зеленый, синий, желтый). Это у вас будет полянка. Попросите малыша найти и принести игрушки соответствующего цвета.

Вначале, возможно, потребуется ваша помощь. Даже не потому, что ребенок не понимает, что от него требуется, а потому, что ему скучно играть одному, и он не чувствует «вкуса» игры. Его нужно увлечь. Можно даже устроить веселое соревнование – кто больше найдет и принесет игрушек нужного цвета. (Разумеется, здесь надо подыграть малышу.) В процессе игры не забывайте называть цвет вещей.

Игра «Цветы и бабочки» (2,5–4 года)

Вырежьте из цветной бумаги красные, синие, желтые и зеленые цветы и приклейте их на белый лист. Попросите малыша назвать цвета. Если ребенок уже хорошо ориентируется в этих четырех цветах, то можно добавить оранжевые и фиолетовые цветы.

Спросите, где растут цветы, и какой краской надо закрасить полянку? Предложите ему нарисовать травку нужным цветом (карандашом или фломастером).

Затем из бумаги тех же цветов вырежьте бабочек. Бабочки у вас прилетели на полянку, и надо посадить их на цветы нужного цвета. Попросите это сделать малыша.

Не забывайте предлагать ребенку называть цвета. Если он затрудняется, не настаивайте, просто называйте сами. Знание цветов придет со временем.

Игра «Что не так?» (3–4 года)

Берем раскраски со знакомыми ребенку предметами и раскрашиваем их неправильно, используя нехарактерные для этих предметов цвета, например, огурец – красным, клубничку — синим. Показываем ребенку и спрашиваем, правильно ли все нарисовано? Что не так? Как должно быть?

Игра «Цвета природы» (4–6 лет)

В эту игру можно играть и дома, и на прогулке. Она очень разнообразна, поэтому вы и сами можете придумывать новые вариации этой игры. Вот два примера.

  1. Упражнение «Какого цвета мир зимой (летом)».

Попросите ребенка вспомнить или просто заглянуть в окно и сказать, какой цвет главный зимой. Он, несомненно, назовет белый, но вы попросите присмотреться внимательнее (заодно и сами посмотрите).

И, конечно, вы заметите на белом снегу голубые, сиреневые, серые тени, и коричневые стволы деревьев, и синее или жемчужно-синее небо, и еще много-много разных оттенков.

Такое же упражнение можно провести и летом, и весной, и осенью.

  1. Упражнение «Какой цвет в огороде растет?»

А правда, какой? Дети с удовольствием вспоминают «огородные» цвета: зеленый огурец, оранжевая морковь, желтая дыня, фиолетовая слива и т. д.

Можно еще придумать массу таких игр-упражнений, ориентируясь на интересы и увлечения своих детей. Например, с девочкой играть в оттенки цветочков, а с мальчиком в цвета автомобилей.

Но играя с ребенком, помните, что любые игры только тогда будут ему полезны и интересны, когда и вы сами в них играете с интересом и увлечением. Наши дети очень эмоционально чувствительны, и мы своими эмоциями их подпитываем, настраиваем на деятельность, учебу, творчество.

Источник: https://psychologist.tips/124-osobennosti-vospriyatiya-tsveta-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-neobhodimost-razvitiya-detskogo-tsvetovospriyatiya.html

Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения



С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация. И дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности.

Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

В три года дети знают название двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Часто малонасыщенные цвета дети называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. Это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, т. к. психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего станут неврозы.

Дошкольники, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый — трава, елочка; желтый — солнышко, цыпленок; синий — море, и т. п. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное — использование естественных форм.

Восприятие цвета отличаются от восприятия форм и размера прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно УВИДЕТЬ. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость.

На этом этапе можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдца такого цвета»; Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. п.

В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли до нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования. Интересные рекомендации по цветолечению детей даны в книге Т. Г. Глушанок и Л. Н. Волковой «Тайны здоровья ребенка».

  • Возможности ребенка младшего дошкольного возраста по цветовосприятию ицветоразличению:
  • ‒ Различение и называние основных цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый), коричневый, черный;
  • ‒ Соотнесение предметов по признаку цвета;
  • ‒ Нахождение в окружающем пространстве заданный цвет или оттенок (светлый, темный);
  • Возможности ребенка старшего дошкольного возраста по цветовосприятию ицветоразличению:
  • ‒ Называние основных цветов и их оттенков по насыщенности и светлоте;
  • ‒ Различение контрастных и смежных цветов;
  • ‒ Соотнесение цвета, как признака предметов и явлений окружающего мира;
  • ‒ Нахождение предметов заданного цвета и оттенка в окружающем пространстве;
  • ‒ Различение цвета одного или нескольких движущихся объектов.
  • Знакомство с цветом стимулирует работу зрительного анализатора, активизирует зрительные реакции на цветовой раздражитель, способствует зрительному анализу и синтезу предметов, обогатит ребенка зрительными впечатлениями, подарит яркие образы, помогут в воспитании художественного вкуса [1].
  • Игры, способствующие развитию цветовосприятия ицветоразличения:
  • «Подбери по цвету»;
  • «Назови все предметы в окружающем пространстве данного цвета»;
  • «Цветик-семицветик»;
  • «Радуга»»
  • «Назови оттенки одного цвета»»
  • «Выложи цветовые дорожки по образцу»;
  • «Разноцветные бусы»;
  • «Определи холодные и теплые цвета и оттенки»;
  • «Найди контрастные и смежные цвета»
  • «Сортировка предметов по цвету»
  • «Подбери цвета всех времен года»
  • ‒ «Какого цвета не стало?»
  • «Какой цвет лишний?»

«Одень куклу в одежды одного тона» и т. д.

Большинство отечественных ученых выделяют форму как наиболее информативный признак при восприятии объекта. Проведенное изучение особенностей развития представлений о форме у детей с косоглазием и амблиопией показало, что даже на пятом году жизни у них не сформированы действия сличения и различения, а также соотнесение формы геометрических фигур с формой реальных предметов и их изображений.

Тактильно-зрительный способ обследования предметов окружающего мира является наиболее активной формой зрительного восприятия, который дает возможность успешно анализировать форму предметов и сопоставлять ее с геометрическими эталонами. Наряду с этим способом включается в процесс зрительного восприятия тактильно-двигательный и зрительно-двигательный способы обследования.

Совокупность этих трех способов предметного обследования дает ребенку возможность наиболее полного восприятия формы.

Получив результаты обследования, можно приступить к решению следующих задач:

  1. Закреплять знания детей о формах, их элементах признаках и свойствах;
  2. Упражнять в умении видеть формы геометрических фигур в окружающих предметах;
  3. Упражнять в различении и группировки геометрических фигур;
  4. Учить соотносить объемные фигуры с их изображением на плоскости и наоборот;
  5. Учить конструировать из одних геометрических фигур другие.

Формирование представлений о форме у детей с нарушением зрения — длительный процесс. Поэтому знакомство и освоение различных форм проходит в несколько этапов:

На первомдети знакомятся с кругом. квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником, ромбом, многоугольником.

В процессе зрительно-осязательного обследования они учатся выделять признаки этих фигур и словесно их обозначать.

С этой целью проводятся такие дидактические игры, как «Чудесный мешочек», «найди фигуру по описанию», «Дорисуй фигуру», Выложи фигуру из палочек» и т. д. Дети комментируют свои действия и доказывают правильность выбора.

Затем задаются параметры фигуры (цвет, форма, величина), по которым дети находят и описывают ее (например, большой белый квадрат и т. п.) [2].

Знакомство с формой лучше начинать не с объемной, а с плоскостной фигуры. Они являются более обобщенными по сравнению с объемными.

Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки.

Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и других) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Когда дети усвоят признаки геометрических фигур надо начинать учить их соотносить с формой реальных предметов и их изображений. Предлагаются игры, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке и в окружающей обстановке: «Заколдованные овощи и фрукты», «Что бывает круглое (квадратное, треугольное и т. п.) и т. д.

На завершающей стадии детям предлагаются следующие игры и упражнения: «Какая фигура лишняя», «Зрительный (слуховой) диктант», «Сравни фигуры», «Продолжи цепочку», «Нарисуй недостающую фигуру».

На втором этапе у дошкольников формируют умения зрительно находить в реальных предметах знакомые геометрические формы. Важно научить детей давать подробные словесные описания каждой части сложной формы, а также узнавать их по словесному описанию. Это осуществляется в следующих дидактических играх: «Геометрическая мозаика», «Разрезные картинки», «Сложи узор (Б. Н. Никитин).

На третьем этапе детей 6–7 лет надо знакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом, конусом, цилиндром и т. д.

В это время дошкольники учатся находить и называть элементы многогранника (вершина, основание, грань), соотносить объемные геометрические тела с их изображениями на плоскости, расчленять сложные предметы на составляющие их формы (например, у неваляшки части тела — шары разной величины).

Читайте также:  Как помочь ребенку стать уверенным в себе: подходы в воспитании

Рекомендуется проводить такие игры, как «Фотограф», «Подбери тень к фигуре», «Подбери и расставь предметы по схеме», «Их каких объемных тел состоит предмет» [3].

На четвертом этапе формируются навыки зрительного анализа, умение видоизменять и расчленять геометрические фигуры, конструировать из одних фигур другие. Особое место в это время занимают «Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо» и др. Игры интересны детям, т. к. их увлекает результат.

Обучающая и коррекционно-развивающая направленность игр и заданий обеспечивает освоение программы в разделе «Форма», положительную динамику развития психических процессов ребенка, высокий уровень готовности к обучению в школе.

Все предметы окружающего мира неодинаковы. Одни отличаются друг от друга по высоте, другие — по длине, третьи — по ширине или по всем трем признакам сразу. И поскольку величина — относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер.

Система мер сознательно устанавливаться людьми, причем за основу может быть принята любая произвольная единица. Но в области восприятия мы не всегда пользуемся метрической системой. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов.

Так, большая собака — это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона.

Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.

Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее — с их разновидностями.

Важно, чтобы взрослый, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти, например, «Построй пирамидку», «Собери снеговика», «Построй лесенку», Выложи последовательно от большого к малому и наоборот», «Расставь по росту людей (животных), «Подбери лыжникам палки и лыжи по величине» и т. д.

Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета — длины, ширины, высоты.

Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям.

При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Литература:

  1. Григорьева Л. П., Блинникова И. В., Бернадская М. Э., Солнцева О. Г. Развитие восприятия ребенка. // Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: «Школа-Пресс», 2001.
  2. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. — М., 1985.
  3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, ребенок, фигура, предмет, окружающий мир, окружающее пространство, развитие цветовосприятия, Какой цвет, зрительный анализ, зрительное восприятие.

Источник: https://moluch.ru/archive/212/51871/

Статья по теме: Развитие зрительного восприятия у дошкольников. | Социальная сеть работников образования

  • Развитие зрительного восприятия у детей дошкоьного возраста.
  • Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
  • К старшему дошкольному возрасту дети должны:
  • хорошо различать цвет и форму предмета;
  • узнавать в предметах геометрические фигуры, соотносить признак со словом;
  • по силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его величину, форму, удаленность;
  • использовать многообразные обозначения пространственных отношений («надо спуститься вниз, дойти до угла и т.д.);
  • ориентироваться во времени суток, оценивать разный промежуток времени (неделя, месяц и т.д.);
  • устанавливать простейшие связи между пространством, временем, количеством — благодаря этому ребенок учится воспринимать картину.

Своевременное формирование зрительного и слухового восприятия играет огромную роль в овладении ребенком письма, чтения, счета, тем самым предопределяет успешное обучение ребенка в школе.

Развивающие упражнения на восприятие:

1. Упражнение на развитие фонематического различения (эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам).

        Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Обязательно нужно проверить знает ли ребенок эти предметы. Затем взрослый произносит какое-либо слово и просит ребенка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука.

2. Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур.

        Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Взрослый просит назвать фигуры, которые знает ребенок. Затем ребенку предлагается нарисовать фигуры, которые назовёт взрослый (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.)

3. Упражнение на развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуры».

        Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Предлагается ребенку их дорисовать.

4. Упражнение на развитие цветоразличения.

        Ребенку показывают карточки разного цвета (фломастеры, карандаши), предлагается назвать основные, оттеночные цвета.

5. Упражнение на развитие длительности временного интервала.

        Ребенку показывают часы с секундной стрелкой, чтобы он смог проследить движение стрелки по кругу, чтобы понять, что такое 1 минута. Затем просят ребенка отвернуться и посидеть тихо в течение 1 минуты. Когда минута, по его мнению, пройдет, он должен сообщить об этом (ребенок не должен видеть часы). Далее ребенку предлагают три задания, каждое за 1 минуту:

  1. — разрезать бумагу ножницами на полоски,
  2. — нарисовать какие-нибудь фигуры,
  3. — переложить палочки из одной коробочки в другую.
  4. Каждый раз нужно давать команду к началу действия, а ребенок сам должен прекратить выполнение, как только, по его мнению, минута пройдет.

6. Упражнение на развитие представлений о частях суток.

        Ребенку показывают картинки, где изображено каждое время суток (утро, день, вечер, ночь). Затем ребенку задают вопросы: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад?» И т.д. После этого ребенка просят показать времена суток на картинках, разложить последовательно. Предлагается рассказать подробнее, что делает ребенок в каждую часть суток.

7. Упражнения на развитие пространственных представлений.

        Оборудование: 5 небольших игрушех; картинка с изображением 9 предметов, расположенных столбиком по три; лист бумаги в клеточку, карандаш.

Ребенку предлагается выполнить несколько заданий:

  • Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо;
  • На столе перед ребенком располагают игрушки следующим образом: в центре-мишка, справа-уточка, слева-заяц, впереди-кукла, сзади-лиса, и просят ответить на вопросы о расположенииигрушек: «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой?»
  • Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: «Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом левом углу и т. д.?»
  • Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре -круг, слева-квадрат, над треугольником два маленьких кружка и т. д. Задание ребенок выполняет последовательно.

8. Упражнение на развитие пространственных представлений: «Точки».

  • Ребенку дают карандаш и рисунок на котором поставлены точки (пять рядов, по пять точек на расстоянии 5мм). Предлагается соединить точки таким образом, чтобы получились квадраты: самый большой и самый маленький.
  • Соединить точки так чтобы получились разные дорожки.

«Саша может дойти до школы из своего дома разными путями, но обязательно каждый путь должен соединяться точками. Нарисуй все возможные пути, покажи самый короткий путь, и самый длинный, и самый интересный».

  • «Соедини точки так, чтобы получилось 8 одинаковых треугольников». При этом нужно обязательно использовать все точки.

9. Упражнение на развитие наблюдательности.

  • Ребенку предлагается осмотреть комнату и найти предметы, в которых круг, квадрат. Ребенок называет предметы: часы, ваза и т. д. Можно провести игру в соревновательной форме: «Кто больше назовёт таких предметов?»
  • Ребенку предъявляются картинки с наложенным изображением, предлагается назвать предметы, которые он видит.

10. Упражнение на развитие представлений о временах года.

  • Взрослый с ребенком учит стихотворение о временах года:
  • Четверо художников, столько же картин!
  • Белой краской выкрасил всё подряд один.
  • Лес и поле белые, белые луга.

У осин заснеженных ветки, как рога…

  1. У второго — синие небо и ручьи.
  2. В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
  3. На снегу прозрачные льдинки — кружева.
  4. Первые проталинки, первая трава.
  5. На картинке третьего красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная, голубая есть….

  • Лес и поле в зелени, синяя река,
  • Белые пушстые в небе облака.
  • А четвертый золотом расписал сады,
  • Нивы урожайные, спелые плоды.

Всюду бусы-ягоды зреют по лесам….

Кто же те художники?

Догадайся сам.

Ребенку предъявляется 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года.

Например: приметы осени: гроздь рябины; желтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одежде идут с корзинками в лесу; деревья с жёлтыми листьями; убранное поле; астра.

Предлагается рассказать о временах года: «Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? И т.д.» Разложить последовательно картинки. Подобрать признаки к времени года.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2015/04/19/razvitie-zritelnogo-vospriyatiya-u-doshkolnikov

Особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста

Восприятие — процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Восприятие — это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Восприятие — совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, ароматное, круглое, румяное яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.

Воспринимая что-либо, человек имеет в виду знакомое ему и относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом.

Восприятие предмета как сложного объекта требует аналитико-синтетической функции коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей. Для этого предмет должен быть уже знаком человеку, должно быть известно слово, обозначающее этот предмет. Так слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает.

Современная психология рассматривает восприятие не как процесс одновременного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга. Восприятие — это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием (А.В.Запорожец). Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету.

Наблюдая развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые выявляют сложность этой формы чувственного познания действительности.

Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия, продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного познания предметов детьми дошкольного возраста.

Читайте также:  Развитие дивергентного мышления у дошкольников: задания и приемы

При изучении восприятия дошкольников установлено, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно более сильный признак (форма), почему — либо не получит сигнального значения.

По мнению З.М.Богуславской, эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятии ребенком незнакомых предметов. Огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму, если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно.

Исключив «конфликтность» в предложенном детям — дошкольникам задании (или форма или цвет), С.Н.Шабалин показал, что уже дети младшего дошкольного возраста совершенно правильно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно.

В предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная роль принадлежит слову. Однако, у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что подтверждается легким опредмечиванием любой новой, незнакомой ребенку формы.

Так трех, четырехлетние дети, треугольник называют крышей, прямоугольник — окном; пяти, шестилетние дети могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом.

Они говорят, что круг похож на колесо, кубик на кусок мыла, а цилиндр — как будто стакан.

Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах. Они говорят, что дверь — это прямоугольник, колпак лампы — шар. Так форма становится «видимой», она приобретает для ребенка сигнальное значение и обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом.

Практик дошкольной педагогики, Наталья Валентиновна Нищева, говорит о том, что с первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определённой последовательности.

Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

Первое знакомство с красками — значительное событие в жизни ребенка. Сам вид красочных пятен, появляющихся на листочке, кажется чудом. Малыш увлекается, пробуя все цвета подряд, и не замечает, что его рисунок не изображает … ничего. Некоторые взрослые в шутку называют такие рисунки абстрактными.

К пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. Педагог обращает внимание на роль цвета в окружающей жизни. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей.

А о мебели и нарядах Барби и говорить не приходится. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, фиолетово — сиреневый.

А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому и зеленому.

В области восприятия цвета эталонами служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный).

Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов — оттенок.

Хроматические цвета делятся на две группы — теплых и холодных тонов. Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность.

Светлота это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность — степень ее чистоты.

Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу.

Старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение героев своих рисунков.

Обычно дети используют яркую окраску, которая делает рисунок привлекательным.

Важную смысловую функцию несет окраска фона — она способствует передаче настроения, чувств маленького художника.

Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым).

В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и “подражательный”, близкий к реальному, и “неподражательный”. У ребёнка должно быть право выбора.

Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.

  • Дети старшего дошкольного возраста уже могут:
  • · Постепенно вводить цветовые сочетания, начинать лучше с черно — белой гаммы (со временем ребенку самому захочется внести туда какой-нибудь контрастный цвет);
  • · Использовать сочетания ярких цветов, стараться, чтобы цвета были разные по тону;

· Сочетать яркие цвета, чтобы добиться цветовой гармонии. Выбор предпочтительного цвета определяется характером ребенка, зависит также от социального фактора.

Экспериментальное изучение цветовых предпочтений детей дошкольного возраста началось в XIX веке и первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К.В.

Бардина приводятся результаты этих работ, и делается вывод об отсутствии какой — либо закономерности в цветовых предпочтениях детей: «…вообще не существует определенного порядка предпочтения цветов».

[3,249] Мы не можем согласиться с таким выводом.

Экспериментальными работами по цветовым предпочтениям детей занимались следующие зарубежные авторы: У.Ю.Уффельман , У.А.Бине ,М.Шинн, У.А.Габбини ,Р.Мардсен , Ч.Майерс, Е.Вули, В.П.Бражас ,В.Прейер ,К.Валентайн, Р.Степлз, Базыма Б.А., Бардин К.В, Мухина В.С.

Р.Франсе в «Психологии эстетики», а также М.Сент — Джордж и В.Уолтон [58,39] делают вывод о «врожденности цветовых предпочтений детей». По данным зарубежных исследователей, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.

Любовь детей к цветам «активной стороны» проявляется в их рисунках. В работе В.С.Мухиной показано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый».

Предпочтение их настолько выражено, что дети стараются использовать их при рисовании как можно чаще, что, в свою очередь, приводит, с точки зрения взрослого наблюдателя, к нереалистическому изображению (в терминологии В.С.Мухиной «неподражательный цвет»).

Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д. Мрачные, холодные, темные тона используются детьми (особенно до 5 лет) только в тех случаях, когда взрослый просит их нарисовать нечто нелюбимое и неприятное для ребенка.

При этом дети могут давать пояснения типа: «черное — грязное, — некрасивое».

Несмотря на различия методологических подходов и методик исследования тенденция предпочтения детьми ярких и светлых стимулов проявляет себя постоянно [2,стр.122].

Г.Фрилинг и К.Ауэр, изучая цветовые симпатии людей в зависимости от их пола и возраста, выявили, что дети от 4 до 10 лет отдают предпочтения красному, пурпурному, розовому, бирюзовому и отвергают черный, темно — коричневый и серый. Причем в детском возрасте половые различия в цветовых предпочтениях не являются значимыми.

Цветовые предпочтения детей авторы связывают с индивидуальными особенностями.

«Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще не способный к самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании главным образом желтый» [57,стр.88].

От того, как грамотно педагог спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка будет зависеть и результат. Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в рисунке ребенка приходят с опытом, который в значительной мере приобретается в процессе обучения.

Воздействие ярких цветов не раздражает малышей, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.

Основатель Вальдорфской школы педагогики Рудольф Штейнер советовал воспитателям использовать красный цвет для успокоения ребенка 3 — 4 лет [2,стр.123].

Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится — не нравится», «красиво — не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов.

Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Это легко подтвердить цветовыми тестами М. Люшера /известный врач, психолог, социолог.

Разработал «Тест цветовых предпочтений», позволяющий на основе выбора ребенком цветов судить о его эмоциональном состоянии и отношении к происходящему/. Светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными для зрения. Темные — тревожными, несущими опасность.

В процессе взросления ребенок под воздействием современной реальной жизни может изменить свои предпочтения к цветам. Это уже будет приобретенный опыт, что тоже вполне подтверждается тестами Люшера [5;стр.47].

Подобные факты дают нам основание считать, что нервная система здорового ребёнка нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может.

Дошкольник нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша.

При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, так как психика ребёнка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.

Цвета можно сравнивать с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития, и по аналогии с явлениями авитаминоза. Имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно — психической деятельности ребенка [2,стр123].

Дошкольник, по мнению Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.

Таким образом, путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

Даже такой краткий обзор говорит о значении цвета в детских работах и позволяет судить, как важен и сложен мир цвета. Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка.

Источник: https://studbooks.net/2048443/pedagogika/osobennosti_vospriyatiya_tsveta_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta

Ссылка на основную публикацию