Особенности внимания у дошкольников и возможные проблемы

Дети дошкольного возраста, как можно наблюдать, активны, энергичны, предприимчивы, любознательны. Их интересует в буквальном смысле всё, что находится вокруг. Они предпринимают бесчисленные попытки объять необъятное. Попробуйте угнаться за ребёнком или что-то запретить ему. Его настолько распирает внутренняя энергия, что может позавидовать любой взрослый человек.

Если говорить о внимательности дошкольников, то до начала её формирования внимательность у дошкольников в своём роде первобытна и правильно не сформирована.

От ребёнка не спрячешь конфеты – выследит, куда они спрятаны и найдет, ребёнок не пропустит ни одной грязной лужи на улице, не пробежит мимо кошки, не схватив её за хвост.

Но наряду с этим, всё же можно наблюдать, как ребёнок, не заметив, упирается лбом в дверной косяк, не может найти свою игрушку, лежащую на полу перед глазами.

О свойствах внимания

Внимание, как психический процесс, имеет некоторые особенности и характеризуется своими специальными признаками и свойствами, такими как:

  • устойчивость;
  • объём;
  • концентрация;
  • переключаемость;
  • произвольность;
  • избирательность;
  • распределение.

Недостающий объем внимания дошкольников не позволяет ребенку сконцентрировать его на нескольких целях и длительно хранить их в уме.

Несконцентрированные дети постоянно отвлекаются и не могут сфокусироваться на предмете.
При проблемах с избирательностью дети не могут остановить своё внимание на конкретной части задания, которая им действительно необходима для решения.

У тех детей, которые зацикливаются, на одной теме и не могут сразу среагировать при изменении условий задания или самого задания, существуют проблемы с переключаемостью.

У детей также встречается неумение выполнять сразу несколько дел, чаще это бывает у мальчиков. Некоторые из детей не могут сфокусировать внимание на том предмете или задании, о котором просит воспитатель.

Для решения этих проблем должны быть разработаны специальные методы, направленные на всестороннее развитие основных свойств внимания.

Об особенностях внимания как психического процесса

Внимание у старших дошкольников, также как и другие психические процессы, требуют определённого уровня развития, ему отведена своя роль в процессе роста и развитии ребёнка.

Особенности внимания у дошкольников и возможные проблемыМногие дети не могут выполнить до конца предложенное им задание. Сложные задания дошкольник может воспринимать, только если их выполнение сделать поэтапным с тщательным разъяснением правил. Когда ребёнок слышит правила, он делает себе некую установку на выполнение, мысленно либо вслух, проговаривая детали, отмечая какие-то особенности выполнения задания.

Постепенно дети учатся выполнению и более сложных заданий, но не с первого раза. Это даёт возможность детям учиться заострять внимание на чем-то конкретном. В ходе работ у детей вырабатывается специальный алгоритм действий, направленный на запоминание.

Дети проворачивают инструкции по действию в голове множество раз, чтобы не забыть то, что им поручили сделать.

Те дети, которые не только сами справляются с заданиями, но ещё и помогают другим сверстникам, освоили уроки самоконтроля и уже способны развиваться дальше.

Внимание имеет свои специфические особенности и является своеобразным фильтром поступающей в головной мозг многочисленной информации. Не вся информация нужна для человека, а только та, которая будет использоваться для выполнения нужных целей. Если вся полностью информация будет осаживаться в коре головного мозга, то голова переполнится мусором и человек не сможет соображать вообще.

  • Дети не только должны учиться фокусировать своё внимание, но и должны уметь переключаться на другие задания их особенности, должны развивать устойчивость своего внимания.
  • Сформированная устойчивость внимания в детском возрасте поможет будущим первоклассника быть сосредоточенными на уроках.
  • Особенности такого свойства внимания детей-дошкольников в отношении старших дошкольников особенно, чаще всего состоят в более тщательной организации игр и занятий для данного процесса.

Игры в развитии детского внимания

Некоторые игры помогают развить все эти качества.

Всем хорошо известна с детства игра в «Танчики». Эта игра помимо внимания развивает пространственное восприятие и мышление.

  1. [su_box title=»‘Танчики‘» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
  2. Целью игры является формирование внимания дошкольников через концентрацию на определенном месте нахождения фигуры.
  3. Принцип игры и ее особенности заключается в том, чтобы попасть во все фигуры противника.
  4. Берётся двойной тетрадный лист в клеточку.

Играют 2 игрока. На одной стороне листа в любых клеточках рисуется с краю штаб, на поле листа 10 танчиков, размером с 2 клеточки.

  • На втором листе с противоположной стороны всё также, рисуются танчики противника и штаб – в любом месте.
  • Игрок, наблюдая визуально на своём поле должен поставить ручкой точку, свернуть лист и продавить ручкой в месте выбранной точки.
  • Если точка отпечаталась на танке противника, то танк подбит, и он продолжает игру, если промахнулся, игра передаётся противнику.
  • Кто уничтожит штаб и все танчики, тот выиграл.[/su_box]
  • [su_box title=»‘Шахматы‘» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
  • Как известно, игра в шахматы лучший тренинг внимания и мышления старших дошколят, но это для взрослых.
  • Мы можем интерпретировать и взять из этой игры только отдельные элементы, имеющие свои особенности в процессе развития внимания у старших дошкольников, чтобы упростить задачу для детей, сделать игру доступной для дошкольников.
  • Для игры потребуется шахматная доска и фигуры без пешек.
  • Вначале один ребёнок выставляет несколько разных фигур на разных клеточках.
  • Начать можно с трёх фигур.
  • Второй ребёнок запоминает их место расположения и сами фигуры.
  • Затем фигуры соперника закрываются от взора ребёнка.
  • И ребёнок на своём поле должен выставить такие же фигуры и на тех же клеточках в зеркальном порядке.
  • Тот же вариант можно проделать с пуговицами или монетками.
  • [/su_box]
  • [su_box title=»Игра ‘Найди буквы’» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
  • Можно провести игру на внимание у старших дошкольников с буквами, так проверяется его устойчивость.
  • Воспитатель даёт детям листы с текстами и просит детей зачеркивать определённую букву из алфавита.
  • Такой вариант возможен только со старшими дошкольниками.
  • Дети ищут в тексте заданную букву во всех словах, а воспитатель засекает время и по итогам проверяет ошибки.
  • Усложняя задание, воспитатель может попросить зачеркивать по две буквы или буквы стоящие парами, к примеру «ОК», «АЯ».[/su_box]
  • [su_box title=»Игра ‘Пятнашки’» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
  • Особенности развития внимания ребенка в этой игре заключается в том, что предварительно готовится или рисуется квадратная таблица из пятнадцати или более клеточек.
  • В каждую клеточку вразброс ставится цифра.
  • Ребёнок должен по порядку показать цифры – 1, 2, 3 … Более сложный вариант – показать цифры в обратном порядке – 15, 14, 13… [/su_box]
  • [su_box title=»Игра ‘Путаница’» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
  • С детьми можно провести игру «Путаница»
  • Рисуются несколько зверушек, и от них идут кривые, запутанные линии к такому же количеству хижин.
  • Ребёнок должен по линии, которая является дорогой, найти и провести зверушку к своему жилищу.
  • Для мальчиков можно нарисовать транспорт (самолёт, машинка, паровозик) и гараж.
  • Дети должны при помощи пальца, или какого-нибудь предмета распутать линию и найти конечный путь.
  • По мере приобретения навыков, каждый из детей прокладывает дорогу к дому визуально.
  • Кроме этой игры для развития внимания у старших дошкольников можно нарисовать лабиринт с множеством тупиков и одним выходом.
  • Ребёнок из центра лабиринта должен найти выход наружу. [/su_box]
  • [su_box title=»Игра ‘Раскрась бабочку‘» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
  • Берётся картинка бабочки с разноцветными, узорчатыми крыльями.
  • Одно крыло бабочки раскрашено, а второе предлагается раскрасить ребёнку.
  • Предлагается использовать до 12 цветов.
  • Можно таким же образом использовать другую картинку или взять две похожих картинки, чтобы одна из них была уже раскрашена. [/su_box]
  • [su_box title=»Игра ‘Съедобное — несъедобное‘» style=»glass» box_color=»#bf0061″ radius=»10″]
  • В этой игре тренируется функция и особенности переключаемости внимания.
  • Воспитатель называет различные слова, а ребёнок должен внимательно слушать.
  • Если встречается среди слов съедобное, то ребёнок делает хлопок в ладоши.
  • Пример игры: Корова, трава, самолёт, конфета, дерево.
  • На слове конфета ребёнок должен отреагировать и хлопнуть в ладоши.
  • В конечном итоге, при овладении способностью переключения внимания ребёнок реагирует на правильные слова безошибочно. [/su_box]

Особенности внимания у дошкольников и возможные проблемыВ среднем продолжительность занятий с детьми по тренировке внимания не должна превышать пятнадцати, двадцати пяти минут. При усталости или недомоганиях в организме внимание любого человека притупляется, а уж у маленького ребёнка тем более.

Поэтому занятия должны быть интересными, а не изнурительными. Всё бремя обучения детей ложится целиком и полностью на воспитателей дошкольных детских учреждений, а также родителей дошкольников. Это их неотъемлемая роль в жизни ребёнка.

Стоит заметить, что дети, посещающие детский сад, намного образованнее, сообразительнее и внимательнее, чем домашние.

Проблема домашних детей не в том, что они глупее, или им не хватает общения, а в том, что детский сад даёт первоначальные навыки, готовит дошкольников к первому классу.

Во время занятий детям даются не просто знания, а еще и развиваются способности получать и усваивать новые навыки. У тех детей, которые не научились использовать свой потенциал и не развили свои способности своевременно, в годы раннего детства, с первого класса школьные проблемы только начинаются.

Источник: https://podrastu.ru/psikhika/vnimanie-doshkolnikov.html

Синдром рассеянного внимания у детей с ЗПР, нарушением слуха и зрения

Невнимательность ребенка может быть неосознанной в силу детского возраста. Родители должны направлять малыша и указывать, когда нужна сосредоточенность.

Что делать, если у ребенка синдром рассеянного внимания

Ребенок с проблемами концентрации внимания должен пройти коррекционное лечение. Методов много, но обычно используется комплексный подход:

  • Упражнения с психологом. Занятия обязательны, они помогут научить малыша концентрироваться и быть более спокойным.
  • Прием лекарств. Назначают препараты при серьезных нарушениях.
  • Режим дня. Дисциплина поможет бороться с рассеянностью.
  • Общение с родителями. Взрослые должны помогать бороться с синдромом. Простые обязанности по дому для дошкольника помогут лечить рассеянность.

Рассеянность встречается у гиперативных детей

Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

При формировании личности дошкольника внимание задействовано во всех процессах жизни. Начиная с младенчества, малыш овладевает непроизвольным вниманием. С 1 года внимание развивается под руководством взрослых, которые направляют его в нужное русло.

С 5 лет малыш может сам контролировать свое внимание. На него очень сильно влияет эмоциональное и психическое состояние. Усидчивость и сосредоточенность помогут устранить причины плохой памяти.

Важно! Следствием гиперактивности может быть рассеянное внимание.

Возможные причины и симптоматика рассеянности

Рассеиваться внимание может из-за заболеваний, напряженной обстановки дома, проблем с нервной системой. Это может способствовать быстрому утомлению и переключению с одной деятельности на другую.

Для определения, есть ли болезнь, нужно провести исследование или понаблюдать за малышом:

  • Не может усидеть на месте.
  • Меняет род занятий.
  • Нет концентрации при выполнении простых заданий.
  • Забывчивость.
  • Теряет вещи часто.
  • Бросает начатое.
  • На уроках справляется с заданиями позже всех.

Если симптомы постоянно проявляются, то следует задуматься о здоровье чада.

Проблемы диагностики СДВГ

СДВГ – это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Врачи и педагоги имеют мало информации о данном заболевании, поэтому диагностика усложняется. Часто этот диагноз ставят, имея характеристику других заболеваний. Квалифицированные специалисты находятся при институтах, которые занимаются изучением специфики данного заболевания.

Признаки СДВГ у детей

Основными признаками считаются:

  • Импульсивность.
  • Нарушение внимания.
  • Гиперактивность.
  • Недовольство при выполнении заданий, связанных с умственной деятельностью.
  • Забывчивость.
  • Беспокойство.
  • Активность без цели.
  • Болтливость.
  • Ощущение, словно малыш находится на подзарядке энергии.
  • Лезет без очереди.
  • Мешает окружающим.

  Картотека дидактических игр по математике для вторых младших групп

Как диагностируется синдром рассеянного внимания

Диагностировать данное заболевание тяжело, ведь оно сопровождается психологическими расстройствами, неправильным воспитанием. Можно выделить способы диагностики:

  • Анкеты с вопросами для ребенка, родителей и педагогов.
  • Наблюдение.
  • Обследование психологом.
  • Обследование другими врачами для нахождения дополнительных заболеваний.

Диагноз подтвердят, если активность мешает малышу учиться, симптомы были замечены в младшем возрасте и в любом месте пребывания.

Оба родителя должны уделять время ребенку

Главный признак СДВГ — рассеянность и забывчивость

Для правильного развития личности необходима мотивация со стороны родителей. Постоянный контроль человека за своим поведением улучшает уровень концентрации.

Рассеянность и забывчивость – признаки СДВГ. За ребенком можно заметить состояние постоянно «витающего в облаках». Низкая концентрация и переключение внимания с одного занятия на другое являются симптомами заболевания.

Читайте также:  Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста

Неврологические и другие нарушения

Различные нарушения концентрации могут быть следствием проблем со здоровьем:

  • Плохое кровообращение.
  • Остеохондроз.
  • Опухоли, проведенная химиотерапия.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Депрессия.
  • Эпилепсия.
  • Мигрени.
  • Анемия.
  • Бессонница.
  • Плохая наследственность.
  • Нехватка витаминов.
  • Плохой слух или зрение.

Особенности внимания у детей с ЗПР

Особенности внимания у детей с ЗПР описаны в различных трудах, рефератах, курсовых, монографиях и кратких обзорах специалистов. У детей с задержкой развития выделяют:

  • Смена деятельности связанная с частым отдыхом.
  • Таким детям трудно сосредоточится, поэтому интерес к занятию пропадает.
  • Восприятие половины предложенной информации.
  • Не продуманные шаги к цели.
  • Выполнение заданий последовательно, нельзя делать несколько действий.
  • Сложно переключиться с одного объекта на другой.

Малыш не может сосредоточиться

Внимание у детей с нарушением зрения

Имея незначительные проблемы со зрением, можно развивать внимание и не считать себя отсталым. При полной потере или частичной видимости изучение предметов становится затруднительным. Восприятие у таких ребят становится замедленным.

  Развитие логического мышления дошкольников

Родители должны помочь развивать обоняние, слух, вкус. Малыш должен концентрироваться на других свойствах предмета, правильно распределять внимание. Развитие связано с формированием эмоциональных качеств и воли ребенка. Нарушения зрения могут повлечь за собой более позднее развитие внимания.

Для коррекции зрения малышу нужны очки

Особенности внимания у детей с нарушением слуха

Для детей с проблемами слухового аппарата восприятие окружающего мира происходит через видимость. С помощью зрения малыш может читать по губам речь. Такие дети быстрее устают. Им нужно больше времени, чтобы обработать полученную информацию.

Родители должны помогать развивать зрительное восприятие. При обучении используют наглядные пособия. Во время общения не следует проводить дополнительные жестикуляции, они могут утомить малыша.

Внимание у умственно отсталых детей

Дети с проблемами в развитии не могут концентрировать внимание. Они медленно переключаются с одного предмета на другой. Их трудно завлечь упражнениями. Процесс получения информации нарушен, поэтому объемы внимания очень малы.

Обратите внимание! При правильной коррекции можно добиться появления произвольного влияния. Помочь добиться успехов поможет правильно подобранное лечение, специалисты и поддержка родителей.

Что делать родителям невнимательного ребенка

Родители должны обращать больше внимания на своего ребенка. Это поможет выявить проблему на ранних стадиях и быстро устранить ее. Заучивание стихов, песен способствует развитию памяти. Во время занятий обстановка должна быть спокойной, нужно выключить посторонние предметы (телевизор) и заниматься только чадом. Дети чувствуют, когда с ними лукавят, потому отдаваться нужно полностью.

Ребенку нужно давать возможность делать выбор, самостоятельность еще никого не испортила. Развивающие игры, картинки тренируют память.

Какие проблемы провоцирует синдром рассеянного внимания

Если не лечить это заболевание, малыш в коллективе может стать изгоем или предметом шуток и насмешек. Постоянные депрессии и эмоциональная неустойчивость повлекут за собой неврологические заболевания. У ребенка может понизиться самооценка и появятся трудности во время обучения.

Справиться с рассеянностью и невнимательностью помогут родители. Именно они должны увидеть в поведении малыша скрытую проблему и направить все усилия на ее решение.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/rasseannoe-vnimanie

Особенность внимания у дошкольников

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Внимание – проявление избирательной направленности процессов сознания.

При изучении внимания необходимо различать два основных вида: непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание поддерживается независимо от желания человека, рефлекторно. А произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое самим человеком внимание.

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание, т.к. ребёнок не может ещё управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём –либо, в частой смене деятельности.

К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Это легко заметить, наблюдая за тем, как долго ребёнок может не отвлекаясь слушать рассказ взрослого. Ещё в средней группе дс это время было, например, 15 минут, а со старшей уже 20-25.

  • Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость.
  • Объём внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание ребёнка.
  • Концентрация внимания – интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах.
  • Распределение внимания – возможность концентрироваться не на одном, а на двух или большем числе объектов.
  • Переключение внимания означает возможность осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой.
  • Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация.

Говоря об особенностях развития внимания у детей, необходимо отметить, что в раннем детстве внимание носит диффузный, неустойчивый характер. Так ребёнок, видя новую игрушку, выпускает из рук ту, которую он держал. Однако, бывает, что какой – нибудь предмет так привлечёт внимание ребёнка, что он будет выполнять манипуляцию с ним множество раз (например, открывать и закрывать дверь).

Тем не менее, правильным остаётся то положение, что на протяжении всего дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного возраста, ребёнок ещё в очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организаций внимания ребёнка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей, случайного стечения обстоятельств.

Внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объём внимания. Развитие объёма внимания находится в теснейшей связи с общим умственным развитием ребёнка.

Развитие устойчивости детского внимания можно определить по максимальной длительности детских игр.

Таблица 1

Возраст 1 – 2 года 2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5
лет
5 – 6
лет
Наибольшая длительность игр (мин) 21,1 27,0 50,0 83,3 96,0

В этой таблице особенно показателен быстрый рост устойчивости внимания после 3-х лет, в частности, относительно высокий его уровень к 6 годам на грани школьного возраста. Это существенное условие готовности к обучению в школе.

Рост концентрации внимания определяется по количеству отвлечений, которым поддаётся ребёнок за 10 минут игры. В среднем они выразились в цифрах, отображённых в таблице 2.

Таблица 2

Возраст 2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет
Число отвлечений 3,7 2,06 1,6 1,1

Отвлечённость 2- 4 летнего ребёнка в 2-3 раза больше отвлекаемости 4-6 летнего. Вторая половина дошкольного возраста – годы, непосредственно предшествующие началу школьного обучения, дают такой значительный рост и концентрации внимания.

Говоря об возрастных различиях в развитии внимания, нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий, притом весьма значительных.

Развитие внимания детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его воспитания имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.

Основываясь на слабости произвольного внимания у детей дошкольного возраста, ряд педагогов рекомендуют целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием ребёнка и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учёбы.

Постоянно требовать произвольного напряжённого внимания от детей, это самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Однако, строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Каждое, даже самое захватывающее дело включает в себя звенья, которые требуют произвольного усилия.

Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание и 2) содействовать развитию произвольного. Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, окрасить информацию положительными эмоциями.

Таким образом, основной проблемой в процессе обучения детей дошкольного возраста является преобладание непроизвольного внимания над произвольным.

И поскольку процесс внимания тесно связан с памятью и мышлением, то недостаточная сформированность произвольного внимания существенно отражается на результатах обучения.

Однако, произвольное внимание довольно интенсивно развивается, если взрослый оказывает ребёнку помощь.

Для развития внимания ребёнку можно предложить различные игры и упражнения.

1) Упр. «Переплетённые линии»

Предложите ребёнку рисунок, на котором изображены переплетённые линии. Попросите ребёнка проследить за каждой линией от начала и до конца.

2) Упр. «Кто больше»

Детям даётся задание найти в помещении как можно больше предметов одного цвета. Побеждает тот, кто назвал больше.

  1. 3) Упр. «Слушаем тишину»
  2. Детям предлагается закрыть глаза и послушать, что происходит вокруг, какие звуки они услышат.
  3. 4) Упр. «Большой глаз»

Перед ребёнком ставят несколько игрушек и просят запомнить в какой последовательности они стоят. После этого просят его отвернуться и меняют, например, две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, и мы спрашиваем ребёнка о том, что изменилось.

5) Упр. «Найди отличия»

Детям предлагаются картинки из популярных детских журналов или книжек под общим названием «Найди отличия». Пара картинок, имеющих различный сюжет, отличаются малозаметными деталями. Обычно количество этих деталей оговаривается. Например: «Найди семь отличий».

6) Упр. «Прохлопай ритм»

Воспитатель прохлопывает несложный ритм, состоящий из 4-6 хлопков, просит детей внимательно слушать, а потом каждого ребёнка — повторить. Возможен вариант, когда дети сами придумывают ритм.

7) Упр. «Художники»

Детям рассказывают о том, что когда художник рисует картину, то часто он это делает по памяти. Поэтому, давайте и мы представим себя художниками, и постараемся нарисовать картину по памяти. А рисовать мы будем сегодня (называем имя ребёнка).

Просим его выйти вперёд и предлагаем остальным детям внимательно рассмотреть, во что одет их друг, какие у него волосы, глаза. Потом спрашиваем у детей: «Хорошо запомнили?» При получении положительного ответа просим рассматриваемого ребёнка спрятаться за дверь.

И начинаем воссоздавать портрет этого ребёнка с помощью вопросов, задаваемых остальным детям. Вопросы, например, такие: «Рубашка или футболка были на…? Какого цвета рубашка? Какая обувь была на нём?» и т.д. Дети сами могут придумывать вопросы.

Если никто из детей не может ответить на вопрос или отвечают неправильно, то мы может спросить спрятавшегося ребёнка, о той или иной части его гардероба.

Подобные игры и упражнения не только развивают произвольность внимания, но и дают воспитателю представление об индивидуальных особенностях внимания каждого ребёнка, т.е. носят диагностический характер.

Источник: https://lfedorova777.edumsko.ru/articles/post/1595273

Особенности внимания у детей дошкольного возраста

Цодикова И. С. Особенности внимания у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 41-42. — URL https://moluch.ru/archive/234/43013/ (дата обращения: 04.10.2019).



В статье рассмотрены различные свойства, формы внимания у дошкольников, факторы, влияющие на сосредоточенность.

Ключевые слова: особенность внимания у дошкольников, виды внимания

Во время всего дошкольного возраста происходит развитие свойств внимания и его произвольности. Ребёнок приобретает навык регулировать себя и осознанно обращать свое внимание на конкретный предмет. При этом применяются внешние средства такие как слово, указательные жесты взрослых, т. е. внимание является опосредованным.

Вырабатывание свойств и форм внимания дошкольника в значительной мере зависит от значения, эмоциональности, а также интереса, который представляет материал и от характера деятельности, выполняемой ребёнком.

Показатели внимания в большой мере повышаются благодаря сюжетно-ролевым и дидактическим играм.

Формирование внимания находится в тесной взаимосвязи с вырабатыванием воли и произвольности поведения, способности регулировать свое поведение [1].

Внимание дошкольника находится во взаимосвязи с восприятием. Перцептивные действия, такие как выделение предмета из фона, деталей предмета и сопоставление его с эталоном, инициируют развитие внимания, что демонстрирует нарастающая устойчивость и сосредоточенность внимания [2].

Внимание дошкольника отображает его интерес к предметам окружающей действительности и осуществляемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен до того времени, пока не пропадет его интерес. Появившийся новый предмет тут же переключает внимания ребенка на него. По этой причине дети нечасто долгое время останавливаются на одном и том же занятии.

Дошкольник намного чаще и легче, чем малыш, реагирует на слово, по этой причине речь взрослого превращается в объект внимания для ребёнка. Дети в большей степени начинают ориентироваться на слово (названия вещей, оценку поведения окружающих детей и своего собственного, слово-требование, приказ, побуждение).

Расширение объёма внимания проявляется в том, что ребёнок старшего дошкольного возраста воспринимает уже не один предмет и не одну картинку. Им могут внимательно быть рассмотрены два или три объекта при достаточно ясном восприятии каждого из них.

Читайте также:  Когда ребенок начинает ползать: как научить грудничка в 4, 5, 6, 7, 8, 9 месяцев передвигаться на четвереньках и по-пластунски, а также комплекс упражнений

Все же у четырёх-, шестилетних детей объём внимания не является достаточным для того, чтобы различать сложные по содержанию и малоотличные друг от друга объекты (буквенные или цифровые знаки, рассказы или картины о зиме или лесе).

Ребёнок делает ошибки, оба предмета в его восприятии сливаются [3-6].

Развивающаяся речь, большая независимость в поведении ребёнка, многообразная деятельность существенно расширяют объём внимания у дошкольников. Однако здесь изменения не ограничиваются только ростом числа предметов, которые воспринимаются одновременно, с равным уровнем четкости. Важное значение приобретают те предметы и их стороны, которые притягивают внимание дошкольника.

Различным видами занятий к активности детей предъявляются различные требования, что тут же может быть обнаружено в частоте и продолжительности отвлечений их внимания. В постоянстве внимания очень резко обнаруживаются личные отличия детей [7,8]. Специфики темперамента, приумноженные хорошим или дурным воспитанием, существенно изменяют продолжительность доступного для ребёнка сосредоточения.

Литература:

  1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью. — М.: Медпрактика, 2012.
  2. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по вниманию. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. С. 220–228.
  3. Григорьева Л. П., Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями. // Дефектология. — № 1. — 2012. — С. 3.

Источник: https://moluch.ru/archive/234/43013/

Развитие внимания у дошкольников

«Ты вполне мог сделать задание без ошибок, если бы был внимательнее!».

Обычно эту фразу родители произносят с сожалением, когда мамы и папы понимают, что малыш уже способен на большее, и проблема вовсе не в интеллектуальных способностях, а в отсутствии у него внимания.

Только вот мало у кого из родителей есть чёткое целостное представление о том, что же такое внимание и как его тренировать.

Каким бывает внимание?

Вниманием называют способность человека сосредоточиться на чём-либо. Эта способность начинает проявляться у детей уже в первые месяцы жизни.

Подобное это внимание называют непроизвольным, потому что возникает оно под влиянием внешних и внутренних раздражителей, таких как громкие звуки, яркий свет, непривычный запах.

Непроизвольное внимание заложено в нас природой и служит нашей безопасности, ведь услышав непривычный шум за спиной, мы обязательно обернемся посмотреть, в чём дело.

Со временем на основе этого генетически исходного внимания у ребёнка начинает формироваться произвольное внимание – то есть умение сосредоточиться на определенном действии или предмете с помощью собственной силы воли.

Ученые выделяют и третий тип – послепроизвольное внимание, которое возникает на основе интереса и вдохновения. Простой пример: на начальном этапе чтение требует от ребёнка постоянной сосредоточенности (произвольное внимание), но в какой-то момент, незаметно для самого себя, ребёнок начинает читать без напряжения, чтение захватывает и увлекает его (послепроизвольное внимание).

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Особенности внимания у дошкольников

Перечислим несколько ярких особенностей внимания у дошкольников:

  1. Внимание ребенка младшего дошкольного возраста пробуждают привлекательные внешне предметы, события и люди. До тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам, ребёнок остаётся сосредоточенным. Ближе к школе произвольное внимание формируется активно, но даже к концу дошкольного периода ребёнку ещё сложно заставить себя быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого.
  2. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходит постепенный переход от верховенства непроизвольного внимания к преобладанию внимания произвольного. Так, младшие дошкольники рассматривают картинки в течение 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны удерживать внимание на иллюстрациях уже 12-20 секунд. Внимание — это залог успешной учёбы, поэтому стоит обязательно выделить время для тренировки этой психической функции, иначе в школе ребёнку будет сложно вписаться в распорядок дня, требующий длительной сосредоточенности  и высокой концентрации.
  3. Развитие произвольного внимания у ребёнка зависит от многих факторов —  состояния здоровья, индивидуальных особенностей, темперамента и пр. Например, дети-флегматики способны удерживать внимание до завершения любой деятельности, а меланхоликам трудно сосредоточиться из-за неуверенности в себе.

«Первый класс и темперамент ребёнка»

В чём проявляется нарушение внимания

Различные нарушения внимания напрямую связаны со свойствами внимания. Их всего семь.

Устойчивость — это способность ребенка направлять свое внимание на какие-то предметы или действия, не переключая его.

Концентрация — умение не отвлекаться на посторонние звуки, шорохи и тому подобные раздражители во время собственной сосредоточенной деятельности. Например, дошкольник рисует и вдруг слышит звуковой сигнал о получении смс. Ребенка с развитой концентрацией внимания это не отвлечёт — он будет продолжать рисовать.

Сосредоточенность — это способность удерживать внимание на одном объекте или виде деятельности при отвлечении от всего остального, касающегося этой темы. Сосредоточенность очень похожа на концентрацию, но считается навыком более глубинного анализа и направления внимания на важные мелочи.  

С этими свойствами внимания связаны следующие его нарушения:

  • недостаточность концентрации внимания, при которой ребенку трудно не отвлекаться на посторонние раздражители;
  • недостаточная избирательность, при которой малыш не может сконцентрироваться на нужном объекте или занятии;
  • недостаточная произвольность, при которой дошкольнику сложно по требованию сосредоточиться;
  • рассеянность —  другими словами, неспособность сконцентрироваться на объекте деятельности.

Распределение — это способность помещать в своё внимание не один объект, а несколько. Например, узнав о том, что деревья бывают хвойные и лиственные, дошкольники способны удерживать в голове несколько названий тех и других.

  • Неумение одновременно выполнять несколько дел, а иначе плохая распределяемость — еще одно нарушение внимания.

Переключаемость — это свойство внимания особенно ярко проявляется в школе. Например, учитель что-то говорит, а потом просит посмотреть в учебник или на доску и переписать предложение.

  • Дети с плохой переключаемостью внимания будут и дальше слушать, что говорит учитель, им сложно «вдруг» переключиться с одного вида деятельности на другой, то есть со слов учителя на книгу или доску. 

Предметность — это умение переводить внимание на конкретный фокус предмета. Например, узнав, что два плюс два будет четыре и увидев под примером картинку с яблоками, ребёнок с развитой предметностью сразу поймёт что 2 + 2 = 4 относится не только к числам и яблокам, но и к морковкам, и к любым другим предметам.

Объем внимания — это то количество предметов или процессов, на которых ребёнок может одновременно  сфокусироваться. Как показывают последние исследования, объём внимания ребёнка — это 4-6 предметов.

  • Маленький объём внимания — невозможность сконцентрироваться на нескольких объектах, удерживать их — ещё одно нарушение внимания, которое непременно вызовет у ребёнка трудности при обучении в школе.

Принципы развития внимания у дошкольников

Во время дошкольного обучения очень важно тренировать все перечисленные свойства внимания. Если есть проблемы хотя бы с одним, ребёнок будет казаться невнимательным.

Для развития внимания важно учитывать возраст ребёнка и подбирать соответствующие игры и упражнения. Тренировки произвольного внимания должны быть построены по принципу «от простого к сложному» и проходить регулярно — так эффект от занятий появится уже через пару недель.

Если у малыша что-то не получается, следует отложить задание и предложить ему вариант попроще.

Родителям стоит помнить: проявление произвольного внимания всегда связано с борьбой между «хочу» и «надо», и чтобы детское «надо» стало осознанным, а не навязанным, развивать внимание ребенка лучше в процессе активной игровой деятельности («Съедобное-несъедобное», «Барыня»/«Вы поедете на бал?») и занимательных упражнений вроде нахождения отличий и прохождения лабиринтов. 

Игры и упражнения: развиваем внимание дошкольников

«Найди букву». Это упражнение ребёнок дошкольного возраста может делать раз в день. Понадобится старый журнал или ненужная книга.

Откройте любую страницу или разворот и попросите ребёнка найти все буквы «О» (буква может быть любой знакомой ему), зачеркнуть их или подчеркнуть карандашом.

Пусть малыш попробует выполнить задание как можно быстрее — засеките время, а после проверьте. Хорошо, если ребёнок пропустил не более 3-4 букв.

«Найди цифры». На листе бумаги напишите вразброс разными шрифтами и с разным наклоном числа от 1 до 10 (для старших дошкольников от 1 до 20). Задача ребёнка считать, максимально быстро отыскивая нужное число.

«Абракадабра». На листочке напишите набор произвольных букв, например, «ОММОДОМ БРЕЕЕЕГАРД УКЛЯЯЯЛ» и попросите ребёнка максимально быстро переписать. Изюминка задания в том, что переписать понятную фразу или слово — просто, ребёнку нужно лишь запомнить его и записать. С несвязным набором букв всё гораздо сложнее — здесь нужно сконцентрироваться.

«Прятки». Среди набора букв попросите ребёнка отыскать спрятавшиеся слова. Например, в этом ряду первое слово «фартук»: ОЛРВФАРТУКОПАКНРУКАИНОГАОРАВВОРОНА

«Топ – хлоп». Правила просты: услышав правильное утверждение, ребёнок должен хлопнуть, услышав неправильное – топнуть. Взрослый может говорить всё, что приходит в голову: зимой расцвели розы, в июне выпал снег, огурцы растут на ёлках, кукушка – это маленькая рыбка и так далее.

«Часы». Слежка за секундой стрелкой — отличное упражнение на развитие концентрации внимания, но вот только просто так ребёнок следить за стрелкой не будет, поэтому лучше провести тренировку в формате игры. Для этого понадобятся большие настенные часы с секундной стрелкой.

С ними нужно сделать небольшие преобразования: между цифрами наклеить любые буквы. После чего попросите ребенка следить за секундной стрелкой. Периодически – несколько раз за игру – спрашивайте, на какой цифре или букве находится стрелка. Так у ребёнка появляется мотивация следить внимательно. Играть можно от 1 до 3 минут.

Если ребенок за 3 минуты не ошибается 7-8 раз, вы добились отличных результатов.

«Перед этим я…». Это упражнение можно делать прямо перед сном. Попросите ребенка рассказать, как прошел его день, только «задом наперед». «Сейчас ты ложишься спать, а перед этим ты…» Ребёнок вспоминает и говорит: «Чистил зубы, а перед этим я ужинал, а перед этим я гулял…»

Выполняя это упражнение каждый день, вы будете решать сразу несколько задач:

  • во-первых, будете общаться с ребенком (общение перед сном, даже в формате игры, полезно для детско-родительских отношений),
  • во-вторых, с третьего-четвертого раза ребенок начнет осознавать, что он делает в течение дня и периодически ловить себя на мысли  «я сейчас играю — надо запомнить»,
  • в-третьих, поймав себя за «ничегонеделанием», ребенок захочет сосредоточиться на какой-то  более созидательной деятельности,
  • в-четвертых, во время длительной концентрации на своих воспоминаниях ребёнок будет тренировать не только внимание, но и память.

Мария Березовская

Источник: https://shkolaveka.ru/articles/razvitie-vnimaniya-u-doshkolnikov/

Особенности развития внимания у дошкольников

  • Минобрнауки России
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
  • Высшего профессионального образования
  • «Вятский государственный университет»
  • Институт Гуманитарных и Социальных Наук
  • Факультет истории, политических наук и культурологии
  • Кафедра общей и специальной психологии
  • «Сравнительная характеристика внимания дошкольников и младших школьников»
  • Выполнил: студент I курса
  • группы ПИсОб-11
  • очной формы обучения:
  • Шляков Дмитрий Сергеевич
  • ____________/Подпись/
  • Научный руководитель:

к.психол.наук., доцент

  1. Валентина Петровна Кузьмина
  2. ____________/Подпись/
  3.                  КИРОВ 2016
  4. План:

Введение……………………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты развития внимания………………………………5

1.1. Понятие внимания, его виды и свойства…………………….……..…5

1.2. Особенности развития внимания у дошкольников……………..……8

1.3. Особенности развития внимания у младших школьников……….…11

2. Исследование внимания у дошкольников и младших школьников……15

2.1. Методика проведения исследования…………………………………15

2.2. Анализ результатов исследования……………………………………18

Заключение………………………………………………………………….……24

Список использованной литературы……………………………………………26

Приложения………………………………………………………………………27

Введение

Внимание в жизни каждого человека выполняет огромное количестворазных функций. Оно провоцирует или тормозит психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору информации, поступающей в сознание индивидуума, в соответствии с его нуждами.

Избирательность и направленность являются важными особенностями протекания психических процессов. Данный характер психической деятельности связывают со вниманием.

Объектом внимания может быть всё, что угодно – предметы в купе с их свойствами, всевозможные явления, а также отношения, мысли и чувства других людей.

Определяют внимание точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности – то есть качество и результаты функционирования всей познавательной активности человека.

Проблема внимания никогда не изучается учеными отдельно от таких психических функций, как память, мышление, воображение и восприятие. Вызвано это тем, что в чистом виде наблюдать внимание невозможно. Но при этом внимание в научной среде изучается как особенная способность человека.

Читайте также:  Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

На сегодняшний день проблема развития внимания у дошкольников и младших школьников стала глобальной. Она вызывает беспокойство у всех, кто задействован в воспитании и обучении подрастающего поколения. Многие взрослые жалуются на низкий уровень внимательности детей, их неспособности сосредоточиться и удерживать внимание при решении учебных задач.

Развитие и совершенствование внимания у детей сейчас столь же важно, как и научение их таким необходимым вещам, как письмо, счёт, чтение. Это главное условие успешного осуществления познавательной деятельности ребенка.

Изучением внимания занимались такие ученые как В.А. Артемов, П.П. Блонский, Д.Е. Бродбент, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.Ф. Добрынин, З.М. Истомин, Н.Н. Ланге, Р.С. Немов, И.П. Павлов, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский, К.Д. Ушинский и др.

  • Цельюданной курсовой работы является сравнительный анализ внимания дошкольников и младших школьников.
  • В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
  • — изучить и проанализировать литературу по данной теме;
  • — определить особенности внимания в дошкольном возрасте;
  • — определить особенности внимания в младшем школьном возрасте;
  • — подобрать методики для развития внимания детей дошкольного младшего школьного возраста;
  • — проанализировать результаты.
  • Объектом нашего исследования является особенности внимания.
  • Предметомисследования является развитие внимания у дошкольников и младших школьников.
  • Гипотеза:внимание у младших школьников развито лучше, чем у дошкольников.
  • Теоретические аспекты развития внимания.
  • Понятие внимания, его виды и свойства.

Внимание по своей сути есть психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности.

Они выражаются в её сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определённого периода времени. Существует несколько трактовок понятия внимания:

  1. 1) Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой [6].
  2. 2) Внимание – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определённый объект, внешний или внутренний [14].
  3. 3) Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследование ведутся уже много веков [5].

В самом деле, трудно заставить быть внимательным к чему-то, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Впрочем, всегда найдутся предметы и явления, которые как будто способны самипривлекать внимание, нередко в противовес нашему желанию.

Итак, в одном случае человеку следуетзаставить себя уделять внимание, а в другом – предмет «сам» обеспечивает внимание, заставляет слушать себя, рассматривать и т.д. Отсюда видно, что внимание подразделяется на два вида – произвольное и непроизвольное.

При непроизвольном внимании психическая деятельность человека устремляется в каком-либонаправлении как будто самостоятельно, без сознательных волевых усилий со стороны самого индивида, без его предварительного намерения.

Именно по этой причине данный вид внимания нередко именуют непреднамеренным или пассивным вниманием.

Непроизвольное внимание является продуктом двух групп факторов: внешних – то есть особенностей предметов и явлений, и внутренних – отношения личности к тем или иным фактам, явлениям, предметам, событиям, благодаря которым они и становятся привлекательными.[1]

Из внешних причин непроизвольного внимания огромную роль играет сила и интенсивность раздражителя. Сила звука, яркость цвета и мощь запаха невольно заставляют обратить внимание на предметы, обладающие такими качествами. При этом не стоит ограничиваться только абсолютной силой раздражителя.

Нужно помнить и об относительной силе, и особенно о контрасте между ними. Звук шагов идущего за вами человека едва ли привлечёт к себе внимание днём на людном перекрёстке, зато окажется весьма сильным раздражителем ночью на пустынной дороге. Внимание человека привлекают вещи необычные, пульсирующие, движущиеся.

На этих закономерностях непроизвольного внимания построена реклама и часть средств пропагандистской работы.

Произвольное внимание – это внимание, основанное на сознательно поставленной цели и волевом усилии человека.

Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества: ведь если непроизвольным вниманием распоряжаются внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сам индивидуум.

Формула здесь совершенно простая: «Мне необходимо стать внимательным, и я заставляю себя быть таковым, несмотря на всевозможные преграды и помехи».[3]

Внешние условия накладываются и на организацию произвольного внимания. Сложнеезаставить себя проявить внимательность в непривычной обстановке, когда вокруг возникает много новых раздражителей. Поэтому высшего уровня работоспособности можно достичь лишь тогда, когда есть чёткий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место хорошо подготовлено, когда нет сильных посторонних раздражителей.

Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное – тесно переплетены между собой и порой становятся единым целым. В любой сознательной деятельности они вынуждены пересекаться. И каждый из этих видов имеет свои ценные качества. Обращаясь к учителям, К. Д. Ушинский рекомендовал в учебной практике попеременно пользоваться и непроизвольным, и произвольнымвидами внимания.

Внимание отвечает не только за направление потока психической жизни человека, но и за другие его важные особенности. Действительно, поток может двигаться по широкому или узкому руслу. От этого, как мы знаем, будет зависеть его энергия; определённое направление может удерживаться длительное и короткое время.

При этом в разных условиях переключение потока из одного русла в другое может осуществляться с различной скоростью и требовать неодинаковых усилий. Поток психической жизни способен иногда как бы раздваиваться и устремляться по параллельным или не очень параллельным дополнительным каналам; наконец, струи этого потока не текут плавно и безмятежно, а как бы пульсируют в своих берегах.

Сложная динамика психической жизни человека выражается в основных свойствах внимания.

Для достижения успехов в любом виде деятельности особое значение имеют сосредоточенность и устойчивость внимания. Именно сосредоточенность и устойчивость можно наблюдать в людях, страстно увлечённых своим делом и умеющих ради основной задачи отключиться от побочных раздражителей.

Распределение внимания — субъективно переживаемая способность человека удерживать одновременно в центре внимания определённое число разнородных объектов. Именно это явление позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя всех их в поле внимания.

Однако, из жизненной практики следует, что человек может выполнятьв определенный момент только один вид психической деятельности, а субъективным ощущением одновременности выполнения нескольких обязан быстрому последовательному переключению с одной на другую.

Следующим свойством внимания является его объём. Известно, что человек не способен в один момент думать о нескольких вещах и выполнять разныевиды работы.

Это ограничение приводит к дроблению поступающей извне информации на части, не превышающие возможностей обрабатывающей их системы.

Так же человек обладает сильно ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов – что, собственно, и является объёмом внимания.

Особенности развития внимания у дошкольников.

В дошкольном детстве объем внимания увеличивается, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени.

Изменение устойчивости внимания как способности сохранять сосредоточенность на объекте. Показателем устойчивости внимания может являться долгота сохранения сосредоточенности.

Наличие распределения внимания говорит о том, что ребенок способен направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах в один момент[8].

Развитие свойств и видов внимания у дошкольника сильно зависит от значимости, эмоциональности и интересности для ребенкапредставленного материала, от характера той деятельности, которой занят дошкольник.

Так, в сюжетно – ролевых и дидактических играх показатели становятся выше. Развитие внимания тесно связано с развитием таких качеств, как воля и произвольность поведения, способность управлять своим поведением.

Внимание дошкольника и его восприятие тесно связаны. Выделение предмета из общего фона, выделение каких-либо деталей, сопоставление с эталоном — все перцептивные действия активизируют внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: увеличиваются устойчивость и сосредоточенность внимания.

Дошкольник подолгу может заниматься рисованием, «исследовать» песок, делая куличики или создавая домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассматриватьвсе детально и т.п.

, тогда начинает развиваться специфика действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер, который является новым качеством [9].

Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в линии своей культурно- исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания ребенка следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает из-за того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств наводить внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием»[12].

Особенно показательно для развития ребенка внимание к речи — рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса уходят на задний план, значимым становится лишь содержание получаемой информации, которое понимается на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей применяют интонацию, приправленную загадочностью, и паузы.

Новым источником развития произвольного внимания являются инструкции взрослого в повседневном общении и на занятиях.

В этом случае, взрослый указывает не только цель, но и подсказывает способы ее достижения, а порядок действий контролируется взрослым и под влиянием его оценок превращается в самоконтроль ребенка — акт внимания.

Переключение внимания с объекта на способы и порядок действий превращает его в развернутый процесс самоконтроля, как его объясняет П.Я. Гальперин. Эта задача возможна для дошкольника в том случае, если промежуточные действия-цели представлены образцами.

У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им все еще нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными и «непроизвольными» сигналами.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отображает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интересность для него существует. Появление нового предмета тот час же приводит к переключению внимания на него. Поэтому дети редко способны длительное время заниматься одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает больше сосредоточенности и устойчивости.

Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 — 40 минут, то к 5 — 6 годам длительность игры возрастает до 2 часов.

Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным появлением новых ситуаций.

Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от многих причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек.

Отвлекаясь, человек изменяет объект своего внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть.

Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Таким образом, в дошкольном возрасте можно наблюдать два вида внимания: непроизвольное — от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от опыта) и произвольное — от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника[13]. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности поддталкивают ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

Источник: https://studopedia.net/3_33052_osobennosti-razvitiya-vnimaniya-u-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию