Познавательное развитие дошкольника: исследовательская деятельность, активность и интересы детей дошкольного возраста

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Современный мир меняется стремительно, и для выживания в нем человеку все реже удается опереться на отработанные мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели.

Для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение.

Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу.

 Современная жизнь требует от человека не просто хороших знаний, а прежде всего, умения находить необходимую информацию, перерабатывать ее и делиться полученными знаниями. Но без желания, заинтересованности и  любопытства этих знаний не достичь.

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;  формирование познавательных действий,  становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Она направлена на развитие познавательно-исследовательской  деятельности детей.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.

 «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях,  будет его творческая, исследовательская деятельность»[1], — писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.  

Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом детской деятельности, воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи — все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Наряду с игровой деятельностью это развитие происходит и в процессе познавательно-исследовательской.

Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольники получают возможность впрямую удовлетворить присущую им любознательность (почему; зачем, как устроен мир?), практикуются в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширять, но и удовлетворять свои представления о мире.

Данный вид деятельности является эффективным средством обучения дошкольников, так как активизирует познавательные процессы ребенка, обогащает практический опыт, учит учиться на собственных ошибках.

Познавательно-исследовательская деятельность или исследовательское поведение в чистом виде проявляется у детей старшего дошкольного возраста в виде экспериментирования с предметами, вербального исследования, вопросов, задаваемых педагогу.

  Исследования Н.Н. Поддъякова подчеркивают важность формирования у детей навыков экспериментирования, которое он считает ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит цели,  ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

  • Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
  • Таким образом,  ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
  • В обоих случаях дети используют умения:
  • выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагать возможные решения и проверять их;
  • делать выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применять выводы к новым данным и делать обобщения.

При этом проявляется активность, самостоятельность,  инициативность дошкольников.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И.М. Коротковой):

  • опыты (экспериментирование).

Реализуется задача – освоение причинно-следственных связей и отношений.

Деятельность в контексте «опыты»: привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; предоставление детям возможности свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; формулирование причинно-следственных связей (если…, то…; потому…, что…); самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.

  • Коллекционирование (классификационная работы).

Задача данного типа исследовательской деятельности  – освоение родовидовых отношений.  Цель исследовательской работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов и т.п.

) Деятельность в контексте «коллекционирования»: поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

Задача – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира). Деятельность в контексте «путешествие по карте»: обсуждение и выбор пункта назначения, подходящий для путешествия вид транспорта; обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути.

Такое путешествие – повод для изучения растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.

В ходе таких путешествий происходит заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животные, растений, людей, занятых типичным трудом).

  • Путешествие по «реке времени».

Задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

При отборе содержания познавательно-исследовательской деятельности  необходимо тщательно проанализировать организационные, технические и содержательные компоненты исследовательской деятельности, выявив факторы ограничивающие развитие познавательных способностей детей и определив способы их устранения.

Таким  образом,  опираясь  на  научно-педагогический  опыт  исследователей  А.  И. Савенкова,  Л.  Венгера  и  других,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  познавательно-исследовательская  деятельность:

  • во-первых,  способствует  развитию,  как  познавательной потребности,  так  и  творческой  деятельности;
  • во-вторых,  учит  самостоятельному  поиску, открытию  и  усвоению  нового;  
  • в-третьих,  облегчает  овладение  методом  научного  познания  в процессе  поисковой  деятельности;  
  • в-четвертых,  способствует  творческому  развитию личности,  являясь  одним  из  направлений  развития  детской  способности  быть исследователем.

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательно — исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает начало исследовательской деятельности.

Идет формирование начальных ключевых компетентностей. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

[1] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте (стр.10)

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/16/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной организации

Проблема развития и формирования познавательной активности детей, является одной из самых актуальных в детской психологии, так как взаимоотношение познавательной активности с окружающим миром возможно лишь при его активности и деятельности, а также познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в педагогике и психологии. Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова рассматривают ее как разновидность или качество умственной деятельности, Д.Б. Годовикова, Е.И.

Щербакова – как естественное стремление ребенка к познанию. П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Н.А. Половникова определяют понятие «познавательная активность» как состояние готовности к познавательной деятельности; в то время как Т.А. Ильина, А.И. Раев, Г.Ц. Молонов, А.З. Иоголевич, Т.Д. Сарториус, З.Ф. Чехова, Г.И.

Щукина считают, что «познавательная активность» – свойство или качество личности [1, с. 122].

Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, В.В. Давыдова, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Г.М. Щукиной и др.

Термин «познавательная активность» характеризуется избирательной направленностью личности на предметы и явления окружающего мира, т.е. у ребенка возникает постоянное стремление к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. С темпом развития активности и укрепления, избирательная направленность становится опорой для познавательной деятельности [3, с.20].

Познавательная активность имеет свою структуру. Работая с детьми дошкольного возраста, Т. Кондратенко, В. Котирло, С. Ладивир выделяют три уровня познавательной активности детей, давая характеристикам детей большей значимости и глубины:

— высокий – ребенок проявляет активность, инициативность в ответах и общении, любознательный, всегда внимательный, следует советам, правильно выполняет задание, показывает стремление справляться с трудностями, ведет активный поиск решения, легко контактирует со взрослыми и сверстниками, умеет разрешать конфликты;

— средний – ребенок отвечает только по просьбе воспитателя; слушает объяснения взрослого, но сам не обращается за помощью, требует повторения и указаний в ходе выполнения деятельности; отвлекается, подражают своим сверстникам, задачу выполняет при дополнительном стимулировании; пытается справляться с трудностями, но в случае неудачи отступает;

— низкий – ребенок пассивен, начать работать может только при условии личного обращения и помощи со стороны взрослого, без специальной поддержки не начинает деятельность, не работает без образца, при малейшем затруднении обращается за помощью отказывается от деятельности; включается в совместную деятельность по приглашению, но не умеет поддерживать отношения [1, с. 89].

В дошкольной педагогике рассматривались всевозможные средства развития познавательной активности дошкольников. Так в работах В.И. Логиновой рассматривалось рисование как средство развития познавательной активности.

Исследования мнемической деятельности дошкольников, осуществленные  под руководством З.М. Истоминой и Л.М. Житниковой, позволили установить, что дети с большим успехом используют картинки, значки-схемы, планы в процессе запоминания вербального материала. Е.Е. Сапогова и Н.Г.

Салмина рассматривали схематизацию как средство познавательной активности.

Мы предполагаем, что для эффективного развития познавательной активности необходимо использовать инновационные образовательные технологии.

В настоящее время существует большое количество инновационных технологий, которыми может воспользоваться воспитатель для организации деятельности с детьми и организации самостоятельной деятельности детей.

Развитие детей происходит в различных видах деятельности.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования отмечает, что в дошкольном возрасте проявляются следующие виды деятельности: игровая, коммуникативная, конструктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора и др[6, с. 9]. При правильном подборе инновационных технологий в этих видах деятельности уровень развития познавательной активности будет выше.

Рассматривая инновационные педагогические технологии, следует выделить технологии, которые направляют и обеспечивают развитие познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

— технология проектной деятельности. В основе данной технологии, лежит самостоятельная деятельность ребенка, которая развивает в нем познавательный интерес, саморегуляции собственной деятельности, творческие возможности.

Можно выделить основные виды проектной деятельности, исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, полученные результаты оформляют в виде плакатов, драматизации, детского дизайна; ролево — игровые проекты (включающие элементы творческих игр); информационно — практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие проекты в дошкольных организациях (оформление результата в виде детского праздника).

Читайте также:  Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

— информационно-коммуникативная технология. Современная жизнь ребенка, не может обойтись без интернета, компьютера, электронных игрушек и т.п.

Играя в компьютер, дети учатся планировать свою деятельность, выстраивать логическую цепь последовательных действий, он начинает думать, прежде чем, что-то делать, поэтому это позволит заложить основу для начального обучения.

Игры на компьютере построены таким образом, что ребенок-дошкольник может получить не отдельное понятие или определенную воспитательную ситуацию, а обобщенное представление обо всех подобных предметах или ситуациях.

— квест-игра. В дошкольном детстве игра – ведущий вид деятельности и поэтому применение игровой технологии является обязательной частью воспитательно-образовательного процесса.  Инновационным подходом к игровым технологиям является введение квест-игр.

Квест-игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи если не каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка, то большинства из них.

Правильно организованный квест – эффективное педагогическое средство, которое позволяет развивать познавательную активность и решать задачи познавательного развития старших дошкольников.

— «лепбук»-технология. В настоящее время активного использования инновационных методик,  использование «лепбука» открывает новые интересные горизонты в работе с воспитанниками.

При помощи создания такой тематической папки дети смогут научиться самостоятельно выбирать интересный им материал, понимать его, быстрее запоминать, а при при необходимости воспроизводить его.

Кроме того, «лепбук» обеспечивает право каждому ребенку продемонстрировать оригинальность, креативность и творчество при создании папки [4].

  • Для того чтобы проверить эффективность использования инновационных образовательных технологий, необходимо провести диагностику уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
  • Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:
  • — когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
  • — мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
  • — эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

— действенно-практический (инициативность в познании; самостоятельность и настойчивость в деятельности, степень инициативности ребенка) [2, с. 32].

На основе выделенных критериев и показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

На констатирующем этапе принимало участие 26 детей старшего дошкольного возраста. Детей поделили на две группы – экспериментальную и контрольную.

В ходе диагностики использовались следующие методики:

— методика «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан), направленная на выявление наличия, устойчивости, силы и напряжённости познавательной потребности;

— методика «Изучение волевых проявлений» (Г.А. Урунтаева), направленная на изучение инициативности, настойчивости, самостоятельности и произвольности эмоциональных проявлений;

— методика «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова), направленная на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач [5, с. 85, 164, 143].

Исходя из результатов проведенных методик, преобладает средний уровень познавательной активности старших дошкольников, это 42% детей.

Дети не всегда самостоятельны при выполнении заданий, в случае затруднений обращаются к воспитателю, проявляют интерес к одному и проявляют нейтральное отношение к другим. Вопросы задают, исходя из практических потребностей.

Присущи внешние эмоциональные проявления по отношению к процессу выполнения деятельности, использование игровых действий, слабо концентрируют своей внимание на познавательном материале.

Дети с низким уровнем развития познавательной активности детей составляют 38%.

Для детей характерно пассивное отношение к любым занятиям, проявление любопытства к отдельным явлениям, вызывающим эмоциональный отклик,  поверхностное отношение к предлагаемым воспитателем заданиям, материалу.

Дети при организации непосредственной образовательной деятельности практически не задают вопросов. Свойственны безынициативное, равнодушное отношение к выполнению заданий, отсутствие стремления к их выполнению на высоком уровне.

Лишь 20% детей экспериментальной группы находятся на высоком уровне развития познавательной активности детей.

Дети проявляют самостоятельность при выполнении заданий различной сложности, проявляют любознательность при организации непосредственной образовательной деятельности, задают вопросы, связанные с существенными характеристиками изучаемого объекта или явления.

Для детей с высоким уровнем характерно постоянное благоприятное отношение к процессу выполнения заданий и к результату, проявление инициативы при оценке своей работы и работам других детей.

  1. Полученные данные актуализируют реализацию модели, направленной на развитие познавательной активности старших дошкольников посредством инновационных образовательных технологий.
  2. В настоящий момент мы находимся на стадии апробации модели развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством инновационных образовательных технологий.
  3. Список литературы:
  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология М. Просвещение. — 1988. – 336 с.
  2. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст] / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1986. — №1. – С.29-34.
  3. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина// Вопросы психологии, 2012.- № 4. – С.18-35
  4.  Пироженко Т. Это интересно: поделки, игры, опыты, занятия для детей. [электронный ресурс] –  Режим доступа. – URL:  http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html
  5. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. — 694 е.: ил.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xliv/106488

Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста посредством схем

Шалаева Майя Владимировна Заместитель заведующего ВОР  НРМДОУ Центр Развития Детский сад «Улыбка»

«Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние.»

(Л.Н. Толстой)

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать – Творить!» Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве – удивления и восхищения миром.

Целью работы является: показать как модели способствуют познавательному развитию детей. Задачи: 1. Систематизировать теоретический и практический материал по данной теме. 2. Развивать познавательную активность детей, их любознательность, стремление к самостоятельному поиску с применением такого средства как модели. Результат: 1.

Создать условия, позволяющие детям вести познавательно – поисковую деятельность посредством использования моделей. Цель для детей 1. Сформировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. 2. Стимулировать интеллектуальную активность и любознательность ребенка через использование моделей.

Результат для детей: Накопление у детей собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей модели) и включение их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. В центре программы «Детство  — ребенок – исследователь, экспериментатор, открывающий отношения, связи окружающего мира.

Важно предоставить дошкольникам возможность освоения не только знаний, но и средств их добывания. Ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации и успешно развивается как личность.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования. Моделированием называется такой метод исследовании, при котором на искусственно созданных системах воспроизводится одна или несколько сторон реально существующего объекта, процесса или явления.

Преимущество данного метода заключается в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, и тем самым не нанося им вреда.

  • Модели можно классифицировать по разным принципам:
  • по характеру моделирования – людей, объектов, процессов и биоценозов; по внешнему виду – плоскостные и объемные; по месту расположения – настольные, напольные, настенные;
  • по способу использования – статические и динамические.

Названные принципы классификации не исключают друг друга. По своей сути познание рассматривается как процесс моделирования реальных ситуаций. При этом сенсорные эталоны выступают модельным отражением свойств. Процесс соотношения свойств и эталонов аналогичен установлению связи между реальным и моделируемым содержанием.

А ребенок учится соотносить фигуры с реальными формами, выделять форму предмета посредством отнесения к эталону, получают сведения о разнообразных моделях, накапливают обширные представления, которые им «необходимо» выстроить» в виде моделей. Эта тема актуальна – современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций.

В одних работах моделирование выступает как «общая интеллектуальная способность» ( Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская и др.), в других – как «вид знаково – символической деятельности» (Г.А. Глотова, С.А. Лебедева, Н.Г. Салмина и др.). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н.Н. Кондратьева, М.В.

Крулехт, А.К. Матвеева, Т.Д. Рихтерман, О.Н. Сомкова и др.). Ребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое – замещающее», некоторых правил моделирования, видоизменения готовых моделей.

Как происходит освоение детьми среднего дошкольного возраста свойств и отношений предметов посредством модели? Данный возраст называют возрастом «множества открытий». Ребенок активно познает предметные эталоны, овладевает умениями учитывать свойства и использовать свойства предметов в практической деятельности.

Он осваивает разнообразные способы исследования, становится «почемучкой», интересующимся всем, что его окружает и мы признаны помочь ему в овладении средствами познания, выработанными человечеством и позволяющими самостоятельно открывать новое. Освоение различных свойств и установление отношений в среднем возрасте происходит неравномерно.

Часть свойств и отношений: цвет, размер, форма осваиваются достаточно полно. Зато другие свойства и отношения осваиваются недостаточно глубоко, дети затруднялись в определении сенсорных эталонов, «смешивали» объемы представлений (неверно употребляют термины: большой в место тяжелый, мелкий в место легкий, большой в место широкий) и т.д.

Неравномерность освоения свойств и отношений связана как с особенностями самих свойств (частотой их проявления, степенью выраженности), так и с уровнем овладения способами их познания. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повысили интерес детей к заданиям, вызвали желание экспериментировать, исследовать предметы и модель.

  1. При придумывании разнообразных моделей мы придерживались следующих требований:
  2. Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов; Раскрывать существенное в объекте;
  3. Замысел по созданию или использованию готовой модели обсуждали с детьми, что бы она была понятна.

Использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольника видах деятельности (в игре, конструировании, рисовании, лепке, аппликации, при изготовлении поделок) и служит источником развития внутренних форм замещения и наглядного моделирования, дает богатейшие возможности для развития междеятельных связей.

В развитии речи модели используются для пересказа художественного рассказа, составления описательных рассказов и т.д. В играх – экспериментах с различными материалами модели полнее раскрывали основные свойства и качества (воды, песка, глины). Учет индивидуальных особенностей, интересов детей позволяет полнее познавать мир.

Созданы коллекции «Ткани», «Бумага», «Древесина», «Гербарий», «Фантики», «Спичечные этикетки», «Пуговицы», «Значки».

  • Одной из форм организации познания детской деятельности , учитывающей выявленные особенности освоения свойств и отношений предметов и способствующей проявлению детской самостоятельности в познании наряду с :
  • Экспериментированием; Решением практических и познавательных задач является дидактическая игра и игровые упражнения.
  • Возможность моделирования разнообразного содержания, сопоставления предметов и модели, вариативность форм проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяют:
  • Последовательно усложнять систему работы по освоению моделирования как средства познания свойств и отношений предметов; Развивать умения осваивать содержание, моделировать, осознавать причинно – следственные связи;
  • Использовать разнообразные виды моделей;
  • -по отражению содержания; -по степени условности содержания;
  • -по способу выражения, оптимально сочетая познание самой модели и новые знания об окружающем мире при ее применении;
  • накапливать опыт познания посредством моделирования и использования модели в повседневной деятельности через обогащение предметно – развивающей среды; повысить интерес детей к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами предметов и явлениями мира.
  • Материалом для игр и исследования могут выступать «привычные» на первый взгляд объекты: игрушки, природный, бросовый материал, любые предметы, окружающие дошкольника.
  • Использование различных по форме и содержанию моделей в ходе обследования одних и тех же предметов позволяет ребенку «увидеть» многообразие свойств, отношений и связей предмета, активизирует его интерес к обычным хорошо знакомым вещам: Однако следует помнить, что модель является лишь средством познания содержания, «подсказкой – помощником», следовательно, она не должна заменять собой реальные свойства и отношения.
Читайте также:  Продуктивная деятельность дошкольников: организация и виды

Модель лишь направляет исследование, помогает абстрагированию свойств, логизированию и обобщению отношений, выступает средством измерения.

Преимущество игр заключается в возможности их усложнения и вариативности форм проведения, как индивидуально, так и с группой детей.

Успешность освоения свойств и отношений предметов детьми зависит от понимания ими модели как средство знаково – символической деятельности. В среднем дошкольном возрасте дети лучше устанавливают связь «реальность – модель» в практической ситуации.

Разнообразие используемых моделей дает возможность детям осваивать раз-личные функции модели:

  • как средства познания;
  • фиксации;
  • контроля;
  • оценки правильности задания;
  • при установлении отношений модель использовалась в функции измерения т.е. при выполнении группировки дошкольники применяли модель, лучше «отвлекались от незаданных свойств, «удерживали» основания для образования групп.

Систематизировав материал по данной теме применяю модели:

«Времена года» В трудовой деятельности.

— Цель труда – средства труда. — Предмет труда. — «Трудовые действия». -Результат

— «Я в трудовой деятельности».

«Описание свойств материалов». В речевой деятельности. (для составления рассказов). В наблюдениях (способы сенсорного обследования предметов: овощей, фруктов, посуды, вещей, игрушек, и т.д.) Модели эколого – систематических групп. Живое (звери, насекомые, растения, модели, птицы)

Модели функций органов живого.(лист, корень, цветок, стебель)

А различное отношение к модели и познанию посредством ее указывает на разный уровень развития познавательных интересов детей в старшем дошкольном возрасте. Игры с моделями сочетают привлекательную эмоционально – образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными свойствами и отношениями.

Оформила дидактические игры: с использованием этих моделей. «Лото», «Модели».

  1. Цель: Установить связь «реальность — модель»,»Что чем узнаем?»
  2. Цель: Развитие осознания обследовательских действий Установление связи: «Выделяемое свойство – анализатор действия» ,»Загадки, отгадки»
  3. Цель: Расширять представления о свойствах предметов.
  • Развитие умения абстрагировать свойствами и обобщать по ним.
  • Умение видеть предмет в единстве свойств, устанавливать связь «реальность и модель».
  • «Домики свойств»

Цель: развивать у детей умение выделять и абстрагировать свойства в предмете согласно модели отвлекаясь от других свойств и др. «Так было летом … что произойдет зимой»

Цель: установление взаимосвязей в природе. «Что перепутано?»

«Кто где живет?» и т.п.

Объемные модели биоценозов ( «Болото», «Лес зимой, весной, летом, осенью»), «Пустыня» позволяют увидеть природные зоны, которые дети никогда не видели в жизни, и понять взаимоотношения.

В своей деятельности использую диагностический материал, разработанный авторами программы. Проанализировать результаты педагогической деятельности мне помогают краткие характеристики уровней освоения содержания, представленные во всех разделах программ.

Учитывая растущие потребности детей среднего возраста внимательно отношусь к созданию пространственно – развивающей среды в группе.

Оформлены центры «Развития речи», «Математический». Для интеллектуального – творческого развития детей использую технологию В.В. Воскотовича, для освоения сенсорных эталонов, первоначальных знаний геометрии. Мои дошкольники, играя блоками Дьенеша, могут увидеть за символами реальные объекты, их свойства и применять знания в игре.

  • Палочки Кьюзенера помогли в освоении числовой последовательности.
  • «Конструирование» «Театрализованная деятельность» Уголок «Изодеятельности»

«Наука – природа» где подобраны коллекции камней, семян овощей, цветов, круп, ракушек, тканей, пуговиц и т.д. Имеется оборудование для проведения простейших опытов.

Я считаю важным условием реализации программы – открытость педагогического процесса и сотрудничества с родителями. Ежедневно оформляем раздел «Жизнь группы», индивидуальные и групповые консультации: «Домашняя игротека».

«Разные дети – разные интересы», «О развитии любознательности» «Экспериментируем на кухне» «Правила безопасности при проведении исследовательных игр» «Дни открытых дверей», совместные праздники «Знай и люби свой край».

Участвую в организации и проведении педсоветов «Познавательное развитие посредством моделей», «Использование моделирования в процессе ознакомления с природой» (семинар). «Упражнения для развития исследовательских умений педагогов» (тренинг).

Постоянно повышаю свой профессиональный багаж, имею личную периодику по дошкольному воспитанию, участвую в МО д/сада, на курсах повышения квалификации «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича 2002г.

Цель своей работы считаю достигнутой, дети устанавливают причинно следственные связи при ознакомлении с природой и при ознакомлении с предметами окружающего мира.

  • Успешно обследуют (сравнивают реальность и модель).
  • Группируют, анализируют, поясняют свои действия, (общее – различное в предметах).
  • Понимают значимость труда.
  • Могут обозначать свойства условными знаками, видеть предмет в единстве свойств и качеств, устанавливают связь: выделяемое свойство – анализатор – действие.
  • Ориентируются по плану, схемам.

Дети владеют внешними формами замещения и наглядного моделирования, применяют заместители и наглядные модели в уме, представляют себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видят»возможные результаты собственных действий. А это пригодится для дальнейшей учебной деятельности в школе.

 Литература:

  1. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего  школьного возраста//Экологического образование: концепции и
  2. методические подходы. М., 1996.
  3. «Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. — 2-е изд., испр. и доп. — С-Пб.: «Детство-пресс», 2003.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.
  5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Издательский Дом «Карапуз», 2001.

Источник: https://www.resobr.ru/article/38218-razvitie-poznavatelnogo-interesa-i-issledovatelskoy-aktivnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.

Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы.

Но немало важна в детском саду — познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности.

Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

  • Исследовательская деятельность помогает развивать свободную творческую личность ребёнка и решает следующие задачи:
  • — формирует познавательную сферу личности ребёнка; нравственную сферу; социальную сферу;
  • — активизирует мыслительные процессы;
  • — обогащает память;
  • — способствует формированию коммуникативных навыков;
  • — формирует предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • — развивает умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • — формирует умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • — развивает желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
  • В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
  • Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
  • Характеристика этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиции личностного развития ребёнка.
  • — первый этап характеризуется проявлением любопытства.
  • — отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности.
  • — третий этап в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение.
  • — четвёртый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретённые) способы действий.
  • — пятый этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический.
  • Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.

В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.

В младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) малыши манипулируют с предметами и выполняют познавательно-исследовательские действия. В раннем возрасте (1-3 года) дети экспериментируют с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).

Ребята дошкольного возраста (3-8 лет) исследуют объекты окружающего мира и экспериментируют с ними.

Стоит создать в доступном для детей месте исследовательские мини-лаборатории и постоянно пополнять их все новыми материалами для экспериментирования. Там дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты.

В уголке для экспериментирования необходимо выделить отдельные места:

  • для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие и необычные предметы (перья, камни, раковины…);
  • для приборов;
  • для хранения материалов (природного, «бросового»);
  • для выращивания растений;
  • для неструктурированных материалов (стол «песок – вода» или емкость для воды, песка, мелких камней и т.п.).

Предлагаемые места необходимо наполнить различными приборами и оборудованием (в зависимости от возраста детей и поставленных  задач):

  1. Микроскоп, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные), магниты, бинокли, веревки, линейки, песочные часы, глобус, фонарик, венчик, взбивалка, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.

  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.

Источник: https://dialog-online.ucoz.ru/publ/poznavatelno_issledovatelskaja_dejatelnost_kak_napravlenie_razvitija_lichnosti_doshkolnika_v_uslovijakh_vnedrenija_fgos_v_dou/1-1-0-22

  •                                        Доклад на тему:
  • «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию      
  •              детского экспериментирования».                                            

Хочется процитировать слова К. Е.

Читайте также:  Особенности внимания у дошкольников и возможные проблемы

Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию  детского экспериментирования»

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

  1. Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
  2. Структура  детского экспериментирования.
  3. Работа с родителями.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.

Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

 Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Цели экспериментирования — это:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

  • во — первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
  • во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
  • в — третьих, они практически безопасны;
  • в — четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

Положительные стороны демонстрационного метода:

  1. Практически исключены ошибки при проведении опытов.
  2. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.
  3. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.
  4. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.
  5. Проще решаются вопросы гигиены.

Демонстрационные эксперименты имеют и слабые стороны:

  1. Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали.
  2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.
  3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон.
  4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы.
  5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.
  6. Сведена до минимума инициатива детей.
  7. Затруднена индивидуализация обучения.

Фронтальный метод –это, когда эксперимент проводят сами дети.

Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».

  • Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут:
  •  — хорошо видеть мелкие детали;
  •  — рассмотреть объект со всех сторон;
  •  — использовать для обследования все анализаторы;
  •  — реализовать заложенную в них потребность к деятельности;
  •  — работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков.
  •  — эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем демонстрационных;
  •  — процесс обучения индивидуализирован.
  • Слабые стороны фронтального метода:
  1. Труднее найти много объектов.
  2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком.
  3. Труднее установить контакт с детьми.
  4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей.
  5. Повышается риск ухудшения дисциплины.
  6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

  1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми(плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
  2. Совместная деятельность с детьми(наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
  3. Самостоятельная деятельность детей(работа в лаборатории).
  4. Совместная работа с родителями(участие в различных исследовательских проектах). Так был рожден совместно детско-родительский исследовательский проект воспитанницы ДОУ по теме «Народная кукла». Данный проект был представлен на муниципальном конкурсе «Я – исследователь».

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в ДОУ. Мы уделяем большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Структура  детского экспериментирования:

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
  • Выдвижение гипотезыбыло таким – обладает  ли дерево различными свойствами?
  • Поиск и предложение возможных вариантов решения:Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
  • Сбор материала:Сначала решили  выяснить — откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели  иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях;  уточнили  из каких основных частей состоит дерево.
  • Обобщение полученных данных.

По результатам проведённого исследования делаем вывод:

  • Дерево лёгкое, плавает в воде.
  • Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке.
  • Древесина непрозрачная  и  имеет свой рисунок.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.

Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Мы уделяем большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

В ДОУ оборудованы уголки экспериментирования в каждой  группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские  интересы.

Эту работу начали с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, написания картотеки на тему «Детское экспериментирование».

В мини — лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

  • — для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);
  • — для приборов;
  • — для выращивания растений;
  • — для хранения материалов (природного, «бросового»);
  • — для проведения опытов;
  • — для неструктурированных материалов (стол «песок — вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини — лаборатории:

  • Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.
  • Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.

Источник: https://nina-nfdou55.edumsko.ru/articles/post/717169

Ссылка на основную публикацию