Продуктивная деятельность дошкольников: организация и виды

  • Виды и своеобразие продуктивной деятельности в ДОУ.
  • Особенности изобразительной и конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.
  • СОДЕРЖАНИЕ
  1. Продуктивная деятельность как фактор сенсорного развития ребенка дошкольного возраста.

  2. Рисование – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий по рисованию в ДОУ.

  1. Лепка – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий по лепке в ДОУ.

  1. Аппликация – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий по аппликации в ДОУ.

  1. Конструирование – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий по конструированию в ДОУ

  1. Продуктивная деятельность как фактор сенсорного развития ребенка дошкольного возраста.

Продуктивная деятельность – деятельность ребенка, организуемая с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами.

  1. Продуктивность – качество деятельности, оно характеризуется производительностью, эффективностью совершаемых действий, коэффициент полезности которых имеет высокие показатели.
  2. Продукт деятельности – результат деятельности, который является следствием решения конкретной задачи.
  3. Продуктивное мышление – тип мышления, дающий новый конечный продукт, который является следствием быстрого и глубокого усвоения знаний и умения применять их в новых условиях.
  4. Продуктивное воображение – процесс создания принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается.
  5. Продуктивное восприятие – это отражение ребенком предмета или явления в целом при непосредственном их воздействии на органы чувств.
  6. Продуктивный подход – способ деятельности, позволяющий формировать умение у детей решать важные для них проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций.
  7. Продуктивная деятельность имеет ряд структурных компонентов.
  8. Мотив – эмоционально-волевые побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей ребенка, совокупность которых определяет характер активности.
  9. Цель – осознанное представление ребенка о том результате, который должен быть достигнут с помощью определенных усилий, имеющих некую последовательность.

Действие по своему характеру близко понятию «поведение». И если поведение – это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действия – только некоторые виды поведения.

  • Продуктивные действия невозможны без частных операций.
  • Частные операции — точно направленные действия, чьи функции имеют конкретный ограничивающий их характер.
  • Необходимо начинать с обучения детей именно частным операциям, постепенно преобразуемым в действия.
  • Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Сензитивный возраст (от лат. sensibilitas — чувствительный) -этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций.

Младший дошкольный возраст является сензитивным для сенсорного развития детей, для которого необходимо организовать содержательную, результативную деятельность.

В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы — так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей. Так, сензитивный период для развития речи — 1 — 3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма — 6 — 8 лет.

Сензитивные периоды — это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватоеэмоциональными срывами.

Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению ксензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут.

Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.

Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) — это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. (А. В. Запорожец)

Примеры сенсорных эталонов — система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др. В усвоении и применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта. Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним.

Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности:

1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества. Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.

2. Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

4. Этап альтернатив. Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.

Виды продуктивной деятельности в ДОУ

  • рисование,
  • лепка,
  • аппликация.
  • конструирование,
  1. Кроме развития творчества, в продуктивных видах деятельности:
  2. — развиваются личностные качества ребенка;
  3. — развиваются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие);
  4. — развивается эмоциональная сфера;
  5. — формируются эстетические представления об окружающем мире.
  6. РОЛЬ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

1. Возрастание роли зрения в процессе овладения миром. Как результат – развитие восприятия.

2. Формирование собственного понимания предмета, знаний о нём. Как результат – формирование индивидуальной картины мира.

3. Развитие и тренировка внимательности, чувствительности, восприимчивости к явлениям и предметам внешнего мира.

4. Развитие воображения.

5. Развитие моторики (как мелкой, так и крупной) и координации движений.

6. Овладение различными дополнительными средствами восприятия и отражения мира.

7. Развитие творческого начала и особого рода мышления (в том числе и абстрактного).

8. Овладение способами самореализации – проявления внутренних желаний ребенка через конкретный продукт своей деятельности (рисунки, поделки и пр.)

9. Релаксирующая (в том числе и переключающая внимание и создающая условия для лучшей концентрации) и психокоррекционная роль продуктивного творчества на психику ребенка.

2. Рисование – вид изобразительной деятельности дошкольника.

Методика организации и проведения занятий по рисованию в ДОУ

В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и делится на три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы.

Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения; одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Предметное рисование

Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо передать его форму, детали, соотношение частей. Исследования советских психологов показали, что в восприятии предмета определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других.

Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет.

Поскольку изобразительные умения у ребенка еще очень несовершенны, перед ним стоят и изобразительные трудности.

Ребенок 3-4 лет не может представить предмет целиком. Ему проще изображать его последовательно, часть за частью. Такая последовательность рисования ребенку легче, так как изобразив одну часть, ребенок воспринимает предмет дальше и видит, какую часть необходимо рисовать следующей.

  • Постепенно нужно учить детей начинать рисование с целого наброска, так как рисование по частям может неправильно отобразить форму предмета.
  • Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:
  • -научить изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением;
  • -научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным;
  • -передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
  • -развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
  • Первая младшая группа
  • -вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с материалами для рисования;
  • -научить приемам проведения прямых, округлых и замкнутых форм;
  • -знакомство детей с цветом

Первое занятие всегда начинается со знакомства с бумагой и карандашом. На протяжении всего года идет закрепление материала.

  1. Вторая младшая группа
  2. -научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы;
  3. -применение нескольких цветов для раскрашивания рисунка;
  4. -обучение промыванию кисти — этот процесс требует от ребенка аккуратности и терпения;
  5. -сочетание нескольких форм в одном предмете — снеговик из 2-3 кругов, домик из квадрата и треугольник.
  6. Средняя группа
  7. — развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;
  8. -совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками;
  9. -развитие способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но различающихся по ширине, длине, размеру;
  10. -новое в обучении — передача строения с ритмично расположенными частями (вверху — внизу, с одной стороны — с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей.
  11. Старшая группа
  12. — совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения;
  13. — научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;
  14. — вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм — снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены;
  15. — научить передаче в рисунке несложных движений;
  16. -развивать и совершенствовать чувство цвета;
  17. -развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Усложнение заданий связано с дальнейшим развитием детей, расширением опыта, приобретением новых знаний. В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов.

Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке.

  • Подготовительная группа
  • Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.
  • -научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;
  • -научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;
  • -развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);
  • -развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);
  • -развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;
  • -накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).
Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев: о физических параметрах, особенности питания и ухода за мальчиками и девочками, а также про речь и развивающие игры

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

  1. Лепка – вид изобразительной деятельности дошкольника.

  1. Методика организации и проведения занятий.
  2. Лепка — один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции.

Источник: https://infourok.ru/lekcii-produktivnie-vidi-deyatelnosti-v-dou-3419105.html

Консультация на тему: Организация продуктивной деятельности детей дошкольного возраста | Социальная сеть работников образования

  • Консультация для воспитателей детского сада
  • Организация продуктивных видов деятельности
  • детей дошкольного возраста
  • Методы в организации
  • продуктивной деятельности детей
  • Информационно – рецептивный
  • Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации
  • Репродуктивный
  • Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.
  • Эвристический
  • Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.
  • Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.

(Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения.

  1. Исследовательский
  2. Самостоятельное решение целостной задачи детьми.
  3. Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов.
  4.                          1.Наглядные
  5. Приёмы         2. Словесные
  6.                         3. Игровые
  7. Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:
  8. Наглядные приёмы
  9. В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.
  10. Требования к наблюдению
  1. Целенаправленность (особенности объекта)
  1. Эмоциональность, неравнодушие восприятия
  1. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)
  1. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)
  1. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)
  1. Учёт возрастных особенностей детей.
  • Особенности наблюдения в разных возрастных группах
  • 1 младшая гр.
  • — выделяют один, два признака направления (например: цвет, ритм)
  • — наблюдение кратковременное
  • — не даётся установка на последующее изображение предмета
  • — воспитатель при изображении сам выбирает форму и цвет
  • — наблюдение происходит в действии, в игре
  • 2 младшая группа
  • — в наблюдение включают элемент обследования жестом (пальчиком очертить форму)
  • Средняя группа
  • — наблюдение более длительное
  • — выделяется несколько признаков (цвет, форма, строение — части, расположение в пространстве)
  • — повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания
  • — вопросы не только репродуктивного, но и поискового характера.
  • — в конце наблюдения детям говорят о предстоящей работе.
  • — рисунки должны быть более сложные, могут быть предметные и сюжетные, черты индивидуальности проявляться за счёт композиции, деталей – дополнений, разнообразия цвета)
  • Старший возраст
  • — цель сообщается после эмоционального восприятия детьми объекта
  • — помочь детям выплеснуть чувства, выразить себя
  • — побуждать детей к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств

— обращать внимание на расположение предметов, рассматривать вблизи и издали. Сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева.

  1. — формировать изобразительное представление(как можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт.
  2. — в момент наблюдения спланировать будущий рисунок.
  3. Целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.
  4. У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.
  5. Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.
  6. Вычленение внешних изобразительных признаков
  7. Обследование можно разделить на 3 этапа
  8. 1 этап – целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок – самый выразительный признак «пушистый»
  9. Цель: вызвать желание изобразить.

2 этап – аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Порядок выделения. Соответствует с последовательностью изображения

  1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.
  2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)
  3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета : у сонны ствол – толстый и прямой, потоньше и скривлённый)
  4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.
  5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
  6. Обращают внимание на детали
  • При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.
  • 3 этап —  целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.
  • Обследующий жест – подчиняется форме.
  • Младшая гр.
  • — совместный жест взрослого и ребёнка (Пальчик бежит нигде не останавливается. Форма круглая)
  • Средняя группа
  • — словом уточняется расположение частей предмета. (на верху, внизу, с одной стороны…)
  • — обследуемый жест и зрительный контроль

— важно побуждать действовать жестом и вслух называть части. Формы.

  1. — выяснять зависимость формы и названия предмета, его частей
  2. Старшая группа
  3. — внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте
  4. — основную форму передают обобщением, приближая её к соответствующей геометрической форме (круг, овал…)
  5. — обращать внимание на линии прямого и округлого характера.
  6. — использовать приём сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнении подобных предметов между собой (обобщающий способ изображения.)
  7. — обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить видеть их выразительность, своеобразие каждого.
  8. — помочь разрушить шаблонное изображение.
  9. Обследование в разных видах изобразительной деятельности
  10. Аппликация
  11.  — обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону ( справа налево)
  12. — обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка– прямая)
  13. Лепка
  14. —  порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.
  15. Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы
  1. Выделение общей формы если предмет целостный.

Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.

  1. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)
  1. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
  1.  Определение величины других частей. По сравнению с основной.
  1. Определение положения этих частей по отношению к основной
  2. Внимание фиксируется на основных  рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей – клюв, ушки)
  • Движение пальцев при обследовании – соответствуют движению пальцев при лепке.
  • Схема лепки при данном обследовании
  • (круглой формы)
  1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре
  1. Лепка формы специфической
  1. Лепка основных рельефных особенностей предмета
  1. Дополнительные детали (веточки, листочки)

Схема лепки – при данном обследовании

(сложной расчленённой формы)

  1. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)
  1. Лепка других крупных частей обобщённой формы
  1. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)
  1. Соединение крупных частей в одно целое.
  1. Лепка мелких деталей предмета
  1. Зависимость обследования от способа изображения
  2. Изображение с натуры
  3. Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях
  4. Изображение по представлению
  5. Важно, чтобы дети смогли «увидеть» не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)
  6. Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ «живым» выразительным  не статичным.
  7. Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.
  8. Картин и книжных иллюстраций
  9. Широко используемый метод
  10. Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.
  11. Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного  формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.
  12. Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений
  13. Образец – это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.
  14. Нельзя злоупотреблять этим приёмом – дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.
  15. Результат – однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.
  16. Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.
  17. При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.
  18. Показ – публичная демонстрация одного из вариантов изображения

Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.

Показ может быть:

  1. Полный показ
  2. Частичный показ
  3. Общий показ (для всех детей сразу)
  4. Индивидуальный показ
  5. Показ педагога
  6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка
  7. Показ способа действий ребёнком.
  • Словестные приёмы
  • Беседа  — организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.
  • — максимальное стимулирование детской активности
  • — используется в первой части работы и после завершения
  • Пояснение – способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.

Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом – дать ребёнку самостоятельно найти решение.

Напоминание – короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.

Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.

Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами – можно воспитать закомплексованного, неудачника.

Художественное слово – вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.

  1. Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.
  2. Игровые приёмы
  3. Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.
  4. Признаки игровых приёмов
  1. Игровая задача – цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
  1. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)
  1. Игровые действия (дети фотографы – рисуют фотографии, дарят Петрушке)
Читайте также:  Развитие способностей в дошкольном возрасте: общие и художественные склонности

Игровые действия бывают:

  1. Имитирующие действие ( машут рукой – как крылом..)
  2. Изобразительными (рисунок в воздухе – снегопад)

     Игровые приёмы – это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Характер игровых приёмов

  1. Сюжетно – игровая ситуация по типу режиссерских игр.

— обыгрывание предметов или игрушек (пришёл Буратино очень расстроенный. Что не увидел г. Усть-Кут, где живут дети. Как можно помочь Буратино?)

— обыгрывание изображения (нарисовали дорожку – по ней катится колобок, нарисованная птичка летает, клюёт зерна…)

— обыгрывание незаконченного изображения с целью анализа, создаваемого образца (цыплёнку сыпет кроши. Почему он не клюёт? У него нет клюва – надо дорисовать, а то он останется голодный)

  1. Игровые приёмы с ролевым поведением детей и взрослых

Детям предлагают роль гончаров, художников, строителей, фотографов и т.д.)

Виды изобразительной деятельности

  1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)

— подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного

— участие процессов памяти

— рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события. книги. телевидение. мультфильмы, наблюдения…)

  • (Такой вид наиболее естественен для дошкольников.)
  •  — изображения по литературным, музыкальным произведениям
  • — изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)
  • — изображения на свободную тему с ограниченной тематикой («моя любимая игрушка», «Все работы хороши — выбирай на вкус»
  1. Изобразительная деятельность по памяти
  1. Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года
  2. — процесс воспроизведения на бумаге какого – либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.
  3. — развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению ( для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)
  4. Последовательность действий.
  5. 1 этап – наблюдение – целосное эмоциональное восприятие

Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже – такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.

2 этап – выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)

3 этап – вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.

  • 4 этап – После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.
  • — изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.
  • — задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.
  • — начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.
  • — устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)
  • — натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)
  • — воспитатель говорит: «Как видим — так и рисуем. Сколько листочков справа – столько рисуем справа…»)
  • — можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.
  • Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности
  • (рисование, лепка, аппликация, )
  •  — Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности
  1. Восприятие – умение всматриваться в предметы, явления – как первая ориентировка
  2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности
  3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств
  4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации

В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности

  1. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/26/organizatsiya-produktivnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta

Продуктивность деятельности дошкольников

Продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста

Продуктивная деятельность дошкольников верное направление в подготовке будущего первоклашки к обучению.

Формирование, развитие и становление детской личности – это одно из наиболее актуальных, важных и ответственных направлений деятельности специалистов, занимающихся в области педагогики и психологии ребенка. Одна из главных задач, которая должна постоянно выполняться в этом направлении – применение разнообразных стилей, форм и методов, в том числе и продуктивная деятельность.

Важное значение

Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством взрослых людей (педагогов, воспитателей). Результатом данной деятельности должен стать определенный продукт.

Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей.

Установлено благоприятное влияние на дошкольников в сфере развития графических навыков, а также выработке настойчивости и целеустремленности при овладении важными навыками.

Определение

Продуктивные виды деятельности детей — это тот или иной способ деятельности ребенка, цель которого получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. В эту категорию входит:

  • разные способы собирания конструкций,
  • поделки из пластилина или специальной глины,
  • выполнение  аппликационных работ, мозаики,
  • изготовление разных поделок,
  • более сложная работа – те или иные макеты.

Все продуктивные виды деятельности детей, перечисленные выше, выполняют ответственную функцию по развитию дошкольников. На этом основаны многие программы детских садов, разработанные для детей, не достигших школьного возраста. Направлена такая программа на их всестороннее развитие и воспитание.

Всестороннее развитие

Формирование данного вида деятельности детей происходит в детском саду под руководством опытных специалистов. В это время наиболее ярко проявляется связь между стремлением малышей создать тот или иной продукт и расширением их познавательных способностей, разных процессов и качеств, эмоциональной области, волевой сферы развития.

Происходит наиболее яркое и управляемое развитие свойств характера детей, становление их характера и индивидуальности.

Также интересно почитать, какие особенности имеет речевое развитие старшего дошкольника.

Конкретные категории

Выработка художественно-эстетических качеств в процессе занятий по развитию ребенка, соответствует модулирующему типу продуктивной деятельности. Именно этот способ позволяет наилучшим образом дошкольнику отображать окружающую его действительность по своему собственному усмотрению.

И уже на основании сделанных выводов, полученная в итоге характеристика дает возможность самостоятельно формировать и создавать те или иные образы. Такой подход наилучшим образом влияет на развитие образного мышления детей, их умение применять воображение.

Совершенствовать у дошкольников эстетическое отношение ко всему их окружающему, — важная задача комплексного подхода к воспитательному процессу.  Важность данной задачи переоценить трудно. Ведь только гармонично развивающаяся личность способна уметь видеть и чувствовать все, то прекрасное, что их окружает.

Немаловажная роль отведена данной методике развития детей и для достижения и формирования у дошкольников эстетических чувств.

Простое, казалось бы, занятие, — рисование. Однако именно такой способ занятий открывает перед воспитателями совершенно новые возможности для выработки собственного взгляда у малышей, развитии их эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности.

Продуктивная деятельность открывает для дошкольников как будто новый мир красоты, существующей на самом деле, находящийся постоянно рядом с нами. Происходит формирование тех или иных убеждений, определяет поведение ребенка.

Сложно переоценить важность правильного нравственного воспитания детей дошкольного возраста, осуществляемая посредством применения продуктивного метода. Такая связь формируется и осуществляется в процессе выполнения различного рода практических детских работ. Направлены они на закрепление полученных сведений из окружающего мира, и выработку таких качеств, как:

  • наблюдательность,
  • активность,
  • целеустремленность,
  • самостоятельность,
  • терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию,
  • способность доводить все начатое до конца.

Продуктивный метод, заключающийся в процессе изображения, позволяет закрепить отношение к тому, что изображено. В этот момент ребенок особенно ярко переживает все те чувства, которые он испытал в процессе восприятия. Сама природа дарит нам широкую палитру цветов и красок, различных форм предметов, редкие и необычные природные явления.

Не остается в стороне и физическое развитие ребенка, и важную роль в этом процессе также играет испытанная продуктивная методика. Благодаря этому повышается уровень жизненного тонуса, улучшается настроение, общее состояние поведения и характера. Ребенок становится более подвижным, жизнерадостным, активным.

В процессе занятий вырабатывается правильная осанка, походка и другие важные физические качества маленького человечка.  Кроме того, укрепляется мускулатура, улучшается общая координация движений.

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста продуктивной деятельностью подробно описана Мариной Шекалиной.

Итог

Помимо перечисленных положительных факторов, есть еще много других, прогрессивных показателей правильного развития ребенка дошкольного возраста. А сама продуктивная деятельность является важной составной частью правильного, всестороннего обучения и воспитания дошкольников.

Благодаря, казалось бы, простым занятиям, — обучению рисованию и лепке, конструированию и созданию аппликаций, — происходит наиболее полная и гармоничная выработка положительных качеств в следующих направлениях:

  • умственное воспитание,
  • эстетическое развитие,
  • физическое укрепление организма,
  • нравственное и духовное становление личности.

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/produktivnye-vidy-dejatelnosti-detej.html

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Дубова И. А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 04.10.2019).



Согласно положениям ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе работа с дошкольниками организуется в соответствии с принципами развивающего образования и акцентируется внимание на личностно ориентированном и интегративном подходах.

В рамках деятельностного подхода образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) строится с учетом принципа включения личности каждого ребенка в значимую деятельность.

Вместе с ведущей деятельностью дошкольника — игровой — одной из значимых видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность.

Это конструирование из строительного материала и различных конструкторов, бросового материала, собирание мозаики, вышивание, рисование, лепка и аппликация. Как считает Л. Ю.

Алексеева, «от игры данные занятия отличаются тем, что связаны с созданием какого-то итогового продукта — рисунка, постройки, поделки и так далее.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата» [1, с. 176].

Все продуктивные виды детской деятельности направлены на создание того или иного результата. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, умениями и представлениями.

Читайте также:  Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Например, в ДОО применяют предметное, сюжетное и декоративное рисование.

В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка.

Поэтому, как считает коллектив авторов: М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В.

Коломеец — педагог «должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения, в том числе, нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой, печать по трафарету, кляксография обычная, с ниточкой, с трубочкой, тиснение, набрызг, отпечатки листьев» [4, с. 581].

При этом важно поддерживать интерес детей к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель.

Лепка из пластилина или глины очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы, по словам авторов Р. Г. Казаковой, Т. И. Сайгановой, Е. М. Седовой, В. Ю. Слепцовой, Т. В. Смагиной, «очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса.

В детском саду применяют три вида лепки: предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет), сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы), декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства, свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями)» [5, c. 6].

Другой вид продуктивной деятельности — аппликация — позволяет ребенку ознакомиться с различными способами работы с бумагой.

Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают), наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применением различных материалов (ткань, листья, семена, соломка и т. д.).

  • Конструирование — целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют три типа конструктивной деятельности ребенка:
  • − по образцу;
  • − по условиям;
  • − по замыслу.

Все типы конструирования взаимосвязаны, каждый тип развивает специфические способности.

Для конструирования в детском саду используют крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей, конструктивные игры-головоломки. Большую популярность в работе с дошкольниками, считает С. Климова и Ю.

Чичиланова, «приобретает LEGO конструирование. Дошкольники с удовольствием сооружают постройки из песка и снега, где самостоятельно планируют свою деятельность, обыгрывают постройки, трудятся сообща» [6, с. 95].

Художественный (ручной) труд — это вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией.

Из бумаги и картона выполняют работы по типу оригами; изготавливают атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины.

Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков. При помощи ниток, ткани дети осваивают основы шитья, вязания и плетения макраме.

В процессе продуктивной детской деятельности активно формируется зрительная память ребенка, развивается речь детей, воображение, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, умение анализировать, обобщать.

У детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности, глазомер, общая и мелкая моторика руки, координация движений, формируется аккуратность, упорство, усидчивость, целеустремленность, умение доводить начатую работу до конца.

Дошкольники учатся действовать в заданных условиях, планировать и совместно обсуждать замысел, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество.

Кроме того, овладение детьми продуктивными видами деятельности является подготовкой детей к обучению в школе.

Организуя продуктивные виды детской деятельности, педагог должен обеспечить эмоциональную стабильность ребенка на протяжении всего периода деятельности, сформировать мотивацию к предстоящей работе, подобрать задание в соответствии с возможностями, интересами и предпочтениями детей, предоставить свободный доступ к художественным материалам, предоставить право самостоятельно определить порядок действий для достижения цели, оказать помощь в осознании значимости личного участия в коллективном творчестве, признавать детские достижения.

Как отмечают авторы О. В. Бережнова и Л. Л.

Тимофеева, «взрослые предлагают детям задания, которые развивают у детей умение придумать, предвидеть, домыслить, преобразовать; побуждают сооружать индивидуальные, комплексные и коллективные постройки (по замыслу и с опорой на чертежи, схемы).

Поскольку восприятие ребенка-дошкольника целостно, его обучение должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением познаваемого объекта на отдельные составляющие, а интегративно» [2, с. 30].

Продуктивные виды деятельности позволяют обогатить и разнообразить работу с детьми при реализации всех образовательных областей по ФГОС ДО. Рассмотрим на примере организации работы по математическому развитию дошкольников.

Дети используют знания, приобретенные в процессе конструирования (геометрические плоскостные фигуры и объемные формы; понятия о вершине, стороне, углах, части и целом; преобразование плоских форм в объемные; пространственные отношения).

Для закрепления образа цифр можно предложить детям выложить их из палочек, шнура, камешков, ракушек; вылепить из теста, пластилина; перерисовать цифру с контура на картон, заполнить пластилином и по желанию украсить.

Можно привлечь детей к составлению коллажей из изученных геометрических фигур и цифр, сочинению сказок математического содержания и их иллюстрированию.

Педагогическое взаимодействие осуществляется в формате совместной деятельности педагога и ребенка. По словам Т. Н.

Дороновой, «она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности.

Формы организации совместной деятельности взрослых и детей: мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, творческие проекты, занятия в изостудии» [3, с. 61].

В воспитательно-образовательном процессе ДОО в жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно. Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка.

Можно сказать, что знакомство с техниками, применение различных форм совместной деятельности, создание условий для самостоятельной детской деятельности, умелое руководство взрослого стимулируют интерес детей к продуктивной деятельности, являющейся эффективным средством целостного развития дошкольников.

Таким образом, основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.

Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, воображение, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Литература:

  1. Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 176–178.
  2. Бережнова О. В. Этап построения модели педагогического процесса / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: Методическое пособие. — М., 2013. — С. 30–32.
  3. Доронова Т. Н. Мастерская / Т. Н. Доронова // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. — М. — 2013. — С. 61–64.
  4. Дюжакова М. В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника / М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — № 5. — С. 580–583.
  5. Казакова Р. Г. Нетрадиционные графические техники / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина // Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р. Г. Казаковой. — М. — 2008. — С. 5–31.
  6. Климова С. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников / С. Климова, Ю. Чичиланова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 4. — С. 95–99.

Основные термины (генерируются автоматически): продуктивная деятельность, ребенок, LEGO, свободная продуктивная деятельность, продуктивный вид деятельности, продуктивный вид детской деятельности, детское творчество, детский сад, бросовый материал, строительный материал.

продуктивная деятельность, ребенок, детский сад, бросовый материал, строительный материал, свободная продуктивная деятельность, LEGO, продуктивный вид деятельности, продуктивный вид детской

продуктивная деятельность, ребенок, детский сад, бросовый материал, строительный материал, свободная продуктивная деятельность, LEGO, продуктивный вид деятельности

Ключевые слова: продуктивная деятельность, организация внеурочной деятельности.

Продуктивная деятельность в детском саду | Статья в журнале… Продуктивная деятельность, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности…

Библиографическое описание: Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего

Они определяются, в том числе, стратегическими целями, локальными задачами и количеством времени на изучение учебного материала [3, с. 63].

Художественно-продуктивные виды деятельности считаются значимым средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. Весь дошкольный возраст в соответствии с закономерностями психического развития считается подготовкой к обучению в школе.

Продуктивный вид деятельности — это законченное самостоятельное творчество, создание чего-то нового, интересного для общества. Нас же интересует детское творчество. Что же понимать под детским творчеством?

LEGO -конструирование это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.

Основой образовательной деятельности является игра как ведущий вид детской деятельности.

Продуктивная деятельность в детском саду.

Продуктивная деятельность в детском саду | Статья в журнале… Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно…

Продуктивная и творческая деятельность старших дошкольников реализуется в «Уголке творчества», который создаётся по принципу

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой… Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/

Ссылка на основную публикацию