Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста.

Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться.

Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение — обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаКоммуникация детей — важный элемент социализации

Эффективное коммуникативное развитие — основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаЧто такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаДети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаСтатистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаОбщение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаСовместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров.

Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений.

После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаНастольный театр — способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей.

Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор.

Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаУсловия для развития коммуникативных способностей

Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаЗанятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное — выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаМетоды развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.

Читайте также:  Развитие способностей в дошкольном возрасте: общие и художественные склонности

Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/razvitie-kommunikativnyh-navykov.html

Как правильно организовать развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

  • Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаВ современном обществе дети все чаще взаимодействуют с планшетами и телефонами, а не с живыми людьми.
  • Для родителей проще усадить малыша смотреть мультик, чем создать условия, в которых дошкольник может общаться со сверстниками.
  • Это приводит к сложностям в освоении дошколятами коммуникативных навыков.

Начало формирования способностей у дошколят

Зачастую так бывает — чем младше малыш, тем он более открыт и общителен. Дети двух лет легко идут на контакт, заводят знакомства, обмениваются игрушками. Спустя пару лет под влиянием примера взрослых, их занятости желание налаживать контакты в общении пропадает. В результате возникает необходимость целенаправленно учить дошкольников эффективно общаться.

СПРАВКА: Под коммуникативным развитием детей дошкольного возраста понимают целенаправленное обучение навыкам эффективного взаимодействия, совместной деятельности, общения.

Среди таких навыков выделяют:

  • способность ставить себя на место другого человека, сопереживать;
  • способность и желание заботиться об окружающих;
  • способность сдерживать или адекватно выражать эмоции;
  • способность понимать и принимать мнение другого человека.

Несомненно, начало формированию этих навыков закладывают родители и близкие родственники. Затем к этому процессу подключаются ясли и детские садики.

Социально-коммуникативное воспитание дошкольников: цели и задачи

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаСоциально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений в воспитании дошкольников.

Это те умения и навыки, которые пригодятся воспитанникам детских садов, когда они станут взрослыми.

ВАЖНО! Цель данного направления — социализация дошкольников, приобщение их к общечеловеческим ценностям, общественным нормам, традициям семьи и государства.

В рамках этой цели выделяют следующие задачи:

  1. В процессе воспитания создать условия, в которых дошкольники смогут принять и освоить ценности и нормы общества.
  2. Развивать умение детей сопереживать, доброжелательно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  3. Помочь детям стать самостоятельными, целеустремленными, научиться самостоятельно регулировать собственную деятельность.
  4. Сформировать у них уважение к собственной семье, коллективу, в котором они находятся, а так же положительное отношение к труду и творчеству.
  5. Научить детей безопасно вести себя в быту, в обществе, на природе. Подготовить их к взаимодействию со сверстниками.

Модели воспитания ребенка в семье

  1. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаСемья — это первый коллектив, в котором оказывается маленький человек.
  2. И не удивительно, что она накладывает отпечаток на характер общения ребенка.
  3. Правильное поведение родителей в семье помогает малышу быстрее вливаться в коллектив и легче находить контакт с другими ребятами и взрослыми.

ВНИМАНИЕ! Психологи выделяют следующие модели поведения в семье, которые негативно сказываются на социализации дошкольников.

К ним относят:

  1. «Гордость семьи» — в этом случае ребенок растет избалованным, капризным и эгоистичным.
  2. «Мамин или папин любимчик» — такой малыш привыкает во всем соперничать с другими, добиваться внимания.
  3. «Послушная умница» — этим детям настолько внушают правила приличий, что зачастую пренебрегают их личными интересами. В результате, вырвавшиеся из-под опеки, дети могут совершать действительно асоциальные поступки.
  4. «Бедная золушка» растет с мнением о себе, как о гадком утенке, который должен прислуживать остальным. У таких деток огромный комплекс неполноценности, чувство зависти, зависимость.
  5. «Хрустальная ваза» — дети, которых оберегают от малейшего дуновения ветерка. Они растут несамостоятельными и безынициативными.
  6. «Ходячая проблема» — это чрезвычайно активные детки, которые доставляют проблемы родителям. Чаще всего это связано с тем, что никто не занимается их воспитанием.
  7. «Виновник всех бед» — на такого ребенка взрослые выгружают свое плохое настроение, обвиняя его во всех несчастьях. В этих условиях малыш растет запуганным и одиноким.

Вышеперечисленных проблем можно избежать, если относиться к ребенку с уважением, разговаривать, объясняя причины тех или иных поступков и решения, быть справедливым.

Игры для дошколят 5-6 лет

  • Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возрастаБольшую часть времени дошколята проводят в игре.
  • Коммуникативные игры учат взаимодействию, правилам общения, способам действовать в мире.
  • Их можно разделить на следующие типы:

Раскрепощающие

Они позволяют справиться с зажатостью.

  • «Море волнуется». Ведущий произносит стишок: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Пока звучат слова, дети двигаются в свободном порядке по площадке. На последнем слове участники игры замирают в причудливых позах. Ведущий старается рассмешить игроков и вынудить их пошевелиться.
  • «Дракон»: игроки встают в линию и берут друг друга за плечи — становятся драконом. «Голова» должна догнать «хвост» и коснуться его. Когда «голова»поймала «хвост», она встает на его место. Играют пока все участники не побывает в роли «хвоста» и «головы».

Игры на вербальное взаимодействие

  • «Испорченный телефон», «Цепочка слов». Ведущий придумывает цепочки из слов (одно, два, три слова, постепенно увеличивая их количество), а тот, на кого он укажет, должен повторить все слова в правильном порядке.

Игры на невербальное взаимодействие

  • «Крокодил». Ведущий загадывает слово одному из участников, а тот должен показать его остальным при помощи мимики и жестов, не используя звуков и слов.

Игры на взаимодействие

  • «Сиамские близнецы». Дети разбиваются на пары, им связывают вместе по одной руке. Свободными руками они должны нарисовать определенный предмет.

Игры на различение эмоций

  • Участники показывают эмоции мимикой или рисунками. «Доброе животное»: Ведущий тихо и загадочно говорит: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно огромное, доброе животное. Послушайте, как оно дышит! Теперь давайте подышим вместе! Вдох — шаг вперед, Выдох — шаг назад. А теперь на вдох сделаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только животное дышит, так же ровно и четко стучит его огромное доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад. Давайте возьмем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Сюжетно-ролевые игры

  • Игроки учатся следовать правилам, договариваться.

Можно сделать вывод, что важно развивать навыки общения у дошкольников. Это задача как семьи, так и детского сада. Развитие коммуникативных способностей происходит в игре и взаимодействии со сверстниками.

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/kommunikativnye-navyki.html

"Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

Воспитателям в детском саду видно, что в последнее время многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, не могут поддержать и развить установившейся контакт.

Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребёнка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Есть дети , которые враждебно относятся к окружающим, не умеют общаться. Они живут в своём мире, чувствуют, что их никто не любит, им кажется, что они не достойны любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же и страдают. Такие дети имеют низкий уровень самоконтроля, им непременно должны помогать взрослые.

Говорят, что внутри у каждого человека есть так называемая «чаша любви», и вот пока человек её не наполнит, он не сможет отдавать свою любовь другим, поэтому так важно как можно раньше заполнить эту «чашу», чтобы он сам мог любить, позитивно общаться, дарить людям радость.

Поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки у дошкольников, основанные на этических нормах и правилах. Всё это поможет жить детям в изменяющейся  социальной среде.

С самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений, как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка.

Основой полноценного, гармоничного развития ребенка дошкольного возраста является общение.

Общение – это, прежде всего, процесс установления контактов, в ходе которого происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание, оценка друг друга.

Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия.

Ребенок реализует свою потребность в общении, самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения (сверстников и взрослых) и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и навыки.

Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:

*        мотивационную («Я хочу общаться») — желание вступать в контакт с окружающими;

*        когнитивную («Я знаю, как общаться») — умение организовать общение, т.е. умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

*        поведенческую («Я умею общаться») — знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — с взрослыми и со сверстниками. И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей различна.

Через общение детей со взрослыми происходит обмен знаниями, способами, результатами деятельности, воплощенными в материальные и духовные культурные ценности.

Взрослый, организуя детскую деятельность, способствует тому, чтобы усваиваемые в игре нормы поведения, способы общения становились регуляторами коллективных взаимоотношений в детском обществе.

Важную роль в развитии общения детей играет их участие в совместной деятельности, в которой создаются условия для проявления отзывчивости, внимания друг к другу и взаимопомощи.

Таким образом в общении со взрослым ребенок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками, — обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе.

Читайте также:  Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте: особенности

Отличия общения со сверстниками от общения со взрослыми состоит в том, что:

  • Контакты со сверстниками имеют особенно яркую эмоциональную насыщенность. Если со взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее спокойно, то разговоры с ровесниками сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньем, смехом и т.д.
  • В контактах дошкольников наблюдается нестандартность высказываний, отсутствие жестких правил. Общаясь со взрослым ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые сочетания слов и звуков.
  • В общении друг с другом у дошкольников преобладают инициативные высказывания над ответными. В контактах ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А общаясь со взрослым, ребенок скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.
  • Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем если бы партнером был взрослый, т.к. последний все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или что-либо рассказывает, т.е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации.
  • В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

Одной из специфических закономерностей развития детей с нарушением зрения является дефицит информации об окружающем мире. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности, и поэтому требует специальной коррекции.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста предполагает:

  1. становление умения владеть средствами общения;
  2. формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение;
  3. установление позитивных взаимоотношений с окружающими: способность выслушать товарищей, корректно выразить свое отношение к собеседнику;
  4. способность выразить собственные мнения, формирование позитивного образа Я;
  5. формирование умения коллективного обсуждения заданий.

Основными формами и методами по формированию способов общения выступают:

  1. Рассматривание иллюстраций с последующим обсуждением увиденного;
  2. Упражнения подражательного характера;
  3. Элементы сюжетно-ролевых игр;
  4. Игры с правилами, настольные и словесные;
  5. Использование пальчиковой гимнастики;
  6. Беседы с использованием речевых и неречевых средств общения.
  • Система работы по развитию средств общения у детей включает 4 раздела:
  • Раздел 1 «Я и мои эмоции»
  • Раздел 2 «Языки общения»
  • Раздел 3 «Умение владеть собой»
  • — Раздел 4 «Культура общения»

В первом разделе «Я и мои эмоции» проводятся игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, понимание своего эмоционального состояния, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Данные игры направлены на умение произвольно изображать и правильно воспринимать эмоции в жизненных ситуациях.

  1. Все задания второго раздела «Языки общения» призваны дать детям представление о различных способах и средствах коммуникации с окружающим внешним миром.
  2. Игры и упражнения данного раздела направлены на развитие возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, позы, эмоций, вербальной речи.
  3. Все задания третьего раздела «Умение владеть собой» призваны научить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения.
  4. Здесь проводятся игры и упражнения направленные на овладение игровыми приемами произвольного расслабления, на контролирование своего поведения в общении с окружающими людьми; на способность принимать верные решения в различных жизненных ситуациях, участвовать в совместной деятельности.

Все игры и упражнения четвертого раздела «Культура общения» направлены на формирование навыков культурного поведения. На овладение приемами вежливого обращения с окружающими, на развитие умения вести диалог.

Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребёнку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.

Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений.

В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

  • Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.
  • С помощью этих игр у детей:
  • -снимаются телесные зажимы;
  • -происходит эмоциональная разрядка;
  • развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
  • -активизируется внимание;
  • -проявляются навыки правил поведения;
  • -повышается самооценка.

В заключении можно сделать вывод, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоим мы — воспитатели и родители.

Загрузить: pamyatka-kommunikaciya-1.doc (459 Кбайт)

Источник: https://evgrafova-push-solnyshko63.edumsko.ru/folders/post/541876

Развитие коммуникативных способностей через игровую деятельность

Дьяченко Я. Н., Свидзинская О. В. Развитие коммуникативных способностей через игровую деятельность // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 320-321. — URL https://moluch.ru/archive/143/40209/ (дата обращения: 04.10.2019).



Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. Главным фактором развития ребёнка в раннем дошкольном детстве является семья.

В условиях детских домов, приютов, центров для детей, находящихся без попечения родителей, дети лишены этого фактора, что приводит к значительным искажениям во всех сферах их развития, в том числе коммуникативной: у них наблюдаются агрессивные проявления, грубость, зависть, обиды, неумение строить дружеские отношения и др.

  • Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
  • ‒ активно вступать в диалог,
  • ‒ задавать вопросы,
  • ‒ слушать и понимать речь,
  • ‒ строить общение с учетом ситуации,
  • ‒ легко входить в контакт,
  • ‒ ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • ‒ пользоваться формами речевого этикета,
  • ‒ регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

В ходе анализа научно-методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были выбраны современные инновационные технологии, такие как: Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»; Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»; Клюева Н. В., Касаткина Ю. В.

«Учим детей общению»; Панфилова М. А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е. В., «Вместе веселее!»; Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»; Семенака С. И. «Уроки добра»; Шипицина Л. М. «Азбука общения»; Яковлев В. И., и многие другие.

На основе изученных технологий мною были созданы картотеки игр, которые я успешно использую в своей работе:

  1. ‒ картотека эмоциональных игр и упражнений;
  2. ‒ картотека сюжетно-ролевых игр;
  3. ‒ картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей.

В данной статье мне хотелось бы представить некоторые аспекты опыта работы по теме «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность».

Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают эмоциональную сферу ребенка.

Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить ребенку собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.

Включая в организацию дидактические игры и игры-драматизации, дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.

В самостоятельной деятельности обеспечиваю возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Одновременно являюсь партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации свободных замыслов, а также при необходимости.

Кроме того, в такой совместной деятельности у меня появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Нужно отметить, что основная задача игр в общении — формирование эмоционального контакта, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. Поэтому занятия должны быть фронтальными, что ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

  • Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников:
  • ‒ развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы.
  • ‒ учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности.
  • ‒ развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание.
  • ‒ воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем раньше педагоги детских домов, приютов, центров начнут работу с детьми по развитию их коммуникативных способностей, тем реальнее будет шанс догнать детям в личностном развитии своих сверстников из благополучных семей. Для этого необходимо сделать среду для воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества, чтобы полученные навыки дети смогли применять в повседневной жизни, что будет способствовать дальнейшей успешной социализации.

Читайте также:  Наглядно образное мышление дошкольников: особенности развития, методы

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коммуникативная способность дошкольников, картотека игр, игра, развитие.

Источник: https://moluch.ru/archive/143/40209/

Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами совместной деятельности | Методические разработки | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей

  • Медведева Оксана Альбертовна
  • Организация: МАДОУ «Детский сад №24»
  • Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста развиваются средствами совместной деятельности, которая реализуется в виде ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игровой деятельности.

Коммуникативные навыки развивать надо в детстве, когда ребенок гибок и пластичен, способен все впитывать в себя. При развитии коммуникативных навыков необходимо учесть возрастные особенности и создать благоприятные условия: свободную, непринужденную обстановку, способствующую коммуникации детей.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять в рамках специально организованной педагогической работы. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста предполагает:

  1. научение общению на основе развития умений коммуникативного взаимодействия, развития монологической и диалогической речи, сближения детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе, формирования эмоционально-нравственных основ поведения и общения;
  2. научение сотрудничеству на основе умения следовать словесным инструкциям, контроля своих действий в условиях коллективного взаимодействия, воспитания доверия и чувства ответственности;
  3. развитие умения активно слушать на основе умения общаться на вербальном и невербальном уровнях, развития слухового восприятия, умения формулировать вопросы, выделять основную мысль, умения использовать прием активного слушания;
  4. развитие умения перерабатывать информацию на основе  умений устанавливать логические связи, делать умозаключения, аргументировать свою точку зрения;
  5. развитие умения «конструировать» свое высказывание на основе умения точного и лаконичного изложения своих мыслей, умения давать доброжелательную оценку, устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

В соответствии с этим развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в нескольких направлениях:

  1. учить детей общению.
  2. учить детей сотрудничать.
  3. развивать умение активно слушать.
  4. учить перерабатывать информацию.
  5. учить «конструировать» текст для другого человека – взрослого и сверстника [1, с. 34].

В каждом из названных направлений могут быть определены узкие задачи, на решение каждой из которых направлены определенные упражнения.  Так, в например, в направлении «Учить детей общению» решаются задачи научить слышать, понимать и подчиняться правилам. Для этого используются упражнения «Зайчики и лиса», «Игра в тарелочку», «Травинка».

В направлении «Учить детей сотрудничать» решаются задачи использования  приема активного слушания (развитие мыслей собеседника) – упражнения «Играем со сказкой», «И это хорошо  и это плохо»; в направлении «Развивать умение активно слушать» решаются задачи установления «обратной связи» при взаимодействии с другими людьми – упражнения «Телевизор», «Диалоги».

Л. Дубина описывает опыт работы по созданию условий для развития коммуникативных навыков у детей. Эта работа представлена в четырех направлениях, в каждом из которых определена конкретная задача, предлагается комплект игр, задний, упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей.

Все эти направления обеспечивают:

  • развитие речевой активности детей и коммуникативной направленности их речи (путем специального моделирования ситуаций общения, обучения использованию различных типов коммуникативных высказываний);
  • овладение детей «схемой беседы»;
  • развитие деловых и игровых мотивов вза­имодействия детей со взрослыми и сверстниками;
  • усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов («говорящих» рук), использование их в практике общения;
  • развитие диалогической речи детей (в процессе специальных приемов «комментированного рисования», игр-драматизаций);
  • отражение коммуни­кативного содержания (отношения между людь­ми) в движении, схематическом рисунке, речи;
  • понимание мотивов поведения и характеров литературных персо­нажей (путем введения «внутренних монологов» и элементов драматизации);
  • умение актуализировать в общении содержание собственного эмоционального, бы­тового, игрового опыта;
  • развитие языковой способности, речевого творчества, связной речи.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников, включая игровую, конструктивную и другие.

Наибольшие возможности в развитии коммуникативных навыков у детей имеет игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте и подлинная социальная практика, дающая опыт коммуникативного взаимодействия. Так, игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки.

Игры с целью развития коммуникативных навыков у детей делятся на четыре вида: игры на развитие умения сотрудничать, игры на умение активно слушать, игры на умение перерабатывать информацию, игры на уме­ние конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).

Любая из  игр многофункци­ональна, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных навыков [2, с. 19].

Известно, что в игре развиваются два типа отношений: реальные детские взаимоотношения; игровые отношения (ролевые). Оба типа отношений включают диалогическое общение. Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы – обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем: (распределение ролей, уточнение действий, совместная драматизация и т. д.) [3].

Эффективным способом развития диалогической речи является дидактическая игра. Разыгрывание инсценировок с куклой, мишкой, незнакомкой интересны детям. Разговор ведется от имени персонажа.

Сюжеты берутся из детской жизни, из знакомых художественных произведений, именно в дидактических играх происходит автоматизация поставленных звуков, их дифференциация, развивается, углубляется словарь детей, грамматическая сторона речи [3].

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («гуси-лебеди», «Фанты», «Краски», «Обыкновенные жмурки»). В них закрепляется умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, формулировать вопрос правильно.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно – в виде «игровых пятиминуток». При знакомстве с правилами игры воспитатель должен продумать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры, отмечает Г.Г. Осипенко [3].

Развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста способствует обучение их диалогической речи, которая представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалоги могут быть включены в процесс игрового действия. 

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

Участие ребенка в диалоге требует от него сложных умений:

  • внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником;
  • формулировать в ответ собственное суждение;
  • правильно выражать его средствами языка;
  • менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
  • поддерживать определенный эмоциональный тон;
  • слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений, которые развиваются у детей в условиях совместной деятельности:

  • умение адресовать речь собеседнику;
  • умение привлекать его внимание к себе;
  • умение общаться в доброжелательной форме;
  • умение расспрашивать собеседника, получая информацию.

Важным условием развития диалогической речи у детей является организация речевой среды, взаимодействие взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Это условие достигается при совместной деятельности.

Для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет совместная деятельность, в процессе которой возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования действий, оценка ее. В совместной деятельности устанавливается контакт между детьми, происходит обмен замыслами, мнениями, стимулируется их активность. 

В процессе совместной деятельности в целях развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста  может проводиться  беседа. Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

В беседе систематизируются и уточняются представления о жизни ребенком, его знания становятся четче и осмысленнее. Взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, формирует диалогическую речь.

При этом ребенок учится слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на повседневные вопросы, ясно выражать свои мысли в словесной форме. [3].

В процессе совместной деятельности необходимо учить детей задавать вопросы.

Это можно делать, например, в игре с опорой на игрушки, яркие интересные предметы, куклы из кукольного театра, при переодевании, использовании шапочек, деталей костюмов персонажей, чтении стихов, считалок, потешек в кругу и т.д.

Развитию у детей умения задавать вопросы как условию развития коммуникативных навыков необходимо уделять много времени, поскольку умение задать вопросы говорит о мыслительной деятельности ребенка и овладении речевыми средствами.

Полезно вызывать детей на спор, на обсуждение сложных проблемных вопросов в форме речевых логических задач. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, ответ на которую может быть получен благодаря рассуждению, анализу, сравнению.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – длительный по времени, систематический и целенаправленный процесс. Развитию коммуникативных навыков у детей способствует совместная деятельность.

Работа по развитию коммуникативных навыков у детей может проводиться в условиях разного вида игр как условия совместной деятельности.

Вне зависимости от выбора вида совместной деятельности необходимо научить детей общению, сотрудничеству, развить умение активно слушать, научить перерабатывать информацию, развивать умение «конструировать» текст для другого.

Список использованной литературы:

  1. Кузьмин, С. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / С. Кузьмин // Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200500212
  2. Гриднева, Л.А. К проблеме поиска путей и способов решения задач образовательной области «Коммуникация»  в ДОУ [Текст] / Л.А. Гриднева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №11. – С. 91-94.
  3. Смирнова, Е.О., Мещерякова, С.Ю., Ермолова, Т. В. Игры и игрушки для детей раннего возраста [Текст] / Е.О. Смирнова и др. – М.: Академия, 2004.

Источник: https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/552

Ссылка на основную публикацию