Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца происходит по индивидуальному графику, поэтому точно спрогнозировать изменения не получится. Тем не менее, анализируя нормы показателей для этого возраста, детские врачи и родители могут делать вывод о том, не отстает ли кроха в развитии и не нужна ли помощь специалистов.

Дети в 14 месяцев в Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяцабольшинстве своем уже откликаются на имя, причем некоторые из них умеют его произносить на свой лад, знают названия некоторых предметов, способны показывать на них и приносить их по просьбе взрослых.

Кроха в один год и два месяца уже умеет проявлять эмоции, выражая недовольство отчаянным криком, требуя понимания и признания взрослых. Происходят определенные изменения и в физической активности.

Малыш в этом возрасте увереннее ходит, учится бегать, встает и садится без помощи.

Но главная особенность этого периода — неутомляемость малыша: он не устает после бурно проведенного дня и готов заражать всех вокруг огромной лавиной энергии.

После годика дети становятся более общительными, с удовольствием идут на контакт с окружающими, не вызывающими у них подозрения, активно познают мир через тактильные ощущения. Родители не должны мешать проявлениюРазвитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца инициативы ребенка, поощряя его желание знакомиться с окружающими его предметами и объектами, объясняя и показывая.

Считается, что дети должны научиться писать, читать, считать, бегать в определенные сроки. Незначительные отклонения от этих сроков обычно списываются на индивидуальные особенности развития малыша. Но существенные отклонения чаще всего считаются признаками задержки в развитии.

Своевременное выявление задержек и их корректировка позволит наладить процесс развития малыша. Основная форма обучения малыша в возрасте 1 года и 2 месяцев — игровая. В ходе игры кроха лучше усваивает материал, а система поощрений стимулирует у него интерес к происходящему.

Особенности физического развития малыша

Что умеет кроха в 1 год и 2 месяца, помимо ходьбы? Конечно же, в этом возрасте дети все еще помнят навыки ползанья и с удовольствием ими пользуются. Малыши с легкостью преодолевают препятствия, включая лестницы, залезают на стул, стол, пробуют ходить задом, учатся слезать с дивана и со стула, ходят без поддержки в большинстве случаев.

Чадо после года тратит уйму сил и времени на то, чтобы исследовать как можно больше территории в доме, где находится. Малыш с одинаковым удовольствием «путешествует» по комнатам у родителей, у бабушки с дедушкой или в гостях у незнакомых людей. Он уже достаточно уверенно может сидеть на обычном стуле.

Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяцаОн играет с мячом как ногами, так и руками, поэтому у ребенка должно быть несколько мячей для игры дома и на улице.

В этот период малыш начинает использовать в жизни бытовые предметы, включая столовые приборы, зубную щетку. Ребенок уже пробует сам умываться, вытирать руки и лицо полотенцем, чистить зубы и самостоятельно кушать.

Одним из самых любимых занятий ребенка является исследование содержимого шкафов. Малыш не только вынимает с полок разные предметы, но и пробует их на вкус. Во время одевания и раздевания кроха делает попытки помогать родителям, застегивая молнии и просовывая руки и ноги в рукава и штанины.

Особенности психологического развития в год и два месяца

В 1 год и 2 месяца кроха внимательно наблюдает за взрослыми, перенимая их манеру поведения. Малыш старается быть похожим на маму, на папу, на старших брата или сестру, открыто выражает чувства и эмоции.

Впрочем, в 14 месяцев ребенок уже способен на пусть и примитивное, Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяцано лукавство. Он, конечно, не способен врать, но уже вполне осознанно манипулирует взрослыми для получения желаемого.

В этом возрасте родители особенно радуются проявлениям чувств малыша по отношению к ним. Дело в том, что в 14 месяцев ребенок особенно активно показывает свою любовь к родителям. Он часто обнимает, целует, старается говорить ласковые слова не только маме, но и папе, бабушке или дедушке.

В 1 год и 2 месяца ребенок хорошо знает лица и имена знакомых ему людей, узнает их по фото и голосу. Если малыш слышит знакомое имя в разговоре, он может попробовать принять участие в разговоре, показывая, что имя упоминаемого человека ему знакомо. В словаре активной речи малыша в этом возрасте уже около 20 простых слов, которыми он пользуется.

Если кроху заставлять делать то, что ему не нравится, он будет выражать протест, и это нормально. В 1 год и 2 месяца у малыша уже проявляется Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяцасобственное «я», поэтому родителям нужно научиться находить компромисс с ребенком, не подавляя его личностных качеств.

С малышом в этом возрасте уже нужно начинать работать над развитием моторики и творческих способностей – заниматься рисованием, лепкой, примитивной аппликацией. Конечно же, для детей в этом возрасте существует целый ряд развивающих игр, с помощью которых можно стимулировать их психоэмоциональное развитие.

Рацион питания в 14 месяцев

После года малыша уже можно переводить на общий стол и трехразовое питание. Между основными приемами пищи малышу можно давать перекусы в виде фруктов, соков или Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяцакефира. Между обедом и ужином малыша нужно накормить полдником, в который также могут входить фрукты, несладкое печенье, кисломолочные продукты.

Блюда для малыша в этом возрасте нужно стараться готовить таким образом, чтобы в них сохранялось как можно больше полезных питательных веществ. Если это котлеты, то они должны быть приготовлены на пару, если омлет, то запеченный в духовке или приготовленный на водяной бане. Гармоничное развитие ребенка во многом зависит от рациона питания на каждом этапе его жизни.

Чтобы кроха проявлял интерес к еде, родителям нужно стараться готовить не только вкусные, разнообразные и полезные блюда, но и красивые. Если мама украсит котлетку для малыша глазками и ртом из лука-порея и яичного желтка, а пюре окрасит в разные цвета натуральным соком свеклы, моркови и шпината, то ребенок проявит гораздо больше энтузиазма за столом.

Пить ребенку этого возраста  можно давать обычную Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяцаводу, а также натуральные соки, кисели, кисломолочные продукты и компоты с минимальным содержанием сахара.

Острые, консервированные, с излишком специй продукты (колбасные изделия, копчености, сушеную и маринованную рыбу) давать малышам в этом возрасте запрещено. В 1 год и 2 месяца ребенка можно продолжать эпизодически прикладывать к груди для поддержания иммунитета и сохранения эмоциональной связи с матерью.

Как правильно воспитывать кроху в 14 месяцев?

В возрасте 1 года и 2 месяцев для детей особенно важно чувствовать себя частью семьи, равноценным ее членом. Именно этой потребностью можно объяснить острое желание чада есть только вместе со взрослыми за общим столом. Родителям не нужно препятствовать этому.

Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяцаКуда более правильным станет стимулировать интерес крохи к процессу приема пищи интересными блюдами и похвалой.

Если у ребенка пока не получается есть самостоятельно аккуратно и быстро, важно не пытаться ему помогать, тем самым подтверждая его личную беспомощность в этом деле. Пусть малыш учится на примере взрослых и на своих ошибках – рано или поздно у него все получится.

В 1 год и 2 месяца, несмотря на активное развитие, малыш по-прежнему нуждается в поддержке и защите близких людей. Кроха может попросить защиты в самый невинный на первый взгляд момент – очень важно в этом случае ему не отказывать и конечно же, не насмехаться.

Дети в один год и два месяца достаточно быстро передвигаются по дому, достают до предметов в шкафах, на полках, бросают вещи и игрушки, не способны сосредоточить внимание на какой-то определенной деятельности.

Кроме того, в этом возрасте малыши становятся маленькими бунтарями, часто Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяцаделают что-то родителям назло, чтобы проверить границы дозволенного. Именно так проявляется кризис первого года.

Родителям нужно быть готовыми к его проявлениям. К двум годам острые углы сгладятся, и малыш снова станет покладистым и послушным.

Как играть с малышом в 14 месяцев?

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца имеет одну особенность: малыш уже готов развлекать себя самостоятельно, чем значительно упрощает жизнь родителям. Именно игра в одиночестве считается ведущей деятельностью малыша в этом возрасте.

В процессе игры происходит активное развитие ребенка, который учится выстраивать причинно-следственные связи, повторяет поведение взрослых, Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяцазнакомится с примитивными законами физики. Как только малышу становится скучно, он зовет родителей принять участие в игре.

Принимая во внимание небогатый игровой опыт ребенка, родителям необходимо подавать ему новые идеи для игр. Например, можно предложить ему поиграть в ролевые игры с мягкими игрушками, которых можно кормить, укладывать спать или водить на прогулку.

Также можно играть с малышом кубиками, пирамидкой, матрешками. Дети в этом возрасте с удовольствием пробуют:

  • строить башни;
  • собирать и разбирать пирамидки;
  • складывать матрешку;
  • играть с игрушками-вкладышами и пр.

Развлекать малыша можно также обычными машинками, устраивая мини-гонки, куклами, играя в детский сад или больницу (это нравится как мальчикам, так и девочкам), а также мячом, книжками в твердом переплете.

О медицинском сопровождении

После года малыши должны получить несколько прививок:

  • против краснухи;
  • против кори;
  • против гепатита В;
  • против эпидемического паротита.

Если у родителей есть подозрения, что развитие ребенка проходит со сбоями и его физические, психические показатели не соответствуют норме, то им необходимо обратиться за консультацией к детскому врачу. Также стоит следить за реакцией организма малыша на введение новых продуктов в рацион питания. Частые аллергии должны стать поводом для консультации у детского аллерголога.

Памятка для родителей

Развитие детей в 1 год и 2 месяца, каким бы индивидуальным оно ни было, подразумевает наличие у них любимых и нелюбимых занятий. Малыши особенно любят делать следующие вещи:

  • купаться;
  • принимать участие в массажных процедурах с элементами игр;
  • наблюдать за животными и птицами;
  • копаться в песке и земле;
  • смотреть мультфильмы;
  • слушать музыку и танцевать;
  • бросать и раскидывать игрушки;
  • контактировать с домашними питомцами.

Есть у малышей и нелюбимые занятия в этом возрасте. Дети обычно не проявляют энтузиазма, когда им нужно:

  • одеваться;
  • кушать;
  • демонстрировать речевые навыки по требованию.

Вывод. Понимая, что развитие ребенка в 1 год и 2 месяца имеет свои особенности, родители должны проявлять терпение, окружать кроху лаской и заботой, способствуя становлению его личности.

В этот период очень важно не обесценивать маленькие победы и достижения ребенка, понимая, что именно так происходит его развитие. Вместе с тем нужно следить за процессом взросления крохи, своевременно отмечая задержки развития, если они имеют место.

Помните о том, что каждый ребенок уникален и нуждается в особом подходе.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/1-3-goda/razvitie-rebenka-v-chetyrnadtsat-mesyatsev.html

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца: основные навыки и умения

В 1 год и 2 месяца физическое и психическое развитие ребенка идет не менее интенсивно, чем в предыдущий период его жизни. Теперь у маленького непоседы есть возможность самостоятельно передвигаться, а это значит, что он значительно расширит освоение территорий.

Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Основные навыки

Дети в этом возрасте уже многое умеют:

  • ходить без чьей-либо помощи;
  • узнавать родных людей и различать их голоса;
  • производить несложные действия с предметами (например, катать машинку или ездить на детском автомобиле, отталкиваясь ножками, а также открывать дверки, нажимать на кнопки);
  • произносить звуки, которые «говорят» животные (коровка— «му-у-у», собачка —«ав» и т. д.)
  • понимать обращенные к ним просьбы и просить о чем-то, иногда изображая действиями (например, чтобы взяли на ручки) или используя знакомые слова («дай»);
  • произносить коротенькие словечки или просто слоги (на, дай, ням-ням, мама, баба и др.)
Читайте также:  Фитбол для грудничков: упражнения для новорожденных в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 месяцев, а также для 1 года

В это время значительно расширяется пассивный словарный запас малыша. Он уже понимает почти все слова, обращенные к нему. Может что-то показать, принести, дать или взять.

И все же каждый новый день для деток в этом возрасте полон открытий. Каждую минуту они узнают что-то новое, чему-то учатся. Их любопытству нет предела.

Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Особенности развития когнитивной сферы

Когнитивная сфера включает в себя следующие психические процессы:

  • мышление;
  • восприятие;
  • понимание;
  • память;
  • внимание.

В год и 2 месяца у детей преобладает наглядно-действенная форма мышления. Она заключается в том, что ребенок выполняет практические действия с реальными предметами и объектами, изменяя окружающую действительность. Именно поэтому дети все тянут в рот, пытаются бросить или сломать — так проявляются первые попытки исследовательской деятельности и понимания устройства окружающего мира.

Для малышей этого возраста нет более любимого занятия, чем выгрести из кухонных шкафов все, что попадется под руку и от души погреметь крышками и кастрюльками. Не спешите ругать за это кроху, ведь это часть его развития.

Таким способом ребенок получает знания об окружающих его предметах и их свойствах. Расскажите сыну или дочке, как называются эти предметы и для чего они нужны. Попросите повторить названия и обязательно похвалите за любые попытки их произнести.

Тем самым вы будете способствовать развитию речи.

Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Сензитивные периоды

Возраст 1 год и 2 месяца одновременно входит в несколько сензитивных периодов развития ребенка:

  • восприятия порядка (от рождения до 3 лет);
  • развития речи (от 1 года до 3 лет);
  • сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет);
  • развития движений, действий и крупной моторики (от 1 года до 4 лет)

Сензитивный период — значит наиболее благоприятный, когда малыш в большей степени чувствителен к получению тех или иных навыков и умений. Если сензитивный период пропущен или, наоборот, еще не наступил, а ребенка пытаются учить, то результаты будут достигаться с большим трудом.

Чтобы узнать, развитию каких навыков следует уделить особое внимание в 1 год и 2 месяца, рассмотрим более подробно каждый из сензитивных периодов.

Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Восприятие порядка

Порядок для ребенка означает не совсем то, что для взрослого человека.

Вещи, лежащие на отведенных для них местах, определенное расписание, по которому проходит каждый день, одежда, аккуратно сложенная на стульчике по вечерам, — все это для ребенка означает стабильность мира. Это значит, что в доме и семье все хорошо, все спокойно. Соответственно, бояться нечего, для беспокойства нет причин.

Деткам в этом периоде проще всего привить первые навыки самообслуживания и аккуратность. Малыши сами стремятся помогать маме во всем, и нельзя им в этом отказывать, даже если это порой идет вразрез с вашими планами.

Позвольте крохе помочь вам вытереть пыль, разгрузить стиральную машинку или «подмести пол», привлекайте его в игровой форме к уборке игрушек. И, конечно, не забывайте хвалить.

Если вы будете терпеливы и последовательны, то в будущем вам не придется ругаться на неряху подростка, раскидывающего свои вещи по всем углам.

Развитие речи

В возрасте от 1 года до 3 лет очень интенсивно развивается устная речь. Пассивный, а затем и активный словарный запас ребенка растет с каждым днем.

Этот период самый благоприятный для усвоения языковых норм. Именно поэтому нельзя сейчас сюсюкать с малышом, коверкать слова, даже если они и звучат забавно. Запомните: именно сейчас вы даете своему ребенку образец правильной и красивой речи. Говорите четко и ясно, если хотите, чтобы и ваш ребенок говорил так же.

Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Сенсорное развитие

В этом периоде у ребенка развивается умение слышать, видеть, различать запахи и вкусы. Это все происходит естественно, как бы само собой, в повседневной жизни, но родители могут способствовать более интенсивному развитию сенсорных способностей.

Для этого нужно обеспечить малышу как можно больше разнообразных зрительных, вкусовых и тактильных ощущений. Самый простой и эффективный способ — игры.  Очень хороша, например, игра в «Волшебный мешочек».

В непрозрачный пакет кладем самые разные предметы:

  1. кусочки ткани (шифон, бархат, брезент);
  2. бумаги (салфетка, тетрадный листочек, картон, наждачная бумага);
  3. небольшие игрушки, изготовленные из металла, дерева, пластика и т. д.

Затем предлагаем малышу на ощупь достать что-то из мешочка, называем материал и фигурку. Вместе рассматриваем «добычу», трогаем, гладим и производим другие возможные действия, обязательно сопровождая объяснениями.

Массажные коврики, по которым так приятно ходить босиком, и маленькие мячики с шероховатой поверхностью будут сейчас тоже очень кстати.

Привлекайте малыша к слушанию разнообразных звуков: например, постучите ложечкой по стеклянному стакану, а потом по металлической кастрюльке и деревянному столу, сравните эти звуки. Пошуршите бумажкой, поскрипите дверью, похлопайте в ладоши, послушайте шум дождя или ветра, красивую музыку — все это сейчас очень интересно и важно для развития вашего ребенка.

Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Развитие движений, действий и крупной моторики

Все родители знают, насколько подвижны малыши, недавно научившиеся ходить. Они стремятся освоить все вокруг, поэтому постоянно куда-то забираются, лезут, карабкаются. В этот период совершенствуется координация движений, детки учатся управлять своим телом, осваивают новые движения.

Очень важно сейчас предоставить ребенку возможность свободного перемещения по квартире, максимально обезопасив его. Пусть он забирается на диван и слезает с него, пусть прыгает, спускается и поднимается по лестнице.

Обеспечьте маленькому непоседе разнообразие движений. Для этого у него должны быть:

  • мячи разного диаметра – маленькие мячики можно катать, пинать ножкой или кидать, а на больших можно прыгать или кататься самому;
  • кегли – эта игра хорошо тренирует координацию движений, глазомер и крупную моторику;
  • всевозможные каталки, кукольная коляска – благодаря им ребенку интереснее ходить, он становится более уверенным в своих движениях;
  • ступеньки или наклонная поверхность для ползания;
  • большой мягкий валик — по нему ребенок может ходить с поддержкой взрослого, тренируя координацию движений, или, лежа на валике животом, кататься вперед и назад;
  • большая машина-каталка для тренировки ножек и обучению ориентирования в пространстве.

Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Самостоятельность

Дети после года уже стремятся к самостоятельности. Они во многом пытаются подражать взрослым. Используйте это стремление правильно: учите малыша держать ложку и пить из кружки, расчесываться, надевать шапочку, использовать по назначению зубную щетку и другие предметы, которыми пользуются взрослые.

Доверяйте крохе складывать в коробку его игрушки, выгружать купленные продукты из пакета. Это поможет ему чувствовать себя большим и сильным.

Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Установление причинно-следственных связей

В возрасте после 1 года у ребенка увеличивается способность видеть причинно-следственные связи (например, если толкнуть мячик, то он покатится; если нажать кнопочку на музыкальной игрушке — запоет песенка)

Развитию этой способности помогают всевозможные музыкальные игрушки, игрушки с выпрыгивающими фигурками, машинки с веревочкой, водяная мельница, «Зайкина горка» и др.

Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Нахождение общих признаков и обобщение

На втором году жизни ребенка активно развивается интеллектуальная сфера (память, мышление, внимание). Малыш учится сравнивать предметы, находить в них общие и отличительные признаки, узнает о размере, форме и цвете, проявляет интерес к своему телу.

Помочь ребенку в этом нелегком процессе вы можете, играя с ним в домино с картинками, собирая крупные детские пазлы, находя парные мемо-карточки, собирая пирамидки и игрушки-вкладыши (стаканчики разного диаметра, матрешки).

Развивая и обучая ребенка, ни в коем случае не навязывайте ему насильно какие-либо знания или умения. Проводите все развивающие занятия исключительно в форме веселой и интересной игры, тогда процесс обучения будет гораздо эффективнее и принесет удовольствие и вам, и малышу.

Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Примеры развивающих игр с использованием привычных игрушек

Не всегда у родителей есть возможность купить дорогие развивающие игрушки. Но это не беда: даже самые простые и привычные игрушки прекрасно способствуют развитию ребенка, если использовать их с фантазией.

Главное сейчас для малыша — научиться соотносить то, что видят глазки, с тем, что делают ручки. Поэтому сначала учимся просто ставить один кубик на другой; если получается, то пробуем поставить еще один. После можно показать ребенку, как строить паровозик, мостик, пирамиду, домик для маленькой игрушки, ну и, конечно, высокую-превысокую башню.

Сложить пирамидку легко для взрослого, но не для крохи, которому чуть больше года от роду. Учим малыша сначала складывать колечки от самого большого к самому маленькому, потом наоборот. При этом проговариваем цвета и называем размер «большое, среднее, маленькое».

Из колечек пирамидки можно выкладывать на столе или на полу различные фигурки, например цветочек или мишку.

Игра с сортером сама по себе является развивающим занятием. Объясняем и показываем малышу, как вставлять фигурки в отверстия. Он должен понять, что фигурка входит только в отверстие, подходящее по форме. Обязательно озвучиваем названия фигурок. Если у малыша все получается, радуемся и хвалим его.

Вашему ребенку 1 год и 2 месяца – он еще такой маленький, но уже такой большой. С каждым днем он становится все сообразительнее и любопытнее, все активнее и сильнее. Задача родителей в этот период — поддерживать, учить и всесторонне развивать малыша. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этом нелегком, но увлекательном и благодарном деле.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvitie-rebenka-v-1-god-i-2-mesyatsa

Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца: развитие, меню, питание, режим дня

Перешагнув первый год жизни, малыш крепнет физически и активно развивается в психологическом и эмоциональном плане. Подойдя к возрасту 1 год и 2 месяца, ребенок становится более самостоятельным, в нем чаще проступают личностные качества.

Наблюдая за малышом, можно заметить, как быстро меняются его пристрастия: только что малыш тихо и сосредоточенно раскладывал кубики на ковре, а через минуту заинтересовался кухонным шкафчиком и загремел кастрюлями и крышками. Каждое занятие доставляет ему истинное удовольствие, ведь он сам, без чьей-либо помощи открывает мир.

Твердо встав на ноги, ребенок растет и развивается, становится исследователем и экспериментатором.

Малыш, который начал ходить сам — это любопытный первооткрыватель, который теперь почти не зависит от мамы. Развитие ребенка в этот период претерпевает значительные изменения

Физические параметры

Физическое развитие малыша к 1 году и 2 месяцам можно представить в виде таблицы. Приведем в ней общие показатели:

Рост 74-82 см
Масса 10-13 кг
Окружность головы 46-48 см
Объем груди 48-51 см

Отклонения в меньшую или большую сторону по росту или весу – это не повод для тревоги. Дети рождаются с разным весом и ростом, живут в разных социальных условиях, могут болеть, генетически унаследовать какие-то особенности развития – все показатели требуют индивидуального подхода с учетом приведенных факторов.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что обычно ест ребенок в 1 год?

Разнообразив меню, нельзя забывать о сбалансированности питания. Малыш должен получать в полном объеме все, что необходимо его растущему организму.

Читайте также:  Что должен знать и уметь ребенок в 6 лет: а также рост, сколько весит, особенности памяти, речевое, физическое развитие девочек и мальчиков, упражнения, игры и занятия

ИНТЕРЕСНО: что в норме должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца?

Характер и как с ним жить

Превалирующее мнение родителей, по чьим указкам до сих пор шла жизнь ребенка, начинает давать трещину. Малыш проявляет характер и неожиданно может ответить отказом на просьбу мамы не шуметь или не брать какие-то вещи.

Столкнувшись с такой ситуацией, родителям следует выработать правильное отношение к новым действиям крохи. Категорически пресекать сердитое детское «нет» не стоит, но и безропотно соглашаться — тоже не выход.

Найдите «золотую середину» и постарайтесь мягко, но доходчиво объяснить малышу, в чем он неправ.

Часто маму раздражает хаотичное разбрасывание ребенком игрушек, одежды, книжек, однако в его действиях нет злого умысла или вредности. Мышцы ребенка в 1 год и 2 месяца привыкают к новому вертикальному положению, ведь он уже много ходит.

Хорошая координация движений еще не сформирована, и малыш, инстинктивно разбрасывая предметы, укрепляет их, учится правильно распределять нагрузку.

Кроме того, перебирая предметы, он сопоставляет их по размеру и весу, одновременно познавая мир.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как проходит развитие ребенка в 1 месяц? Разбрасывание игрушек по квартире — «болезнь» большинства детишек такого возраста. Чаще всего они делают это не из вредности, а из интереса к новым возможностям

Умения и навыки

Следя за развитием ребенка, мамы задаются вопросом о том, что он должен уметь к возрасту 1 год и два месяца (рекомендуем прочитать: гармоничное и здоровое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев).

Основные навыки закрепляются, появляются новые. Естественно, все это происходит с вашим непосредственным участием, через игры и общение с ребенком. Не упускайте ни одного дня для совершенствования навыков малыша.

Общая картина выглядит так:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенку 1 год и 1 месяц: что он в норме должен уметь?

  • ребенок ходит уверенно, легко передвигается по квартире, не требуя маминой руки;
  • справляется с большими игрушками, машинками, лошадками, велосипедами, знает, как с ними играть;
  • внимательно рассматривает книжки с рисунками животных, учится имитировать их звуки (собака – «ав», кошка – «ки» или «кис», гусь – «га»);
  • речевые навыки пополняются слогами, означающими полные слова (еда – «ням», мама – «ма» или «мам», соска – «сось», папа – «па», невкусные и грязные вещи – «кака»);
  • хорошо отличает голоса близких и незнакомых людей;
  • старается подражать действиям взрослых членов семьи («говорит» по телефону, расчесывается, делает зарядку);
  • может различать предметы и их назначение по названиям (пойдет в кроватку, если его об этом попросить, а не станет подходить к телевизору);
  • способен производить несложные действия (включить телевизор, открыть или закрыть ящик тумбочки или шкафа, открыть пульт);
  • соотносит свои желания с предметами в доме (показывает на холодильник и говорит «ням»);
  • просит маму с ним поиграть в определенную игру (покататься на «лошадке», полетать самолетиком).

Развитие продолжается по индивидуальному сценарию, но есть и общие навыки, которые малышам в 14 месяцев недоступны. Как правило, ребенок не может:

Время для таких умений еще не пришло, но немного позже он обязательно их освоит. Ребенку понадобится ваша помощь, постарайтесь дать ее вовремя, чтобы развитие малыша шло правильно.

В возрасте 1 год и 2 месяца малыш начинает активно передвигаться по квартире и исследовать все ее уголки, игра увлекает его сейчас больше всего на свете

Распорядок дня и режим питания

Как и раньше, в режиме дня ребенка сохраняются основные пункты: сон, питание, прогулки. Если и вносятся какие-то изменения, то все они связаны с индивидуальным ритмом жизни малыша. Разберем каждый пункт режима подробнее:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: режим дня для ребенка 2-х лет

  • Сон. Дневной сон может сократиться с двух раз по 1-1,5 часа, до одного на 1,5-2 часа, однако стоит присмотреться к крохе. Если днем он спит оба раза спокойно, значит, еще не готов перейти на сон один раз за день. Если же малыш плохо укладывается, постоянно просыпается, переводите его на одноразовый, но более продолжительный дневной сон.
  • Питание. Большинство детей остаются на 4-5 разовом питании, но доктор Комаровский считает, что к этому возрасту детей можно кормить только 4 раза в течение дня. Если ваш малыш утром требует грудь, сохраните на время эту привычку, но подкорректируйте сам режим питания. Сохраняйте тот же режим между приемами пищи в 3-4 часа и разработайте правильный рацион.
  • Меню (рекомендуем прочитать: примерное меню ребенка в 1 год и 14 рецептов). Чтобы поддерживать сбалансированность питания, пропишите для себя примерное меню:
    • завтрак – каша (можно не протирать), творог, овощи, яйца, рыбное или мясное пюре, питье –морсы, молоко, травяные чаи;
    • обед – овощной или мясной суп, второе с гарниром, на сладкое компоты, кисели, муссы;
    • полдник – кисломолочные блюда (творог, йогурт) с печеньем или фруктами;
    • ужин – совместим с блюдами для завтрака.

Занятия для умственного развития

Развиваем речевые навыки:

  • все свои действия, которые вы выполняете вместе с малышом, озвучивайте (например, «берем мишку и кладем его в ящик», «возьмем штанишки и оденем их на ножки», «держим ложку и кушаем кашку»);
  • даем названия частям тела, выполняя с ними какие-то действия («помоем ладошки», «пошевелим пальчиками», «похлопаем по ножкам»);
  • рассматривая вместе с малышом развивающие книжки, описываем, что в них изображено;
  • разучиваем короткие детские стишки.

Изучаем формы и свойства:

  1. Определяем форму предмета — например, шарик и кубик. Объясняем на наглядном примере их свойства – шарик катится, кубик подходит для строительства башенки.
  2. Показываем свойства материалов и предметов: переливаем воду, мнем или рвем бумагу, закрываем и открываем крышки коробочек или кастрюль. Занимаясь с ребенком, следите за безопасностью. Кроха все еще будет пробовать на вкус, да и зубки у него режутся.
  3. Начинаем рисовать. Дайте малышу краски, карандаши или мелки. Создавать что-то своими руками – огромное удовольствие для крохотного человечка, познающего мир.

Общение:

  • осваиваем вежливые приветствия и обращения (говорим с ним «привет», «пока-пока», «доброе утро», «пожалуйста»);
  • приучаем делиться игрушками или едой.

Занятия для физического развития

Крупная моторика:

  • расширяем навыки ходьбы, предлагая малышу ходить по прямой линии (проведите линию на полу цветными ленточками);
  • учим перешагивать через препятствия, ходим за ручку по ступенькам, залезаем на невысокие бордюры;
  • вместе с ребенком собираем игрушки (например, перекладываем их с пола на стул).

Мелкая моторика:

  • предлагаем малышу собрать пирамидку из колечек или башенку из кубиков (необязательно добиваться от крохи идеальных форм сооружения);
  • учим пересыпать крупу или макароны из одной чашки в другую (следите, чтобы ребенок не потянул их в рот);
  • приспособьте для игры прищепки, прикрепив их к подушке или мягкой игрушке, предложите малышу снять их.

Важный момент – вы должны не занять ребенка, а проводить все занятия со своим чадом. Таким образом вы совместите две задачи: разовьете умственные и физические способности ребенка. Кроме того, общение ребенка с мамой полезно обоим.

ИНТЕРЕСНО: полезные занятия для детей 2 лет Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/rebenok-1-god-2-mesyaca.html

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца и девятый скачок роста

27 Сентября 2018

Давайте сегодня поговорим о навыках и умениях ребенка в 1 год и 2 месяца, в чем особенности этого возрастного периода развития, что же он уже должен уметь делать.

Что должен уметь малыш в 1 год и 2 месяца

  • Самостоятельно ходить
  • Самостоятельно вставать без опоры
  • Прожёвывать еду, состоящую из кусочков
  • Пить из чашки-непроливайки без посторонней помощи
  • Стараться самостоятельно кушать ложкой
  • Пытаться воспроизводить произнесенные кем-то слова или жестикулировать
  • Самостоятельно использовать около пяти слов/жестов
  • Днём в этом возрасте ребенок переходит на один дневной сон
  • Чистить зубы с маминой помощью 
  • Пробовать вытирать руки полотенцем 
  • Снимать носки и шапочку
  • Активно участвовать в повседневных делах и играх (одеваться, купаться, убираться)
  • Подражать взрослой речи, действиям, жестам
  • Быть любопытным, исследовать предметы, помещения и обстановку за пределами дома
  • Узнавать свои игрушки, любимые игры и занятия
  • Повторять за взрослыми или детьми способы использования предметов или приспособлений (игрушка, половник)
  • Строить башенку из двух кубиков
  • Рисовать каля-маля пастельным мелком, применять пальцевые захваты
  • Переворачивать коробку, с целю вывалить из неё содержимое
  • Бросать кубики в коробку с большим отверстием
  • Наблюдать за тем, что происходит вокруг и показывает пальчиком, демонстрировать заинтересованность.

Очень подробно все навыки этого возраста описаны в этой статье:

64-я неделя: новые принципы — новый мир

Буквально пару месяцев назад малыш понял, что такое программы и задачи, однако в этом мире он пока новичок. В возрасте 14 месяцев (1 год и 2 месяца) к ребенку приходит понимание того, что для получения результата, в зависимости от обстоятельств, можно вносить определенные изменения. Это делает его еще на один шаг ближе к полноценному взрослому мышлению.

Естественно, вместе с новыми миром на ребенка обрушивается целый водопад новых впечатлений. Для того чтобы к ним привыкнуть — нужно время и, как и во время предыдущих скачков, «подзарядка мамой».

С последним возникает не мало проблем, причем не только у детей, но и у взрослых. В таком возрасте на капризы и нытье мама реагирует уже не так — как раньше.

Вместо того чтобы взять ребенка на руки проявляется раздражение — ведь ребенок, которому уже больше года, должен понимать как можно вести себя, а как нельзя. Когда объяснения отталкиваются от стены непонимания, некоторые молча «закипают», а некоторые и вовсе переходят на крик.

На самом деле, нужно учитывать, что малышу гораздо сложнее, чем вам. Ему тоже кажется что его не понимают, только при этом и новый мир к нему настроен враждебно.

Кроме того. конфликты могут возникать еще и из-за того, что ребенок начинает проявлять характер и свое несогласие с мамой. Попытки не принимать в расчет их мнение приводят к тому, что дети становятся еще строптивее.

тут главное помнить, что понятие терпения, которое рано или поздно иссякает, присуще не только взрослому, но и маленькому человеку. Притом контролировать себя и «разруливать» ситуацию должны именно родители, а не дети.Развитие ребенка в 1 год 2 месяца: все что должен уметь делать малыш, физические параметры, а также особенности питания в год и два месяца

Признаки скачка 64-й недели

Признаки скачка в 1 год и 2 месяца мало чем отличаются от тех, с которыми родители уже столкнулись переживая предыдущие сложные периоды. Это могут быть:         

  • капризы и слезы без причины;
  • резкие перепады настроения: от безудержной радости до безутешных слез;
  • потребность во внимании;
  • желание почти всегда быть рядом с мамой;
  • подозрительно хорошее поведение и милые ласки или, наоборот, излишняя шаловливость;
  • истерики;
  • проявление чувства ревности по отношению к маме и даже папе;
  • страхи относительно посторонних людей, настороженное отношение к ним;
  • протест против попыток мамы прекратить телесный контакт;
  • проблемы со сном, возможно ночные пробуждения, сложно малышу приснился кошмар;
  • сложности с едой;
  • любовь к мягким игрушкам, которые ребенок всегда старается носить с собой;
  • мечтательность и задумчивость;
  • отказ переодеваться и менять подгузник.

Изменения, происходящие во время скачка 64-й недели

Период капризов и проблем сменяется радостью — родители начинают лучше понимать своего малыша. Если раньше понять к чему он стремится в итоге было непросто, то теперь его мышление максимально приближено ко взрослому. Кроме того, малыш не просто следует программе, а как совсем большой, сам оптимизирует ее исходя из конкретной ситуации.

Читайте также:  Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и способы снижения

Конечно, его стратегии пока не слишком сложные. Но вот попросить конфету у папы или бабушки, если мама запретила ее брать, теперь вполне реально. Часто можно заметить, что малыш словно в раздумьях и сомнениях.

Это не удивительно, ведь во вновь открывшемся мире на каждом шагу приходится принимать решения.

Кроме того, свои «шаги» он делает как будто осторожно изучая реакцию окружающих на ту или иную выбранную стратегию поведения.

Итак, преодолев скачок 64 недели с принципами ребенок обращается еще неуклюже. Да и доступны они ему пока еще далеко не все. Но, тем не менее, можно наблюдать некоторые стратегии в его поведении. Основные виды «детских принципов» этого этапа развития приведены ниже.

  1. Проявление воли и характера, стремление поступать по-своему:         
    • осуществление выбора;
    • проявление инициативы;
    • стремление распоряжаться действиями других и давать им указания;
    • желание ощутить поддержку и причастность близких;
    • собственнические нотки в отношении игрушек.
  2.    Наблюдение и подражание:           
    • пристальное наблюдение за другими людьми и подражание им;
    • копирование агрессивного поведения;
    • развитие крупной и мелкой моторики: малыш делает кувырки, встает на мостик, начинает держать карандаш в руке;
    • имитация странного, а также увиденного на экране поведения.          
  3. Экспериментами со стратегиями и границами:         
    • изучение возможностей собственного тела и эксперименты с ним;
    • игра «в прятки» с предметами;
    • игра в прятки с окружающими: ребенок стремится залезть куда-то или за что-то, а потом неожиданно оттуда появляется;
    • обращение с вещами становится бережнее;
    • изучение того, что стоит за понятиями «да» и «нет»;
    • игры с мамой, попытки обвести ее вокруг пальца;
    • эксперименты с подъемами и спусками, в том числе и относительно игрушек.
  4. Изучение стратегии и тактики:           
    • попытки получить то, на что не согласилась мама, от других людей;
    • попытки дать выход эмоциям в виде истерики;
    • попутки предпринять действия, которые покажутся окружающим смешными, и стремление добиться от них чего-то таким путем.
  5. Кроме того, в этой сфере некоторые «принципы» малыш проявляет чаще, чем раньше:           

    • попытки помочь окружающим;
    • попытки стать послушным для того чтобы добиться своего;
    • достижение консенсуса с окружающими, понимание того что старших нужно слушаться и принимать от них помощь;
    • попытки добиться своего «нытьем»;
    • несмотря на угрозы и предупреждения взрослых ребенок продолжает делать что-то по-своему.

Как помочь ребенку пережить очередной скачок

Скачок принципов ребенку пережить действительно не просто. Ведь принимать решения порой непросто даже взрослому. 

Итак, что же нужно малышу в первую очередь?        

  • возможность проводить эксперименты со своим телом, выполнять акробатические упражнения;
  • возможность наблюдать за природой в сопровождении взрослых;
  • возможность изучать предметы — родители должны не запрещать, а лишь следить за потенциальными опасностями;
  • возможность «разговаривать» — хотя малыш пока только начинает произносить отдельные слова, ему необходимо слушать речь и подражать ей;
  • возможность примерять на себя определенные роли — для этого идеально подойдут ролевые игры;
  • возможность самостоятельно планировать «стратегии» действий.

Кроме того, родители должны понять и принять, а также выработать свою стратегию поведения по отношению к новым моментам в поведении ребенка.

  1. Истерики — нормальное поведение для этого возраста. Таким образом малыш пытается добиться того, чего хочет. Здесь важно показать, что для достижения цели есть другие пути, и тогда истерики быстро уйдут в прошлое.

  2. Пережив скачок 64-й недели, у ребенка появляется стремление принимать решение наравне с другими членами семьи. Правда, он пока не может понять, что при этом нужно учитывать не только свои интересы, но и окружающих.

  3. Проявление агрессии — еще один способ добиться своего, который пробует ребенок. Здесь крайне важно не идти у него на поводу и дать понять, что такая стратегия не успешна.

  4. Деление на твое и мое — еще один новый момент в поведении ребенка. Родители должны научить малыша не только собственничеству, но и тому, что вещами нужно делиться.

  5. В этом возрасте малыш начинает активно помогать родителям, а также сам учится просить о помощи. Эта инициатива непременно должна поощряться.

  6. И, наконец, еще один важный момент. Пережив скачок 64-й недели, ваш ребенок становится не просто взрослее — теперь он способен усваивать правила. Четкие границы становятся ему жизненно необходимы.

Игры и игрушки, способствующие развитию ребенка

Лучшими играми для этого возраста можно считать:    

  • физические упражнения;
  • прогулки, в том числе и длительные, например, в зоопарк;
  • что есть что: родители должны показывать на предметы и называть их, или просить что-то показать у ребенка;
  • мимические игры: можно вместе строить рожицы и дурачиться, а также передразнивать выражение лица друг друга;
  • «ку-ку» и прятки;
  •  помощник в домашнем хозяйстве.
  • Кроме того, круг игрушек малыша должен быть существенно расширен. Теперь в его арсенале должны появиться:     
  • безопасная домашняя утварь и пластиковые бутылки;
  • игрушки для ролевых игр: набор посуды, пылесос, утюг и так далее;
  • машины на веревочке, которые можно катать за собой;
  • пазлы;
  • шведская стенка;
  • мячи;
  • книги и мультфильмы.

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/development/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god-i-2-mesyatsa.html

Малышу 1 год 2 месяца: что должен уметь карапуз в возрасте год и два месяца?

Вот вашему карапузу и исполнилось 1 год и 2 месяца, а это значит, что теперь вы соседствуете с маленьким естествоиспытателем. Это тот самый возраст, когда маленькому человечку особенно хочется все потрогать, побросать на пол и, конечно же, попробовать на зуб. Теперь за малышом только глаз да глаз!

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физиологические параметры ребенка в год и 2 месяца: рост и вес малыша в возрасте одного года двух месяцев

  • Рост — диапазон нормы расширяется, теперь средние показатели составляют 74-82 см.
  • Вес — 10-13 кг.
  • Окружность головы — 46-48 см, груди — 48-51 см.

Зубы — их становится больше, у некоторых шустрых деток уже появляются первые жевательные зубки.

Внимание: не впадайте в панику, если ваши показатели немного отличаются, это нормально. Все детки разные, это обусловлено и состоянием здоровья, и генетикой. Но, если сильно переживаете, конечно, стоит проконсультироваться с врачами.

  1. Уверенно ходит без посторонней помощи (в этом смысле мальчики ленивее девочек, часто ходить они начинают позже. Это не отклонение, а особенность психо-эмоционального развития).
  2. Повышается пассивный словарный запас, ребенок уже способен безошибочно выполнять маленькие просьбы (например, «принеси машинку» или «подойди к кроватке»).
  3.  Может произносить короткие слоги, обозначающие слова («мама», «папа», «ба», «ням» «чёсь» — расческа, еще, конечно же, всеми любимая «кака», ну и т. д.).
  4.  Может имитировать звуки, которые издают животные (барашка «бэ-э-э», киска — «мяу» и т. п.).
  5.  Различает голоса близких и чужих людей.
  6.  Умеет делать несложные манипуляции с предметами, играть с крупными игрушками (кататься на игрушечной лошадке, отталкиваясь ножками, нажимать на кнопочки, открывать-закрывать дверцы и ящики, расчесывать волосы).
  7. Может показывать на предметы и просить помочь (показывать пальчиком на высоко лежащую игрушку и говорить«дай» или показывать на холодильник со словом «ням»).
  8. Может просить, чтобы его покачали или покатали на плечах.

В этом возрасте детки обычно еще не умеют:

  • проситься на горшок;
  • орудовать ложкой.

Это комплексные навыки, более сложные, они приходят попозже.

Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца

Сон

Дневной сон сохраняется двухразовый, второй чуть покороче первого. Очень важно приучить малыша к четкому режиму дня, в то же время, чутко прислушиваясь к его потребностям.

Если вы видите, что днем ребенок спит беспокойно и часто просыпается, стоит подумать о том, чтобы постепенно переходить на одноразовый сон днем, продлевая его продолжительность. Пока режим устанавливается, ребенка нужно будить, если он сам не просыпается вовремя.

В дальнейшем это делать не рекомендуется, так как настроение малыша ухудшается. Спать стоит с открытой форточкой, а в теплое лето можно даже укладывать кроху спать на летней веранде.

Питание

Кормление остается 4-5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, ночное кормление — по требованию). Иногда малыш просит грудь утром, это нормально, но тогда режим нужно немножко подкорректировать.

Перерыв между кормлениями составляет 3-4 часа.

В этом возрасте зубов становится больше, могут даже появиться первые жевательные, поэтому в рацион нужно уже потихоньку добавлять более твердую пищу (хлеб, фрикадельки, печенье, кусочки фруктов).

Примерное меню для малыша в возрасте 1 год и 2 месяца

Завтрак: лучше давать кашку (уже можно не протирать ее, достаточно хорошо разварить крупу), овощи, творог, яйца, мясные и рыбные пюре. Из питья — молоко, травяные чаи, морсы.
Обед: обязательно суп (овощной или мясной), второе блюдо (с гарниром) и сладкое (компоты, муссы, кисели, суфле).

Полдник: желательно какое-то кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем. Если вы заметили, что малыш неохотно кушает ужин, то полдник нужно сделать более легким.
Ужин: строится по принципу завтрака. Должен быть легким и хорошо усваиваемым, чтобы ребенок спокойно уснул.

Если ребенок перед сном набегался и проголодался, допустим легкий перекус (творожок, банан и т. д.)

Свежий воздух

Обязательно нужно гулять с малышом не менее 2-х раз в день по 1,5 часа. Летом, если позволяет погода, можно и все два.

Купание

В этом возрасте детки очень любят купаться и плескаться в воде, поэтому проблем быть не должно. Для поддержания гигиены достаточно мыться 2-3 раза в неделю и по необходимости. Температура воды должна быть комфортной. Также можно ввести обтирания мокрым полотенцем перед полдником.

Гимнастика

В этом возрасте детки и без специальных упражнений очень подвижны, поэтому лучше направить внимание на мелкую моторику и следить, чтобы ваш карапуз не слетел с лестницы в погоне за солнечными зайчиками.

Малыш будет с упоением вытаскивать всю посуду из кухонных шкафов, а также разбрасывать папины носки, достав их с нижней полочки. Но не нужно злиться на него за это, таким образом очень хорошо укрепляются мышцы ручек.

И, к тому же, самое время начать приучать ребенка к порядку, складывая все на место.

Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша

В этом возрасте малыши начинают испытывать большую потребность в самовыражении и слово «нет» прочно входит в их лексикон.

Здесь очень важно не переборщить с запретами и в, то же время, не потакать капризам. Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет.

Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.

Источник: https://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/malyshu-1-god-2-mesyaca-chto-dolzhen-umet-karapuz.html

Ссылка на основную публикацию