Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет

Доброго дня. Я, Татьяна Сухих, с удовольствием отвечу на запрос читателя о плане самоанализа по мнемотехническим приемам. Предлагаю вашему вниманию тему, которая заинтересует воспитателей детских садов. Это развитие связной речи средствами мнемотехники.  Сейчас существует большое количество электронных пособий на эту тему.

Коротко о пособиях

Так, интернет-магазин УчМаг предоставляет:

  1. купон, который дает право на участие в вебинаре о технологии применения мнемотехнических методов в формировании речи у ребят.
  2. пособие о познавательном и речевом развитии,с применением мнемотехники.
Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет

Одной из главных задач обучения и воспитания дошколят является вырабатывание связной речи. А что это такое? Это рассказывание, создание монологов, приобретение навыков культуры речи.

Поскольку применением общепринятых методик обучения не всякий раз можно ждать долгожданного результата, следовательно, их необходимо дополнять такими средствами, которые облегчат процесс вырабатывания связной речи.

К таким приемам относятся  способы мнемотехники, как средства развития связной речи дошкольников. С их помощью становится возможным удачное запоминание, запечатление и повторение информации посредством знаков, образцов, символов.

Мнемотехника способствует развитию речи, активизации и пополнения словаря, развития мышления, сообразительности и мелкой моторики. Это особенно заметно у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи

Когда у деток наблюдается речевое недоразвитие, у них нарушается фонематический слух и звукопроизношение. Грамматическая речь и запас словарных слов у них также отстает.

Но при этом у малюток сохраняются интеллект и слух. Специалистами выделяются несколько уровней речевого нарушения.

Поэтому, мнемотехнические приемы, будут помогать формированию связной речи детей и в средней, и в старшей группе  доу с ОНР.

Коротко о мнемотехнических приемах

В чем же суть мнемотехники, спросите вы? Смысл этого метода следующий: придумать картинку на любое слово или словосочетание. Это позволяет нарисовать весь текст схематически.

  • Пример приёма запоминания техники цепочка.
  • В интернет – магазине УчМаг можете приобрести компакт- диск для компьютера с применением мнемодорожек, мнемотаблиц.
Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет

Мнемодорожка  — простая схема, по которой составляется маленький рассказик.

Мнемотаблицы — схемы, в которые заложены определенного типа информации, состоящие из нескольких изображений, соответствующие словам текста.Они применяются при угадывании загадок, составлению и изложению рассказов, заучиванию стишков.Нужно принять  во внимание порядок работы с мнемотехническими таблицами. Их необходимо делать в 3 этапа:

  1. Изучить таблицу и рассмотреть картины.
  2. Преобразовать абстрактные обозначения в картинки.
  3. Опираясь на таблицу, пересказать текст.

Мнемотехнические средства используют в играх.  Для того чтобы детки дошкольного возраста преодолели лексические трудности, пользуются дидактическими играми.

Предлагаю посмотреть интересный семинар по мнемотехнике.

План самоанализа по мнемотехнике

Рассмотрим следующий план самообразования.

В работе с ребятами с ОНР, использование мнемодорожек и мнемосхем, дает  возможность малышам преодолеть такие затруднения, как изложение и составление рассказов, вызубривание стишков, стеснительность.

Использование мнемотехники открывает возможность для детей фантазировать и улучшать  свою речь, сочинять сказки и рисовать их. Они учатся мыслить нестандартно. Для регулярной работы рекомендуется составлять план работы по мнемотехнике.

Представим примерный план самоанализа в нижеследующем варианте.

На сентябрь

  1. Познакомить деток со сказочными изображениями.
  2. Работать с мнемотаблицей «Золотая осень».
  3. Выучить стих “Подарки осени” и работать с мнемодорожкой.
  4. Поиграть в дидактическую игру«Собери мнемодорожку» и закрепить стишок«Осень».

На октябрь

  1. Заниматься с мнемодорожкой «Осенние деревья».
  2. Разгадывать мнемозагадки.
  3. Делать упражнения на тему «Нарисуем слова».
  4. Научиться делать пальчиковую гимнастику «Гулял ветер по лесу».

На ноябрь

  1. Сочинить предложения об осени (сделать мнемокарточки).
  2. Пересказать сказку «Листопадничек».
  3. По плану лексических сюжетов сочинить описательные рассказы.
  4. Выучить пальчиковую гимнастику «Огород».

На декабрь

  1. Вести работу с мнемотаблицей «Зимушка-зима».
  2. Выучить стишок Маршака «Декабрь».
  3. Делать зашифровку информации. Детки делают упражнение «Шпионы».
  4. Нарисовать или придумать сказку собственного сочинения.

На январь

  1. Сочинить предложения о зиме.
  2. Составить рассказики по картинке «Зимние развлечения» и научиться пользоваться мнемодорожкой.
  3. Играть в поучительную игру «Сам сочини сказку» и использовать мнемокарточки.

На февраль

  1. Отгадывать мнемозагадку.
  2. Заучивать скороговорку, применяя мнемотаблицу.
  3. Играть с мнемокубом.
  4. Сочинить описательные повествования по лексической тематике.

На март

  1. Работать с мнемотаблицей «Пришла весна».
  2. Заучивать стишки о весне и нарисовать мнемодорожку к стихотворению вместе с родителями.
  3. Поиграть в дидактическую игру «А ну-ка угадай-ка». Воспитатель читает знакомые стишки, передает сказочные сюжеты, а детки узнают и угадывают тексты.

На апрель

  1. Составить мнемодорожки по приметам весны вместе с родителями.
  2. Научиться делать пальчиковую гимнастику «На дворе апрель…»
  3. Пересказать сказку «Снегурочка» и составлять мнемотаблицы.
  4. Отгадывать мнемозагадки.

На май

  1. Выучить стихи о школе (к выпускному).
  2. Подготовить итоговое мероприятие с родителями «Мнемотехника – это классно».
Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет

Применяя такой план с воспитанниками с ОНР, наметится положительная динамика с улучшением связной речи. Многие детки начнут лучше понимать структуру высказывания: начальную часть, серединку и концовку. Они легко усвоят и улучшат зрительную информацию, а также сохранят её и восстановят в памяти, правильно будут связывать сюжет и ее части. Они смогут передать готовый рассказ без содействия взрослых и научатся самостоятельно составлять мнемотаблицы, написать по ним описательные рассказы, повествования, заучивать стихи.

  1. Чем раньше научим малышей рассказывать по теме мнемотехника, тем лучше и быстрее подготовим их к поступлению в школу.
  2. А для ичителей младших школьников здесь можно приобрести купон для участия на вебинаре о речи, как коммуникативной функции общения у школьников начальных классов с ОВЗ.

Многое еще можно рассказать по этой теме. Дорогие друзья, если есть дополнения, напишите. А статьей поделитесь с друзьями. Пусть ваши малыши всегда будут веселыми и здоровыми!

Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет

С уважением, Татьяна Сухих

Источник: https://metodbv.ru/razvitie-svyaznoj-rechi-sredstvami-mnemotehniki/

Развитие речи: сказкотерапия для дошкольников :

Еще с древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.

Общая характеристика сказкотерапии

Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет

Лечение сказками применяется как к детям, так и к взрослым. Однако, в связи с особенностями развития психики, эмоций и воли, наиболее эффективна сказкотерапия для дошкольников. Она необходима, если у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, капризность, тревожность, застенчивость, страх. Также этот метод может помочь детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Безусловно, коррекция дошкольников сказкотерапией может проводиться только специалистом в этой области – детским психологом или педагогом.

Если у ребенка возникают подобного рода проблемы и родители понимают, что не могут с ними самостоятельно справиться, тогда необходимо обращаться к профессионалу.

Виды «лечебных» сказок

  1. Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».

  2. Еще один пример сказкотерапии для дошкольников — известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перо, Павел Бажов.
  3. Психотерапевтические сказки имеют счастливый конец, однако заставляют ребенка задуматься – это приводит его к личностному росту.

  4. Дидактические – способствуют освоению ребенком новых знаний путем одушевления изначально абстрактных для него цифр и букв.
  5. Психокоррекционные — оказывают ненавязчивое влияние на поведение дошкольника.

  6. Медитативные – формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.
  7. С помощью диагностических сказок специалист определяет наличие у ребенка проблемы, источники ее появления.

Развитие речи

Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. На первый план в этом процессе выходит созидание грамотной речи ребенка. Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост малыша, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание. Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.

Цели и принципы речевой сказкотерапии

Целью такой работы всегда является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников. Добиться поставленной цели возможно путем анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по данной теме, практического использования существующих методов для решения проблем речевого развития с последующим выявлением эффективности каждого этапа проведенной работы.

Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:

  1. К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.
  2. В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.
  3. Необходимым условием качественной работы является также наличие интегративности и непрерывности. Иными словами, нельзя ограничиваться деятельностью одного специалиста, на помощь к нему должны прийти как родители, так и воспитатели.

Задачи сказкотерапии

Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач:

  1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
  2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  4. Развитие коммуникативных способностей.
  5. Обучение преодолению страхов и трудностей.
  6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
  7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.

Чем полезна речевая сказкотерапия для дошкольников

Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность.

Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействии с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им.

В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.

Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет

Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Решающим фактором в воспитании ребенка будет качественная сказкотерапия для дошкольников. Конспекты занятий не составляет труда найти. Поэтому в некоторых случаях можно попробовать провести самостоятельное «оздоровление».

Сказкотерапия для дошкольников: конспект развития речи по сказке «Муха-Цокотуха»

  1. Общие задачи: сформировать знания о насекомых в окружающей среде, снять напряжение при помощи музыки и различных упражнений.

  2. Задачи для развития речи: с помощью прилагательных пополнить словарный запас ребенка, развить выразительность речи путем ответа на вопросы, научить отчетливо произносить звуки, развить диалогическое общение.

  3. Задачи для воспитания: привить любовь к сказкам, научить сопереживать, делать добрые дела и доброжелательно относиться к людям.Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет
Читайте также:  Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и способы снижения

Организационные моменты

Всегда важно грамотно настроить детей на занятие, провести с ними вступительную беседу. Во время нее необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой сказки «Муха-Цокотуха», автором которой является талантливый писатель Корней Чуковский.

Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия. Можно рассказать им, что они летят на ковре-самолете, а после его приземления окажутся в волшебной сказочной стране. В это время должна звучать фонограмма с пением птиц и звуками природы. Затем дети надевают шапки с изображением насекомых, и сказка начинается.

Основные действия

Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет

Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями. Важно, чтобы каждый ребенок самостоятельно проговорил подготовленный им текст. Различные части произведения помогут осуществить много полезных упражнений.

В процессе рассказывания проводится большая словарная работа, упражнение «Любование», которое заключается в восхищении мухой, развиваются сочувствие, благородные чувства. Детям становится интересным ведение диалога, а стихотворная форма изложения произведения помогает закрепить в памяти многообразие слов и выражений.

Во время воспроизведения сказки также можно провести беседу о том, что нельзя оставлять друга в беде, провести артикуляционную гимнастику, во время которой дети должны эмоциями показать, какое вкусное у мухи варенье. Упражнение «Страх», которое необходимо проводить во время кражи пауком мухи, научит детей изображать испуг, сыграет важную роль в развитии мимики.

Также важно сделать правильный «выход» из сказки, попросить детей запомнить все важные моменты и объяснить, какую пользу принесло им проведенное занятие.

Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии

Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры.

Сказкотерапия для дошкольников является эффективным методом в логопедии, благодаря ей у ребенка появляется множество полезных навыков, в число которых входят самостоятельность, активность, творчество, эмоциональность.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры.

Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет

Безусловно, в развитии речи эффективны разные способы, такие как заучивание стихов, многократное повторение скороговорок, мимические упражнения.

Однако едва ли не самым эффективным, интересным и познавательным способом совершенствования разговорных способностей является сказкотерапия для дошкольников.

Примеры сказок находятся в открытом доступе, и при желании родители, не обращаясь к специалисту, могут самостоятельно испробовать этот эффективный метод на своем ребенке.

Источник: https://www.syl.ru/article/199096/new_razvitie-rechi-skazkoterapiya-dlya-doshkolnikov

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии и театрализованной деятельности

Голубева Галина ,учитель-логопед , МАДОУ №51,

М.О.,  г. Мытищи,

  • Оригинал: скачать
  • Сертификат о публикации: 

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

  1. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления и специальные логопедические сказки (логосказки).
  2. Сказка, при  творческом  подходе к ней, позволяет решать задачи формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  3. Театрализованные игры   и логосказки  способствуют развитию многих сторон личности дошкольника.
  4. Они решают следующие задачи:
  5. КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ-совершенствованию звуковой стороны речи и  исправление  звукопроизношения;-развитие связной  (диалогической и монологической) речи;-усвоение богатства родного языка;-усвоение элементов речевого общения (жестов, пантомимики, мимики, интонации);-активизация,  пополнение и обогащение  словаря;-совершенствование грамматического строя речи;-развитие  артикуляционного аппарата, общей и мелкой   моторики;  -работа над интонационной выразительностью речи;
  6. -коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  7. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ-обогащение знаниями, умениями, навыками;-развитие интереса к литературе и театру;-повышение эффективности мотивации речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;-приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова;
  8.  -приобщение к речевой  культуре, народному фольклору.
  9. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-_ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ— развитие психических процессов (восприятия, воображения,  памяти, внимания, речи, мышления);-развитие таких качеств личности, как  самодеятельность,  самостоятельность, инициатива, воображение и творчество;-формирование нравственных норм поведения;-воспитание морально-волевых качеств личности;-создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой; — профилактика застенчивости, замкнутости,  агрессии, страхов у детей;
  10. -осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ— формирование положительного  настроя на занятие;- создание интереса  к изученным ранее упражнениям;- сохранение  в памяти полученных знаний, актуализация их в новой ситуации; -совершенствование творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).Логосказки могут представлять собой дидактическую игру, театрализованное представление или выступать как их часть.   Выделяют несколько видов логосказок:•    Артикуляционные (на развитие дыхания, артикуляционной моторики);•    Пальчиковые (на развитие мелкой моторики, графических навыков);•    Фонематические (на уточнение артикуляции заданного звука);•    Лексико-грамматические (на обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);•    Сказки, способствующие формированию связной речи;

•    Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

ПРИМЕРЫ ЛОГОСКАЗОК ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:Артикуляционные логосказки.В течение  учебного года проводится совместная работа учителя-логопеда и воспитателей логопедической   группы  по развитию мелкой и артикуляционной моторики.

   В сентябре знакомим  детей с дидактической сказкой «Путешествие Язычка» —  игровые упражнения для развития речевого аппарата  (артикуляционная гимнастика).

В играх  дети учатся  правильному, плавному длительному выдоху (логосказки «Колобок», «Как муха путешествовала»), развивают  мелкую (пальчиковая гимнастика) и общую моторику (физминутки), слуховое внимание (игра «Чей голосок»).

Была разработана серия занятий по сказкам («Теремок», «Лисичка сестричка и серый волк», «Репка», «Колосок»), которые отбирались из «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста». Эти сказки были выбраны потому, что их сюжеты побуждали работу воображения, затрагивали нравственные и эстетические чувства, служили углублению интереса к речевой  деятельности.

Логосказки для обучения грамоте.Для усвоения детьми  понятия ряда    использую  логосказку «Репка» — как в сказке каждый герой находится  на определенном месте в ряду, так и звуки в слове стоят каждый на своем месте (первый, второй, последний). В дальнейшем при определении места звука в слове дети легко понимают, где начало, середина и конец слова.

Для  занятий по подготовке к обучению  грамоте  было разработано дидактическое пособие —  логосказка «Город звуков». В нашем городе есть домики для гласных и для согласных звуков. Для работы над гласными звуками  использую русскую народную сказку «Теремок».

Каждый герой может исполнять мелодию только на одном звуке: лягушка поёт на звук А, зайчик – Э, лиса – О, волк – У, медведь – Ы, мышка – И. Набор головок – персонажей плоскостного театра «Теремок» состоит из шести портретов – героев лесного театра, которые вырезаются вместе с ручкой.

Форма открытого рта  героев красного цвета (обозначение гласных) и меняется в зависимости от произносимого звука. Можно брать набор объемных игрушек кукол из любого материала и с помощью героев сказки проводить упражнения на слушание и произнесение гласных звуков.

  Аналогично подбираются герои для согласных звуков: П – Паучок, Х –Хомячок  (для твердых согласных),  мальчик Петя  и девочка Лена (для мягких звуков).

Речевое развитие и коррекция речи  детей с ОНР (общим недоразвитием  речи) становятся более эффективными, когда учитель-логопед создает положительные эмоциональные условия, а именно – использует на занятиях   театрализованные  игры – драматизации и логосказки.

Рекомендуемая литература:              

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.2. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. — № 3. – с. 34-373. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епрева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. — № 4. – с. 46-754. Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. – 2008. — № 5. – с. 111-1165. Екименко В.А.,   Столярова Н.Л.  Логосказки – как вид коррекции речевых нарушений дошкольников. —     «Логопед», научно-методический журнал, № 1 – 2008 г.6. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. – 2007. — № 6. – с. 84-937. Трошин О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития // Логопед. – 2006. — № 1. – с. 4-108. Фурсенко Н.А. Театрализованные игры в помощь логопеду // Логопед. – 2005. — № 5. – с. 92-95

9.Васькова О.Ф., Политыкина А.А.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Развитие речи детей дошкольного возраста: сказкотерапия, мнемотаблицы, театрализованная деятельность помогут формированию связных высказываний у дошкольников 4,5,6,7 лет

Источник: http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/354.html

Проект "Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 13 «БЕРЕЗКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА ИШИМБАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников
Отчет работы по самообразованию
Выполнила Ахметьянова Эльвира Закировна

2016 – 2017

Своё представленье работы мне хочется начать словами детской писательницы Ирины Токмаковой: «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота» и еще словами педагога – новатора В. А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, т. е. учит сопереживать».

Само словоСКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Читайте также:  Развитие памяти у детей дошкольного возраста: виды, произвольность

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры.

Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

  • Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
  • Цель:
  • Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
  • Задачи:
  • • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • • Развитие диалогической и монологической речи.

• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

  1. • Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.
  2. • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
  3. Методы работы по развитию речи сказкотерапией ведётся мною по пяти направлениям это: Дидактические игры; Театрализация сказок; Мнемотехника; Показ инсценировка; Психогимнастика.
  4. Дидактические игры:

За время работы я изготовила (приобрела) немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети. Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.

Театрализация сказок:

В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления.

Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:

  • чтение или выразительное рассказывание сказки;
  • беседа по содержанию;
  • показ воспитателем настольного театра;
  • инсценировка сказки детьми.

Мнемотехника

Также в своей работе по формированию развития речи детей стала использовать мнемотаблицы. Мнемотехника – это искусство запоминания. Мнемотаблицы – это схемы, способствующие лучшему запоминанию.

Целью моей работы с менмотаблицами является обучение детей рассказыванию с опорой на наглядность.

Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи очевидна, так как в процессе активно задействованы факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Показ инсценировка

Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. На новогодние праздники мы с детьми инсценировали сказку Сутеева «Ёлка», так же сказки Ш. Пьеро «Красная Шапочка», много сказок русских народных — «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» и. т. д.

Психогимнастика:

В своей работе я использую несколько методов психогимнастики: использование данного метода позволяет решать две основные задачи: побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний; произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.

  • Метод «А что потом»;
  • Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
  • Метод «Моделирование»;
  • Метод «Сказка про самого себя»;
  • Метод «Сказки по-новому»;
  • Метод «Сказка – калька».

Релаксация

Упражнения на релаксацию помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией.

Пример: Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы с вами идем по мокрой земле.

А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться.

Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее. А также превращения в траву, деревья, камни и др.

  • Физическое развитие.
  • Разучивание физкультминуток: «Буратино потянулся»,
  • «Иван – Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка».
  • Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки»…
  • Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока»…
  • Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит».
  • Так же большая работа проведена с родителями:
  • — Консультация для родителей «Положи своё сердце у чтения».
  • — Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
  • — Оформление выставки: рисование с детьми «Моя любимая сказка».
  • — Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к постановке сказок.
  • — Привлечение родителей к инсценировке сказки.

На мой взгляд, реализация этого проекта значительно улучшила диалогическую речь детей с помощью сказок, позволила раскрыться более застенчивым детям. Так же проект способствовал развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Сказкотерапия может помочь при решении многих проблем. Как правильно читать ребенку сказку? В первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше ВСЁ делать с удовольствием, это — лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей.

Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу. Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный мир. Сказка поможет решить любую психологическую проблему. Не надо только считать ее панацеей от всех бед.

Это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет!

Сказкотерапия – это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.

В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются речь, фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

В процессе сказкотерапии создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.

Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, стало повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы. Дети легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками.

Ребята научились вести диалог в непринуждённой форме. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного.

Все эти качества без сомнения помогут детям в усвоении школьной программы в будущем.

Источник: https://infourok.ru/proekt-skazkoterapiya-kak-sredstvo-formirovaniya-razvitiya-rechi-doshkolnikov-3322810.html

Мбдоу детский сад комбинированного вида 112. творческая работа по теме: «использование метода сказкотерапии в процессе формирования связной речи у дошкольников. — презентация

1 МБДОУ детский сад комбинированного вида 112

2 Творческая работа по теме: «Использование метода сказкотерапии в процессе формирования связной речи у дошкольников с ОНР» Трунова Вера Александровна Учитель-логопед

3 Краткий объем исследования В работе изложен материал по обучению детей связной речи (пересказу) с общим недоразвитием речи. Представлен практический материал по обучению связной речи методом сказкотерапии, обозначены методы и приемы, использующиеся в данной работе.

Отражены задачи, решаемые в 1-й и 2-й год обучения связной речи методом сказкотерапии. Разработана перспектива на 3-й год обучения. Одной из задач образовательной программы Учреждения является осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии детей.

Достижению этой задачи способствует реализация: «Комплексной программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой. парциальная программа «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специализированного детского сада» под ред. Т.Б.Филичевой, Т.В.Чиркиной.

программно-методических пособий «Коррекция нарушений речи у дошкольников», «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под ред. Л.С.Сековец. программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи».

4 Актуальность проблемы Речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом. Проблема речевого недоразвития у детей и разработка научно обоснованного содержания и методов коррекционной работы, направленных на его преодоление, имеет важное значение и является сложной логопедической проблемой.

Важность проблемы состоит: в увеличении количества детей с проблемами речевого развития как в дошкольном, так и в школьном возрасте; в трудности умения вести монологическое высказывание как на занятиях, так и в свободной деятельности; в недостаточности словаря, в неумении использовать в речи образные выражения, сравнения, прямую речь; в трудности построения предложений и объединении их в целый текст, а также в произношении слов;

5 в неумении передавать характер героев сказок, мотивы их поступков, в неумении передавать эмоциональное состояние действующих лиц; в недостаточности развития мышления, воображения, восприятия, памяти; в готовности ребенка с общим недоразвитием речи к обучению в массовой школе.

6 Требования к речи детей К моменту выпуска из детского сада ребенок должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше; русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей пересказу.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, эпитетами, имеет несложные формы прямой речи; рассказывание сказок активизирует мышление, воображение, речевую деятельность детей. ВЫВОД: ВСЕ ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ ВОВЛЕЧЬ РЕБЕНКА В АКТИВНУЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ.

7 Диагностика речевого развития детей В начале учебного года провела диагностику детей 1-го года обучения связной речи (пересказу сказок). Из 12 детей средней группы справились 3 ребенка, что составило 20%.

Исходя из этого, поставила следующие задачи в работе над связной речью в средней группе: знакомство детей с русскими народными сказками и со сказками других народов; отработку лексики – грамматических средств языка; умение детей обращать внимание на образные выражения в этих сказках; умение понимать смысл этих образных выражений; умение детей выразительно интонировать голоса героев сказок; передачу в мимике и движениях эмоционального состояния героев сказок; отработку звуковой стороны речи в сфере произношения; формирование интереса к занятиям, развитие раскрепощенности, уверенности в себе.

8 3. Учились выполнять психогимнастику: передача в мимике и движениях эмоциональных состояний (радость, горе, удивление). Учились напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча – дождик). К концу года с заданием справились 6 детей.

В начале 2-го года обучения (старшая группа) я снова провела диагностику речевого развития детей. С пересказом справились из 15 детей — 6 человек, что составило 40%. Использовала следующие приемы: 1. Беседа по тексту. 2.

Словесная режиссерская игра, включали в занятия музыку, работали над лексическими формами слов, учились имитировать голоса животных с разной интонацией (грустно, весело) и разной громкостью (громко, тихо, шепотом).

Читайте также:  Фитбол для грудничков: упражнения для новорожденных в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 месяцев, а также для 1 года

9 ИСПОЛНЕНИЕ ДЕТЬМИ РОЛИ ГЕРОЕВ СКАЗОК

10 Цели и задачи работы Сказкотерапия – это метод, позволяющий работать с детьми разного возраста через сказку. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем, живет вместе с ним, учится на его ошибках. Главными героями таких сказок являются люди и животные.

На логопедических занятиях методы сказкотерапии используются с различными целями и на разных занятиях.

Образовательные задачи Основными задачами, при обучении детей грамматически правильной связной речи являются: коррекционная: происходят изменения в состоянии и поведении ребенка, в развитии его речи – умении передавать смысл сказки.

подбирать разные эпитеты и сравнения – характеризующие героев сказки; выбирать понравившийся эпизод и рассказывать его; драматизировать сказку полностью или отдельный эпизод; сочинять сказку (задача 3-го года обучения, подготовительная группа); придумывать начало или конец сказки;

  • 11 выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказки; лексико-грамматические средства языка; звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • 12 Нравственные задачи учить различать в сказках добро и зло, давать героям сказки характеристику, оценивать личностные качества героев, персонажей и уметь доказывать свою точку зрения; с помощью интонации передавать характеристики героев; воспитывать умение высказывать доброжелательное или негативное отношение к персонажам сказок; уметь из идеи сказки определять главную идею, потому что «сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок».
  • 13 Работа с родителями Детям дается домашнее задание по сказке: рассказать свою версию сказки маме; записать (маме) с обратной стороны картинки – иллюстрации по сказке печатными буквами текст сказки, имена героев сказки; совместная деятельность ребенка и родителя, позволяющая родителю узнать особенности мировоззрения ребенка; создавать эмоциональный контакт с ребенком; работа через родительский уголок; выставка сказок, рекомендации при знакомстве со сказками; семейные чтения сказок с последующим обсуждением и пересказом.
  • 14 Речевая развивающая среда Создавая коррекционно-развивающую среду выделили микросреды и уголки по данной теме, пересмотрели и обновили учебно — игровой материал: подобрали игры с диалогами из сказок; подобрали иллюстрации из сказок; обновили наборы сюжетных картинок по сказкам; подобрали книги с русскими народными сказками и со сказками других народов; приобрели лего с изображениями разных сказок; подобрали иллюстрации из сказок; обновили наборы сюжетных картинок по сказкам; подготовили карточки – символы для пересказа сказок; систематизировали учебный материал по сказкотерапии подобрали настольные игры;
  • 15 подобрали речевые логические задачи по сказкам; пересмотрели содержание речевого уголка; пополнили театральный уголок разными видами театров.

16 Этапы работы по сказкотерапии Сказкотерапия – это метод, который позволяет работать со сказкой, на уровне слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе.

Позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (т.е.

сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация сказки), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке.

17 Приемы сказкотерапии Словесная режиссерская игра. Этот метод преследует три основные задачи. 1.

Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. 2.

Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. 3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, смысловыми оттенками слов.

18 Психогимнастика. Этот метод позволяет решать две основные задачи: 1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. БРАНИТСЯ РАДУЕТСЯ

19 ГОРЮЕТ ГЛУПЫЙ ХИТРАЯ

20 2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме. Дети выполняют упражнения на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев сказки. ВЕТЕР СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР ТИХИЙ Словесное комментирование.

Этот метод позволяет решать две задачи: 1. Довести до детей замысел сказки. 2.

Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

21 Совместная словесная импровизация. Детям предлагается разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Словесное рисование. Этот метод рассчитан на старшую группу. Он позволяет обсудить с детьми, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, как можно передать мысли, чувства и состояния героев сказки с их помощью.

22 Основные направления работы по развитию связной монологической речи методом сказкотерапии Основными направлениями работы по развитию связной речи методом сказкотерапии приняты следующие положения. 1.

Развитие связной монологической речи старших дошкольников предполагает интеграцию в решении речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: — связная речь – сочинение сказок, составление рассказов и описательных загадок; — словарь – осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности; — грамматика – конструирование разных типов предложений; — звуковая культура речи – выразительное интонирование, четкая артикуляция. 2. Систематизирующие связи между разными видами занятий. 3. Овладение речевыми умениями через разные виды творческой деятельности. Разнообразные формы организации занятий Развитие речи: пересказ, составление творческих рассказов, сочинение сказок, придумывание загадок и небылиц.

23 Ознакомление с художественной литературой На занятии по развитию речи (обучение пересказу) основное внимание уделяется решению речевых задач в их взаимосвязи (словарь, грамматика, звуковое оформление высказывания, связная речь). Ведущим приемом на занятии выступает пересказ от лица литературного героя.

24 Методы и приемы первого года обучения рассказыванию На втором году (старшая группа) обучения детей связной речи (пересказу) в 1 периоде перешли к пересказу сказки целиком, по частям, пересказу любимого эпизода, ведению роли героев сказки, ведению роли ведущего. Проводили игры: узнавание героев по описанию, по движениям, по мимике. Игры «Живые слова» Проводили словесное рисование (описывание героев сказки). В это время начала знакомить детей с незнакомыми сказками, со сказками, более приближенными к жизни, к природе.

25 Направления второго года обучения Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста.

Поэтому в целях формирования связной речи я провожу следующие виды работы во 2 и 3 периодах: обучение пересказу сказок по ролям, взятие роли ведущего ребенком, сочинение сказок, придумывание загадок и небылиц.

Все эти виды работ по обучению пересказыванию дают возможность детям развивать их речь, участвовать в мероприятиях детского сада: утренниках, трудовых процессах, экскурсиях, наблюдениях, а также в показе открытых мероприятий для родителей.

26 Направления третьего года обучения Логопедическая работа по обучению детей связной речи (пересказу) продолжится и в этом году с помощью метода сказкотерапии. Продолжится работа по решению взаимосвязанных речевых задач (связная речь, грамматика, словарь, звуковая культура речи).

Продолжим обучение пересказу сказок по ролям, пересказу от лица героя, сочинение сказок, придумывание загадок и небылиц, а также фантазирование, постановка знакомых сказок с новым, современным направлением («Репка», «Колобок»).

Для активизации и развития речемыслительной деятельности будем использовать прием словесного рисования, который обеспечивает целостное восприятие текста сказки. В работе над сказкой на третьем году обучения ставим перед собой следующие задачи: 1. Развитие словесной режиссерской игры. 2.

Пересказ от лица сказочного героя. 3. Задача выполнения словесного рисования.

27 ЗадачиНачало годаКонец года 1.Пересказ сказки — целиком 6 чел. 9 чел. — по частям 5 чел.10 чел. 2.Пересказ-любимого эпизода 8 чел.11 чел. 3.Ведение роли героя сказки 4 чел. 7 чел. 4.Ведение роли ведущего 4 чел. 6 чел. 5.Узнавание героя сказки — по описанию 7 чел. 15 чел. — по движениям 6 чел. 8 чел. — по мимике 7 чел.

13чел. 1.Использование прямой речи человека4 чел. 8 чел. 2.Использование образных выражений4 чел. 9 чел. 3.Использование антонимов8 чел.12 чел. 4.Договаривание фразы5 чел.13 чел. Сравнительная диагностика результатов работы по обучению рассказывания с опорой на сказкотерапию В группе 15 детей. Результаты выполнения задач.

28 Эффективность работы по обучению связной речи с опорой на сказкотерапию Эффективность реализации программы возможна при условии развития активной позиции ребенка в творческой деятельности, поэтому логопеду следует организовать работу с учетом: — минимальной регламентации поведения детей; — предметной обогащённости среды (пространственно-временная модель к произведению, схемы описания внешнего вида героев, условные заместители, разные виды театров); — многовариантность применения разнообразных речевых средств (пословицы, метафорические загадки, фразеологические обороты, скороговорки, частушки); — наличия образцов пантомимических этюдов по содержанию литературного текста, игра — драматизация). Особенно важно отметить, что процесс овладения ребенком связным высказыванием во многом определяется уровнем его активности, заинтересованности и эмоциональной включенности в процесс занятия. Овладение детьми навыком пересказа методом сказкотерапии поможет успешно учиться в школе.

29 Перспектива дальнейшей работы Основными задачами, стоящими передо мной, как логопедом, при обучении детей грамматически правильной связной речи являются: коррекционное формирование и включение в речевой арсенал построения связных высказываний, основывающихся на методах сказкотерапии; усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста; освоения языка как средства общения. В своей работе и в дальнейшем буду использовать игровые методы и приемы (словесную режиссерскую игру, словесное рисование, пересказ от лица литературного героя и т.д.), которые способствуют решению ведущих задач (литературной, воспитательной, речевой). Буду учить детей обращаться к содержанию сказки, воспроизводить фразы из сказки, объяснять состояние, чувства героев; учить пользоваться развернутыми высказываниями:

30 сложными предложениями с подчинительными и сочинительными союзами; а также употреблять разнообразную лексику: глаголы, определяющие действия, прилагательные, характеризующие персонаж, наречия.

Буду обучать детей пересказу от лица литературного героя, использовать комплексные модели, которые также помогают детям устанавливать связь между изображением на картинке и композиционным строением сказки. С помощью словесного рисования буду учить детей вживаться в сказочный образ.

Используя психогимнастику — учить детей передавать эмоциональные состояния героев. Особое внимание буду обращать на придумывание самими детьми сказок, фантазирование, словесное рисование. Учиться сочинять сказки на новый лад («Репка», «Колобок» и др.

), где происходит встреча старых героев сказок с современной жизнью. Продолжу подключать родителей к совместной работе с детьми по обучению пересказу сказок.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/275284/

Ссылка на основную публикацию