Развитие способностей в дошкольном возрасте: общие и художественные склонности

Большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

Развитие способностей в дошкольном возрасте: общие и художественные склонности

Период от рождения до 6-7 лет является самым благоприятным временем для развития способностей у ребенка.

Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особенно пристальное внимание развитию малыша именно в дошкольном возрасте.

При этом родителям важно понимать, что каждый ребенок с рождения имеет определенные задатки, которые со временем могут перерасти в ярко выраженные способности.

Также нужно принимать во внимание тот факт, что большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум.

Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

Немного теории, без нее никуда!

Систематизируя понятие способностей, можно разделить их на две основные группы: специфические и природные.

Развитие способностей в дошкольном возрасте: общие и художественные склонности

Специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью.

Специфические способности бывают:

  • Специальными. Определяют успехи ребенка в определенных видах деятельности. Для дошкольного периода характерны такие специфические способности, как: художественные — декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).
  • Общими. Определяют успехи ребенка в общении и самых разных видах деятельности.

Общие способности в свою очередь делятся на практические (конструктивно-технические и организаторские) и познавательные (творческие, интеллектуальные и сенсорные).

  • Конструктивно-технические — представление предмета в целом и по частям. Развитие этой способности помогает справиться с такими школьными предметами, как: геометрия, физика, черчение и т.д. Развивающими средствами таких способностей выступают конструкторы, модульные и технические игрушки.
  • Организаторские — ведущая роль отводится общению (взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми).
  • Творческие — используя фантазию и воображение, ребенок реализует себя в игре, общении и творчестве.
  • Интеллектуальные — наглядное моделирование объекта, когда определенный предмет условно заменяется на знакомую фигуру (к примеру, карта).
  • Сенсорные — сюда относится информация о свойствах предмета, фонемы речи, цвета, разнообразие форм и другое.

Отметим, что разделение специфических способностей на общие и специальные весьма условно, поскольку они взаимосвязаны между собой: общие способности проявляются в специальных, а развитие специальных способностей способствует развитию общих.

Развитие способностей в дошкольном возрасте: общие и художественные склонности

  • Природные способности формируются на основе задатков, заложенных на генетическом уровне, развитие которых во многом зависит от наличия простого жизненного опыта (память, восприятие, коммуникация).
  • В целом, природные способности можно охарактеризовать такими критериями:
  • скорость обучения знаниям и навыкам;
  • предрасположенность к определенному виду деятельности;
  • устойчивость к стрессам;
  • наличие предельных границ способности;
  • общественное признание уникальных возможностей;
  • нестандартные результаты.

Способности дошкольников и условия их формирования

Совершая действия, ребенок формирует те или иные способности. Таким образом, грамотная организация деятельности малыша позволит максимально эффективно проявить и укрепить его способности еще в дошкольном периоде.

Основные правила организации деятельности ребенка:

  • организация необходимых предметов окружающей среды для всеобщего развития.
  • активное воспитание увеличивает вероятность развития способностей.
  • адекватное поведение взрослых по отношению к ребенку, совершающему попытки реализовать себя (даже если эти попытки выходят за рамки общепринятых норм).
  • ознакомление малыша со всеми видами деятельности (соответствующими его возрастной категории) для установления его личностных интересов.

Это интересно: было выявлено, что художественная одаренность сначала проявляется в музыке, немного позже — в рисовании, а уже потом в науке.

Подробнее о некоторых способностях дошкольного возраста

Развитие способностей в дошкольном возрасте: общие и художественные склонности

  1. Существует такое понятие как «сензитивный период» — это то время, когда организм ребенка максимально настраивается на освоение какого либо вида деятельности.
  2. Важно понимать, что сензитивные периоды через определенное время проходят безвозвратно, независимо от того, смог ли малыш развить те или иные способности. Поэтому очень важно, чтобы родители создавали соответствующую сензитивному периоду окружающую среду (то есть, давали ребенку именно то, в чем он нуждается здесь и сейчас)

Создание окружающей среды для развития специальных способностей

Основная роль в этом процессе отведена игре. Здесь объединились целый комплекс действий: творчество, двигательные навыки, организация, деятельность.

Совершая действия, ребенок должен постоянно находиться в пограничной зоне между тем, что он уже умеет и тем, чему еще предстоит научиться. Именно такой процесс заставляет малыша думать и, соответственно, развивать свои способности. Трудности закаливают, иначе процесс развития замрет или начнет регрессировать.

Создание окружающей среды для развития физических способностей

В дошкольном возрасте ребенку интересны будут подвижные игры, музыкальные разминки и танцы.

При этом желательно использовать элементарные движения, которые ребенок легко запомнит и сможет правильно воспроизвести. Музыка задаст ритм и поможет развить слуховое восприятие.

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием запоминают движения и охотно их демонстрируют под музыку.

Создание окружающей среды для развития творческих способностей

Всестороннее развитие ребенка обязательно включает и творческое направление. Причем деятельность должна быть разнообразна: лепка, рисование, вязание, конструирования, вырезание и многое другое.

С подачи родителей малыш может «опробовать» самые разные виды творческой деятельности и выбрать именно тот, который ему ближе всего. Не стоит выполнять все за ребенка.

Достаточно подтолкнуть его в нужном направлении и малыш обязательно удивит родителей своим креативом.

Создание окружающей среды для развития познавательных способностей

Формирование личности дошкольника не обходится без здорового любопытства со стороны ребенка и его постоянных «почему», «как» и «когда». Любознательность способствует приобретению знаний, умственной деятельности и применению навыков на практике.

Помните! Каждый ребенок одарен по-своему. Чем больше родители будут проявлять интерес к процессу формирования навыков и способностей малыша, тем выше шанс ребенка стать счастливым человеком и добиться успеха в современном социуме.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1155_sposobnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

Развитие способностей в дошкольном возрасте: общие и художественные склонности

Разноплановое развитие ребенка способствует формированию гармоничной личности. Современные родители уделяют этому аспекту воспитания существенное внимание, однако основной акцент делается на сенсорику, внимание и память. Тем не менее, развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей не менее значимо. Даже если в будущем ваш малыш не станет музыкантом или актером, умение мыслить нестандартно поможет сориентироваться в современном мире, где креативность очень ценится.

Творческие способности – понятие комплексное, состоящее из определенных навыков и умений. Занятия в дошкольных учреждениях учитывают творческие аспекты деятельности, однако родители также должны использовать все доступные средства развития творческих способностей у ребенка. Следует обратить внимание на такие аспекты:

  • стремление малыша к открытиям, познанию окружающей действительности;
  • способность изобретать;
  • умение использовать приобретенные познания на практике;
  • воображение и фантазия;
  • активность и живость ума;
  • нестандартное видение различных ситуаций;
  • интуиция;
  • инициативность.

Творческое развитие детей дошкольного возраста должно начинается с двух лет и в дальнейшем способствует усвоению новых знаний и восприятие мира в целом.

Развитие способностей в дошкольном возрасте: общие и художественные склонности

Выйдя из младенческого возраста, ребенок начинает активно проявлять способности к творчеству. Родителям необходимо обратить внимание на эти стремления и поспособствовать их максимальному раскрытию. Каждый возрастной период в развитии ребенка имеет свои особенности.

Двухлетние дети могут довольно ритмично двигаться под музыку, иметь склонность к рисованию или требовать постоянного внимания всех окружающих. Необходимо всячески поощрять эти стремления, развивая и совершенствуя их.

В последующие два года творческая активность достигает своего пика. В это время родители должны приложить максимальные усилия для раскрытия потенциала своего малыша. Даже при отсутствии явных склонностей к какой-либо деятельности, нужно как можно больше заниматься и использовать все средства развития ребенка.

Пяти- и шестилетним детям требуются творческие задания большей сложности. Именно этот период готовит малыша к школе, где любые навыки или их отсутствие проявятся в полной мере. Умение фантазировать, изобретать и нестандартно мыслить облегчат усвоение новых знаний.

Следует помнить, что пробелы в творческом развитии детей дошкольного возраста, неумение выразить свои мысли творчески могут спровоцировать серьезные трудности в дальнейшем воспитании.

Многие родители ссылаются на отсутствие соответствующего образования и проблему направления воображения ребенка в нужное русло. Однако такие отговорки совершенно несостоятельны, поскольку существуют разнообразные методики и средства развития ребенка.

Изучив эти простые руководства и регулярно занимаясь с малышом, можно максимально раскрыть его творческий потенциал.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_khudozhestvennykh_sposobnostey_detey_doshkolnogo_vozrasta/

Развитие художественных способностей детей

Развитие способностей в дошкольном возрасте: общие и художественные склонности

Поговорим в этой статье о развитии художественных способностей детей.

Как правило, художественные способности присутствуют у всех в той или иной мере. Важно только пробудить их. Дети, не достигшие трёхлетнего возраста имеют схожие способности к рисованию.

В этом возрасте нельзя определить, в какой степени ребёнок обладает талантом к рисованию и каким будет художественное развитие детей в дальнейшем. Необходимо помочь малышу в раскрытии его способностей, создать подобающие условия и поощрять интерес к рисованию.

Развитие художественных способностей — достаточно важный момент в воспитании малыша.

Развитие художественных способностей ребенка от 1 года до 2 лет

В этот период дети интересуются яркими предметами: фломастерами, карандашами и т.д. Если эти предметы попадутся малышу на глаза, он наверняка займётся ими: попробует на вкус, повертит в руках… Ребёнок ещё не знает, для чего используют фломастеры. Ему надо показать это, но лишь после того, как малыш сам перепробует все действия с этим предметом и интерес к нему станет уменьшаться.

Покажите, что при помощи карандаша и фломастера можно начертить линию или что-то нарисовать. Малыш начнёт повторять за вами и немало бумаги заполнит штрихами и точками. Не мешайте ему — со временем ребёнок станет рисовать уже более осознанно.

Развитие художественных способностей ребенка от 2 до 3 лет

В этом возрасте дети рисуют уже более предметно. Например, если он собирается нарисовать машинку, в получившемся рисунке он её точно узнает, даже если нарисованное мало напоминает автомобиль. Это говорит о повышении уровня изобразительной деятельности. Малыш при рисовании начинает ставить перед собой изобразительную цель.

1.

Вам необходимо знакомить ребёнка с окружающим миром. Во время прогулки обратите его внимание на кошек и собак, транспорт и растения.

2.

Рассматривайте книжки с картинками. Для развития художественных способностей малыш должен знать, что изображено на картинке. Пусть он попробует это нарисовать.

3.

Помогите ребёнку научиться пользоваться карандашом, кистью и красками. Проводите занятие лепкой.

Будьте начеку — малыш наверняка захочет попробовать краску или залезть в неё пальцем. Чтобы ребёнок не рисовал на стенах и мебели, отдайте ему на растерзание длинные полосы ненужных обоев — это наверняка понравится ребёнку.

  • 4.
  • Если вы хотите, чтобы развитие художественных способностей ребенка было гармоничным, занимайтесь с ним лепкой, аппликацией и рисованием как можно чаще.
  • 5.
Читайте также:  Развитие памяти у детей дошкольного возраста: виды, произвольность

Детям старшего возраста полезно будет посещать музеи, выставки и вернисажи. Изучая работы известных художников, малыш и сам сможет выражать свои чувства более точно.

Совместное творчество детей и родителей

Помните о том, что художественное развитие должно быть интересно детям. А наибольшую заинтересованность дети проявляют в совместных с родителями занятиях. Уделите таким занятиям 20 минут в день, и по окончании совместного творчества ребёнок сам продолжит рисование.

Пусть родители рисуют дом, а дети — трубу, двери, окошки. Во время занятий обсуждайте, какой краской нарисовать море, чего не хватает рисунку.

Что бы ни получилось в результате — не стоит ругать малыша — у всех художественное развитие происходит разными темпами. Хвалите ребёнка за успехи и старайтесь поддержать желание рисовать. Малышу важна ваша оценка и комментарии по поводу его работы.

Если вы не пожалеете хороших слов и проявите неподдельный интерес — малыш обретёт желание совершенствоваться в области рисования.

Развитие творческих способностей детей

Что же необходимо делать взрослым для того, чтобы богатый творческий потенциал, который дарит каждому здоровому ребенку детство, мог воплотиться? Как помочь задаткам стать способностями?

Как связаны игра и творчество детей?

Для этого необходимо создать определенные условия, прежде всего ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из задатков рождаются и развиваются способности.

Но искусство (и это общеизвестная истина) – настолько сложный вид деятельности, что просто «поместить» туда маленького автора, сказав ему: «Сочиняй, ты к этому готов», – невозможно.

Нужны особые усилия взрослого, который, во-первых, должен показать ребенку его возможности и, во-вторых, раскрыть перед ним специфику художественной деятельности, ее суть и те средства, которыми пользуется художник, создавая художественные образы.

Такой ввод в художественную деятельность удобнее всего совершать через достаточно плавное изменение игры, трансформируя ее в тот или иной вид искусства или в некий курс овладения общими основами искусства.

В чем суть трансформации игры в искусство?

Важнейший ее момент – выход ребенка из игровой позиции в некую другую, в которой он не будет больше отождествлять себя только с одним игровым персонажем, с одним героем, с одним эпизодом, а попытается охватить все в целом, сочетая в себе позиции и автора, и участника игры, и возможного зрителя.

Чтобы ребенок мог совершить этот выход и необходима помощь взрослого, без которой лишь ничтожно малая часть детей обратится к искусству и найдет туда дорогу. Слишком уж велик зазор между общими предпосылками и теми специальными требованиями, которые предъявляет ребенку каждый конкретный вид искусства.

Слишком значимы, несмотря на явное сходство, различия между игрой и практикой художественного творчества.

Многие дети рождаются, имея то или иное дарование. Его, естественно, следует выявить и развивать художественные способности ребенка. Однако дарование будет реализовано в полной мере в том случае, если его развитию сопутствует полноценное формирование личности в целом.

Академик Б. М. Теплов отмечал, что художественно-изобразительные способности (как и все другие!) раскрываются максимально полно, если воспитание одновременно способствует развитию у ребенка его эмоциональности, эстетического восприятия им природы, мира в целом, развитию образного мышления, общей культуры и эрудиции.

И художественно одаренный ребенок может не стать выдающимся художником, если он не получил широкого образования.

Таким образом, воспитывая одаренного ребенка, родители с еще большим тщанием заботятся о его умственном развитии, о заботливом взращивании в нем нравственности, о том, чтобы он был не только музыкантом и художником, но в первую очередь личностью.

Таким образом, не следует воспитывать музыканта, художника, шахматиста, ученого или спортсмена, а следует прежде всего воспитывать человека, поскольку только гармонически развитая личность сможет в полной мере развить свои способности.

Все вышесказанное как будто банально, но в этой проблеме, кроме всего прочего, есть одно очень важное обстоятельство. Речь идет о том, что счастливый Божий дар может стать причиной неудавшейся судьбы, если человек не сложился как личность.

Как развивать художественные способности ребенка?

Что же делать, чтобы способности послужили во благо одаренному ими? Вспомним: какую бы военную специальность ни получал человек, он вначале проходит курс молодого солдата. Есть общие принципы воспитания.

Кем бы ни стал ребенок впоследствии, он должен быть подготовлен к жизни в целом, должен быть готов к преодолению трудностей, должен быть отважным, закаленным и трудолюбивым, получить общее развитие и воспитание. А с того, кому много дано, особый спрос.

И чем выше одаренность, способности, тем выше требования к воспитанию.

Одаренные дети нередко своеобразны в поведении. Иногда они выглядят «чокнутыми», «зачарованными», странными, «чудаками», удивляют некоей неадекватностью, своеобразны, эмоционально впечатлительны и ранимы. С ними, как говорят, не соскучишься.

Однако именно из-за своей нестандартности, подчеркнутой индивидуальности они смущают воспитателей, раздражают их своим необычным поведением. Такие дети для них «беспокойны, упрямы, странны, своевольны» и даже «плохо воспитаны».

Ведь многие представляют себе хорошо воспитанного ребенка в образе послушного пай-мальчика. Одаренный же ребенок нередко выглядит белой вороной.

Родители должны своевременно разобраться в особенностях психического развития своего ребенка. Кто же, как не они, поймут его, поверят в него, ободрят?

Непременный компонент творческого начала – оригинальность мышления. Если ребенок высказал нечто интересное, оригинальное, следует выказать свое одобрение, даже восхищение, чтобы он понял: это интересно, именно это дорого ценится.

И он отличится вновь, поскольку поймет разницу между оригинальным, свежим, ярким и банальным. Выработке такого неожиданного, оригинального взгляда способствует воспитание наблюдательности, проницательности, особого угла зрения. Учат же этому мастеров фотографии и живописи.

Стало быть, и родители могут выпестовать в ребенке умение увидеть необычные грани в природе, в людях, в обыденной жизни.

Художественное творчество детей дошкольного возраста

«Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует – значит, знает. Творчество – тот канал, по которому может выявиться и реализоваться в материале внутренняя жизнь детской души.

Дети экспериментируют, исследуют, играя с самым разнообразным материалом: краской, глиной, пластилином, звуком, камешками, щепками, бумагой…

Что из этого получится, зависит не только от врожденных особенностей ребенка, его психофизики, но и от взрослого, который находится рядом, помогая ему ориентироваться в огромном шквале информации, а порой направляя его внимание на явления, скрытые от глаз». 0. А. Суслова

Если бы мы заговорили о художественном творчестве «всего лишь» 150 лет назад, едва ли кто-нибудь понял бы, о чем идет речь. Правда, и тогда обращали внимание на детей, которые рано и успешно начинали осваивать способы работы мастеров искусств. Это считалось (и не без оснований) признаком одаренности ребенка и зачастую предопределяло его профессиональную судьбу.

Открытие художественного таланта у ребенка

Итак, в конце XIX века в ребенке стали замечать и признавать художника. Уже Поль Гоген призывал рисовать как дети, понимая под этим упрощение ради большей выразительности.

В XX веке заговорили вполне серьезно о влиянии детей на выдающихся мастеров современной живописи, таких как А. Матисс, П. Клее, П. Пикассо, М. Шагал, Ж. Брак, X. Миро, Р. Дюфи, Ф. Леже.

В наше время мысль о том, что ребенок по своему психологическому складу прирожденный художник (а с другой стороны, большой художник – в чем-то ребенок), стала уже привычной. И приучили нас к этому Ф. Г. Лорка и М. М. Пришвин, Я. Корчак и К. С. Станиславский.

В чем же состоит эта общность? Как сохранять и развивать в ребенке именно то, что роднит его с художником?

Понятно, что имеется в виду не профессиональная сноровка в изобразительном или другом искусстве. В этом отношении дети как раз предельно далеки от художников (нет необходимых навыков), а то, что их роднит, проявляется то ли вопреки, то ли благодаря детской неумелости.

Речь идет также не о врожденных задатках ребенка, как ни велико их значение в том или ином виде искусства. И даже не о таком необходимом качестве, как воображение, хотя принято считать, что у детей оно развито сильнее (о воображении мы подробно поговорим ниже). Речь об отношении к жизни, которое отличает художников, благодаря которому они хотят и могут создавать произведения искусства.

В чем же суть этого отношения? Человек искусства – во всяком случае, в периоды творчества, в моменты зарождения художественных замыслов – не чувствует себя ограниченным существом, отделенным от внешнего окружения, от других людей, от природы, от мира в целом.

Наоборот, он чувствует, что глубочайшим образом сопричастен всему в мире.

А предметы и явления воспринимает не как «безгласные вещи», не как объекты, из которых можно извлечь какую-то пользу, – во всем он открывает (не выдумывает, а именно открывает!) самоценную внутреннюю жизнь.

Что объединяет художника и ребенка?

Мы не думаем, конечно, будто отношение к жизни, свойственное большим художникам, присуще и маленьким детям, даже весьма одаренным. Но предпосылками такого отношения дошкольники и младшие школьники в самом деле щедро одарены.

Ребенок еще не выстроил непроницаемую стену между своим Я и окружающим безбрежным не-Я. Для него нет во всем мире вещей столь чуждых друг другу, чтобы между ними нельзя было заметить какое-то родство.

Он готов отнестись ко всему как к живому, увидеть в любом предмете и явлении душу, характер, стремление, поведение – все, что свойственно и ему самому.

Разве это не похоже на то, как воспринимает мир настоящий художник? И разве не отличает это их обоих от среднестатистического взрослого рационалиста?

Объединяет художника и ребенка также острая эмоциональная отзывчивость на все, что непосредственно познаваемо чувствами, на те неповторимые внешние признаки явлений, к которым взрослеющий человек обычно теряет интерес, а с ним и способность замечать и различать.

Как, например, привлекателен и значим для ребенка многообразный мир цвета! Он содержит в себе нечто гораздо большее, чем визуальную информацию о внешних объектах. Прислушаемся, как говорят дети о цветах. О темно-фиолетовом: «Когда такие занавески ночные, сразу грустно становится.

И когда хоронят кого-нибудь, всюду кажется такой цвет…» О красном: «Это цвет боевой! А когда страдают, он жгет прямо!» О черном: «Когда едешь ночью в лесу, сзади ветки ломаются… Он цвет бед, злой и беспощадный». О желтом, теплого оттенка: «Похож на солнце и похож на золото. Это как счастье людей».

Читайте также:  Особенности внимания у дошкольников и возможные проблемы

Цвет бывает и «ехидным», и «буйным», и «чуть-чуть жалетельным».

Обратим внимание, во-первых, на то, что в некоторых высказываниях детей ощутимо проступают контуры художественного замысла, который профессиональный живописец мог бы конкретизировать и воплотить во впечатляющих картинах.

Во-вторых, цвет явно выступает для детей не просто как один из признаков объекта, а как живая сущность особого рода, со своим ярко очерченным эмоциональным миром, а значит, и со своими особыми выразительными возможностями. И такое отношение к цвету, как и к видимому миру в целом, – залог успешного развития художественного воображения.

(Сказанное относится и к чувственному пласту всех других искусств: к тембру музыкального инструмента, к звукоритмической стороне художественного текста).

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/hudozhestvennoe_razvitie_detei.html

Развитие способностей в дошкольном возрасте (стр. 1 из 3)

1.
Задатки и способности. Их развитие в дошкольном возрасте

У человека есть два класса задатков: врождённые и приобретённые. Первые иногда называют «природными», а вторые – «социальными» или «культурными».

Многие природные задатки являются общими у человека и у животных: элементарные способности к восприятию, запоминанию, наглядно-действенному мышлению. Они возникают в зависимости от созревания организма и проявляются в соответствующих внешних условиях.

В их основе, как правило, лежат генотипически обусловленные анатомо-физиологические свойства организма.

Следует отличать природные задатки от природных способностей. А. Н. Леонтьев писал: что природные способности – «это не задатки, а то, что формируется на их основе»[1]
.

Можно добавить к этому важному замечанию следующее: без специального обучения и воспитания, то есть в обычных условиях существования живого организма, способности этого рода у него появляются и в достаточной мере развиваются.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс наш отечественный учёный Б. М. Теплов. Он-то и предложил три определения способностей.

«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Б. М. Теплов[2]
, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Б. М. Теплов считал, что способности человека не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

В отличие от самих способностей задатки вполне могут существовать и не теряться долгое время. Причём относительно не зависимо от того обращается или не обращается к ним человек, использует или не использует их на практике.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание у человека, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.

Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов.

На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет.

Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук.

Это создаёт благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах.

Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные конструкторские, организаторские, художественно-изобретательные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность.

Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития. Цeлью обучения на занятии в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений, развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл развивающего обучения.

Отечественные психологи и педагоги Запорожец A.B.,[3] Пoддъякoв H.H.[4] разработали принципы, содержание и методы умственного развития детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие способностей ребенка.

Доказана необходимость прямого управления развитием способности ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

K старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность связывать между собой, систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, что свидетельствует об овладении ими общественно выработанными средствами познания.

Такими средствами являются в области восприятия — сенсорные эталоны, в области мышления — наглядные модели и значения, выраженные в знаковой форме.

Овладение этими средствами познания происходили в деятельности ребенка, направляемой на решение познавательных задач.

2.
Специфика познавательных способностей в дошкольном возрасте

В настоящее время проблема познавательного интереса является одной из актуальных. Развитие познавательного интереса детей постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников.

Воспитание познавательных способностей детей дошкольного возраста направленно на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

  • В современной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
  • Через игру происходит развитие познавательного интереса. Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя образовательными моментами:
  • положительной эмоцией по отношению к деятельности;

наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что называется радостью познавания и познания;

наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься, независимо от других мотивов.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Игра является главным источником развития познавательного Инте-реса. При организации игровой деятельности необходимо придерживаться следующих принципов:

Источник: https://mirznanii.com/a/175547/razvitie-sposobnostey-v-doshkolnom-vozraste

Развитие способностей у дошкольников

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей — склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс.

Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления.

Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы — познавательные и практические.

Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет.

Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове.

Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом.

Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться.

Читайте также:  Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте: особенности

Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол — кружком, а шкаф — прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

Дошкольник включается в многообразные виды деятельности — игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских.

Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.

Закончив раскладывать ложки, Наташа подходит к раздаточному столу, берет стопку тарелок. Подходит Рома. Наташа снимает сверху стопки 3 тарелки и отдает Роме: Бери. Я тебе помогу разложить тарелки. Клади красиво.

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью.

Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма.

Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности.

Он поет, танцует, лепит, рисует.

У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально- речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.

Проблема развития одаренных детей

Особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей.

Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников.

Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

К первой относятся дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от ровесников высоким уровнем развития интеллекта, поразительной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

Вторую группу составляют дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (к какой-нибудь области науки или техники).

По «своему» предмету или группе предметов ребенок может выделяться, значительно может превосходить других детей легкостью, с какой ему дается специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усваивать и творчески участвовать в работе.

Рассказывают, что отец известного математика Гаусса обычно платил своим рабочим в конце недели, прибавляя к каждодневному заработку плату за сверхурочные часы. Однажды, после того как Гаусс-отец закончил расчеты, следивший за операциями отца ребенок, которому было едва три года, воскликнул:

«Подсчет неверен. Вот какая должна быть сумма».

Вычисления повторили и с удивлением убедились, что малыш указал правильную сумму.

Третью группу одаренных детей составляют дети с отдельными признаками незаурядных способностей.

Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов.

Например, необычайная память на какие- либо объекты, богатство воображения, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.

Источник: https://psyera.ru/2342/razvitie-sposobnostey-u-doshkolnikov

Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста

Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста.

Наиболее эффективными способами для выявления способностей детей дошкольного возраста считаю практические методы. Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего, так можно понять круг его интересов.

В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление  детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.

— Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.

— Включение дошкольника   в разные виды деятельности для проявления  всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.

— Создание предметно-развивающей среды.

— Правильная позиция взрослого в общении с детьми.  Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Для выявления особенностей двигательно-ритмической сферы использую:

— тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца при обследовании произвольной мимической моторики;

— методику Н.А. Рычковой при обследовании речевой моторики;

— тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца при обследовании общей произвольной моторики;

— тесты для обследования тонких движений пальцев рук М.А. Поваляевой;

— обследование действий с предметами по методике М.А. Поваляевой;

— чувство ритма по методике Н.А. Рычковой.

Для развития способностей обучающихся активно включаю в занятия игровые технологии, элементы и приёмы здоровьесберегающих технологий, технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, информационно-коммуникативные технологии, которые повышают речевую и познавательную активность детей.

Для развитии лицевой и речевой моторикипользуюсь комплексной методикой коррекции артикуляционных расстройств Крупенчук О.И., Воробьёвой Т.А «Исправляем произношение», в которую входят: система работ по развитию мелкой моторики, логопедический массаж, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, изотонические упражнения.

Подобрала и систематизировала комплексы: картинки-символы, игрушки-помощники, изготовила пособие «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах».

Для развития мелкой моторики рук использую крупотерапию, мозаики, массажные мячики, су-джоки, эспандеры; рисование и штриховку карандашами; «пальчиковые игры», которые способствуют развитию речи, творческой деятельности. Разработала пособия: «Счетные палочки возьми, картинку собери», «Умные прищепки», «Чудо-веревочка», «Чей хвост?», «Учимся шнуровать».

Развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики способствуют ритм стихов, поговорок, пословиц. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.  Систематизировала комплекс динамических пауз в сочетании с речевым материалом.

Для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста использую иллюстрированный материал О.Б. Иншаковой.

Для коррекции звукопроизношения использую пособия: Е.Н. Краузе «Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика», М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», О.А. Новиковской «Учим ребенка говорить.

Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков», дидактический материал О.Е.Громовой «Говорю правильно», альбомы Л.А. Комаровой «Автоматизация звука в игровых упражнениях» и др.

Составила картотеку «Автоматизация и дифференциация звуков на занятиях и дома».

Для выявления особенностей фонематического восприятия у детей

использую комплекс диагностических методик в основе заданий предложенных

Г.А. Волковой «Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Экспресс — обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста», Н.И. Дьяковой «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников»

Для развития слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза использую пособия: Н.М. Мироновой «Развиваем фонематическое восприятие», Т.А.

Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей», «Развитие фонематического восприятия», Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет», Гадасиной Л.Я., Ивановской О.Г.

«Звуки на все руки. 50 логопедических игр» и др.

Изготовила дидактические пособия на развитие звукового анализа и синтеза «Звук слышу, табло заполняю», «Твёрдый-мягкий», «Прочитай по первым буквам», «Слоги и слова»; по обучению грамоте «Тактильный алфавит», «Профили звуков».

Для выявления особенностей слоговой структуры слова пользуюсь учебно-методическим пособием Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной «Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи»

Коррекцию слоговой структуры слова провожу с использованием методических рекомендаций Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». С.Е. Большаковой «Формируем слоговую структуру слова», Н.С. Четверушкиной «Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений».

Для выявления особенностей словаря, грамматического строя и связной речи использую комплекс диагностических методик в основе заданий предложенных

В. С Володиной «Альбом по развитию речи», Т.Б. Филичевой, Т.В.Тумановой «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста», И.А. Смирновой «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи»

Работу по развитию лексико-грамматических категорий языка и связной речи провожу параллельно с совершенствованием у детей неречевых психических функций, познавательных способностей. Использую игры и упражнения, разработанные Г.С.

Швайко  «Игры и игровые упражнения по развитию речи», О.С Ушаковой «Придумай слово», В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко «Синонимы», «Антонимы», а так же «Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет» Н.

С Руслановой, «Логопедические задания для детей 5-6 лет (6-7 лет) Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой.

Использую в своей работе сюжетно-ролевые игры, которые способствуют быстрому и полному развитию детской фантазии; игры – театрализации и игры – драматизации готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей.

Разработала и апробировала пособия, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (технология формирования речевого дыхания) : «Вертушки», «Варежки», «Грибочки», «Бабочки», «Осенние листочки», «Забей мяч в ворота», «Подуй на листочки; на паучков»; на развитие грамматического строя речи «Чей хвост», «Один-много», «1-2-5-9»;

Подготовила победителей и участников: муниципального конкурса «ЛогоЗнайка»; всероссийской викторины для дошкольников «Маленькие эрудиты»; всероссийской онлайн-олимпиады «Русская матрешка»; международной викторины для дошкольников «Совушка-всезнайка»; международной викторины для дошкольников «К школе готов! Русский язык». Организовала и провела общесадовские конкуры чтецов: «Осенняя палитра», «Весенний ручеёк», «Пернатые друзья», конкурсы рисунков: «Русские народные сказки», «Моя любимая сказка», «В мире сказок».

Развиваю творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Совместно с родителями и детьми стали победителями в муниципальном конкурсе «Педагогический проект» 

Источник: https://infourok.ru/sposobi-viyavleniya-i-razvitiya-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta-2111335.html

Ссылка на основную публикацию