Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Если Вы хотите, чтобы  ребенок вырос успешным и счастливым, его обязательно нужно развивать творчески. И для этой цели разработаны специальные методы, которые стоит взять на вооружение.

Особенно это касается дошкольников. С четырех лет у них  развивается логическое мышление,  они переходят рубеж того возраста, когда все было неосознанным. И именно сейчас ум вашего ребенка – хорошая почва, в которую пора сажать семена успеха.

Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Методы и приемы творческого развития ребенка

Метод аналогий и альтернатив

Цель этого приема – развитие творческого вариативного мышления у ребенка.

Вы даете ребенку задание, в ответ на которое он должен:

— придумать все возможные альтернативы ее решения. То есть, разработать множество возможных идей, которые могут быть реализованы как решения.

Например, как добраться до замка принцессы, который стоит на горе? Пешком, прилететь на шаре, прорыть тоннель.

— придумать решения по аналогии. То есть, если вы с такой задачей еще не сталкивались, то можно рассмотреть схожие задачи из опыта, и применить решения, которые к этим задачам применялись.

Например, как построить большой песочный замок? Мы помним, что домики из лего строятся постепенно из отдельных деталек. Значит, замок из песка мы можем построить тоже постепенно, а вместо деталек  у нас будут горсти песка в ладошках.

Что дает метод:

  • Развивает способность мыслить масштабно
  • Начальный опыт по выстраиванию логических связей
  • Нестандартность мышления
  • Развитие памяти и причинно-следственных связей
  • Гибкость ума

3-5 вариантов решений ребенок  придумает сразу, и еще 3-5 после обсуждения с вами.

Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Как быстро будет результат? Если вы будете заниматься регулярно, то буквально через 2-3 занятия уже заметите, что ребенок «вошел во вкус» и у него уже действительно хорошо получается.

Как и когда заниматься?  Желательно, чтобы у вас был график. Но если нет времени совсем, то занятия вполне реально проводить, например, за завтраком или по дороге в садик.

Из личного опыта: прием очень помогает ребенку в дальнейшем. Решать задачи в школе ему будет в разы проще. Как правило, такие дети учатся на «отлично».

Метод образно-понятийного мышления

Этот прием развития связан непосредственно с творческим мышлением дошкольника.

Как работать: сначала вы рассказываете ребенку о свойствах, форме, назначении предмета. Даете тактильный контакт. Потом через время  спрашиваете, какой это предмет.

Пример:  показываем лимон. Он кислый, желтый, ароматный, прохладный, продолговатый, с пупырышками с двух сторон. Нужен для лимонада, добавляется в чай, помогает при простуде. Растет на дереве.

Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Что дает метод:

  • Развитие ассоциативной памяти
  • Вырабатывается системное мышление
  • Глубокое запоминание на подсознательном уровне
  • Вырабатывается цельность мысли, единство запоминаемого образа
  • Развивается воображение

Как быстро будет результат? Мгновенно.

Как и когда заниматься. Зависит от наличия нужного предмета. Для начала «изучите» все, что есть у вас дома. ????

Из личного опыта: прием очень увлекательный. Вам самим скучно не будет точно.

Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Какие еще есть технологии для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Метод угадывания

Ставится задача, с которой ребенок раньше не сталкивался.

Опыта нет, как и возможности пробовать и выстраивать оптимальное решение. Ситуация неопределенности.

Что дает?

  • Включаются глубинные механизмы психики
  • Развивается природная интуиция
  • Вырабатывается стрессоустойчивость

Например, рисунок с тремя дорогами. Одна темная, с летучими мышами. Вторая зеленая, но с едва заметным болотом и красивыми хищными цветами. Третья – обычная, с птичками. Ребенку нужно выбрать по заданию: дорогу, которая ведет к колдунье, дорогу в царство Водяного или безопасную дорогу домой.

 Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Как быстро будет результат? Зависит от психики ребенка и вашей способности найти к нему подход.

Как и когда заниматься? Как только появляется дело, с которым ваш малыш еще не сталкивался.

Метод заметок

Прием довольно прост. Вы носите с собой блокнот и ручку. И все интересные мысли вашего ребенка записываете.

  • При этом он знает, что вы записываете именно его идеи и высказывания, что это нужно.
  • Если ребенок уже умеет писать сам – просто помогите ему, чтобы он это делал регулярно.
  • Что дает:
  • Превращение импульсивного потока мыслей в четкий поток образов
  • Вырабатывается привычка структурировать свои мысли и деятельность
  • Создается четкая логическая связь между сознанием, генерирующим идеи, и его физической реализацией
  • Происходит резкий скачок качества и количества творческих мыслей

Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Как быстро будет результат? Через 5-7 регулярных занятий.

Из личного опыта: ребенок довольно быстро привыкает, глубже понимает суть вещей  и в дальнейшем сам способен давать оценку своим идеям. Но этот метод скорее подойдет детям чуть постарше.

 Метод мозгового штурма

Самый «модный» современный прием творческого развития ребенка. Прием хорош тем, что допускает полную свободу мысли. Работает на основе полного запрещения критики. Идеи выражаются свободно, любые, самые фантастические и нелогичные.

Что дает?

  • Высокую умственную активность
  • Активизацию творческого мышления, ассоциативной памяти, логики и фантазии

Как быстро будет результат? Мгновенно.

Как и когда заниматься? Лучше делать регулярно в группах. Обычно на мозговой штурм выделяется немного времени. Если работа в группе – по две минуты на одно выступление.

Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Когда процесс пошел, – через короткое время происходит «взрыв» — своеобразный пик, когда идеи у участников появляются быстро и в большом количестве.

Из личного опыта: дети обычно испытывают восторг от свободного полета своих идей и потом еще долго переживают повышенные эмоции.

Итак, мы с вами рассмотрели основные методы развития творческого мышления детей. Каждый из приемов – особенный. И каждый помогает развиваться вашим дошколятам.

Главное:

    • заниматься регулярно
    • чередовать виды занятий
    • получать удовольствие

Это очень важно  регулярно подбрасывать в топку детской фантазии новые игры и упражнения.

Получите  в Подарок — книжку «Развиваем мышление. Игры с детьми 5-7 лет»

Полезные статьи по теме:

Творческие дети. Как и когда начинать уроки творческого развития детей?

  1. ТОП-10 способов развития творческого воображения у детей дошкольного возраста
  2. Сочиняем сказку сами. 5 простых шагов для мамы с папой
  3. Развиваем словесно – логическое мышление. Готовимся к школе

Источник: http://creative-skills.ru/5-sovremennyh-metodov-dlya-bystrogo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostej-doshkolnika/

Развитие мышления у детей

Мышление у детей, как уже давно доказали ученые и психологи, крайне гибкое. Развиваться оно может в разных направлениях.

И задача родителей – организовать этот процесс так, чтобы получить максимум пользы для малыша.

Тем более, что сегодня есть довольно большое количество методик и тактик, с помощью которых можно развить своего ребенка, дав ему возможность стать успешной и гармоничной личностью.

Именно дошкольники

Ученые, изучая природу мышления, пришли к выводу, что оптимальным вариантом является развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста. Связано это с рядом причин. Так, например, именно на этом этапе жизни дети решают задачи, которые связаны с определением предметов по их основным характеристикам.

Если расставить акценты именно на таком варианте и подходе, можно способствовать формированию у ребенка высокого уровня интеллекта и существенно расширить список его умственных способностей – он станет отличаться гибкой логикой, будет уметь быстро считать, писать и читать.

Также его креативность позволит всегда находить нестандартные выходы из предложенных ситуаций.

Развитие творческого начала в ребенке садовского возраста позволяет ему получить большую гармонию, стабильное эмоциональное состояние, он лучше может управлять своим поведением, легче адаптируется в обществе и находит общий язык со сверстниками. Различные системы развития интеллекта позволяют ребенку по максимуму развивать воображение, вследствие чего он может из имеющихся фрагментов собирать нечто новое.

Специалисты отмечают, что у детей с самого рождения идет развитие фантазия, которая бурно развивается к 5-6 годам. За счет этого они далеко не всегда могут отличить реальность от выдумки. Плюс им не хватает жизненного опыта.

Чтобы у малыша складывалось правильное представление о мире, нужно помогать ему дифференцировать вымысел от реальности уже с 3-4 лет. Отличным решением станут разные эксперименты, отслеживание действий простых механизмов.

Кстати, многие из них ребенок знает уже с рождения, например, – это погремушка, ее трясут, она издает звуки. Кстати, отличным наглядным пособием станут раскраски дополненной реальности, или, как их еще называют, раскраски. Ребенок может получать трехмерных персонажей, понимать более детально за счет их объемности строение деталей и форм, с ними он может играть в интерактивные действия.

Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Когда дети дорастают до возраста 5-6 лет, с ними уже стоит смотреть познавательные передачи, детские развивающие мультики и обсуждать действия персонажей и героев. Причем совместный просмотр стоит осуществлять уже с самых первых серий. Ребенок таким образом получает сразу несколько важных пунктов развития, среди которых:

  • Гибкость мышления: за счет этого он умеет рассматривать ситуацию с разных сторон
  • Беглость – малыш может быстро генерировать разные идеи
  • Оригинальность: ребенок умеет придумывать необычные и интересные вещи, что в дальнейшей жизни, даже в процессе обучения в стандартной школе окажется для него довольно важным

Действия родителей для развития малыша

Развитие творческого мышления и интеллекта у ребенка не произойдет само собой – его надо направлять. Поэтому родителям стоит вооружиться разными приемами и возможностями, чтобы максимально успешно начать развивать кроху. Так, специалисты уверены, что надо выполнять ряд простых несложных пунктов:

  • Формировать и всячески поощрять фантазию малыша
  • Помогать ребенку творить
  • Становиться помощниками в деле воплощения идей в реальность

В первом случае речь идет о банальных ситуациях, с которыми сталкивались все. Ребенок рассказывает родителям, что у него в комнате появился ручной и живой автомобиль, и предлагает поиграть с ним.

Родителям не стоит сразу же отметать эту идею и называть ее вымыслом, домыслом и чушью. Тут важно понять, что на данный момент малыш находится в своем мире-игре, в которой машина действительно живая и контактирует с ним.

Чтобы не загубить у ребенка творческое начало сразу, лучше стоит с ним поиграть и поддержать эту фантазию.

Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Что касается второго пункта, специалисты рекомендуют родителям озадачиться приобретением необходимого инвентаря – все тех же красок, кистей, карандашей и т.д. Это позволит ребенку начать творить тогда, когда его посетила нужная мысль – ему не придется тратить время на поиск и ожидание покупки необходимых предметов.

Читайте также:  Развивающие картинки для новорожденных: контрастные черно-белые и цветные карточки для развития зрения грудничков 1-2 и 3-4 месяцев, а также методика монтессори

Помогать творить может быть сложнее – ведь рекомендуется шить одежду куклам, мастерить гаражи, домики, детские кухни и т.д. Однако родителям все же стоит научиться это делать. Тем более что необязательно, чтобы все эти поделки были идеально выполненными – ведь в игре воображение позволит сгладить все нюансы и детали. Главное, что ребенок увидит, что родители готовы идти ему на встречу.

Отказ от шаблонов

В большинстве случаев, как отмечают специалисты, современные родители идут по упрощенному пути.

Сегодня в магазинах представлено огромное количество различных наборов для развития детей всех возрастов – наборы для рисования, лепки, дидактические материалы и т.д. В их обилии теряются даже взрослые.

И если все это богатство выложить перед ребенком, никаких результатов добиться от него не получится. Ведь он попросту не сможет все это применить на практике.

В этом случае малыш может столкнуться с разными система развития, которые будут противоречить друг другу. Кроме того, обилие разных методик будет развивать все и сразу, с частью предметов он может играть и довольно успешно, но часть может оказаться заброшенной безвозвратно.

Стоит заранее продумать тактику своих действий, и идти в определенном направлении, не размениваясь на тысячи деталей. Так, например, можно приобрести для детей интерактивные энциклопедии, из которых он сможет получать информацию с особым интересом.

В обычной книге все написано достаточно лаконично – пространство листа и особенность функционирования детского мозга, который не сильно долго удерживает внимание. Из-за этого книги могут «брать» детей, в основном, красочностью картинки. Информации же при этом он получает не так и много.

А она такая интересная и так много дает для развития интеллекта.

Развитие творческого мышления ребенка пойдет явно лучше с современными интерактивными технологиями. Они способствуют и большему потоку информации, и возможности проверить свои знания, и пощупать картинки, т.к. те выполнены в 3D.

Отказ от шаблона позволит ребенку получить больше возможностей своего развития и предоставит ему максимум шансов поработать с воображением. Различные строительные игрушки очень хорошо развивают воображение малыша. Кроме того, игру можно усложнить, предложив ребенку строительство из неожиданных объектов, например, огурцов и т.д.

Какие действия полезны

Специалисты в области детства составили свои рекомендации, какие методики окажутся довольно полезными в деле развития творческого мышления у крохи.В список входят:

  • Применение необычных ассоциативных образов
  • Проведение творческих тестов
  • Работа в качестве созидателя
  • Поощрение фантазирования на простых, но неоднозначных предметах
  • Создание театра теней

Необычные ассоциации позволяют ребенку расширить рамки своей мыслительной деятельности. Так, например, можно выбрать в стандартном помещении обычный и привычный малышу предмет. Например, это может быть любая игрушка, лампа или даже стол.

Он должен подобрать к этому предмету как можно больше разных ассоциативных вариантов и названий, например, называть ту же лампу холодной, теплой, яркой, блестящей и т.д.

Можно усложнять задание, прося ребенка называть характеристики все теми же прилагательными, но довольно нестандартными и не вписывающимися к слову лампа очевидно. Например, лампа жареная, загадочная и т.д.

Творческие тесты сегодня достаточно широко распространены. Ребенку предлагается набор простых символов, типа палочек и кружочков и разные наборы подручных материалов – мех, кожа, бусинки, засохшие цветы, краски, карандаши и т.д. Из этого он может строить интересные и неожиданные рисунки.

Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Созидать можно с помощью красочных и необычных живых энциклопедий. Они помогут представлять объекты максимально полно, т.к. дают представление о трехмерной картинке. Кроме того, такие книги яркие и красочные с интересными картинками.

Возможность интерактивного взаимодействия усиливает интерес, т.к. помогает узнавать информацию более «живую». Это для современных детей в разы интереснее, чем просто читать напечатанный текст.

С героями энциклопедий можно поиграть, представить для них разные ситуации и т.д.

Работа с неоднозначными предметами позволяет ребенку научиться думать логично, размышлять, подбирать варианты. Так, например, кроху можно попросить описать облако.

Очень интересным и увлекательным как для детей, так и для родителей может оказаться театр теней. Сценарии – исключительно на волю фантазии, необходимый инвентарь также может быть любым. Здесь широкое поле для интерактива, а тени позволяют получить четкое или размытое изображение, что дает понятие и о форме в целом, а также о содержании.

Важное условие – развитием интеллектуальных способностей малыша и его воображением надо заниматься постоянно. Периодические подходы тут не помогут.

Кроме того, вся система занятий должна быть комплексной, только тогда она будет эффективной. Также можно дополнительно записать ребенка в кружки и секции по интересам.

Важно помнить, что возможность творчески мыслить отлично раскрывается в дружелюбной среде и среди единомышленников.

Источник: https://3dcolar.ru/2017/10/03/razvitie-myshleniya-u-detej/

Методы развития творческого мышления и творческих способностей

Развитие творческого мышления лежит в основе формирования креативности. Это способность человека создавать новое, рождать оригинальные идеи, находить нестандартные решения проблем. Согласитесь, очень полезное качество, и каждый бы хотел им обладать.

По убеждению большинства психологов, креативную личность отличают не столько способности в определенных видах деятельности (изобразительной, музыкальной, научной, педагогической и т. д.), сколько особое творческое мышление, которое необходимо развивать и активизировать в первую очередь.

Психология творческих способностей: основные принципы

Прежде чем рассматривать методы активизации творческого мышления, нужно сначала разобраться с его ролью в творческих способностях.

Психология творческих способностей – это сравнительно новая область знаний.

Она в настоящее время успешно развивается, несмотря на совершенно парадоксальный факт: большинство ученых считают, что творческих способностей как таковых нет.

Странно? В науке о развитии творческих способностей вообще много странного. На самом деле, все очень просто: у способностей к любой деятельности есть два уровня:

  1. Репродуктивный или воспроизводящий уровень. Он связан с освоением той или иной деятельности и выполнением заданий по образцу.
  2. Творческий уровень обеспечивает возможность создания нового, нахождения оригинальных решений и т. д. Для формирования этого уровня и необходимо развитие творческого мышления.

Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Два уровня способностей

Вот, например, музыкант, виртуозно исполняющий написанную композитором музыку, демонстрирует высокий, но репродуктивный уровень способностей, а сам композитор – творческий. Приготовление кулинарного шедевра по рецепту – репродуктивный уровень, а создание своего рецепта – творческий.

Но развитие творческого мышления начинается в детстве, и это во многом спонтанный процесс, не зависящий от целенаправленного воспитания.

Поэтому творческое мышление в латентном (спящем) виде есть почти у всех людей. А в любой деятельности, в той или иной степени, присутствует элемент творчества.

Музыкант делает аранжировку музыки, написанной другим человеком, кулинар в уже готовый рецепт вносит свою собственную изюминку.

Методы активизации творческого мышления: с чего начать

Творческое мышление разные исследователи называют по-разному. Дж. Гилфорд говорил о нем, как о дивергентном, то есть «направленном в разные стороны», Э. де Боно называл это мышление нешаблонным, М.

Вертгеймер – продуктивным, Я. А. Пономарев – интуитивным.

Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.

Развитие творческого мышления – необходимое условия успеха в любом виде деятельности. Но на этот процесс нужно время, а найти нужное решение проблемы бывает требуется быстро. В этом случае можно использовать методы активизации творческого мышления, ведь предрасположенность к творчеству есть практически у каждого человека.

Основные виды активизации творческого мышления — типология

В настоящее время разработаны разнообразные методы активизации и развития творческого мышления, которые можно разделить на несколько видов.

Развитие творческого мышления дошкольников: стадии и методы формирования

Активизация творческого мышления

  1. Психологические методы. Они призваны пробудить скрытые, латентные творческие способности, имеющиеся у всех людей. К наиболее известным психологическим приемам относятся ассоциативные методы активизации творческого мышления. Они основаны на возникновении спонтанных связей с имеющейся в памяти информацией и образовании новых образов. Например, В. И. Суриков нашел «подсказку» для образа боярыни Морозовой в силуэте вороны, сидящей на снегу.
  2. Инструментальные методы. Если психологические приемы не только активизируют, но и обеспечивают развитие творческого мышления, то второй вид – это только инструменты, готовые «рецепты», позволяющие не развить творческое мышление, а найти оригинальное решение поставленной задачи. Таких методов очень много: отечественная ТРИЗ Г. Альтшуллера; метод морфологического анализа Ф. Цвикки; «Бином фантазии» Дж. Родари; «Решетка идей» Р. Вона и многие другие.
  3. Коллективные методы активизации творческого мышления. Давно замечено, что легче всего рождаются новые идеи в процессе их обсуждения с другими людьми. Да и развитие творческого мышления более эффективно в группе. Самым известным из групповых методов активизации творческого мышления является брейнстормиг или мозговой штурм.

Использование любых методов активизации творческого мышления оказывает благотворное воздействие и на развитие творческих способностей, и на состояние психики в целом: повышается эмоциональный тонус, возникает чувство уверенности в себе и растет самооценка.

Автор – Марина Голубева

Источник: http://evio-club.com/statiy/samorazvitie/metodyi-razvitiya-tvorcheskogo-myishleniya/

Тема: «Развитие творческого мышления детей»

Тема: «Развитие творческого мышления детей»

Что такое творческое мышление?

Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний.

Еще очень часто обучение сводиться к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению.

Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

  • Психологические составляющие творческой деятельности:
  • а) гибкость ума;
  • б) систематичность и последовательность мышления;
  • в) диалектичность;
  • г) готовность к риску и ответственности за принятое решение.
  • Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую.

Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решение до конца не продумывается.

В этом же случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются.

Читайте также:  Развитие памяти у детей дошкольного возраста: виды, произвольность

Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей. Но перечисленные психологические компоненты творчества являются свойствами взрослого мышления.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде, чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум 3 стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действенное мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи.

К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей.

К 6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления.

Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образы-представления.

Очень важными для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.

Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире.

В психологии эту способность назвали фантазией.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или карандашей, описание необычных, новых свойств предметов.

Фантазия ребенка на 1 стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, но и более вероятных цепочек событий.

Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно- действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, но связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Наглядно-действенное мышление позволяет школьникам понимать пространственные и временные отношения. Сложнее осмыслить причинно-следственные связи.

Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на 1 план. Чтобы их выявить нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте.

Изучение познавательной деятельности показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам, дети читая и наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответ. К 11 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых запросов.

Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий.

Исследование активности детей на этапе причинного мышления характеризуется 2 качествами: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез.

Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления.

Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более логичным, осмысленным, правдоподобным.

С другой стороны, критичность может помешать творчеству, т.к. на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены.

  1. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых идей.
  2. Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются различные методы и приемы. Вот некоторые из них:
  3. — прием образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным.
  4. Этот прием используется для составления загадок, поговорок, пословиц.

— метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещается и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется.

— метод комбинированного анализа. В основе комбинированного анализа лежит матрица сочетаний 2-х рядов фактов.

Эвристическое мышление

По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события.

Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий.

Мышление, которое опирается на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называется эвристическим.

Эвристическое мышление формируется к 12-14 год. В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высокая. Дети задают много разнообразных поисковых вопросов, касающихся самых различных аспектов ситуации. Подростки же сразу концентрируют свое внимание на 1 или нескольких гипотезах.

Это экономит время, хотя может привести к застреванию на неэффективной идее.

Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила эвристики.

Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении- это слишком поспешное принятие кажущихся оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.

Уже, начиная с 1 класса, я и мои коллеги стараемся развивать у учащихся сильное мышление.

Помогает нам в этом направление Триз-педагогика.

И если в 1 классе мы учимся лишь нестандартно смотреть на явления и факты, то к концу 3-4 класса мы уже пытаемся решать нестандартные задачи, стремясь делать это не эпизодически, а в системе.

Как правило, последние 2-3 урока четверти отводятся «мозговому штурму». Этим самым дается хорошая пища для ума «сильным детям», но и также развивает учащихся со средним уровнем развития.

Триз-педагогику применяем не только лишь на математике, но и также на естествознании. На этапе формирования наглядно-действенного мышления мы учим детей написанию загадок, , маленьких стихов, сказок. У нас есть сборник «Светлячок», где печатаются творческие работы детей. Это хороший стимул для талантливых и стремящихся детей.

Источник: https://infourok.ru/tema_razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_detey-413609.htm

Художественное конструирование как средство развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются пути развития и формирования креативного мышления детей старшего дошкольного возраста, средствами художественного конструирования. Актуальность данного исследования заключается в том, что  креативность вообще и детская в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, искусствоведов, философов.

В развитие и становление ребёнка как личности важную роль играют индивидуально-психологические особенности, а именно: способность, талант, одарённость. В наше время развитие креативности личности особенно актуально. Так как креативный, то есть творческий подход к деятельности помогает её сделать более продуктивной.

В статье описывается, как художественное конструирование может поспособствовать развитию креативного мышления.

Как известно, различные психические процессы помогают нам познавать окружающую действительность, формировать модель отношений между объектами и предметами. И в этом важную роль играет мышление.

Множество учёных, исследователей внесли свой вклад в раскрытие содержания понятия мышление. Так, Р. С.

Немов пишет о том, что «мышление — один из познава­тельных, психических процессов человека, цель которого со­стоит в том, чтобы узнать о мире нечто, недоступное непосредственному восприятию с помощью естественных, дан­ных человеку от природы, органов чувств, или познанию при помощи иных психологических процессов»  [4, с. 131].

Отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор Михаил Викторович Гамезо определяет мышление, как «процесс познания, который связан с открытием субъективно нового знания, решением задач, с творческим преобра­зованием действительности. Поэтому в психологии мышление рас­сматривается и изучается как психический процесс и как процесс решения задач.

Мы понимаем мышление, как сложный психический процесс, основанный на субъективном познании окружающей действительности, его деятельность выходит за рамки ощущений, восприятий, представлений. Там, где мы уже не можем обойтись знаниями доступными органам чувств, начинает свою работу мышление.

В науке известны различные виды мышления, оно делится:

  1. по характеру решаемых задач — теоретическое и практичес­кое;
  2. по степени развернутости и осознанности — дискурсивное и интуитивное;
  3. по степени новизны и оригинальности — репродуктивное и продуктивное (творческое);
  4. по числу участников — индивидуальное и коллективное мыш­ление.

Теоретическое мышление  — вид мышления, который направлен в основ­ном на нахождение общих закономерностей. Оно свойственно исследователям и учёным и меньше связано с практикой. Преимущественно образы составляют теоретическую форму мышления, и использует их для решения поставленных задач, а не понятия, суждения и умозаключения.

С помощью теоретического понятийного мышления мы можем выполнять действия в уме, пользуясь понятиями, и не обращаясь к помощи органов чувств.

Практическое мышление — вид мышления, который направлен на нахождение пути ре­шения практических задач, проверку гипотез, опираясь на практический опыт. Осуществляется это мышление обычно, если  невозможно проверить здесь и сейчас и исполь­зует наглядно-действенные и нагляд­но-образные формы.

Мышление дискурсивное — аналитическое, оно развернуто во времени, значительно осознанное и поэтапное.

Мышление интуитивное — вид мышления, который происходит в один момент, протекает без этапов. Этот мыслительный процесс происходит бессознательно. Я.А. Пономарев отмечал, что побочные действия в мыслительном процессе не осознаются и протекают в форме интуиции.

Мышление репродуктивное – то есть такой вид мышления, который имеет свойство воспроизводить способы решения задач после получения знаний в процессе обуче­ния или по образцу.

Мышление творческое (продуктивное) – вид мышления, который связан с созданием нового или открытием чего-либо. Именно этот вид мышления позволяет раскрыть творческие способности, находить нестандартные пути ре­шения задач и проблемных ситуаций. [2, с. 105]

Здесь учёные проводят неразрывную связь между мышлением и креативностью, т.к. креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Впервые определение данному термину дал в Д. Симпсон в 1922 г. и говорил о том, что это нестандартный способ мышления. [3]

Изучением креативности личности занимались и такие учёные как, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, В.Н. Дружинин и т.д.

Читайте также:  Продуктивная деятельность дошкольников: организация и виды

Таким образом, креативное мышление — это процесс создания и нахождения новых оригинальных идей, а также путей решения проблемных ситуаций и задач нестандартным образом, отклоняясь от общепринятых схем мышления.

«Креативное мышление — это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер.

» [6] В процессе креативного мышления ребёнок создаёт новое видение той или иной проблемы, ситуации и творчески подходит к её решению.

Множество факторов оказывает влияние на развитие детской креативности. Различные подходы таких авторов как, Ананьев Б. Г, Савенков А. И., Ушаков Д. В., Шумакова Н. Б., Л.С. Выготский, С.Д. Смирнов, В. Н. Дружинин, позволили сделать нам вывод, что для успешного развития креативного мышления детей дошкольного возраста необходимо:

  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка (возрастных, психических и физических);
  • создание развивающей предметно-пространственной среды: доступность и наглядность материалов, выбор оборудования для работы в творческой направленности;
  • положительный отклик со стороны взрослого; поддержка педагогом инициативы ребёнка в стремлении к творческой деятельности;
  • положительная и доброжелательная психологическая обстановка в семье и дошкольном учреждении;
  • экскурсии в природу, как метод приобщения к творчеству;
  • включение в работу с дошкольниками различных видов изобразительной деятельности (предоставление выбора);
  • использование комплекса методов и приёмов воздействия на творческую активность ребёнка.

Художественное конструирование определяется как — творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; цели художественного конструирования достигаются путём приведения в единую систему функциональных и композиционных качеств, эстетических и эксплуатационных характеристик предметных комплексов и отдельных изделий.

В детском саду художественное конструирование представляет собой создание художественных композиций и поделок из разных по форме, цвету, величине природных и бумажных заместителей: самостоятельно вырезанных или готовых геометрических фигур, комочков, полосок, клочков, жгутиков и других элементов. Из них, как из кирпичиков, дети конструируют предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные работы на разнообразных по цвету, форме, величине фоновых поверхностях – материале, принятом за фон (плотная бумага, ткань). [5]

Художественное конструирование является интегрированной творческой деятельностью детей. В нём присутствуют элементы игры, экспериментирования, изобразительной деятельности.

В ходе такой деятельности у ребёнка развиваются все психические процессы: мышление, воображение, восприятие, память, ощущения. Важную роль играет конструирование в отражение окружающего мира дошкольника, т.к.

моделируя, он воплощает своё отношение к миру, к действительности и пониманию прекрасного.

Нами было проведен констатирующий эксперимент, выявляющий уровень развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста. Опытно — экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ «Алёнка» г. Абакана.

В процессе исследования было обследовано 20 детей экспериментальной группы. Возраст детей 5-6 лет. Были  использованы следующие диагностические методики: тест Торренса (в модификации Е. Туник), «Дорисовывание фигур» О.М.

Дьяченко, тест Вартегга.

Диагностика проводилась по трём показателям предполагаемых уровней развития креативного мышления:

Высокий уровень — дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).

Средний уровень — дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

Низкий уровень — дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Цель теста Торренса – выявить уровень развития креативного мышления. Необходимо было нарисовать определённые объекты, используя заданный набор фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры, но нельзя прибавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нужно было нарисовать лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, а в четвертом – то, что захочет ребёнок и дать название этому рисунку. Необходимо было провести диагностику в игровой форме. Поэтому детям было предложено: «Ребята, вам даны волшебные фигурки с помощью, которых вы получите свои уникальные рисунки. Сочетайте их по-разному, фантазируйте».

Так же был показан образец. При оценке результатов высчитывался коэффициент оригинальности, т.е. сочетание фигур, их расположение не должно повторяться между рисунками детей. Затем высчитывался средний балл. Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

По такому же принципу была проведена диагностика О. М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Детям раздали карточки с уже имеющимися элементами рисунка, их задача была дорисовать и дать каждому изображению название.

Тест Вартегга представлялся немного иначе, детям раздали листы бумаги, на которых изображено шесть кругов, их нужно было превратить в законченные рисунки. Один круг использовать для одного рисунка.

Проведенное на констатирующем этапе  исследование показало, что высокий уровень выявлен у 30% детей, средний уровень выявлен у 25% детей, низкий уровень обнаружен у 45% детей.

Далее нами была спланирована и осуществлена система работы по     развитию креативного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами художественного конструирования.

Креативное мышление у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно развиваться на занятиях художественным конструированием. Для этого были созданы необходимые условия:  специально организованная образовательная деятельность, предоставление разнообразного материала и оборудования, демонстрация различных вариантов художественного конструирования.

  • Образовательная деятельность была построена в соответствие с планом образовательного учреждения, а также с соблюдениями требований федерального образовательного стандарта.
  • Совместная деятельность с детьми включала три этапа: организационная часть, основная и заключительная.
  • Каждый этап включает компонент, способствующий проведению эффективной образовательной деятельности и усвоению детьми, предложенного материала.

1. Мотивация. В процессе организации деятельности было активизировано внимание детей и познавательный интерес с помощью, так называемого, сюрпризного момента, где дети, в непринуждённой обстановки, стремились узнать что-то новое, познакомиться с различными способами художественного конструирование.

2. Проблемная ситуация. В игровой форме дети приходили к проблеме, возникали затруднения. В данной ситуации мы побуждали детей задавать вопросы и в результате самим находить решение.

3. Непосредственно образовательная деятельность, где дети самостоятельно решали, поставленную задачу.

4. Рефлексия. В речевой форме дети отвечали, что им понравилось, а что нет, какие были трудности и что нового они узнали.

В нашей работе были соблюдены все эти компоненты, что побуждало неподдельный интерес всех детей.

Был проведен ряд занятий, в которых  дети  принимали активное участие. Так на одном из них «Домик для зверей»  был использован пальчиковый театр, где звери: медведь, лисица и пёс рассказали  детям, что  им негде жить, а на улице очень холодно. Дети были готовы помочь зверям и охотно включились в процесс «строительства» домов для них.

Дети, используя знания о геометрических фигурах, изображали их схематически на листе бумаги и вырезали. Для получения квадрата из прямоугольного листа была использована техника сгибания по диагонали.

В данном возрасте не используются заготовленные педагогом фигуры, дети уже самостоятельно путём проб и ошибок вырезают основы для композиций. Затем из полученного квадрата складывался «стаканчик».

Оригами, или как ещё называют бумагапластика, в художественном конструировании играет важную роль, так как манипуляция с бумагой позволяет развивать творческие способности, художественный вкус, воображение, что активизирует креативное мышление. А умение подбирать материалы и инструменты и целенаправленно их использовать способствует развитию глазомера и координации движения рук.

Данная композиция является ярким примером продукта художественного конструирования. Эта постройка имеет также практическую значимость, дети могу использовать её в своей игровой деятельности.

Объёмные композиции и модели крупных объектов дают общие представления об окружающем мире, а также  пространство для творчества.

Дошкольники могут отражать своё видение окружающего пространства в соответствие со своим воображением.

Для создания композиции «Дерево» использовались такие материалы, как проволока, бусины, бисер. Для детей это достаточно сложный материал, но необходимый в работе по развитию творческих способностей.

В процессе работы дети проявляли свои индивидуальные способности, создавали свои неповторимые композиции. Учились воспринимать окружающие объекты более шире, видели какое разнообразие форм и фактур можно использовать для поделок, и со всем этим многообразием выражали своё видение окружающего мира.

На протяжение всех занятий мы также старались активизировать детское воображение.

Спрашивали, как можно использовать тот или иной материал? С чем ассоциируются геометрические фигуры? Что напоминает такую форму? Тем самым дети сопоставляли окружающие объекты с тем, что они могут воспроизвести в своей изобразительной деятельности.

Контрольный этап показал, что уровень креативного мышления повысился. Это позволяет сделать нам вывод: художественное конструирование эффективно в использовании для развития креативного мышления.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем утверждать, что проблема развития креативного мышления детей – одна из важнейших в дошкольном образовании,  требующая своего решения на уровне современных требований педагогической науки. Она может эффективно решаться средствами изобразительной деятельности, в том числе художественным конструированием.

Список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д. Б. Богоявленская — М.: Академия 2002.-320 с.
  2. Гомезо М. В. Общая психология: Учебно-методическое пособие / М.В. Гамезо. — М.: Ось-89, 2007. — 352 с.
  3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.
  4. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учрежде­ний сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 400 с.
  5. Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2015 г. — 168 с
  6. Салахов Р. Ф., Биктимирова А. Р. Сенсорное восприятие как фактор развития креативных способностей [Электронный ресурс]. URL: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/34666/iskobr2015_257_260.pdf?sequence=-1&isAllowed=y

Источник: https://sibac.info/journal/student/5/75650

Ссылка на основную публикацию