Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста

Слайд 1Сказка как средство развития речи детей дошкольного возрастаСлайд 2Сказка как средство развития речи детей дошкольного возрастаОписание слайда:

Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности и период, когда ребенок быстро и жадно познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений. Именно в этот период активно начинают овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих отношений. Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности и период, когда ребенок быстро и жадно познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений. Именно в этот период активно начинают овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих отношений. Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Слайд 3Сказка как средство развития речи детей дошкольного возрастаОписание слайда:

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошел в жизнь ребенка дошкольного возраста. Дети мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно.

Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению книг и прослушиванию произведений детской художественной литературы. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания развитию своих детей.

Игрушки, телевидение, компьютер заменили собой живое Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошел в жизнь ребенка дошкольного возраста. Дети мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны.

Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению книг и прослушиванию произведений детской художественной литературы. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания развитию своих детей.

Игрушки, телевидение, компьютер заменили собой живое речевое общение.

Слайд 4Сказка как средство развития речи детей дошкольного возрастаСлайд 5Сказка как средство развития речи детей дошкольного возрастаОписание слайда:

Увеличится количество детей с развитым умением пересказывать небольшие по объему тексты с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм, с использованием средств художественной выразительности; Увеличится количество детей с развитым умением пересказывать небольшие по объему тексты с соблюдением лексико-грамматических и фонетико-фонематических норм, с использованием средств художественной выразительности; Повысится уровень развития эмоционально-волевой сферы у детей; Произойдет развитие всех компонентов речи детей с учетом индивидуальных особенностей, наклонностей и потребностей ребенка; Повысится заинтересованность и компетентность родителей в данном вопросе.

Слайд 6Сказка как средство развития речи детей дошкольного возрастаСлайд 7Сказка как средство развития речи детей дошкольного возрастаСлайд 8Сказка как средство развития речи детей дошкольного возрастаОписание слайда:

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая рассматривается как система, стимулирующая речевое развитие ребенка, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности в образовательных областях, способствующая общему развитию дошкольников В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая рассматривается как система, стимулирующая речевое развитие ребенка, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности в образовательных областях, способствующая общему развитию дошкольников Для развития речи используется все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны. Например, в игровой зоне активизируется речь детей в процессе самостоятельной деятельности, в процессе сюжетно-ролевых, режиссерских и других игр; в зоне развития речи обогащается и активизируется словарь в процессе ознакомления детей с художественной литературой (книжный уголок, библиотека); в театрально-игровой деятельности развитие речи происходит средствами различных видов театров.

Слайд 9Сказка как средство развития речи детей дошкольного возрастаСлайд 10Сказка как средство развития речи детей дошкольного возрастаОписание слайда:

Вместе с детьми готовились к конкурсу рисунков и поделок «Моя любимая сказка», досуговому мероприятию «Путешествие в сказкуизготавливали книжки-малышки «Читаем дома сказки»; Вместе с детьми готовились к конкурсу рисунков и поделок «Моя любимая сказка», досуговому мероприятию «Путешествие в сказкуизготавливали книжки-малышки «Читаем дома сказки»; Принимали участие в изготовлении пособий, дидактических игр; Оказывали помощь в проведении выставок, экскурсий, посещений ТЮЗа, кукольного театра.

Слайд 11Слайд 12Слайд 13

Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-skazka—kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Статья на тему: «Сказки, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Кызылжарский район

ГККП я/с «Балапан»

Антясова Л.А. воспитатель

  • «Сказки, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • В мире нет ничего,что не может быть поучительным,
  • — нет и сказок, которые не заключали бы в себе
  • материал «дидактики», поучения.

М. Горький.

В современном мире, где ребенку книгу заменяют компьютер, интернет и другие средства технического прогресса, особенно остро стоит вопрос развития речи дошкольников.

Слушая взрослых, дети запоминают многие слова, выражения, способ их использования и таким путем обогащают свой язык.Одной из задач чтения и рассказывания является обогащение словаря ребенка.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст-сензитивный период, который является самым благоприятным для развития речи, а так же, формирования культуры речевого общения малыша.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С.Выготский,А.С.Леонтьев,Е.И. Тихеева, О. И. Соловьева.

Е. И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека.

Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла А.М. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи.

Практика же показывает, что развитие речи детей дошкольного возраста является очень трудоемким и ответственным процессом, который требует определенной системы и терпения со стороны педагога, подбора наиболее действенных методов и приемов обучения. А учитывая то, что ребенок практически целый день находится в дошкольной организации, то главным ответственным лицом является воспитатель.

Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша.

Опираясь на наш опыт работы в детском саду, мы выяснили с помощью анкетирования и индивидуальных опросов родителей, что в семье взрослые не читают детям сказки, а занимаются своими делами, детей же отвлекают телевизором или игрой на планшете, сотовом телефоне.

Проводя с гаджетами большую часть свободного времени, дети насыщаются ненужной информацией, от того становятся гиперактивными, неусидчивыми, не умеют друг с другом договариваться, мало общаются.

А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что малыши плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас.

Взрослое поколение понимает огромную значимость речи, которая помогает маленькому дошкольнику познавать окружающий мир, делиться своими знаниями, рассказывать о своих переживаниях. Малый, имеющий в своем активном словаре скудный запас лишен такой возможности.

С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы.

Включение сказки во все виды деятельности при работе с детьми в детском саду и использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов существенно влияют на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста.

Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал.

А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Передо мной как педагогов стоит задача — выстраивать работу с семьей по изучению сказок на основе диалога взаимного доверия и понимания.

Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить.

Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству.

Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности,  сочувствия, любви ко всему живому, представление  о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.

  Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.  Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.

Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает  русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудростиВ сказке заключена мудрость народа, она учит детей сопереживать, различать добро и зло, помогать другу, расширяет жизненный опыт ребенка, готовя его к будущей самостоятельной жизни в социуме.

Само слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Крупнейший исследователь и собиратель сказки А. И. Никифоров дал следующее определение: «Сказки-это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

«Сказки-это блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст их родителей». Конечно же, любой воспитательный процесс идет совместно с родителями, которые принимают активное участие в развитии речи своего любимого чада. В связи с этим, мы бы рекомендовали им:

  1. -чтение народных сказок с меняющимся голосом и интонацией;
  2. -совместные настольные игры по сказкам;
  3. -совместное изготовление книжек – малышек для обогащения библиотеки группы;
  4. -дни без гаджета (отключение на целый день телевизоров, телефонов и компьютеров);
  5. -постановка и инсценировка сказки родителями совместно с детьми.

Развитие речи на занятиях с использованием сказки обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребенка, помогает малышу обогатить свой активный словарный запас.

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение» — сказал великий педагог Д. Родари.

Пересказывая, рассказывая сказки, у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой: глаголами, определяющих действие; прилагательными, характеризующими персонажей; наречиями. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.

Современная методика развития речи включает в себя различные приемы совершенствования всех сторон речевой культуры детей дошкольного возраста.

Существует также известная классификация сказок по их содержанию:Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви.

В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.Сказки о животных. Здесь главные персонажи — это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот — умный, лиса — хитрая, медведь — сильный. Примеры: «Теремок», «Репка», «Колобок».

Социально-бытовые сказки — иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки — сатирические, в них много юмора и каламбура.

Примеры социально-бытовых сказок: «Каша из топора»,»Барин и плотник», «Мужик и поп».

Чрезвычайно важно создавать благоприятные условия для развития речи в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Профессиональное использование различных педагогических средств, приемов и методов и умелое их сочетание способны не только развивать речь детей, но и обеспечить гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.

Читайте также:  Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Современная методика развития речи содержит разнообразные приемы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками. Рассмотрим некоторые из них:

Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками во всех возрастных группах.

Моделирование сказок. Использование геометрических, форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок.

  • Например,
  • сказка «Три поросенка» —
  • «Волк и семеро козлят» —

Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста

  1. Использование мнемотехники для детей дошкольников становится актуальным, так как схемы и мнемотаблицы в значительной степени облегчает детям процесс овладение грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного плана+схема делают сказки четкими,связными и последовательными.
  2. Ритмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»)
  3. Психогимнастика — выразительная передача в мимике, движениях эмоциональных состояний (этюды «Горе», «Радость»)

Музыкальное сопровождение (фрагменты классических произведений:А.И.Хачатурян «Танец с саблями», П.И.Чайковский «Вальс цветов»)

  • Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия в воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
  • Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов, а так же лексических средств (прилагательных, наречия) для определения свои эмоций, чувств от прослушивания сказки, музыки.
  • Словесное рисование — точное определение словами состояний героев («петушок обиделся»), изображение их позы, мимики, жестов не раскрытых в контексте литературного произведения (глаза у мышат радостные, они улыбаются, пляшут).

Драматизация – «это игра детей в рассказанное или прочитанное произведение» Р. И. Жуковская

Хочется закончить статью словами Шалвы Аманашвили:«Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки – умные, мудрые с невероятными и обычными событиями фантастическими и обычными героями,- они постигают правду жизни. Сказки крисстализуют душу ребенка и очищают душу взрослого».

В нашем садике ведется плодотворная работа по развитию речи детей дошкольного возраста. Все педагоги используют в своей работе чтение и инсценировки различных сказок и многие другие формы и методы, способствующие всестороннему развитию детей.

Список используемой литературы

  1. Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.

  2. Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г

  3. Аникин В.П. Русская народная сказка.- М., 1977г

  4. Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.// Успехи современного естествознания.- 2010.-№6

  5. Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание//.- 2005.- №5.

  6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. — М. : Речь, 2006

  7. Николаева Н. Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и воспитании.// Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования. — Якутск, 2004г

  8. Кольцова И. Н. Социокультурные функции сказки. — Н. Новгород, 2000

  9. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. — М.: Педагогика, 1989г.

  10. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование//.- № 8-2008. -23-35с.

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-skazki-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-2466447.html

Использование сказок как средства развития речи детей дошкольного возраста

Пока маленькие дети верят нам и прислушиваются к нашим словам, необходимо находить с ними общий язык. Пожалуй, один из действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга – это сказка.

Она создает необходимую гамму переживаний, особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

 Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте.

Трудно отрицать роль сказок в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Сказки детям рассказывают и читают. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Выделяют несколько типов занятий по чтению или рассказыванию сказок.

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов. Можно объединять произведения одного жанра или несколько жанров.

  • 3.Объдинение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
  • А) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
  • Б) чтение в сочетании с музыкой.
  • 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
  • А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
  • Б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
  • В) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
  • Г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть НОД по развитию речи.

В методике НОД следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному.

    1. Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, — отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, догадливость. Называет произведение.

    2. Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки и малознакомые детям, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.

    3. Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц-хваста» он говорит: Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» — восхищаются прохожие. И предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы.

      Выслушивает ответы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить (У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища»). Объясняет, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу – герою новой сказки «Заяц-хваста».

      Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи», — рассказывает педагог. Просит повторить, как говорил заяц.

      Спрашивает: «Как вы думаете, должно быть в сказке пойдет речь про зайца-великана?» Выслушав противоречивые мнения детей, предлагает: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», — и читает сказку.

    4. Воспитатель сообщает, что собирается рассказать сказку с совершенно необычным названием – «Крылатый, мохнатый да масленый». Спрашивает: «Как вы думаете, кто это такие?» (Отмечая на этот вопрос, дети упражняются в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.)

  1. Рассказывание сказки целесообразно завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:
  2. Так они живут, И я там был,
  3. Пряники жуют, Мед, пиво пил,
  4. Медом запивают, По усам бежало,

Нас в гости поджидают. В рот ни капли не попало.

Или концовкой из сказок А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

После чтения (рассказывания) педагог проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Когда дети вспомнили знакомую сказку , ее героев, их проблемы,  у них возникает потребность играть с ней, создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами. (игра с крупой «Золушка», образная игра «Варим кашу»).

Дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

Рекомендуется использовать проблемные ситуации — это ситуации, для овладения которыми дети должны найти и использовать новые для себя средства и способы деятельности. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания.

Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения.

Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»).

Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).

Также нужно проводить творческие задания. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».

· Рассказать знакомую сказку по кругу.

· Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

  • · Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
  • · Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).
  • · Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).
  • · Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).
  • · Разыгрывание придуманных сказок.
  • Могут быть и другие творческие задания:
  • Узнай сказку по песенке героев
  • · Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)
  • · Скрипи, нога, скрипи, липовая! («Медведь — липовая нога»)
  • · Козлятушки, ребятушки!
  • Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)
  • Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

  1. Нарисуй сказку
  2. Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).
  3. Игровые задания
  4. При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей
  5. Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.
  6. Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

«Варим кашу». Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

  • Раз, два, три,
  • Горшочек, вари!
  • «продукты» по порядку входят в круг — «горшочек».

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: «пых»). Огонь прибавляют (начинаю говорить «пых» в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

  1. Раз, два, три,
  2. Горшочек, не вари!
  3. Можно предложить дидактические игры:
  4. «Составить портрет героя сказки» (Художественное, эмоциональное развитие)

«Хорошо плохо»(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков «Три поросенка»).

  • — найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
  • — сочинить длинное и в то же время смешное слово;
  • — разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука — мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
  • — объяснить этимологию слова;
  • — произнести без гласных звуков и предложить ребенку узнать его.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.

Логосказки — это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.

Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Существуют следующие

виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки:
— стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
— совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
— повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.

Читайте также:  Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и способы снижения

Сказка о маленьком котенке

Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста

Однажды маленький котенок вышел во двор (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). На небе ярко светило солнце (Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»).

На заборе сидел петух и громко кукарекал (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы растопырить в стороны). По двору гуляла курица с цыплятами (Ладонь вверх, указательный упирается в большой, остальные пальцы согнуть). Вдруг котенок увидел большую собаку (Правая ладонь ставится на ребро, на себя.

Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). Она громко стала рычать (произнести: р-р-р) и котенок убежал. В пруду плавала утка с утятами (Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде).

Рядом важно шагал гусь (Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»).

На полянке гулял козленок (Указательный палец и мизинец выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим). У него были маленькие рожки (козленок «бодается»), но котенок не испугался.

Вдруг на небе появились тучи и закапал дождик: кап-кап-кап (Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино). Котенок быстро побежал домой (Создать угол «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии).
 

Литература:

Старцева Л.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей

Жукова М. В.Сказка как средство развития связной речи у дошкольников

Никольская Т.В. Русские народные сказки как средство развития

связной речи детей дошкольного возраста

Радулова С. М. Логосказки в коррекционной работе логопеда

Источник: http://detcad34.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_skazok_kak_sredstva_razvitija_rechi_detej_doshkolnogo_vozrasta/1-1-0-197

Сказка как средство развития связной речи у дошкольников

  • Сказка как средство развития речи детей дошкольного возрастаСказка как средство развития связной речи у дошкольников
  • Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.
  • «Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, может помочь ребёнку узнать мир

и одарить его воображение». Д. Родари.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён.

Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан Пиаже.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Сказкотерапия по развитию связной речи преследует такие цели:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи
  • развитие диалогической и монологической речи
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Формы организации занятий: пересказывание, сочинение сказок, составление творческих рассказов, придумывание небылиц, рассуждение.

Перед прочтением сказок проводится подготовительная работа, цель которой– организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

  1. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.
  2. В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.
  3. Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Источник: http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/16543-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-svyaznoiy-rechi-u-doshkolnikov.html

Опыт работы «Сказка как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Доклад воспитателя Агарковой М.В. на тему:

  • «Сказка, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста».
  • Здравствуйте Уважаемое жюри, коллеги и гости!
  • 1 слайд.
  • “Через сказку, фантазию, игру,
  • через неповторимое детское творчество –
  • верная дорога к сердцу ребенка.
  • Сказка, фантазия – это ключик, с помощью,
  • которого можно открыть любые истоки,
  • и они забьют животворными ключами…”

В.А. Сухомлинский

2 слайд.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию опыт моей работы по теме: «Сказка, как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста».

Сказка как средство развития речи у ребенка издревле используется в дошкольной педагогике. И не случайно… Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Великие педагоги и философы разных эпох подчеркивали важность сказок для детей, используя их как неотъемлемый элемент педагогической системы. Константин Дмитриевич Ушинский, признавая пользу сказок, сам сочинял их для детей разного возраста.

Виссарион Григорьевич Белинский считал, что сказка развивает фантазию ребенка, является посредником между миром ребенка и окружающей действительностью.

И действительно, сказка знакомит ребенка с большим миром.

Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову.

Сказки являются эффективным средством развития речи у детей раннего дошкольного возраста, поэтому я активно использую их в своей работе.

3 слайд.

Актуальность метода в том, что с раннего детства мир сказок знаком ребенку. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности.

Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой.

Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

  1. 4 слайд.
  2. Целью моей работы является создание условий для развития речевой активности детей раннего возраста посредством сказки.
  3. 5 слайд.
  4. Чтобы достичь цель я выделила несколько приоритетных задач:
  5. Это поддерживать интерес детей к русской народной сказке используя различные приемы приобщения: чтение, рассказывание, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра.
  6. Повышать речевую активность детей, обогащать словарь.
  7. Развивать игровую деятельность детей, используя полученные ими знания и представления.
  8. 6 слайд .

В своей работе по развитию речи при помощи сказки я использую разные формы обучения. И применяю их во всех областях педагогического процесса.

Так как большое место в жизни детей моей группы занимают сказки, мы очень часто читаем их и их драматизируем, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, рисуем, лепим. Настольными книгами у детей почти всегда являются сказки.

7 слайд.

На занятиях по речевому развитию я читаю такие русских народные сказки, как: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Мы слушаем сказки в аудиозаписи, смотрим мультфильмы по сказкам.

Источник: https://multiurok.ru/files/opyt-raboty-skazka-kak-sredstvo-razvitiia-rechi-u.html

Сказка, как средство развития речи детей дошкольного возраста | Педагогический опыт | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей

  • Калакова Айталина Степановна
  • Организация: МБДОУ ЦРР д/с №104 «Ладушка»
  • Населенный пункт: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Якутск

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро.

Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.

Практика показывает: это очень трудоемкая и ответственная работа, а учитывая тот факт, что ребенок больше времени проводит  в детском саду, то главным ответственным лицом выступает воспитатель.

Исходя из своего многолетнего опыта работы в детском саду, я заметила, что сейчас в семье детям не рассказывают сказки, мало разговаривают с детьми. Взрослые занимаются своими делами, а дети сидят перед компьютером или телевизором, смотрят мультфильмы, играют по сотовому телефону.

Мультфильмы, которые смотрит нынешнее поколение детей это очень ярко раскрашенные персонажи, не существующие в реальной жизни, часто отрицательные, которые несут в основном агрессию, насилие, связаны с потусторонними  силами.

Где каждый борется друг с другом, используя волшебство или одним нажатием кнопки, достигает заветных вершин, решает все свои проблемы. И ребенок, видя этих героев, понимает, что проблем не существует, желаемое можно получить, используя насилие.

Что верх одерживает зло, а такие понятия как доброта, сопереживание, справедливость больше не воспринимаются детьми, как основополагающие.

Проводя перед телевизором и телефоном много времени, ребенок насыщен информацией. Привыкая к большому количеству информации, ребенок постоянно находится в поиске новых источников. И поэтому наши дети гиперактивны, неусидчивы, не умеют договариваться друг с другом, мало общаются. И мало общаясь друг с другом, с взрослыми, дети плохо говорят. Отсюда и скудный словарный запас.

Читайте также:  Когда ребенок начинает ползать: как научить грудничка в 4, 5, 6, 7, 8, 9 месяцев передвигаться на четвереньках и по-пластунски, а также комплекс упражнений

Все мы знаем, что речь существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям. Речь это использование людьми запасов слов во время общения друг с другом, а ребенок, имеющий малый запас слов или плохо говорящий, не может в полной мере показать себя, свои достоинства.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап развития ребенка. И я в своей работе одним из средств, способных содействовать развитию речи, использую постановки сказок.

Сказки это встреча миров. Прежде всего, встреча сказочного мира с внешней реальностью. В нашем внутреннем мире, как и в мире сказочном, живут Смелость и Трусость, Жадность и Щедрость, Мелочность и Великодушие, Вера и Рационализм и множество других персонажей.

Сказочная игра учит нас замечать их, как сказочных так и внутренних персонажей, помогает нам освоиться среди них и управляться с ними. В сказках заключена мудрость народа. Народная сказка учит сопереживать, помогать друг другу, договариваться, общаться, таким образом, сказка готовит ребенка к будущей жизни в социуме.

Народные сказки запечатлевают взаимоотношения людей, высмеивают пороки общества, встают на защиту угнетенных и обездоленных, выражают мечты народа о справедливости, о торжестве добра над злом. В народных сказках добро всегда побеждает, тем самым положительные герои возвышаются, а негативные осмеиваются.

В результате, ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем, знает, что зло наказуемо.

Путь приобщения к устному народному творчеству развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими  вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Воспитывает любовь к родине, знакомит  с родной природой, обычаями, укладом жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, и ее мелодике.

При подготовке инсценировок подбираю сказку, в зависимости от речевой подготовленности детей и их способностей, чтобы они были доступны и интересны в данном возрасте. Веду предварительную работу: знакомство со сказкой, рассказывание, рассматривание иллюстраций к сказке, просмотр мультипликационного варианта сказки, подбор пословиц, подбор фонограммы, если есть необходимость.

Предварительная работа помогает детям понять смысл сказки, характеры ее персонажей. Затем работаем с детьми над разучиванием ролей. Дети учатся не только правильно воспроизводить слова, но и передавать характеры персонажей, используя жесты и мимику. Работа над сказкой происходит на индивидуальных и музыкальных занятиях, в режимных моментах.

Все диалоги на начальном этапе каждый ребенок разучивает с педагогом, исполняющим роль партнера. Когда ребенок в основном запомнил свою роль, он начинает взаимодействовать с другим персонажем-ребенком. В этот же период на групповых, музыкальных занятиях часть времени отдается для разучивания танцев, массовых сцен. Таким образом, сказка готовится фрагментарно с нескольких точек.

Когда выучены все главные сценки и дети уверенно владеют своей ролью, наступает пора построения сцен. Если отсутствует постоянный исполнитель роли, его может заменить ребенок-доброволец или педагог. На следующем этапе придумываем и изготавливаем декорации, находим атрибуты, реквизиты. Провожу работу с родителями по разучиванию роли, по изготовлению декорации и костюмов.

В процессе работы над сказкой, у некоторых детей появляется желание сыграть еще какого-то персонажа. В таком случае ребенок может освоить еще одну роль. Бывают случаи, когда ребенок не желает играть отрицательного героя. Надо объяснить, что без такого персонажа сказка не состоится. Дети, не охваченные в роли, участвуют в массовых сценах.

Такой подход позволяет каждому ребенку участвовать в инсценировке в том или ином качестве несколько раз. За счет этого успешно решается и проблема взаимозаменяемости.

 Дети с родителями с удовольствием принимают участие в постановке сказок. Сказки ставим, начиная со 2-й младшей группы — «Курочка Ряба», «Мы едем, едем, едем».  В средней группе — «Таал-Таал эмээхсин», «Эбириэн куурусса», «Хаастар».

В старшей группе – «Суутукчэй», «Килиэп», «Акаарычаан кутуйахчаан». В подготовительной группе – «Кот, лиса и петух», «Красная шапочка», «Морозко» и многие другие.

В апреле месяце для детей подготовительной группы готовим сказку «Муха-Цокотуха».

Так как любой воспитательный процесс идет совместно с родителями я бы рекомендовала им:

  • Чтение народных сказок;
  • Семейный просмотр мультфильмов (желательно советского времени);
  • Создание библиотечки при детском саде;
  • Совместные настольные игры по сказкам;
  • Совместное изготовление родителей с детьми книжек-сказок для обогащения библиотеки группы;
  • Один день без гаджета (отключение телевизора, телефонов, компьютеров);
  • Постановка сказки родителями.

Принимая участие в постановке сказки, ребенок тренирует память и формирует художественное восприятие, развивает воображение, обогащает словарный запас, совершенствует речь. Мир сказки является прекрасным средством развития эмоциональной сферы дошкольников и формирования основ музыкальной, эстетической культуры.

Источник: https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/375

Использование метода сказкотерапии в речевом развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием

Формирования языковой компетентности у дошкольников с ОНР средствами русской сказки сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Ребёнок не просто любит сказки, для него сказки — это мир, в котором он живёт.

Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

Здесь и выработка дикции, развитие интонации, эмоциональности, памяти, мышления, общей, мелкой моторики.

Сказка — это один из основных жанров устного народно — поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира. Осмысляя сюжеты творчества, мы учимся видеть самого себя в действиях, мыслях героев, живущих на страницах сказки. Мы формируем определенное мнение о различных типах отношений, человеческих характера. Образы героев приглашают нас принять участие в процессе самопознания.

Сказка представляет собой мощное средство психокорекции. Человек учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя.

К таким сказкам относят сказки сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с ребенком.

Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Таким образом, работая со сказкой, можно оказать на ребенка определенное воздействие. У детей не возникает ощущения давления. Практика показала, что сказки прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

Сказкотерапия — это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам — еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку.

Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Сказкотерапия является одним из методов арттерапии. «Сказка — это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К.Д.

Ушинский).

Занятия в детском саду сказкотерапией — метод, успешно применяемый психологами ДОУ. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят.

Ведь у детей преобладает абстрактное мышление — а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива. Обратились к этому методу и логопеды, т.к. проблема речевого развития детей сохраняет особую остроту в системе дошкольного образования.

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Анализ статистических данных выявил неблагополучную тенденцию в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Данный метод, использующий сказочную форму для речевой активности Детей с общим недоразвитием речи, развивает у детей творческие способности, совершенствует взаимоотношения с окружающими.

Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной сказкотерапии.

Одна из особенностей метода состоит в создании сказочной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности.

Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения и создает благоприятные условия для углубления знаний о своем внешнем и внутреннем «Я», способах взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации.

Ребенок естественным путем учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи, исследует собственные способности и качества, осознанно и неосознанно проявляет творческие способности Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи.

Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.

Нетрадиционно — это значит мыслить оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Но помимо всех этих пусть и узловых задач не менее важно сделать речь детей более эмоциональной, образной, красивой.

В нашем понимании коррекционно-образовательная среда выступает не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как ее моделирование и конструирование требует от педагога глубоких знаний, высокого профессионализма, творческого поиска, гибкого сочетания традиционных и нетрадиционных технологий, умения работать с детьми, их родителями, людьми, обеспечивающими коррекционный процесс.

Чтобы добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, используют сюжетно-тематическую организацию занятий со сказочной тематикой т. к. данные занятия более целесообразны для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствуют детским психофизическим данным, а также максимально реализуют потенциальные возможности детей.

Интенсивное развитие речи с применением данных методов обеспечивает:

  • * взаимосвязь изучения родного языка с развитиемкоммуникативно-речевых и творческих способностей детей, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
  • * интенсивное развитие видов речевой деятельности: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
  • * развитие художественно-образного и логического мышления детей, воспитание культуры речевого общения.
  • * повышение активности детей, их самостоятельности, способствующее умственному и речевому развитию;
  • * способность осмысленно говорить;
  • * обогащение речи детей, развивает их внимание и интерес к языковым явлениям;
  • * расширение и уточнение представлений об окружающем в ходе чтения сказок, слушанья музыки, рассмотрения иллюстраций;
  • * развитие фонематического слуха;
  • * развитие общей и мелкой моторики;
  • * развитие речевого дыхания;
  • * обеспечение элементарных понятий о звукобуквенном анализе слов;
  • * обогащение словаря детей, развитие связной речи и грамматического строя речи.

Все это благодаря специфике детского возраста легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развертываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква»,закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц, поговорок, участвуют в сочинении сказок.

Варианты организации занятий с использованием элементов сказкотерапии:

  • — сказочный сюжет;
  • — элементы фольклора;
  • — воображаемые приключения;
  • — литературные персонажи;
  • — сюжеты и герои мультфильмов и т. д.

Построение занятий с использованием элементов сказкотерапии происходит на придуманном сюжете.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:

  • — развитию всех компонентов речи;
  • — формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
  • — развитию познавательных процессов;
  • — развитию творческих способностей детей;
  • — воспитанию положительных эмоций и нравственно-эстетических чувств.

Занятия с элементами сказкотерапии обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

  • 1) организационный момент;
  • 2) сообщение темы занятия;
  • 3) характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;
  • 4) произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
  • 5) произношение звуков в словах;
  • 6) психогимнастика;
  • 7) работа над предложением;
  • 8) произношение звука в связной речи;
  • 9) обучение элементам грамоты;
  • 10) итог занятия.

Источник: https://studwood.ru/1066528/pedagogika/ispolzovanie_metoda_skazkoterapii_rechevom_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta_obschim_nedorazvitiem

Ссылка на основную публикацию