Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

«Что случилось с моим чадом?». Такой вопрос периодически задают себе все родители. Ещё вчера кроха был послушным и тихо-смирно возился с конструктором, а сегодня милый ангелочек бросает любимую игрушку, громко топая ногами. Зачастую родители не понимают, что происходит, и начинают паниковать, злятся на детей и наказывают за плохое поведение. Но ситуация от этого не улучшается. Наоборот, малыш ведёт себя ещё хуже.

Прежде чем действовать, необходимо разобраться в причинах такого поведения, понаблюдать за ребёнком. Нередко родители отмечают резкую смену интересов малыша, стремление узнать новое, склонность к самостоятельности, скачок в умственном развитии. Возможно, ребёнок подошёл к очередному этапу в своём созревании.

В психологии такое явление называется кризисом развития. Это период активной перестройки и появления новообразований в умственной и психической сфере человека. Возникает состояние, при котором имеющиеся у ребёнка средства достижения целей становятся неактуальными, формируются противоречия между тем, что он может, и тем, что он хочет.

Это вызывает сильные переживания, нарушения в поведении. Поэтому у большинства детей кризис проходит довольно болезненно, сопровождаясь капризами, упрямством, а также конфликтами с родителями и ровесниками.

Виды детских кризисов

За всю жизнь человек проходит через множество критических периодов. С большинством из них он сталкивается в детстве, поскольку в это время организм активно развивается. Психологи выделяют пять возрастных кризисов в развитии детей:

Что должны знать родители о возрастных кризисах?

Родителям важно знать психологическую картину каждого критического периода, поскольку для кризиса характерна неотчетливость границ его начала и окончания. Хотя в названии значится возраст ребёнка, это совсем не означает, что кризис трёх лет начнется именно в три года. Это может случиться в два с половиной года или ближе к четырем.

Кроме того, у каждого ребёнка критические проявления могут быть выражены в разной степени. Некоторые дети становятся неузнаваемыми, а у других кризис протекает практически незаметно. То, как будет протекать этот период, во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также от конкретной жизненной ситуации и манеры воспитания родителей.

Необходимо понимать, что кризис – это не плохо! Даже наоборот, это свидетельство развития. В результате ребёнок получает новое умение: то, чего он раньше не умел, становится для него нормой. В каждом возрастном кризисе есть новообразования, которые служат основой для дальнейшего развития ребёнка. Задача близких на данном этапе поддержать кроху в этот непростой для него период.

Как помочь ребёнку преодолеть кризис?

Прежде всего, родителям нужно набраться терпения. Кризис – дело временное и вскоре все его проявления сойдут на нет, при условии того, что близкие займут разумную позицию. Если внимательные родители своевременно заметят происходящие в малыше перемены, согласованно выстроят взаимоотношения в семье, то протекание кризиса в значительной мере смягчится.

В этой ситуации родителям придут на помощь знания основ возрастной психологии, владение методами и приёмам воспитания. Крайне важна согласованность требований к ребёнку, чтобы он понимал, что можно, а что нельзя делать.

Бездействовать и пускать все на самотёк нельзя. Ребёнок не способен управлять процессом развития. Его необходимо направлять, проявлять некоторую строгость, но и предоставлять возможность малышу самостоятельно действовать тоже крайне важно.

Чрезмерный контроль и жёсткость в воспитании могут спровоцировать у ребёнка дополнительный негатив и агрессию. Поэтому, прежде всего, ребёнка необходимо окружить заботой, любовью и вниманием. За малейшие успехи и проявления интереса к окружающему хвалить, поощрять к действию. Так у ребёнка сохранится интерес к познанию, а в семье установятся доверительные и дружелюбные взаимоотношения.

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника Взросление ребенка сопровождается возрастными кризисными периодами: стремительное психическое развитие, постепенное познание и понимание окружающего мира для ребенка 4-5 лет — это нелегкая… Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника   Для большинства родителей каждый этап развития ребенка — своеобразный урок жизни. Особенно проблемным для всей семьи считается время, когда любимое чадо… Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника Кризис трёх лет – один из сложных и значимых периодов в жизни человека. Его можно считать начальной точкой формирования личности. Это кризис… Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника На стыке периодов младенчества и раннего детства ребёнок сталкивается со вторым кризисом в развитии – кризисом одного года. Его начало приходится примерно… Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника Кризис – это очередной этап в развитии, который приносит с собой что-то новое и интересное. В 6 лет ребенок открывает дверь в… Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника Первый год жизни ребёнка – это особенный период для всех членов семьи. Ребёнок адаптируется к новым условиям жизни, осваивает необходимые навыки, и… Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника Согласно возрастной периодизации данный этап относится к раннему детству. Малыши от полутора до 2,5 лет – это маленькие упрямцы, от которых отрицание… Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника Японский иероглиф «кризис» имеет двойной смысл, с одной стороны – это опасность, а с другой – благоприятная возможность. Давайте договоримся воспринимать понятие…

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/krizisy/

Возрастные кризисы у детей

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Родившийся ребенок с первых часов своей жизни начинает расти и развиваться в отдельную личность. Влияние окружающей среды, социума, новый приобретаемый опыт побуждают нервную систему меняться.

У ребенка возникает кризис взросления. В детской психологии принято выделять несколько кризисов возраста, которые связаны с важными этапами роста и развития детей.

Симптомы и основные периоды кризиса

Надвигающийся кризис возраста у детей определить достаточно легко. Кризис развития ребенка всегда сопровождается негативными поведенческими изменениями.

Резко меняется режим сна и кормлений, малыш становится нервным, истеричным, часто плачет, кричит, не может толком объяснить, что ему нужно или что ему не нравится.

В старшем возрасте возникают конфликты из-за учебы, невыполнения домашних обязанностей, необоснованные приступы грубости, замкнутости или плаксивости.

Замечено, что кризисы у детей происходят примерно в одинаковом возрасте. Был составлен календарь кризисов ребенка, в котором выделены кризисы: новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет, пубертатный, 17 лет.

Кризис новорожденности

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Для каждого малыша появление на свет – это начало большого и трудного пути. Он знакомится с окружающим миром, в котором все ново, незнакомо и конечно же его пугает. Очень важно, чтобы после рождения ребенка с ним рядом постоянно находился близкий человек, который будет помогать в преодолении кризиса первых дней жизни. Совершенно необязательно, хотя и желательно по многим причинам, чтобы этим человеком была мама. Роль помощника может выполнять отец, бабушка или другой родственник. Главное условие – постоянство. Именно этот человек должен выполнять функции по уходу за ребенком: кормление, купание, укладывание, брать на руки во время плача.

Возникающие близость и доверие имеют фундаментальное значение для правильного развития малыша, дарят успокоение, помогают наладить режим отдыха и питания. Ребенку достаточно невербального, тактильного общения, до того момента, как он крепнет и начинает и приобретать новые навыки – ползание и ходьба. Это случается ближе к первому году жизни и означает возникновение нового кризиса.

Кризис первого года

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Физическое взросление малыша дает ему возможность впервые почувствовать автономию. Ощущение единства с мамой отходит на второй план, и малыш начинает самостоятельно познавать огромный и интересный мир, который его окружает. Вполне естественно, что на любой запрет и ограничение он будет реагировать остро и вступать в конфликт с родителями. В данном случае очень важно не загонять исследовательскую деятельность ребенка в жесткие рамки, а направлять ее в нужное русло и добиваться компромисса. Положительный момент заключается в том, что годовалого ребенка легко отвлечь, переключить на новый предмет или занятие, которые могут его успокоить.

Кризис трех лет

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

В период, длящийся примерно с полутора и до трех лет, малыш пытается определить свое место в окружающем мире и развивает такую черту характера, как самостоятельность. Ему важно ощущать себя личностью и иметь возможность выполнять различные действия самому. В этот период необходимо предлагать ребенку выбор из нескольких (двух, максимум трех) действий, заведомо выгодных для родителя. Например, «ты хочешь играть в песочнице или качаться на качелях», «ты хочешь надеть брюки или джинсы». Делая выбор из предложенных вариантов, ребенок получает чувство свободы, удовлетворяет потребность в самостоятельном принятии решений.

Необходимо помнить и о рамках, вводить их мягко, но четко. Без рамок ребенку пока сложно ориентироваться в понимании того, что можно делать, а что нельзя. В дальнейшем дезориентация может привести к значительным поведенческим проблемам в пубертатный период.

Кризис семи лет

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Кризисный период 7 лет наступает примерно с 6 до 8 лет. Еще недавний малыш продолжает взрослеть, ведь теперь в его жизни появляется школа, а значит новая нагрузка, опыт и ответственность. У ребенка возникает и укрепляется собственное мнение, переживания, которыми он обязательно должен делиться с близкими. Для этого необходимо обеспечить в семье дружелюбную, спокойную обстановку. Зная, что дома можно поделиться своими впечатлениями или тревогами, ребенок будет чувствовать уверенность в себе, спокойствие и поддержку. Отсутствие диалога может спровоцировать замкнутость ребенка и усугубить его переживания.

Роль воспитателя ответственности не стоит возлагать только лишь на школу. Ребенку нужно предложить на выбор круг домашних обязанностей, которые будет выполнять только он. Этот шаг поможет ребенку во взрослении и принятии по-настоящему серьезных решений.

Пубертатный возраст (11-15 лет)

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Психический кризис ребенка в пубертатный период для большинства семей представляет достаточно серьезную проблему. Резкие изменения растущего организма, обусловленные гормональными всплесками, повышенная нагрузка становятся спусковым механизмом для постоянной смены настроений подростка, утомляемости и неизбежных конфликтных ситуаций. Если в воспитании при прохождении предыдущих кризисов были допущены ошибки, все они вылезут и обратят на себя внимание именно в пубертатный период.

Пубертат называют «болезнью роста», и как любую болезнь, ее надо перетерпеть, переждать.

Ребенок мечется между двумя мирами – миром детских игр и развлечений и миром взрослых с его свободой, возможностями и непременными, не всегда приятными обязанностями.

Читайте также:  Фитбол для грудничков: упражнения для новорожденных в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 месяцев, а также для 1 года

Задача родителей в этот период выступить в роли хороших друзей, выслушивать без резкой критики, делиться опытом без излишних назиданий, давать необходимую поддержку, если подросток о ней попросил.

Кризис 17 лет

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Последний возрастной кризис у детей наступает примерно с 15 до 18 лет. Ребенок вступает во взрослую жизнь и начинает искать свое место в ней. В этот период, как правило, оканчивается учеба, предстоит нелегкий выбор в дальнейшей профессиональной деятельности, случаются первые серьезные романтические увлечения.

Кризис 17 лет обусловлен тем, что ребенок начинает пользоваться всеми теми навыками и качествами, которые он приобрел ранее, и укреплять позиции в социуме. Жизненно необходимо, чтобы у ребенка была поддержка семьи.

Это поможет в период принятия важных решений, оградит от возможного чувства неполноценности, невостребованности.

Если оставить нового взрослого человека самостоятельно разбираться со своими проблемами, это может привести к возникновению страхов, развитию асоциального поведения, неврозам и проблемам со здоровьем.

Возрастные кризисы важны, не нужно их бояться. Существует мнение, что если бы кризисы не были обнаружены, их необходимо было бы задать теоретически. Периоды кризиса у детей важны для их психологического становления. Заручившись поддержкой близких людей, ребенок без труда преодолевает себя и развивается в сильную, крепкую, интересную личность.

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Источник: https://womplanet.ru/vozrastnyie-krizisyi-u-detey/

Кризисы детского возраста: таблица с особенностями каждого периода по годам

Каждому ребёнку свойственно время от времени капризничать. Иногда это происходит по вполне понятным причинам: устал, перенервничал, кто-то обидел, столкнулся с несправедливостью.

Но бывают целые периоды, когда неуправляемое и невыносимое поведение не ограничивается одной ситуацией, а продолжается несколько месяцев.

Непослушание, истерики, протесты, грубая речь, отказ идти на контакт — список проблем может быть бесконечным.

В этот сложный период найти какое-то логическое объяснение происходящему трудно. Те, кто знаком с психологией, знают, что во всём виноваты возрастные кризисы.

Что это такое

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного (литического) жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований. Для их обозначения Выготский ввёл термин «нормативные кризисы развития».

Существует множество разных подходов к их определению и классификации (Выготского, Эльконина, Эриксона, Леонтьева, Божович и др.). Несмотря на такое разнообразие, все они максимально похожи и сходятся в большинстве ключевых моментов.

Психология объясняет их достаточно просто. Все дети растут скачками, во время которых, согласно исследованиям, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны. Их природу и значение учёным ещё предстоит выяснить, но в эти моменты с психическим и физическим развитием происходят существенные изменения.

Физические изменения

Ещё вчера он ползал, а сегодня уже неумело, но ходит. Ещё вчера не мог обойтись без посторонней помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается приготовить себе завтрак. Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня превратилась в красивую, оформившуюся девушку.

Психические изменения

Каждый возрастной кризисный период сопровождается новообразованиями. В 1 год — это автономная речь, мотивирующие представления, представление о себе.

В 3 года — первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности. В 7 лет — произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли.

В 13 — гипертрофированное чувство взрослости. В 17 — профессиональное и личностное самоопределение.

Почему данные скачки называются именно кризисами? Потому что они представляют собой тяжёлое переходное состояние на новый уровень — и физически, и психически.

Этот процесс даётся нелегко не только родителям, но прежде всего — самому ребёнку. Он пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением.

И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда — неуправляемое поведение.

Периодизация

В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:

  • 1 года — переход от младенчества к раннему детству;
  • 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • 7 лет — освоение школы;
  • 13 лет — подростковый период;
  • 17 лет — начало ранней юности.

Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.

Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.

Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один — подростковый.

В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.

Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.

Взгляды психологов

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.

Выготский

Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:

  • выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
  • назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
  • считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.

Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период — движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.

Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:

  • 1 год — предметно-орудийная (была эмоциональная);
  • 3 — сюжетно-ролевая;
  • 7 — учебная;
  • 13 — интимно-личностная;
  • 17 — учебно-профессиональная.

Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:

  • по Фельдштейну — общественно-полезная;
  • по Давыдову — общественно-значимая;
  • по Беличевой — референтно-значимая;
  • по Поливановой — проектная.

По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.

Божович

Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода.

Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь.

Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.

Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.

Эльконин

Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:

  • «ребёнок — общественный предмет»: развитие умственной сферы;
  • «ребёнок — общественный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.

Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором — с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:

Раннее детство:

  • младенчество (до года) — кризис 1 года (малый);
  • ранний возраст (1-3 года) — кризис 3 лет (большой).

Детство:

  • дошкольный возраст (4-7) — 7 лет (малый);
  • младший школьный возраст (8-11) — 12 лет (большой).

Подростничество:

  • младший подростковый возраст (12-15) — 15 лет (малый);
  • старший подростковый возраст (16-17) — 17 лет (большой).

Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных — 12 и 15.

Эриксон

Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:

  • 1 год — доверять окружающему миру или нет?
  • 3 — быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
  • 7 — раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
  • 13 — быть самодостаточным или неуверенным в себе?
  • 17 — кто я и чего я хочу?

По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.

Общая характеристика

  • Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника
  • Все возрастные детские кризисы имеют специфические черты.
  • 1 год:
  • с обучением ходьбе расширяется доступное пространство;
  • появляется автономная речь (выражают эмоции звуками);
  • поведение определяется впечатлениями, а не зависимостью от предметов;
  • происходит первое осознание себя (узнают себя в зеркале).

3 года:

  • изменяются отношения со взрослыми;
  • происходит отделение себя от других;
  • осознаются возможности;
  • зарождается потребность в уважении и признании.

7 лет:

  • приходится осваивать новые правила школьной жизни;
  • ускоренными темпами происходит развитие операционально-технической сферы;
  • усваивается социокультурный опыт;
  • приобретает значимость учебная деятельность;
  • развивается саморегуляция.

Подростковый период:

  • на первый план выходит общение со сверстниками;
  • развивается самосознание — внутреннее ощущение себя как индивидуальности;
  • составляются жизненные планы, которые в будущем позволят жить самостоятельно;
  • появляется самоопределение — осознание своего места в человеческом обществе;
  • формируются рефлексия, формально-логический интеллект и гипотетико–дедуктивное мышление.

Нужно иметь в виду, что даже у психологов периодизация достаточно условна.

Нельзя воспринимать указанный возраст слишком буквально: кризис 3 лет вовсе не означает, что он начнётся в день рождения и будет продолжаться ровно 12 месяцев. Этот критерий достаточно индивидуален.

У кого-то скачок происходит раньше, у кого-то — позже. И длиться они могут тоже по-разному: у некоторых всё заканчивается спустя 3 месяца, а другим приходится терпеть по полгода и дольше.

Основные симптомы

Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.

1 год:

  • громкий плач без слёз;
  • резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
  • чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
  • требовательные интонации;
  • опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
  • непоседливость;
  • протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
  • назойливость.
Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 4 года: а также рост и вес мальчиков и девочек, подходящие занятия и игры, какие звуки умеет произносить, особенности речи и мышления

3 года:

  • негативизм;
  • строптивость;
  • упрямство;
  • бунт;
  • деспотизм;
  • обесценивание;
  • своеволие.

Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:

  • отдаление от родителей;
  • патологическая, ничем не объяснимая жадность;
  • вредность;
  • ревность;
  • необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.

7 лет:

  • не слушаются;
  • хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
  • не воспринимают критику;
  • осознанно обижают окружающих.

Подростковый кризис:

  • враждебность, конфликтность;
  • грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
  • стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • снижение успеваемости в школе;
  • повышенная чувствительность к критике.

Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.

Преодоление кризисов

  1. Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника
  2. Чтобы облегчить переживания родителей, психологи подробно прописывают особенности взаимодействия с ребенком в период кризисов по годам:
  3. 1 год:
  • всесторонне развивать;
  • обеспечить бытовую безопасность;
  • обучать самостоятельности;
  • отрабатывать категоричные запреты с помощью слов «надо» и «нельзя».

Настоятельно не рекомендуется в этом возрасте отучать от груди, выходить маме на работу и отдавать малыша в детский сад, пока кризисный период не закончится.

3 года:

  • уметь переключать внимание ребёнка;
  • ругать только за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас;
  • не оперировать сложными категориями вроде совести, чести, долга;
  • избегать «ярлыков»;
  • не навязывать помощь.

7 лет:

  • заменять игровую деятельность учебной постепенно;
  • предоставлять право выбора;
  • корректно указывать на совершённые ошибки;
  • помогать с домашними заданиями;
  • постоянно быть на связи с учителем;
  • не критиковать взрослых в их присутствии;
  • поощрять общение со сверстниками;
  • не сравнивать с остальными;
  • помогать в решении школьных проблем.

Подростковый период:

  • искать во всех ситуациях компромиссы, «точки соприкосновения»;
  • вовлекать в обсуждение семейных планов, давать им возможность высказаться, учитывать их мнение;
  • поддерживать доброжелательные, доверительные отношения;
  • искренне интересоваться их увлечениями;
  • делегировать ряд обязанностей как выражение доверия;
  • не требовать немедленного выполнения просьбы: давать время на обдумывание;
  • контролировать круг общения.

Несмотря на отдельные особенности воспитания детей в периоды возрастных кризисов, есть и ряд общих моментов:

  1. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними много времени.
  2. Чаще меняйте обстановку: ездите в путешествия, ходите в походы, участвуйте в мероприятиях, гуляйте по разным местам.
  3. Не наказывайте физически.
  4. Не повышайте голос, не устраивайте открытых конфликтов, не вступайте в перепалки.
  5. Каждый раз расширяйте круг их прав, давайте больше самостоятельности, но постепенно.
  6. Не идите на поводу.
  7. Обеспечьте чёткий режим дня с обязательными физическими нагрузками.
  8. Обсуждайте проблемные ситуации, делайте выводы.
  9. Объясните всем остальным членам семьи, что система воспитания должна быть единой.
  10. Демонстрируйте собственным примером правильное поведение.

Родители должны обязательно учитывать все эти моменты, чтобы не накалять ситуацию и помочь ребёнку пережить все кризисы взросления с минимальными потерями.

Последствия

  • Далеко не все понимают, насколько велико значение кризисов в психическом развитии ребёнка. Каждый из них накладывает отпечаток на его жизнь:
  • Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника
  • Если родители не помогут ребёнку преодолеть очередной возрастной скачок, отрицательных последствий не избежать.

Таблица по возрастам

Для обобщения всего вышесказанного предлагаем вниманию педагогов и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий ключевые моменты каждого периода.

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Каждый возрастной кризис имеет огромное значение в жизни ребёнка. Чтобы психическое развитие было гармоничным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.

Непослушный ребёнок

Источник: https://ponervam.ru/vozrastnye-krizisy-u-detej.html

Возрастные кризисы у детей: в каком возрасте бывают и что делать?

Окончилось беззаботное дошкольное детство, и начался новый важный жизненный этап формирования личности со строгим, планомерным обучением, оценкой успехов и нормированной рабочей неделей. Решительный переход к новым реалиям сопровождается для первоклассника мотивацией достижений в получении новых знаний, положительными ожиданиями, но и возможными неприятностями.

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста обозначают появление точек личностного роста, интеллектуального развития и физиологического созревания в определенный временной период.

Слово “кризис” в переводе с греческого означает “поворотный пункт” с новыми ориентирами, целями и привлекательными возможностями. Поэтому – повернуть надо вовремя, не застряв в прошедшем вчерашнем дне.

На протяжении каждого этапа прослеживаются характерные закономерности изменений, как анатомических, психомоторных, так и социально одобряемых успехов.

Условная периодизация детских кризисных этапов

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольникаУсловная периодизация детских кризисных этапов

Первый кризис у ребенка 1 года в возрастной психологии обозначен, как кризис преддошкольного возраста или старшего ясельного. В соответствии с общепризнанной возрастной периодизацией, предложенной педиатрами и психологами, этот этап завершается к трем годам и началу посещения детского сада.

По периодизации известного ученого Э.Эриксона годовалый малыш ранней возрастной группы, в основном, нуждается в удовлетворении примитивных жизненно важных потребностей.

Возрастные кризисы у детей до года практически малозаметны –  дискомфортным и болезненным часто становится период прорезывания зубов (приблизительно в конце первого полугодия жизни грудничка).

Кризис одного года уребенка по классификации возрастной психологиизапускает механизмы эволюции биологической и социальной адаптации ребенка. Далее стремление к общению становится преобладающим, так как происходит мощная “интеллектуальная загрузка”мозга.

У трехлеток хорошо проявляется динамика становления самостоятельной речевой функции, так этот период психологи обозначают как сензитивный (чувствительный, легкий) к данному виду деятельности. Кризис в 3 года у ребенка по мнению известных экспертов возрастной психологии выражается в стремлении к самостоятельности, которое выражается в классическом: “Я сам”.

Школьная мотивация

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольникаШкольная мотивация

Период взросления ребенка в возрасте семи лет обусловлен главной престижной социальной мотивацией – превращением малыша – несмышленыша в уважаемого школьника. Активный старший дошкольник стремится к получению новых знаний и взаимному общению с одноклассниками.

Внимательный взрослый, сопровождающий развитие мальчика или девочки в этом возрасте, тактично заинтересует старшего дошкольника в подготовке к получению знаний в общем школьном классе. Знание возрастной психологии и доброжелательность со стороны близких взрослых поможет стремительно растущему маленькому гражданину преодолеть возрастной кризис у детей семи лет.

Психологи настойчиво напоминают, что главным условием успешного преодоления “зоны бедствия” как для первоклассника, так и его родителей, является терпение и установление доверительных отношений со стороны старших.

Так как зона базового доверия и уютной безопасности для беззащитного малыша – это непререкаемая, можно сказать, биологическая потребность школьника начальных классов.

Социальные факторы влияния

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольникаСоциальные факторы влияния

Детские психологи обозначают, что возрастные кризисы у детей дошкольного возраста недостаточно изучены до сих пор. Многие разноплановые факторы оказывают влияние на возникновение негативных и парадоксальных искажений в восприятии и поведении старшего дошколенка. Взросление, воспитание и созревание будущего школьника происходит в разноплановых социальных и нравственно – психологических условиях, что также может негативно влиять на весь процесс перехода из детского сада в интеграции в коллектив школьного класса. Уровень материального достатка и семейных возможностей первоклассника имеет существенное значение в подготовке и безболезненной адаптации ребенка к школьной жизни.

Родителям нужно понимать и определенно учитывать, что семилетки уделяют огромное внимание внешнему облику одноклассников и могут жестоко отвергнуть бедно или неряшливо одетого сверстника.[/wpmfc_cab_si] В роли “гадкого утенка” и пренебрежения любой малыш сникнет и утратит инициативу как в учебе, так и общении одноклассниками и педагогами.

В данном случае адаптация и комфортное пребывание в школьной среде в усложнится и приобретет негативное течение. Легкоранимый малыш может отказываться посещать школу или конфликтовать с такими же детьми, у которых родители или родственники имеют более высокие финансовые возможности.

Уместным будет повторить, что стеснительность и боязливость первоклассника создают зону дискомфорта в ответ на насмешки и отвержение одноклассников.

Влияние физиологических изменений на детское развитие

Надо напомнить, что в этот период происходит и радикальное изменение физиологических функций организма, которое и является основой взросления на этом этапе.

Семилетки отличаются даже от шестилетних детей, так как в течение года возрастного развития меняются показатели деятельности высшей нервной деятельности и функций коры головного мозга. Это выражается в быстроте и устойчивости выработки условных реакций (рефлексов) и словесно – логической деятельности (взрослой устной речи).

Овладение речью и умение логично обосновать свое высказывание имеет решительное значение в формировании учебных навыков и успешного обучения, так как ум и речь – единое целое.

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольникаК семи годам происходит радикальное изменение функций организма

Одним из самых важных качеств и способности к обучению является произвольное внимание, на котором и строятся учебно – познавательные (когнитивные) процессы и индивидуальный уровень школьной зрелости. Физиологической основой появления эмоциональной устойчивости является созревание структур лобного отдела больших полушарий головного мозга.

Внешние проявления переходного периода старшего дошкольника немного похожи на «неудобства» для взрослых, которые появляются в период уже миновавшего кризиса 3-х лет. Малыш становится капризным, иногда агрессивным или излишне стеснительным.

На данном этапе важно поддерживать малыша в его самостоятельном поведении и положительных инициативах, так как неопределенность и неуверенность может усугубить ситуацию и привести к развитию детских неврозов. Надо напомнить, что невротические реакции, которые нередко возникают у детей с низкой самооценкой, приводят к формированию синдрома “неудачника по жизни”.

Уверенность в, адекватная самооценка  – полезная черта характера, которую уважают и взрослые и ровесники, помогает преодолеть возрастные кризисы у детей.

У первоклассника появляются не только внешние изменения, но и новые непривычные внутренние переживания, которые также связаны с социальным взрослением.

Дошкольник данной возрастной группы ожидает к себе уважительного отношения, так как преиспоненгородости за   Ребенок седьмого года жизни обладает чувством меры в поведении, соблюдает тактичную дистанцию в общении с незнакомыми людьми, у него развито чувство стыда.

Читайте также:  Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Такие особенности стандартного поведения в обществе – это тоже нормы современной детской социальной адаптации.

Очень часто опекающие взрослые немного навязывают старшим дошколятам удобную для себя позицию: «Ты теперь – взрослый. Ты – школьник». Далеко не взрослый (на самом деле) ребенок с трудом адаптируется к своему новому положению в обществе, и зачастую просто боится новых требований и обязанностей.

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольникаКак бороться с детским кризисом?

Наравне со стремлением к знаниям и умению сосредотачиваться и усидчиво слушать педагога, ему еще хочется веселых беззаботных игр, которые необходимы, конечно же. Но статус «взрослого» школьника накладывает новые внутренние требования и воображаемые горизонты.

Родители же в этот момент и закладывают условия для возникновения эмоционального дискомфорта (раздвоения) – с одной стороны «ты – взрослый», но на самом деле «ты – маленький».

Это и становится основной причиной кризиса 7 лет у ребенка по мнению возрастной психологии.

Демонстративный непослушный спорщик или самостоятельный хитрец – вот проявления характерных возрастных кризисных процессов у семилеток. Ребенок стремится быть самостоятельным (вплоть до выбора в мелочах), но защитной реакцией в споре со старшими может намеренно «хитро» не услышать вопроса или неудобного требования, так как уже не собирается беспрекословно исполнять их просьбу.

Квалифицированный педагог или внимательный родитель должен своевременно ознакомиться с теоретическими исследованиями возрастных кризисов у детей (в открытом доступе существуют подробные аналитические таблицы).

Полезно обратиться к трудам академика Льва Семеновича Выгодского, подробно исследовавшего проблемы психологического развития человека, становление внутреннего мира и физического взросления старшего дошкольника.

Практические рекомендации по преодолению кризиса у первоклассника

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольникаПрактические рекомендации по преодолению кризиса у первоклассника

Родители или близкие родственники ученика первого класса могут обратиться за консультацией к практическому психологу как в детском дошкольном заведении, так и в специализированных центрах, для того, чтобы выработать тактику взаимодействия с непослушным «трусишкой – первоклашкой». Таким образом можно значительно сгладить или вообще не допустить болезненных искажений и деформаций характера ребенка и помочь ему комфортно влиться в коллектив первого класса, подружиться со соучениками и успешно овладевать новыми знаниями.

Для успешного преодоления “возрастного поворота” в жизни семьи, имеющей первоклашку, психологи рекомендуют обращать внимание на здоровье малыша и режим школьных и самостоятельных домашних занятий. Всем известные нагрузки и перегрузки учеников начальных классов приводят к ослаблению общего здоровья, снижению работоспособности, истощению нервной системы и утомляемости ребенка.

Внимательные и чуткие родители хорошо осведомлены, что появление двигательного беспокойства или торможения (зевоты или слабости) у ребеночка во время напряженных занятий означает наступление запредельной охранной реакции. Необходимо прервать занятие и позаботиться о полноценном отдыхе, проветривании, дополнительном питании и переключении детского внимания.

Оптимизм и грамотная осведомленность родителей, старших братишек или сестричек, бабушек с дедушками, которые непременно захотят поучаствовать в дебюте “новоиспеченного” школьника создает уютную и благоприятную атмосферу адаптации    первоклашки. Кризис семи лет будет легко преодолен или не возникнет вообще

Источник: https://med-advisor.ru/vozrastnye-krizisy-u-detej/

Возрастные кризисы у детей дошкольного возраста

Почти все родители и воспитатели отмечают, что в определенный период ребенок так сильно меняется, что становится не похожим на себя прежнего. Из послушного, веселого или спокойного малыш превращается в капризного и настырного. Участившиеся проявления негативизма и бунта в его поведении, кажется, лишены здравого смысла… Причиной подобных перемен являются возрастные кризисы у детей.

Кризис – необходимое условие развития. Поэтому возрастная психология уделяет внимание изучению критических периодов детства и выработке рекомендаций, как взрослому вести себя с ребенком в это время.

Кризисы в психическом развитии ребенка в дошкольном детстве

В дошкольном возрасте кризисы развития ребенка являются тем поворотным моментом, который направляет формирование личности по определенному пути. Направление может быть прогрессивным, обеспечивающим рывок в развитии дошкольника, но также может стать тормозящим, если ограничивать ребенка в проявлении самостоятельности и активности.

Каждый возрастной этап (а в дошкольном детстве почти каждый год) характеризуется формированием определенных психологических процессов и особенностей. До поры до времени ребенку достаточно тех умений и качеств, которые у него уже сформировались. Но наступает час, когда заявляет о себе потребность в крайне важных новых умениях и способах поведения.

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Эти новые приобретения появляются не по мановению волшебной палочки. Ребенку нужно их постепенно освоить, что требует как внутренних, так и физических усилий.

Тот переломный период, когда ребенок переходит с одной ступеньки на другую, и который приводит к качественным изменениям в развитии личности, и называется возрастным кризисом.

Например, в таком нежном возрасте как 1 год детям нужно научиться ходить, осмысленно произносить первые слова, понять, что есть «Я». Очень непростые задачи! Малыш прикладывает огромные усилия и преодолевает кризис первого года жизни.

В дошкольном возрасте от 3 до 7 лет дети переживают два кризисных этапа:

  • Кризис 3 лет
  • Кризис 7 лет

Следует учитывать, что эти переходные периоды в развитии дошкольника растягиваются и смещаются. Поэтому чаще говорят о кризисе третьего года жизни, который может начаться в 2,5 или же задержаться до 3,5 лет. Преддошкольный критический период приходится на 6-7 лет.

Границы начала и завершения кризиса четко не обозначаются, но прослеживается некий пик бурных проявлений характера в виде капризов, упрямства, раздражительности, противостояния.

Кризисы возрастного развития у детей наступают, когда их новые, только что открывшиеся  потребности вступают в противоречие с прежними, которые удовлетворяются привычным способом. Например, малыш загорелся желанием самостоятельно обуваться.

Мама хочет завершить сборы на прогулку быстрее, но ее повзрослевшее чадо противится надеванию ботиночек и требует «Я сам».

Потребность справляться самостоятельно борется с потребностью быстрого обслуживания, и первая из них гораздо важнее для трехлетки.

Кризисы — это периоды выраженных перемен, в процессе которых у дошкольника меняется отношение к самому себе и взаимоотношения с окружающим миром.

Как происходит развитие во время возрастного кризиса

Непростые периоды с резкими переменами в ребенке зачастую доставляют столько беспокойства родителям, что они сомневаются в положительном значении кризиса. Причина заключается в том, что положительные приобретения детей становятся очевидными для окружающих не сразу.

Возрастные кризисы у детей и их значение в развитии дошкольника

Первое, что становится внезапным и неприятным открытием для взрослого, – ребенок стал капризничать на ровном месте и проявлять необъяснимую строптивость.

Когда наступают изменения в развитии ребенка, родители, как правило, не готовы, потому что они живут в другом темпе. Взрослым удобно «как было», и как было вчера, а малыш ведет себя иначе.

Чтобы не затягивать кризисную перестройку, родителям важно вовремя устранить потерявшие свою актуальность запреты и поддержать активность и самостоятельность ребенка. Если папы и мамы не готовы перестроить свое отношение к ребенку, в ответ они получат характерные негативные проявления, которые называют симптомами кризиса.

Особенности протекания кризисов дошкольного возраста

Если рассматривать кризисы на фоне общего хода развития, то в эти периоды ребенок меняется так быстро, как будто его подстегнули. В развитии личности в принципе нет равномерности, а в детстве скачкообразность физиологического и внутреннего роста особенно выражена.

Особенно в трехлетнем возрасте или на пороге школы выпячиваются недоразумения, вносящие сложности в общение детей и взрослых.

Объясняется это тем, что ребенок нуждается в изменении формы отношений, а взрослые продолжают общаться с ним как и раньше.

Родители не успевают заблаговременно перестроиться, и реализуют свою потребность – опекать своего дитя так, чтобы привычным способом обеспечить его безопасность и свое спокойствие.

«Заявка» на самостоятельность и проявление своей воли исходит от дошкольника, и взрослые не всегда готовы ее принять.

Хочет ребенок самостоятельно сходить в магазин – родители понимают, что это важный навык, и следовало бы обучить этому своего сынишку или дочку, но им тревожно отпускать ребенка одного.

Пока приобретение важного социального навыка затмевается родительским страхом, дошкольник противостоит доступными ему способами: отказывается выполнять то, о чем просят взрослые, обижается, закатывает истерику и пр.

От взрослых дошкольник ждет не запретов и опеки, а признания и оценки его детских успехов, так как важнейшим новообразованием в этом возрасте является гордость за свои достижения.

Можно сказать, что механизмом развития в период кризиса является «тренировка в естественных условиях». Чтобы овладеть новыми навыками, нужно испытывать свои способности – осуществлять конкретные действия, выполнять новые задания. А двигателем развития выступают новоявленные потребности.

Значение кризисов в психическом развитии ребенка

Сущность процесса развития состоит в том, что переход с одной ступени на следующую происходит через кризис. Мы только что прояснили, что это некая точка, после которой не работают прежние правила.

Не может ребенок на каждом возрастном этапе делать только то, чему он научился раньше. В его опыте и сознании идет постепенное накопление, на смену которому приходит рывок.

 Количественные накопления переходят в качественные.

Достижением кризисных периодов дошкольного возраста является становление самосознания, появление у ребенка волевых качеств с их дальнейшим укреплением, обретение своего представления, что он может. По сути, происходит рождение личности, свободы воли.

Личностные приобретения 3 и 7 лет несколько отличаются, но имеют сходство в том, что они обеспечивают автономизацию ребенка от взрослого.

Такой рывок в развитии требует пересмотра правил и отношений, которые организовывали жизнедеятельность дошкольника прежде. Но и в тех прежних отношениях было много полезного.

Поэтому в условиях кризиса перед ребенком стоит задача научиться отстаивать свои интересы, сохраняя отношения с окружающими.

А взрослые должны принять потребность в изменении и обеспечить определенную свободу действий ребенку, не разрушая доверительных взаимоотношений с ним.

Источник: https://alldoshkol.ru/krizis/vozrastnye-krizisy-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию