Звуковая культура речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Звуковая культура речи закладывается в тот период, когда ребенок учится разговаривать.

В возрасте от трех до семи лет дети осваивают произношение, интенсивно наполняют лексический запас, открывают для себя грамматический строй устной речи, научаются связно высказываться.

У каждого ребенка эти процессы сопровождаются неодинаковой успешностью. Если речевые нарушения не устранить в детстве, то в последующие годы преодолеть их гораздо труднее. 

Понятие звуковой культуры речи

Речь – сложная функция, которая задействует многие части организма. Это не только непосредственное «говорение» и осмысление того, что произносится. Каким будет звукоизвлечение и произношение, зависит от того, насколько развит речевой аппарат, как работают дыхательные мышцы.

Звуковая культура речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Соответственно, звуковая культура речи — это многогранное понятие, включающее чистое произношение, характеристики звучания, речевое дыхание, содержательность высказываний, общую выразительность речи.

В тесной взаимосвязи с работой артикуляционного аппарата и дыхательных мышц находится речевой слух. Детям с ослабленным слухом — или просто рассеянным и невнимательным — трудно уловить и воспроизвести сложные звуки, обеспечить содержательность, выразительность речи. Поэтому, говоря о воспитании звуковой культуры, обязательно включают развитие речевого слуха.

Особенности формирования звуковой культуры речи дошкольников

Речь ребенка формируется на примере вербального общения взрослых людей, которые его окружают. Для некоторых родителей и бабушек-дедушек становится открытием, что даже с крохой непозволительно сюсюкать и подстраиваться под детский лепет. С первых дней жизни дети должны слышать ласковую, но при этом правильную речь с точки зрения грамматики и произношения.

Начиная с трехлетнего возраста, дошкольник начнет повторять вслед за взрослыми слово за словом. Крайне важно, чтобы его звукоподражание опиралось на отчетливые правильно произносимые фразы.

Звукопроизношение

Звуковая сторона речи у детей дошкольного возраста меняется с каждым месяцем благодаря естественному совершенствованию речевого аппарата.

Малыши 3-4 лет имеют характерную речевую особенность, заключающуюся в смягчении практически всех слов. Большинство детей еще не произносят звук Р, шипящих Ж, Ч, Ш, Щ.

Звуковая культура речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Отмечается частая замена более сложных звуков (так называемых, заднеязычных) на простые (переднеязычные) в начале слова. Проследите за движением языка: гораздо проще выговорить «шук» вместо жук, «долова» нежели голова, «Татя» вместо Катя.

Несколько подряд стоящих согласных звуков и вовсе превращают фразы малышей в новые лексические изобретения.

К пяти годам большая часть детей избавляется от повального смягчения. Произношение слов еще неустойчиво, но звуки осваиваются почти все. Другое дело, что ребенку еще не всегда удается уместно их использовать.

На радостях, что уже поддались Р, Ж и другие коварные звуки, дошкольник употребляет их, заменяя вполне лояльные к произношению Л, Т, С.

По этой причине можно услышать от ребенка «рапка» (лапка), «жубы» (зубы) и подобное словотворчество.

Дети старшего дошкольного возраста, в основном, произносят чисто все звуки, если нет функциональных отклонений (шепелявость, заикание), устранение которых требует специальной логопедической помощи.

Но у шестилеток может закрепиться перестановка звуков или слогов, а также привычное для ближайшего круга искажение слов («мясобурка», «велисапед»).

Причиной может быть как подражание, так и неразвитый речевой слух, слабое произвольное внимание.

Характеристики речевой выразительности

Становление звуковой выразительности речи происходит, когда высказывания дошкольника приобретают связность. Мелодику произношения предложений дети улавливают раньше, чем начинают говорить. Интонация, логическое ударение в предложении приходит, когда ребенок начинает говорить осмысленно.

Элементы речевой выразительности являются важным компонентом звуковой культуры. Интонация и четкость произношения не только придают красоту звучанию. От них зависит донесение смысла сообщения, понимание содержания слушателем.

Темп и речевое дыхание

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками обусловлены еще и тем, что детский организм имеет слабо разработанную систему дыхательных мышц, дыхательных путей.

Звуковая культура речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Поэтому ребенок может не договаривать слова, перескакивать сложные звукосочетания, высказываться чрезмерно торопливо. При этом речь звучит взволнованно или крикливо.

Важно разрабатывать дыхательные мышцы ребенка, практикуя глубокие вдохи и выдохи.

Полезны занятия, где приходится как можно дольше дуть. Подойдет пускание мыльных пузырей, обдувание шара одуванчика, соревнование, кто дальше подвинет дуновением шашку на шахматной доске. Такие простейшие игры развивают речевое дыхание дошкольника.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения родителей и воспитателей к этому вопросу. Культуру речи необходимо прививать, воспитывать.

Первое, что необходимо соблюдать взрослым, это подавать пример ребенку своей грамотной речью и культурой словесного общения.

Во-вторых, родители обязаны внимательно следить за продвижением своего дитя в освоении родного языка. Здесь важно не умиление детским произношением, а аккуратные подсказки, как употребить слова правильно, побуждение формулировать повествовательное предложение. В произношении трудных звуков необходимо систематически тренироваться.

Формирование правильного произношения

Родителям следует ориентироваться на возрастные нормы формирования чистого произношения. Преодолевая 5-летний рубеж, ребенок должен научиться произношению всех звуков. Уже приближаясь к этому возрасту, взрослым нужно в качестве профилактики возможных речевых проблем у своего ребенка стимулировать развитие его слухового внимания. Это можно делать повсеместно в игровой форме:

  • Предложить ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. Потом расспросить, что он услышал.
  • Практиковать совместное рассказывание сказок, имитируя голоса сказочных героев.
  • Учить вычленять звуки в слове: взрослый называет слова, а дошкольник определяет, есть ли в нем обозначенный звук.

Незатруднительно также проводить артикуляционную гимнастику. Такие упражнения для языка как «Лопатка», «Иголочка», «Горка», «Часики», «Лошадка» известны всем. Эти артикуляционные движения просто выполнять, но эффективность их подтверждена многолетней практикой.

Тренировка дикции и выразительности

Формированию дикции и выразительности эффективно способствует заучивание и рассказывание небольших занятных стихов. Детям нравятся потешные рифмованные строки.

Они с вдохновением рассказывают стихи, стараясь повторить все акценты, которые услышали в декламации мамы или бабушки.

Тем более что детские четверостишия часто включают одновременно повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Как в данном примере:

Звуковая культура речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Кроме тренировки интонационной выразительности, подобные декламации являются благодатной средой для автоматизации трудно дающихся дошкольнику звуков.

Способствует развитию речевой выразительности также театрализованная деятельность, которую несложно организовать в домашних условиях. Дети любят слушать любимые сказки чуть ли не каждый день. Они в точности знают содержание и внимательно следят, чтобы рассказчик не пропускал никаких эпизодов.

Самое время поручить дошкольнику одну из притягательных для него ролей. Даже без дополнительного напутствия ребенок постарается изобразить характер героя, применяя соответствующие темп и тональность речи.

Игры на развитие культуры речи

Прививать ребенку звуковую культуру речи следует с помощью игровых условий. Полноценное звучание развивается в процессе тренировок, а игра как раз и является той естественной для дошкольника деятельностью, где он готов многократно повторять одни и те же действия и слова.

Можно подобрать игры, направленные на тренировку дикции и эмоциональности высказываний, на формирование артикуляционного аппарата, на становление речевого дыхания, на расширение словарного запаса. Рассмотрим примеры для каждой из перечисленных групп.

Звуковая культура речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Игры-диалоги с применением кукол. Зачастую достаточно задать тематику, и дети самостоятельно разыграют диалог. Это может быть встреча лесных жителей или приход в гости на чаепитие, беседа персонажей из мультфильма или бытовой сюжет.

Упражнение «Мишки и пчелка» на развитие артикуляционных мышц (взрослый рассказывает историю, а дети сопровождают рассказ движениями). Медвежата сладко спали в берлоге, расслабленно высунув язычок.

Тут в берлогу залетела пчелка, надумав сесть прямо на язык медвежонку. Мишки, спрятав язык, сложили губы трубочкой и стали делать круговые движения в разные стороны. Пчелка растерялась и улетела.

А медвежата веселились, жужжа каждый на свой лад: «Ж-ж-ж», «З-з-з».

Игра «Духовой оркестр». Показать детям, как играет трубач (короткий и длинный выдох), музыкант на тромбоне (один выдох как можно длиннее), кларнетист (несколько коротких выдохов). Взрослый выступает в роли дирижера. Договориться, какой музыкальный инструмент изображают дети, когда ведущий поднимает руку вверх, разводит руки, прижимает их к груди.

Выполнение подобных игровых упражнений служит эффективной профилактикой возможных недостатков произношения и стимулирует развитие звуковой стороны речи.

Источник: https://alldoshkol.ru/razvitie_rechi/zvukovaya-kultura

Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством



  • От того, как ребенку будет открыта
  • звуковая действительность языка,
  • строение звуковой формы слова,
  • зависит не только усвоение грамоты,
  • но и все последующее усвоение языка –
  • грамматика и связанной с ней орфографией.

Д. Б. Эльконин.

В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слухового внимания, закрепления звуков.

Ключевые слова: культура речи, речепроизношение, языковые нормы речи.

«Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста», а термин «культура речи» относиться к сфере языковедения [1, с. 3].

«Культура речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а так же умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи» — об этом пишет доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Леонович [1, с. 4].

Требования культуры речи, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире.

Сюда входят: свободное владение навыками и механизмами речи (дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями); быстрота включения в диалог; хорошая речевая оперативная память; языковая правильность речи; содержательность и логичность речи; точность, ясность речи; выразительность речи.

Термин «звуковая культура речи» входит в понятие «культура речи».

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста— это владениекультурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую иорфоэпическую правильность речи, ее выразительность,четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. А. И.

Максаков доказал, что дети, которые не подмечают недостатков произношения в своей и чужой речи, испытывают затруднения в анализе слов, в составе которых находятся смешиваемые звуки.

Ученый разделил всех детей дошкольного возраста на 4 группы: 1 — хорошо воспринимающие все недостатки речи, 2 — улавливающие все неправильно произносимые звуки, 3 — имеющие нарушения звукопроизношения, 4 — не замечающих не каких недостатков [2, с. 7].

Читайте также:  Развитие новорожденного ребенка в 1 месяц жизни: что должен уметь делать малыш, правила ухода, распорядок дня и сна, а также особенности питания и зарядки

Как показывают многочисленные исследования педагогов и психологов А. И. Воскресенской, А. Н. Гвоздева, Т. Г. Егорова, Ф. А. Сохина, О. И. Соловьевой необходимо сформировать в процессе обучении детей специальные действия, которые будут направлены на воспитание и формирование чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов и выразительности речи.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды, за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми.

Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.

Цель работысоздание единого образовательного пространства, способствующего преодолению проблем фонетической стороны и звуковой культуре речи при взаимодействии всех у частников образовательного процесса.

Достижения поставленной цели осуществляется с учетом следующих принципов: 1) принцип опережающегоподхода, диктующего необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного развития — с другой; 2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка; 3) принцип сознательности иактивности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей; 4) принцип доступности ииндивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса; 5) принциппостепенного повышениятребований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям; 6) принципнаглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма.

Многолетний опыт работы в детском саду, общение с детьми, наблюдение за ними, убедили меня заняться темой, о которой пойдет речь на этих страницах — это «Формирование ивоспитание звуковой культуры речи». Мне бы хотелось, чтобы дети, как можно раньше овладевали родной речью, научились говорить правильно.

Ребенок, с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопрос, договориться с друзьями о совместной игре и наоборот. Неясная речь затрудняет взаимоотношения ребенка и нередко способствует развитию негативных черт его характера.

В дошкольном возрасте происходит интенсивный процесс развития речи. Именно в этот период речь ребенка гибка и податлива. Научить ребенка говорить правильно и красиво, это индивидуальная и кропотливая работа с детьми, не только во время проведения основных занятий, включающих звуковую культуру речи как часть занятия, но и вне их.

Это ежедневная, ежечасная и даже ежеминутная работа. Начинать развивать эту тему, признаюсь честно, было нелегко. Литературы много, но нужно было выбрать из неё именно тот материал, который конкретно подходит тому или иному ребенку. И тогда я решила начать с нуля. В начале учебного года я обследовала речь детей своей группы.

На каждого ребенка завела индивидуальную речевую карточку, которая будет вестись в течение всех лет пребывания ребенка в детском саду.

В своей работе я выделила несколько этапов взаимосвязанных между собой: обследование речи и произношения ребенка; развитие правильной артикуляции; закрепление правильного произношения в свободной речи; развитие фонематического восприятия; навыки звукового анализа предложения и слова.

Внятность и чистота речи детей зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния неподвижности артикуляционного аппарата. И я в первую очередь уделила большое внимание развитию подвижности артикуляционного аппарата удетей.

Звуковая культура речи: особенности формирования в дошкольном возрастеЗвуковая культура речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Я неоднократно садилась перед зеркалом и вырабатывала четкие движения речевых органов при произношении того или иного звука. А затем наглядно показывала детям артикуляционные и подготовительные упражнения языка и губ. Эта работа велась подгруппами по 3–4 человека.

Чтобы заинтересовать детей, я преподносила детям звуки в виде разных «песенок», которые «поёт» Весёлый Язычок. Каждая песенка языка связана с определенным конкретным образом. Например: звук «з» — с комаром, звук «ж» — с большим жуком, звук «ш» — с сердитым гусем, звук «р» — с мотором самолета.

Так же использовались картинки и такие речевые упражнения: «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Лошадки», «Прятки», «Веселый язычок» и др. [3, с. 54–61].

Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. И чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком. Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах и в начале слова.

Здесь лучше всего подходят шутки, чистоговорки. Они способствуют формированию правильного звукопроизношения и стимулируют развитие слухового восприятия речи. От шуток — чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях. Дидактическим материалом мне служит набор картинок — слов на этот звук. Картинки раскладываются на столе рисунком вниз.

Ребенок берет картинку, переворачивает и говорит медленно, четко, громко то, что изображено на картинке. Затем можно предложить ребенку составить предложение с этим словом [4, с. 190]. Так же для закреплениявречи звуков я использую рассказы. Рассказы составлены таким образом, что в них входило много слов на данный звук.

Затем я предлагаю детям ответить на вопросы, они составлены так, что ответ требует лишь включения слова на данный звук. А после этого дети пересказывают рассказ, учим стишки, загадки, пословицы, поговорки.

Важнейшее условие правильной речи — это развитие речевого дыхания, применяю такие упражнения: а) сдуваем с руки бумажку — пушинку; б) ватку (снежинку); в) дуем на подвешенный на веревочке листочек, цветочек (в зависимости от времени года); г) летом дуем на одуванчики («парашютики летят»).

Звуковая культура речи: особенности формирования в дошкольном возрастеЗвуковая культура речи: особенности формирования в дошкольном возрасте

Еще в своей работе я использую звукоподражание.

Источник: https://moluch.ru/archive/127/35382/

«ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  • муниципальное казенное
  • дошкольное образовательное учреждения города Новосибирска
  • «Детский сад № 436 комбинированного вида»
  • КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
  • «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
  • Провела:
  • учитель-логопед
  • МКДОУ д/с № 436

Комлева К.В.

НОВОСИБИРСК 2016

Первая младшая группа (от двух до трех лет).

 В этом возрасте дети обладают огромными возможностями усвоения звуковой стороны речи. Так, согласно ориентировочным показателям развития речи детей третьего года жизни, разработанным Н. М.

Аксариной, концу этого возрастного этапа дети в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных [л], [р]. В практике также нередки чаи, когда трехлетние малыши овладевают правильным произношением всех звуков, но большинство усваивают их несколько позднее, к пяти или даже к шести годам.

Это обусловлено прежде всего индивидуальными особенностями развития речи ребенка, а также влиянием окружающей его речевой среды.

В этот период жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши тем не менее замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их. А. Н.

Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово пароход как похотп, другой поправил его — паахот, третий дал свой образец: палахотп.

Это говорит о том, что слуховое восприятие трехлетними детьми речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.

 Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка), ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, они уже стремятся к точному его воспроизведению.

Дети все чаще пользуются словами, сложными по слоговой структуре (состоящими из трех и более слогов), хотя при этом еще не могут правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед, весипед; бегемотп — как бебенотп, гегеногп).

Активное использование словарного запаса благоприятно отражается на усвоении и закреплении вновь появляющихся в речи детей звуков.

В этом возрасте малыши нередко сами придумывают слова: это указывает на то, что они начинают осознавать их звуковую сторону (мазелин вместо вазелин, мокресс вместо компресс, копатки вместо лопатки).

Таких примеров очень много приводит К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти».

Источник: https://infourok.ru/osobennosti-formirovaniya-zvukovoy-kulturi-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1063271.html

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества.

Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука.

Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. [2, с. 303-310]

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной.

Само освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев: о физических параметрах, особенности питания и ухода за мальчиками и девочками, а также про речь и развивающие игры

Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова.

Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н. X. Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи». В 10–11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период фонемного развития речи.

К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков.

Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько звуковых вариантов.

Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.

Большое значение имеет изучение смены «звуков-заместителей». Процесс замещения звуков сложный и своеобразный. А. Н.

Гвоздев считал, что отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка.

Система замены одних звуков другими базируется, главным образом, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже – по способу образования»

Для правильного решения проблемы воспитания звуковой культуры важное значение имеет рассмотрение анатомо-физиологических и психологических предпосылок овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте.

Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов.

Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.

В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.

Речь формируется под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность очень раннего формирования деятельности слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.

К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка (Н.Х. Швачкин).

Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов.

Способствуют формированию правильного звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

Следовательно, важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими. [4, с.3-5]

Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.

Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта.

Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит.

К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения (Ф. Ф. Pay).

Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию.

Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первого года жизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году. В 8–9 мес. можно развить такое подражание, когда ребенок, способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10–11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка.

К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата.

Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-Дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет, утверждает Е. Ф. Pay, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания. [1, с. 207-220]

Несовершенное произношение закрепляется в результате неправильной речи окружающих, а также неблагоприятной обстановки, среди которой живет ребенок в период развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).

Одной из причин неправильной речи детей М. Е. Хватцев называет также «недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих» (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).

Непосильная для ребенка речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению физиологических механизмов речи, и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка.

Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

Исследователями детской речи и практическими работниками отмечено значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе.

Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Литература:

1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 560с.

3.Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «Раз-словечко, два — словечко». — Изд.2-е, перераб.- М.: Издательство «Ювента», 2004.- 96с.: ил.

4.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1989.- 111с.: ил.

5.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.

6.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1988.-159 с.: ил.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/zvukovaia_kul_tura_riechi_osobiennosti_ovladieniia_diet_mi_doshkol_nogho_vozrast

Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

  • Министерство образования и науки Самарской области
  • ГОУ СПО Тольяттинский социально – педагогический колледж
  • Курсовая  работа
  • Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Специальность: 050704 Дошкольное образование
Студента: Ванцына Ангелина Валерьвна _______________ (личная подпись)
Руководитель: Габова И.А. _______________ (личная подпись)
  1. Курсовая  работа
  2. Защищена с оценкой «______________»
  3. «_____»______________2013 г.
  4. Зам. директора по учебной и научно-методической работе

/И.В. Гервальд/_______________                             (личная подпись)

2013. г.

Содержание

Введение 3
1. Психолого-педагогические основы воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста 5
1.1. Характеристика особенностей развития речи у детей дошкольного возраста   5
1.2. Педагогические условия воспитания звуковой культуры речиу детей младшего дошкольного возраста   10
2. Практическое исследование проблем воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста 15
2.1. Изучение уровня воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста   15
2.2. Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей по проведению эффективной работы по воспитанию звуковой культуры речи     20
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложения 30

Введение

Актуальность исследования. Развитие речи во все времена было важным для детей дошкольного возраста. Е.И. Тихеева дает следующее определение речи — это специфически человеческая норма деятельности, использующая средства языка.

Одной из центральных задач развития речи детей, является воспитание звуковой культуры речи. Именно на решение данной задачи будет направлена основная часть нашего исследования, так как именно систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.

Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей.

Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Эти данные позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.

Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.

  • Важность рассматриваемой проблемы, послужила основанием для определения темы исследования: «Педагогические условия воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста».
  • Объект исследования: воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
  • Цель исследования:теоретически обосновать влияние выделенных педагогических условий на воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста.
  • Предмет исследования: процесс воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
  • В соответствии с выдвинутой гипотезой были сформированы задачи исследования:

1. Проанализировать психолого — педагогическую литературу по проблеме.

2. Определить уровни и показатели воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

3. Разработать психолого-педагогические рекомендации для воспитателей по проведению эффективной работы по воспитанию звуковой культуры речи.

  1. Структура работы: работа состоит из введения, содержания, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
  2. Психолого-педагогические основы воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
  3. Характеристика особенностей развития речи у детей дошкольного возраста

Решение вопросов развития речи во мно­гом зависит от понимания соотношения языка и речи. В обыденной жизни эти слова нередко употребляются как синонимы, однако это неправильно. Данная проблема являлась предметом рассмотрения многих психологов и лингвистов. Не вдаваясь в подробности, отметим самое существенное для методики.

Характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. «Язык — это система объек­тивно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости».

Речь — это психофизиологический процесс, это реализа­ция языка, который только через речь выполняет свое ком­муникативное назначение. Язык — средство общения, а речь — сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроиз­водим, объективен по отношению к говорящему.

Речь кон­кретна и неповторима, материальна, состоит из артикули­руемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой дея­тельности индивида. Она контекстно и ситуативно обус­ловлена, вариативна

В своих трудах Е.И. Тихеева определила развитие речи как, способность развивать личность в целом, а так же развивать и язык. [ Е И. Тихеевой. Развитие речи детей/Москва?-1992/c.122].

Развитие речи очень важно для всестороннего развития ребенка. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение роному языку, развитие речи и речевого общения-одна из главных задач.

Эта общая задача состоит из ряда других специальных задач, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепления и активизации словаря, развитие связанной речи, формирование грамотической стороны речи.

Речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи — на первом году жизни.

Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним.

Это именное эмоциональное общение, а не речевое , но в нем закалываются основы  будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

В своих работах Ж.

Пиаже определяет развитие речи как широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.[Пиаже.Ж. речь и мышление ребенка/Пиаже.Ж:москва,-1994, с 128]

Методы развития речи: Наглядные. Если объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдение или его разновидности : осмотр, экскурсию, рассматривание; Словесный: в детском саду применяется реже, чем в школе.

В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связанные с художественном словом. Словесные методы в так называемом чистом виде в детском саду употребляются очень редко.

Практические: Цель этих методов — обучать детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые навыки и умения.

Приемы развития речи: Наглядные — показ картинок, игрушек, движения или действия, показ положения органов артикуляции; Прямые можно выделить на определенном занятие; Косвенные — напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

В дошкольном возрасте (3—7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи.

Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр.

В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом).

Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети.

Речевой навык— это речевое действие, достигшее сте­пени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее офор­мление — произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее — выбор падежа, рода, числа).

 Речевое умение — особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых на­выков. А. А. Леонтьев считает, что навыки — это «складыва­ние речевых механизмов», а умение — это использование данных механизмов для различных целей.

Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование язы­ковых единиц, применение последних в любых ситуациях об­щения и носят творческий, продуктивный характер.

Следовательно, развивать языковую способность ребенка — значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Решение вопросов развития речи во мно­гом зависит от понимания соотношения языка и речи. В обыденной жизни эти слова нередко употребляются как сино­нимы, однако это неправильно. Данная проблема являлась предметом рассмотрения многих психологов и лингвистов. Не вдаваясь в подробности, отметим самое существенное для методики.

Характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. «Язык — это система объек­тивно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости».

Речь — это психофизиологический процесс, это реализа­ция языка, который только через речь выполняет свое ком­муникативное назначение. Язык — средство общения, а речь — сам процесс общения. Язык абстрактен и воспроиз­водим, объективен по отношению к говорящему.

Речь кон­кретна и неповторима, материальна, состоит из артикули­руемых знаков, воспринимаемых чувствами, динамична, субъективна, является видом свободной творческой деятельности индивида.

Основанием для выделения  частных задач развития речи является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

  • — структурный (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);
  • — функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);
  • — когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Источник: https://studopedia.net/3_64718_pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-zvukovoy-kulturi-rechi-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Дипломная работа на тему Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Дипломная работа на тему Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

План работы:Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5 1.1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка 5 1.2. Классификация звуков речи, их артикуляционные и акустические свойства 8 1.3. Условия и особенности усвоения звуковой культуры речи детьми дошкольного возраста 19 1.4.

Характеристика дефектов звукопроизношения 26 Глава 2. Педагогические особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников 31 2.1. Основные задачи педагогической работы по воспитанию звуковой культуры речи 31 2.2. Этапы педагогической работы над звуком 35 2.3.

Особенности работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста 41 2.4. Включение задач звуковой культуры речи в комплексное решение других задач развития речи на занятиях и в других видах деятельности 48 Глава 3. Изучение звуковой культуры у дошкольников 6-7 лет массового детского сада 51 3.1.

Цель, задачи, методы, организация и методика исследования 51 3.2. Особенности звуковой культуры речи у дошкольников 6-7 лет (анализ результатов экспериментальной работы) 59 Глава 4. Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 69 4.1. Теоретическое обоснование методики формирующего эксперимента 69 4.2.

Содержание методики коррекционно-развивающей работы по формированию звуковой культуры речи у старших дошкольников 71 4.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 82 Заключение 88 Список литературы 91

  • Приложение
  • Дипломная работа на тему Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

План работы:

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5 1.1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка 5 1.2. Классификация звуков речи, их артикуляционные и акустические свойства 8 1.3. Условия и особенности усвоения звуковой культуры речи детьми дошкольного возраста 19 1.4. Характеристика дефектов звукопроизношения 26 Глава 2.

Педагогические особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников 31 2.1. Основные задачи педагогической работы по воспитанию звуковой культуры речи 31 2.2. Этапы педагогической работы над звуком 35 2.3.

Особенности работы по формированию звуковой культуры речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста 41 2.4. Включение задач звуковой культуры речи в комплексное решение других задач развития речи на занятиях и в других видах деятельности 48 Глава 3. Изучение звуковой культуры у дошкольников 6-7 лет массового детского сада 51 3.1.

Цель, задачи, методы, организация и методика исследования 51 3.2. Особенности звуковой культуры речи у дошкольников 6-7 лет (анализ результатов экспериментальной работы) 59 Глава 4. Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста 69 4.1. Теоретическое обоснование методики формирующего эксперимента 69 4.2.

Содержание методики коррекционно-развивающей работы по формированию звуковой культуры речи у старших дошкольников 71 4.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 82 Заключение 88 Список литературы 91

Приложение

  1. Возможность дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
  2. Первая младшая группа (от двух до трех лет).
  3. Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни.
  4. Основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение ихправильному произношению звуков (знакомство с понятием “звук”).

Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение и закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков, которые следует давать в определенной последовательности, с учетом их артикуляционной трудности. В этом возрасте уточняется произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих, свистящих и соноров.

Далее проводитсяобучение воспроизведению звукоподражаний,а затемобучение отчетливому и внятному произнесению слов.

Источник: https://zdamsam.ru/a16223.html

Ссылка на основную публикацию