Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Важнейшим этапом в жизни малыша является пятилетие. Именно в это время ребенок начинает более активно готовиться к школе – недаром данный период носит название старшего дошкольного возраста. Каждый малыш индивидуален, но есть определенный перечень того, что должен уметь делать и хорошо знать ребенок в 5 лет, чтобы соответствовать нормам.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Возрастные особенности психики

Дошкольник 5 лет, как установили психологи, очень восприимчив к обучению, поэтому сейчас самое время не только передать ему какую-то конкретную информацию, но и развить любознательность, стремление учиться, желание знакомиться с новыми сведениями. Это очень пригодится ему во взрослой жизни. В этом возрасте дети с удовольствием пересказывают сказки или истории, услышанные от родителей, иногда добавляя что-то свое, у них постепенно улучшается память и мышление:

  • ребенок должен запоминать до 10 картинок;
  • одновременно удерживать в поле зрения около 10 предметов;
  • находить между ними отличия;
  • выявлять лишний предмет из ряда и пояснять, почему именно он является лишним.

Логика выходит на новый уровень – теперь ребенку не составит труда закончить предложение: если Маша выше Пети, то Петя… (ниже Маши).

Для развития мышления стоит задавать малышу вопросы по только что рассказанному, используя слова «почему», «отчего», – это заставит дошкольника самостоятельно размышлять.

Достигший 5 лет ребенок пока не может делать одновременно несколько дел, не в состоянии запомнить длинную смысловую цепочку, поэтому не стоит перегружать его.

Все задания лучше разбивать на небольшие блоки, выполнение которых по очереди, с одной стороны, поможет ребенку развить навыки и умения, а с другой – не вызовет переутомления.

У малышей продолжает формироваться самооценка, поэтому, чтобы ребенок не вырос закомплексованным и неуверенным в себе, следует почаще его хвалить, иногда закрывая глаза на промахи. Но и переусердствовать нельзя, в противном случае сформируется самоуверенный эгоист, убежденный в своей постоянной правоте. В диапазоне 5-7 лет завершается формирование характера.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Особенности физического развития

Родители малыша, достигшего 5 лет, должны знать, что для этого возраста имеется несколько особенностей.

  • Рост – от 100 до 120 см у мальчиков и 105-115 см у девочек.
  • Вес – до 25 кг (мальчики), до 20 кг (девочки).
  • За год большинство детей вырастает на 5 см, но в весе не прибавляют, отчего родителям начинает казаться, что их малыш сильно похудел. Однако подобное явление является нормальным и соответствует возрастной специфике.
  • У детей наблюдается увлеченность движением, желание постоянно прыгать, резвиться.
  • Могут пробежать без остановки до 200 метров, не падая и не спотыкаясь.
  • Прыгают через скакалку и на одной ножке.
  • Способны сохранять равновесие, стоя на одной ноге или во время ходьбы на гимнастической доске. Многие малыши могут ловко лазать по канату.
  • Умеют ловить и подбрасывать мяч, попадать им в запланированную цель.

В этот период многие дети отличаются повышенной активностью, поэтому можно смело отдавать их в различные секции и спортивные кружки.

Движения пятилетки становятся более скоординированными и четкими, чем год назад, он хорошо управляет своим телом, поэтому к числу любимых забав этого периода относятся прятки, догонялки, жмурки, занятия со скакалкой, лазание по шведской стенке. Именно в этом возрасте можно предложить малышу начать уроки езды на двухколесном велосипеде.

Для полноценного роста и развития малыша следует включать в его рацион продукты, обогащенные кальцием, прежде всего рыбу и творог.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Речь

Ребенок в 5 лет должен уметь составлять развернутые предложения, помогающие ему донести мысль до собеседника, использовать не только конкретную лексику, но и абстрактные слова.

Особенности речевого развития следующие:

  • минимальный словарный запас – 2500 слов;
  • все звуки произносятся правильно;
  • ребенок в состоянии подробно рассказать о себе: описать прожитый день, передать, чем именно он занимался, получал ли от этого удовольствие. В итоге должен получиться связный рассказ из 5-6 предложений, объединенных между собой единой тематикой.

О нормальном развитии памяти свидетельствует способность ребенка выучить несложный стишок из 2-3 четверостиший, пересказать в подробностях услышанную сказку. Пятилетки способны объяснять своими словами содержание простых пословиц («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Мелкая моторика

В развитии ребенка 5 лет особое значение играет мелкая моторика, ведь именно сейчас ведется активная подготовка к школе. Какими же навыками должен обладать малыш?

  • Лепить из пластилина.
  • Вырезать ножницами (не просто по прямой линии, но и по кругу).
  • Правильно держать в руках кисточку, ручку, пользоваться ими.
  • Писать цифры, буквы. Регулировать силу нажима на карандаш.
  • Раскрашивать и заштриховывать картинки, не выезжая за контур.
  • Рисовать иллюстрации с сюжетом.
  • Завязывать и развязывать шнурки.
  • Складывать пазлы.
  • Собирать фигурки из конструктора.

Все движения пальцами и кистями становятся более ловкими, четкими, скоординированными.

Родителям очень важно приучать ребенка к самостоятельному решению проблем, поэтому без крайней необходимости помогать ему не стоит.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Общение с детьми и взрослыми

Малыш в 5 лет должен понимать, в каких случаях ему необходимо поздороваться, попрощаться, сказать «спасибо». Очень часто дети стремятся во всем быть похожими на взрослых, поэтому играют в игры, имитирующие жизнь родителей, – в дочки-матери, магазин, доктора и похожие.

Дети 5 — 6 лет очень доверчивы к взрослым, поэтому родителям важно объяснить им правила поведения с незнакомыми людьми. Ребята должны четко уяснить, что нельзя разговаривать на улице с чужими «дядями и тетями», а главное, понимать, почему — это несет опасность.

Какими знаниями должен обладать ребенок?

  • Уметь называть свою фамилию и имя.
  • Знать свой адрес (начиная со страны и города) и дату рождения.
  • Помнить фамилию и имена родителей полностью, знать, где они работают.

К этому возрасту у детей уже образуется определенный круг общения, появляются настоящие друзья (те дети, которых он выбрал самостоятельно, которые ему интересны, а не навязаны родителями), образуются определенные роли – лидеры, ведомые, аутсайдеры, это в дальнейшем определит социальный статус ребенка. Поэтому если взрослые видят, что их малыш не может наладить отношения со сверстниками, всегда играет в одиночестве, следует ему помочь.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Специфика интеллектуального развития

Какими же общими знаниями обладают пятилетки?

  • Разбираются в направлениях – вперед и назад, лево и право, вверх и вниз.
  • Они хорошо понимают части суток, не путают ночь и вечер, утро и день.
  • Ориентируются во временах года и знают, что за весной следует лето.
  • Знают, что все в мире делится на живое и неживое, могут определить, относится ли конкретный предмет к живому либо неживому.
  • Многие дети этого возраста знают алфавит.

5- летние дети очень любопытны, постепенно их знания об окружающем мире начинают расширяться, они задают родителям огромное количество вопросов, на которые необходимо предоставить исчерпывающие ответы.

Если то, что интересует малыша, маме или папе неизвестно, не стоит оставлять этот вопрос. Родителям следует подготовиться, а потом поделиться информацией с сыном или дочерью в доступной им форме.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Бытовые умения и навыки

Ребенок в возрасте 5 лет отличается тем, что умеет сам находить себе занятие. Родителям не нужно больше ломать голову над тем, как именно ему сегодня поиграть, дошкольник придумает все сам.

Кроме того, ребята этого возраста обладают практически всеми необходимыми навыками самообслуживания:

  • они сами едят;
  • могут одеваться и обуваться;
  • помогать родителям, выполняя несложные задания (например, прибирать свои игрушки);
  • умеют чистить зубы, умываться;
  • причесываются полностью самостоятельно.

Детям свойственно предлагать родителям свою помощь и с удовольствием выполнять некоторые поручения: поливать цветы, протирать пыль, расставлять игрушки по местам.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Математические знания

Пять лет – возраст очень важный, это время активной подготовки к школе, поэтому в арсенал знаний ребенка входит следующее:

  • счет минимум до 10 и в обратном порядке – до 1;
  • сравнение чисел (малыш должен ответить, какое число больше – 5 или 7);
  • представление о простейших арифметических действиях – сложении и вычитании;
  • знание основных геометрических фигур (круг, прямоугольник, квадрат, линия, треугольник) – дошкольник должен понимать, чем они отличаются друг от друга, уметь их рисовать, находить на картинке, делить круг и квадрат на равные части – две и четыре.

Эти знания в дальнейшем пригодятся для успешного постижения школьной программы.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Чтение, письмо

5 лет – самый лучший возраст, чтобы научить ребенка читать. Многие родители отмечают, что если такие уроки начинались в 3-4 года, то чаще всего оказывались малопродуктивными, ребенок плохо запоминал буквы и не понимал, как складывать из них слоги. Но в пять лет ситуация изменилась, чтение становится доступным, малыши делают успехи.

Очень важно заниматься с ребенком развивающими играми, формирующими у него умение читать и писать, постепенно наращивая продолжительность занятия: 5-10 минут в день постепенно увеличатся до 30-40 минут.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Информация об окружающем мире

Достигшие 5-6 лет дошкольники уже обладают достаточными знаниями о мире, который их окружает. Но родителям стоит обратить наибольшее внимание на следующие моменты.

  • Умение различать основные цвета и их оттенки. Нужно не только знать названия цветов, но и приводить примеры (лимон – желтый, кошка – белая).
  • Перечислять основные профессии (врач, воспитатель, повар, водитель), понимать, чем занимаются их представители.
  • Отличать хищных животных от травоядных, приводить примеры тех и других.
  • Знать названия всех месяцев и порядок их расположения в году, соотносить месяц и время года.
  • Приводить примеры садовых и полевых цветов, перелетных и оседлых птиц и мотивировать свой выбор.
  • Называть явления природы, понимать, что сейчас происходит одно из них: снегопад, ветер, дождь.

Все это говорит о том, что развитие ребенка соответствует возрастным нормам и он нормально готовится к школе.

Родителям пятилетнего дошкольника важно помнить, что их ребенок – это отдельная самостоятельная личность, которая может быть совершенно непохожей на маму или папу, как бы тем ни хотелось обратного.

Необходимо с уважением относиться к желаниям малыша, не пытаясь его переделать, и навести на нужное направление, помочь развиваться и получать необходимые навыки и умения, а не бороться с теми чертами характера, которые взрослым попросту не нравятся.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/umeniya-v-5-let

Знания и умения пятилетнего ребенка

В этой статье:

  • Особенности развития
  • Тест развития

В 5 лет дети уже довольно многое знают и умеют. Родители могут сами это проверить, проведя простой тест знаний.  Если малыш с ним справился, значит, развитие идет полным ходом.

Это отлично, ведь очень скоро придется пойти в первый класс, где все эти знания пригодятся. Малыш уже Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умениядолжен уметь заботиться о себе, знать про правила гигиены.

Читайте также:  Подготовка детей к школе: зачем нужна и как подготовить ребенка к школе

Если ребенок посещает детский садик, то все это он изучит гораздо быстрее. Программа в садике охватывает эти области знаний. Если же ребенка решили оставить дома, родителям нужно заниматься с ним.

Простые стишки, считалочки развивают память и улучшают устную речь. В 5 лет малыши уже довольно долго концентрируют внимание на занятиях – до 25 минут.

Занятия не проходят даром: проведя с малышом тест, вы увидите, что он неплохо разбирается в том, что происходит вокруг.

Особенности развития

В возрасте 5 лет дети очень хорошо схватывают новый материал. Это хорошо, ведь уже через 1-2 года, перед школой, малыш должен уметь многое. В том числе элементарно заботиться о себе: самостоятельно ходить в туалет, мыть руки, одеваться и переодеваться. Подготовку лучше всего начать пораньше – еще с 4 лет.

В этомЧто должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения возрасте детям нравится делать что-то самостоятельно. В 3 года начинается период «я все могу сам». Используйте это время. Малыш очень хочет научиться быть независимым от мамы. За хорошо проделанную работу его нужно хвалить (но не перебарщивайте). Даже небольшая ответственность уже стимулирует правильное развитие психики.

Умственное и физическое развитие ребенка сейчас проходит очень быстро. Каждый день приносит открытия. Гуляя в парке, играя, рассказывайте что-то новое. Например, во время прогулки предложите считать деревья. Расскажите о разных видах растений, о том, почему зимой у них нет листиков, а летом есть. После таких познавательных прогулок малыш уже должен уметь:

  • распознавать разные деревья, цветы;
  • знать некоторых птиц, животных;
  • различать цвета;Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения
  • знать названия ближайших улиц.

Все наглядное запоминается быстрее. Сейчас кроха только набирает «базу знаний», которые далее будут использоваться для решения многих ситуационных задач. Так кроха не растеряется, встретившись с некоторыми сложностями. Дети очень любят использовать свои навыки. Например, малыш, который умеет завязывать шнурки, с радостью поможет менее опытному товарищу.

Правильное питание

Чтобы развитие проходило нормально и своевременно, для ребенка необходимо выработать правильный рацион питания. В 5 лет он уже должен питаться практически как взрослые. Все еще стоит исключать жаренное, жирное, острое. Входить в рацион должно следующее:

  • вареное,Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения тушеное мясо, курица, индейка;
  • белая и красная рыба;
  • овощи в виде пюре, свежие;
  • фрукты;
  • каши, грибы, орешки;
  • молочные продукты.

Сейчас малыш чувствует себя уже почти взрослым. Он любит сидеть за столом с родителями, особенно в семейные праздники. К новой еде относится настороженно, предпочитает есть то, к чему привык. Хотя с этим могут быть проблемы в детском саду.

Игры и игрушки

Сейчас любимое времяпрепровождение и занятие малыша – это Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные уменияигра. Если развивающий материал подавать в виде игры, то детям будет гораздо проще. Для ребенка сейчас представляет интерес все яркое, интересное. Обучающие мультфильмы, программы для детей всегда имеют эффект. Такой простой обучающий мультик длится 10-15 минут, зато дети легко выучивают азбуку, простые слова на иностранном языке, фигуры, цвета, времена года.

Игрушки выбираются разные. Конечно, не все они должны быть развивающими. Выбирайте то, что нравится малышу, добавляя игрушки для развития.

Сейчас с помощью игрушек можно мотивировать социальное развитие ребенка. В возрасте 5 лет у большинства уже Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные уменияхорошие коммуникативные навыки, но если у ребенка проблемы с общением, то простые игры помогут. Можете учить его «знакомить» игрушки, задавать простые вопросы. Ролевые игры помогают разобрать многие жизненные ситуации.

Малыш должен уметь разыгрывать небольшие сценки с 3-5 игрушками. Предложите ему подготовить «театральное выступление», показать вам маленький спектакль на заданную тему. Для этого подойдут самые простые игрушки или пальчиковые куклы. Такие игры полезны: они стимулируют развитие ситуационной логики, воображения, памяти.

Когда стоит и не стоит ругать?

В 5 лет малыш уже должен уметь хоть немного контролировать свои действия и слова. Одну особенность стоит учитывать для правильного воспитания. Если малыш совершил проступок, то наказывать или ругать его нужно сразу же. Откладывать наказание на вечер вообще бессмысленно. Он просто забудет ситуацию, свою реакцию и поведение.

Часто Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умениядети в этом возрасте лгут родителям, даже по пустякам. Не стоит ругать за это ребенка. У малыша сейчас сильно развита фантазия, и он легко принимает свой вымысел за правду. Так он адаптируется к окружающему миру – если что-то непонятно или сомнительно, ребенок додумывает свою «реальность». Развитие психики сейчас идет быстро, и это лишь одно из проявлений. Просто объясняйте ему, что говорить нужно правду.

Иногда поведение малыша становится невыносимым. Родителям нужно проверить, достаточно ли он спит, отдыхает, хорошо ли питается. Если в таком настроении он приходит из садика, нужно проверить обстановку там.

Возможно, дети предоставлены сами себе, мало спят и перевозбуждаются. В 5 лет необходим длительный ночной сон (не менее 10 часов) и отдых днем (еще 1-1,5 часа).

В случае такого поведения нужно не ругать малыша, а разобраться в причинах.

Тест развития

Родители могут сами повести тест знаний и умений для малыша. Для этого задайте ему по несколько простых вопросов из Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные уменияразных областей знаний. В 5 лет почти что на все вопросы малыш уже должен знать ответ.

Если вы видите, что у ребенка какая-то область вызывает сильные затруднения, то это не повод для паники. Просто нужно «подтянуть» его в этом направлении. Конечно, вряд ли малыш ответит на все вопросы правильно. Если большинство он прошел без труда, то его развитие соответствует установленной норме. Такой тест проходят иногда перед школой, так что у вас есть возможность подготовить ребенка.

Знания о мире

  • Знает, какой сегодня день, утро или вечер в текущий момент;Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения
  • должен уметь назвать свое полное имя, имена родителей, друзей;
  • знает порядка 10-15 разных профессий, чем они занимаются (врач лечит людей, строитель строит дома);
  • в каком порядке идут месяцы года или дни недели;
  • знает, какие животные домашние, а какие дикие;
  • отвечает на вопрос «какого цвета предмет?».

Насколько ребенок внимателен

  • Рисует геометрические фигуры, знает, как они называются;
  • Выполняет задания по простым картинки «найди отличия»;
  • для ребенка не составляет труда продолжить рисовать узор за взрослым.

Счет

  • Предложите сосчитать количество предметов (можете положить перед ним карандаши, яблоки, горошины);
  • нарисуйте круг, предложите линиями разделить его на равные части.

Логика

  • В 5 лет кроха может связать причину и следствие в простых процессах;Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения
  • знает, как используются самые разные предметы: зубные щетки, ложки, кастрюли, игрушки, телевизор…;
  • должен уметь найти в ряду примерно одинаковых один лишний предмет;
  • складывает из конструктора простые и более сложные фигуры;
  • может построить из деталей фигуру;
  • может объяснять различия между похожими предметами (отличие автомобиля от троллейбуса).

Развитие памяти

  • Должен запоминать порядок, расположение предметов;
  • может запомнить, выучить считалочки, стишки;
  • запоминает простые предложения («дети рисуют картинку красками»), может повторить через 1-2 минуты;
  • для ребенка не составляет труда описать простыми предложениями картинку.

Проверка речи

  • словарный запас разнообразен;
  • малыш отличает существительное (предмет) от глагола (действие);
  • читает стихотворение с выражением;
  • уже должен уметь произносить все звуки, может назвать букву, глядя на изображение.

Как видите, в тесте проверки общего развития нет ничего сложного. Вы можете сначала подготовить ребенка, потренироваться с ним, а позже провести тест. Рекомендуется проводить его в начале и в конце года, чтобы отметить успехи ребенка.

Если он посещает садик, то многое из этого уже знает, ведь воспитатели стараются развивать у детей память, мышление, заучивают стишки и песенки.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/doshkolnoe/5/znaniya-i-umeniya-pyatiletnego-rebenka.html

Развитие детей в возрасте 5 лет. Что должен уметь делать ребенок в пять лет? | Развитие ребенка

Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.

Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно.

Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы.

В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет

Психическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?

  • Знать цифры от 1 до 10;
  • Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
  • Знать и различать основные цвета;
  • Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
  • Знать своё имя, фамилию и адрес;
  • Знать дни недели;
  • Находить различия в предметах;
  • Пересказывать сюжеты картинок;
  • Знать названия овощей и фруктов, различать их;
  • Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Читайте также:  Когда ребенок начинает ходить: нормы, как научить передвигаться самостоятельно без опоры, а также что делать, если делает первые шаги на насочках или цыпочках

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет.

Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу.

Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама.

 Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение.

Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Различия полов в 5 лет

Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/razvitie-detey-v-vozraste-5-let-chto-dolzhen-umet-delat-rebenok-v-pyat-let

Развитие ребенка в 5-6 лет

Данная статья поможет родителям определить уровень знаний и умений ребенка в 5-6-летнем возрасте. Будут приведены некоторые показатели степени зрелости психических процессов ребенка.

Прочитав статью, вы сможете определить потенциальные возможности ребенка в различных направлениях.

Также узнаете в каких конкретных знаниях ребенок имеет успехи, а в каких необходимо «подтянуться».

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Что должен уметь ребенок в возрасте 5-6 лет

  • Продеть нитку в ушко иголки и пришить пуговицу;
  • Знать что такое правильное поведение за столом (не играться с пищей и столовыми приборами);
  • Полоскать рот после каждого приема пищи и самостоятельно чистить зубы;
  • Понимать, что такое опрятный внешний вид — следить за состоянием одежды, самостоятельно стричь ногти, расчесываться;
  • Знать какой текущий месяц и день недели;
  • Уметь звонить по телефону;
  • Знать сигналы светофора и места пешеходных переходов;
  • Застегивать молнию, пуговицы, ремни и завязывать шнурки.
  • Знать названия мебели и бытовых приборов;
  • Знать название продуктов и приготовленных блюд;
  • Знать какие природные явления свойственны тому или иному времени года;
  • Знать страну, город и домашний адрес.
  • К данной теме можно отнести и названия мультфильмов, праздников, имена родственников, названия диких и домашних животных и так далее.
  • Знать свою фамилию, имя и отчество. Уметь рассказать о себе краткую биографию — когда родился, где проживает, какие учреждения посещает, какие игры самые любимые;
  • Знать наизусть несколько стихотворений (больше 10 четверостиший), периодически рассказывая их с выражением;
  • Уметь отличать вопросительное предложение от восклицательного, а повествовательное от побудительного;
  • Уметь рассуждать на какие-либо темы, участвовать в спорах и приводить логические доводы;
  • Уметь различать монолог от диалога;
  • Уметь применять интонацию, проявляя свои чувства и эмоции;
  • Речь должна быть чистой.
  • Уметь выполнять различные задания, в которых необходимо из предлагаемых предметов убрать лишний (например, кастрюля, половник, стакан, сито, фен, холодильник. Лишний предмет — фен);
  • Уметь придумывать свой рассказ к картинкам или придумывать конец к какой-либо статье;
  • Уметь раскладывать предметы или картинки с предметами по общим признакам (например, кошка, журавль, медведь, собака, ястреб, лиса. Разделить на три группы — домашние животные, дикие животные и птицы).
  • Уметь решать некоторые головоломки и простые примеры с числами до 10;
  • Уметь считать до 10 и отсчитывать обратно;
  • Определять какое число больше, а какое меньше;
  • Уметь различать геометрические предметы: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг, ромб, трапеция;
  • Уметь поделить круг, квадрат и прямоугольник на 2, 3 и 4 одинаковые части;
  • Знать названия направлений: вперед, назад, вверх, вниз, влево, вправо.

Что должен уметь ребенок в 5 лет: познавательные и моторные умения

Это основной и очень важный перечень тех знаний и умений, которыми должен свободно владеть ребенок в 5-6 лет. Но если в каких-то областях ребенок не преуспевает, стоит уделить на это дополнительное время и внимание. У детей в этом возрасте отличная память и повышенная любознательность, поэтому они без особого труда усвоят любые занятия.

Источник: https://hvatalkin.ru/deti/razvte-rebenka-5-6-let

Ребенку 5 лет — особенности развития детей 5 лет

Статьи » Дети 5-ти лет. Особенности развития

Вашему карапузу уже исполнилось 5 лет? С одной стороны он уже не совсем малыш, а с другой еще и не школьник. Возраст 5-6 лет называют базовым. 90% всех черт личности ребенка закладывается именно в этом возрасте. Уже в 5 лет можно понять, каким будет человек в будущем.Ребенок 5 лет испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка, впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Детям 5-6 лет интересно все, что связано в окружающим миром. Поэтому чтение ребенку детской энциклопедии, где доступным языком описывается любая информация о нашем мире, — это лучший способ передать научные сведения. Ребенок получит представления о древнем мире, о животных и растениях, о космосе, о странах, о том, как устроен человек и многое другое.

Развитие ребенка 5 лет

В возрасте 5 лет ребенок начинает осознавать себя как личность. Он идентифицирует себя с окружающими. Для него становится важным, какого он пола, как он выглядит, что говорит. Дети 5 лет не задумываются о завтрашнем днем, им важно то, что происходит здесь и сейчас.  Они на все имеют свое мнение и часто его оспаривают. Взрослым кажется, что дети в этом возрасте очень упрямы и не сговорчивы, но на самом деле они ждут нашей реакции и хотят угодить родителям.Многие дети 5 лет все еще спят днем. В 5 лет ребенок уже самостоятельно чистит зубы, только иногда взрослым нужно напоминать им делать это. В этом возрасте ребенок может самостоятельно купаться, однако родители должны периодически проверять их.Пятилетний ребенок начинает учиться работать в коллективе. В детском саду или на площадке дети могут заниматься общим делом. В 5 лет ребенок хорошо запоминает стихи, песни, небольшие рассказы. В этом возрасте хорошо учить буквы и цифры. Некоторые дети к 5 годам уже могут читать по слогам.В 5 лет ребенок должен знать времена года, дни недели, части тела, уметь выделять лишние предметы, сортировать объекты, знать некоторые факты о растительном и животном мире.У детей этого возраста уже очень хорошо развито воображение. Они очень часто без всякого злого умысла что-то сочиняют. Взрослым может казаться, что ребенок их обманывает. Не заостряйте на этом внимание. Вместо того, чтобы говорить ребенку, что от лжет, лучше сказать, что он фантазирует. Однако, если вы заметили, что ваш малыш лжет, чтобы избежать наказания, объясните, что лучше говорить правду, иначе ложь может привести к плохим последствиям. В 5-летнем возрасте нужно помогать ребенку заводить друзей, воспитывать в нем терпимость к другим малышам, контролировать проявления агрессии. Ребенок не должен бояться или стесняться подойти к группе детей, завести с ними разговор или начать игру. Уже в этом возрасте родители должны привить ребенку умение поддержать разговор, попросить и поблагодарить за что-либо.

Питание детей 5 лет

В пятилетнем возрасте ребенок предпочитает знакомые с рождения блюда. К кулинарным новшествам относится часто негативно. Дети в этом возрасте уже чувствуют себя (как им кажется) наравне со взрослыми, поэтому они любят семейные ужины, когда вся семья собирается за одним столом и разговаривает. Ребенок с удовольствием принимает участие в беседе, и, как правило, последним выходит из-за стола.

Игры и игрушки для детей 5 лет

Основное пространство, окружающее детей 5 лет, это дом и детский сад. В играх дети часто воспроизводят сцены из домашней жизни. Большое значение для развития детей имеют ролевые игры. Они позволяют примерять на себя взрослые роли.

С помощью ролевых игр дети пытаются разобраться в сложных жизненных ситуациях, происходящих в мире родителей, подготовиться к будущей жизни. Дети в своих играх подражают взрослым.

Поэтому по тому, как ребенок играет, какие роли на себя примеряет, можно легко определить взаимоотношения в его семье, отношение мамы и папы к другим людям, ценности в семье.

Детям в этом возрасте не обязательно покупать дорогие игрушки, их вполне еще устраивают старые любимые машинки, куклы, домики и гаражи.Им нравится рисовать, лепить, раскрашивать, что-то вырезать, конструировать. Дети 5 лет с удовольствием играют в настольные игры, такие как домино. Любят, когда им читают сказки.

Наказания и поощрения

Как уже говорилось выше, у пятилетнего малыша очень хорошо развита фантазия. Ребенок часто выдает желаемое за действительное. Это нормальный этап в развитии. Ругать ребенка за это не стоит, просто объясните ему, что лучше говорить правду.Если ребенок совершил нехороший поступок, наказывать нужно сразу, не перенося на потом, иначе позже он не поймет, за что его наказывают. Не ждите, что ребенок исправится после первого наказания. Дети в 5 лет плохо себя контролируют и могут забывать, что когда-то уже были наказаны за подобное деяние.Если ребенок регулярно расстраивает вас своим поведением, проверьте, достаточно ли он спит, ест, не перегружен ли занятиями.

Не забывайте хвалить ребенка за хорошие поступки и поведение.

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?

Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект.

К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора, считая, что впереди еще достаточно времени, и заниматься с малышом рано. Активно заниматься с ребенком начинают только за год до школы, и в результате происходит упущение времени.

Читайте также:  Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования

Занятия, проходящие в быстром темпе, когда ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации, ни к чему хорошему не приводят. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.

С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребенка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждаются в дополнительном внимании. А главное, вы сможете проверить результат проделанной работы по развитию малыша и подготовить его к следующему этапу получения новых знаний.

Тесты на развитие ребенка 5 лет

Окружающий мир

  • Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?
  • Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.
  • Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.
  • Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.
  • Различать основные цвета (Какого цвета шарик? Показывайте красный, синий, желтый, зеленый). 

Внимание

  • Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Повторять узор или движение.

Математика

  • Попросите сосчитать несколько предметов, которых больше, чем десять (сосчитай, сколько здесь кубиков).
  • Попросите разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Мышление

  • Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
  • Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)

Память

  • Запоминать 7-8 картинок.
  • Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).
  • Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
  • Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Мелкая моторика

  • Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  • Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Лепить из пластилина мелкие фигурки.
  • Завязывать узелки на веревке.

Развитие речи

  • Составлять сложные предложения разных видов.
  • Объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
  • Составлять рассказы по картинкам.
  • Выразительно рассказывать стихи.
  • Различать гласные и согласные буквы.

Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

DetiSochi.ru

Добавить комментарий

Виктория 9 месяцев назад Ребёнок никому ничего не должен! Каждый ребёнок индивидуален и развивается по своему. А эти указанные пункты лишь указания для родителей, как правильно направить ребёнка. надежда 1 год назад Внук левша и мне кажется,что ктгда он пишет, то не видит куда вести кмрандаш Роман 1 год назад Посмотрите профессора савельева. На ютубе. Там подробно о левшах Ольга 2 года назад Что делать если ребёнок левша?Как научить его писать? Юлия 2 года назад Спасибо большое авторам. Очень интересная статья и полезный тест. Наталья Александровна Лепустина 4 года назад Добрый день! Как заниматься с 5летним ребенком. Лариса 5 лет назад Интересная статья, согласна с автором, и могу добавить, что в этом возрасте ребенок моделирует на игрушках свои отношения с окружающим миром. И наблюдая за играми детей можно увидеть те тенденции, которые формируются в Вашем ребенке и в игре их подкорректировать.

Источник: https://detisochi.ru/articles/832

Ребёнок 5-6 лет

  • Особенности возраста:
  • — общение со взрослым ситуативно-личностное;
  • — проявление произвольности всех психических процессов;
  • — в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;
  • — проявление творческой активности во всех видах деятельности;
  • — развитие фантазии;
  • — половая идентификация.
  • Новообразования:
  • — предвосхищение результата деятельности;
  • — активная планирующая функция речи;
  • — внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.
  • Рекомендации для взрослых:
  • — обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи;
  • — организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества;
  • — способствовать развитию эмпатийных представлений;
  • — побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности;
  • — поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка;
  • — формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

   Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать – «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки.

   У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний.

Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе.

 Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога.

   Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.

   Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми.

И если обеспечить успех деятельности малоактивных шестилеток, которые не пользуются популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить уверенность в себе и самооценку.

   Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью.

   В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В рисунках появляются попытки изобразить смешные движения. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации. Смех у старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма, величина предметов.

Дети любят шуточные игры, шалости, которые не обходятся без смеха, а старшие дошкольники сами придумывают их в своих рассказах и изображают на рисунках о самом смешном. Вызывают и детский смех и нравственные пороки, недостатки (трусость, жадность, лень, хвастовство). Одушевление знакомых предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое.

Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.

http://www.b17.ru/article/7755/

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК 5-6 ЛЕТ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА.

Ознакомление с окружающим • уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках. • Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада.• Учить соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым сигналом). • Знать название города, деревни, где живут, улицу. • Знать фамилию, имя, и отчество родителей, домашний адрес  

Экологическое воспитание 

о растениях • узнавать и называть 6-7 растений и их части • уметь описывать растения, отмечая расположение листьев, форму, цвет, особенности поверхности • выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив, опрыскивание, сухая чистка). Выполнять уход за растениями в соответствии с его биологическими потребностями • определять способы приспособления растения к сезонным изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают, состояние покоя) • знать и называть признаки живого (растет, движется, питается, размножается) о животных • уточнить представления о многообразии животного мира и характерных признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т.д. ) • знать основные жизненные функции : питание, дыхание, движение, раз-множение, рост, развитие и т.д. • уметь устанавливать связи между средой обитания и строением тела • конкретизировать представления о проявлении чувств : голод, боль, ра-дость, привязанность • продолжать знакомить с дикими животными • называть 4-5 зимующих птиц , различать их по внешнему виду, рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать.  

  1. о неживой природе 
  2.  Развитие речи 
  3. Художественная литература 
  4. — Выразительно читать стихи наизусть

• формировать элементарные представления о переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое (вода превращается в лёд, лёд – в воду) • Правильно произносить все звуки не торопясь, выразительно.• Использовать в речи существительные, обозначающие профессии • Употреблять в речи простые и сложные предложения • Пользоваться прямой и косвенной речью • Поддерживать непринужденную беседу • Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенный взрослым • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанногоМатематика• считать в пределах 10 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего» • чем отличается четырёхугольник от треугольника. Построить из двух треугольников четырёхугольник • знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);• уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;• понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «

Источник: http://ds158morf.ru/poleznaya-informaciya/pokazateli-razvitiya/rebyonok-5-6-let/

Ссылка на основную публикацию