Личностная готовность к школе: показатели, особенности формирования

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

 Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.
Психологическая Интеллектуальная Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.
Социальная Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.
Личностная Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.
Эмоционально-волевая Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.
Специальная Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • утомляемость;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • бег;
  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему.

Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.

), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы около 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6520_vidy_gotovnosti_k_shkole

Личностная готовность к школе

 

     СОДЕРЖАНИЕ 
      
  

     Проблема 
готовности детей к школьному 
обучению со всей очевидностью становится одной из фундаментальных проблем 
в системе наук о человеке и 
его развитии.

Современные представления 
о структуре и генезисе индивидуальности определяют межпредметный характер проблемы готовности к школе и непосредственную взаимосвязь исследований в этой области с целым рядом проблем педагогической, общей и прикладной психологии и другими областями человекознания.

     Актуальность 
темы исследования обусловлена рядом 
моментов. Во-первых, в условиях современного активно развивающегося вариативного образования исследования закономерностей и вариантов индивидуального развития учащихся в учебном процессе являются необходимой и реальной основой для повышения эффективности образования.

Во-вторых, за более чем вековую историю проблемы накоплен значительный опыт теоретических и прикладных исследований частных аспектов готовности детей к школе, тем не менее, эта проблематика все еще остается актуальной и нуждается в поисках оптимального решения.

В-третьих, возрастание актуальности данной проблематики для системы образования сочетается со снижением количества научных публикаций исследований в этой области.

     К настоящему времени накоплен значительный опыт изучения отдельных аспектов готовности детей к школьному обучению как в отечественной (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, и др.), так и в зарубежной психологии.

Выявлены закономерности формирования таких аспектов личностной готовности к школе как формирование учебных мотивов и представлений о целях и содержании учения; изучено влияние различных форм общения на успешность обучения.

В условиях современного активно развивающегося образования особую актуальность приобретает изучение развития личностной готовности детей к обучению в школе в дошкольном образовании.

     Психологическая готовность к систематическому обучению в школе — итог всего предшествующего 
развития ребенка в дошкольном возрасте. Она формируется постепенно и 
зависит от целого ряда условий, прежде всего от организации и содержания дошкольного образования.

Общий уровень индивидуально-психологического развития ребенка старшего дошкольного возраста определяет степень его готовности к началу систематического обучения (стартовую готовность к школе). По своей сути это готовность к элементарной форме учебной деятельности.

На основе стартовой готовности к обучению в процессе школьного обучения формируется готовность к усвоению чтения, письма, математики и т.д., как особых видов деятельности (вторичная готовность к школе) [35].

     Уровень готовности ребенка к обучению школе 
в равной степени зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка.

     Самочувствие 
и состояние здоровья будущего ученика, его работоспособность, умение взаимодействовать со сверстниками и учителем, подчиняться общим правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о его психологической, социальной и физиологической готовности к обучению. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

     Необходимость изучения школьной готовности как целостного, системного, образования неоднократно отмечалась различными авторами: Л.А. Венгером [8], Ю.З. Гильбухом [14], А.В. Запорожцем [18], А.А.

Люблинской [30] и другими, но осуществление такого исследования неизбежно сталкивается с трудностями методологического характера, так как предполагает использование нетрадиционного для детской психологии системного подхода в исследовании психики.

  •      Поэтому становится очевидной актуальность изучения развития готовности к обучению в школе в условиях формирования психологической личностной готовности ребенка к обучению в школе.
  •      Цель исследования: изучить личностную готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
  •      Объект 
    исследования
    – дети старшего дошкольного возраста.
  •      Предмет исследования – личностная готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.

     Гипотеза 
исследования.
Мы предполагаем, что составляющие личностной готовности к школе (мотивы учения и отношение к школе) у детей подготовительной группы будет существенно выше, чем у детей старшей группы.

     В соответствии с целью и гипотезой 
исследования поставлены следующие
задачи
:

     1. Проанализировать  психолого-педагогическую 
литературу по теме исследования.

     2. Определить стратегии исследования, подбор диагностического инструментария.

     3. Провести исследование личностной 
готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

     4. Проанализировать полученные результаты 
и сделать выводы по исследованию.

     5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по исследованию.

     Методы 
исследования
.

     — Теоретический анализ общей и специальной психологической и методической литературы по проблеме;

     — Эмпирическое исследование. Для реализации поставленных задач и проверки исходной гипотезы был использован блок методик комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе (Н.В. Нижегородцева).

     — Качественный и количественный анализ данных.

     Практическая 
значимость исследования
. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе детских дошкольных учреждений.

     База 
исследования:
ДОУ №9 г.Мурманска. В исследовании принимали участие дети старшей и подготовительной группы в количестве 50 человек. 

     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.    
      
      
     

     I.1. Современные психолого-педагогические исследования проблемы формирования психологической готовности ребенка к школе

     Психологический аспект проблемы готовности к школе 
составляют исследования влияния обучения на психическое развитие ребенка и формирование личности и индивидуальности в разных условиях дошкольного образования: условиях организованного обучения и воспитания [11, 20, 32, 46 Т.5.6] и в условиях свободного воспитания [48].

Первые исследования психологических особенностей детей поступающих в школу были опубликованы во второй половине XIX века в работах А. Нейфельд, А. Нечаев, Э. Мейман, А. Павлов, Ст. Холл [32, 47, 48]. Уже в это время определяется сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания рассматривали Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, А.П.

Нечаев, Дж. Селли, К.Д. Ушинский, В. Штерн [11, 20, 46].

     В отечественной психологической 
и педагогической литературе традиционно 
используется термин «готовность детей 
к обучению в школе» («готовность к школе»), получивший широкое распространение благодаря работам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой [1, 4, 12, 24, 39, 49].

Это понятие имеет достаточно широкое содержание и отражает все аспекты индивидуального развития ребенка — биологический, психологический и социальный.

В отдельных исследованиях авторы сосредоточивают внимание на частных аспектах готовности, при этом общим для науки и практики является положение о том, что готовность к школьному обучению определяется общим уровнем развития ребенка, его здоровьем и физическим развитием, знаниями и умениями, развитием познавательных и психомоторных способностей, особенностями личности. В отечественной литературе термин «готовность к обучению в школе» используется в узком возрастном диапазоне, применительно к детям от 6 до 7 лет, и касается, главным образом, начала школьного обучения. Л.С. Выготский [12] в одной из своих работ в понятии «готовность к обучению в школе» выделяет: «готовность к школьному обучению» (имеется в виду специфическая организация учебного процесса в школе в отличие от обучения в дошкольном учреждении) и «готовность к предметному обучению» (т.е. готовность к усвоению содержания школьных предметов).

Читайте также:  Виды деятельности дошкольников: игровая, продуктивная, познавательная, трудовая

     Таким образом, уже в работах Л.С. Выготского [12] были заложены основные проблемы отечественной 
психологии в проблеме готовности к 
школе, которые непосредственно 
связаны в области возрастной и педагогической психологии, и содержаться 
в работах З.М. Истоминой, Л.И. Божович, А.Р. Лурия и др. [3, 25].

     Во 
второй половине XX века в психологической 
науке определились основные направления 
проблемы в зависимости от выделяемого 
авторами аспекта психологического развития ребенка. Это:

     — личностно-мотивационная готовность к обучению в школе [3, 4, 5]. Л.И. Божович [3] выделила познавательную потребность и потребность в определенных социальных отношениях как базовые в психическом развитии ребенка.

В исследованиях, проведенных под ее руководством, было убедительно доказано, что положительное отношение к школе, сформированность познавательных и широких социальных потребностей характеризует личностную готовность ребенка к обучению в школе, которая, в свою очередь, отражает его отношение к школе, к учителю и учению и является основой формирования внутренней позиции школьника.

     М.Р. Гинзбург [37] выделил наиболее характерные 
для старших дошкольников мотивы учения; анализ взаимосвязей структуры 
мотивационной сферы учащихся первых классов с успеваемостью позволил автору выявить «мотивационные синдромы» успешного и неуспешного обучения.

Развитие мотивационной сферы, прежде всего познавательных и социальных потребностей, в качестве центрального момента готовности к школе выделяется в работе Н.И. Гуткиной [40], где произвольность рассматривается не как самостоятельный аспект школьной готовности, а как функция мотивации. В экспериментальном исследовании М.В.

Матюхиной [31] установлено, что большинство первоклассников склоняются к выбору широких социальных мотивов (самоопределения и самосовершенствования), затем следуют узколичные мотивы (мотивация благополучия), и затем учебно-познавательные мотивы. Отрицательная мотивация (стремление избежать неприятностей) не занимает существенного места в структуре мотивов первоклассников.

Также установлено, что цели и жизненные планы младших школьников связаны с учением, однако эти цели носят очень общий характер, недифференцированы и неопределенны. Многие авторы отмечают значение умственного развития для начала школьного обучения [1, 4, 7, 45] — интеллектуальную готовность к обучению в школе. А.Л.

Венгер [38] экспериментально установил, что важным показателем готовности к школе в первом классе является сформированность наглядно-образного мышления. Уровень развития логического мышления оказывается менее существенным. А.З.

Зак в качестве общего показателя интеллектуальной готовности к школе рассматривает способность детей действовать «в уме», то есть сформированность внутреннего плана действий, объясняя это тем, что подчинение ребенком своих действий общему правилу в конкретной ситуации предполагает развитую возможность соотносить это правило с намечаемыми действиями в мысленном плане, поскольку их результат нужно оценить до того, как они будут выполнены. П.Я. Кеэс [22] полагает, что психологическая готовность к школе — это, прежде всего интеллектуальная готовность к обучению. При определении показателей готовности автор учитывает особенности учебной деятельности, выделяет психические качества, важные для обучения чтению, письму и счету, а также возрастные показатели основных умственных способностей.

     Другое 
направление исследований связано 
с изучением форм общения ребенка 
со взрослыми и детьми — коммуникативная 
готовность к обучению в школе [21, 26, 28, 42 и др.]. Так, М. И.

Лисина [27, 28], выделяя коммуникативную готовность как основной компонент готовности к школе, подчеркивает, что деятельность ребенка никогда не осуществляется изолированно от взрослого, а всегда содержит элемент кооперации с ним.

Важнейшим новообразованием 6-7 летнего возраста, считает автор, является появление внеситуативно-личностного общения, когда ребенок может воспринимать взрослого как учителя и занять по отношению к нему позицию ученика. В исследовании Е.О. Смирновой [42] коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат содержательного изменения формы общения ребенка со взрослым.

Автор исходит из того, что вы дошкольном возрасте наблюдаются три формы общения: ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

Развитие к концу дошкольного возраста внеситуативно-личностной формы общения ребенка со взрослым и дифференцированного отношения к людям, выполняющим разные социальные роли в общении с ним, позволяет начинающему школьнику правильно строить свое поведение в отношении учителя в ситуации школьного обучения, что является, по мнению автора, показателем коммуникативной готовности к школе. Е.Е. Кравцова [21] отмечая важность новых форм общения со взрослыми для успешного начала школьного обучения, установила существенные изменения в отношениях со сверстниками у детей 6-7 лет: формирование нового кооперативно-соревновательного типа общения. На седьмом году жизни дети уже могут принимать совместную задачу, пытаются согласовывать действия с действиями партнера. Этот тип общения имеет важное значение для подготовки ребенка к школе, существенно облегчает овладение способами коммуникации и взаимодействия, которые необходимы для совместной деятельности учащихся.

     Сравнительно 
недавно выделилось еще одно направление 
исследований — изучение эмоциональной готовности к обучению в школе [32, 43].

     Т.А. Нежнова, Е.В Филиппова, исследуя феномен 
«школьной тревожности» (комплекс отрицательных 
переживаний, связанных со школой и 
учением), отмечают, что эмоциональное 
отношение к школе и учению является важным показателем формирования учебной деятельности и готовности к обучению.

     Эмоциональное неблагополучие у школьников проявляется 
такими отрицательными последствиями, как потеря интереса к учебе, трудности 
общения с учителем и одноклассниками, снижение успеваемости.

Источник: http://stud24.ru/psychology/lichnostnaya-gotovnost-k-shkole/154240-450640-page1.html

Готовность ребенка к школе

Проблема подготовки детей к школьному обучению является одной из наиболее акцентированных в современной психолого-педагогической науке. Готовность ребенка к обучению в школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Структура психологической готовности ребенка к школе

Готовность к школе представляет собой многокомпонентный комплекс определенных свойств. В структуре общей готовности ребенка к школе выделяют 4 основных составляющих: интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и эмоционально-волевая готовность к школе. Рассмотрим далее каждую из этих составляющих более подробно.

Интеллектуальная готовность к школе

Центральным показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

Дети начинают понимать общие принципы, связи и закономерности, лежащие в основе научного знания.

Современная начальная школа предъявляет такие требования к умственному развитию ребенка, поступающего в первый класс, которые напрямую связаны с качеством умственной деятельности, с наличием у будущего школьника непростого запаса представлений – кругозора.

Успешность обучения в школе зависит и от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность. С помощью монологической речи ребенок может самостоятельно, без вмешательства взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст. А в налаживании взаимопонимания с окружающими, установлении партнерских отношений с учителями и одноклассниками важна диалогическая форма речи.

Личностная готовность к школе

Личностная готовность к школе заключается в принятии ребенком новой социальной позиции – роли школьника.

«Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов, позволяет ребенку включаться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольности поведения ученика. В наиболее явной форме особенности внутренней позиции детей 6-7-летнего возраста проявляются в игре в школу.

Личностная готовность к школе понимается и как желание ребенка учиться и умение учиться, способность мобилизоваться, подчинять свои внутренние импульсы словесной инструкции взрослого, понимание своей ответственности перед взрослыми за качество учебы.

Важную роль в формировании готовности ребенка к школе играет мотивация школьного обучения. Учебная деятельность дошкольников и младших школьников побуждается, как правило, не одним, а несколькими мотивами. Выделяют шесть групп мотивов, определяющих отношение первоклассников к учебе:

  1. Социальные мотивы – мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости обучения и стремления к социальной роли школьника. Для учащихся с доминирующими социальными мотивами характерно ответственное отношение к учебе: они сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, старательно и в полном объеме выполняют задания. Таким детям свойственно точно следовать инструкциям учителя при отсутствии стремления к самостоятельному добыванию знаний.
  2. Учебно-познавательные мотивы – мотивы, базирующиеся на интересе к новым знаниям и желании получить те или иные знания, умения и навыки. Для детей с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, стремление узнать больше, выходить за рамки учебной программы, задавать много вопросов. Однако при недостаточном развитии социальных мотивов обучения такие дети склонны быть внимательными и активными только тогда, когда учебный материал им незнаком и интересен, во всех других случаях им свойственно отвлекаться на уроках и не выполнять домашних заданий.
  3. Оценочные мотивы – стремление получить высокую оценку взрослых, их одобрение и расположение. В норме оценочные мотивы в той или иной степени характерны для всех детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, т.к. соответствуют особенностям возраста. Однако при недостаточном развитии познавательных и социальных мотивов для детей с доминированием оценочной мотивации школьного обучения свойственны низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий на уроке и домашних заданий, неумение оценить правильность собственных действий, неадекватное стремление во что бы то ни стало достичь похвалы учителя.
  4. Позиционные мотивы – мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника. Мотивы данной группы присутствуют у большинства будущих первоклассников, но, как правило, не самостоятельно, а в сочетании с социальными или оценочными мотивами. Если позиционные мотивы являются доминирующими, то наиболее часто уже к концу первого месяца обучения в школе уступают первенство мотивам других групп.
  5. Внешние по отношению к школе и процессу обучения мотивы – наиболее часто ребенок с данным видом мотивации посещает в школу по принуждению родителей. Сочетание доминирования внешних мотивов с недостаточным уровнем развития познавательных и социальных мотивов приводит к формированию негативного отношения ребенка к школе.
  6. Игровой мотив, неадекватно перенесенный на учебную деятельность, – посещение школы рассматривается ребенком как возможность общения и совместных игр с одноклассниками. Доминирование игровых мотивов отрицательно влияет на успешность школьного обучения, т.к. такие дети склонны мало интересоваться содержанием уроков и домашних заданий и вместо осуществления учебной деятельности заниматься на уроках и дома тем, чем им хочется (рисовать, играть в игрушки и т.п.).

Социально-психологическая готовность к школе

Социально-психологическая готовность к школе определяется уровнем развития потребности в общении, гибкостью владения способами установления взаимоотношений, умением подчиняться правилам и нормам, действовать совместно с другими и согласовывать совместные действия.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе охватывают три основные сферы жизненных отношений ребенка:

  • Отношения с окружающими взрослыми. Общаясь и взаимодействуя со взрослыми, к концу дошкольного возраста ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные, ситуационные отношения с ними, но и на определенные нормы и правила. Теперь дети испытывают потребность во внимании и сопереживании взрослого, они способны различать функции взрослого соответствующие разным ситуациям общения (на улице, дома, в учреждении). Важной является готовность принимать взрослого в новом качестве – в качестве учителя.
  • Взаимоотношения со сверстниками. Они характеризуются появлением кооперативно-соревновательного типа общения, который начинает формироваться еще в игре (особенно в игре с правилами). Содержательное общение детей, происходящее в совместно-распределенной деятельности (игре, конструировании и др.) позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров.
  • Отношение ребенка к самому себе. К концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка у ребенка начинает сменяться более адекватной и объективной. Это один из важнейших показателей готовности к обучению школьного типа и новому образу жизни.
Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев: все о том, что умеет малыш, его физические параметры, а также речевые особенности, рацион питания и гигиена

Эмоционально-волевая готовность к школе

Эмоционально-волевая готовность к школе сводится, главным образом, к развитию эмоциональной устойчивости и произвольности.

К 6-ти годам происходит оформление основных моментов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

И хотя все эти компоненты еще недостаточно развиты, поведение старшего дошкольника отличаются произвольностью. Он способен управлять своими движениями, вниманием, преднамеренно заучивать стихотворения, подчинять свои желания необходимости что-либо сделать.

Произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей. Она позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предлагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.

Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры произвольности в рамках готовности к школе: умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Эльконин придавал большое значение умению дошкольников действовать по образцу. Под произвольным поведением он понимал поведение, осуществляющееся с образцом и контролируемое путем сопоставления с этим эталоном. Умение выполнять действие по образцу составляет «зону ближайшего развития» ребенка старшего дошкольного возраста.

В рамках эмоционально-волевой готовности к школе большое значение так же имеет формирование высших чувств.

Важнейшим новообразованием старшего дошкольного возраста является возникновение моральных мотивов (чувство долга), которые побуждают детей к занятию непривлекательной для них деятельностью.

У дошкольника появляются и «социальные эмоции», когда ребенок радуется, что смог справиться с теми или иными затруднениями (в том числе интеллектуальными), кому-то помочь, поступить по справедливости и т.д.

Таким образом, готовность к школе представляет собой комплекс значимых интеллектуальных, личностных, социально-психологических и эмоционально-волевых психических свойств, определяющих соответствие уровня развития ребенка требованиям, предъявляемым начальной школой.

Диагностика психологической готовности к школьному обучению

Примеры методик диагностики готовности к школе:

  1. Диагностика интеллектуальной готовности к школе – тест Керна-Йерасика, состоящий из трех заданий. В первом задании необходимо выполнить рис. человека, во втором и третьем заданиях – соответственно скопировать рукописный текст и особым образом расположенные на листе точки с образцов. Результаты выполнения каждого из заданий оцениваются в соответствии с ключом в диапазоне от 1 до 5 баллов; при этом оптимальной оценкой является 1. Общий результат теста вычисляется путем суммирования баллов, набранных по всем трем заданиям и варьирует в диапазоне от 3 до 15 баллов.
  2. Диагностика личностной готовности к школе – «Методика исследования мотивации учения» Гинзбурга, предназначенная для выявления доминирующей мотивации обучения в школе. Стимульный материал к данной методике включает 6 карточек с рисунками, на каждом из которых изображены дети, посещающие школу по той или иной причине. Процедура диагностики сопровождается вербализацией текста с объяснением изображения, прилагающегося к каждому рисунку, экспериментатором. По результатам данной методики диагностируются доминирующие у ребенка мотивы школьного обучения.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/gotovnost-rebenka-k-shkole/

Личностная готовность к обучению ребёнка в школе

Чтобы ребёнок успешно учился в школе он, прежде всего, должен быть готов к ней в эмоциональном плане. Ребёнок должен стремиться к занятию «взрослыми» делами, должен выражать положительное отношение к школьной жизни, к личности педагога в этом и заключается суть личностной готовности к обучению в школе.

Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребёнком нового социального положения – положения школьника.

То есть, с поступлением ребёнка в школу у него появятся новые права и обязанности, больше требований со стороны взрослых, проявление самостоятельности и ответственности.

Личностная готовность к школе предполагает наличие у ребёнка «внутренней позиции школьника», которая проявляется в отношении ребёнка к школе в целом, к сверстникам, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Определить личностную готовность Вашего ребёнка Вы можете самостоятельно, задав ему очень простой вопрос: «Ты хочешь пойти в школу?» Если ребёнок ответил положительно, то следует уточнить: «Почему ты хочешь пойти в школу?».

Если ответ ребёнка предполагает развитие познавательных интересов, стремление к получению новых знаний, то волноваться не о чем – внутренняя позиция школьника уже сформировалась. А вот если в ответе ребёнка будет просматриваться интерес к школе только с внешней стороны (покупка нового портфеля со всем его содержимым, новой красивой формы, знакомство с новыми друзьями и т.д.), то это говорит пока о том, что принять внутреннюю позицию школьника ребёнок ещё не готов.

Наличие внутренней позиции школьника говорит о том, что ребёнок решительно отказывается от дошкольно-игрового способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности.

Ребёнок просто стремится к поступлению в школу – это для него великая почётная обязанность. Такая положительная направленность ребёнка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьную действительность, т.е.

принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Кроме отношения к учебному процессу в целом, для будущего школьника очень важно установить положительные взаимоотношения с учителем и сверстниками. В общении со взрослыми ребёнок должен удовлетворять свои познавательные интересы. Определить отношение ребёнка к педагогу, к родителям, а так же к самому себе поможет проективный тест «Лестница отношений» .

Личностная готовность к школе включает в себя так же и адекватное отношение к самому себе,  к своей деятельности, к своим способностям, к своему поведению и т.д. то есть, у ребёнка к концу дошкольного возраста должен сформироваться определённый уровень самосознания. Определить уровень самосознания и уровень самооценки ребёнка можно с помощью методики «Дерево»

Многие задают себе такие вопросы: Как же подготовить ребёнка к школе в личностном плане? С какими проблемами встречаются родители и учителя начинающих первоклассников?

Одна из проблем, с которой часто встречаются учителя и родители, связана именно с общением детей со взрослыми. В подготовительной группе детского сада детей учат решать задачи и придумывать их, тем самым их учат выделять учебную задачу.

Они ещё не умеют выделять вопрос-проблему, а опираются на наличную ситуацию.

Например, на практике я сталкивалась с такой ситуацией в подготовительной группе детского сада: на занятии по математике я предлагала решить задачу: Мама с Машей пошли в магазин и купили там 1 килограмм шоколадных конфет и 2 килограмма карамели, сколько всего купили конфет мама и Маша? На этот вопрос началось бурное обсуждение, о том, что ещё можно купить в магазине и что там купили дети со своими родителями вчера, и что ещё им обещали купить. Учебная задача осталась на втором плане. Это говорит о том, что ребёнок ещё пока не может выполнять роль ученика. Ещё один наглядный пример сложности принятия роли ученика, когда ребёнок посреди занятия встаёт и идёт играть в игрушки, или не дослушивает интересные сказки или рассказы до конца (не сформирован познавательный интерес). Как правило, причина этого в том, что у ребёнка недостаточно опыта сюжетно-ролевой игры. Другими словами, ребёнок ещё «не наигрался».

Вы спросите: Как же формировать эту «внутреннюю позицию школьника», чтобы избежать подобных проблем?

Для успешного формирования «внутренней позиции школьника» целесообразно больше играть с ребёнком в различные игры. Делать это, конечно важно начиная с раннего возраста и играть на протяжении всего дошкольного, но если требуется, то играть можно и с младшими школьниками. Детей надо учить придумывать сюжеты и точно выполнять уже заданные.

В игре дети способны длительное время удерживать внимание и выполнять неинтересные для них действия. Конечно же, в предшкольном возрасте чаще играйте с ребёнком в «Школу».

Причём необходимо быть равноправным партнёром по игре, или руководить детской игрой, взяв на себя роль «главнокомандующего», например, роль диспетчера, директора школы, заведующей детским садом, главврача и т.д.

Чтобы успешно формировать «внутреннюю позицию школьника» необходимо учить ребёнка общаться со сверстниками, правильно строить с ними взаимоотношения. В частности, одна из проблем в общении будущих школьников в том, что они не умеют слушать друг друга и принимать мнение другого.

Некоторые дети могут работать в классе только тогда, когда учитель обращается непосредственно к ним, не слушают сверстников, бывают невнимательны на уроке, не следят за тем, что происходит в классе. Родители таких детей часто жалуются, что детям задают на дом то, что они не проходили в классе.

Ещё бывает, что из-за того, что ребёнок не следит за происходящим в классе, начинает шалить, поэтому учителя жалуются на плохое поведение.  Помочь в этой ситуации могут опять же сюжетно-ролевые игры, но такие, в которых ребёнок одновременно исполняет две роли с противоположными интересами. Например, полицейский – шофёр, парикмахер – клиент, врач – пациент и т.д.

Ещё хорошее средство воспитания поведения в коллективе сверстников – это любые игры с правилами. Ребёнок принимает правила игры и действует чётко по ним. К тому же дети часто меняются ролями в таких играх и смотрят на происходящую игру другими глазами, например, ведущий игры и игрок.

Ещё можно поиграть в такие дидактические игры как «закончи рассказ», или «закончи предложение», чтобы ребёнок учился слушать и вникать в ситуацию. Ну и, конечно же, само общение со сверстниками, то есть практическое решение проблемы.

Просто необходимо организовывать общение ребёнка со сверстниками, включать ребёнка в контакты с другими детьми, чтобы у того был социальный опыт, чтобы он мог видеть, что дети бывают разные, что бывают разные ситуации общения. Если внимательно присмотреться к поведению детей – первоклашек, то можно сразу выделить тех, у кого богатый опыт общения со сверстниками (как правило, это те, кто посещал детский сад) и тех, у кого этого общения было немного. Чаще всего адаптируются к школе лучше первые.

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются учителя, родители и сами первоклашки – это завышенная самооценка ребёнка. То есть, ребёнок оценивает себя, своё поведение, свои способности и возможности слишком высоко и не сопоставляет с тем, что есть на самом деле, не способны критически относиться к собственной деятельности.

У таких детей всегда «учительница злая», «школа плохая», «сосед по парте мешает», «математика скучная» и т.д. Это происходит не потому, что ребёнок нескромен или чересчур наглый, а потому, что он не умеет посмотреть на себя состороны. Ни в коем случае нельзя занижать его самооценку искусственно (это может быть причиной развития всевозможных комплексов).

Хорошим средством формирования адекватной самооценки у будущего школьника могут стать режиссёрские игры. Режиссёрская игра предполагает, что ребёнок самостоятельно создавать и воплощать сюжет, а кроме этого, он сам выполняет все роли в игре и смотрит на наличную игровую ситуацию с разных позиций. Взрослый тоже может присоединиться к игре и стимулировать её вопросами.

Важно, чтобы это была именно режиссёрская игра с сюжетом, а не простое манипулирование предметами или мелкими игрушками.

Источник: http://nashidetci.ru/lichnostnaya-gotovnost-k-obucheniyu-rebyonka-v-shkole/

Психологическая готовность к школе. подходы отечественных психологов к определению психологической готовности

Статья опубликована в рамках: Выходные данные сборника:

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ГОТОВНОСТЬ  К  ШКОЛЕ.  ПОДХОДЫ  ОТЕЧЕСТВЕННЫХ  ПСИХОЛОГОВ  К  ОПРЕДЕЛЕНИЮ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ГОТОВНОСТИ
  • Грудненко  Елена  Александровна
  • Аспирант  факультета  психологии  ЮРГИ,  г.  Ростов-на-Дону
  • E-mail: 

Проблема  психологической  готовности  достаточно  давно  поднимается  в  педагогической  и  психологической  литературе.  Она  привлекает  внимание  не  только  ученых,  но  и  практиков  –  воспитателей  детских  садов,  учителей.

Читайте также:  Cенсорное развитие детей дошкольного возраста: особенности формирования способностей младших и старших дошкольников

  Сегодня  с  понятием  «психологическая  готовность  к  школе»  знакомы  родители,  и  даже  сами  дети.

Высокий  интерес  к  этой  проблеме  обусловлен  несколькими  факторами.

Во-первых,  психологическая  готовность  является  необходимым  фундаментом  для  усвоения  школьной  программы.  Она  обеспечивает  восприятие  базисных  знаний,  получаемых  в  начальных  классах,  а,  следовательно,  влияет  на  успеваемость  ребенка.

Во-вторых,  современная  система  образования  постоянно  меняется,  что  требует  пересмотра  целей  и  задач  обучения  дошкольников,  более  интенсивной  их  подготовки  к  школе.

  Сложившаяся  ситуация  осложняется  тем,  что  в  современных  дошкольных  образовательных  учреждениях  отсутствует  единая  программа  обучения  и  воспитания  дошкольников.

  В  связи  с  этим  дети,  поступающие  в  первый  класс,  имеют  не  одинаковый  набор  знаний,  умений  и  навыков.

В  отечественной  психологии  теоретическая  проработка  проблемы  психологической  готовности  к  школьному  обучению  основана  на  трудах  Л.С.  Выготского.  Ею  занимались  Л.И.  Божович  [2],  Д.Б.  Эльконин  [10],  Л.А.  Венгер  [3],  Е.Е.  Кравцова  [7],  Н.И.  Гуткина  [4],  Н.В.  Нижегородцева,  В.Д.  Шадриков  [9]  и  др. 

В  современных  работах  отечественных  психологов  существует  несколько  определений  понятия  «психологическая  готовность  к  школе».  Их  можно  встретить  в  работах  Я.Л.Коломинского  и  Е.А.

Панько,  Н.И.  Гуткиной,  Н.В.  Нижегородцевой  и  В.Д.  Шадрикова.  Эти  авторы  предлагают  рассматривать  психологическую  готовность  к  школьному  обучению  как  многокомпонентное  образование.

 

Коломинский  Я.Л.  и  Панько  Е.А.  [5]  определяют  психологическую  готовность  как  целостное  состояние  психики  ребенка,  обеспечивающее  успешное  принятие  им  системы  требований,  предъявляемых  школой  в  целом  и  учителем,  успешное  овладение  новой  для  него  деятельностью,  и  новыми  социальными  ролями.

Гуткина  Н.И.  [4]  считает,  что  психологическая  готовность  к  школе  –  это  необходимый  и  достаточный  уровень  психического  развития  ребенка  для  овладения  им  школьной  программой  в  условиях  обучения  в  группе  сверстников.

Нижегородцева  Н.И.  и  Шадриков  В.Д.  [9]  отмечают:  психологическая  готовность  –  это  сложное  структурно-системное  образование,  которое  включает  личностно-мотивационную  и  волевую  сферы,  элементарные  системы  обобщенных  знаний  и  представлений,  некоторые  учебные  навыки,  способности  и  др.

Таким  образом,  проанализировав  существующие  в  современной  отечественной  литературе  определения  можно  сказать,  что  психологическая  готовность  это  сложное,  комплексное  образование,  представляющее  собой  такой  уровень  психического  развития  ребенка,  который  позволит  ему  успешно  усваивать  школьную  программу,  подчиняться  требованиям  школьного  распорядка  и  учителя.  Причем  уровень  актуального  развития  должен  быть  таким,  чтобы  программа  обучения  попадала  в  «зону  ближайшего  развития»  ребенка  (Л.С.  Выготский).

Анализ  литературы  показал,  что  в  работах  отечественных  авторов  нет  единой  структуры  психологической  готовности.

Л.И.  Божович  [2]  выделяла  два  параметра  влияющих  на  успешность  обучения  в  школе  и  определяющих  готовность  ребенка  к  учебной  деятельности  –  это  интеллектуальный  и  личностный  компоненты.  Интеллектуальная  готовность  к  школе,  по  мнению  Л.И.

  Божович,  представляет  собой  определенный  уровень  развития  интеллектуальной  сферы  и  способности  ребенка  к  произвольной  регуляции  своей  познавательной  деятельности.  Ребенок  готовый  к  школьному  обучению,  как  отмечает  Божович  Л.И.

,  имеет  следующий  уровень  развития  познавательной  деятельности:  он  способен  обобщать  и  дифференцировать  предметы  окружающего  мира,  а  также  имеет  определенный  уровень  развития  познавательных  интересов  (стремится  к  исследованию  окружающего  мира,  к  овладению  различными  навыками  и  умениями).

Личностная  готовность  ребенка  к  школьному  обучению  выражается  в  отношении  ребенка  к  школе  и  к  учению,  к  учителю  и  к  себе  как  к  ученику.  Она  предполагает  формирование  «внутренней  позиции  школьника»  –  когда  ребенок  начинает  мечтать  о  школе  и  выражать  желание  учиться.

  Причем  ребенка  готового  к  школе  привлекают  не  только  внешние  атрибуты  школьной  жизни  (ранцы,  отметки  и  т.п.

),  но  и  само  учение  (решение  задач,  написание  букв,  обучение  чтению),  которое  воспринимается  ребенком  как  серьезная  содержательная  деятельность,  приводящая  к  определенному  результату,  важному  для  самого  ребенка  и  окружающих  взрослых. 

Д.Б.  Эльконин,  обсуждая  проблему  готовности  к  школе,  на  первое  место  ставил  сформированность  психологических  предпосылок  овладения  учебной  деятельностью.  К  наиболее  важным  предпосылкам  он  относил:

  1. ·  умение  ребенка  сознательно  подчинять  свои  действия  правилу,  обобщенно  определяющему  способ  действия;
  2. ·  умение  ребенка  ориентироваться  на  систему  правил  в  работе;
  3. ·  умение  слушать  и  выполнять  инструкции  взрослого;
  4. ·  работать  по  образцу.
  5. Все  эти  предпосылки  вытекают  из  особенностей  психического  развития  детей  в  переходный  период  от  дошкольного  к  младшему  школьному  возрасту,  а  именно:  потеря  непосредственности  в  социальных  отношениях;  обобщение  переживаний,  связанных  с  оценкой;  особенности  самоконтроля  [10].

Бардин  К.В.  выделяет  три  показателя  психологической  готовности  к  школе:

1.общее  развитие:  определенный  уровень  развития  внимания,  памяти  и  интеллекта.  Он  включает  сюда  как  общий  запас  знаний  и  представлений  ребенка,  так  и  умение  действовать  во  внутреннем  плане  (производить  некоторые  действия  в  уме);

2.умение  произвольно  управлять  собой,  делать  не  только  то,  что  тебе  хочется,  но  и  то,  что  «надо»;

3.мотивы,  побуждающие  к  учению,  т.е.  действительная  и  глубокая  мотивация,  способная  побудить  к  знаниям,  несмотря  на  трудности.  [1].

Л.А.  Венгер  и  А.Л.  Венгер  считают,  что  готовность  к  школе  предполагает:

  • ·  умение  слушать  и  выполнять  правила,  указания  взрослого;
  • ·  наличие  определенного  уровня  и  объема  развития  памяти  (механической  и  логической);
  • ·  определенную  степень  умственного  развития:  владение  обобщающими  понятиями,  умение  планировать  свои  действия;

·  умение  отличать  слово  от  обозначаемого  им  предмета  или  явления.  [3].

М.И.  Лисина  рассматривает  психологическую  готовность  к  школьному  обучению,  как  интегральное  целое,  ключевым  компонентом  которого  является  коммуникативная  готовность  к  школьному  обучению.

  С  этой  точки  зрения  развитие  общения  дошкольников  со  взрослыми,  по  мнению  М.И.

  Лисиной,  является  главным  условием  формирования  состояния  общей  готовности  к  обучению  и  составляет  основу  развития  у  детей  умственных  и  волевых  способностей  [8].

Кравцов  Г.Г.  и  Е.Е.  Кравцова  также  выделяют  в  психологической  готовности  сферу  общения  ребенка  со  взрослыми  и  сверстниками,  как  наиболее  важную. 

В  качестве  показателей  готовности  к  школе  они  рассматривает  три  сферы:  отношение  к  взрослому,  к  сверстнику  и  к  самому  себе.  [6].

Сфера  общения  ребенка  со  взрослым  к  концу  дошкольного  возраста  характеризуется  наличием  произвольности.

  Общаясь  и  взаимодействуя  со  взрослым,  ребенок  начинает  ориентироваться  не  только  на  непосредственные  отношения  с  ним,  не  только  на  наличную  ситуацию,  но  и  на  определенные,  сознательно  принятые  задачи,  нормы  и  правила.

  Общение  приобретает  определенный  контекст,  становясь  внеситуативным.  В  это  время  ребенок  становится  способным  видеть  второй,  условный  план  в  вопросах  взрослого,  обращающегося  к  нему.

В  отношениях  со  сверстниками  начинает  развиваться  кооперативно-соревновательный  стиль  общения.

  К  концу  дошкольного  возраста  дети  приобретают  способность  в  игровой  ситуации  удерживать  общую  цель  игры,  и  относится  к  партнеру  как  к  противнику  по  совместной  игре.  По  мнению  Е.Е.

  Кравцовой,  именно  такой  стиль  общения  создает  возможность  для  перехода  к  учебной  деятельности.

Третья  сторона  психологической  готовности  к  школе  относится  к  сфере  самосознания  личности.  С  переходом  дошкольника  на  следующую  возрастную  ступень  происходят  изменения  в  отношении  ребенка  к  самому  себе.

  Расширяется  не  только  внешний  круг  жизнедеятельности,  но  и  его  внутренняя  жизнь.  Ребенок  открывает  мир  своих  переживаний,  у  него  возникает  активное,  действенное  отношение  к  своим  эмоциям.

  В  связи  с  этим  меняется  самосознание  ребенка,  в  том  числе  и  самооценка.

Таким  образом,  в  работе  Кравцова  Г.Г.  и  Е.Е.

  Кравцовой  было  показано,  что  общение  ребенка  с  окружающими  к  концу  старшего  дошкольного  возраста  становится  произвольным,  подчиняясь  не  непосредственным  импульсам  ребенка,  а  определенным  правилам,  нормам.  Произвольность  форм  общения  ребенка  со  взрослыми  и  сверстниками  составляет  важнейший  компонент  психологической  готовности  к  школе. 

Наиболее  современный  подход  к  рассмотрению  психологической  готовности  к  школе  можно  обнаружить  в  работе  Н.В.  Нижегородцевой  и  В.Д.  Шадрикова.  [9].  Они  рассматривают  психологическую  готовность  как  структуру,  состоящую  из  учебно-важных  качеств.

  Однако  у  будущего  школьника  структура  индивидуальных  качеств  еще  мало  приспособлена  к  учению,  ведь  связи  между  этими  качествами  формировались  в  дошкольных  видах  деятельности,  которые  отличаются  от  учебной  деятельности  в  школе.

  Поэтому  на  начальном  этапе  обучения  успешность  усвоения  знаний  во  многом  зависит  от  уровня  развития  индивидуальных  качеств  ребенка,  т.е.  от  наличия  стартовой  готовности  к  обучению  в  школе. 

В  структуре  стартовой  готовности  можно  выделить  пять  блоков  учебно-важных  качеств:

·  Личностно-мотивационный  блок,  в  который  входят  учебно-важные  качества,  определяющие  отношение  к  школе  и  к  учению,  к  взрослому,  к  детям,  к  самому  себе,  желание  принимать  учебную  задачу,  выполнять  задания  педагога,  т.е.  учиться.

·  Принятие  учебной  задачи  –  понимание  задач,  поставленных  педагогом  и  желание  их  выполнять;  уровень  притязаний  (стремление  к  успеху  или  желание  избежать  неудачи).

·  Представления  о  содержании  деятельности  и  способах  ее  выполнения.  Этот  блок  отражает  уровень  элементарных  знаний  и  умений,  которыми  владеет  ребенок  к  началу  обучения  (вводные  навыки,  представление  о  содержании  учебной  деятельности,  графический  навык).

·  Информационный  блок  готовности  составляют  качества  обеспечивающие  восприятие,  переработку  и  сохранение  разнообразной  информации  в  процессе  обучения  (уровень  обобщений,  вербальная,  механическая  и  слуховая  память;  зрительный  анализ  геометрических  фигур,  чувствительность  мелкой  мускулатуры  рук).

·  Управление  деятельностью  (произвольная  ее  регуляция  и  восприимчивость  к  обучающей  помощи).  Учебно-важные  качества  этого  блока  обеспечивают  планирование,  контроль  и  оценку  учащимся  собственной  деятельности,  а  также  обучаемость  ребенка. 

В  процессе  усвоения  программного  материала  в  структуре  индивидуально-психологических  качеств  учащихся  происходят  значительные  изменения  –  формируются  новые  механизмы  и  способы  учебной  деятельности,  а  также  качества,  которых  не  могло  быть  в  структуре  стартовой  готовности  к  школе.  Эти  изменения  можно  назвать  настройкой  на  учебную  деятельность  и  усвоение  знаний  в  условиях  школьного  обучения.  Таким  образом,  формируется  вторичная  готовность  к  школьному  обучению.

Проанализировав  работы  отечественных  психологов,  мы  видим,  что  авторы  рассматривают  психологическую  готовность  к  школе  как  сложное,  комплексное  образование,  состоящее  из  нескольких  элементов.  Обобщая  точки  зрения  разных  авторов  (Л.И.  Божович,  Д.Б.  Эльконина,  А.В.

  Запорожца,  Л.А.  Венгера,  Н.Г.  Салминой,  Е.Е.  Кравцовой,  Н.В.  Нижегородцевой,  В.Д.  Шадрикова  и  др.

),  к  компонентам  психологической  готовности  к  школьному  обучению  можно  отнести  интеллектуальную,  эмоционально-волевую,  личностную  (в  том  числе  мотивационную)  и  коммуникативную  готовность.

  Не  вызывает  сомнения,  что  любой  компонент  структуры,  как  и  вся  структура  в  целом,  важны  как  для  того,  чтобы  учебная  деятельность  ребенка  была  успешной,  так  и  для  его  скорейшей  адаптации  к  новым  условиям,  безболезненного  вхождения  в  новую  систему  отношений. 

Список  литературы:

1.Бардин  К.В.  Подготовка  ребенка  к  школе:  учебное  пособие  [Текст]  /К.В.  Бардин.  –  М.,  Знание,  1983г.  –  195с.

2.Божович  Л.И.  Личность  и  ее  формирование  в  детском  возрасте:  учебное  пособие  [Текст]  /Л.И.  Божович.  –  М.,  Просвещение,  1968г.  –  390с.

3.Венгер  Л.А.  Венгер  А.Л.  Готов  ли  ваш  ребенок  к  школе?:  учебное  пособие  [Текст]  /  Л.А.  Венгер,  А.Л.  Венгер.  –  М.,  Знание,  1994г.  –  140с.

4.Гуткина  Н.И.  Психологическая  готовность  к  школе:  учебное  пособие  [Текст]  /Н.И.  Гуткина.  –  СПб.,  Питер  2007г.  –  208с.

5.Коломинский  Я.Л.,  Панько  Е.А.  Психология  детей  шестилетнего  возраста:  учебное  пособие  [Текст]  /  Я.Л.  Коломинский,  Е.А.  Панько.  –  Минск,  Унiверсiтэцкая,  1999г.  –  205с.

6.Кравцов  Г.Г.,  Кравцова  Е.Е.  Шестилетний  ребенок.  Психологическая  готовность  к  школе:  учебное  пособие  [Текст]  /  Г.Г.  Кравцов,  Е.Е.  Кравцова.  –  М.,  Знание,  1987г.  –  94с. 

7.Кравцова  Е.Е.  Психологические  проблемы  готовности  к  школе:  учебное  пособие  [Текст]  /  Е.Е.  Кравцова.  –  М.,  Педагогика,  1991г.  –  167с.

8.Лисина  М.И,  Капчеля  Г.И.  Общение  со  взрослыми  и  психологическая  подготовка  детей  к  школе:  учебное  пособие  [Текст]  /  М.И.  Лисина,  Г.И.  Капчеля.  –  Кишинев,  1987г.  –  184с.

9.Нижегородцева  Н.В.,  Шадриков  В.Д.  Психолого-педагогическая  готовность  ребенка  к  школе:  учебное  пособие  [Текст]  /  Н.В.  Нижегородцева,  В.Д.  Шадриков.  –  М.,  Владос,  2001г.  –  326с.

10.Эльконин  Д.Б.  Психологические  аспекты  проблемы  готовности  к  школьному  обучению//  Воспитание  и  обучение  старших  дошкольников  в  детском  саду:  тезисы  всесоюзной  научной  конференции.  М.,  1971г.  Ч.1.

Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/iii/35593

Ссылка на основную публикацию