Монологическая речь у детей дошкольного возраста: основные формы

      
     

  • Контрольная работа 
  • Тема: «Развитие монологической речи детей дошкольного 
    возраста».
  • По курсу: «Методика развития речи»
  • Вариант 2     
          
          
         

       I. Понятие монологической речи и своеобразие детского монолога. 

       Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщить о каких-то фактах.

       Монолог, как правило, речь книжного стиля. Монологическая форма речи используется при повествовании 
или рассуждении о чём-либо.

       В монологической речи используется всё 
многообразие простых и сложных 
синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной: предложения с однородными членами. С обособленными оборотами, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями. Пока ребёнок не научиться строить простые распространенные и сложные предложения, его речь не может быть связной.

Значит, обучение разным типам монологической речи – это прежде всего обучение грамматике, синтаксису.

       Монологической 
речи учить детей очень трудно, потому что они редко слышат её в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре с детьми взрослые чаще используют форму диалога.

       Начинать 
учить монологу в школе поздно: предварительные навыки монологической речи надо развивать до школы. Тем ответственнее задача воспитателя детского сада, который обязан приложить усилия, чтобы найти целесообразный дидактический материал для обучения детей монологу. 
 

       II. Методика развития монологической речи. 

       1. Задачи и содержание работы по развитию монологической речи.

       Монологической 
речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Но подготовка к этому ведётся уже на втором году в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С 4 лет детям доступны такие виды монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие (в одно-два предложение) рассуждения.

Трудность монолога состоит в том, что он требует от ребёнка, сосредоточившего внимание на каком-то значительном для него событии или художественном произведении, умения одновременно заметить не только предметы, явления, но и связи между ними. Это вызывает работу памяти, а именно работа памяти является средством её развития.

Взрослые помигают ребёнку в преодолении этих трудностей, заботливо приискивают темы для монологов и выслушивают его.

       Методами 
обучения монологу являются пересказ и сочинение. Дети пересказывают 
монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.

    Овладеть 
методами обучения монологической речи для воспитателя:

  1. научится слушать детей;
  2. научиться помогать им рассказывать, пересказывать, сочинять.

       Работа 
над монологом в средней, старшей 
и подготовительной группах отличается прежде всего сложностью содержания и размером текста.

       Во 
всех возрастных группах основным приёмом 
обучения монологической речи является опора на словесный образец. Дополнительные приёмы –
опора на реальные предметы, опора на картинки

       2. Виды обучения рассказыванию.

       Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни; описывать вещи, растения, животные, или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображении на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы), кинофильмы.

       К рассказу детей готовят так же, как и к беседе: дети должны представлять себе предмет рассказа во всей его 
жизненной полноте, доступной ощущениям (размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т. д.

); для названия всех признаков предмета, действий и их отношений у детей должны быть уже в запасе слова, грамматические формы.

Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды – фонетические), а также упражнения в собеседовании.

       Обучение 
рассказыванию воспитатель ведёт 
с помощью цепочки вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство 
логикой повествования, описания или 
рассуждения ребёнка.

       План 
рассказа может быть  простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. разветвлённым дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проводятся по-разному, и требования к детям на этих занятиях тоже различные.

       Рассказывание по картине

       Составление рассказов по картине относится 
к рассказыванию с иллюстративным материалом.

       М. М. Конина выделяет следующие виды занятий 
по обучению детей рассказыванию 
по картине:

  1.        1) составление описательного рассказа 
    по предметной картине;
  2.        2) составление описательного рассказа 
    по сюжетной картине; 
  3.        3) придумывание повествовательного 
    рассказа по сюжетной картине; 
  4.        4) составление рассказа по последовательной 
    сюжетной серии картинок;
  5.        5) составление описательного рассказа 
    по пейзажной картине и натюрморту.

       В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще 
дать самостоятельного связного изложения.

Речь их носит характер диалога с 
воспитателем.

Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.

  •        Основные 
    задачи воспитателя в работе по картине 
    сводятся к следующему:
  •        1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
  •        2) постепенный переход от занятий 
    номенклатурного характера, когда 
    дети перечисляют изображенные 
    предметы, объекты, к занятиям, упражняющим 
    в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

       Занятия по ознакомлению детей с картинами 
могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога.

       Дети 
учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Воспитатель следит, чтобы дети называли предметы и действия правильно в соответствии с изображенными на картине. Примером своей речи, вопросами и указаниями он помогает находить слова, наиболее точно определяющие свойства и качества предметов.

       Рассматривание 
картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). После беседы воспитатель 
сам рассказывает о нарисованном на картине. Может быть прочитано 
небольшое стихотворение или 
потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.).

       В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы. М. М. Конина предлагает, например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем 
собачке».

       Первые 
картины для детей младшей группы — это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»).

После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться.

Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

       В средней группе уже становится возможным 
подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

       Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ 
детей или совместный рассказ 
воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ.

       В конце года, если дети научились 
рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к 
самостоятельному рассказыванию.

       В среднем дошкольном возрасте можно подводить детей к составлению рассказов, главным образом описательных, по предметным или сюжетным картинкам. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети шире использовали свой словарь, употребляли причастия, определения, обстоятельства и разные виды предложений.

       Когда дети научатся составлять небольшие 
рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах 
и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно 
перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин.

       Рассказывание по игрушке

       Одно 
из самых интересных и любимых 
детьми занятий по развитию языку — рассматривание и описание игрушек.

       Занятие по описанию игрушек с детьми, младшего дошкольного возраста идет в эмоциональной 
форме, обычно в виде простых дидактических игр («Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?»).

Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшем детям, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла е косичками и кукла е бантиком, красная и зеленая пирамидки в т. д.).

Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

       Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.

       Описание 
идет но вопросам педагога.

       Постепенно 
малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. Воспитатель широко использует рассказы: сам составляет рассказ по игрушке или читает художественные произведения.

       В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушках. Наиболее эффективным приемом обучения является образец, который дается на каждом занятии.

       Когда дети научатся достаточно хорошо составлять описательный рассказ, можно предложить им составить сюжетный рассказ по набору игрушек.

Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка; елочка, ежик).

Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: что могло случиться с девочкой в лесу? Кого девочка могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?

       Используется 
и рассказ-образец педагога. Дети обычно копируют его, поэтому образец 
целесообразно давать на каждом занятии. Образец должен не только учить детей составлять сюжетную линию, но и давать примеры речевых конструкций.

       Интересные 
сюжетные рассказы дети придумывают 
по набору игрушек, часто с удовольствием 
выбирая игрушки сами. Они рассказывают с увлечением и нередко отвлекаются от сюжета, забывают, что какие-то предметы еще не использованы.

       Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа.

       Особое 
внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, в которой передано содержание.

       После занятия можно оставить игрушки 
на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов. Необходимо продумывать оборудование и набор игрушек для подобных занятий.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/razvitie-monologicheskoj-rechi-detej-doshkolnogo/270138-804920-page1.html

Развитие у детей дошкольников связной монологической речи

Доклад на тему: «Новые подходы при развитии у детей связной монологической речи, или развитие у детей наглядных форм символизации»

Как известно, сегодня, одним из ведущих направлений развития образовательной системы нашей страны, является обеспечение для детей доступности качественного общего образования. С этой целью необходимо выравнивать стартовые возможности детей, приходящих в первый класс, из разных социальных групп.

Предшкольное образование не носит обязательного характера, но может быть рекомендовано гражданам как способ выравнивания возможностей детей, идущих в первый класс. По мнению Эльконина Д.Б.

, при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода». Остановимся на том, что же является центральным новообразованием у детей дошкольного возраста? Это – воображение.

Известно, что воображение появляется у ребенка в качестве самостоятельной психической функции лишь в предшкольном возрасте и означает, что ребенок понимает поставленную задачу что-то вообразить.

Остановимся на умении ребенка 5-7 лет сочинить сказку или историю, придумать события, которые не изображены на картинке, но о которых можно догадаться или составить рассказ на предложенную педагогом тему. Это по форме должен быть монолог, т.е. связная речь одного лица. «…В основе литературного языка, — пишет Щерба Л.В.

, — лежит монолог, рассказ, противополагаемый диалогу – разговорной речи… Монолог – это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющихся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке…».

Читайте также:  Во сколько можно присаживать девочку: когда начинать сожать ребенка на попу, а также мнение комаровского

Как известно, в монологической речи используется всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые и делают речь связной, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами. Обучение разным типам монологической речи – описанию, повествованию, рассуждению – это прежде всего обучение грамматике.

Итак, чтобы ребенок предшкольного возраста смог обобщить какие-то факты, придумать сказку или составить рассказ, он должен овладеть монологом.

Как же обстоят дела сегодня в вопросе овладения монологической речью детьми предшкольного возраста? Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребенка. Без определенного уровня развития речи обучение в школе не просто затруднено, оно практически невозможно. Исследования ИВФ РАО показали, что различные нарушения речи встречаются у 60%-70% первоклассников. Наряду с нарушениями звукопроизношения, бедностью словаря, несформированностью грамматической стороны речи, как следствие, отмечается неумение составить связное высказывание. При подобной несформированности речи необходима консультация с логопедом и, возможно, проведение с ребенком специальных занятий. Итак, ребенок, не владеющий разными типами связной монологической речи не может сочинять сказки, истории, а также рассуждать, делать обобщения, выводы. Проблемы, выявленные в ходе исследовательской деятельности в вопросах развития связной монологической речи, представляются весьма серьезными. Между тем «…монологу надо учить. В малокультурной среде только немногие, люди с тем или иным литературным дарованием, способны к монологу, большинство не в состоянии ничего связно рассказать». Начинать учить монологу в школе поздно, предварительные навыки монологической речи надо развивать до школы. Для определения стратегии коррекционно-речевой работы педагог прежде всего наблюдает за детьми в процессе их естественного общения, речевого сопровождения продуктивной деятельности, занятий, игр. И в то же время собирает сведения о речевом развитии ребенка вне детского сада. С этой целью родным и близким предлагается ответить на ряд вопросов анкеты. В результате ответы родителей дают представление о речевой культуре членов семьи, о том, какие книги читают ребенку, как и с кем, он проводит выходные дни, отпуск. К сожалению, все чаще оказывается, что в стенах дома речь взрослых «плещется так же свободно как море, и так же лишена очистных сооружений. Не задумываясь о том, что их слушает ребенок, родители употребляют такие выражения, как «короче», «ну, типа», «эт самаэ», «в теме», и, что за этим орнаментом не сразу можно уловить смысл сказанного. «Ну, типа, короче, он не в теме» – этот и другой словесный «мусор» исходит с экрана телевизора, который многие дети смотрят без всякого контроля со стороны взрослых». Обращает на себя внимание то, что у наших людей упростился синтаксис. Не услышишь в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. «…Люди не могут их построить, потому что больше так не думают. Они думают проще. Простота крадет нюансы, оттенки слова. Она «рубится» напрямую к смыслу… Все говорят о чем-нибудь практическом или бытовом. Это правило нарушают только дети. Для них по малолетству, прекрасное еще кажется важнее нужного, и поэтому они увлеченно обсуждают компьютерные игры «…звучат все эти гигобайты и мегапиксели, наречие «круто» и модифицированное междометие «блин». Примеров засорения русского языка можно привести очень много. Может ли такой словарный фонд и такая примитивная грамматика, помочь ребенку овладеть связной монологической речью – описанием, повествованием, рассуждением?! Но может быть дошкольное учреждение сегодня является оазисом культурной речевой среды для наших детей? Уверена, что любой педагог даст отрицательный ответ на этот вопрос, потому что само понятие «речевой режим» дошкольного учреждения почти вышло из употребления. Монологической же речи детей необходимо учить на занятиях, потому что они редко слышат ее в повседневной жизни, т.к. взрослые в разговоре с детьми чаще всего используют форму диалога. При исследовании причин резкого понижения способности детей составлять связное высказывание, говорить последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы, не торопясь, подбирая нужные слова и выражения, необходимо, я думаю, проанализировать ряд программ по развитию речи для ДОУ, которыми пользуются наши педагоги. К 7 годам каждый ребенок должен овладеть диалогической и монологической речью (уметь отвечать на вопросы и задавать их, составлять небольшие рассказы по картине, на сюжет, предложенный воспитателем, последовательно рассказывать о виденном)». В разделе «Связная речь» в подготовительной к школе группе читаем: «К концу года дети должны уметь строить сложные предложения разных видов, составлять рассказы по картине…, из опыта, придумывать небольшие сказки». При просмотре раздела «Связная речь» в разновозрастных группах можно сделать вывод, что систематически педагог обязан проводить занятия по обучению детей рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг и т.д. Большое значение придается взаимосвязи обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащению словаря, формированию грамматических навыков, воспитанию звуковой культуры речи. Я думаю следует сказать, что вся работа с детьми по развитию умения рассказывать подводит к формированию у них «главного психологического новообразования» предшкольного возраста – умение сочинять истории и сказки. Далее, рассмотрим фрагмент статьи «Планирование раздела «Коммуникация» в Основной общеобразовательной программе дошкольного образования», который касается связной речи: — в старшей группе совершенствовать диалогическую речь, …развивать умение поддерживать беседу; — развивать умение составлять рассказы из личного опыта; — в подготовительной группе продолжить развивать диалогическую и монологическую форму речи…; — в совместной деятельности учить детей составлять законченный рассказ на основе личного опыта, «…учить составлять коллективный рассказ, развивать интонационную выразительность речи, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений». Анализируя содержание обучения связной речи можно констатировать, что ни слова не сказано о пересказе литературного произведения. Мы знаем, что пересказ – это творческий мыслительный акт, связанный с переработкой ребенком литературного текста. Именно при пересказе ребенок учится построению связного высказывания, а также заимствует у автора образную литературную речь. Кроме того не планируется деятельность с детьми по развитию умения придумывать, сочинять сказки и истории, а ведь воображение играет особую роль в развитии детей дошкольного возраста. Приведем высказывание известного психолога Кравцовой Е.Е.: «…если мы проанализируем действующие в дошкольном образовании программы, возникает ощущение полнейшей катастрофы, потому что в 99% этих образовательных программ вы найдете рекомендации по поводу развития чего угодно, кроме воображения». Подвергнем анализу еще одну программу «Развитие», а именно ее раздел «Связная речь», который именуется «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»: — в старшей группе у детей развивают умение использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки), …предлагается сочинять сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и на пространственные модели, которые можно наполнять любым содержанием);

Пример наглядной модели для сочинения сказки.

Например, «Как лисенок Кыш и Зайчик Непоседа путешествовали по лесу». — в подготовительной группе детям предлагаются вопросы по содержанию прочитанных произведений, описанию картинок, игрушек, представляемых событий и предметов, пересказу прочитанного, придумыванию новых эпизодов знакомых сказок и сочинению собственных, где основной упор делается на работу по представлению; — используются задания на развитие мышления и воображения, т.е. умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, при проведении игр-драматизаций, задания на реализацию образов воображения с опорой на высказывания других детей. Большинство занятий в подготовительной группе, как и в старшей, проводятся по подгруппам. Используются самые разнообразные формы организации детей: сидя, работа за столиками, перемещения по комнате и выполнение игровых упражнений, участие в настольных и подвижных развивающих играх. Очень желательно проведение сюжетных связанных занятий, когда несколько занятий объединяются одной сказочной ситуацией. Итак, читая содержание работы по развитию связной речи в программе «Развитие», можно утверждать, что в основу этого содержания легли материалы исследований известнейших ученых Эльконина Д.Б., Запорожца А.В., Выготского Л.С., Кравцовой Е.Е. и других, данные исследований Коротковой Е.П., которые проверены на практике, а также результаты передового опыта ряда детских садов. Жизнь и время диктуют свои правила… Оглядываясь назад, можно констатировать тот факт, что сегодня дошкольное образование уже не то, каким оно было даже пять лет назад: сегодня маленькому ребенку и его семье нужен несколько иной детский сад, в котором преобладают всё те же ценности – доброта, любовь, душевная теплота, искренность, бережное отношение к душе ребенка, – но само содержание деятельности уже другое…. Авторы Штекляйн С.Н. и Хабарова Т.В. делают попытку изложить свои представления о том, каким сегодня может быть дошкольное образование. Среди всех положений и требований, к тому, каким, по их мнению, должно быть современное дошкольное образование, я выделю некоторые, которые хочу более детально обсудить и расширить: — внедрение новых моделей образования детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих каждому ребенку возможность обучаться по образовательным программам и полноценно общаться на языке обучения при поступлении в первый класс; — обновление содержания и технологий дошкольного образования, обеспечивающих развитие базисных компетентностей ребенка дошкольного возраста. Я полностью поддерживаю положение о том, что необходимо «… отобрать из имеющихся программ методическое обеспечение новых вариативных моделей и форм дошкольного образования, внедрить современные технологии образования детей». «Существует очень эффективный способ, — пишет доктор психологических наук Л.А.Венгер, — позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Это – моделирование. Оно предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между предметами». Трудно не согласиться со всеми взглядами авторов статьи на проблемы обновления дошкольного образования. Таким образом, исходя из вышеизложенного, сегодня остаются актуальными следующие положения: — важнейшим показателем подготовленности ребенка к обучению является овладение им литературным языком своего народа; — формирование у ребенка самостоятельной психической функции – воображения, когда он понимает поставленную задачу что-то придумать, сочинить.

Приложение

Выводы и предложения. Таким образом, говоря об использовании новых технологий при формировании у детей связной монологической речи, необходимо отметить, что такие технологии уже существуют, но не получили широкого распространения по ряду причин. Новые технологические средства и приемы работы по формированию связной монологической речи детей, в том числе и с опорой на воображение ребенка.

Занятия по пересказу литературных произведений, а также по воспитанию умения детей сочинять сказки и истории, с использованием двигательных и пространственных моделей.

Читайте также:  Как научить ребенка стоять без опоры: когда ребенок начинает вставать самостоятельно на четвереньки и ножки, ему нужны упражнения и массаж

Проведение таких занятий с детьми показало, что в настоящее время, это наиболее перспективный образовательный процесс при формировании у детей связной монологической речи, и он должен быть более широко представлен в современных технологиях по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Семинар — практикум для воспитателей детского сада Семинар практикум для воспитателей ДОУ с презентацией Семинар — практикум для воспитателей ДОУ Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-vladislavovna-pleshkova/doklad-k-pedsovetu-po-razvitiyu-rechi-novye-podhody-pri-razviti-u-detei-svjaznoi-monologicheskoi-rechi-ili-razvitie-u-detei-nagljadnyh-form-simvolizaci.html

" Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста"

Под связной повествовательной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто не мыслим, поэтому о её развитии у ребёнка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

          Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею.

Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребёнка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими.

Особенно же активно связная повествовательная речь развивается в период между 4 – 5 годами, когда в процессе  игры у ребёнка постепенно формируется регулирующая функция речи.

 После 3 лет, особенно к 4 -5 годам у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной повествовательной речи, своего рода «материальная база» для неё – он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка, что позволяет ему правильно строить предложение. Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идёт уже о логической связи между отдельными предложениями.

         Детям бывает трудно проследить причинно – следственные связи между событиями и передать их  в логической последовательности. По этой причине рассказ пятилетнего ребёнка нередко представляет собой простое нагромождение фраз.

Не закончив одной мысли, ребёнок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой.

Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.

       С целью проверки состояния у ребёнка связной повествовательной речи, попросите его рассказать о том, что он видит на картинке или серии картин (можно взять любую серию картинок, доступную ребёнку по содержанию).

Дети, хорошо владеющие связной повествовательной речью, смогут составить по этим картинкам большой и достаточно связный рассказ, привнеся в него даже и не изображённые на картинках события, а взятые из личного опыта.

Другие дети окажутся в состоянии «оречевить» картинку лишь двумя или несколькими не связанными друг с другом предложениями, нередко к тому же грамматически неправильно оформленными.       Третья группа детей просто перечислит изображённые предметы и явления, не сумев построить даже отдельных предложений.

Понятно, что  о достаточном уровне развития связной повествовательной речи можно говорить лишь в отношении первой названной группы детей, тогда как последняя группа не владеет даже фразовой речью (к сожалению, бывает и такое на самом пороге школы).

         Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение».

С этой целью можно начать заинтересованно о чём-то расспрашивать ребёнка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, посещении зоопарка, просмотренном мультфильме и тому подобное.

Слушать нужно с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребёнка в нужное русло путём постановки вопросов.

         Необходимо научить ребёнка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи.

Очень хорошую возможность для этого создаёт чтение или рассказывание сказок и приучение ребёнка внимательно следить за развитием действия.

Так,   например, он должен понимать, что нельзя сначала рассказать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навестить больную бабушку.

         До овладения связной повествовательной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок.

Прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий.

Полные ответы ребёнка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом по только что прочитанной сказки. Для упражнения в рассказывании можно использовать следующее:

  • пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
  • пересказ просмотренного мультфильма;
  • рассказ о событиях прошедшего дня;
  • рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;
  • окончание начатого взрослым рассказа (что будет дальше?);
  • составление рассказа по данному его концу (что было до этого?).

         Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребёнка к соблюдению определённых правил при построении рассказа, последовательному изложению мысли и прослеживанию связи между событиями.

Ребёнок научится понимать, что рассказ «с чего-то начинается и чем-то заканчивается». Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный логичный пересказ учебного материала.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной повествовательной речью.

 Адекватное восприятие и воспроизведение  текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, умение самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной повествовательной речью.

        Развитие связной повествовательной речи в дошкольном возрасте является многоаспектным по своей природе. Этот процесс органически связан с умственным развитием, поскольку развитое мышление ребёнка – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление.

Необходимо регулярно организовывать специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием:

  • на усвоение родовой принадлежности;
  • на усвоение падежных форм имён существительных;
  • на активизацию предлогов;
  • на образование форм единственного и множественного числа имён существительных.

        Задачи по развитию связной повествовательной речи у дошкольников решаются и во внеучебное время, а именно в семье. В семье создаётся то или иное отношение к литературе, к языку. Так же, как и в детском саду, дома можно заниматься с детьми по развитию связной повествовательной речи, используя различные игры. Например:

        Игры с опорой на серии картинок:

        «Книжка рассыпалась»

        Взрослый объясняет, что у него было несколько маленьких книжек, содержащих рассказы в картинках: «Книжки рассыпались, и странички перепутались. Попробуем снова собрать книжки.

Но для этого нужно догадаться, с чего начинался рассказ, что было сначала, а что потом, и чем всё закончилось». Ребёнок раскладывает книжки по порядку и составляет рассказ.

Если он сложит серию картинок неправильно, то, составляя устный рассказ, он сам замечает ошибки и исправляет их.

       «Стоп-кадр»

         Взрослый предлагает ребёнку вытащить из пачки одну картинку и, рассмотрев её придумать по ней рассказ. Взрослый говорит: «Ты не раз смотрел видеофильмы. При этом фильм можно остановить в любой момент. И тогда изображение на экране застывает. Это называется «стоп – кадр». Представь себе, что картинка и есть вот такой «стоп – кадр».

Попробуй придумать, что случилось в фильме до «стоп — кадра» и что будет происходить после него». После этого предложите придумать фильм. Дайте опорную схему рассказа (сценарий фильма). Кто главный герой? Какой он? Что он делает? Что он делал сначала? Где происходят события? Попросите описать обстановку.

 Что происходило потом? Чем все кончилось?

    Всё, что будет рассказывать ребёнок, следует записывать. Детям важно почувствовать, что к их творчеству, сочинительству родители хорошо относятся. Если в игре участвуют и другие члены семьи – тогда сочинение рассказа становится коллективным творчеством и сближает ребёнка с его родными. Лучше завести специальную тетрадь она сможет стать для ребёнка книгой, которую он «написал».

Источник: https://4gruppa-roshds1.edumsko.ru/articles/post/1093992

Методика работы по развитию диалогической речи детей на разных возрастных этапах

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

  • В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
  • 1) процесс, деятельность говорящего;
  • 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
  • 3) название раздела работы по развитию речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Обе формы объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом). Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении.

Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику. Поэтому развитие диалога и монолога протекает по-разному, и каждая форма связной речи требует своего методического подхода.

Диалогическая форма речи (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребности непосредственного живого общения.

Диалог – это «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой, обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связанности, и они в высшей степени кратки» (Л.П. Якубинский).

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения.

Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?).

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 месяцев: все о том, что должен уметь шестимесячный мальчик и девочка, особенности питания, а также нормы веса и роста и мнение комаровского

Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми.

Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно.

Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.

Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

  1. Сензитивным периодом в развитии диалогической формы речи считается возраст три года, а уже к пяти годам в большинстве случаев в полной мере сформирован.
  2. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет не только к отставаниям в овладении языка, но и к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
  3. Затруднения в развитии диалогической речи, которые влияют на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время процесса общения:
  4. Застревание на второстепенных деталях и, как результат, малоинформированность диалога;
  5. Отсутствие инициативы в диалоге, незаинтересованность в продолжении диалогического общения;
  6. Различного рода недостатки отбора языковых средств;
  7. Адресация собственных реплик «в никуда»;
  8. Неадекватность истолкования невербальных средств диалога, применяемых собеседником;
  9. Большее значение в диалоге отдается невербальным средствам коммуникации;
  10. Бедная лексическая наполняемость диалога.
  11. Диалог подготавливает развитие монолога, с появлением монолога развивается параллельно с ним.
  12. Монологическая форма речи (монолог)
  13. Что вы понимаете по понятием «монолог»?

Монологпонимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.

«Обычно говорящий планирует или программирует не только каждое высказывание, но и …весь «монолог» как целое» А.А. Леонтьев

  • К основным свойствам монолога относятся:
  • Односторонний и непрерывный характер высказывания
  • Планируемость (задана определенная программа)
  • Произвольность (умение сознательно отбирать речевые и языковые средства для наиболее точной передачи информации)
  • Развернутость (полнота и четкость)
  • Логическая последовательность изложения
  • Обусловленность содержания ориентацией на конкретного слушателя
  • Ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (мимика и жесты)

В отличие от диалогической речи формирование диалога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связанных высказываний. Психологические исследования (Д.Б. Эльконин, А.Р.

Лурия) отмечают появление элементов монологической речи лишь к пяти годам. Только с этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога – рассказа о пережитом и увиденном.

  1. Затруднения в развитии монологической речи:
  2. Трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления
  3. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность
  4. Низкий уровень употребляемой фразовой речи 9сложных синтаксических конструкций)
  5. Трудности в формировании высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, логического мышления
  6. Различного рода недостатки отбора языковых средств;
  7. Трудности в установлении причинно-следственных связей, взаимоотношений действующих лиц

Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используется и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, а также синтаксические средства.

Реализация связанного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.

  • Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.
  • Выделяется три логико-смысловых и структурных типа монологических высказываний, которые являются моделями в процессе обучения старших дошкольников.
  • Это:
  • Описание
  • Повествование
  • Рассуждение
  • Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности и постоянства признаков, называется описанием.

Временные признаки показывают то, что наблюдается в этот момент. Постоянные же признаки показывают то, что свойственно, например, тому или иному времени года, местности. Постоянные признаки в объекте могут обозначать как внешние черты (размер, цвет, форму и т.д.), так и внутренние его качества (характер человека, его увлечения, повадки животного и т.д.)

  1. Описание отличается
  2. Статичностью (единый временной план)
  3. Констатацией (утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета)
  4. Перечислительной структурой однородных компонентов
  5. Перечислительной интонацией
  6. Наличием объекта описания (картины природы, какая-либо обстановка или человек, животное, неопределенный предмет)
  7. Повествование– особый вид монологического высказывания со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях природы, сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности.
  8. Повествование отличается
  9. Динамичностью (действительность воспринимается в процессе изменения и развития
  10. Последовательностью событий
  11. Повествовательной интонацией
  12. Наличие композиционной структуры (введение, основная часть, заключение)
  13. Рассуждение– особый вид высказывания, отражающий причинно – следственную связь каких-либо фактов (явлений).
  14. В структуру монолога-рассуждения входят:
  15. Исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать)
  16. Аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса)
  17. Выводы.

Это самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. Полноценное рассуждение требует сформированного логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного детства.

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.

В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

Игры можно использовать во время образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же и в самостоятельной деятельности детей.

Игра способствует активизации у детей диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Последовательность использования игр, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Это определяет этапы работы с детьми.

  • Существует несколько этапов работы с детьми.
  • Предварительный этап:
  • Основная задача — обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей,

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев.

Заимствование готовых диалогических реплик — первый этап использования игр и игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей.

Второй этап:

Задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными) .

Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.

На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик.

Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами) .

Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

  1. Правильно подобранные для развития диалогической речи игры, рассчитаны на:
  2. 1) формирование у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правилаповедения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик) ;
  3. 2) отражение естественной логики формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

Сравнительная таблица форм связной речи

  Характеристика   Диалогическая речь Монологическая речь
Форма речи Первичная Развивается на основе диалога
Цель Потребность непосредственного живого общения Сообщение о каких-либо фактах, явлениях действительности
Возраст формирования 3 – 5 лет Начинает к 5 годам
Система языка Достаточный уровень сформированности фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса
Условия коммуникации Связность высказываний
Ситуация возникновения Ситуативная Запрограммированная (планируемая)
Виды предложений Реплика, вопрос – ответ, преобладание простых предложений Связное развернутое изложение
Невербальные средства (мимика, жесты, интонация) Широко используется Мало используется
Работа педагога Развивать   Целенаправленно обучать  

Для того чтобы дети старшего дошкольного возраста умели общаться между собой и взрослыми (строили правильно предложения, вопросы, меняли интонацию и т.д.) , нужно создавать условия для развития речи у детей с раннего возраста.

Младший дошкольный возраст (3 – 4года)

Детей привлекали к современным играм, приглашали поиграть. Побуждали самостоятельно или по указанию взрослого воспроизводить несложные образцы социального поведения взрослых, либо детей (персонажи литературных произведений, мультфильмов и.т.д.)

Источник: https://cyberpedia.su/4x3b0a.html

Ссылка на основную публикацию