Познавательная деятельность дошкольников: развитие и особенности

Штепина И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1322/ (дата обращения: 04.10.2019).

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.

В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений.

Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях.

Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения.

У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Доказано, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения.

Представим, что дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека.

Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе.

Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения.

Так, продолжая рассматривать названную выше картину, воспитатель предлагает детям подумать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный кран такой высокий, зачем нужно строить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя и т.д. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы.

В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Ребята могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки, проявления чувств и т.п.

Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений, более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира [2, с.138].

При использовании этого важного методического приема педагог в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или по контрасту.

Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию.

Ребенок быстро находит ответ на вопросы: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.

Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки, — все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.

Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы — в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую — врачу». С таким заданием свободно справляются дети 4-5 лет.

Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации.

Например, дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику — летом. Объясни решение.

А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым, чтобы рассказать о себе [2, с.174].

Следует обратить внимание на то, что прием классификации в большей мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью, а подчинен какой-то близкой и понятной ребенку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры, занятия и т.д.

Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.

Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять планкарту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада.

Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «СОСТАВИМ МАРШРУТ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЭКСКУРСИИ».

В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.

Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира. Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Например, в начале учебного года дети вместе с воспитателем заняты устройством группы» нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных.

Педагог предлагает ребятам прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения [2, с.202].

В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы разработаны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка.

Может возникнуть мысль, что малышей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны.

Однако, к сожалению, на самих занятиях или по поводу их содержания дети вопросов воспитателю, как правило, не задают.

В сложившихся стереотипах — на занятии вопросы задает воспитатель, а ребенок лишь отвечает на них.

В этом случае педагог работает без обратной связи, он не погружает своих воспитанников в ситуацию активной мыслительной деятельности, свободные высказывания детей расцениваются как дисциплинарные нарушения, и, естественно, у них вскоре пропадет интерес к занятиям.

Установка на «регламентированную активность» сковывает мысль ребят, ставит их в позицию исполнителей, а не активных участников обсуждаемых на занятиях вопросов.

Такая недооценка мыслительных возможностей дошкольников, боязнь нарушения дисциплины отрицательно сказывается на развитии их интересов и любознательности.

Умение задавать вопросы необходимо и детям, и самому воспитателю.

Прежде всего, следует продумать, как и какие вопросы он ставит перед ребятами в беседах с ними по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого.

Нетрудно заметить, что в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От ребенка воспитатель требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений.

Зачастую такие вопросы просто не имеют смысла, так как ответ на них слишком прост для занимающихся.

Например, детям старшей группы показывают картину с изображенными на ней домашними животными. В данном случае — кошки с котятами.

Традиционный вопрос «Кто изображен на картине?» уместен для детей младшего возраста, но совершенно бесполезен для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы.

Имеются в виду такие вопросы, как: «Почему котята резвятся, а взрослая кошка — нет?» или «Как можно одним словом назвать эту картину?» [2, с.50].

Если воспитатель научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Вы хотите еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивайте, а я постараюсь вам ответить».

Нелишне положительно оценить сам факт постановки вопроса или его удачную формулировку.

В конце занятия можно специально оставить две-три минуты, чтобы дети могли задавать свои вопросы. Если воспитатель это делает систематически, ребята привыкают к такой форме работы и готовы спрашивать и спрашивать.

Задача педагога — быстро и разумно реагировать на вопросы: на одни отвечать сразу (тем более, если они касаются сегодняшнего занятия), по поводу других — сказать, что это тема следующего занятия и ответ дети получат позже, на третьи — предложить ответить кому-то из ребят или поискать ответ в иллюстрациях книги, а потом вместе рассказать о том, что узнал сам.

Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от воспитателя требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослым.

Важнейшим дидактическим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является повторение. На конкретном занятии оно может служить ведущим методом или методическим приемом. Формы организации повторения различны.

Прямое повторение — от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Оно идет на уровне воспроизведения в той форме и в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала.

Примером могут служить повторное рассматривание той же картины, заучивание наизусть стихотворения, повторное прочтение художественного произведения, репродуктивные вопросы в беседе. Такое повторение возможно и полезно в конце занятий, когда нужно закрепить полученные только что знания.

Элемент прямого повторения может стать и опорной, отправной точкой при переходе к новым знаниям. Этот вид повторения не предполагает творческого отношения к усваиваемому материалу.

Другое дело — применение знаний в сходной ситуации. Эта форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов.

«На что похож этот предмет?», «Какую русскую сказку напоминает вам украинская сказка «Рукавичка»?» Или: «На прошлом занятии мы говорили о музыкальных инструментах, на которых играют люди разных стран.

Какому народу принадлежит этот музыкальный инструмент?» Подобные вопросы заставляют детей вспомнить уже известное и соотнести эти знания с новыми.

Бывает, что к уже усвоенным знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сформированные ранее обобщения.

Например, на предыдущем занятии дети узнали, что зрение у человека и у разных животных имеет свои особенности. Теперь воспитатель предлагает решить логическую задачу, опираясь на имеющиеся знания: «Кто лучше всех сможет увидеть в темноте; разглядеть что-то с очень большой высоты; прочесть в книге интересный рассказ?» Это так называемое повторение на опосредованном уровне.

Одним источником развития познавательной активности старших дошкольников, как справедливо доказывают в своих исследованиях В.В. Давыдов и Н.Е. Веракса, выступает творческое начало в личности творческого человека. Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества [1, с.287].

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев: что умеет малыш, физические параметры, особенности речи, а также рацион питания и режим дня

Литература:

  1. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. -№1. -С. 21-39.
  2. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. – 2003. — №2. – 234 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, познавательная активность детей, воспитатель, занятие, предмет, методический прием, дошкольный возраст, дошкольное детство, детский сад, общественная значимость.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г.

Волжского Волгоградской области.

ребенок, познавательная активность детей, воспитатель, занятие, предмет, методический прием, дошкольный возраст, дошкольное детство, детский сад, общественная значимость. Развитие речевых навыков и познавательной деятельности

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста.

Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной…

Анализ условий для организации исследовательской деятельности, определение уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста. Совершенствование методической работы, эффективное оснащение…

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие.

познавательная активность, ребенок, взрослый, познавательная активность детей, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, творческий потенциал, положительное отношение…

К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

  • дошкольный возраст, ребенок, познавательная активность, познавательное развитие детей
  • дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание
  • Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
  1. Рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности.
  2. Во время приема детей в группу в утреннее время мы мотивируем детей, используя
  3. мотивация, дошкольный возраст, мотивирование, механизмы, типы мотивации.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1322/

Познавательная деятельность дошкольников

Современное дошкольное образование ставит перед собой следующую цель: достичь результатов в познавательной деятельности ребенка, опираясь на реализацию его возможностей и интересов. Особую роль в учебно-воспитательном процессе дошкольников играет развитие такой деятельности.

Чтобы дать развитие познавательным способностям дошкольника, можно делать это в форме игры. Первоначально они проявляются в непроизвольном виде. Со стороны ребенка нет контроля за своими действиями, его внимание порой рассеянно.

 Если же произвольность слаборазвита, то в дальнейшем такому ребенку будет сложно сосредотачиваться на одном деле.  В школе он не будет слушать речь учителя или с трудом станет выполнять поставленные задачи или задания. Малейший раздражитель сможет отвлечь ребенка. Для таких детей переход от игровой деятельности к классно-урочной будет протекать с трудностями.

Лучше всего развивается познавательная деятельность ребенка в игре. Именно она помогает ему раскрыть познавательно-исследовательскую способность, познать окружающий мир. За счет своего любопытства человек способен к стремлению узнать и выяснить многие природные явления.

Самостоятельная работа. Лучше, если дошкольник будет самостоятельно выполнять определенные задания. Организовать самостоятельную работу в группе дошкольников непросто, так как некоторые ребята быстро справляются с заданием, а другие – медленно. Можно давать детям творческий материал, который развивает воображение, глубину мысли, позволяет оперировать полученными познаниями и умениями.

Занимательная деятельность. Основу ее составляет игра, в ходе которой дошкольник находится в условиях поиска, у него появляется тяга к победе, таким образом он развивает свою силу, ловкость, находчивость, умение четко выполнять задание, соблюдать правила игры.

Развитие способностей познания. Выполнение определенных заданий на познания формируют у дошкольника внимательность, восприятие, наблюдательность, воображение, память и мыслительную деятельность. В качестве примера можно привести следующий учебный материал:

  1. Задания на логику.
  2. Игра на подсчет предметов по контурам пересечения.
  3. Заполнение таблицы Шульте.
  4. Задание на скорость рисования.
  5. Поиск спрятанных изображений.
  6. Поиск сходств и различий.
  7. Умение прочитать рассыпные слова и т.д.

Выполнение заданий на восприятие и воображение. При восприятии у дошкольника развивается чувственное познание действительности, ее предметов и явлений, которые способны действовать на органы чувств. Развить восприятие можно путем заданий на сравнение. По мере развития восприятия, у ребенка возникает еще один признак – наблюдение. К таким заданиям можно отнести следующие:

  1. Подбор заплаток к сапогу.
  2. Склеивание разбитого предмета.
  3. Работа с различными геометрическими формами.

Задания на логику. Именно она определяет высокий интеллект человека. Поэтому задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, научить их анализу, сравнению, обобщению полученной информации. В эту категорию можно отнести такие задания:

  • задания на смекалку;
  • шуточные загадки;
  • определение числовых фигур;
  • упражнения со словами логической направленности;
  • опыты и фокусы, связанные с математикой;
  • разгадывание кроссвордов и решение ребусов.

Развитие запоминания.  У дошкольников преимущественно более развита наглядно-образная память, чем смысловая. Чтобы полноценно подготовить ребенка к школе, необходимо развить в нем способность запоминать логически связанные значения . Это достигается путем решения таких задач:

  1. Запоминание двузначных чисел.
  2. Разгадывание цепочки слов.
  3. Рисование по памяти.
  4. Зрительный диктант.
  5. Слуховой диктант и т.д.

  Уроки рисования по замыслу для средних и старших групп детского сада

Дети старшего дошкольного возраста, то есть те, которым уже исполнилось 6-7 лет, начинают познавать «большой мир». Дети способны в этом возрасте помимо простого восприятия обобщать полученную информацию, запоминать ее и применять в конкретной ситуации. За счет становления нравственных ценностей дошкольник начинает бережно относится к окружающей среде.

Помимо сравнения, дошкольник уже в состоянии самостоятельно сделать вывод, выявить закономерность в явлениях, и даже спрогнозировать полученные результаты.

Если в раннем дошкольном возрасте дети способны воспринимать лишь готовые знания, то старшие дошкольники могут прийти к решению самостоятельно. У них развивается желание как можно быстрее найти решение той или иной задачи.

Восприятие. Здесь в основном задействованы органы и чувства ребенка. На практике можно применять такие виды деятельности:

  1. Определение предмета на ощупь.
  2. Построение кубиков в ряд по определенному образцу.
  3. Рисование орнамента по определенному шаблону.
  4. Поиск одинаковых рисунков и т.д.

Память. Это одно из главных свойств личности. При этом для каждой возрастной категории характерны свои особенности памяти.

К 5-6 годам начинает сформировываться память произвольной направленности, помимо наглядно-образного восприятия появляется и словесно-логическая память.

Чтобы развить память дошкольника, следует давать ему заучивать стихотворения, пересказывать прослушанные сказки, делиться впечатлениями от прогулок, экскурсий и т.д.

Внимание – это совокупность различных проявлений: объем, устойчивость, концентрированность, выборность, распределение, способность переключаться и произвольность. Нарушение определенного пункта может вызывать расстройство внимания. Чтобы тренировать внимание можно выполнять различные упражнения в этой направленности.

Наблюдательность. Это совокупность внимательности и мышления. Для формирования данной способности можно предложить ребенку поиграть в игру с исчезновением предмета. Неплохим занятием станут дивергентные вопросы с несколькими правильными вариантами ответов.

Речь и мышление

Речь является инструментом мышления. Она также служит отражением интеллектуальных способностей ребенка.

Дефекты речевой функции могут сказаться на психическом развитии дошкольника в следующих сферах:

  1. Страдает вербальная память.
  2. Смысловое запоминание.
  3. Нарушено слуховое внимание.
  4. Страдает и словесно-логическое мышление.

Функция обобщения

Обобщение познавательной деятельности дошкольников проходит следующие этапы:

  1. Нулевая степень, она относится к детям младшего дошкольного возраста. Например, на вопрос “где часы?” малыш указывает на настенные часы, не замечая при этом наручные часы или будильник.
  2. Первая степень. Такое обобщение относится к более старшим детям. Они уже могут называть группу однородных слов, при этом определяя качество каждого предмета. Например, мяч может быть большим и маленьким, красным и белым и т.д.
  3. Вторая степень. Это обобщение формируется с 4 летнего возраста. Обобщение касается предметов быта, мебели, посуды и т. д. Например, малыши называют мебелью все предметы, которые находятся в комнате.
  4. Третья степень. Таким обобщением ребенок овладевает к 5-6 годам. Он уже способен сравнивать предметы между собой, выделять общие и существенные признаки, сопоставлять понятия. Например, к животным можно отнести зверей, птиц, насекомых. Кроме того, каждый этот вид классифицируется отдельно.

  Краткосрочные проекты по ПДД в средних группах детских садов по ФГОС

Развитие восприятия

Чтобы развить навыки восприятия у дошкольников, можно начать с игры. Игры являются основным механизмом познавательной деятельности детей 4-6 лет.

В качестве примера можно привести следующие игры, которые развивают восприятие:

  1. Капельки – в определенную емкость складываются кружки нужного цвета. Развивается восприятие цветов.
  2. Зонтики – ставятся зонтики разных цветов и по сигналу воспитателя дети складывают разноцветные фигурки в нужные зонтики.
  3. Мешочек с секретами – ребенок определяет предмет в мешочке на основе тактильных ощущений. Подобные игры можно проводить на определения предмета по запаху или звуку.

Игра как инструмент развития

Игра – важнейший вид деятельности дошкольника. Она способствует:

  1. Когнитивным возможностям (восприятие и переработка информации).
  2. Физическому развитию.
  3. Эмоциональному состоянию.
  4. Социальной адаптации.

Играя можно ненавязчиво обучить ребенка основным навыкам и умениям, так необходимым во время учебы в школе.

 Игра развивает память, интеллект, дает возможность развернуться ребенку в творческом плане, развивает воображение, укрепляет дошкольника физически, эмоционально, развивает познавательные способности. Игра позволяет быстрее познать и взаимодействовать с окружающим миром. 

Эксперимент

Эксперимент способствует саморазвитию ребенка.

Такая форма деятельности способствует любознательности детей. Однако экспериментирование лучше проводить со старшими дошкольниками, начиная с 5 лет.

Поисково-исследовательская деятельность

Когда-то Ральф У. Эмерсон сказал:«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Действительно, любой материал усваивается дошкольником намного лучше, если он сделает или исследует его сам. Специалисты в области образования активно внедряют эту методику в свою педагогическую деятельность.

Читайте также:  Подготовка детей к школе: зачем нужна и как подготовить ребенка к школе

Но пускать все на самотек не стоит. Ведь ребенок способен впитывать различную информацию, как положительную, так и негативную. Поэтому задача педагога или родителей – направить в правильное русло любознательность дошкольника и контролировать процесс поисково-исследовательской направленности.

Успешное развитие у дошкольника познавательности является основой не только интеллектуальной деятельности ребенка, но и способствует формированию здорового психологического стержня в будущем.

Но, чтобы достичь эффекта от познавательных игр и занятий, необходимо заинтересовать ребенка.

Только в этом случае познавательная деятельность дошкольника даст свои плоды, а интерес к окружающему миру не угаснет по мере его взросления.

Дошкольное время – это самый подходящий период, чтобы развить познавательные и творческие способности будущих школьников. Именно они пригодятся им в последующем, когда дошкольники пойдут в школу.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/poznavatelnaya-deyatelnost-doshkolnikov

Познавательное развитие дошкольников

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию.

Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста.

Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство.

Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности.

Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.

Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

  • На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.
  • Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
  • позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.

Ролевые игры «Пора кушать», «Баюшки – баю» вызывает положительные эмоции у детей, т. К. для них это хорошо знакомые ситуации, которые педагог может использовать для расширения знаний детей о предметах быта.

В игре «Купание куклы Кати» дети узнают предметы личной гигиены, учатся последовательности действий при уходе за своим телом.

Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.

Через ролевые игры дети опробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.

Любопытство – первый этап познания, дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами. Познавательное развитие получает благоприятную почву в предметной деятельности, организованной в первой младшей группе на основе парциальной программы Е.О. Смирновой «Первые шаги».

Дети в предметной деятельности знакомятся с действиями предметов в организованных играх: «Игры с кнопками», «Игры с застёжками», «Замочками».

Внимание детей 2-3 лет привлекают игры «Секреты с сюрпризом», «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек». Формируют познавательные способности игры на развитие восприятия и мышления: «Спрячь кубик», «Башня из мисочек», «Найди окошко для фигурки».

Целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности развивают игры «Гараж для машинки», «Собери цветочек»

Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик — кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.

Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.

Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира.

На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень.

Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.

Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире.

Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями.

Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности.

Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

Федеральный государственный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире.

Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно — следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям.

Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

  1. ФГОС ДО рекомендует виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие дошкольников:
  2. — организацию и решение познавательных задач;
  3. — применение экспериментирования в работе ДОО;
  4. — использование проектирования;

в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений.

При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого.

В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

  • Содержание познавательного развития детей предполагает:
  • — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • — формирование познавательных действий, становление сознания;
  • — развитие воображения и творческой активности;
  • — формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
  • — формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
  • — формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  • — формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
  • Образовательная область «Познавательное развитие» включает:
  • — Формирование элементарных математических представлений.
  • — Развитие познавательно – исследовательской деятельности.
  • — Ознакомление с предметным окружением.
  • Ознакомление с социальным миром.
  • Ознакомление с миром природы.

Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно — пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно — насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

  1. Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.
  2. К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.
  3. При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.
  4. Используемая литература:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

3. «Основы психологии» Л.Д. Столяренко 4-е изд., Ростов н/Д: «Феникс, 2001.-672с.

4. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010.-360с.

Читайте также:  Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет: тест на развитие, занятия, задания и игры, а также особенности психологии, мелкой моторики, речи и физические параметры

5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».- М.: Педагогика, 2010. – 304с.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/11335-poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov.html

Особенности развития учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста

  • Тема: Особенности развития  учебно-познавательной деятельности  детей дошкольного возраста
  • Общая характеристика учебной деятельности дошкольника
  • Исследованиями психологов и педагогов доказано, что способность планировать учебные действия и произвольно их выполнять формируется в младшем школьном возрасте в процессе осуществления учебной деятельности.
  • Становление всего комплекса психических функций, необходимых для выполнения учебной деятельности, достаточно сложный, длительный процесс, а потому требующий постоянного внимания, как со стороны учителя, так и специальной работы по предупреждению возможного отставания и преодолению имеющихся трудностей.

Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе. Обучение – представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение).

Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение. Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитие ребёнка.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определённого типа деятельности (учебной).

Структура учебной деятельности

Анализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:

  • учебную задачу,
  • учебные действия,
  • контроль,
  • оценку.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять на занятии.

Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево.

Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания.

Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развёрнутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

 Становление элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3–4 лет).

После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

  1. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности: – умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата; – самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; – умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
  2. – умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога (преподавания) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки).

На занятии главное в деятельности педагога – организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создаёт ситуацию открытия.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.  

  • Тема: Особенности развития учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
  • Общая характеристика учебной деятельности дошкольника
  • Исследованиями психологов и педагогов доказано, что способность планировать учебные действия и произвольно их выполнять формируется в младшем школьном возрасте в процессе осуществления учебной деятельности.
  • Становление всего комплекса психических функций, необходимых для выполнения учебной деятельности, достаточно сложный, длительный процесс, а потому требующий постоянного внимания, как со стороны учителя, так и специальной работы по предупреждению возможного отставания и преодолению имеющихся трудностей.

Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.Обучение – представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение).

Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение.Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитие ребёнка.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определённого типа деятельности (учебной).

Структура учебной деятельности

Анализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:

    • учебную задачу,
    • учебные действия,
    • контроль,
    • оценку.

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять на занятии.

Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево.

Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания.

Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развёрнутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Становление элементов учебной деятельности в дошкольном возрасте

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3–4 лет).

После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

  1. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности:– умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;– самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;– умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
  2. – умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога (преподавания) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки).

На занятии главное в деятельности педагога – организация учебно-познавательной деятельности детей. Он не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное добывание знаний, создаёт ситуацию открытия.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/osobiennostirazvitiiauchiebnopoznavatielnoidieiatielnostidietieidoshkolnoghovozrasta

Ссылка на основную публикацию