Познавательные способности дошкольников: развитие в младшем и старшем дошкольном возрасте

                    Развитие познавательных способностей дошкольников

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Как же развивать познавательные способности дошкольников?

К детсадовскому возрасту, дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие.

На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим.

Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.

Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет нам в развитии познавательных способностей дошкольника.

Подбирая развивающие игры для ребенка, мы помним, что важнейшим фактором развития познавательных способностей дошкольников является пример взрослых.

Ни для кого не секрет, что дети учатся чему-то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров.

Так не лучше ли, если ребенок будет иметь перед глазами больше положительных образцов для подражания?

Чтобы новый навык закрепился, необходимо достаточное количество повторений одного и того же действия. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру.

Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие.

Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника,  мы учитываем уровень его развития и его опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам ребенку

  Также на развитие познавательных, или интеллектуальных способностей  влияет восприятие, память и внимание. Основу восприятия составляет работа наших органов чувств.

Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

  Игры для развития восприятия которые мы используем в своей группе  такие как —  игра «Чудесный мешочек», « Что изменилось?»,  «Найди предмет» , «Найди игрушку».   и мн. другие.                                                                       

     Память является одной  из основных свойств личности. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если мы, пересказывая сказку,  иногда отклоняемся от первоначального текста, то ребёнок тотчас же поправит, напомнит пропущенную деталь.

 Следует  читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Смоляной бочок» и др. Читать сказку нужно неоднократно.

В дальнейшем используя элементы строения сказки, можно попробовать с ребёнком сочинить собственную сказку.  

 Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.

Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, чем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

 Игры на развитие внимания которые мы играем такие, как – «Запомни картинку», «Какой картинки не хватает?», «Кто ушел?» , «Что изменилось» и т.д.

Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 г. Калининска Саратовской области»
  • Выступление  на методическом объединении на тему:
  • «Развитие познавательных способностей дошкольников»
  •  Воспитатель первой

квалификационной категории  Шульгина Н.В.

Январь 2016год

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/08/01/razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-doshkolnikov

Познавательные способности дошкольников

Ребёнок – дошкольник – неутомимый исследователь. Для себя он открывает потрясающий мир, в котором так много предметов и вещей, непознанного, тайного! Удовлетворение познавательных интересов детей желательно осуществлять в благожелательной атмосфере и без принуждения, ведь взрослый для крохи – пример для подражания.

К 3 месяцам главным для младенца становится умение видеть и слышать, наблюдать за действиями мамы. Формируется память, развивается сфера чувств.

С 3 до 6 месяцев важным для него будет манипулирование с различными предметами, например, погремушкой. Улучшается память. Кроха может запоминать действия взрослого человека и повторять их.

Постепенно, младенец начинает постигать и понимать мир через действия с объектами. Он по-разному реагирует на тяжёлые и лёгкие игрушки. Может различать присущие им качества: упругость, вес, холод, тепло, вкус.

К 2-м годам резко возрастает его словарный запас. Он больше понимает назначение предметов и учится сотрудничать с родителями и воспитателями.

С трёх лет дети любят рассматривать, действовать с игрушками в соответствии с их свойствами: например, вставлять различные геометрические формы в подходящие для них отверстия.

Дошкольники в это время прекрасно запоминают цвет, форму, величину и другие их свойства.

Примерно в 4 года непоседы могут прогнозировать результат своих действий. Так четырёхлетка вполне способен представить себе каким образом нужно построить пирамиду из кубиков, чтобы она не упала и не рассыпалась.

У него развивается образная память и фантазия. Он может отличить фантазию от реальности и любит в своих играх создавать вымышленные образы и придумывать приключения несуществующих героев (“путешествие Кузяки”).

 Почемучки задают много вопросов, с удовольствием экспериментируют. В это время маленький человек готовится стать школьником. Его привлекают атрибуты школьной жизни, новое социальное положение. 

Существуют следующие виды способности познавать:

  • сенсорные (основаны на восприятии органов чувств)
  • интеллектуальные
  • творческие

Рассмотрим каждый из этих видов более подробно.

  • Сенсорные способности у детей к старшему дошкольному возрасту становятся более устойчивыми. Например, если малыши 3-4 лет только учатся различать цвета и узнают различные геометрические формы, то непоседы постарше уже способны уловить различные оттенки одного и того же цвета, создать композицию на заданную педагогом тему.
  • В шесть лет ребёнок легко может создавать наглядные модели, обозначать символами предметы и ситуации. Например, в рисунке малыш кружком обозначает лесные ягоды, из прямоугольников делает аппликацию грузовика, пожарной машины. Причём интеллект работает творчески. Ребята могут разыграть целую сказку, используя игрушки – заместители, которые обозначают различные персонажи.
  • Примерно к четырём годам малыш способен отличить фантастический рассказ от реальной истории. Он с удовольствием фантазирует на заданную тему, шутит. Развивается воображение. Кроха понимает элементы преобразования предметов, радуется неожиданному превращению “шляпы в лягушку”. К школьному возрасту эксперименты с объектами при правильном руководстве родителями и воспитателями могут стать любимым развлечением для пытливого чада.

В младшем дошкольном возрасте активны речь, память, воображение. Ребёнок очень любопытен, он забрасывает старших множеством вопросов, пытается осмыслить суть явлений, которые наблюдает.

Образные представления об окружающей действительности, выявление взаимосвязи между объектами, полученный опыт – всё это формирует личность маленького исследователя.

 Огромное количество информации, которое буквально “сваливается” на голову малыша требует определённой структуры, систематизации. 

К старшему дошкольному возрасту темп умственного развития детей не снижается, а остаётся по – прежнему интенсивным. На седьмом году жизни дети овладевают простыми приёмами обобщения, классификации, систематизации.

Очень важным для них становится способ моделировать окружающую действительность. В игре дети часто выбирают предметы – заместители. В рисунке, или аппликации они создают наглядные модели реальных объектов.

Без труда строят наглядные модели звукового состава слова, математического примера.

  Классификация педагогических технологий в дошкольном образовании

Что должны уметь дошкольники по возрастам

Группа “Малыши” (2- 3 – й годы жизни)

  1. Познавательная активность

В этом возрасте дети активно манипулируют с предметами. Задают уточняющие и устанавливающие вопросы (а это автобус? Что это? Кто это?). Действия импульсивные, движения подражательные (так ходит мишка косолапый).

Малыши различают основные цвета, размещает геометрические фигуры в соответствующие ячейки. Могут узнать и назвать два знакомых предмета, собрать картинку, разрезанную на три части.

Ребёнок сосредотачивается на задаче в течение пяти минут, запоминает и показывает 2-3 предмета.

Способен сам застегнуть кофточку на пуговицу, пользоваться ложкой и носовым платком. В состоянии достать палочкой закатившуюся под диван игрушку. Открыть и закрыть дверцу тумбочки, разобрать и собрать пирамидку.

Начинает применять предметы – заменители (“варит суп” в формочке для песка), объясняет свои рисунки (каракули – это “забор”).

Группа “Почемучки” (4-5 – й годы жизни)

  1. Познавательная активность

Ребёнка волнуют вопросы – гипотезы: “а пингвин летает на юг с другими птицами”? Он проявляет любопытство, любознательность, изобретательность. Выказывает огромное желание в получении знаний.

Малыш способен различать геометрические фигуры. Использует их в аппликации, рисовании, лепке. Умеет смешивать краски и получать новые цвета.

Легко запоминает и называет по памяти 5-7 объектов, способен сосредоточиться на интересной деятельности до 10 минут. Запоминает поручения, может рассказать наизусть стишок, короткую сказку, или поговорку.

Почемучка умеет анализировать, сравнивать, обобщать. Планирует деятельность и может представить себе будущий результат своих действий (“если пододвинуть чашку к краю стола, она может упасть на пол и разбиться”).

Дошкольник этого возраста умеет отличать вымысел от реальности. Он понимает, что такое “преуменьшение” и “преувеличение”, активно пользуется предметами – заменителями для воплощения своих фантазий.

Группа “Фантазёры” (6 – 7- й годы жизни)

  1. Познавательная активность

Ребята проявляют повышенный интерес к учебной деятельности. Используют различные способы добывания знаний, охотно экспериментируют.

Старший дошкольник дифференцирует световые тона по шкале “светлый – тёмный”, различает геометрические фигуры по величине и количеству углов. Активно использует моделирование в конструировании, звуковом анализе слова. Ориентируется во времени, понимает последовательность дней недели, месяцев, времён года.

Может запомнить до 10 объектов одновременно и перечислить их по памяти. У ребёнка этого возраста развивается самоконтроль при запоминании. Он умеет повторять и закреплять пройденный материал.

Старшие дошкольники легко анализируют и обобщают. Любят эксперименты. Имеют обобщённые представления об окружающем их мире и могут рассуждать, опираясь на наглядные образы.

С радостью перевоплощаются в ролевой игре и используют вместо настоящих предметов их заменители. С помощью взрослых решают креативные задачи по методике ТРИЗ.

Развитие любознательности у младших дошкольников

Четырёхлетних малышей называют “почемучками”. Некоторые вопросы кажутся взрослым глупыми (“девочка плачет, потому что потерялась”? “А верблюд кушает хлеб”)? Их попытки понять и узнать о мире больше ценны для развития личности ребёнка, его самоосознания.

 Стоит поддерживать и всячески поощрять желание малыша общаться со взрослым, спрашивать.  Ведь кроха не только задаёт вопросы, он наблюдает, экспериментирует (“водичка была холодная, а теперь мы её нагрели. Она стала тёплая”).

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев: что умеет малыш, физические параметры, особенности речи, а также рацион питания и режим дня

Если удовлетворять интерес “почемучки” и поддерживать общение с ним, то можно в дальнейшем способствовать творческой активности дошкольника, вызвать интерес к школьному обучению.

Нужно создать благожелательную атмосферу для проявления познавательной активности детей. Если родители не ругают малыша за ошибки, а поощряют его интерес к исследованию, он будет стремиться узнавать больше об окружающем его мире. Научится преодолевать сомнения и страх.

Формирование интереса к познанию у старших дошкольников

Взрослым необходимо создать в доме для дошкольников место, где они могут спокойно играть и творить. Пусть в игровой зоне будет достаточное количество конструкторов, развивающих игрушек, книг, материалов для лепки, аппликации, рисования.

  Дидактические игры по математическому развитию для детей

Маленький ребёнок может часто ошибаться, бросать наполовину начатое дело. Нужно убеждать маленьких упрямцев, что необходимо закончить опыт. Если по каким-то причинам у непоседы работа не получается, то это может на какое-то время погасить его энтузиазм и в дальнейшем привести к разочарованию.

Хорошо, если воспитатели научат дошкольников учитывать прошлые ошибки, не пасовать перед трудностями. Умение продолжать идти вперёд, несмотря на преграды полезно для воспитания у них волевых качеств.

Пример занятия с малышами (2-3 года)

Цель: учить малышей по просьбе взрослого находить геометрические фигуры. Сравнивать их с игрушками, которые находятся на столе воспитателя и складывать вместе.

Например, шар – мяч, треугольник – флажок, квадрат – коробка. Ребята находят нужные предметы и кладут их на отдельный столик с фигурой – эталоном.

Пример занятия со старшими дошкольниками (6 – 7 лет)

Цель: соотносить форму предмета с определённым эталоном.

У каждого ребёнка в руках карточки со схематическим изображением предметов. Воспитатель просит к рисунку подобрать игрушки. Например, на бумаге изображён треугольник (нужно найти пирамидку, башенку, ёлочку). Нарисован круг ( подбираем мячик, тарелку, колесо от машины, руль).

Пример занятия по методике ТРИЗ с ребятами 4-5 лет

Занятия по ТРИЗ обычно нравятся детям. У ребят развивается речь, воображение, логическая память. Мышление дошкольника становится более гибким, подвижным.

Цель: обучить приёмам сочинения загадки. Учить сравнивать и сопоставлять разные признаки объектов, фантазировать.

Игрушка мамонтёнок приходит к детям, приносит рисунки колобка и ёжика. Малышам предлагается послушать загадку и угадать, с кем дружит колобок (ёжик).

Затем воспитатель предлагает им назвать основные отличительные качества ежа (колючий, круглый, маленький, серый). Потом педагог интересуется кто кроме ёжика бывает колючим (круглым, маленьким, серым). В итоге ребята сочиняют загадку: “колючий, а не ёлка.

Круглый, а не колобок. Серый, а не волк”. Воспитатель отмечает, что “эта загадка новая, дети сочинили её сами”.

“Занятия по ТРИЗ ” — это сборник игр, предназначенный для творческого развития малышей от 4-х до 7 лет. Экспериментальная методика не заменяет основную образовательную программу детского сада, а лишь дополняет и улучшает её.

Заключение. Через игру дошкольники познают мир, окружение. Сотрудничество со взрослыми, общение с ними – немаловажный фактор для пополнения активного словаря ребёнка, осознания взаимосвязи предметов и явлений. И познавательные способности дошкольника полностью раскрываются, если его не принуждают играть, а помогают расцвести заложенному в нём таланту.

alt: ТРИЗ в детском саду

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/poznavatelnye-sposobnosti-doshkolnikov

Познавательные способности дошкольников

Перевод личностной характеристики «любознательность» на язык теории обучения возвращает нас к понятиям «познавательные интересы» и «познавательнаяактивность», которые являются признаком сформированности так называемых «познавательных способностей».

Познавательные способности подразделяются на две большие группы: сенсорные способности и интеллектуальные способности.

Лекция 6. Взаимосвязь развития познавательных процессов..

67

Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные способности обусловливают его осмысление.

Таким образом очевидно, что в основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей — мышление.

При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.

Таким образом, познавательные способности носят процессуальный характер. Их наличие (сформированность) означает, что~они могут обеспечить продуктивный познавательный процесс на любом содержательном материале. Это как бы «процессуальная решетка», обеспечивающая познавательную деятельность ребенка.

Прекрасно, когда эта система дана ребенку от природы уже вполне в «рабочем» состоянии, в этом случае педагогу и родителям остается только выполнять роль «кочегара», активно подбрасывающего материал в «топку» познавательной активности ребенка. В этом случае срабатывает именно та закономерность, о которой говорила А.А.

Люблинская: чем больше ребенок познает, тем сильнее растет его познавательный интерес.

Однако такая ситуация вовсе не является нормой развития для большинства детей. В преобладающем большинстве случаев необходимо проводить специальную работу по вы страиванию обозначенной выше системы и приведению ее в «рабочее состояние».

Основной путь такого выстраивания состоит в целенаправленном развитии всех компонентов системы, а также в тренировке взаимодействия этих компонентов в конкретной познавательной деятельности. Практика показала, что недостаточно, например, развивать ребенку память или работать над развитием воображения.

Без включения во взаимодействие и без тренировки этого взаимодействия система может и не заработать. Например, у ребенка может быть прекрасная память или буйное фантазирование, но при этом он совершенно не умеет осмысливать имеющуюся информацию и интерпретировать ее прицельно (генерировать осмысленные идеи, разрабатывать их и т. п.

)

Способ выстраивания взаимодействия компонентов познавательных способностей — систематическое включение ребенка в деятельность, необходимо требующую активизации того или иного познавательного процесса (или сразу нескольких).

Так же поступает спортивный тренер, прицельно развивая у своего подопечного ту или иную группу мышц через систему упражнений.

И так же, как и в спорте, средством выстраивания является система заданий (упражнений), выполнение которых «тренирует» тот или иной познавательный процесс или его отдельные элементы (в частности, в процессе мышления можно выделить отдельные приемы умственных действий, формировать каждое из которых методически удобнее раздельно или в парной комбинации). Для того чтобы делать это осознанно (понимать, что именно взрослый собирается развивать у ребенка на данном занятии при работе с данным материалом), воспитатель должен четко дифференцировать эти процессы.

Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с: ил.

Источник: https://i-gnom.ru/books/beloshistaya/poznavatelnye-sposobnosti-doshkolnikov.html

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей

Кулемина О.А., старший воспитатель МАДОУ №311, г. Казань.

Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?

Восприятие

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые (величина, форма предметов, их цвета); сложные; специальные (пространство, время и движение).
Свойства восприятия: объем, целостность, структура, осмысленность.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А.Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.

Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами – первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук.

Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное.

Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Далее, я хотела бы представить ряд игр и упражнений, используемых мною в работе с детьми, которые позволяют развивать восприятие ребенка, делают его более точным, предметным, структурным, целостным, что очень важно для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка в целом.

Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

Игра «Узнай предмет»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.
Для проведения игры необходимо положить в полотняной мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку и др.

  • Задание ребенку: Определить на ощупь, что это за вещи.
  • Игра «Сделай так»
  • Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить следующие задания:

1. По образцу построить из кубиков такое же строение.
2. По образцу нарисовать узоры.

Игра «Зашиваем ковер»

Предназначена для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Работать ребенок будет с материалом по предлагаемой схеме. На красивом коврике оказались дырки.

Возле коврика расположены несколько заплаток, из них нужно выбрать только те, которые могут закрыть дырки.

Работая с материалами, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

Игра «Найди такой же предмет»

Предназначена для детей 4-6 лет.
Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено по времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

Память

Память является одним из основных свойств личности. Выделяют три типа памяти:
Наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лицо, звуки, цвет предметов и т.д.;
Наглядную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства;
Повременную, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.

Для каждой возрастной группы характерны свои особенности памяти. Степень владения человеком в любом возрасте своей памятью также различна, поэтому каждого ребенка надо учить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также применения сохраненной памятью в жизни.

Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучивать наизусть какое-либо стихотворение или сказку. В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти.

Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер(дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить в последствии), но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память.

Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Задача взрослых – ускорить развитие этих видов памяти у детей.

Читайте также:  Кризис 3 лет у ребенка: особенности протекания и преодоления

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказыванию прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Методы познавательного развития

Метод проектов и познавательное развитие дошкольников

Обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и целями».

Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации. При использовании методов проектов необходимо учитывать ряд требований. Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников.

Во-вторых, поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности. В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей.

Рассмотрим метод проектов на примере ознакомления старших дошкольников с профессией «эколог». Однажды утром в групповой комнате вместо красивых картин о природе появились пустые голые листы. Некоторые дети сразу же обратили на это внимание сверстников и воспитателя, который для стимулирования познавательного интереса заготовил « письмо от зверей «.

В нем некий персонаж сообщал, что весь растительный и животный мир планеты Земля- похители. Воспитатель предлагает детям обсудить, что произойдет на Земле, если исчезнут все растения и животные. Выслушав предположения детей, педагог предлагает их проверить.

Вывод: В процессе работы над данным проектом будет решен целый ряд воспитательно-познавательных задач: закрепление знаний о животном и растительном мире планеты Земля, о профессии «эколог», о решение экологических проблем и катастроф, а также речевом развитии детей.

Кроме того, в процессе работы и при подведении итогов были поставлены новые познавательные задачи: можно ли обойтись без профессии «эколог», как бы поступил человек в данной ситуации.
Предложены новые проекты по защите природы на планете Земля:

1. Эколог и его помощники.
2. Цветы природы.

3. Где работает эколог.

Но в данной методике есть и свои минусы. А именно, встает вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта.

Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, характер взаимоотношений в группе.

Таким образом данный метод основан на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.

Предметный мир «Детство»

Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача педагога, помочь им войти в этот мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное отношение к ним.

Программа «Детство» предлагает путь вхождения ребенка в предметный мир согласовывать с этапами дошкольного детства. Организуя познание предметного мира старшими дошкольниками, педагог развивает логику, исследовательский подход, способность к детальному сравнению сходных предметов.

Развивая познавательные интересы старших дошкольников, педагог учитывает их пол: мальчики, например, более ориентированы на экспериментирование. Детей этого возраста интересует история появления и изобретения вещей, поэтому особенно значима роль книги как источника новых знаний.

Всему этому учит комплексная программа «Детство».

Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании

Учимся наблюдать

Наблюдение – самый популярный и доступный метод . Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Наблюдательность – это сплав внимательности и мышления. Восприятие и внимание ребенка носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

1. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности:

Поставим перед детьми ярко окрашенный предмет и предложим им рассмотреть его. Затем закрываем глаза, убираем предмет, и просим вспомнить и назвать все его детали. Затем достаем предмет и смотрим, какие детали мы не назвали.
Нарисуем этот предмет по памяти.

2. Эксперимент.

Эксперимент, важнейший метод исследования. Эксперименты бывают практические (с целью проверки и сравнения) и мысленные. Мысленный эксперимент предлагает решить следующие задачи: Что можно сделать? Что будет, если…? Почему? Откуда?
Экспериментирование – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Например:

Определим плавучесть предметов.
Как вода исчезает.
Луч света (с помощью фонарика попробуем определить, как разные предметы пропускают свет).
Эксперимент с магнитом и металлами.

Эксперименты с отражениями.

3. Дивергентное мышление.

Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление), гибкость и др.

Упражнения:

— Нарисуй букеты в каждой вазе.
— С помощью геометрических фигур предложить детям составить разные стилизованные изображения.

  1. — Вырезаем из картинок фигуры разных форм и наклеиваем их на листок картона.
  2. Подраздел дивергентных задач – вербальные задачи.

Простое задание – составить как можно больше предложений из предложенных педагогом слов (например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; автомобиль, водитель; и т. д.).

Сложные задания – возьмем слова, не связанные между собой, и предложим детям составить из них как можно больше предложений.

Например: космос, автомобиль, слон или автомобиль, огромный как слон летал в космосе или автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос) и т.д.

Усложним задание – назовите характерные черты животных, предметов, явлений и др. (например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный).

  • Еще одно отличное средство развития дивергентного мышления – это сочинение сказок.
  • Скачать статью «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/raznoe/razvitie-sposobnostei.html

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста | Педагогический опыт | Конкурсы для воспитателей / Журнал «Педагог ДОУ»

  • Морозова Ольга Александровна
  • Организация: МКДОУ д/с№112 Радуга
  • Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки.

Лев Семёнович Выгодский

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.

Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша.

Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.

В детском саду и во всевозможных развивающих школах для малышей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе, даже если в них проводятся великолепные занятия.

Роль семьи в познании мира ребенком и его адаптации в жизни огромна в любом случае. Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп различной не связанной между собой информации.

Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов.

Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач, а задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Поэтому задача педагога, применять разнообразные методы обучения, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления.

Как правило, к достижению старшего дошкольного возраста у большинства детей формируются интеллектуальные возможности для обучения в школе. Это проявляется в том, что у дошкольников существенно возрастают возможности умственной деятельности.

Они довольно хорошо ориентируются в окружающей действительности.

На этом этапе важно сформировать такие навыки, как стремление узнать как можно больше нового об окружающем мире и уметь систематизировать полученные знания, а также внятно объяснить результат полученных знаний.

У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает произвольность познавательных процессов (памяти, внимания), складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.).

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей старшего дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.

Основные познавательные процессы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие мышления.

Особенность здоровой психики ребенка — познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.

Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости.

Шестилетний ребенок может интересоваться всем на свете: какой глубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров земной шар? Почему в горах не тает снег, когда внизу растаял?

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Образное мышление — основной вид мышления шестилетнего ребенка. Он, конечно, может в отдельных случаях мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Мышление шестилетнего ребенка отличается особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций.

Так, ребенку трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и др. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их объема в зависимости от формы сосуда или приданной им новой статичной формы.

Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов.

Упражнения, способствующие развитию мышления

· «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

· «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».

· «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

· «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

  1. · «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.
  2. · Загадки
  3. · «Назови пять видов фруктов, похожих на яблоко»
  4. · «Поиск общего» например, найди общие признаки между предметами: книга, телевизор:
  • «Что в чем?». Определи, чему принадлежит указанная часть предмета. Например: листок-книга, книга-библиотека.

· Игра «Почему это произошло?» Назови как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций: дерево во дворе было облеплено птицами.

  • · Игра «Что может произойти, если…» —
  • — Растение долго не поливать…
  • — На раскаленную сковородку капнула вода…
  • — Мальчик чиркнул спичкой…
  • Развитие внимания.
Читайте также:  Когда ребенок начинает держать голову: нормы для грудничков, а также, как научить новорожденного самостоятельно вертикально держать головку, мнение комаровского

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шестилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа.

Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания — следствие интереса к тому, чем занят ребенок.

Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

Ребенку можно помочь в организации внимания. Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия.

И все-таки… Хотя дети шести лет могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности.

Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Шестилетние дети, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но при этом их внимание быстро истощается.

  1. Упражнения, способствующие развитию внимания
  2. · «Найди отличия»
  3. · Найди два одинаковых предмета.

· «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.

· «Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

  • · «Лабиринты», игры-головоломки
  • · Вычеркивание заданных букв из печатного текста: «Найди и зачеркни все буквы «У» из статьи в газете
  • · Раскрашивание по образцу.
  • Развитие памяти.

Старший дошкольный возраст — возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что память является ведущим познавательным процессом.

В самом деле, ребенок в дошкольном возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.

Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю оставшуюся жизнь человека.

Шестилетний ребенок уже может запоминать произвольно. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др.

Шестилетний ребенок уже сознательно может пользоваться приемами запоминания. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным.

Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят.

Упражнения, способствующие развитию памяти

  • «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
  • «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.
  • «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.
  • «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
  • «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.
  • Нарисуй такой же. Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
  • «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
  • «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
  • «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
  • «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Развитие воображения.

Шестилетний ребенок в своем воображении может создавать разнообразнейшие ситуации, в которых он выступает в самых прекрасных своих проявлениях. Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности.

Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком стишков и сказок.

Здесь мы можем наблюдать большую вариативность в характере детского творчества: одни дети ориентированы на воссоздание реальной действительности, другие — на создание фантастических образов и ситуаций.

По содержательной направленности детских рисунков мы можем условно разделить детей на реалистов и фантазеров. Реалисты стремятся изобразить виденные ими предметы и явления природы, реальные события обыденной жизни людей. Фантазеры — свои желания, мечты и грезы.

Кроме того, специальным интересом ребенка может стать фантастический, пугающий и привлекающий мир сказки.

Черти, водяные, лешие, русалки, колдуны, феи, сказочные принцессы и многие другие персонажи народного творчества наряду с совершенно реальными людьми определяют содержание душевной работы и продуктов деятельности ребенка.

Конечно же, содержание рисунков ребенка зависит от того духовного, культурного багажа, который определен уровнем культуры семьи и степенью ориентации самого ребенка на реальную или воображаемую действительность.

Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стихи», придумывая сказки, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, порой вовсе не замечая этого.

Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные качества своих героев.

Шестилетний ребенок, если у него хорошо развита речь и воображение, может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает чаще нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения — это важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта.

Все перечисленные выше составляющие познавательные способности детей старшего дошкольного возраста характеризуют познавательную активность, которую необходимо развивать.

Источник: https://www.pdou.ru/categories/9/articles/2899

Психологические основы познавательных способностей дошкольников

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

  • Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе — от позиции самого ребенка, его активности.
  • Перевод личностной характеристики «любознательность» на язык теории обучения возвращает нас к понятиям «познавательные интересы» и «познавательная активность», которые являются признаком сформированности так называемых «познавательных способностей».
  • Познавательные способности подразделяются на две большие группы: сенсорные способности и интеллектуальные способности.

Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные способности обусловливают его осмысление. Таким образом, очевидно, что в основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей — мышление. При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых. Данные представления показаны на схеме 1. Таким образом, познавательные способности носят процессуальный характер. Их наличие (сформированность) означает, что они могут обеспечить продуктивный познавательный процесс на любом содержательном материале. Это как бы «процессуальная решетка», обеспечивающая познавательную деятельность ребенка. Прекрасно, когда эта система дана ребенку от природы уже вполне в «рабочем» состоянии, в этом случае педагогу и родителям остается только выполнять роль «кочегара», активно подбрасывающего материал в «топку» познавательной активности ребенка. В этом случае срабатывает именно та закономерность, о которой говорила А.А. Люблинская: чем больше ребенок познает, тем сильнее растет его познавательный интерес.[23; с.66 — 67] Г. И. Щукина рассматривает познавательный интерес как целостное образование личности, что позволяет нам выявить психологическую основу познавательного интереса, состоящую из взаимосвязанных компонентов, которые представлены в таблице № 1. Таблица 1 Психологические основы познавательного интереса

Компоненты Характеристика компонента
Эмоциональный компонент Характеризуется положительным отношением к деятельности, ее предметной стороне, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, эмпатии, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками).
Интеллектуальный компонент Связан с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации). Познание невозможно без активной мысли, поэтому операции мышления значимы для развития интереса.
Регулятивный компонент Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности — все это регулирует и развивает познавательный интерес.
Творческий компонент Выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.

Благодаря различным видам деятельности и прежде всего игре память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного.

Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.

С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Наряду с наглядно — образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Так, ребенок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого.

Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть — целое, причинность, пространство, предмет — система предметов, случайность и т.д.).

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:

  • — знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;
  • — знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, чтение, грамота, письмо и др.).

Система знаний включает две зоны — зону устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, «полузнания».

Вопросы детей — показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знание.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.[23; с.97 — 123]

Опираясь на исследования Л.А Венгера, А.В. Запорожца, А.В. Петровского, Н.Н. Поддьякова, мы выявили психологические и возрастные особенности старших дошкольников, позволяющие уже на этапе дошкольного детства развивать устойчивый познавательный интерес.

Дошкольник как активный субъект деятельности обладает определенными качествами личности: самостоятельностью, инициативностью, способностью к самоорганизации, преодолению трудностей.

В процессе познания субъект деятельности не пассивно принимает сложившуюся задачу, а стремится ее изменить, преобразовать.

Педагог ставит перед детьми задачу, оказывает помощь при выполнении задания, контролирует работу и оценивает результаты ее выполнения.

Источник: https://studwood.ru/1061829/pedagogika/psihologicheskie_osnovy_poznavatelnyh_sposobnostey_doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию