Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования Свидетельствоо создании электронного портфолио Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования Грамота заинформатизацию образования Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования Рецензияна любой материал бесплатно Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования Видеоурокипо быстрому созданию эффектных презентаций Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования
×

Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования

Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования

Методы и приемы в развитиипознавательной активности детейстаршего дошкольного возраста. Целью развития познавательной активности является формирование у детей такихкачеств, как: любознательность, находчивость, фантазия, альтернативное мышление, изобретательность,оригинальность, гибкость, самостоятельность, широта и глубина мышления.Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности удошкольниковМетод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность,исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка­дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.Экспериментально­исследовательский метод, как средство развития познавательнойактивности дошкольников Познание мира живой и неживой природы, установление причинно­ следственных связейпроисходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования. В ходе экспериментально­ исследовательской деятельности дошкольник учитсянаблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливатьпричинно­следственную связь, соблюдать правила безопасности. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностьюдошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможностьудовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем). Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: ­ эвристические беседы; ­ постановка и решение вопросов проблемного характера; ­ наблюдения; ­ моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); ­ опыты;­ фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д. ­ «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; ­ подражание голосам и звукам природы; ­ использование художественного слова; ­ дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; ­ трудовые поручения, действия.Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ —

технологии.

Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования

Целью ТРИЗ­педагогики является формирование у ребенка логического мышления,развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника крешению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем. Метод «волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет,форму, размер, материал и др.

в зависимости от цели занятия. По этой дорожкепутешествует герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.

Метод «системный оператор» Системный оператор знакомит с моделью анализа объектов «девятиэкранник» или«Волшебный телевизор» ­ рассматривание объектов и его частей, функций объекта,временных и пространственных связей объекта со средой.

Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляетсяразличными методами: наглядными, практическими, словесными.

Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид –наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах икачествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов»,«Намагничивание предметов» и др.

), второй вид ­ наблюдение за изменением ипреобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.).Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующихтребований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесснаблюдения проводиться планомерно и последовательно.

Практические методы, такие как игровой метод, который предусматриваетиспользование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другимиприемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .

Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета илиявления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойствобъектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человекаесть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.). Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода –создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказвоздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен такжепродумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующимобразом:• вербальные,• невербальные,• ситуативные,• игровые,• аудивизуальные.К вербальным приемам можно отнести:• вопросы,

• словесные игры,

Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования

• обсуждения,• рассказы,• чтения художественной литературы,• стихи,• малые фольклорные формы.При чтении литературных сказок можно предложить детям:нарисовать иллюстрацию к произведению,вылепить героя из пластилина,разыграть сценку,сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.

Невербальные приемы это:• пантомимика,• мимические упражнения,• пальчиковая гимнастика,• артикуляционная гимнастика,• гимнастики для глаз,• динамические паузы,• физкультминутки.

На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:• проблемные ситуации,• ситуации занимательности,• ситуации успеха,• нетрадиционные формы занятий,• проектно­исследовательская деятельность,• современные образовательные технологии.

Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровыхприемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.К игровым приемам активации относятся:• дидактические игры,• развивающие игры,• сюжетные игры,• экспериментирование,• конструирование.

Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Детиучатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры,зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки. Игры­путешествия способствуют углублению, закреплению знаний. Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании

интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок.

Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – кактворческую задачу.

Занятие­сказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонекпытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знанийи делает занятие более эффективным).

Таким образом, все методы и приемы должны использоваться в совокупности, вразличных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, уних проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший,

продуктивный результат познавательной активности дошкольников.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/metody_i_priemy_v_razvitii_poznavatelnoj_aktivnosti_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta-140611/162782

Развитие интеллекта и познавательных способностей у дошкольника

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста необходимо начинать в период с 3 до 5 лет — это наиболее подходящее время. Именно на этом этапе жизни важно мотивировать малышей к развитию сразу в нескольких сферах деятельности. Живой познавательный интерес поможет Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулированияребятам в дальнейшем проявить себя успешными учениками в школе, станет залогом эффективной деятельности в любом направлении.

Развитие познавательных способностей у детей будет способствовать развитию у них интеллекта и становлению гармоничной целостной личности.

Особенно это важно, когда речь идёт об одарённых интеллектуально и творчески детях, демонстрирующих с раннего дошкольного возраста активное стремление к исследованию и познанию окружающей среды.

Такие малыши не могут смириться с ограничениями исследовательской деятельности, и именно это их отличает от обычных ребят в первую очередь.

Самый эффективный способ ускорить развитие личности — это поддержание у детей дошкольного возраста искреннего интереса к миру, который будет проявляться в познавательной активности и желании постоянно и с удовольствием чему-то учиться.

Каждый малыш, появляясь на свет, уже имеет врождённую познавательную направленность. Именно за её счёт у него получается адаптироваться в незнакомых для него условиях жизни.

По мере роста и развития крохи познавательная направленность перерождается в познавательную активность, и ребёнок внутренне Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулированияготовится к ведению активной познавательной деятельности.

Эта готовность проявляется в ряде поисковых действий, большая часть которых связана с желанием получения новых эмоций и впечатлений. Чем старше становится дошкольник, тем более активной будет его познавательная деятельность, в рамках которой и будет происходить развитие познавательных способностей.

Линии развития интересов

Выделяют две линии развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

  1. Перманентное и поэтапное обогащение детского опыта с пополнением его новой информацией и знаниями об окружающей среде, что вкупе стимулирует развитие познавательной активности. От того, насколько доступными будут для малыша все стороны окружающей действительности, зависит развитие его познавательных способностей и интересов.
  2. ПоэтапноеРазвитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования расширение с углублением познавательных интересов в той или иной сфере деятельности.

Для дошкольников характерен разный уровень и направленность познания в зависимости от их возраста.

Начало дошкольного возраста. Главный объект познания — это предметы в пределах доступа детей и действия с ними. Для ребёнка на этом этапе жизни важно познавать мир по мере знакомства с предметами и исследования их функций. Стимулировать развитие познавательных способностей на этом этапе можно путём постоянной смены предметной сферы в окружении крохи.

Ранний дошкольный возраст. На этом этапе жизни дети уже имеют определённый жизненный опыт, часто основанный на не связанных между собой представлениях и знаниях. Именно в этот период малыш учится эстетическому восприятию окружающей среды, у него совершенствуется развитие основных познавательных способностей,  среди которых восприятие и ощущения.

Середина дошкольного возраста. В этом возрасте развитие познавательных интересов ребёнка переходит на новый уровень, отчасти благодаря совершенствованию речевых навыков. Дети не только лучше доносят информацию – они Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулированияеё лучше понимают, усваивают и анализируют. Активно пополняется словарь малыша.

Завершение дошкольного возраста. На этом этапе жизни развитие познавательных интересов дошкольника связано с познанием мира взрослых. Малыши начинают проявлять такие качества, как заботливость, сочувствие, доброта; появляются способности классифицировать получаемую информацию, делать сложные логические заключения, сравнивать, анализировать, обобщать.

Информация об окружающей среде, накопленная к этому времени, станет основой для развития познавательной сферы в дальнейшем.

Условия развития процессов

Чтобы поддерживать интерес у детей дошкольного возраста на стабильно высоком уровне, необходимо подготовить соответствующую для этого базу, в которую должны входить:

  • подходящие внешние условия для получения новых впечатлений и ведения разного рода деятельности;
  • сбор практического опыта, позволяющего упростить производимую деятельность за счет понимания процесса.

Кроме того, поддерживать познавательный интерес у детей дошкольного возраста Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулированияможно, воспитывая в них положительное отношение к предмету или деятельности и мотивируя этим заниматься. Добиться этого можно следующими способами.

  1. Создавая положительное отношение к деятельности на базе положительных эмоций к процессу, объекту, а также с помощью поощрения, одобрения, веры в силы малыша. Чем больше новая деятельность будет перекликаться с уже устоявшимися интересами, тем проще будет положительно настроить дошкольника по отношению к ней.
  2. Создавая положительное отношение к деятельности того или иного рода за счёт формирования понимания её значимости, как в личном плане, так и в общественном. Рассказы взрослых о том, насколько важной является та или иная деятельность, с демонстрацией её результатов помогут ребёнку заинтересоваться ей по-настоящему.

Влияние познавательной деятельности на процесс развития познавательных способностей

Важно понимать, что на развитие познавательных способностей у малышей дошкольного возраста влияет постоянное желание контактировать с окружающей средой, получать новые впечатления, решать интересные задачи.

Развитию малыша в этой сфере будет способствовать Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулированияпредоставление ему возможности активного изучения окружающего мира с воздействием на него.

От того, насколько малыш будет активен в творческом поиске, будет зависеть развитие его познавательных способностей, приобретение новых знаний.

Чтобы исследовательское обучение действительно стимулировало развитие познавательных интересов, необходимо:

  • научить детей самостоятельной работе без использования памяток и подсказок;
  • поощрять инициативу малышей;
  • не пытаться делать за них работу, которая им под силу;
  • не судить строго и поспешно;
  • направлять процесс усвоения знаний у детей;
  • помогать дошкольникам выявлять связи между явлениями, предметами и событиями;
  • стимулировать у них желание решать проблемы без помощи взрослых;
  • учить малышей управлять информацией, анализируя, классифицируя, синтезируя и обобщая данные.

Правильный подход к детям дошкольного возраста на предметных занятиях позволит ускорить развитие мышления, речи, кругозора и других познавательных способностей.

Нужно принимать во внимание, что дети могут работать как в небольших группах, так и индивидуально. В небольших группах у малышей появляется больше возможностей для развития во всех отношениях, в том числе за счёт решения возможных всплывающих трудностей сообща.

Показатели познавательной деятельности — это:

  • особое Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулированиявнимание к тому или иному предмету;
  • эмоциональное отношение к нему;
  • направленные на изучение предмета действия, которые должны быть не просто разнообразными, а в первую очередь помогать понимать особенности предметов;
  • стремление к предмету даже в его отсутствие.
Читайте также:  Межличностные отношения дошкольников: формирование, особенности

Важно, чтобы действия детей дошкольного возраста в этом направлении всегда завершались успехом. Только в этом случае можно будет говорить о появлении окрашенных яркими эмоциями новых знаниях.

Познавательные способности, или Что должны уметь дошкольники

Малыши на каждом из этапов дошкольного возраста могут осваивать новые навыки. К окончанию дошкольного возраста судить о том, что развитие познавательных способностей протекает успешно, можно будет по следующим достижениям:

  • умению видеть и понимать проблемы;
  • умению задавать вопросы, позволяющие познавать мир;
  • развитому логическому мышлению;
  • способности работать с информацией;
  • умению наблюдать,Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования мыслить, слышать и осязать с описанием чувств и эмоций.

Чем больше малыши дошкольного возраста будут иметь возможностей для экспериментов, тем активнее у них будет протекать развитие познавательных способностей. Важно, чтобы дети научились строить собственные умозаключения на основании работы над упражнениями, делая выводы, проводя эксперименты, проверяя собственные теории на практике.

Пользуясь специальными методическими материалами, стимулирующими развитие дошкольника, нужно следить за тем, чтобы они отвечали уровню ребёнка на момент занятий. Завышенные требования к малышу могут стать причиной снижения интереса к деятельности.

Кроме того, нужно помнить, что игры и упражнения, направленные на развитие познавательных способностей малыша, обязательно должны быть построены на личном примере взрослых. Только подражая старшим, дети в дошкольном возрасте научатся чему-то новому.

Задания для развития дошкольников

Ниже несколько вариантов заданий, с помощью которых можно положительным образом повлиять на развитие познавательных интересов у малышей дошкольного возраста.

  1. Пусть ребёнок посмотрит на картинку с животными, изображёнными в паре с детёнышами. Задание для малыша – найти животное, у которого не будет детеныша, и дорисовать его после выяснения подробной информации об изображённых на картинке животных.
  2. На картинке изображены объекты, которые ребёнку нужно будет рассмотреть и сравнить с геометрическими фигурами, на которые они больше всего похожи. Так, например, озеро — это круг, гора — треугольник, и так далее.
  3. Для развития фантазии и мышления ребёнку предлагают из рисунков с предметами и животными выбрать один, после чего представить себя предметом или животным с этого рисунка и описать один день из жизни этого объекта во всех подробностях.
  4. На рисунке изображены объекты: насекомые, птицы, животные, растения, предметы и пр. Задание для малыша — выделить живые и неживые объекты, после чего разбить их на отдельные подгруппы.

В заключение отметим, что на развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте сильно влияет поддержка и похвала взрослых. Адекватная похвала подкрепит мотивацию малыша.

В повседневной жизни такой ребёнок будет смело использовать полученные знания, получая удовольствие от процесса и результата.

Источник: https://rebenkoved.ru/podgotovka-k-shkole/razvitie-intellekta-i-poznavatelnyh-sposobnostej-u-doshkolnika.html

Методы развития кругозора у дошколят

Последнее обновление статьи: 15.05.2019

Познавательная деятельность – это процесс поиска и усвоения новых знаний и навыков.

Стремление к познавательной и исследовательской деятельности появляется уже в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с многообразными предметами и явлениями, определяет их свойства и признаки, начинает различать ощущения, полученные от контакта с различными объектами.

Для старших дошкольников такой тип познавательной деятельности является главенствующим – дети стремятся к пониманию того, как устроены те или иные вещи, узнают новое о привычных явлениях и пытаются упорядочить свои знания.

Основы познавательного развития

Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования

Одной из наиболее важных задач педагогов и воспитателей является обучение детей ориентироваться в больших информационных потоках, поступающей из разных источников. При этом помимо усвоения и структурирования информации, ребенок должен обладать умением искать нужные данные.

Познавательное развитие включает:

  1. формирование мотивации к познанию;
  2. организацию познавательных действий;
  3. развитие творческой фантазии и деятельности;
  4. становление самосознания;
  5. формирование начальных представлений о себе и других людях.

Методы познавательного развития дошкольников

Чтобы дети дошкольного возраста полноценно развивались, образовательный процесс должен включать различные познавательные занятия и упражнения, как совместные, так и самостоятельные.

Организация познавательных занятий

Определение структуры и содержания занятий происходит в соответствии с образовательными целями и их смысловым содержанием. Все занятия рекомендуется проводить в игровой форме с активным использованием разных игровых приемов.

Структура занятия:

  1. Вступительный этап. Формулирование задачи перед детьми, либо создание определенной игровой ситуации.
  2. Основная часть. Поиск средств для решения задачи и достижения цели. Во время занятия ребенок получает новый для себя опыт и знания, учится применять их в различных ситуациях.
  3. Заключительный этап. Дети изучают полученные результаты, делают выводы.

В процессе занятий желательно использовать интересный дидактический материал.

Организация совместных занятий

Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования

Совместные занятия проходят в форме сюжетно-дидактических игр. Педагог или воспитатель вовлекает детей в игру, показывая собственную заинтересованность и увлеченность. Кроме того, воспитатель может включиться в уже созданную детьми игру, направляя ее ход изнутри, в качестве компаньона.

Организация самостоятельных занятий детей

В процессе самостоятельной познавательной деятельности у детей появляется возможность самореализации и развивается творческая активность. Формируется способность ребенка работать в группе, взаимодействовать с другими детьми – кооперироваться и соревноваться.

Основными методами развития стремления к познанию и исследованию у дошкольников являются:

  • информационно-коммуникативные технологии;
  • поисковая и исследовательская работа;
  • проектная работа;
  • игровые технологии.

Проектная работа

Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования

Проект – это определенный комплекс действий, организованный педагогом или воспитателем и выполняемый детьми. Воспитатель создает условия, которые дают детям возможность самостоятельно или с помощью взрослых получать новый для себя практический опыт путем поиска и экспериментов. Проектная деятельность предполагает совместную работу всех участников.

Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Дети учатся планировать и выполнять постепенно усложняющиеся задания.

Младшие дошкольники активно интересуются всем, что происходит вокруг. Каждый день они открывают новые для себя предметы и явления, устанавливают взаимосвязи между ними, их сходства и различия.

Именно этот возрастной период характеризуется наблюдательностью, достаточно устойчивым вниманием, развитием аналитических способностей и готовностью к совместным занятиям.

Метод проекта предполагает использование различных технологий исследовательской работы и прекрасно подходит для совместных занятий педагога с детьми.

Одной из важнейших задач воспитателя при организации проектной работы является поддержание инициативы ребенка, которая всегда содержит познавательный компонент.

Проектный метод может применяться в занятиях с детьми как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Однако задачи и цели исследовательской деятельности различаются и зависят от возраста.

Для малышей в возрасте от 3,5 до 5-ти лет лучше подходит подражательно-исполнительский метод взаимодействия, когда они принимают участие в проекте, выполняя указания взрослого или подражая ему. Такой метод хорошо подходит для маленьких детей, так как у них все еще сохранена потребность в подражании взрослым.

Для детей в возрасте 5-6-ти лет больше подойдет развивающая деятельность. В таком возрасте дети уже умеют взаимодействовать, согласовывать действия и помогать друг другу, реже просят взрослых о помощи. Дети могут самостоятельно понять задачу и выбрать наиболее подходящие способы ее решения.

Творческая деятельность наиболее типична для детей 6-7-ми лет. Задача взрослых в данном случае развивать и поощрять творческую активность детей. Также очень важно создать необходимые условия для самостоятельного поиска задачи или проблемы, содержания деятельности, поиска наилучших способов для работы.

Не менее важной для дошкольников являются такие виды деятельности, как эксперимент и исследование. Здесь дошкольники могут удовлетворить характерную для них любознательность, попрактиковаться в определении причинно-следственных связей, расширить кругозор, а соответственно, достичь высокого интеллектуального развития.

Экспериментирование

Это форма исследовательской деятельности, целью которой является преобразование вещей и процессов. Экспериментирование можно рассматривать как один из наилучших методов познавательной деятельности дошкольников. Эксперименты – это увлекательные занятия, которые развивают любознательность, инициативность, творческое мышление и самостоятельность.

Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования

В процессе экспериментирования задействованы все органы чувств ребенка, что обеспечивает лучшее усвоение, понимание, осмысливание и запоминание информации. Активное участие ребенка в образовательном процессе способствует более быстрому и интенсивному развитию его познавательной активности и способностей.

Исследование

Цель исследования – освоение ребенком различных способов воплощения познавательных инициатив. Определение и решение задачи дети осуществляют путем поиска.

Исследовательская активность является естественной для ребенка – он стремится к познанию, совершает действия и смотрит на результат, экспериментирует с предметами, изучает причины явлений.

Поисковая и исследовательская активность – это основной источник информации для ребенка об окружающих его объектах, поэтому основной задачей родителей, воспитателей и педагогов является помощь в проведении таких исследований.

Очень важно помочь детям правильно выбрать объект для исследования и способы его изучения, а также оказать помощь в сборе данных и представлении результатов.

https://www.youtube.com/watch?v=_f-3Pf1NFMc

Одним из видов экспериментальной деятельности являются опыты – их можно проводить вместе с руководителем или самостоятельно. Проведение опытов проходит в несколько этапов:

  1. Определение цели.
  2. Выбор средств решения задачи.
  3. Проведение опыта.
  4. Фиксирование наблюдений.
  5. Формулирование выводов.

Опыты формируют способность к сравнению, сопоставлению, выявлению причинно-следственных связей. Дети учатся делать выводы, анализировать и высказывать умозаключения.

Игровые технологии

В стимулировании познавательного интереса у дошкольников неоценимое значение имеют игровые технологии. Игра – эмоциональная деятельность, которая способна даже очень скучную информацию сделать яркой и запоминающейся.

Она активизирует множество психических процессов – интерес, внимание, мышление, восприятие и запоминание, способствует развитию самостоятельности и инициативности. В процессе игры дети испытывают интерес, радость и чувство удовольствия, что в свою очередь облегчает процесс запоминания и усвоения новой информации.

Игры являются ведущим методом развития познавательной активности детей, поэтому образовательная программа дошкольников должна быть построена с учетом этой особенности.

Информационно-коммуникативные технологии

В настоящее время информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса дошкольников младшего и старшего возраста. Программа развития детей может включать многообразные обучающие компьютерные игры и мультфильмы, программы-тренажеры, логические и математические игры.

Развитие познавательной активности дошкольников: в чем проявляется, способы стимулирования

Компьютерные игры учат ребенка планировать ход игры и прогнозировать результат действий. Это является началом развития теоретического мышления, владение которым необходимо для подготовки дошколят к обучению в школе.

Не забудьте, что для сохранения правильной осанки при работе за компьютером важен компьютерный стол, соответствующий росту ребенка. Его сможет сделать даже папа по инструкции Как сделать компьютерный стол своими руками.

Компьютерные математические игры способствуют развитию наглядно-действенного и логического мышления, усидчивости и концентрации внимания, учат ребенка анализировать, сравнивать и обобщать.

Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми дошкольного возраста способствуют:

  • легкому усвоению понятий величины предмета, его формы и цвета;
  • обогащению словарного запаса;
  • формированию наглядно-образного, а также теоретического мышления;
  • развитию творческих способностей, фантазии, воображения;
  • повышению концентрации внимания, усидчивости и целеустремленности.

Дети быстрее овладевают навыками чтения и письма, проще усваивают понятия числа и множества, развиваются способности ориентирования в пространстве и на плоскости.

Ребенок познает окружающий его мир через собственные ощущения, переживания и опыт взаимодействия с разными людьми, явлениями и предметами. Очень важно формировать у ребенка позитивное отношение к окружающему, так как положительные эмоции способствуют высокой познавательной активности.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej/metody-razvitiya-krugozora-u-doshkolyat.html

Стимулирование познавательной деятельности дошкольников

Познавательные интересы дошкольника начинают проявляться в форме простейших вопросов «кто?» и «что?» лет с 3—4. Их возникновение зависит от того, насколько полно открываются перед ним в целом окружающая действительность и вместе с тем какая-либо сфера действительности.

В среднем дошкольном возрасте внимание смещается с отдельных предметов, их свойств и названий уже на связи распознанных явлений. Вызывают интерес действия с предметами, цели. Возникают вопросы «зачем?» и «почему?». А для дошкольника 5—6 лет характерны обобщения типа классического: «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Читайте также:  Познавательные способности дошкольников: развитие в младшем и старшем дошкольном возрасте

Определяются, возбуждаются интересы ребенка с помощью косвенных вопросов: «Что бы ты сделал, если бы был волшебником?», «Какой бы ты хотел получить подарок от Деда Мороза?».

Для создания положительных эмоций очень важна совместная деятельность. Главное — вызвать активное отношение к новому, желание самостоятельно думать и открывать это новое. Один из лучших в этом плане вопросов: «Кто зимой рисует на окнах узоры?».

Но любые знания бесполезны, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать нужное, т.е. творчески решать задачи.

Первые шаги самыми маленькими ребятами в этом направлении делаются в игре, в которой задействуются несколько предметов, не имеющих четкого предназначения: кубики, палочки, коробочки. Подсказка: пусть ребенок по отдельности объяснит воспитателю или родителю, что это такое.

А затем следует предложить ему придумать, во что со всем этим можно поиграть? Чем тот или иной предмет может быть в игре? Дети легко справляются с этим заданием. Можно подсказать варианты использования одного и того же предмета.

Например, кубик может оказаться и едущей машинкой, и домиком, и столом, и стульчиком, и кусочком мяса. Придумывая самые разные игры и сюжеты, педагог должен стремиться показать, как ПО-РАЗНОМУ можно действовать с одним и тем же предметом.

Надо помнить: воображение никогда не дремлет и само по себе ни «плохим», ни «хорошим» не бывает. Все зависит от того, каким целям оно служит. Как бы там ни было, важно тренировать малыша в умении целесообразно переходить от одной идеи к другой, от одного способа решения к другому. Это и есть то разумное, доброе, вечное, которое способны дать заботливые педагоги и родители.

Рекомендации по проведению игр:

Поощряйте творческую инициативу ребенка. Ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже «над самыми нелепыми попытками решения. Стоит только один раз поругать малыша за неправильные действия, и он может больше не захотеть играть в эту игру.

Особенно тяжело воспринимают замечания тонкие, чувствительные натуры. Даже если действия ребенка не удачные, найдите что-нибудь, за что можно похвалить (за необычность решения, за чувство юмора, за смелость или изобретательность, за старание и аккуратность).

  • — Обязательно нужно говорить ребенку, что он умный, способный. Стараться и не захваливать, давать и критическую оценку, но всегда начинать с похвалы: «Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя еще не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задания еще лучше, чем сейчас». Необходимость общей положительной оценки вызвана тем, что в 4-5 лет дети не могут отделить оценку за выполненное задание от оценки себя в целом. Слова «Ты сделал это плохо» дети воспринимают как «ты плохой» и истолковывают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны взрослых.
  • -Не спешите подсказывать. Старайтесь, чтобы ребенок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все же самостоятельною. Правильный ответ сообщите, только если все другие возможности исчерпаны. Правильный ответ объясните, чтобы ребенок понял.
  • — Учите ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать свою точку зрения. это в свою очередь закрепляет его уверенность в себе, в своих силах; даже если ответ не правильный всегда нужно спросить «Почему ты так считаешь?»
  • — Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры. Если Вы заметили, что ребенок все больше отвлекается от игры, чаще допускает ошибки, начинает разговаривать на другие темы, значит он устал. Не стоит ждать, когда ребенок скажет: «Мне уже надоело играть». Необходимо немного раньше переключить внимание ребенка на другое интересное занятие.
  • — Игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребенка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности.
  • — Избегайте принуждения. Принуждение способствует возникновению у ребенка страха перед возможным наказанием. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной.

Дошкольный возраст — это период, когда нужно подготовить ребенка к восприятию обучающего материала. А именно, развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), которые помогут обеспечить успешное овладение учебной программой.

Источник: https://studwood.ru/1848539/psihologiya/stimulirovanie_poznavatelnoy_deyatelnosti_doshkolnikov

Интегрированный подход в организованной образовательной деятельности как способ стимулирования познавательной активности дошкольника

  • Статья
  • «Интегрированный подход в организованной образовательной деятельности как способ стимулирования познавательной активности дошкольника»
  • Муниципальное бюджетное дошкольное
  • образовательное учреждение «Детский сад № 93 «Капитошка»
  • г. Норильск Красноярский край

воспитатель 1 квалификационной категории: Дитман Н.В.

  1. «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это
  2. весьма полезно, а потому не только не следует
  3. этому мешать, но нужно принимать меры к тому,
  4. чтобы всегда у них было что делать»
  5. Ян Каменский

Ребенок рождается исследователем – это и есть его естественное состояние. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – это важнейшие черты ребенка дошкольного возраста.

Внутреннее стремление к исследованию порождает любознательность и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, и в этот период очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности ребенка. Поэтому, основной задачей для себя в работе с детьми, считаю необходимостью помогать развитию детской познавательной активности.

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Развитие познавательного интереса включает в себя все функции процесса обучения: развивающую, обучающую и воспитательную.

Для этого, в своей работе я использую в комплексе все элементы ранее уже известных и современных методик познавательной исследовательской деятельности, а именно: совместную познавательную исследовательскую деятельность детей со взрослым и самостоятельную детскую деятельность в разных формах: и прикладное творчество; и рассматривание; и наблюдения; и беседы; и сюжетно-ролевые игры; а так же викторины и конкурсы; экспериментирование.

Основными задачами при организации деятельности детей являются как всестороннее развитие ребенка, так и формирования целостного представления о конкретном предмете или явлении на основе интеграции разных видов деятельности.

Сущность интегрированного подхода состоит в соединении знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом, я решаю несколько задач из различных областей развития, а дети усваивают содержание разных разделов программы параллельно.

Интегрированный подход соответствует одному из важных требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования — образование должно быть не большим по объему, но емким.

  • Интегрированная организованная образовательная деятельность позволяет мне использовать различные методы и приемы в работе с детьми, а именно:
  • — сравнительный анализ, сопоставление и поиск, эвристическую деятельность;
  • — проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных со взрослым «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
  • — разнообразные речевые игры для знакомства с культурными речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представлений о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Интеграция охватывает все виды деятельности, различные игры, изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную, двигательную.

Организовывая организованную образовательную деятельность в соответствии с выбранной темой, я представляю ее в эмоционально-образной форме и в интересной совместной деятельности выступаю в качестве партнера.

Предметная среда группы меняется в соответствии с темой, а при выборе темы учитываю следующие факторы:

  1. — реальные события, происходящие в окружающем;
  2. — воображаемые события или описываемые в художественной литературе;
  3. — события специально смоделированные (например вношу в группу предметы, вызывающие интерес, загадку);
  4. — события, происходящие в жизни группы.

В процессе организованной таким образом деятельности, у детей формируются более глубокие и разносторонние знания, целостное представление об окружающем мире, обобщенные представления, знания и умения, осмысление и нахождение причинно-следственных связей, развивается логическое мышление, коммуникативные способности, появляется возможность реализовать свои творческие способности. Форма ООД не стандарта, разнообразна и очень интересна детям, что дает мне возможность поддерживать внимание воспитанников на высоком уровне — это и говорит о достаточной эффективности деятельности.

Считаю важным — позитивное отношение к ребенку, проявление искренней заинтересованности к его действиям и необходимостью быть готовым к эмоциональной поддержке ребенка.

Каждый раз я постепенно повышаю эмоциональную насыщенность видов деятельности, для того чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости воспитанников.

Стараюсь больше хвалить детей, поддерживать зрительный контакт, находиться рядом, и при необходимости успокоить и погладить плечо ребенка. В результате моей поддержки у ребенка возникает возможность быть смелее, решительнее.

Включенные в деятельность разные музыкальные произведения, художественное слово дает ребенку полноценно прочувствовать явления, происходящие в природе, вокруг, проявить фантазию, получить эстетическое наслаждение.

Интегрированная деятельность снижает утомляемость, перенапряжение воспитанников, а также за счет переключения на другой вид деятельности, что ощутимо повышает познавательный интерес, развивает воображение, внимание, мышление, речь и память.

Организованная образовательная деятельность происходит в игровой форме: мы принимаем гостей, помогаем сказочным героям, разгадываем ребусы и загадки, находим необычные задания и сюрпризы и это все воспитывает в ребенке чувство добра, взаимопомощи, гостеприимство.

В игровой познавательной форме дети логически мыслят, находят закономерности, строят высказывания, рассуждают и узнают что-то новое.

Включаемые мною в разные занятия элементы «ТРИЗ», способствуют снятию чувства скованности, дают возможность ребенку стать более инициативным, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, развивают нравственные качества: умение радоваться успеху товарищей, желание помочь другому, проявив себя с лучшей стороны.

Источник: https://multiurok.ru/files/intieghrirovannyi-podkhod-v-orghanizovannoi-obrazo.html

Современные подходы к стимулированию познавательной и речевой активности как условие успешного развития дошкольников

Современные подходы к стимулированию познавательной и речевой активности

как условие успешного развития дошкольников.

Воспитатель: Казакова Т.В.

Проблема развития познавательной активности ребенка дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной.

Как показала практика, познавательное развитие в детском саду сводилось к формированию у детей систематических знаний об окружающем мире, развитию элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте. Процесс обучения дошкольников  строился по принципу «повтори за мной».

    Другими словами, успешным, считался тот ребенок, который мог воспроизвести услышанное от воспитателя. Но в данном случае он задействовал свою память, а не свое мышление и ум.

  Он овладел определенным набором алгоритмов решения тех или иных задач, но при столкновении с новой,   оказывается беспомощным, не знает, как поступить.  Поэтому задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — это воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир, необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками. Современный подход к реализации задач, поставленных ФГОС ДО требует от педагогов активной жизненной позиции, умения разрабатывать и внедрять инновационные формы, методы и приемы работы с дошкольниками.

  • Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством использования современных образовательных технологий: — ИКТ технологии — экспериментирование- проектная деятельность- метод ТРИЗ
  • — метод моделирования.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Компьютерные технологии вошли в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний.

Данный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Читайте также:  Что должен уметь и знать ребенок в 5 лет: тест на развитие, занятия, задания и игры, а также особенности психологии, мелкой моторики, речи и физические параметры

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

 Однако, какими бы преимуществами не обладали информационно-коммуникационные технологии заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

    Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг.

Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, является коллекционирование. Оно имеет огромные возможности для развития детей. Коллекционирование расширяет кругозор детей.

В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.

Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле, способствует развитию социального партнёрства.

Эффективным методом в развитии необходимых в современном мире качеств является метод проблемного обучения, который, в свою очередь реализовывается в проектной деятельности.

Поскольку в основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие дошкольника.

Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками.

Применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу. Проектная деятельность интересна и полезна не только детям, но и самим

педагогам, т. к. она дает возможность не только обобщить материал по определённой теме, но и повысить уровень собственной компетентности по проблеме, выйти на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач.

  1. Таким образом, эффективное использование данной образовательной технологии приводит к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
  2. В нашей группе были реализованы следующие проекты: «Правила дорожного движения должны знать все без исключения», «Наша дружная семья», «Деревья осенью», и др.
  3. Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, совместным развлечением, оформлением фотоальбома, показом презентации).

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

В настоящее время педагогу не обойтись без применения ТРИЗ-технологии (теории решения изобретательских задач).

Эта технология хоть и не нова, но очень актуальна, так как полностью реализует задачу развития творческой личности. Она соответствует принципам развивающего обучения, а также основным положениям ФГОС ДО.

Посредством ТРИЗ дети не только воспринимают и запоминают информацию, но и сами активно участвуют в  процессе познания ирешают нестандартные задачи в различных областях деятельности.

Технология насыщена разнообразными проблемными и поисковыми ситуациями,которые побуждают дошкольников к творческому выбору, к самостоятельности и активности. Каждый ребенок может получить возможность для самовыражения и порадоваться своим творческим достижениям.

Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы детей. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа.

Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:

Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных.

Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Например, если обратиться к детскому стихотворению А.

Барто «Идет бычок качается», у которого «доска кончается, сейчас я упаду», то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? (Пусть он остановится). Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую дощечку и так далее.

Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.

Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить задачу: «Вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений. Ответы: Добавить холодную воду, заварку или молоко; поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег…; переливать и т. д. 

Метод маленьких человечков (ММЧ). Отлично работающий способ, позволяющий формировать у детей максимально точное и понятное им представление о простейших биологических и физических процессах.В играх и упражнениях с маленькими человечками развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.

В жидком веществе человечкистоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная, их можно легко отделить друг от друга.

Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие», дети характеризуют их как «летящие» или «летающие».

Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.(с использованием маленьких человечков).

Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ (маленьким человечкам) льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать.

Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т. е. получилась вода. Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко.

Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.

Метод фокальных объектов. Малыши учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.

  • МФО, план действий:
  • Выбрать объект рукотворного мира для усовершенствования (фокальный объект)
  • Выбрать 3-4 случайных (любых) объекта
  • Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов
  • Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и  развить их путем свободных ассоциаций.

Чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи. Например:

  1. Совершенствуемый объект: стул
  2. Случайные объекты: елка, олень, фонарь
  3. Характерные свойства или признаки случайных объектов
  4. Елка: колючая
  5. Олень: рогатый
  6. Фонарик: светящийся
  7. Новые сочетания
  8. Стул колючий
  9. Стул рогатый
  10. Стул светящийся
  11. Новые идеи
  12. Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости.
  13. Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей.
  14. Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением.
  15. Придумывать усовершенствования для привычных вещей по МФО — увлекательнейшая игра, которая «раскачает» воображение ребенка или взрослого.
  16. Одним из методов, интенсивно развивающим детское познание, является моделирование.

В основе моделирования лежит принцип замещения — реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

  • Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
  • — использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;
  • — облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
  • — применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей , в конструировании .

Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели).

В общем, метод моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

Для дошкольников применяются разные виды моделей: — предметные

— предметно-схематические модели.

— графические модели (графики, схемы и т. д.)

Мнемотехника – (искусство запоминания) – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение): таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.

  1. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:
  2. – заучивание стихов, загадок, пословиц;
  3. – пересказывание текстов;
  4. – составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т. к. ещё идет формирование сенсорных эталонов.

закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе.

В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

  • В состав наглядного моделирования входит и метод пиктограмм.
  • Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова.
  • Пиктограммы «схемы слова» — помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речевую и мыслительную деятельность.
  • Использование инновационных форм, методов и приемов позволит улучшить образовательный процесс в детском саду, научит детей добывать знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи,

т. е. подготовит дошкольников к успешному обучению в школе.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/sovremennye_podkhody_k_stimulirovaniiu_poznavatelnoi_i_rechevoi_aktivnosti_kak_u

Ссылка на основную публикацию