Развитие воображения в дошкольном возрасте: аффективная и познавательная функции

Современных родителей, как правило, интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка и степень его интеллектуальной готовности к обучению. Да, во многом это продиктовано современными реалиями, поэтому уделять внимание подготовке к школе, несомненно, важно.

Но при этом многие из нас забывают о такой важной сфере человеческого развития, как воображение. А между тем оно необходимо не только для общего развития малыша, но и для пресловутой подготовки к учебе. Поэтому развитие воображения у детей дошкольного возраста крайне важно.

Развитие воображения в дошкольном возрасте: аффективная и познавательная функции

Что это такое?

Воображение – психический процесс, присущий только человеку. Это способность нашего мозга создавать в сознании определенные – существующие или несуществующие реально – образы, картины.

Ученые до последнего времени затруднялись ответить, какие именно отделы нашего мозга отвечают за развитие воображения. Сегодня существуют данные исследований о том, что «центр воображения» состоит из 12 независимых элементов, находящихся в разных отделах нашего мозга.

Именно это делает воображение одной из самых сложных функций психической деятельности.

В процессе создания воображаемых образов задействованы отделы, отвечающие за мышление, память, речь, восприятие, эмоции… Оно основано на генерировании образов с помощью фантазии и мышления, закрепления, а затем воспроизведения их посредством памяти, эмоций, речи. Все эти сферы в процессе фантазирования тесно взаимосвязаны.

Так, доказано, что дети, имеющие проблемы с развитием речи (задержку, глухоту) имеют и достаточно скудное воображение. Речь дает человеку (ребенку — в том числе) возможность осмыслить и выразить впечатления о воображаемом, ранее не виденном, словесно.

Активное фантазирование неразрывно связано с бурными эмоциями. Особенно важно это для развития ребенка дошкольного возраста, основным способом познания которого является игра.

Во-первых, игровая деятельность фактически основана на работе воображения (в нем генерируются ситуации, характеры персонажей, способы действий, результаты игры – возможные или нереальные). Во-вторых, в игре для ребенка не будет никакого смысла, если она не даст ему ярких эмоций.

Творческое мышление, служащее основой для раскрытия творческих способностей, также основано на ярких эмоциональных моментах. Ведь именно впечатления и эмоции в первую очередь находят свое воплощение в тех или иных образах. Очередной замысел всегда отражает внутреннее состояние творца.

Соответственно, чем богаче эмоциональная палитра ребенка, тем активнее развивается его воображение. При этом воображение помогает развивать культуру чувств.

Фантазирование активно задействует память. Она не только позволяет сохранить в сознании результат творческой мысли, но и способна вызывать ассоциации с ним из предыдущего опыта – даже противоположные, но связанные с воображаемым образом. Ведь любой творческий процесс основан, прежде всего, на переработке уже имеющихся знаний или представлений, которые хранит наша память.

Неотъемлемой составляющей любого психического процесса человека является внимание. Без него невозможно не только фантазировать, но и, к примеру, пересказывать или вообще обучаться чему-либо. В своих фантазиях ребенок также концентрирует внимание на осмысляемом объекте.

Создание мысленных образов невозможно без логического осмысления их вида, функций, способов достижения поставленной цели.

Это важно как для конструирования техники, научной деятельности, так и для искусства. Даже обычная трудовая деятельность невозможна без воображения: всегда необходимо представлять конечный результат труда.

То есть по сути воображение – одна из основ развития человеческой цивилизации.

Развитие воображения в дошкольном возрасте: аффективная и познавательная функции

В чем польза от воображения?

Творческий потенциал заложен у детей с рождения, но требует постоянного развития путем решения разнообразных творческих задач. Основные условия для такого развития – возрастные: делать это нужно с 4 и примерно до 10 лет. После этого, если воображению внимание не уделялось, оно переходит в пассивную фазу.

Почему так важно уделять внимание развитию творческого воображения уже в раннем детстве? Что оно дает?

  • Способствует развитию речи, чувств ребенка.
  • Являясь непременным спутником всех игр, позволяет в доступной форме обучать детей, развивать их интеллект.
  • Помогает развивать мышление, давая возможность пользоваться мысленными образами при решении поставленных задач.
  • Стабилизирует психоэмоциональное состояние, давая выход эмоциям в продуктах творчества.
  • Учит выполнять действия мысленно, только посредством образов.
  • Позволяет программировать свою деятельность.
  • Позволяет лучше управлять эмоциями, вниманием, памятью.
  • Способствует планированию будущего посредством постановки целей и осмысления путей достижения мечты.
  • Помогает ребенку раскрыть свои таланты и самореализоваться.

Постарайтесь предоставить ребенку как можно большее разнообразие творческих занятий. Это поможет выявить и раскрыть его природные склонности, а значит, сделать его более успешным человеком.

Из детей с богатым воображением вырастают люди, способные находить эффективные решения самых сложных проблем, они намного легче могут справиться с непредвиденными ситуациями. Так что такая нелогичная и непрактичная на первый взгляд функция нашего мозга обретает вполне логичную практическую значимость для будущего наших детей.

Развитие воображения в дошкольном возрасте: аффективная и познавательная функции

Воображение дошкольника в динамике

Итак, сама по себе способность к генерированию образов и к творческой деятельности не совершенствуется. Для ее развития в детском возрасте необходимо постоянно создавать условия, то есть вовлекать ребенка в ситуации, когда ему надо что-то представить себе: предмет, персонаж, ситуацию, действие.

Развивать творческую фантазию родители могут, зная особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

  • Примерно до 4 лет оно носит непроизвольный характер, то есть образы возникают независимо от желания малыша. Наиболее ярко это можно проследить, когда малыши начинают путать сны с реальностью, считая, что приснившееся им произошло на самом деле, не понимая, что это лишь генерированный их подсознанием образ.
  • В старшем дошкольном возрасте (4–6 лет) воображение постепенно становится произвольным. Ребенок в состоянии двигаться от замысла к его реализации. Наиболее заметно это в ролевых играх, когда малышу нужно представить себя конкретным персонажем, а затем соответствовать ему. Для этого ребенку важно освоить приемы и средства, необходимые для создания образов. Он пользуется окружающими предметами, воплощая замыслы в реальность. Постепенно фантазирование становится особой деятельностью, малыш представляет самые немыслимые ситуации и персонажей.
  • К 6–8 годам необходимость в наглядной опоре в виде предметов внешнего мира отпадает, ребенок уже в состоянии воображать мысленно. А это означает переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, которое необходимо для начала обучения в общеобразовательной школе.
Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год 9 месяцев: все о том, что умеет малыш, его физические параметры, а также речевые особенности, рацион питания и гигиена

Развитие воображения в дошкольном возрасте: аффективная и познавательная функции

Играем с младшим дошкольником

Для развития фантазии, воображения и творческих способностей в младшем дошкольном возрасте можно проводить множество увлекательных игр и занятий. Вот некоторые примеры:

  • Продолжение сказки. В семье, где есть традиция читать ребенку сказку перед сном, можно поиграть так: прочитав какую-то часть, нужно прерваться «на самом интересном месте», предложив малышу додумать, что будет дальше. Кстати, такие упражнения полезны для развития не только фантазии, но и речи.
  • Что на что похоже? Гуляя на улице, полезно играть с малышом в аналогии. Например, окно похоже на кубик, яблоко на дереве – на мячик, и т. д.
  • Кто это? Можно обсуждать прохожих: как зовут эту тетю? Где она работает? Какие у нее дети, чем они увлекаются?..
  • Навеяно искусством. Дошкольнику дают послушать классическую мелодию или показывают картину известного художника. Пусть учится чувствовать их, рассказывать о том, какие ассоциации, чувства произведения искусства у него вызвали.
  • Ролевые игры. Играя в магазин, больницу, парикмахерскую, столовую, пожарную часть, дошкольник прекрасно развивает воображение, ведь ему приходится все время придумывать новые сюжеты, характеры персонажей.
  • Юный поэт. Полезно научить малыша рифмовать слова. Младшие дошкольники обожают создавать новые слова, поэтому в их поэтических шедеврах рифмы могут оказаться самыми неожиданными. Тем интереснее и веселее!
  • Дизайнер-инженер. Пусть ребенок чаще играет с конструктором, кубиками или мозаикой. Создавая рисунки, строя башни, дворцы, мосты, он стремится воплотить тот или иной образ. Это отличные тренажеры для воображения.

Развитие воображения в дошкольном возрасте: аффективная и познавательная функции

Игры для старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен планировать творческий процесс, представляя себе конечный результат, то есть творить на основе своего замысла.

Поэтому приемов активизации фантазии можно найти больше.

Так, особую развивающую ценность сейчас представляют рисование, лепка, аппликация (виды творчества, позволяющие создавать статичные визуальные образы), а также актерское творчество, генерирующее образы динамические.

Сейчас можно предложить дошкольнику, например, такие полезные занятия:

  • Юный изобретатель. Изобретать можно какой-то прибор – несуществующий, но полезный в быту. Более простой вариант – придумать необычное применение привычным вещам (кастрюле, шляпе, швабре). Вариант посложнее – придумать прибор и сконструировать с помощью подручных средств, а затем рассказать – что это и для чего.
  • Сказка-антоним. Ребенку предлагается любая известная ему сказка. Его задача – рассказать ее таким образом, чтобы все встало с ног на голову: колобок съел лису, заяц гонится за волком и т. д.
  • Сказка-синтез. Дошкольнику предлагаются два персонажа из разных сказок. Например, Золушка и Колобок. Пусть малыш сочинит сказочную историю с участием обоих этих героев.
  • Волшебный рисунок. Пусть дошкольник изобразит что-либо, не существующее в реальности: фею, выдуманное животное, новый сказочный вид транспорта и т. д.
  • Если бы да кабы. Малышу предлагается развить вымышленную ситуацию: что произошло бы, если бы он стал королем, люди научились понимать язык птиц, вдруг пошел мармеладный дождь… Ситуации должны быть как можно разнообразнее, а обыгрывать их можно «между делом» – по пути в магазин, или из детского сада, или на прогулке.
  • Юный актер. Для этой игры понадобится домашний кукольный театр. С ребенком проигрывают знакомые ему сказки, предложив ему роль одного из персонажей. В процессе сценарий видоизменяется, появляются новые герои, новые приключения. Импровизировать придется всем участникам спектакля.

Итак, развивать воображение ребенка в дошкольном возрасте необходимо. Этот навык будет помогать ему в течение всей его дальнейшей жизни. А игровые занятия, как можно увидеть, зачастую не требуют особой подготовки или реквизита. Проявив собственную фантазию, родители могут придумать и новые полезные игры, которые можно проводить «по пути».

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvitie-voobrazheniya-doshkolnikov

Развитие операций воображения в дошкольном возрасте, Развитие функций воображения у детей — Детская психология Библиотека русских учебников

Главная Психология Детская психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Творческий характер воображения зависит от владения детьми способами преобразования, которые они используют в игре, художественной деятельности. В дошкольном возрасте дети интенсивно осваивают средства и приемы воображения. Они еще не создают новые фантастические образы, а превращают известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, опирающиеся на ситуацию, которую дети сприймаютють.

распространенным приемом в словесной творчества е олицетворение — наделение персонажей реалистичными действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывает им человеческие мысли, чувства, поступки, интерпретирует поведение животных на человеческий лад, е идображаючы опыт социальных взаемын.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год и 5 месяцев: физические параметры, особенности питания, сна, ухода, а также что умеет делать малыш и примерное меню

При создании образов дети часто пользуются приемом антропоморфизации (греч аntropos — человек и morph-форма) — оживление предметов — о котором они узнают в процессе слушания сказок

сложным приемом, который используют дошкольники, есть агглютинация (лат agglutinatio — склеивание) — сочетание качеств, частей, деталей в необычные комбинации, которые не встречаются в повседневной жизни. Ребенок, создавая новый образ, сочетающий в нем несовместимые стр. ны разных объектеів.

Созданию оригинальных образов способствует смещению величины — увеличение (гиперболизация) или уменьшение качеств объектов

При создании образов может использоваться и комбинирования — помещение объекта в несвойственную ему ситуацию.

Фантазируя, дети используют хорошо известные им сказочные события, вносят некоторые дополнения, заменяют персонажей, объединяющие несколько сюжетов разных сказок или придумывают для знакомой сказки новое продолжение.

Дошкольники легко сочетают образы, полученные из разных источников, поэтому придуманные ими сказки часто имеют причудливый характеер.

В изобразительной деятельности дети создают фантастические образы, изменяя цвет или необычно размешивая объекты. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительные.

Постепенно рисунки приобретают содержательно ности, поскольку их авторы используют агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование, а содержание эпизодов заимствуют из литературных произведений.

Образы на рисунках старших дошкольников становятся все ори гинальнишимы, разнообразными, богаче, приобретают обобщенности, отражают типичное в объекткті.

В сказках старшие дошкольники много внимания уделяют внутреннему миру героев, их переживаниям, мыслям, пытаются мотивировать их поступки.

Дети наделяют героев особо ценными, на их взгляд, м моральными качествами, социальными эмоциями (сочувствием, сопереживанием). Эпизоды в сказочных историях приобретают внутреннюю логику развития.

Таким образом в словесном творчестве малышей оказывается проц эс становления личностных смыслелів.

Развитие функций воображения у дошкольников

Воображение помогает малышу компенсировать недостаточные знания, способствует познанию мира, созданию его целостной картины, условном разрешению конфликтов и т.п.. В этом заключается ее гностической-интеллектуальная функция

Г ностично-интелекгуальна функция воображения — формирование представлений на основе предыдущего опыта при получении информации о неизвестных для субъекта предметы и явления

Возникает она, когда дошкольнику трудно найти в своем опыте объяснение фактов действительности, роднит ее и мышления. Как утверждал. Л.

Выготский,»эти два процесса развиваются взаимосвязано»Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатлений, воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, помогает преодолеть стереотипы.

Благодаря ей решения интеллектуальных проблем становится творческим процессоорчим процесом.

С помощью воображения удовлетворяется познавательная потребность малыша, нивелируется дистанция между тем, что ребенок может воспринять, и недоступным ее непосредственном восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения, арктических животных.

Следовательно, воображение значительно расширяет границы познания, позволяет дошкольнику»участвовать»в событиях, невозможных в повседневной жизни: в игре ребенок спасает товарищей пи д время шторма, мужественно ведет корабль через рифы, преодолевает бурю.

Все это обогащает интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, активизирует познания природы, предметной и социальной действительностиної дійсності.

В своем фантазировании дети выделяют объективные закономерности действительности, поскольку создание новых образов не абстрактный, а тесно связан с действительностью процесс. В реальном мире находится источников ло образов представленийи.

Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное решение познавательной проблемы (используя реальными свойствами объектов и заимствуя образы из окружающей действительности).

Поэтому важнейшей ее характеристикой является реалистичность, понимание того, что может быть и чего быть не может. Как отметил. В.

Сухомлинский,»населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открываю во не только красоту, но и истину істину».

Реалистический подход к сказке возникает в дошкольном возрасте. С-4-летние дети часто не отличают возможно от невозможного, сказочные и реальные образы в них переплетаются.

Обострение критического отношения к о образов воображения связано с расширением опыта детей, их пониманием, что в сказке не все возможно. Нарушения в сказке типичных признаков предметов, логики действий порождает негативное отношение дошкольника.

Он чувствует границу, которую не должна переходить воображение, понимает логику жизненных связей и руководствуется не нею.

Новые образы в словесном творчестве дошкольника не менее реалистичны, чем в игре. Ребенок наделяет героев действиями и характерами согласно их реальных особенностей, поведения и образа жизни

бы-7-летние дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действуют в соответствующих ситуациях.

Например, придумывают себе друга — маленького человека, которая присутствует на всех их их играх и вместе с которой они будто переживают приключения.

Часто и младшие дошкольники рассказывают о вымышленных, не совсем реалистичны события в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, подарить али котика, отпустили одних в магазин и др..

Такие фантазии порождены личностными проблемами ребенка, их наличие является серьезной причиной для взрослого задуматься, какие потребности их ребенка не удовлетворит яються, о чем она мечтает и к чему стремится, видит свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В создании подобных фантазий участвует аффективно-защитная функция представленийуяви.

Аффективно-защитная функция воображения — создание мнимой ситуации с целью условного разрешения конфликтов, которые невозможно решить на практике

Пользуясь воображением, малыш решает эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно освобождается от тревожных воспоминаний, преодолевает чувство одиночества, достигает психологического комфорта.

Мнимая помощь другим людям, животным свидетельствует о том, что ребенок не чувствует себя значимой в реальном бытии и стремится реализовать в фантазии потребность в самоутверждении. Игры ребенка с вымышленными персонажами является.

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 месяцев: все о том, что должен уметь шестимесячный мальчик и девочка, особенности питания, а также нормы веса и роста и мнение комаровского

ДЛЯ выводу о недостаточном удовлетворения ее потребности в общении. Создание в воображении сильных друзей, которые защищают ребенка, является следствием чувство неуверенности, переживания страхов.

Часто описание выдуманных под й обусловлен стремлением быть признанным в группе сверстников, если ребенок не может добиться этого признания. Таким образом происходит становление механизма психологической защитыхисту.

Наличие различных функций, которые выполняет воображение, свидетельствует о желании ребенка активно участвовать в общественной жизни, развитие его мышления, фантазии, становления как личности. Как правило, воображение иллюстрирует бы желания, потребности, страхи ребенка и т.д. и является ценным материалом для психологического исследованияя.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/rozvitok_operatsiy_uyavi_doshkilnomu_vitsi.htm

Стадии развития воображения

Первая стадияот 2 до 4 лет.Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения представлений воображения.

Чаще всего представления воображения в этот период формируются у ребенка непроизвольно, спонтанно ситуации, в которой он находится.

Таким образом, эта стадия развития воображения ребенка характеризуется преобладанием репродуктивного воображения, механически воспроизводящего полученные впечатления в виде психических образов.

Следующий этапразвития воображения — от 4 до 6 лет — связан с появлением его активных форм, когда процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого.

Например, когда взрослый человек просит что-либо сделать ребенка (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать (или воссоздать), в своем воображении определенный образ.

Причем этот процесс в воображении малыша по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать.

Репродуктивное воображение — процесс механического воспроизведения полученного ранее впечатления в виде психического образа.

Произвольное воображение — вид воображения, характеризующийся преднамеренным, осознанным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Одним из наиболее ярких примеров произвольного воображения являются творческое воображение и мечта.

Непроизвольное воображение — вид воображения, характеризующийся непреднамерен ным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Крайним слу чаем проявления непроизвольного воображения являются сновидения.

  • Познавательно-интеллектуальная функция воображения — функция воображения,
  • Аффективно-защитная функция воображения — функция воображения, которая за
  • ———————————————————— _———————————————————— Г

заключающаяся в формировании представлений на основе предыдущего опыта при полу чении новой информации о неизвестных для субъекта предметах или явлениях. ключается в создании воображаемой ситуации с целью условного разрешения конфлик тов, которые в данный момент не могут быть разрешены на практике.

192 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)

Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.

Окружающие ребенка вещи являются не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в 4—5 лет начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Таким образом, данный возраст характеризуется переходом воображения из непроизвольного в произвольное.

При этом воображение начинает выполнять уже две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную. Первая функция связана с приобретением информации об окружающем мире и формированием практических навыков у ребенка, а вторая — с регуляцией психического состояния маленького человека.

Аффективная функция воображения

Аффективная функция воображения начинает проявляться в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей в возрасте от 4 до 6 лет.

При этом эмоционально-защитная функция воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию у ребенка происходит разрядка возникающего напряжения и символическое разрешение конфликтов, которые ребенком пока не могут быть разрешены на практике.

Ярчайшим проявлением эмоционально-защитных функций воображения являются «страшилки», сочиняемые и рассказываемые детьми.

Следует отметить, что к 6 годаму многих детей воображение достигает настолько высокого уровня, что они в состоянии «жить» в выдуманном ими мире. Они с удивительной легкостью создают сюжет для игры и воплощают его на практике.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Наряду с развитием мышления и воображения у ребенка развивается и внимание.

Если в начале данного возрастного периода (2—3 года)у малыша преобладает непроизвольное внимание, то к 5—6 годампроявление внимания носит все более и более произвольный характер.

Так, младшие дошкольники обычно рассматривают привлекающие их внимание картинки всего 6-8 секунд, а дошкольники старшего возраста в состоянии сосредото-

  1. Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.
  2. Произвольное внимание — один из видов внимания — психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
  3. Непроизвольное внимание — один из видов внимания — психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточе нии субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
  4. _____
  5. ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 193

чивать свое внимание на объекте от 12 до 20 секунд. Аналогичная тенденция обнаруживается и в выполняемой детьми деятельности. В процессе взросления дети в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/14196.html

Ссылка на основную публикацию