Развитие восприятия у детей дошкольного возраста: виды и особенности

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста: виды и особенности

Этапы развития ребенка дошкольного возраста тесно связаны с периодами восприятия, которые наблюдаются в раннем младенческом возрасте, младшем дошкольном, среднем и старшем дошкольном возрасте. Каждому из них свойственны свои особенности развития, а все вместе они оказывают непосредственное влияние на формирование личности.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста: виды и особенности

Развитие ребенка начинается с развития ощущений — восприятия прикосновений, звуков, очертаний, иными словами оказывается задействована его сенсорная система.

Начальным периодом в развитии у ребенка восприятия считается возрастная категория с рождения и до 3-х лет. Конечно, огромное значение в этот период имеют врожденные рефлексы.

Ребенок появляется на свет с уже определенными задатками восприятия и поведения.

В первые 6 месяцев родители могут использовать для развития у ребенка восприятия его рефлекторные способности.

Можно сфокусировать внимание на отдельных предметах, приучать к тактильным ощущениям, используя развивающие предметы с разной поверхностью, к восприятию цветового спектра и звуковых эффектов.

Все это поможет закрепить реакцию таких органов чувств как зрение, осязание и слух, которые играют определяющую роль в развитии детей раннего возраста.

Следующие полгода можно назвать познанием предметного мира. Помимо неосознанных манипуляций с вещами ребенок постигает их назначение. В силу способности подражать он вполне может орудовать ложкой, повторяя движения родителей, манипулировать бутылочкой.

В развитие детей раннего возраста начинают входить новые формы, цвета и материалы, они начинают осваивать их благодаря простейшим кубикам, лабиринтам, пирамидкам и предметам домашнего обихода.

Мир начинает обрастать предметами и деталями, развитие ребенка становится насыщенней, несмотря на то, что его действия большей частью еще неосознанны.

Несмотря на то, что восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, в этот же период начинает зарождаться его предметная деятельность, а вместе с ней закладывается программа развития ребенка в плане восприятия. Он начинает воспринимать все свойства предмета (цвет, форму, объем) как единое целое.

При этом умеет выделить одно самое яркое, по которому и будет отличать этот предмет от остальных. Подобный способ восприятия заключается в распознании отдельных свойств предметов и их назначения. Эти качественные характеристики тесно связаны не только с восприятием, но и с игрой как неким действием.

Программа развития ребенка обрастает новыми подробностями, может быть непредсказуемыми, но ведущими к логическому выводу. Восприятие ребенка выходит на новый уровень — он должен убедиться в правильности своих ощущений, а в итоге в правильности увиденного, услышанного и воспринять их как данность.

Так в сознании ребенка рождается понятие правильного и неправильного, хорошего и плохого.

Цели и задачи развивающих игр сводятся не только к воспроизведению моментов из окружающей ребенка жизни. С их помощью он постигает законы общения и взаимоотношений между людьми.

Роль взрослого в развитии ребенка и роль общения с ним становится практически определяющей для восприятия окружающего мира. Более того, восприятие внешнего мира способствует развитию новых навыков: речи, воображения, внимания и памяти.

В процесс игры включаются новые элементы — пазлы, мозаики и конструкторы, движущиеся игрушки с пультом управления.

К тому же с помощью взрослых уже можно делать элементарные аппликации, которые дадут понимание о частях и целом, причем в этом случае в качестве подручного материала можно использовать не только картон и бумагу, но и вату, нитки, засушенные листья, пуговицы и бусины.

Для освоения цветовых решений подойдут альбомы-раскраски с готовыми контурными рисунками. Объемные конструкции позволят развить пространственное восприятие и дадут понятие о возможностях изменить его. Все это способствует в первую очередь развитию зрительного восприятия у детей, но вместе с тем никак не умаляют развитие творческих способностей ребенка.

Восприятие в «предметном варианте» обладает несомненным преимуществом — наглядностью.

Не менее важным и полезным в этот период для развития ребенка окажется выполнение трудовых заданий. Например, одевая и раздевая куклу, малыш невольно спроецирует эти действия на себя и научится одеваться и раздеваться сам. А складывать игрушки можно по коробкам, в мешочки, расставлять на полках — тоже кропотливое и полезное занятие.

Помимо чисто механических и последовательных действий программа развития ребенка во многом зависит от коррекции особенностей его восприятия со стороны взрослых. Например, стоит заострить внимание на деталях картины, дать пояснения к изображенной композиции.

Таблица с выложенными на ней предметами позволит сориентироваться в таких понятиях как количество и форма, верх и низ, о том что находится справа и слева.

Можно подключить и другие средства развития ребенка, которые будут влиять не только на восприятие и наблюдательность, но и разбудят фантазию и желание делать что-то самому.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста: виды и особенности

Развитие ребенка в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) происходит через активное познание свойств предметного мира. Он уже может измерить предметы, совместить их, познакомиться с такими понятиями как форма, величина, объем, количество.

Более того, он способен различить детали, из которых состоит предмет и отделить свойства предмета от него самого.

Надо сказать, что в это время развитие детей раннего возраста происходит через постижение таких азов восприятия как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. Можно сказать, что ребенок начинает познавать суть вещей.

Выбрать средства развития ребенка для восприятия внешнего мира — задача не из легких. К уже испытанным добавляется познавательный процесс — мир становится не только предметным, но и вербальным.

В 5-6 лет к восприятию подключается мышление, память, воображение. Это важнейшие показатели развития детей старшего дошкольного возраста.

Благодаря им рамки восприятия становятся шире, но при этом ослабевает внимание, ребенок часто отвлекается и не может сосредоточиться на чем-то одном.

Особенно трудно ему справится с восприятием времени, он не чувствует его течения и не в силах оценить длительность какого-либо процесса. Игровые занятия порой растягиваются на часы.

Восполнить этот «пробел» помогут цели и задачи развивающих игр, акцент на зрительном восприятии детей, роли взрослого в развитии ребенка, а также занятия чтением и счетом.

Особенно полезно сопровождать игру словесным комментарием, который поясняет последовательность совершаемых действий.

Этот период детства отмечен новым этапом восприятия — полным ходом идет познавательное развитие ребенка.

Важно привести процесс восприятия в стройную систему, чтобы к школьному возрасту сформировать правильное и целостное понимание окружающего мира, и, тем самым, способствовать развитию других познавательных процессов.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_rebenka_osobennosti_vospriyatiya/

Как развивать восприятие у дошкольников

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста: виды и особенности

У всякого возрастного периода в жизни ребенка есть своя ведущая деятельность и главные психические процессы. Гармоничное развитие ребенка предполагает, что эти процессы должны формироваться последовательно. Если один из них не будет сформирован, то это повлечет негативные последствия, например, отставание в развитии детей раннего и дошкольного возраста.

В младенческом возрасте (до двенадцати месяцев) важны ощущения, в раннем возрасте (от двенадцати месяцев до тридцати шести) роль отводится формированию речи, в дошкольном периоде (от 3 до 7 лет) – восприятие, в младшем школьном возрасте – мышление.

Новый психический процесс сложнее предыдущего. Так, механизм восприятия существенно сложнее ощущений, а мышление – более объемный процесс, чем восприятие.

Каждый день на ребенка обрушивается огромный поток информации, которую нужно переработать. Это требует высокой познавательной активности и вовлечения всех познавательных функций: ощущений, восприятия, памяти, внимания и т.д.

Причем, все эти процессы тесно взаимодействуют – без внимания не существует восприятие, а без восприятия не заработает память. Некоторые психологи считают, что в раннем возрасте память – это не что иное, как восприятие хорошо знакомых предметов – причем, ориентируется ребенок исключительно на форму.

Поэтому, например, ребенок может не узнать маму, которая надела новую шубу и шапку.

Для чего нужно развивать восприятие у детей дошкольного возраста?

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста: виды и особенности

Значение каждого психического процесса сложно переоценить. Ощущения дают ребенку уверенность и первое представление об окружающем мире. Освоение речи это основа успешной социализации и дальнейшего полноценного интеллектуального и эмоционального развития. Восприятие в свою очередь это фундамент, основа для мышления, памяти, внимания, воображения – то есть тех функций и процессов, которые станут ведущими во время обучения в школе. Психические образы, формирующиеся через восприятие, это инструменты, которыми оперируют эмоции, память, мышление и т.д.

Восприятие отвечает за анализ и соединение всех получаемых из окружающего мира данных, их переработку. Например, позволяет собрать воедино все свойства предмета, отметить его особенности, и, тем самым, получить его полный образ.

Выделяют несколько основных свойств восприятия:

  • Предметность – выделение предмета из пространства;
  • Целостность – соотнесение всех свойств предмета, выделение их взаимосвязи;
  • Константность – выделение предмета даже в условиях изменяющегося пространства;
  • Обобщенность – отнесение одного предмета к определенному классу.

Восприятие относится к перцептивным процессам, то есть тем, за которые отвечают органы чувств: глаза, уши, нос, рот и т.д.

Очень просто объяснить работу этот психического процесса с помощью примера: яблоко мы воспринимаем комплексно. Мы видим форму, цвет; ощущаем запах; можем потрогать и попробовать на вкус. Таким образом, с помощью органов чувств мы полностью оцениваем предмет по совокупности его свойств, и делаем вывод, что перед нами – яблоко.

В чем проявляется восприятие?

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста: виды и особенности

Во-первых, восприятие у детей проявляется во внимательности, способности замечать особенности предметов и явлений. Восприятие у дошкольников в принципе должно носить произвольный характер, то есть ребенок уже способен целенаправленно рассматривать, изучать, искать.

Для детей в возрасте трех-четырех лет характерно отмечать самые яркие особенности предмета – его цвет, форму, материал, вкус (желтый лимон, сладкий арбуз).

Но чем больше ребенок осваивает окружающее пространство, тем больше он видит черты, которые отличают один предмет от других. Уже в четыре-пять лет появляется способность сравнивать, замечать сходства и различия.

Таким образом, для формирования и развития восприятия имеет значение жизненный опыт, кругозор.

Во-вторых, способность ребенка оценивать временные промежутки, осознавать такие понятия как «вчера, завтра, сегодня» — это тоже признак зрелого восприятия, как и способность человека оценивать на глаз расстояние или размер предметов.

Восприятие времени, кстати, дается ребенку существенно сложнее, чем восприятие пространства. Ребенок трех-четырех лет может сказать «когда я был маленький», но он будет вкладывать в это совсем другое значение, чем взрослые.

Восприятие пространства, то есть способность оценить положение вещи относительно пола, потолка или другого объекта – задача, которая подвластна уже детям старшего дошкольного возраста.

В-третьих, способность выявить основное – важная опция, которой должен овладеть ребенок к тому времени, как он пойдет в школу. Процесс развития продолжается и в школьном возрасте.

Для этого учителя используют наглядные дидактические материалы, уделяют внимание экскурсиям в музеи, театры, зоопарк и т.д.

Ведь для школьника способность обобщать, выделять основное, составлять описание предметов и явлений это главная задача и основа обучения.

Навык обобщения и классификации проявляется в способности проанализировать собственный опыт, определить тип предмета на основе анализа, облечь впечатления в словесную форму и выразить свою мысль.

Активное использование речи для называния качеств, признаков предметов, их сходств и различий также важно для развития восприятия. Не менее важно для восприятия у дошкольников, чтобы взрослые проговаривали и указывали – на что нужно обращать внимание. Только так ребенок учится концентрироваться на важном, улавливать суть.

Таким образом, для восприятия необходимо:

  • Расширять кругозор ребенка;
  • Общаться с ним, вместе описывать свойства и черты предметов и явлений;
  • Больше трогать предметы, изменять их форму, раскрашивать – то есть через действие учиться полно воспринимать;
  • Заниматься подвижными играми, танцами, различными видами спорта – чем больше ребенок воспроизводит повторяющихся действий, запоминает их и действует по определенному сценарию, тем больше развивается память, закрепляется познавательная функция и лучше развивается психика в целом;
  • Ставить задачу – например, просить его рассказать о контурах, оттенках, размере предмета.

Для восприятия эффективны занятия лепкой, конструирование, чтение, прослушивание музыкальных произведений. Лепка учит правильно воспринимать и осознавать контуры, объемы предметов. Рисование учит правильному восприятию цветов и оттенков. Знакомство с предметами искусства развивает наблюдательность и эстетический вкус.

Читайте также:  Психология ребенка дошкольного возраста: особенности развития психических и психологических процессов детей дошкольников

С помощью игры, особенно ролевой, ребенок перерабатывает полученную из окружающего мира информацию, моделирует поведение взрослых, копирует их поступки и примеряет на себя. С помощью игры также происходит развитие у детей дошкольного возраста.

Тесная связь восприятия с мышлением прослеживается в трех стадиях процесса, которые выделяют психологи. Первая стадия – предметная или период перечисления. Характерна для детей в возрасте от двух до пяти лет. Ребенок просто называет предметы, изображенные на картине.

Вторая стадия – стадия описания. Ее проходят дети в возрасте от шести до девяти лет. Дошкольник способен связно описать сюжет полотна. Для восприятия уже на этом этапе можно играть в игры типа «найди семь отличий», «сравни картинку», «найди пару предмету» и т.д.

И третья стадия – толкования. На основе собственного опыта, ребенок может пытаться придумать сюжет картины, добавить подробности «от себя», построить причинно-следственные связи.

Для восприятия важно гармоничное и полное развитие детей дошкольного возраста, ведь многое опирается на накопленный опыт, на ощущения.

Важно, чтобы малышу были доступны одинаково все способы и методы познания окружающего мира, причем нужно учить его рассматривать, ощупывать, проговаривая важные особенности предмета.

В современной психологии существуют методики, которые позволяют провести диагностику различных психических функций у детей.

Источник: http://deti.center/doshkolnyy_vozrast/razvitie_vospriyatiya_u_detej_doshkolnogo_vozrasta.html

Развитие восприятия у дошкольников

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка.

Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.Развитие восприятия у детей дошкольного возраста: виды и особенности

Процесс развития восприятия у дошкольников

Развитие восприятия в раннем возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.

В младенчестве дети не могут четко и осмысленно воспринимать окружающее пространство. Механизм восприятия с помощью зрения и слуха является слаборазвитым.

Постепенно, с первых месяцев жизни ребенок начинает оценивать свойства окружающих объектов: величину, температуру, вес и форму.

Ребенок улавливает музыку и ритмичные звуки, учится ориентироваться в пространстве и улавливать последовательность действий.

Процесс восприятия у дошкольников развивается, когда они играют, рисуют, используют сенсорную чувствительность.

С 4-5 лет дети начинают ориентироваться в цветовом спектре и определять геометрические фигуры. Постепенно процесс восприятия совершенствуется, становится системным, логичным и четким. Ребенок может различать не только основные цвета, но и насыщенность, оттенки, контрастность и сочетания цветов.

Развитие восприятия у дошкольников постепенно приводит к усвояемости системы мер, величин и последовательности различных предметов. У детей начинает складываться четкое представление о больших, средних и маленьких предметах, об измерениях (длине, высоте и ширине).

Процесс развития восприятия у дошкольников совершенствуется при осознании пространства и ориентировании в нем. Наиболее сложным процессом является восприятие времени и временных рамок. Наглядные формы и действия помогают ребенку запоминать условные обозначения времени.

Развитие восприятия у младших школьников основывается на художественном творчестве и восприятии литературных произведений. В этом процессе особая роль отводится познанию и переживаниям. Ребенок учится понимать смысл произведений и осознавать чувства главных героев.

Развитие восприятия в раннем возрасте эффективно благодаря сказкам, которые являются формой психотерапии и способствуют развитию личности ребенка.Развитие восприятия у детей дошкольного возраста: виды и особенности

Восприятие у дошкольников активно проявляется в оценочных суждениях. Давать оценку должны помогать взрослые, выделяя внешний вид, определяя свое отношение, объясняя нравственные качества и поступки. Ребенок, давая оценку и высказывая суждения, проявляет симпатии и антипатии, выделяет положительные и отрицательные качества.

В дошкольном периоде оценочные суждения еще неустойчивы и изменчивы, но восприятие в младшем школьном возрасте становится полным и развернутым. Ребенок начинает воспринимать не только внешние, но и внутренние качества.

Методики развития восприятия в раннем возрасте

Развитие восприятия у дошкольников происходит с помощью сенсорного ощущения и формирования сенсорных способностей. Основной задачей в этом возрастном периоде становится развитие восприятия формы, величины и цвета предметов.

В дошкольном возрасте ребенок должен воспринимать не менее 6 цветов, выбирать их по образцу, определять контрасты, собирать пирамидки, составлять целый рисунок из фрагментов, различать предметы по форме, ориентироваться в плоскостях, сравнивать и группировать предметы, проводить линии на бумаге.

Для того чтобы эффективно развивать восприятие у дошкольников, необходимо использовать следующие методики:

  • дидактические, направленные на восприятие цвета, формы и размера, которые следует использовать поэтапно, чтобы вызвать заинтересованность ребенка (шарики, палочки, геометрические фигуры, мелкие предметы);
  • цветовые, направленные на восприятие основных цветов и оттенков;
  • сюжетно-ролевые игры (игры на основе сказок, литературных произведений и мультфильмов);
  • индивидуальные, направленные на устранение конкретных проблем в восприятии ребенка.

Эффективное развитие восприятия у дошкольников позволяет приобретать полезные навыки и раскрыть способности личности. Развитие восприятия должно основываться на следующих видах деятельности:

  • игровой (конструкторы, пазлы, мозаика и т.д.);
  • изобразительной (рисование, гербарии, объемные конструкции, аппликации и т.д.);
  • условно-трудовой (уборка игрушек, распределение предметов в коробки, поливание цветов и т.д.).

Эти виды деятельности направлены на развитие восприятия с помощью манипуляций с различными предметами.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6650-razvitie-vosprijatija-u-doshkolnikov.php

Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста: виды и особенностиОсобенности развития восприятия у детей дошкольного возраста

Комолова Елена Витальевна Воспитатель МБДОУ дс №39 «Золотой ключик» Московская область, п Фряново

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник.

Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

В дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части.

Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию — выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий.

Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. У дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности.

От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. В дошкольном возрасте преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества.

Формируется акт рассматривания, в то время как преддошкольники очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними.

Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нем признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создает образ незнакомого предмета.

Младший дошкольник еще не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету.

А в 5-7 лет у ребенка появляется систематическое рассматривание, движения взора характеризуются последовательностью. По данным Н.Г.

Агеносовой, время рассматривания простой по содержанию картинки у дошкольника постоянно возрастает, составляя в 3-4 года 6 мин 8 с, в 5 лет — 7 мин 6 с, а в 6 лет — 10 мин 3 с.

Речь дошкольника все больше включается в процессы восприятия. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое. При восприятии нового предмета дети дают ему наименование в соответствии со своим прошлым опытом, относят к определенной категории сходных объектов, иначе говоря, категоризируют.

Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями — сенсорными эталонами.

После 3 лет решающее значение в развитии восприятия приобретают продуктивные виды деятельности. Они требуют не просто учета, а воспроизведения предметных свойств и отношений, чем способствуют усвоению общепринятых эталонов через свойства используемых материалов. Так, в конструировании устанавливаются представления о форме и величине.

Восприятие, становясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Усложняется восприятие времени и пространства, развивается художественно-эстетическое восприятие литературных произведений, живописи, театра, музыки. Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия, как пространство, время.

Подводя итог вышесказанному, мы можем выделить особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

  • зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим
  • осваиваются сенсорные эталоны
  • возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия
  • с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Источник: http://doshkolnik.ru/pedagogika/23242-osobennosti-razvitiya-vospriyatiya-u-deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html

Особенности развития восприятия у детей раннего возраста — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

1 Пылаева Р.Н. 1 1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»
В статье рассматривается развитие процесса восприятия в раннем возрасте, как ведущей психической функции, на основе которой развиваются такие психические функции, как память, внимание, мышление и воображение.

Уделяется внимание использованию разных видов наглядного материала при решении данной проблемы. Актуальность исследования обусловлена наиболее благоприятным периодом развития восприятия в раннем возрасте. Проведен анализ результатов диагностики по определению уровня развития восприятия детей раннего возраста. Для диагностики использовались методики Е.Б. Волосовой.

Анализ цветового восприятия показывает, что с выполнением задания полностью справилось 20 % дошкольников, у 50% дошкольников средний уровень развития восприятия, а у оставшихся 30% низкий уровень развития восприятия.

Анализ восприятия формы показывает, что высокий уровень развития восприятия так же только у 20% дошкольников, у 40% дошкольников средний уровень развития восприятия формы, а у оставшихся 40% низкий уровень развития восприятия формы. Анализ восприятия величины показывает, что показатели развития такое же как и у анализа развития восприятия формы.

У 20% высокий уровень, у 40% средний уровень и у оставшихся 40% низкий уровень развития восприятия величины предметов. Выявлено, что восприятие формы у детей на низком уровне. Восприятия величины выявлено как на низком, так и на среднем уровне.

Автор предлагает комплекс игр и упражнений, направленный на развитие разных видов восприятия у детей раннего возраста: вoсприятие фoрмы, вoсприятие величины, цвeтoвoе вoсприятие. Уточняется наглядный материал для проведения каждой игры и упражнения.

1. Вoлoсoва E. Развитиe рeбёнка раннeгo вoзраста. – М., 1999. – 68с.
2. Левшина Н.И.

Интеграция науки и практики//Детский сад: теория и практика. 2012. № 2. С. 64-73.
3. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников//Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1988-1992.
4. Руслякова Е.Е. Психические состояния и интеллект у детей младшего школьного возраста, обучающих по различным образовательным программам // Мир науки.

2017. Т. 5. № 3. С. 55.
5. Санникова Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации/Л.Н. Санникова //Концепт. -2016. -№9.
6. Степанова О.П., Хабибулин Д.А. Введение в клиническую психологию. Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И.Носова.- Магнитогорск. 2015. 7. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N.I.

, Yurevich S.N., Chernobrovkin V. A. Parental Evaluation of Pre school Education Quality: is it a Problem or an Opportunity? Man in India. 2017.Т.97 № 5.С.171-185.
8. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).—М.:Гардарики, 2005.—349с.

Восприятие в раннем детстве — это ведущая психическая функция, на основе которой развиваются такие психические функции, как память, внимание, мышление и воображение. Среди всех умственных процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми объектами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в области его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых объектах и явлениях. Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия для развития. Восприятие ребёнка формируется в процессе развития конкретной деятельности ребёнка [3;4].

Психологи делят развитие восприятия у детей на три периода (ранний возраст, дошкольный и младший дошкольный возраст). Все эти этапы важны для формирования личности. В дальнейшем, с развитием восприятия люди не только учатся использовать свои чувства, но и создают логические цепочки на их основе.

Проблемы развития восприятия отражены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, таких как Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Локк,Ж.Ж. Руссо, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддяков и другие.

Читайте также:  Интеллектуальные способности дошкольников: особенности развития, компоненты

Как показывает исследование Л. А. Венгера, в раннем возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины, благодаря этому процесс восприятия реальности начинает приобретать опосредованный характер.

На протяжении всего детства ребенок начинает более точно оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и т. д.

Восприятие, как и ощущение, в первую очередь связано с аппаратом анализатора, через который мир воздействует на человека и его нервную систему. Восприятие — это совокупность ощущений.

В связи с тем, что восприятие играет огромную роль в жизни человека, важно изучить его с раннего возраста, когда этот когнитивный психический процесс только начинает формироваться[2].

Шаповаленко И. В. считает, что для наилучшего развития способности восприятия в раннем возрасте необходимо выполнение предметных действий, требующих учёта свойств предметов.

К ним относятся соотносящие и орудийные действия, направленные на подбор предметов по форме, величине, цвету и расположению в пространстве, а также собственно зрительные действия, которые направлены, в первую очередь, на форму и величину предметов [6,с.188].    

Поскольку восприятие играет такую огромную роль в жизни ребенка, нами проведено исследование восприятия у детей раннего возраста. Это исследование было проведено в МДОУ Д/с №130 комбинированного вида города Магнитогорска.

В исследовании участвовали 10 воспитанников, состоящих из 5 мальчиков и 5 девочек в возрасте 2,5-3 года. Цель этого исследования — выявить уровень развития восприятия у детей раннего возраста.

Исследование проводилось с использованием методик E.Б. Волосовой [1].

Цель: определение степени ориентации ребенка в семи цветах спектра, нахождение образца, по просьбе взрослого.

  1. Тест «Занимательная коробка».
  • Цель: определение ориентации ребенка в конфигурации объемных геометрических фигур.
  • Цель: Определить способность ребенка собирать пирамиду из 4-5 колец по рисунку (по порядку убывания размера).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17983

Развития восприятия дошкольников

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ………………………………………5

1.1.Понятие и сущность восприятия………………………………………5

1.2. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста…13

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………33

2.1.Организация 
и ход исследования……………………………………..33

2.2. Анализ результатов исследования……………………………………37

2.3. Рекомендации на развития восприятия………………………………40     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………41

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ 
          
          
     
  •      ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка.

Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. И развитие восприятия у дошкольников в процессе познавательной деятельности не исключение.

     Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет, занимающий особое место в развитии личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет).

     В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений.

Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др.

Чем раньше ребенка начинают воспитывать и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется его психическое развитие.

     От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.

     Проблема психического развития детей, становления человеческой личности является одной из самых сложных проблем психологии и одной из центральных. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован и описан Л.А. Венгером.

  1.      Целью данной работы является исследование особенностей развития восприятия в процессе познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  2.      Объектом исследования является восприятие, как психический процесс развития детей дошкольного возраста.
  3.      Предметом исследования является особенность развития восприятия дошкольников в процессе познавательной деятельности.
  4.      Выделяем 
    следующие задачи исследования:

     1. Проанализировать литературу по проблеме исследования развития восприятия в дошкольном возрасте.

     2. Изучить особенности развития восприятия детей дошкольного возраста.

     3. Провести исследования по изучаемой проблеме.

     4. Разработать упражнения и рекомендации на повышения уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста.

     Выбор методик осуществлялся по тому, насколько данная методика определяет степень развития восприятия у детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

     Практическое 
значение исследования очень велико. Чем больше люди будут знать о восприятии у детей дошкольного возраста, тем эффективнее будет помощь детям.

     Методологической основой данного исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, изучавших закономерности развития восприятия детей на разных возрастных этапах.

     В зарубежной психологии вопросами связанными с исследованием восприятия занимались В. Келер, К. Готтшальд, К. Коффка, Э. Клапаред и многие другие.

     В отечественной психологии А.Н. Запорожца Л.А. Венгером, Л.С. Выготского, Б.М.Теплова, И.П.Павлова, Д. Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

     Исследование 
проводилось на базе ДОУ №2 г. Барановичи. 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

     1.1. Понятие и сущность восприятия

     В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а 
предметы, вещи, явления: не звуки, а 
предметы и явления, производящие звук; не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты.

Поэтому на основе ощущений должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным.

Таким процессом и является восприятие. [1,с.102]

     Восприятие — это отражение человеком предмета или явления в  целом при непосредственном воздействии его на органы  чувств.

Восприятие, как и ощущение, связано прежде всего с анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную
систему человека. Восприятие — совокупность ощущений.


Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, ароматное яблоко,
человек отражает в ощущениях его цвет запах, ощущает его тяжесть, упругость, его гладкую поверхность.

     Однако 
восприятие больше, чем сумма ощущений, получаемых от того же предмета. Воспринимая 
яблоко, человек знает, что это 
именно яблоко, что оно имеет характерный 
вкус, что можно есть, что это 
плод.

Воспринимаемый предмет человек 
всегда  обозначает определенным словом — «яблоко», которым обозначен 
не какой-либо определенный цвет, вкус, форма или запах но весь предмет как целое.«Воспринимать кресло — это значит видеть предмет, в который можно сесть»,— писал французский психолог П.

Жанэ,— «а воспринимать дом,— говорил Вейцзекер,— это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а  напротив, узнать объект, в который можно войти»

     Воспринимая что-либо, человек имеет в виду знакомое  ему  относительно постоянное для данной категории вещей соотношение частей в целом. [8,с.156]

     Восприятием называют отражение в коре головного 
мозга предметов и явлений, действующих 
на анализаторы человека. В отличие 
от процесса ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.

     В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму черноты, твердости и прямоугольной формы.

Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт.

Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления. [8,с.102]

     Восприятие 
предмета как сложного объекта требует 
аналитико-сиитетической функции 
коры. Предмет как целое должен быть выделен на фоне всех других вещей.

Для этого предмета должен быть уже 
знаком человеку, ему должна быть известна определенная группа предметов, к которой 
относится данный, должно быть известно слово, обозначающее эту группу предметов.

Так, слово, являясь названием данной конкретной вещи, дает человеку знание того, что он воспринимает. [9,с.156]

     Восприятие 
не пассивное отражение, а сложная 
деятельность, в процессе которой 
человек глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты.

Важная составная часть деятельности восприятия — движения: движения глаза, рассматривающего предмет, движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним, и т. д. Без движений глаза нет, например, зрительного восприятия.

Если с помощью специального устройства добиться абсолютной неподвижности глаза, то он перестает видеть объект. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т. е. словесное обозначение предмета.

Бывают случаи, когда внешние признаки предмета настолько бедны или изменены, что не позволяют сразу  опознать его. В таких случаях называние предмета вызывает образы, связанные со словом, и они дают возможность быстро узнать предмет. [1,с.102]

     Восприятие — это процесс, связанный по  своему происхождению с внешним практическим действием (А.В.Запарожец). Причем это практическое действие не исчерпывается движением глаз или пальцев по воспринимаемому предмету.

Человек совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат формой практической проверки зрительного (или другого) образа, возникающего на основе непосредственного воздействия предмета на соответствующий орган чувств. [8,с.157]

     В настоящее время существуют различные 
теории процесса распознавания образов. Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко 
и быстро; поэтому может создаться 
впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны.

Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды, в большинстве случаев заканчиваются неудачей.

Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

     Исследования 
психофизиологов показывают, что 
восприятие является очень сложным 
процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы, прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего 
нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения 
органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. [10,с.201]

     В свою очередь, целостное отражение 
предмета требует выделения из всего 
комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным 
отвлечением (абстракцией) от несущественных.

Следует иметь в виду, что восприятие знакомых предметов (чашка, стол), их узнавание происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах.

Полное восприятии таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся другие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое.

Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. е. насколько активно идет отражение этого объекта. [10,с.202]

     Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринят; его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

     Говоря 
о роли желания воспринимать объекты 
окружающего нас мира, мы невольно доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия.

Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства.

Естествен то, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно: наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.

     Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. [10,с.202]

     В процессе восприятия не все анализаторы 
играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от того, какой анализатор играет в 
восприятии основную роль, различают 
виды восприятия. [10,с.207]

     К основным свойствам восприятия следует 
отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Источник: http://stud24.ru/psychology/razvitiya-vospriyatiya-doshkolnikov/85901-264045-page1.html

Особенности развития восприятия дошкольников

Если в процессе восприятия ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, величина и др., — не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом.

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 месяцев: все о том, что должен уметь шестимесячный мальчик и девочка, особенности питания, а также нормы веса и роста и мнение комаровского

При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете.

Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете [11].

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания, измерения и др. в процессе активного познания ребенок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства.

Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности.

За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, прямоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины; о времени [6].

У детей 5 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80 % информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения [9].

К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается его точность. Ребёнок 5 – 7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки.

Есть свои особенности в слуховой чувствительности. Острота тонального слуха ниже по сравнению с взрослыми людьми. При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно их динамическую сторону: ритм и темп.

В этот период существенно усовершенствуется кинестетическая тактильная чувствительность. Показателем их развития может служить различия тяжести предметов. В возрасте 4 – 7 лет эта способность возрастает в 2 раза. Огромное значение в развитии кинестетических ощущений имеют подвижные игры, гимнастика, упражнения (катание на велосипеде, коньках, лыжах, занятия теннисом).

Развивается обонятельная чувствительность. Дети 5 – 7 лет уже делают значительно меньше ошибок в различении запахов, по сравнению с младшими дошкольниками.

К 5 – 6 годам значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства. Дети этого возраста всё чаще проявляют потребность разобраться во всех встречающихся формах. Они уже пробуют установить, на что похож предмет.  Взрослые должны поддержать потребность ребёнка разобраться в формах окружающих предметов.

Дети уже неплохо решают задачи на сравнение длины линий, хуже обстоит дело с решением сложных задач на глазомер. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребёнок подбирает недостающие детали для постройки или делит комок глины при лепке, чтобы хватило на все части предмета. Упражняется глазомер также в аппликации, в рисовании, в играх.

У малышей 5 – 7 лет уже в некоторой мере сформирована способность ориентироваться во времени. Они опираются на существенные признаки в определении времени (утро – « когда светло», «когда солнышко встаёт»). Дети знакомиться с такими категориями, как раньше и позже. В возрасте 6 – 7 лет они оказываются способными понять, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека.

Особо следует рассказать о некоторых особенностях художественного восприятия детей. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведений. Лишь к концу дошкольного возраста появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя.

Оценочные суждения детей этого возраста ещё примитивны, но всё же свидетельствуют о зарождении умения не только чувствовать красивое, но и оценить его.

Развитию художественного восприятия содействуют расширение знаний, представлений об окружающей действительности, развития речи, мышления [5].

Восприятие других людей детьми 5 – 7 лет зависит от взаимоотношений. Оценивая детей, к которым проявляется симпатия, ребёнок называет преимущественно их положительные качества. Сверстников же, к которым нет симпатии, характеризует только с отрицательной стороны.

Важную роль в развитии социальной перцепции детей 5 – 7 лет играет взрослый, который обращает внимание на разные стороны поведения людей, героев произведений, особенности их облика. Именно взрослый должен формировать у детей «точки зрения», «эталоны», с которыми они будут сверять своё поведение, поведение своих товарищей.

Восприятие ребёнка 5 лет ещё носит непроизвольный характер, то есть является непреднамеренным. К 7 годам дети уже могут ставить перед собой цель изучить свойства того или иного предмета, сравнить предметы между собой.

Развитие восприятия даёт возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснить существующие между ними связи и отношения.

Значительную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность. Так, рисование, лепка и конструирование приучают ребёнка более внимательно рассматривать изображаемые предметы, более тщательно их изучать. Правильность восприятия всё время проверяется успехами и неудачами в изобразительной деятельности.

При этом необходимо следить, чтобы ребёнок в своём изобразительном творчестве не увлекался односторонне фантазированием, а постепенно приучался более или менее верно воспроизводить реальные особенности воспринимаемых объектов.

При этих условиях дошкольник переходит постепенно от очень несовершенных схематических рисунков ко всё более точному, полному изображению действительности.

Большое значение в развитии восприятия наряду с изобразительной деятельностью имеют игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их воспринимать [6].

Существенное влияние на развитие детского восприятия оказывают также специально организованные воспитателем наблюдения и экскурсии, работа в уголке живой природы и на участке при детском саде. Значительные успехи дошкольник делает в восприятии рисунка. На первых порах у ребёнка возникают своеобразные трудности.

Дело в том, что художник не может прямо воспроизвести на рисунке всех особенностей изображаемой действительности. Так, он не может на плоскости бумаги прямо передать объём реального предмета и пользуется здесь приёмами перспективного изображения глубины.

Подобно этому он не может в статическом рисунке прямо передать движение, и принуждён изображать последнее через какой-либо отдельный выразительный момент.

Для того чтобы избежать ошибок в восприятии рисунка, ребёнок должен научиться правильно учитывать особенности изображения. Для этого у младшего дошкольника ещё не хватает соответствующего опыта.

Например, четырёхлетний ребёнок, увидев на переднем плане мальчика, а на заднем — избушку (уменьшенную в соответствии с законами перспективы), воскликнул: «Вот большой мальчик и маленький, игрушечный домик».

Тот же малыш, посмотрев на рисунок, где бегущие мальчики были изображены в тот момент, когда одна нога касалась земли, а другая высоко поднималась вверх, решил, что мальчики стоят в какой-то необычной позе, и объяснил это тем, что они «делают физкультуру». При подборе иллюстраций для дошкольников приходится учитывать это своеобразие восприятия детьми изображений.

Систематические занятия, проводимые в детском саду, беседы по картинкам, рассматривание иллюстраций в книжках постепенно приводят дошкольника к правильному восприятию даже относительно сложных изображений.

Одновременно со зрительным у них развиваются также другие виды восприятия, среди которых нужно в первую очередь отметить осязательные и слуховые. Осязательные восприятия, образующиеся в результате сочетания кожных и двигательных ощущений, совершенствуются под влиянием различных практических действий с предметами, а также специальных дидактических игр и занятий [16].

Интенсивному развитию музыкального слуха детей дошкольного возраста способствуют музыкальные занятия в детском саду: движения под музыку, пение и слушание музыкальных произведений. Работа над культурой речи дошкольника составляет необходимое условие для развития восприятия звуков родного языка.

Если у младшего дошкольника эти восприятия оказываются ещё во многом несовершенными (малыши путают отдельные звуки, заменяют одни другими, пропускают некоторые из них), то к концу дошкольного возраста ребёнок должен безошибочно различать элементы устной речи и правильно произносить звуки родного языка.

На протяжении дошкольного возраста, под влиянием соответствующей воспитательной работы, возрастает роль словесных сигналов в организации детского восприятия.

Дети постепенно научаются смотреть и слушать то, что требует воспитатель, согласовывать своё восприятие с тем планом игры или занятий, который воспитатель даёт им в словесной форме.

В дальнейшем они начинают сами, учитывая обстоятельства, формулировать словесно стоящие перед ними задачи, что придаёт их восприятию преднамеренный и планомерный характер.

Таким образом, включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.

Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними.

Следует отметить, что работа, направленная на развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка.

Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу. Школьное обучение сразу же предъявляет большие требования к умению внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока, и пр.

Список использованной литературы

  1. Агеносова Н.Г. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста / Н.Г. Агеносова. – М.: Прогресс, 2013. – 220 с. 
  2. Ананьев Б.Г.  Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко — М.: Просвещение, 2009. – 204 с.
  3. Богуславская З.М. Влияние построения предметной модели формы на восприятие ее признаков у детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская  // В сб. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. — М.: Академия, 2011. – С. 188 – 191.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009.- 536 с.
  5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. – М.- Минск: АСТ, КДУ, Харвест, 2010. – 400 с.
  6. Запорожец А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер — М.: Прогресс, 2011. — 394с.
  7. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец — М.: Просвещение, 2013. — 98 с.
  8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колючкий — М.: Творческий центр, 2012. – 464 с.
  9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 608 с.
  10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова – М.: Академия, 2010. – 543 с.
  11. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. — М.: Педагогика, 2009. – 238 с.
  12. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду /  Н.Н. Поддьяков – Харьков: Основа, 2013. – 392 с.
  13. Попова М.И. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца. — М.: Педагогика, 2009. – 278 с.
  14. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. — М.: Академия, 2011.- 378 с.
  15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн — СПб: Питер, 2010 — 712 с.
  16. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова — М.: Владос, 2013. – 550 с.
  17. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Академия, 2009. – 436 с.
  18. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин — М.: Прогресс, 2010. – 328 с.

Источник: http://student.zoomru.ru/psih/osobennosti-razvitiya-vospriyatiya-doshkolnikov/285729.3384759.s2.html

Ссылка на основную публикацию