Характерные особенности сюжетно ролевых игр старших дошкольников

Интенсивно личностное становление начинается в дошкольном возрасте. Малыш приобретает первые знания о ближайшем его окружении. Успешно складываются первичные представления о других людях, о труде.

Ребенок получает первые навыки правильных поступков, основы культуры поведения. Самое главное приобретение на данном возрастном этапе ребенка — это формирование его личностных качеств, положительных или отрицательных сторон характера маленького человека.

Зарубежные и российские ученые отмечают важную роль воспитательного процесса ребенка старшего дошкольного возраста. Дошкольному воспитанию в наши дни отводится ряд функций, которые имеют кроме всего прочего государственное значение в обществе.

Важные личностные стороны раскрываются в деятельностной активности. Кстати, наиболее эффективно это осуществляется в рамках ведущей деятельности дошкольника.

У детей дошкольного возраста ведущая деятельность — игровая. В ходе организованного руководства играми дошкольников укрепляются психические процессы, волевые усилия. Ребенок глубоко усваивает нормы нравственности, получает общественный и социальный опыт.

Сюжетно-ролевые игры правомерно причисляются к распространенным видам игровой деятельности. Играя, ребенок старшего дошкольного возраста активен, самостоятелен, свободно взаимодействует с детьми.

Сюжетно-ролевой вид игры помогает малышу окунуться во взрослый мир.

В чем состоит особенность сюжетно-ролевой игры?

Игровая деятельность всегда эмоционально насыщена. Дети старшего дошкольного возраста увлечены, проявляют себя в игре с творческой стороны, придумывая и осуществляя свой замысел.

В игре данного вида всегда наблюдается конкретная сфантазированная ситуация, которую дети составляют из определенного сюжета, придумывают и воплощают множество ролей. Структурные компоненты рассмотрим далее.

Сюжет и виды игры

Характерные особенности сюжетно ролевых игр старших дошкольников

Сюжет игры состоит из целого ряда разных событий, объединенных между собой, как в настоящей жизни. Игровой сюжет раскрывает содержание. Все исполнители сюжета имеют свои характеры, тесно взаимосвязаны в игровом пространстве.

В играх бытового характера дети старшего дошкольного возраста играют в семью; в играх с профессиональным уклоном дети ходят «на работу», примеряют на себе роль продавца, медика и т.д.; в социальных играх дети играют в школу, библиотеку и др.

Содержание сюжетно-ролевой игры

На игровой замысел влияет уровень сформированности первичных представлений о людях, их труде.

Содержание и методика организации игр различны во все возрастные этапы.

Характерные особенности сюжетно ролевых игр старших дошкольников

  • Младшие дети, играя «во врача», например, меряют температуру, осматривают больному горлышко.
  • Очень интересно, когда ребятишки начинают уговаривать кукол не плакать.
  • Трех-четырех-летние малыши играют, используя героев сказок, припоминая книжки, которые читал им воспитатель или кто-то из родителей.

На 4-5 год жизни дети показывают интерес к играм с иным содержанием. Например, игры в детский сад. Ребятишки изображают, как они кушают, пьют из игрушечной посудки, причмокивая и пристукивая ложечкой.

В старшем дошкольном возрасте к содержанию и сюжету игры подходят осознанно. Особенности сюжета черпаются из мультфильмов, детских книжек.

Какие роли в игре берет на себя ребенок?

В дошкольном возрасте ребенок пробует управлять играми, придумывать интересные роли.

Трехлетний малыш начинает представлять себя взрослым, хочет действовать самостоятельно. Играя, он пробует поступать, как делают взрослые люди, как родители, бабушки, дедушки.

Например, девочки берут на себя роль мамы, укладывают кукол спать в кроватку, поют им колыбельные песенки.

Мальчики обычно изображают роль папы, «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ездят на машине».

После «работы» малыш показывает, как он «приходит домой», «читает газету». И девочки, и мальчики своим голосом, речью, жестами показывают, что они «большие».

Сюжетно-ролевые игры — отличительные особенности

  1. Отличительная особенность игровой ситуации в том, что дети пытаются мысленно и вербально показать свою «взрослость».
  2. При этом у них возрастает самостоятельность, являющаяся особенной чертой ролевой игры.

  3. Организация и особенности игры помогает детям старшего дошкольного возраста выбрать товарища по игре, создавать игровые правила.
  4. Дети строго следят за тем, чтобы все участники строго соблюдали эти правила.

Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития дошкольника?

Когда дети подчиняются игровым правилам, у них складывается привычка поступать хорошо в разных ситуациях.

Дети осваивают моральные нормы, у них формируется позитивный взгляд на труд взрослых, воспитываются положительные качества характера.

Характерные особенности сюжетно ролевых игр старших дошкольников

Следующим благоприятным моментов игры назовем развитие эмоций у детей. Эмоциональное развитие в игре возможно потому, что в игры всегда богаты эмоциями, с которыми в жизни ребенок может еще и не встречался.

Оказывается, дети изображают игровые чувства вполне искренне, не притворяясь. Детские чувства по сюжету настоящие и часто оставляют свой след в сознании малыша.

  • Моральные качества ребенка также с успехом воспитываются в игре.
  • Значительные преобразования происходят у ребенка старшего дошкольного возраста и в интеллектуальной сфере, ведь чтобы организация игры стала успешной, необходимо придумать замысел, что связано с умственным развитием.
  • Если интеллект достаточно хорошо развит, то сюжет игры будет интересным, содержательным.

Особенности и длительность игрового сюжета помогает в развитии творчества. Сюжеты игр не повторяются, дети придумывают все новые и новые ситуации, фантазируют.

При этом осуществляется развитие воображения и мышления дошкольника.

При длительном пребывании ребенка в игровой роли, он вникает в смысл изображаемого.

Средства организации сюжетно-ролевой игры

Чтобы сюжет игры был более содержательным, необходимо использование различных игрушек, предметов из игрового уголка.

Если дети не находят подходящих предметов для осуществления действия, то они с легкостью заменяют одни предметы и игрушки другими, придумывают для них недостающие признаки.

Сюжетно-ролевые игры и речевое развитие

Игровая деятельность ребенка немыслима без использования речи. Посредством слова дошкольник выражает свои мысли и чувства. Чем лучше развита речь ребенка, насыщеннее игровой сюжет.

Руководство замыслом игрового сюжета осуществляется посредством речи.

Развитие игры и речи взаимосвязаны. Игра способствует развитию речевых умений, которые явно появляются в ходе игры, но также и игровые умения развивается под действием речи. Малыш комментирует свои игровые действия, выражает свои мысли.

Организация, особенности и значение ролевой игры в общении дошкольников велико. Дети учитывают желания друг друга, учатся отстаивать свой замысел, взаимодействовать друг с другом.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в детском саду

Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого.

У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Сюжетно-ролевые игры требует согласованных действий участников.

Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.

Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей игровой деятельности. Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно.

Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры начинают с расширения знакомых игровых ситуаций. Постепенно сюжет усложняется, игра приобретает новый оттенок, руководство играми ослабляют. Дальше уже можно придумывать ход игрового действия.

Придумывание может и должно быть совместным. Дети старшего дошкольного возраста дополняют замысел друга, развивают тему. Педагог должен поинтересоваться, во что играют дети, предложить составить элементы игры, ее структурные возможности.

На подготовительном этапе участники высказывают виды и свои варианты игры, проявляя инициативу и творчество. Педагогу важно поддерживать высказывания детей, хваля их за творческий подход.

Спустя минут 5 можно из предложенных вариантов выбрать наиболее содержательную ситуацию, пофантазировать о ходе игровых действий, и далее дети могут играть вполне самостоятельно.

Продолжая играть в самостоятельном режиме, дети старшего дошкольного возраста идут от придуманного сюжета, создают похожие сценарии игр, роли. Так раскрываются компоненты творчества и совместной работы.

Итак, ведущая деятельность дошкольников — игра — эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. В игре ребенок на практике получает полезные знания об окружающей действительности.

Как любая творческая деятельность, ролевая игра, приносит радость малышам, имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для дальнейшего обучения качеств.

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/syuzhetno-rolevye-igry.html

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте — Детский сад №7 "Филиппок" города Лангепаса

Дошкольное детство — самый важный период ста­новления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к лю­дям, к труду, вырабатываются навыки и привычки пра­вильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинирован­ность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения об­щественного опыта. В игре формируются и развивают­ся все стороны личности ребенка, происходят значитель­ные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дош­кольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творчес­кие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроиз­водят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справед­ливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются: 1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и воспи­тателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нра­вится, а ребенку это в сотни раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребе­нок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре форми­руется положительное отношение к образу жизни лю­дей, к поступкам, нормам и правилам поведения в об­ществе. 2. Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ре­бенку становится недостаточно заменять отношения иг­рой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу. 3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное раз­витие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отече­ственные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А, Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольни­ков часто присутствуют такие слова: «как будто», «пона­рошку» и «ло правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяет­ся: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, во­дитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попав­шего в аварию товарища. Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский так­же отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя но­вую роль, погружается в воображаемый мир. И, неза­висимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игру­шечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положе­но совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку». С усложнением игры и игрового замысла чувства де­тей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чув­ства. Когда ребенок подражает космонавтам, он пере­дает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за пору­ченное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое обо­снование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение дей­ствий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формиру­ется эмоциональный мир малыша. 4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит разви­тие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формирова­нием его интересов. У детей дошкольного возраста воз­никает интерес к различным событиям жизни, к раз­ным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вслед­ствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображени­ем. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «кос­монавтов») продолжаются неделями, постепенно раз­виваясь. Появление длительной перспективы игры го­ворит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малы­шей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение де­тей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает. 5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображе­ния и творчество. Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность дей­ствий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путе­шествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказыва­ется и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и па четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яр­кие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвер­том и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи меж­ду разными явлениями жизни. Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, ко­торые помогают ему действовать в соответствии со взя­той на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его во­ображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к пред­метам игры, тем больше сходства ищут с действитель­ностью. 6. Развитие речи. В создании образа особенно велика роль слова. Сло­во помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способ­ности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказывают­ся отсталыми и в развитии воображения. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои дей­ствия, и этим самым осмысливает их; словом он пользу­ется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда це­лые эпизоды игры создаются с помощью слова. Осо­бенно заметна роль слова в так называемых режиссерс­ких играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обыч­ной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу. Виды сюжетно-ролевых игр: — Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праз­дники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрос­лых, их отношениях. — Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, биб­лиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожар­ные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия). — Игры на героико-патриотические темы, отражаю­щие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). — Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зай­ца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержа­нию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята от­ражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение. — «Режиссерские» игры, в которых ребенок застав­ляет говорить, выполнять разнообразные действия ку­кол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры зара­нее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их ли­тературными или воображаемыми признаками. Уровни развития сюжетно-ролевой игры: Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в опреде­ленной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия де­тей однообразны и часто повторяются. Роли не обозна­чены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникнове­ния игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре. Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более пол­но и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей иг­рушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игруш­ки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объеди­няться 2—3 человека. Третий этап. Основное содержание игры — также дей­ствия с предметами. Однако они дополняются действи­ями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначе­ны и распределяются до начала игры. Игрушки и пред­меты подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответ­ствии с ролью. Логика, характер действий и их направ­ленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действи­ями партнеров, не связанных друг с другом, не соотне­сенных с ролью. Продолжительность игры увеличива­ется. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные яв­ления. Четвертый этап. Основное содержание игры — отраже­ние отношений и взаимодействий взрослых друг с дру­гом. Тематика игр может быть разнообразной: она оп­ределяется не только непосредственным, но и опосре­дованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же иг­рам, или на основе личных симпатий и привязаннос­тей. Игры одного содержания не только длительно по­вторяются, но и развиваются, обогащаются, существу­ют долгое время. В игре на этом этапе четко выделяется подготови­тельная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек -самоделок). Требование соответствия жизненной логике рас­пространяется не только на действия, но и на все по­ступки и ролевое поведение участников. В игру вовле­каются до 5—6 человек. Вышеперечисленные уровни отражают общее разви­тие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возра­стной группе смежные уровни сосуществуют. Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно пред­ставить в следующей сводной таблице. Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко)

Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации.
3-4 года Отдельные игровые действия, носящие игровой характер. Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет – цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый.
4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер. Роль называется. Дети по ходу игры могут менять роль. Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Роли распределяются до начала игры. Дети придерживаются своей роли до конца игры. Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых.
6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество) Техника игровых действий условна. Не только роли, но и замысел игры проговаривается до начала игры. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.
Читайте также:  Сколько должны спать дети: в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев

Источник: https://www.sites.google.com/site/mdoudskv7/home-2/methodcabinet/igra—eto-vazno/osobennosti-suzetno-rolevoj-igry-v-doskolnom-vozraste

Специфика сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей присущи все основные черты игры в наибольшей полноте. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры.

 Стержень игры – роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно, берут на себя роли тех взрослых или детей, действия или поступки которых произвели на них большое эмоциональное впечатление.

Интерес определяет и место роли в игре, и характер взаимоотношений: равноправия, подчинения. управления. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетной игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образцам.

Взятая роль придает определенную направленность, смысл действия с предметами.

  •  В сюжете используется два вида действий: оперативные и изобразительные «как будто», соответствующие действиям взятой роли.
  •  Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы: общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослым; частный мотив – интерес к событиям, действиям с предметами, стремление к совместной деятельности, желание стать субъектом своей деятельности.
  • С возрастом игры меняются, возрастает богатство сюжетов.

Для сюжетно-ролевой игры старших дошкольников характерным является направленность на создание игрового сюжета как самоценного продукта игры. Ребенок старшего дошкольного возраста может обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок может в общих чертах представить изображаемые события.

На данном возрастном этапе появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие содержания игры.

У ребенка старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Поэтому содержанием
детских игр
становятся не только режимные моменты, но и различные
праздники, экскурсии, труд взрослых
, героизм людей.

Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой. В играх наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки.

Например, мама проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, купает и одевает его, но и воспитывает, читает ему книжки, ведет к врачу. В свою очередь, врач не только ставит градусник, дает таблетки, но и заботливо уговаривает, успокаивает больного.

Читайте также:  Игровая деятельность дошкольников: виды, особенности, функции

В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда.

На данном возрастном этапе появляются более сложные игры, как по содержанию, использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации.

Это уже сюжетно-ролевые игры, которые продолжаются неделю, две, месяц и т. д., с постепенным развитием и усложнением содержания; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей.

Их тематика преимущественно связана с современной жизнью («Космонавты», «Путешествие на Северный полюс», «Путешествие в Антарктиду» и др.) или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами.

В этих играх содержание непрерывно развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, с развитием навыков применять эти знания, с совершенствованием конструктивных умений.

Длительные сюжетно-ролевые творческие игры
приобретают особое значение для комплексного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.

В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, растёт самостоятельность.

В результате такого рода игра становится наиболее эффективной формой организации интересной жизни детей в дошкольном учреждении.

Дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В подобных случаях легче воздействовать на ребенка через любимый им образ.

В такой игре ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Педагогу необходимо использовать этот фактор для воспитания у детей умения согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу в осуществлении замысла, в выполнении определенной роли.

Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников.

Если игры младших дошкольников определяются в основном теми впечатлениями, которые получают дети в процессе непосредственного общения с окружающим, то в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт, т. е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых.

Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).

Разнообразное содержание сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение, каких – либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. К началу пятого года жизни, когда ребенок уже овладел основами ролевого поведения, педагогу важно научить его развертывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль.

Для этого ребенку необходимо показать, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями. Например, врач может взаимодействовать не только с пациентом (или несколькими пациентами), но и с медсестрой, поваром, другим врачом.

Для того чтобы ребенку открылась возможность установления множественных ролевых связей в игре, педагог может организовать, к примеру, следующую игру.

Воспитатель предлагает ребенку основную роль, сам берет себе дополнительную. Это могут быть роли шофера автобуса и пассажира.

Проиграв ситуацию, связанную, например, с посадкой пассажира в автобус, воспитатель вводит новую сюжетную ситуацию, требующую появления нового персонажа, и меняет свою роль: «Давай у тебя кончился бензин, а вот заправочная станция. Я теперь бензозаправщик. Сколько вам налить бензина?» и. т. п.

После этого «поездка» может продолжаться. Далее взрослый вводит новую сюжетную ситуацию: «Давай у нас автобус сломался, а на дороге машина стоит. Я теперь водитель машины. Ты меня попросил помочь».

Когда педагог вводит в игру «такую же» роль, как у ребенка (второй «шофер»), то происходит игровое общение одинаковых персонажей, инициатором которого является взрослый, — обсуждение содержания их работы, их отношений с другими ролями, что тем самым уточняет представление детей о социальных ролях.

Если в такой игре воспитатель сначала последовательно меняет игровые роли, в следующий раз он может взять на себя основную роль, а ребенку в ходе игры предложить менять роли (можно использовать тот же сюжет, если он привлекает ребенка, а если нет, то аналогичным образом построить новый сюжет).

Когда ребенок научится устанавливать различные связи и овладеет сменой роли, он начнет более свободно развертывать самостоятельную содержательную игрус партнерами-сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности и интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам.

К старшему дошкольному возрасту игра становиться совместным видом деятельности дошкольников. С возрастом увеличивается и количество участников игры. У старших дошкольников могут участвовать в игре от 3 до 5 человек.

Одним из эффективных средств формирования у детей умений согласованноразвертывать
новые разнообразные сюжеты игры
является совместная игра воспитателя с детьми, однако по форме она совершенно отлична от игры воспитателя с детьми на предыдущих возрастных этапах.

Это своеобразная совместная «игра-придумывание», которая протекает чисто в словесном плане. Воспитатель начинает такую игру с детьми не с придумывания совершенно новой истории, а с частичного преобразования известного детям сюжетного текста. Постепенно педагог подводит детей ко все более сложным изменениям знакомого сюжета, а затем — к придумыванию совершенно новых историй.

Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят детей к изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее структуре начинает выделяться подготовительный период.

Сначала в подготовительный период дети только договариваются о теме игры («Во что будем играть?»), иногда распределяют роли.

Постепенно в процессе договоренности они уже начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим ребят, поспим, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование.

Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и установлению правильных товарищеских отношений в игре. Потребность в сговоре у детей появляется в связи с развитием игры.

Педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного персонажа, организует прослушивание грамзаписей.

Игровые образы ребенок создает творчески, сознательно. Он не просто воспроизводит жизнь, слепо копирует ее.

В изображение тех или иных ситуаций, героев дети вносят много элементов творчества, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием сказок, рассказов, добавляя свою выдумку, что свидетельствует об активности воображения.

Увлекательная, сложная по содержанию игра, удовлетворяя стремление ребенка участвовать в событиях, переживаемых страной, доставляет ему радость.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут сами распределять роли.

У детей старшей группы возрастает и требовательность к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, дети могут обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе.

Для качества выполнения роли важно отношений к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу.

Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей ДОУ, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры.

Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

Почти всегда дети в подготовительный период готовят игровую обстановку
(подбирают игрушки, сооружают постройки и т. д.).

Для развития игры в старшем дошкольном возрасте характерно изменение требований, которые дети предъявляют к игрушке. Младшего дошкольника привлекает в игрушке возможность воспроизведения тех действий, которые составляют основное содержание игры.

Игрушка может быть обобщенной и наделена лишь некоторыми яркими чертами, которые позволяют определить назначение ее и возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу.

Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, которая приближается к модели предмета.

Основная задача руководства играми старших дошкольников — развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

Также педагог обязательно должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания.

В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу.

Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.

Во всех группах, в том числе и в старших, воспитатель время от времени должен предлагать новую тему игры
(преимущественно тем детям, чьи игры становятся стереотипными).

При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес.

Приемы предложения новой темы игры могут быть различны: чтение книг и рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей или рассказ о том, как сам воспитатель играл в детстве, рассказ о тех играх, которые он видел у других детей, и т. д.

Итак, на протяжении старшего дошкольного детства происходит развитие и усложнение сюжетно-ролевых игр.

Источник: https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/841-specifika-sjuzhetno-rolevoj-igry-v-starshem.html

Особенности развития сюжетно-ролевых игр дошкольников

Необходимо отметить, что ребёнок в своём развитии закономерно проходит ряд периодов и этапов от младенческого возраста до взрослого состояния, и каждый период имеет свои особенности.

К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается опыт, знания, развивается воображение, что приводит к усложнению содержания игры.

Игровые сюжеты отражают непоследовательность проявления событий в реальной жизни, комбинирование, преобразование их соответственно желаниям и намерениям ребёнка.

Важный момент в развитии игровой деятельности детей состоит в том, что с возрастом происходит изменение её сюжета и содержания. Прослеживается движение от игр на бытовые сюжеты к играм, связанным с производственной и общественной жизнью людей. В процессе развития детей игры перестают быть полностью подражательными, и всё более становятся самостоятельными и творческими.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют лини её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуть игру и т.п. Свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют

Читайте также:  Развитие ребенка в 5 месяцев: что должен уметь малыш, режим дня, питание и уход для мальчиков и девочек, а также нормы роста и веса

дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация. которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребёнка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребёнка приобретает характер перевоплощения.

Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов.

Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Сюжет представляет собой отражение ребёнком определённых действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.

) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полёт на Луну).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий.

Так, в каждую эпоху происходили серьёзные, иногда экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр.

На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбёжки, эвакуацию мирных граждан, госпиталь, партизан, блокаду Ленинграда, парад Победы и др.). После полёта Юрия Гагарина в космос (12 апреля 1961 г.

) дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (стоят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времён и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, – отмечает Д.Б. Эльконин, – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребёнка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. В содержании игры выражены разные уровни проникновения ребёнка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности.(с чем человек действует: «человек – предмет»).

Затем, по мере понимания ребёнком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек – человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик – кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

Игра ребёнка имеет свои составляющие, свой собственный уровень развития. Игра предполагает определённый сюжет (например, игра в «дочки-матери»), в ней имеются роли взрослых, которые выполняются (играются) детьми (роль папы, мамы, дочери и т.д.). Перечень сюжетов и играемых детьми ролей, их качественное содержание свидетельствуют об уровне их психического развития.

Д.Б. Эльконин отмечает, что старшие дошкольники играют в более сложные игры, чем их младшие товарищи. Учёный даёт характеристику сюжетно-ролевых игр по основным её параметрам (таблица).

Таблица

Характеристика игры младших и старших дошкольников.

Параметры игры Младшие (3-5 лет) Старшие (5-7 лет)
1. Сюжет Отображение трудовых действий взрослых + отражение отношений между людьми
2. Количество ролей 1-2 7-10
3. Правила игры Не осознаются Устанавливают сами
4. Игровые действия Однообразные (1-3) Много свёрнутых и развёрнутых; жесты и слова
5. Появление новых игровых ситуаций С помощью взрослых С помощью взрослых и самостоятельно
6. Объединение игр Невозможно Возможно
7. Игровой материал Использование готовых предметов и игрушек Готовые и самодельные игрушки, заменяющие в плане воображения
8. Продолжительность Кратковременные: в 3 – 4 года – от 10 до 15
минут; в 4 – 5 лет – от 40 до 50 минут
Долговременные: несколько часов и даже дней
9. Предварительное планирование Нет Есть

Е.В. Зворыгина в своих исследованиях указывает на то, что в первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребёнок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой и режиссёрской игры.

Первым таким этапом является ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные предметы, игрушки. Её содержание составляют действия-манипуляции, которые ребёнок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки.

Уже с 3 – 4 месяцев младенец тянется к игрушкам, которые подвешивают над его грудью (кольца, гирлянды из мелких шариков и др.), рассматривает их: случайно натыкаясь на предмет, радуется, пытается повторить движение.

В 5 – 6 месяцев ребёнку предлагают игрушки из разных материалов (резиновые, деревянные, пластмассовые), отличающиеся по форме, цвету, величине. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею, постукивать. Ребёнку дают и игрушки-вкладыши, а также различные звучащие игрушки.

Взрослый, обращаясь к малышу по имени, показывает игрушку и действия с ней. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребёнок познаёт её свойства.

В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребёнка: тянется к погремушке, захватывает её, рассматривает, стучит по краю манежа, бросает за бортик манежа, слушает, как она загремела и так далее. Такая преднамеренность действий с предметами – предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Внимание 7 – 8-месячного ребёнка обращают на свойства игрушек. Его учат играть с ними в зависимости от этих свойств: катать шарик, складывать в коробку мелкие игрушки, сжимать и разжимать резиновую рыбку.

Малыши овладевают действиями с некоторыми бытовыми предметами: вкладывают мисочки одна в другую, закрывают кастрюльку или коробку крышкой. Ребёнка 9-10 месяцев учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам: снимать и надевать на стержень колечки, накладывать 2- 3 кубика один на другой.

Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребёнка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, то есть обобщать действия.

Третий этап развития игры относится к концу первого – началу второго года жизни. Формируется сюжетно-отобразителъная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку). Воспитатель учит малышей отражать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом (условном) плане.

Для развития сюжетно-отобразительной игры необходимы образные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач. Перед ребёнком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.

В этом отличие игровой задачи от практической, направленной на получение практического результата .

В течение второго года жизни ребёнок должен научиться следующему: выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить её, катать в коляске, варить еду, перевозить в машине игрушки, грузы и т.п.), дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями. Детям предлагают для игры разнообразный материал: образные игрушки, предметы-заместители.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей.

Исследования, проведённые А.П. Усовой и её учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства:

Уровень неорганизованного поведения, которое ведёт к разрушению игр других детей (ребёнок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям).

Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые ещё не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других.

Однако в последние годы возросло число детей с признаками агрессивного поведения, с тенденцией к разрушению. Поэтому и среди старших дошкольников встречаются дети первого уровня.

Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребёнок сосредоточен на своей игре, умеет её организовывать, является предпосылкой для перехода к совместным играм.

Уровень игр рядом проявляется в том, что двое – трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел.

Ценность этого уровня заключается в том, что у ребёнка складывается понимание, как надо относится к игре другого: нельзя мешать, следует в случае необходимости считаться с другим (потесниться, обменяться игрушкой или уступить свою).

На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих.

Уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребёнок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнёров и подчиниться справедливому требованию.

Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел ещё неустойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нём. Кто-то может выйти из игры, что приведёт к её распаду, конфликтам. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать её.

Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока ещё не чувствуют своей связи и зависимости в общей деятельности.

Уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребёнок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре.

Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность взаимодействия связана с заинтересованностью в содержании игры.

На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, организовать её и играть долго.

Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединённые дружескими интересами, способными уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия .

Ценность той или иной игры заключается не только в том, как она развивает движение, формирует воображение, представления об окружающем, но и в том, какие формы общественного поведения создаёт, какие качества нравственного порядка активизирует.

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность, в ней ребёнок испытывает внутреннее

субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Возможности сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему эмоциональный внутренний комфорт.

Источник: https://sundekor.ru/referat/bystro/osobennosti-razvitiia-siuzhetnorolevykh-igr-doshkolnikov/

Ссылка на основную публикацию