Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Какие игры помогут развивать внимание дошколят?

В педагогике представлены в большом количестве игры на внимание, поэтому при их отборе важно знать, к какому виду они относятся и с какой целью проводятся. Педагоги выделяют настольные, подвижные, сюжетные, словесные. При обучении все они являются развивающими играми и могут с успехом использоваться не только для развлечения, но и для полноценного развития ребенка. 

Важно: родителям не стоит подменять игры упражнениями, хотя они зачастую похожи действиями. Отличие их состоит в том, что упражнение направлено на отработку определенных навыков, в нем присутствует обязательная техника выполнения. В игре главная цель — всестороннее развитие малыша через развлечение, введение его в окружающий мир без принуждения.

Чаще играйте с детьми в настольные игры!

Классическими играми на развитие внимания у дошкольников давно признаны всевозможные лабиринты. Их легко организовать в домашних условиях. Они развивают такие свойства, как сосредоточенность, распределение, интенсивность, устойчивость внимания. Поле для лабиринтов можно найти в детских журналах или развивающих книжках.

Самым интересным вариантом будет поле, подготовленное родителями или старшими детьми. Когда ребенок освоит такую игру, он может сам принимать участие в рисовании полей и придумывании сюжетов.

Лабиринт ‒ достаточно утомительное занятие для малыша, чтобы поддержать интерес к такого рода играм, нужно поддерживать детскую инициативу в придумывании сюжетов, например:

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

  • «Как бабочке добраться до цветочка»;
  • «Где встретятся зайчики?»;
  • «Помоги мышонку доползти до норки»;
  • «Какая дорожка приведет Красную Шапочку до бабушкиного домика?». Сюжеты могут быть разными: из знакомых сказок, рассказов, мультфильмов, из жизни животных и растений. 

Взрослый раскладывает на столе игровое поле с лабиринтом, в центре располагается предмет, до которого надо добраться главному действующему лицу. Правило для старшего дошкольника: проследить путь героя глазами, младшему и среднему предлагается пройти его при помощи дорожки, прочерченной карандашом.

Еще одним подобным развлечением являются действия со всевозможными линиями: ломаными, петельками и т. д. 

«Запутанные линии»

Аналогично лабиринтам готовят игровое поле, на котором рисуют запутанные линии, выводящие героев сюжета к определенным предметам. Так же как и в предыдущем варианте, сначала взрослый готовит игровые поля, а потом привлекает к этому малыша. В отличие от лабиринтов эти развлечения предполагают действия нескольких объектов: животные, знакомые сказочные герои, предметы и т.

д. Их можно предлагать ребятишкам разных возрастов, но отличительным моментом будет количество линий и действующих лиц. Для малышей должно быть не более двух объектов, линии расчерчиваются разным цветом для каждого объекта. Для старших деток количество объектов увеличивается до 3-4, линии имеют одинаковый цвет.

  Сюжетами могут быть сценки из жизни или знакомых произведений: 

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

  • Помоги зверушкам добраться до своих домиков (зайчику ‒ в норку, белочке ‒ в дупло)»;
  • «Кто по какому телефону разговаривает (Карлсон ‒ по синему, Малыш ‒ по красному)?»;
  • «В какой мяч будет играть каждый мальчик (трое или четверо действующих лиц)?».

Сейчас все большую популярность набирают настольно-печатные игры с правилами. Они хороши тем, что кроме тренировки внимательности и устойчивости внимания, формируют у детей усидчивость, умение довести дело до конца, соревновательные качества, логическое мышление. Все это в дальнейшем поможет успешному обучению ребенка в школе.

«Барабашка»

Игра развивает устойчивость внимания, предназначена для средних и старших дошкольников. Задание предполагает действия с несколькими предметами, а малыши еще не могут распределять свое внимание. Интереснее действовать нескольким участникам, поэтому можно использовать игру для семейного досуга.

 На игровом поле выкладывается предметный ряд: красное кресло, синяя книга, зеленая бутылка, серая мышка и белое привидение. Ведущий предлагает карточки с их изображениями в разных вариациях. Игроки должны быстро проанализировать карточку и выбрать нужный предмет.

Если изображение не совпадает с выложенными предметами, нужно выбрать тот, который отличается всеми свойствами: цветом, формой, назначением.

«Доббль»

Увлекательная популярная игра с правилами, которая помогает развитию зрительного восприятия, внимательности. Могут играть детки разных возрастов, интересно использовать в семейном досуге.

Ведущий раздает игрокам по одной карточке, остальные выкладываются стопкой вверх на середине стола. На карточках изображены по восемь разных предметов: животные, смайлики, символы, игрушки и т. д. Каждое изображение индивидуально, но на паре карт есть совпадения.

Необходимо увидеть это совпадение, назвать его и забрать карту себе. Выигрывает тот, у кого больше всего соберется карточек. 

«Перемешка»

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Подвижные игры на развитие внимание дошколят

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Классикой стали игры с мячом, правила которых аналогичны для различных сюжетов. Они развивают не только внимательность, но и ловкость, меткость, устойчивость внимания. Движения просты в исполнении, требуется лишь только подготовить словесный ряд, в зависимости от того, какое задание собирается предложить взрослый. Ведущий бросает мяч игроку и называет слово, ребенок должен поймать мяч, если слово подходит по правилам.

«Съедобное — несъедобное»:

(банан, каша, ложка, конфета, мороженое, бумажка, огурец, помидор, камень);

«Летает — не летает»:

(самолет, воздушный шар, машина, вертолет, ракета, пароход);

«Прыгает – не прыгает»:

(кенгуру, кузнечик, медведь, белка, зайчик, лиса). Для разнообразия можно предложить детям при возврате мяча самим называть слова по правилам.

«Скажи наоборот»

Игра несколько отличается от предыдущих тем, что играющий должен вернуть мяч с противоположным словом. Поэтому играть можно со средними и старшими дошкольниками, у которых уже достаточно хорошо развит активный словарь, например: белый – черный, влево – вправо, зима – лето, высокий – низкий и т. д. Малышей обучают таким действиям постепенно, своместными усилиями придумывая слово.

«Веревочка»

Так же, как и предыдущее развлечение, формирует внимательность и наблюдательность. Ведущий крутит веревочку по кругу то выше, то ниже, предлагая ребенку внимательно следить за движением и стараться уклоняться от веревочки, приседая, подпрыгивая и т. д.

Подвижные игры без предметов также будут интересны детям и помогут решать задачи на развитие внимания у дошкольников.

«Запрещено»

Игровое задание развивает внимательность, сосредоточенность.Ведущий договаривается с ребенком, какие движения запрещены. Затем быстро показывает определенные движения, а играющий повторяет их, кроме запрещенного. 

«Огуречик – огуречик»

Хорошо известная народная забава, которая очень нравится маленьким деткам. Развивает наблюдательность, устойчивость внимания. Ребенок прыжками приближается к взрослому, пока он произносит слова:

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

  • Огуречик – огуречик,  Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, 
  • Тебе хвостик отгрызет.
  • При последних словах малыш убегает, а ведущий догоняет его.

«Лапушка-кисонька»

Старинная народная забава, которая помогает развиваться наблюдательности, внимательности и сосредоточенности. Родитель располагает руки ладони вверх, а малыш прикладывает к ним свои ладошки.

Взрослый легонько поглаживает детские ручки круговыми движениями, повторяя: «Кисонька, лапушка».

Затем, добиваясь сосредоточенности малыша на ручках, меняя интонацию голоса, слегка хлопает по рукам маленького играющего: «Брысь под лавку!» После нескольких действий играющие меняются ролями. Как вариант игры, можно использовать потешку при поглаживании:

Кисонька — мурысонька, ты где была? — На мельнице. Кисонька — мурысонька, что там делала? — Муку молола? Кисонька – мурысонька, что из муки пекла? — Прянички. Кисонька — мурысонька , с кем пряничка ела? — Одна.

Не ешь одна, не ешь одна.

Игры с сюжетом на развитие внимания

Наиболее интересными и доступными для дошколят всех возрастов являются игры с сюжетом. В них дети находятся в своей привычной среде, интересные задания на внимательность только обогащают эти игры. 

«Экскурсия в зоопарк»

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

«Наш веселый детский сад»

В такой сюжет можно играть с детьми всех возрастов, развивать у них сосредоточенность, устойчивость, наблюдательность, внимательность.

Родитель предлагает для всех игрушек в доме устроить детский сад, где вместе с дошколенком ухаживает за ними, «кормит», «учит» их.

В сюжете можно использовать настольные, словесные, подвижные игры, которыми ребенок занимается вместе со своими «игрушками-воспитанниками». Когда дошкольник увлекается сюжетом, действие может продолжаться несколько дней. 

«Магазин»

Игра очень интенсивная, требует определенных навыков, словарного запаса, поэтому поначалу роль продавца берет на себя взрослый, старший ребенок. Играющий должен внимательно рассмотреть выставленные предметы и рассказать, какой из них он хотел бы купить. После того, как малыш освоит такой сложный сюжет, можно меняться ролями.

Роль словесных игр в развитии внимательности 

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

«Веселые задачки» 

Игра в задачки не только помогает закрепить знания о числах, но и развивает внимательность, переключение внимания, умение мыслить без опоры на наглядность.

Ценно то, что игра помогает оценить уровень внимания. К такому развлечению необходима подготовка взрослого: нужно подобрать стишки соответствующего содержания или придумать самому.

Примерная подборка стихотворного материала может быть следующей:

Барсучиха-бабушка  Испекла оладушек.  Угостила двух внучат — Двух драчливых барсучат.  А внучата не наелись,  С ревом блюдцами стучат.  Ну-ка, сколько барсучат 

Ждут добавки и молчат?

Повезло опять Егорке,  У реки сидит не зря.  Два карасика в ведерке  И четыре пескаря.  Но смотрите — у ведерка,  Появился хитрый кот…  Сколько рыб домой Егорка 

На уху нам принесет?

У Коли и Марины.  Четыре мандарина.  Из них у брата — три. 

А сколько у сестры?

У домика утром Два зайца сидели И дружно веселую песенку Пели. Один убежал, А второй вслед глядит. Сколько у домика

Зайцев сидит?

Ежик по грибы пошел,  Десять рыжиков нашел.  Восемь положил в корзинку,  Остальные же — на спинку.  Сколько рыжиков везет 

На своих иголках еж?

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Сколько съедено морковок?

«Доскажи словечко»

  1. Развлечение помогает решить многие задачи воспитания: развивает речь, мышление, устойчивость внимания.
  2. В кране нам журчит водица, мойте чище свои … (лица).
  3. Разгрызешь стальные трубы, если часто чистишь… (зубы).
  4. Здоровье в порядке  –  спасибо …(зарядке).

  5. Я ключом открыть не смог на дверях большой … (замок).
  6. Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо).
  7. Зеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день).

Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь, потому что он … (медведь).

Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису).

В этой речке утром рано утонули два … (барана).

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-razvivat-vnimanie-uvlekatelnye-igry-dlya-doshkolnikov

Упражнения и игры на развитие памяти и внимания для детей 5-6 лет

Внимание – это элемент восприятия, мышления и памяти, благодаря которому человек может воспринимать информацию избирательно, концентрируясь на том, что ему сейчас важно и интересно. Без этой способности обучение было бы невозможным.

Читайте также:  Как определить темперамент ребенка и обеспечить индивидуальный подход

Но маленькие дети крайне неусидчивы, и порой добиться от них концентрации на каком-то одном занятии довольно трудно.

Расскажем о свойствах внимания и особенностях его формирования у дошкольников, а также о том, какие игры можно использовать для его развития.

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Свойства внимания и особенности развития

Внимание бывает нескольких видов. Заметьте, что маленьким детям больше свойственно непроизвольное, или непреднамеренное, внимание.

  • Непроизвольное — концентрация на заинтересовавшем объекте, например на ярком предмете.
  • Произвольное – когда возникает необходимость сосредоточиться на чем-либо с определенной целью и требуются волевые усилия.
  • Послепроизвольное – когда происходит снятие волевого напряжения и ребенок уже с интересом выполняет какую-либо деятельность.

Произвольное внимание у дошкольников развивается в основном благодаря усилиям взрослых. Родители дают понять ребенку, что нужно сделать, чтобы получить определенный результат.

Например, чтобы получить десерт, нужно помыть за собой посуду. Малыш прикладывает усилия, чтобы сосредоточиться на занятии, так как у него есть мотивация.

В процессе мытья ему может понравиться возиться с водой и тарелками, поэтому из произвольного его внимание переходит в послепроизвольное.

Также существует слуховое и зрительное внимание. Например, когда взрослый учит ребенка, переходя дорогу, смотреть по сторонам – он тренирует зрительное внимание. А когда учит различать сигналы автомобиля, гудок поезда или светофора – развивается слуховое.

У внимания есть свойства, на развитие которых и будут направлены упражнения.

  • Объем – это количество информации, которое человек может удержать в сознании.
  • Сосредоточенность – способность сконцентрироваться на чем-либо.
  • Устойчивость – способность долго сохранять сосредоточенность.
  • Переключаемость – умение переводить внимание между разными объектами.
  • Распределение – способность уделять внимание одновременно нескольким делам или объектам.

У дошкольников эти свойства развиты слабо. Именно поэтому малыши не могут заниматься долго одним и тем же. Это объясняется особенностями детского развития: психика ребенка просто устает, так как воля еще только начинает формироваться и требуется много сил для того, чтобы сосредоточиться.

Для развития необходимо включать упражнения, начиная с более простых и постепенно усложняя задачи. Очень важно добавлять игры на развитие памяти, так как это позволит постепенно увеличивать объем воспринимаемой информации и разнообразить сами задания.

Иногда требуются вспомогательные препараты для концентрации внимания. Если вы заметили, что ваш малыш слишком рассеян или гиперактивен, обратитесь к своему педиатру, чтобы он выписал рецепт.

Примеры игр и упражнений

Чтобы правильно подобрать игры на развитие памяти и внимания, ориентируйтесь на следующие правила – так ребенку будет интересно и не слишком сложно.

  • Для детей 5-6 лет лучше подобрать подвижные игры или с элементами творчества, позже – дидактические.
  • Сначала старайтесь разделять упражнения, развивающие слуховое и зрительное внимание, иначе малыш запутается.
  • Меняйте игру, как только заметили, что ребенок потерял к ней интерес или начал баловаться или уставать.

Существуют целые картотеки игр и пособия, где вы можете подобрать упражнения индивидуально под своего ребенка. Сейчас это все можно найти в форме презентации или видеоформате для вашего удобства.

Рассмотрим, какие можно использовать игры и как правильно усложнять их с возрастом.

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Подвижные игры на развитие слухового внимания

Цель: научить ребенка концентрировать внимание на каком-либо звуке или слове и ориентироваться в пространстве.

  • «Звон». Это игра напоминает «Прятки», только вы берете с собой погремушку или колокольчик, можно даже использовать хлопок в ладоши. Попросите малыша отвернуться к стене и досчитать до 5, а сами спрячьтесь в другой комнате. Когда ребенок скажет «Я иду искать!», хлопните 2 раза или позвоните. Он должен вас найти по звуку. Меняйтесь местами, чтобы малышу не надоедало.Есть и усложненный вариант. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, ориентируясь только на звук. Желательно не уходить в другую комнату, чтобы ребенок не ушибся и не споткнулся. Такое веселое упражнение хорошо проходит в компании детей.
  • «Елки-палки», или «Елки-пеньки». Объясните малышу, что елки высокие, а пеньки низкие, поэтому когда он услышат слово «пеньки», ему нужно будет присесть, изобразив пенек, а при слове «елки» – встать и потянуть руки вверх. Ребенок будет ошибаться, что обычно сопровождается веселым смехом.Усложненный вариант. Теперь вы, говоря «елки», опускаете руки вниз и слегка присаживаетесь, чтобы запутать малыша, и наоборот. Объясните ему, что он должен концентрироваться только на том, что вы говорите. Сначала ваши движения будут сбивать его, а потом он научится избирать нужную информацию.

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Подвижные игры на развитие зрительного внимания

Цель: научить концентрироваться на зрительном образе и тренировать память.

  • «Что поменялось местами?» Расставьте предметы (желательно яркие и запоминающиеся) на столе, стуле, кресле и диване (4 предмета будет достаточно). Попросите малыша запомнить, какой предмет и где находится. Затем он должен отвернуться, а вы – поменять два предмета местами. Когда малыш повернется, ему нужно будет сказать, что изменилось и вернуть предметы в нужное положение. Усложненный вариант. Постепенно увеличивайте количество предметов и уже не просто меняйте их местами, а перекладывайте вещь вообще в другое место (например, на подоконник). А ребенок должен будет ее найти.
  • «Дождик-солнышко». Нарисуйте на одной карточке дождь, а на другой солнце и скажите малышу, что когда пойдет дождь, нужно спрятаться под навес (стол, одеяло или зонт), а когда выглянет солнышко, нужно выбежать и танцевать. Показывайте ему ту или иную карточку.Усложненный вариант. Используйте картинки «лето», «зима», «осень», «весна» и следующие действия: если «зима» – нужно накинуть на себя куртку (или одеяло), если «весна» – надеть галоши. Если «осень», то схватить зонтик, а если «лето» – петь и танцевать.

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Дидактические и командные игры

Игры в компании очень нравятся подросшим малышам. Можно использовать следующие варианты.

  • «Ключики». Ключи вы можете нарисовать или использовать настоящие, среди них должны обязательно быть одинаковые пары. Попросите ребенка подобрать эти пары. Пусть внимательно рассматривает, совпадают ли ключи. Дальше усложняйте игру: нужно будет убрать ключ из одной пары, а ребенок должен определить, какого ключа не хватает.
  • «Какая буква повторяется?» Эта игра подходит для старших дошкольников и детей младшего школьного возраста, так как ребенок должен хорошо знать алфавит. Необходимо повторять друг за другом слова, начинающиеся с одной буквы, а малыш должен сказать, что это за буква. В усложненном варианте нужно загадать слово, которое также ребенок должен разгадать по буквам. Буквы записывайте или складывайте из магнитов или карточек.
  • «Скрытые картинки». За хаотичными линиями нарисован какой-либо предмет, который нужно назвать. Картинки можно распечатать или нарисовать самостоятельно. Упражнение подходит детям от 5 до 7 лет. Дошкольникам предлагайте картинки с одним скрытым предметом, а школьникам – с 2 и 3. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть картинка.
  • «Запрещенное слово». Игра хорошо проходит в команде, можно даже играть на выбывание или за очки. В этой игре можно использовать мяч. Выберите какое-то слово или фразу, например «зеленый», и скажите малышу, что если он услышит это слово, то мяч ловить нельзя, а если не услышит, то можно. И говорите ему: «На траве сидел кузнечик!» (ребенок ловит мяч и возвращает вам), «А трава была зеленой!» (малыш отбивает мяч).
  • «Запомни цвет». Это командная игра для 3-4 человек, с возрастом можно увеличивать количество участников. Раздайте детям ленты разных цветов или платки, которые нужно будет повязать на шею. Попросите ребенка запомнить, у кого какая лента. Затем он должен отвернуться, а остальные участники – поменяться лентами. Ребенок должен будет вернуть ленты на место. Это упражнение хорошо тренирует память.
  • «Запомни картинку». Покажите ребенку картинку, где изображено какое-то действие, и попросите запомнить изображение как можно подробнее. Давайте подсказки: во что одеты герои, чем занимаются, какая погода, какие это животные и т. п. Затем переверните картинку или уберите и задайте малышу несколько вопросов по ней. Вы также можете использовать небольшой мультфильм и составить вопросы по просмотренному сюжету.

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/igry-na-razvitie-vnimaniya

Игры для дошкольников на развитие внимания

28.01.2019

Игровые формы являются универсальным средством развития детей дошкольного возраста. Они содействуют формированию познавательных процессов, становлению личности ребенка.

В данной статье приведены дидактические упражнения и игры на развитие внимания у дошкольников.

От того, как мы развиваем внимание ребенка в дошкольном возрасте, зависит его подготовленность к обучению в школе. 

Игры для младших дошкольников на развитие внимания

Малышам от 3-х до 4-х лет все еще трудно сосредоточить внимание на речи и словесных упражнениях.
Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игрыПоэтому в развитии внимания нужно задействовать зрительное восприятие. Следует также учитывать, что способом познания у младших дошкольников выступает наглядно-действенное мышление. Дети в этом возрасте могут разглядывать картинки, повторять действия, сравнивать предметы. Именно такие игры подойдут им для тренировки внимания.

  1. Строй, как я! Возьмите два набора кубиков разного цвета (не более 5-ти). Сядьте рядом с малышом, взяв один набор себе, а второй разложив перед ребенком. Постройте простенькую конструкцию из своих трех-четырех кубиков. Предложите малышу построить так же. Если дошкольник справился, но без учета цвета, обратите его внимание на этот факт. Похвалив малыша, побудите его выполнить еще раз. По мере того, как ребенок справляется, усложняйте конструкции и добавляйте новые геометрические формы (конус, цилиндр…)
  2. Чего не хватает куклам. Посадите три куклы в ряд. Скажите, что они собираются кушать. Поставьте перед двумя куклами по тарелке, еще двум положите по ложке, и также поставьте две чашки. Все расположите так, чтобы для каждой куклы было выделено два предмета. В сторонке должны стоять предметы посуды, как нужные, так и лишние. Спросите ребенка, чего не хватает первой кукле, второй… Пусть ребенок дополнит «сервировку».
  3. Что потеряли? Нарисуйте простенькую сюжетную картинку: дом, дерево, солнышко, облако и пр. На отдельном листе примерно повторите основу рисунка из трех основных элементов. Далее спрашивайте у малыша, что еще нужно добавить, сравнивая оба рисунка.

Игры на внимание для детей среднего дошкольного возраста

Пятилетний ребенок знает и умеет гораздо больше младшего дошкольника. Он имеет словарный запас от 2 тыс. слов, понимает количественные и качественные соотношения (больше – меньше, сильнее – слабее), воспринимает словесные инструкции. Соответственно, расширяется диапазон игр и упражнений на внимание для дошкольников.

Читайте также:  Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста: а также способы формирования воображения и мышления у младших и старших дошкольников

Упражнения с опорой на зрительные сигналы

  1. Обед для Матрешек. Подготовьте набор колечек от пирамидки и набор разных по размеру палочек. Они будут выполнять роль столовых приборов для матрешек. Поставьте перед ребенком задачу подобрать каждой матрешке «тарелку» и «ложку» в соответствии с ее ростом.

  2. Каждому предмету свое место. Разложите в два ряда 6 или 8 мелких предметов. Пусть дошкольник внимательно посмотрит, какие предметы и где они находятся. Ребенок отворачивается и считает до трех. За это время взрослый меняет местами 2-4 предмета. Ребенку предстоит вновь вернуть все на свои места.

  3. Хозяюшка. Смешайте в одной мисочке фасоль, горох и гречневую крупу (по ложке каждого составляющего). Ребенку предстоит рассортировать содержимое. Точно также можно смешать пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, чтобы потом дошкольник разложил их на три кучки.

    Кроме развития внимания, такое упражнение способствует тренировке мелкой моторики.

  4. Внимательный покупатель. Подготовьте несколько рисунков, состоящих из одних линий. Но линии не хаотичны. Они являются контурами изображений овощей и фруктов.

    Заинтригуйте дошкольника тем, что он пришел в овощной магазин, в котором нет витрин. Продавец продаст только те фрукты и овощи, которые ребенок найдет на рисунке. Пример рисунка:  Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Игры на слуховое внимание для дошкольников

  1. Именины. Сообщите ребенку, что у куклы день рождения, и скоро придут гости поздравить именинницу. Выбираете 5-6 игрушек (это и есть гости), придумывая каждому имя. Ребенок рассаживает гостей вокруг импровизированного стола и угощает всех чаем, обращаясь к каждому по имени.

  2. Слушай хлопки! Договоритесь с детками, что они примут определенную позу, услышав хлопки. 1 хлопок – превращение в лягушку, присев на корточки и прикоснувшись руками к полу; 2 хлопка – превращение в аиста, стоящего на одной ноге; 3 хлопка – произвольная ходьба.

    Дети свободно двигаются по комнате и выполняют команды, прислушиваясь к хлопкам.

Упражнения на развитие внимания у старших дошкольников

Игры для старших дошкольников на развитие внимания более сложны. Он требуют сосредоточения и концентрации внимания. К тому же они часто содержат соревновательное условие, в соответствии с которым самые невнимательные выбывают из игры. Старших детей подобные упражнения подзадоривают, и они с интересом потом выполняют их без участия взрослого.

  1. Оглянись вокруг. В эту игру можно играть, где угодно. Достаточно определиться с тем, что нужно увидеть в непосредственном окружении. Например, по дороге в детский сад или в магазин называть все, что имеет круглую форму. Или же сосредоточиться на восприятии цвета и называть желтые, зеленые объекты.
  2. Запомни картинки. Используются заранее подготовленные карточки с изображением одного предмета. Картинки 10-12 штук раскладываются в ряд, и дошкольник смотрит на них 1-2 минуты. Затем карточки убираются, а ребенок перечисляет все изображения, которые запомнил. Упражнение также развивает оперативную зрительную память.
  3. Рыба-птица-зверь. Групповая игра, в которой один человек является ведущим. Ведущий в форме считалки указывает на каждого участника и произносит: «рыба-птица-зверь-рыба…». Эта цепочка повторяется столько, сколько считает нужным ведущий. Он может остановиться на любом из этих слов, и, указывая на участника, замолчать. Это значит, что участник должен назвать конкретный вид рыбы, птицы или зверя (в зависимости от крайнего слова). Названия нельзя использовать повторно. Если ответ верный, игра продолжается в том же составе. Если игрок дал неверный ответ, он выбывает из игры. Ожидание ответа ограничивается счетом раз-два-три.
  4. Повтори и дополни. Лучше, чтобы в игре принимали участие 4-7 человек. Первый участник называет слово, второй повторяет услышанное слово и добавляет свое. Третий – повторяет те слова, которые прозвучали, и дополняет цепочку своим словом. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
  5. Слушай – исполняй. Упражнение способствует развитию внимания и памяти. Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. Проговаривает первый раз медленно, и повторяет второй раз в обычном темпе. После этого дети воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил ведущий. Несколько примеров действий:
  • Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
  • Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.
  • Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.

Эта игра особенно интересна детям, если принимает участие несколько человек. Даже самые рассеянные дети стараются прислушаться и выполнить все действия.

Игры, представленные в данной статье, можно применять для занятий как с одним ребенком, так и с группой детей. Отлично, если взрослый выступит не только в роли организатора, но и в качестве партнера. Тем более что для многих упражнений не нужны специальные условия. С ребенком можно поиграть с пользой для его внимания во время самой обычной прогулки в парк.

При подборе упражнений для дошкольников на развитие внимания придерживайтесь принципов усложнения от простого к сложному и привлекательности заданий. Также учитывайте особенности темперамента ребенка, влияющие на скорость переключения внимания.

Игры для дошкольников на развитие внимания Ссылка на основную публикацию Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Источник: https://alldoshkol.ru/process/igry-dlya-doshkolnikov-na-razvitie-vnimaniya

Консультация для родителей по теме:«Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания.»

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объектах, действиях дисциплинирует его волю, организует внимание [1; 2; 8].

В дошкольном возрасте ребенок может удерживать внимание в течение довольно длительного времени: шестилетние дети занимаются интересной игрой целый час, а за рисованием проводят и полтора-два часа.

Произвольное внимание дошкольника формируется в разных играх (ролевых, дидактических), требующих и сосредоточенности внимания на конкретных объектах, действиях, и его распределения. Однако все-таки преобладает непроизвольное внимание. Дошкольник легко переключается с нужного, но менее интересного дела на пустячное, но увлекательное.

В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что у него преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся.

Это тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Важно уделять время мотивации обучения. Чем сильнее интерес к школе, тем серьезнее, ответственнее ребенок выполняет задание [3; 7].

Оказывают влияние на характер внимания и индивидуальные особенности личности дошкольника. Их необходимо учитывать во избежание недоразумений. Так, пассивные, вялые флегматик и меланхолик кажутся невнимательными, но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем легко узнать, спросив их по теме.

Непоседливый, излишне разговорчивый сангвиник кажется невнимательным, тем не менее его ответы на вопросы учителя свидетельствуют о том, что он работает вместе со всеми. Конечно, есть дети просто невнимательные. Причины различны: леность мысли, несерьезное отношение к учебе, повышенная возбудимость центральной нервной системы.

Учитель, развивая у детей внимание, воспитывает внимательность как черту характера [4; 9; 11; 12].

Как развивать внимание дошкольника?

Этот вопрос часто волнует и родителей, и педагогов. Помочь в развитии внимания смогут специальные задания и упражнения, наиболее эффективные из которых приводятся в статье.

Кроме того, они будут способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, памяти, наглядно-образного и логического мышления, а выполнение графических упражнений – развитию мелкой моторики и координации движений руки [2; 6; 8; 11].

При выполнении заданий ребенку потребуется помощь родителей: объяснить задание, проверить правильность его выполнения, не забыть похвалить за старание.

Если малыш затрудняется, необходимо предложить выполнить аналогичные упражнения.

Перед началом занятий обязательно создать у ребенка положительный эмоциональный настрой, ни в коем случае не допускать переутомления – это может вызвать нежелание учиться.

Упражнения и игры для развития внимания:

1. «Кто наблюдательнее?»

Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.

2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают числа. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.

21 12 7 1 20
6 15 17 3 18
19 4 8 25 13
24 2 22 10 5
9 14 11 23 16

Время, затраченное на выполнение задания детьми 6 – 7 лет, должно быть равно 1 – 1,5 мин.

3. Игра «Черный с белым не носи».

Эта игра, представляющая собой вариант старинной игры, рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней участвуют двое – ребенок и взрослый, который контролирует выполнение правил игры.

Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был внимательным, так как вы постараетесь его подловить.

Затем можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей.

Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее количество вопросов.

Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку, раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие запретные слова, например да и нет.

  • 4. «Поиграй в сыщика»
  • Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры
  • Найти и раскрасить треугольники желтым цветом, многоугольники – синим.

5. «Найди свое счастье».

Найти два цветка с пятью лепестками.

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

6. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Предлагается детям, умеющим читать. На бланке напечатаны буквы в случайном порядке, в каждой строке примерно 30 букв. Ребенок внимательно просматривает каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова и подчеркнуть их.

  1. одыраметлакаиогуавтобусшыгмио (дыра, метла, автобус)
  2. отшмолрорввуранстралгпалканио (палка)
  3. квиаипшубаывакртьамамаоипсазш (шуба, мама)
  4. трпмдыммылойьмшцысорзщнтспржо (дым, мыло, сор)
  5. фпитзмкунцзниакотелмартпомячв (котел, март, мяч)

Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Буквы и слова между ними можно набрать на компьютере или написать от руки.

7. Найди отличия.

Сравни картинки между собой и назови отличия.

В школе ребенку нужно будет не только внимательно слушать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или ином случае. А значит – не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний.

Игры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игрыИгры на развитие внимания у дошкольников: упражнения и дидактические игры

Библиография

1. Айзман Р.И., Великанова Л.К., Жарова Г.Н. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – Новосибирск, 1987.

2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой! – Москва, 1991.

3. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабо подготовленным ученикам. – Киев, 1985.

4. Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. – Кишинев, Лумина, 1990.

5. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – Москва, 2001.

6. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ – ПРЕСС, Южно-Уральское кн. изд-во, 1997.

7. Немов Р.Ф. Психология. Учебник для ВУЗов. – М., 2001.

8. Овчарова Р. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1991.

9. Семановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. – Ярославль, 1997.

10. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.

11. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет – М., 2000).

12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.

Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/1767-konsultatsiya-dlya-roditelej-po-teme-vnimanie-doshkolnika-uprazhneniya-i-igry-dlya-razvitiya-vnimaniya.html

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания дошкольников

Дошкольный
возрастной период характеризуется бурным развитием речи, способностью  к замещению, к символическим действиям и
использованию знаков при общении, наглядно-действенным и наглядно­-образным
мышлением, повышенным вниманием к окружающему, воображению, хорошей памятью.

Возникающее неудержимое, естественное для этого возрастного периода стремление к
овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия
с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и
радости жизни.

В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию
освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В возрасте с трех до
семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что можно говорить о детской
личности.

  • Развитие внимания  в данный период имеет ряд особенностей:
  • —       расширяется круг предметов, их признаков, а
    также действий с ними (ребенок может взаимодействовать с 2-3 предметами);
  • —        сосредоточение
    на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных
    произведений, повышенное внимание к слову, речи;
  • —        формирование
    предпосылок для развития произвольного внимания;

—       внимание становится более устойчивым. Поддержание
устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием
любознательности, познавательных процессов.

—       у слабо концентрированных детей   наблюдаются трудности переключения и
распределения.

Развитие
внимания дошкольника связано с изменением организации его жизни, В этот период
ребенок осваивает новые виды деятельности -игровую, трудовую, продуктивную. В
4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого.

Воспитатель
все чаще говорит дошкольнику:  «Будь
внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования
взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного
внимания связано с усвоением средств управления им.

Первоначально — это внешние
средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте
таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую
функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», —
говорит малыш по дороге в зоопарк.

Он намечает цель «посмотреть», а затем
внимательно рассматривает интересующие его объекты.

Таким
образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием
речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.
Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил
поведения, становлением волевого действия.

Например, малышу хочется
присоединиться к игре других детей, но нельзя, потому что  он сегодня дежурит по столовой, ему необходимо
сначала помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на
выполнении этой работы.

Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему
нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания
внимания уже не требуется.

Работа по
развитию переключения и устойчивости внимания должна осуществляться в следующих
направлениях: использование специальных упражнений на тренировку объема,
распределения и концентрации внимания; выполнение упражнений, являющихся
основой формирования внимательности как свойства личности. Ниже приведены
несколько несложных игр на развитие внимания у дошкольников младшего и старшего
возраста.

Игры и упражнения, направленные на развитие
устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно
распределять и переключать внимание

Игра «Найди
букву»

Для игры
понадобится небольшой текст, напечатанный крупными буквами и ручка. Дайте
ребёнку текст (даже если малыш ещё не умеет читать) и покажите, какую букву
надо подчеркнуть.

Если у ребёнка внимание ещё плохо развито, то нарисуйте
букву, которую ему надо подчеркивать на отдельном листе, и положите листок с
буквой перед ребёнком. Объясните, что просмотреть надо каждую строчку.

Затем
измените и усложните задание. Например: «Зачеркни букву Б, и подчеркни букву
С».

Для детей
3-ъх летнего возраста подойдут 2 — 3 предложения крупным шрифтом. Чем лучше
справляется малыш, тем больше слов добавляется в текст. Пятилетнему ребёнку
можно давать тексты из 2 — 3 абзацев.

Примечание:
игры этой серии развивают
устойчивость и концентрацию внимания, тренируют умение произвольно распределять
и переключать внимание

Упражнение
«Лабиринты»

Ребенку
показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?”
Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают
какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти
домик, в котором живёт её бабушка.

Сначала
предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием,
ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта
переходят к более сложному.

Игра «Золушка»

Для игры
понадобятся горсточки трёх разных круп: фасоли, гороха и чечевицы.

Смешайте по
несколько горошин каждой крупы в небольшой мисочке и предложите ребенку
разобрать смесь из круп. Ребёнку надо будет выбрать из мисочки каждую крупу в
отдельные тарелочки или просто кучки.

Чем старше
ребёнок, тем больше по количеству и меньше по размеру крупы можно использовать.
Для трёхлетнего малыша достаточно будет по 5-7 горошин фасоли и гороха.
Пятилетнему ребёнку можно давать разбирать смешанные рис, гречу и чечевицу.

Игра «Найди
пару»

Для игры
понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно вырезать из бумаги
пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц. Выложите перед
ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание
подобрать пары.

Если это полоски, значит, ему необходимо подобрать пары полосок
одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц.
Для трёхлетних детей будет достаточно 3 — 5 пар разных предметов.

Чем старше и
опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов
можно ему давать.

Игры и упражнения,  направленные на развитие активного внимания

Упражнение «Будь
внимателен!»

Дети шагают
по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать
выполнять определенное действие: на слове «зайчики» — прыгать, на слове
«лошадки» — ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — бегать,
раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

Игра «Ухо-нос»

По команде
«Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете
вместе с ними эти действия по команде, но через некоторое время начинаете
делать ошибки.

Упражнение
«Зеваки»

Дети идут по
кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”)
останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и
начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала.
Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в
комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка.

Они объявляются
победителями и им все хлопают

Игры, направленные на развитие объема внимания

Игра «Что
пропало?»

Покажите
малышу 3-7 игрушек, затем спрячьте одну из них. Количество игрушек должно
соответствовать возрасту ребенка, для самых маленьких достаточно 3-х игрушек,
для детей 3-4 лет их может быть до 7. После чего спросите ребенка, чего не
хватает.

Игра «Что
изменилось?»

Поставьте
перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время
уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка
спрятана.

Игра «Найди
игрушку»

Выберите
любую не очень большую игрушку и спрячьте её. Затем расскажите ребёнку, что вы
спрятали и предложите найти игрушку по подсказкам.

Примеры подсказок, по
которым можно искать игрушку: за синим, за жёлтым, под квадратным, под круглым,
на деревянном. Когда ребёнок нашёл игрушку, он становится ведущим и прячет
игрушку, а Вы ищете её по подсказкам ребёнка.

Если в игре участвует несколько
детей, то роль ведущего переходит по очереди каждому ребёнку.

  1. Упражнения, направленные на развитие
  2. наблюдательности,
    концентрации и устойчивости внимания
    .
  3. Упражнение «Найди отличия»

Покажите ребенку
два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от
другого. Если он затрудняется в определении, то предлагают получше рассмотреть
картинки, а также помогают ребенку принять решение  наводящими вопросами.

Упражнение «Дни недели»

Суть
игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши,
а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром
темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.

Упражнение «Обведи картинку»

 Картинку,
состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых
имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к
следующим. В итоге должно получиться изображение, например, кораблика.

 Материал подготовлен Анастасией Алексиной, практическим психологом ДШИ №6

Источник: http://dshi6.kharkov.ua/page/igry-i-uprazhnenija-sposobstvujushhie-razvitiju-vnimanija-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию