Развитие личности в дошкольном возрасте: этапы формирования и особенности

Каждый родитель желает видеть своего ребенка умным, красивым, счастливым и хорошо развитым человеком. Поэтому никто не хотел бы пускать процесс развития детей на самотек: все мы стремимся как-то помогать ребенку развиваться.

Мы рассказываем ему стишки, поем вместе с ним песенки, придумывает разные игры, общаемся, учим читать и писать. Однако в этом деле очень важно действовать грамотно и последовательно. Было бы немудро требовать от ребенка того, чего он пока не способен сделать в силу своих возрастных особенностей.

И было бы очень правильно развивать в нем те способности, на которые уже давно пришла пора обратить внимание. И для того, чтобы правильно воспитывать своих маленьких детей, очень важно знать, какими особенностями и способностями они обладают в те или иные возрастные этапы развития.

Дети до года

Развитие личности в дошкольном возрасте: этапы формирования и особенности

Дело в том, что человек с самого своего рождения начинает процесс познания окружающего мира. Формируются способности слышать звуки и отделять один звук от другого. Также мозг ребенка учится разделять поступающую в него зрительную картинку на различные объекты, фокусироваться на одном из них и запоминать его.

К шести месяцам у детей проявляется особый интерес к цветам и начинает формироваться процесс развития восприятия пространства. Спустя всего месяц малыш с удовольствием начинает взаимодействовать с предметами: он их складывает в коробочки, открывает крышки отличает маленькие предметы от больших.

Самый первый этап становления личности человека. Именно в этом возрасте закладываются самые глубинные, самые прочные и нерушимые свойства личности человека.

Считается, что те черты характера и особенности личности, которые были приобретены в этом возрасте, практически не поддаются коррекции на протяжении всей жизни.

Поэтому для родителей важно понимать, что наступил очень ответственный этап, когда начинается полноценное воспитание детей.

Ранний возраст можно условно разделить на три дополнительных периода, каждому из которых соответствуют свои возрастные особенности развития:

От года до полутора лет. Период становления самостоятельности детей. Теперь ребенок не ждет, когда родители выполнять все его просьбы. Многое он пытается уже делать самостоятельно. Он много ползает по дому, чтобы добраться до интересующих его предметов. Он часто падает, набивает себе шишки, но продолжает старательно исследовать жилое помещение.

Первые звуки или даже слова, исполненные смысла, ребенок обычно начинает произносить в этот период своего развития.

И хотя ребенок еще не может правильно произнести слово или фразу целиком, родители уже начинают понимать, что он имеет в виду. Идет активная фаза запоминания слов. Ребенок внимательно слушает, что говорят родители.

И, не смотря на то, что он даже не пытается произносить большинство услышанных слов, все же они откладываются у него в памяти.

Несмотря на то, что ребенок не способен пока отвечать родителям и полноценно с ними разговаривать, очень важно много времени уделять общению с ним в этот период. Потому что именно сейчас начинает активно пополняться его словарный запас. Родители могут называть окружающие ребенка предметы, рассказывать для чего они нужны.

От полутора до двух лет. Продолжает развивать приобретенные раньше возрастные умения, начинает осознавать свое место в окружающем мире, зарождаются первые черты его характера.

То есть уже сейчас становится очевидным, какие черты личности скорее всего будут преобладать в его характере на протяжении всей жизни. Этот период, когда родители, образно говоря, начинают знакомиться со своим чадом.

К этому времени большинство детей начинают активно принимать участия в процессе собственного одевания.

Развитие личности в дошкольном возрасте: этапы формирования и особенности

Никогда не стоит запрещать детям брать в руки интересующие их предметы и рассматривать их. Если какой-то предмет представляет для малыша опасность, то самое лучшее решение – это сделать так, чтобы он вообще не попадался ему на глаза.

Иначе многочисленными запретами родители могут поселить в детях страх познания чего-то нового, выработать в нем комплексы, мешающие его обучаемости в подростковые годы и на протяжении всей жизни. Не запрещайте ребенку копаться в шкафах.

Ему очень нравится открывать различные ящички и вытаскивать из них все предметы и всю одежду.

Это важная особенность полезна для развития детей. Таким образом малыш проявляет естественную потребность к познанию мира и обыкновенное любопытство. Не стоит запрещать ему это делать.

От двух до трех лет. Ребенок уже научился ходить, взаимодействовать с предметами, у него полноценно развито зрение и другие органы чувств. Наступил черед самой активной фазы умственного развития.

Сейчас малыш проявляет немного меньше физической активности, чем это делал раньше. Зато он становится наиболее общительным. Ему нравится разговаривать со взрослыми, и нужно давать ему такую возможность.

Важно запомнить правило: чем больше общения – тем лучше умственное развитие.

В этот период начинаются бесконечные вопросы. Очень важно терпеливо отвечать на каждый из них. Ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка говоря «отстань!». В этом возрасте начинает прививаться любовь к музыке.

Когда ребенок дома, пусть всегда звучит музыка. Причем пусть эта музыка будет разнообразной. Музыка оказывает благоприятное воздействие на собранность малыша, ведь за ее основы взят ритм.

В основе всех жизненных дел тоже лежит ритм.

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Этот возраст является трудным для родителей и их малыша. Потому что в этот период происходит первый кризис личности человека. Родители наблюдают резкую перестройку характера и личности ребенка. Этот период некоторые называют периодом «Я сам». К чему нужно быть готовыми родителям?

Возрастные личностные этапы детей в этот период: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Все эти негативные проявления личности в конце концов рождают в ребенке осознание того, что он является отдельной самостоятельной личностью, имеющей собственные взгляды и желания.

Для того, чтобы избежать многих острых углов и позволить ребенку гармонично развиваться, важно поддерживать его инициативу быть самостоятельным. Появляется интерес к таким занятиям, как конструирование, лепка и рисование. Ребенок начинает самостоятельно давать оценку событиям и поведению людей.

Он сам пытается отличать хорошее от плохого.

В этот период развития важно осознавать, что этапы проявления негативных свойств личности ребенка вовсе не значат, что он становится плохим и невоспитанным. Не следует строго наказывать его каждый раз за некорректное поведение.

Сейчас намного важнее избежать ситуаций, которые бы сформировали постоянное чувство вины и связанные с этим комплексы.

От родителей ожидается настоящее мастерство, которое поможет не поощрять плохое поведение, но в то же время не нарушит психику малыша.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этот период происходит значительное изменение во взаимоотношениях со сверстниками. Они становятся все более притягательными для ребенка и начинают занимать очень много места в его жизни.

Теперь ребенок осознанно предпочитает играть не со взрослыми, а с детьми своего возраста.

И если раньше дети просто находились рядом друг с другом, но каждый занимался своими делами и играл в свою игру, то сейчас они начинают взаимодействовать друг с другом и играть вместе.

Таким образом, формируются навыки сотрудничества между людьми. Интенсивно следуют один за другим возрастные этапы развития общения со сверстниками. Дети во время игры начинают согласовывать свои действия и добиваться одной общей цели. В этом возрасте ребенок начинает хорошо понимать невербальные признаки отношения к самому себе.

Малыш остро нуждается в признании и уважении со стороны окружающих людей. Он очень хорошо понимает, рады ему или нет, обратили на него внимание или оказались безразличными.

На этом фоне часто появляются обиды, которые ребенок открыто демонстрирует. Дошкольник начинает сравнивать себя с другими и формирует мнение о самом себе.

Причем если раньше ребенок наблюдал за другими людьми с целью найти с ними что-то общее, то сейчас он противопоставляет себя им.

Задача родителей – помочь сформировать положительную самооценку, но в то же время адекватную. Именно сейчас наступила пора активных ролевых игр. Нужно учить детей самостоятельно придумывать интересный сюжет, распределять роли и поддерживать конструктивные отношения с участниками игрового процесса.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.

Развитие личности в дошкольном возрасте: этапы формирования и особенности

Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры.

Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться.

Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.

Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример.

Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам.

Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится.

Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.

Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие.

Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее.

Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку, способствует тому, что родители могут правильно понимать происходящие изменения в поведении своего ребенка, лучше будут понимать его чувства и возможности.

Это поможет своевременно и грамотно оказать необходимую помощь и поспособствует становлению здоровых взаимоотношений между родителями и детьми.

Источник: https://podrastu.ru/vozrast/vozrastnye-etapy-razvitija-doshkolnika.html

Развитие личности ребенка

Развитие личности – часть общего развития человека, наряду с физическим и психическим. Вопрос, как происходит личностное развитие ребенка, волнует, пожалуй, всех родителей.

Переход от младенца, который еще пока не может быть личностью, к взрослому, который имеет сформированную личность, происходит не одномоментно – это постепенный процесс – путь, на котором ребенок делает шаг за шагом, продвигаясь к тому, чтобы стать личностью.

Развитие личности в дошкольном возрасте: этапы формирования и особенности

Основные этапы развития личности ребенка

Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием.

В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности.

При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.

Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:

  • ранний детский, от рождения до 3 лет;
  • дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
  • отрочество – 12-15 лет;
  • юность – 16-18 лет.

Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться.

Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности.

Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.

В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:

  • Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
  • Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
  • Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.
Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания ухода

При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.

Влияние коллектива на личностное развитие ребенка

В дошкольном возрасте ребенок сталкивается с еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой – коллективом, чаще всего это происходит в детском саду. На развитие и формирование личности ребенка оказывают воздействие взаимоотношения со сверстниками и воспитателями, здесь он учится дисциплине, общению, приобретает трудовые навыки.

Находясь в фазе индивидуализации для данного возрастного периода, ребенок будет стараться выделиться в коллективе. Это будет происходить либо за счет позитивной подачи себя в различных видах деятельности, либо за счет проказ и непослушания.

При этом оценка воспитателя для него будет так же важна, как и оценка родителей. Все эти же 3 фазы развития личности ребенка проходят и в младшем школьном возрасте, когда он входит в новую социальную группу – школу.

Теперь для него будет значима оценка учителя.

Подростковый возраст и становление личности

В подростковом возрасте условия развития личности ребенка меняются, он не переходит в новую группу, изменяется сама группа. В этом возрасте для него все большее значение приобретает общение в компании сверстников.

Теперь их мнение и оценка становятся равнозначными или даже более авторитетными, чем мнение родителей и учителей.

В подростковом возрасте есть и другая особенность развития личности ребенка – слишком быстрые изменения социально-психологической структуры группы, в которой он находится, приводят к кризису личности, для которого характерен дух противоречия, стремление приобрести свой собственный опыт.

Как правило, к 18 годам процесс формирования и развития личности ребенка завершается, кардинально поменять ее уже нельзя, можно лишь направлять молодого человека, корректировать его поведение. Поэтому прививать ребенку морально-этические ценности и обучать его нормам поведения нужно с раннего возраста.

Следует понимать, что характер ребенка – это следствие того жизненного опыта, который он имеет. Он зависит от условий развития личности ребенка. На начальных этапах развития убеждения и нормы поведения малыша формируются на основе того, что он видит в семье.

По мере взросления ребенка появляется все больше факторов, влияющих на социальное развитие личности, его окружают больше хороших и плохих примеров для подражания, он видит разные ситуации, которые и формируют его мнение обо всем, с чем он сталкивается в жизни.

На этом этапе только лишь положительного примера родителей может оказаться недостаточно, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в доступной форме основные человеческие ценности. Главная задача родителей на этапе взросления маленького человека – сохранить его доверие, тогда они обязательно смогут воспитать его хорошим и добрым.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/razvitie-lichnosti-rebenka.html

Статья на тему: Этапы формирование личности | Социальная сеть работников образования

Этапы формирование личности

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» более широкое, чем понятие «человек». Младенец или человек, с нарушенной психикой, который не в состоянии себя обслуживать и тем более выполнять какую-либо социальную роль, не является личностью.

Социальная роль – это образец нормального поведения, ожидаемый от каждого, имеющего данное положение. Ожидания (права и обязанности) не зависят от поведения конкретного индивида и его сознания, их субъектом является общество, а не индивид.

Социальная роль связана не только с обязанностями и правами, но и с определенными видами социальной деятельности, именно поэтому она подвержена общественной оценке: социальные роли общество может как одобрять, так и не одобрять (например оно может порицать такую социальную роль, как преступник).

Общественной оценке подлежит определенный вид социальной деятельности, а не  конкретная личность. Каждый индивид выполняет несколько социальных ролей: мужчина может быть бизнесменом, мужем, отцом и быть спортсменом.

Личность характеризуется  большим числом параметров, главным из которых является система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к людям и обществу, к себе, к материальным условиям, к общественным обстоятельствам, к собственным, к трудовым обязанностям. Такие системы отношений характеризуют нравственный образ личности и ее установки.

Отношения различаются по их направленности, а также по уровню осознанности. Глубокоосознанные и малоосознанные отношения различаются их глубиной. Первые определяются внутренними убеждениями, обязанностями и чувством долга. Вторые (мимолетное чувство антипатии или симпатии) бывают поверхностными.

Очень важная сторона личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности: темперамент, характер, совокупность мотивов деятельности и преобладающих чувств, особенности психических процессов, сформировавшиеся способности.

Личность человека неповторима в своей индивидуальности — нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей.

Индивидуальность — главная особенность личности, выделяющая ее среди других. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется незаметно, других очень наглядно. Индивидуальность наиболее полно и всесторонне характеризует личность, проявляясь в эмоциональной или волевой сфере, в интеллектуальной сфере.

«Личность рождается дважды» — так отразил путь формирования личности известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев. На пути становления личность преодолевает гораздо более двух ступеней, названных этапами, но две вехи являются ключевыми:

1.Управление своими побуждениями

Первое побуждение личности начинается, когда ребенок учится подчинять биологические потребности сознательному управлению. Младенец плачет, когда хочет есть, потому что его побуждает чувство голода.

Биологическая потребность действует как толчок к дальнейшему изменению поведения малыша в первый год жизни. Со временем у ребенка формируется умение регулировать свои биологические потребности в соответствии с социальными нормами.

Это происходит благодаря близким людям, если младенца разлучить с людьми, то физиологические потребности в соответствии с социальными нормами наступить не могут.

Моментально достичь первую ступеньку личностного развития невозможно. Сознание младенца формируется небольшими частями, которые потом объединяются в общее понимание, что можно, а что нельзя. Ребенок испытывает комфорт, когда находится в тепле, сыт и сух, но главное это когда ребенок находится в объятьях матери и в окружении близких ему людей.

В первый год жизни ребенка идет подготовка к тому, чтобы он включился в процесс познания самого себя и начала  формироваться личность. К трем годам завершается этап познания себя как «внешнего объекта» и рождается осознание «Я». Психологи говорят об осознании ребенком себя как целостной системы, у ребенка формируется самооценка и для него важно соответствовать требованиям взрослых.

В завершении дошкольного возраста ребенок уже сознательно управляет своим поведением, понимает как нужно поступать, а если вдруг его поступок оказался не правильным, он очень переживает. Эта стадия символизирует рождение личности.

2.Самостоятельность и соподчинение мотивов

Для того чтобы взрослеющий человек осознал себя личностью, он должен самостоятельно управлять своей жизнью, самостоятельно принимать решения и выбирать, что в личной жизни важнее. В подростковом возрасте наступает стадия ответственности и появляются новые возможности.

Второе рождение личности носит более индивидуальный характер, чем предыдущее. Одни подростки в десять лет уже самостоятельны и могут посоветовать и помочь, а другие до восемнадцати лет не хотят брать на себя ответственность за совершенные поступки и ведут себя как дети.

На этапе взросления социум ставит жесткие требования несмотря на индивидуальные особенности личностного формирования. Подросток сам выбирает, как он будет относиться к учебе и какие взаимоотношения у него будут со сверстниками, а также, чем заниматься в свободное от учебы время.

По окончанию школы необходим выбор профессии и выбор учебного заведения, так образуется внутренняя позиция, способствующая личностному развитию.

Своевременное проявление самостоятельности и осознание того, что важнее, а от чего необходимо отказаться, быстрее и качественнее преодолеет стадию второго взросления (кризис подросткового возраста).  Но самое главное – благополучно пройденная вторая веха способствует благоприятным условиям для дальнейшего формирования зрелой личности.

Этап становления зрелой личности

Некоторые психологические подходы дошкольного и школьного периода развития личности называют эрой восхождения к социальной зрелости. Эра не завершается с окончанием школы, а процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенные в подростковом возрасте, продолжают совершенствоваться   в юношестве и молодости.

Так, личность переходит к новому этапу, где помимо индивидуальности, ответственности за самого себя и самостоятельности возникает необходимость осваивать новые роли профессионализма, уметь принимать решения, быть семейным человеком и  уметь брать на себя ответственность за воспитание детей и заботу о других.

Взрослый период жизни человека представляет собой этап совершенствования и формирования зрелой личности. Он может завершиться более углубленным развитием личностных качеств.

К примеру, гармоничная зрелая личность продолжая работать над собой, пытается помочь окружающим, перейдя на стадию благотворительности и альтруизма, на пути их личностного развития.

Не каждая личность достигает зрелости, остановившись на достижениях подросткового возраста, частично развивая некоторые личностные качества взрослого человека. Общество и природа дают возможность родиться каждому личностью дважды: в возрасте, когда многое зависит от окружающих. Став взрослым, человек сам выбирает, по какому пути он пойдет дальше.

Личностное развитие человека  происходит на протяжении всей жизни. Одни ученые считают, что личность развивается и формируется в соответствии с врожденными способностями и качествами, а другие считают, что личность формируется в ходе социального опыта.

Многие психологические теории личности едины:  утверждается, что личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Личностные свойства и качества человека приобретаются не генетическим путем, а в следствии научения, т.е.

развиваются и формируются.

Формирование личности – начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внутренних и внешних факторов. Внутренние детерминанты включают физические, биологические и генетические факторы, а к внешним относятся индивид, принадлежащий к социально-экономическому классу, к определенной культуре.

Русский ученый И.П. Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности решил связать темперамент с особенностями организма человека. Темперамент — есть проявление типа нервной системы в поведении и деятельности человека.

Соотношение темперамента и типа нервной системы по И.П.

Павлову: сангвинический темперамент — уравновешенный, сильный, подвижный тип; флегматический тип — уравновешенный, сильный, инертный тип; меланхолический тип — слабый тип; холерический темперамент — неуравновешенный, с преобладанием возбуждения, но сильный.

Слабый тип темперамента нельзя считать каким-то неполноценным типом, несмотря на слабые нервные процессы он может добиться большого успеха в определенных видах деятельности, таких как творческая деятельность и т.д. Слабая нервная система — это сверхчувствительная нервная система.

Тип нервной системы – это врожденное, природное свойство нервной системы, которое изменяется под влиянием условий жизни и деятельности, он придает своеобразие  поведению человека.

Тип нервной системы оставляет отпечаток на весь облик человека и определяет подвижность его психических убеждений, процессов, но не на моральные устои, не на поступки и поведение человека.

Рассуждая о своем темпераменте и о темпераменте других, нужно учитывать несколько главных обстоятельств:

1. У большинства современной молодежи при изучении их темперамента выявлено, что чистый тип темперамента встречается крайне редко (25%-30%). Почти у каждого человека сочетаются черты разных типов, но при этом преобладает какой-то один вид темперамента. А есть люди (25%) которых нельзя отнести к какому-то из типов темперамента из-за того, что у них перемешены различные типы темперамента.

2. Нельзя смешивать черты характера  и свойства темперамента. Характер не влияет на вид темперамента, например: добрый, заботливый и честный человек может относиться к любому из видов темперамента, в зависимости от его взглядов на жизнь, от его отношения к жизни и к людям. Один и тот же человек может обладать и проявлять в общении и работе с людьми разные типы темперамента.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/24/etapy-formirovanie-lichnosti

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте

Тихолиз  Вероника  Михайловна

студент  6  курса  специальность  «Практическая  психология»Гуманитарно-педагогическая  академия  филиал  ФГАОУВО,  РФ,  г.  Ялта

Е-mail:veronika.tiholiz@gmail.com

Султанова  Ирина  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  психол.  Наук,  Гуманитарно-педагогическая  академия  филиал  ФГАОУВО,  РФ,  г.  Ялта

Дошкольный  возраст  —  важный  этапов  в  жизни  ребенка,  это  небольшой,  но  самый  насыщенный  период  жизни  человека.  Развитие  ребенка  происходит  очень  стремительно.  Наблюдается  высокий  рост  психического,  личностного,  физиологического  и  эмоционального  развития.

Читайте также:  Развитие логического мышления у детей: 5,6,7 лет, а также занимательные игры и задания для дошкольников

  Возрастает  интерес  к  окружающему  миру,  социуму,  появляются  первые  и  довольно  уверенные  признаки  самостоятельности.  В  этот  период  ребенок  начинает  осознавать  свою  индивидуальность,  связь  своих  поступков  с  результатами.

  У  него  формируются  представления  о  морали  и  поведении  в  обществе,  возникает  чувство  стыда  и  гордости,  сопереживания  и  сочувствия,  возникает  потребность  в  контактах  со  сверстниками  и  взрослыми. 

Каждый  ребенок  уникален  в  своем  развитии.  Его  способности  и  умения  зависят  от  многих  факторов.  В  период  дошкольного  возраста  ребенок  проходит  несколько  стадий  развития  и  становления  своей  личности.

  В  таком  возрасте  ведущей  деятельностью  является  игра.  В  игре,  ребенок-дошкольник,  впервые  осознает  правила  и  нормы  поведения  в  коллективе.

  В  связи,  с  чем  формируются  такие  личностные  качества,  как  общительность,  организованность,  инициативность,  активность,  ответственность  и  др. 

В  своих  исследованиях  А.Н.  Леонтьев  о  детстве  пишет:  «Это  период  первоначального  фактического  склада  личности,  период  развития  личностных  «механизмов»  поведения.

  В  дошкольные  годы  развития  ребенка  завязываются  первые  узлы,  устанавливаются  первые  связи  и  отношения,  которые  образуют  новое,  высшее  единство  деятельности  и  вместе  с  тем  новое,  высшее  единство  субъекта  —  единство  личности.

  Именно  поэтому,  что  период  дошкольного  детства  есть  период  такого  фактического  складывания  психологических  механизмов  личности,  он  так  важен»  [5,  с.  4]. 

Дошкольный  возраст  также  является  периодом  интенсивного  развития  познавательной  сферы,  развития  творческой  активности.  Дети  дошкольного  возраст  еще  не  умеют  различать  свой  субъективный  мир  и  сопоставлять  его  внешнему  миру.  Познавая  окружающий  мир  дошкольник  учится  совершенствовать  свое  восприятие.  Жан  Пиаже  называл  это  явление  «реализм». 

Важнейшим  аспектом  дошкольного  возраста  является  готовность  к  обучению.

По  словам,  Л.С.  Выготского,  можно  сказать,  что  движущая  сила  психического  развития  —  обучение  [3].  Так  же  Л.С.  Выготский  утверждал,  что  развитие  и  обучение  являются  разными  процессами.  Л.С.

  Выготский  писал,  «что  есть  процесс  формирования  человека  или  личности,  совершающийся  путем  возникновения  на  каждой  ступени  новых  качеств,  специфических  для  человека,  подготовленных  всем  предшествующим  ходом  развития,  но  не  содержащихся  в  готовом  виде  на  более  ранних  ступенях».

  Обучение,  «есть  внутренне  необходимый  и  всеобщий  момент  в  процессе  развития  у  ребенка  не  природных,  но  исторических  особенностей  человека»  [3].

По  мнению  Л.И.  Божович  обучение  и  развитие  это  две  разные  вещи.  Обучение  создает  почву  для  развития  и  призывает  ребенка  к  жизни,  пробуждает  и  приводит  внутренние  процессы  к  движению  [2].

Выдающимся  отечественным  ученым,  Л.С.  Выготским,  были  проведены  экспериментальные  исследования  отношения  между  обучением  и  развитием.

  Это  изучение  житейских  и  научных  понятий,  исследование  усвоения  родного  и  иностранного  языков,  устной  и  письменной  речи,  зоны  ближайшего  развития.  Последнее  —  подлинное  открытие  Л.С.

  Выготского,  которое  известно  теперь  психологам  всего  мира.

А.Н.  Леонтьев  предпринял  серьезную  попутку  для  создания  теории  развития  личности  дошкольника.  При  этом  он  опирался  на  отечественных  и  зарубежных  авторов.

  Сама  теория  представляет  собой  изменения  места  которое  занимает  ребенок  в  общественных  отношениях  о  движущих  силах  которые  помогают  развивать  его  психику.  Однако  само  по  себе  это  место  не  определяет,  конечно,  развития;  оно  только  характеризует  наличную,  уже  достигнутую  ступень.

  То,  что  непосредственно  определяет  развитие  психики  ребенка,  —  это  сама  его  жизнь,  развитие  реальных  процессов  этой  жизни,  иначе  говоря,  развитие  деятельности  ребенка,  как  внешней,  так  и  внутренней  [6].  По  мнению  А.Н.

  Леонтьева,  каждая  стадия  психического  развития  ребенка  должна  характеризоваться  отношением  ребенка  к  действительности.  Признак  перехода  от  одной  стадии  к  другой  это  изменение  типа  деятельности  ребенка,  его  отношения  к  действительности. 

В  дошкольном  возрасте,  взрослый  является  центральным  звеном  в  деятельности  ребенка.  В  таком  возрасте  дети  подражают  во  всем  своим  родителям,  совершенно  не  выделяя  себя  и  свое  поведение.  И  только  к  концу  раннего  детства  такая  связь  со  взрослыми  начинает  видоизменяться.

Для  раннего  возраста  характерны  яркие  эмоциональные  реакции  связанные  с  желаниями  ребенка.  К  концу  этого  периода  ребенок  сталкивается  с  кризисом  3-х  лет.

  В  этот  период  он  пытается  сделать  что-то  самостоятельно,  но  у  него  ничего  не  получается  или  не  оказывается  рядом  взрослых  чтоб  вовремя  помочь.

  Такой  случай  может  повлечь  за  собой  эмоциональную  вспышку. 

Алексеева  Е.Е.,  говорит  о  том,  что  аффективные  вспышки  у  детей  гасятся  лучше  всего  тогда,  когда  взрослые  не  обращают  на  них  внимания  или  реагируют  спокойно.  В  случае  внимания  взрослого  на  бурное  поведение,  ребенок  замечает,  что  родители  потакают  его  слезам  и  капризам.

  Такое  поведение  взрослых  будет  являться  положительным  подкреплением  для  ребенка  и  капризы  будут  первым  способом  добиться  своей  цели.  Ребенка  дошкольного  возраста  легко  отвлечь.

  Если  такой  ребенок  действительно  чем-то  расстроен,  ему  следует  предложить  заняться  чем-то  интересным  или  показать  игрушку  и  внимание  малыша  мгновенно  переключится  на  новое  дело  [1].

Одним  из  главных  периодов  развития  личности  является  дошкольный  возраст.  Именно  в  этом  возрасте  ребенок  получает  всю  основную  информацию  об  окружающем  мире.  Также  в  этот  период  он  получает  навыки  которые  влияют  на  становление  его  личности. 

Как  По  мнению  Л.С.  Выготского,  младшие  дошкольники  имитируют  предметную  деятельность  —  режут  хлеб,  трут  морковку,  моют  посуду.  Они  поглощены  самим  процессом  выполнения  действий  и  подчас  забывают  о  результате  —  для  чего  и  для  кого  они  это  сделали.

Для  средних  дошкольников  главное  —  отношения  между  людьми,  игровые  действия  производятся  ими  не  ради  самих  действий,  а  ради  стоящих  за  ними  отношений.

  Поэтому  5-летний  ребенок  никогда  не  забудет  «нарезанный»  хлеб  поставить  перед  куклами  и  никогда  не  перепутает  последовательность  действий  —  сначала  обед,  потом  мытье  посуды,  а  не  наоборот.

Для  старших  дошкольников  важно  подчинение  правилам,  вытекающим  из  роли,  причем  правильность  выполнения  этих  правил  ими  жестко  контролируется.

  Игровые  действия  постепенно  теряют  свое  первоначальное  значение.  Собственно  предметные  действия  сокращаются  и  обобщаются,  а  иногда  вообще  замещаются  речью  («Ну,  я  помыла  им  руки.

  Садимся  за  стол!»)  [4]. 

Следует  отметить,  что  каждый  возрастной  период  охарактеризован  своими  возрастными  особенностями.  В  дошкольном  возрасте  развитие  происходит  интенсивно  и  формируются  важнейшие  системы  и  функций  организма.  Воспитание  ребенка  закладывает  основы  восприятия  ребенком  окружающего  мира  и  его  отношение  между  чужими  и  близкими  людьми.

Развитию  эмоциональной  сферы  уделяли  особое  внимание  такие  ученые:  С.Л.  Рубинштейн,  А.Н.  Леонтьев  еще  и  другие.  Эмоциональная  сфера  является  важной  составляющей  в  развитии  ребенка.

  Огромное  значение  в  личности  растущего  человека  имеет  понимание  своих  эмоций  и  чувств.  В  дошкольном  возрасте  формируется  глубина  и  устойчивость  эмоций.

  Одна  из  главных  причин  развития  эмоций  в  дошкольном  возрасте  связано  с  умственным  развитием  человека.  Ребенок  продолжает  познавать  окружающий  мир,  расширяет  границы  своего  сознания.

  Также  он  знакомится  с  тем,  что  его  поступки  имеют  как  положительный  так  и  отрицательный  окрас.  Дети  начинают  осознавать,  как  можно  поступать,  а  как  нет  по  отношению  к  людям.  Все  эти  знания  отражаются  в  чувствах  и  эмоциях  детей.

Когнитивной  сферой  дошкольника  занимались  такие  ученые  как  Выготский  Л.С.,  Пиаже  Ж.  еще  и  другие.  Когнитивная  сфера  это  познавательные  психические  процессы.  С  помощью  познавательных  процессов  человек  получает  необходимую  информацию,  отображает  объективный  мир.

  Познавательные  процессы  выступают  как  важнейшие  компоненты  любой  человеческой  деятельности.  Для  удовлетворения  своих  потребностей  ребенок  должен  постоянно  развиваться,  обдумывать,  размышлять,  запоминать,  высказывать.

  Из  этого  следует,  что  без  познавательных  процессов  человеческая  деятельность  невозможна.

  Одной  из  важнейших  познавательных  сфер  остается  интеллектуальная.  Особое  внимание  интеллектуальной  сфере  уделяли  такие  психологи  как  М.А.  Холодная,  В.В.  Зеньковский,  Д.Б.  Эльконин  и  другие.

  Психические  процессы  у  младших  школьников  развиваются  интенсивно,  но  неравномерно.  В  таком  возрасте  дети  не  умеют  еще  целенаправленно  анализировать,  выделять  главное.

  Данную  сферу  дошкольникам  могут  помогать  целенаправленно  развивать  взрослые,  воспитатели  в  детских  садах.  Это  может  быть  объяснение  окружающего  мира,  что  и  как  построено,  явления  природы  и  другое.

  К  главной  задачи  в  развитии  интеллекта  следует  отнести:  формирование  правильных  представлений  о  строении  мира;  развитие  познавательных  процессов:  восприятие,  ощущение,  речь,  мышление  и  так  далее.

Таким  образом  можно  сказать,  что  каждый  возрастной  период  ребенка  это  важная  часть  в  развитии  его  личности.

  Для  ее  плодотворного  прохождения  необходимо  уделять  внимание  всем  сферам  в  развитии  дошкольника.  Помогать  преодолевать  ему  трудности.

  Необходимо  развивать  и  максимально  обогащать  игровую,  практическую  и  изобразительную  деятельность,  а  также  общение  друг  с  другом  и  взрослыми.

Список  литературы:

  1. Алексеева  Е.Е.  Психологические  проблемы  детей  дошкольного  возраста.  Учебно-методическое  пособие.  Речь  СПб  2008,  —  с.  283.
  2. Божович  Л.И  Личность  и  её  формирование  в  детском  возрасте  М  Просвещение,  1968  С.  436—446.  Алексеева  Е.Е.  Психологические  проблемы  детей  дошкольного  возраста.  Учебно-методическое  пособие.  Речь  СПб  2008,  —  с.  283.
  3. Выготский  Л.С.  Психология  развития  человека.  М.:  Изд-во  Смысл;  Изд-во  Эксмо,  2005,  —  с.  1136. 
  4. Кураев  Г.А.,  Пожарская  Е.Н.  Возрастная  психология:  Курс  лекций.  Ростов-на-Дону:  УНИИ  валеологии  РГУ,  2002.  —  146  с.
  5. Леонтьев  А.Н.  Психическое  развитие  ребенка  в  дошкольном  возрасте  //  Вопросы  психологии  ребенка  дошкольного  возраста.  М.,  1948.
  6. Леонтьев  А.Н.  К  теории  развития  психики  ребенка  //  Проблемы  развития  психики.  М.,  1959.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxx/41291

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.

Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые.

У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества.

Так, один школьник, порядочный трусишка, говорил о себе: Я пошел в джунгли охотиться, вижу — тигр. Я его — раз — поймал и отправил в зоопарк. Правда, я смелый? Личные мотивы проявляются в разных видах деятельности.

Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами игры, заранее не анализируя самого процесса игры и не выясняя, понадобятся ли ему данные предметы в ходе игры. Постепенно в процессе совместной деятельности дошкольников у ребенка формируются и общественно значимые мотивы, выражающиеся в форме желаний сделать что-то для других людей [11]

Начавшийся в среднем дошкольном возрасте процесс формирования произвольного поведения продолжается в старшем. В этом возрасте ребенок в достаточной степени знает свои возможности, он сам ставит цели действия и находит средства для их достижения. У него появляется возможность планировать свои действия и производить их анализ и самоконтроль. Д.Б.

Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого (Я сам) до открытия своей внутренней жизни, самосознания. При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведения.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь.

Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит, а собака лает. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения.

Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство. В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения — личностная, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.

Но для бесед на эти темы требуется более высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения он отказывается от партнерства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя.

Читайте также:  Театрализованная деятельность в развитии дошкольников: виды, формы

Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что будет говорить учитель.

Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений.

Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер.

К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки.

В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения.

Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом.

На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания.

Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.

Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит.

В игровом коллективе у них появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением.

У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование его личности.

Сознание Я, Я сам, появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития и свидетельствуют о начале переходного периода, именуемого кризисом трех лет. Это один из наиболее трудных моментов в его жизни: разрушается прежняя система отношений, складывается новая система социальных отношений, с учетом отделения ребенка от взрослых.

Изменение позиции ребенка, возросшая самостоятельность и активность требуют от близких взрослых своевременной перестройки.

Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе ребенок-взрослый (со сверстниками этого не происходит).

Наиболее типичными характеристиками кризиса трех лет являются следующие: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, своеволие, ревность (в случаях, когда в семье несколько детей). Интересной характеристикой кризиса трех лет является обесценивание (эта особенность присуща всем последующим переходным периодам).

Что же обесценивается у трехлетнего малыша? То, что было привычно, интересно, дорого прежде. Ребенок может даже ругаться (обесценивание правил поведения), отшвырнуть или сломать любимую ранее игрушку, если она предложена не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и т.п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, происходящее отделение от близких взрослых (Я сам!) свидетельствует о своего рода эмансипации малыша.

В работах Е.Е. Кравцовой было углублено представление об игре как ведущем типе деятельности дошкольника. Ведущей деятельностью в этом возрасте является не только сюжетно-ролевая игра, как было принято считать вслед за Д.Б.

Элькониным, но и последовательно сменяющие друг друга пять видов игр: режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами и снова режиссерская игра, но на качественно новом уровне развития. Как показали специально проведенные исследования, сюжетно-ролевая игра действительно занимает центральное место в дошкольном возрасте.

Вместе с тем способность ребенка к актуализации сюжетно-ролевой игры обеспечивают, с одной стороны, режиссерская игра, в процессе которой ребенок учится самостоятельно придумывать и разворачивать сюжет, а с другой — образная игра, в которой он отождествляет себя с различными образами и тем подготавливает ролевую линию развития игровой деятельности.

Другими словами, для того чтобы овладеть сюжетно-ролевой игрой, ребенок вначале должен научиться самостоятельно придумывать сюжет в режиссерской игре и овладеть способностью к образно-ролевой реализации в образной игре. Точно так же, как режиссерская и образная игра связаны генетической преемственностью с сюжетно-ролевой, сюжетно-ролевая игра, как показано в исследованиях Д.Б.

Эльконина, развиваясь, создает основу для игры с правилами. Венчает развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте снова режиссерская игра, которая теперь вобрала в себя черты всех перечисленных ранее форм и видов игровой деятельности.

Развитие познавательной сферы дошкольника. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию.

Сенсорное развитие — это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.

В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития [6].

Мышление дошкольника, так же как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей.

Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями.

Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением.

Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами. Научными понятиями ребенок начинает овладевать в процессе обучения в школе, но, как показывают исследования, уже у детей дошкольного возраста можно сформировать полноценные понятия.

Это происходит в том случае, если им дают внешнее сходство (средство), соответствующее данной группе предметов или их свойств. Например, для измерения длины — мерку (полоску бумаги). С помощью мерки ребенок вначале осуществляет внешнее ориентировочное действие, которое в дальнейшем интериоризируется. Развитие его мышления тесно связано с речью.

В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия малыша, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести.

В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает их планировать. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действии. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями.

На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще в развитии памяти заметную роль играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению.

В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти. К примеру, на вопрос: Ты помнишь, какая бывает собака? — дети среднего дошкольного возраста описывают конкретный случай: У нас была очень умная и пушистая собака.

Ответы детей старшего дошкольного возраста носят обобщенный характер: Собаки — друзья человека. Они сторожат дом, спасают людей при пожаре.

Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание.

Выяснение зависимости запоминания от характера деятельности дошкольников (занятия по труду, слушание рассказов, лабораторный эксперимент) показывает, что различия в продуктивности запоминания в разных видах деятельности у испытуемых с возрастом пропадают.

В качестве приема логического запоминания в работе использовалось смысловое соотношение того, что надо запомнить, со вспомогательным материалом (картинкой). В результате продуктивность запоминания увеличивалась вдвое.

Старший дошкольный возраст является самостоятельным важным этапом в развитии ребенка с присущими ему закономерностями психического развития.

Игнорирование этого факта, а именно попытка интенсифицировать развитие ребенка путем более раннего начала обучения его по школьному типу приводит к искаженному развитию детей.

В связи с этим необходимо не на словах, а на деле попытаться учесть имеющиеся в психологии знания о развитии психики ребенка, и в частности положение о ведущей деятельности, которой в старшем дошкольном возрасте является игра.

Задача детского сада — воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его простейшим школьным навыкам. Последнее должно быть задачей начальной школы.

На протяжении последних двух десятилетий детский сад постепенно терял свою развивающую специфику в работе с детьми (особенно в старшем дошкольном возрасте).

Из детского сада почти полностью вытеснена игровая деятельность как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, без которой невозможно полноценное психическое развитие ребенка-дошкольника. Исследования и наблюдения позволяют сделать вывод, что современные дети дошкольного возраста почти не умеют играть.

Подмена развития в русле ведущей игровой деятельности обучением по школьному типу привела к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в массовой неготовности последних к школьному обучению.

Подготовка детей к школе не должна быть основной задачей дошкольных образовательных учреждений, поскольку готовность к школьному обучению возникает как результат полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности, а также всех традиционных видов детской деятельности, которыми дети занимаются в детском коллективе, самостоятельно и со взрослыми. Существующий сегодня в дошкольных образовательных учреждениях явный перекос в сторону целенаправленной подготовки к школе в ущерб традиционным детским занятиям отрицательно сказывается на полноценном развитии детей и формировании их психологической готовности к школе.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы должна заключаться в том, что в первый класс должны приходить дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е.

у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы.

К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать) обычно возникают не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста.

А в случае вытеснения игры занятиями по школьному типу, на которых с целью подготовки к школе детей учат простейшим школьным умениям и навыкам, еще позже.

Поэтому нецелесообразно укорачивать дошкольный период детства с традиционно детскими занятиями и ведущей игровой деятельностью за счет начала целенаправленной подготовки детей к школе в виде проведения с ними занятий, на которых их обучают школьным азам (применение на этих занятиях игровых методов не меняет сути дела, т.к. игровые методы в рамках обучения и игровая деятельность — это принципиально разные вещи).

Источник: https://studbooks.net/1681754/psihologiya/psihologicheskie_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta

Ссылка на основную публикацию