Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста: как правильно формировать элементарные логические способности через игровую деятельность

  • МБДОУ Детский сад комбинированного вида №49 «Семицветик»
  • ДОКЛАД
  • на тему:
  • «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста: как правильно формировать элементарные логические способности через игровую деятельность

Воспитатель: Соломко Н.Л.

Химки- 2018

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.

Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребёнка, к тому же существует просто огромное количество математических игр для малышей. Дело в том, что детская память избирательна.

Ребёнок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагога сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счётом.

Тогда такие непоседы и сами не заметят, как научатся считать.

В первую очередь, назовем игру, игровую деятельность как ведущую деятельность детей дошкольного возраста. В процессе игры допустимо свободное общение и взаимодействие детей друг с другом, проявление разнообразных интеллектуальных эмоций, опора на детский опыт, разрешение ошибок и противоречий, которые неизбежно возникают при освоении чего-то нового, неизведанного.

В игровой деятельности ребенок находится в позиции «равноправного партнера» по отношению к взрослому, что способствует укреплению уверенности в себе, в своих интеллектуальных возможностях.

В современных условиях изменения структуры образовательного процесса в ДОУ, в частности отхода от системы организованных занятий, отказ от использования игры как фрагмента обучения, диктует необходимость обращения к такому виду игры, как сюжетно-дидактическая, в которую дети играют самостоятельно.

Она является одним из основных средств технологий, направленных на накопление логико-математического опыта детей и рассматривается в качестве аналога современного занятия, т.е. НОД.

Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией.

Е.А. Носовой разработан комплекс игр и упражнений, которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду».

Автор разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Примером сюжетных логико-математических игр могут служить: «Помоги муравьишкам», «Найди клад», «Засели домики», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок» и др.

Играя, дети осваивают средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний.

В каждой игре имеется завязка-сюжет, действующие лица, которые следуют сюжетной линии, элементы схематизации, преобразования, игровая мотивация, ситуации для обсуждения и выбора материала, коллективного поиска путей решения познавательной задачи.

  1. «Помоги фигурам выбраться из леса»
  2. Цель: развитие логического мышления, умения рассуждать, работать по схеме.
  3. Материал: логические блоки, схемы.

Ход игры: перед детьми схемы. На них изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки.

На неперечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами; перечеркнутые знаки – всем не таким, как они, фигурам. Затем дети разбирают фигуры (блоки) и по очереди выводят их из леса.

При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.

  • «Угадай фигуру»
  • Цель: Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах.
  • Материал: блоки Дьенеша, набора карточек- свойств с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.

Ход игры: Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму, размер, толщину). Затем карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойство.

За неверный ответ игрок получает в качестве штрафной ту фигуру, свойство которой он не отгадал. Выигрывает тот, у кого окажется меньше штрафных фигур.

Сначала в играх загадывается только одно какое- то свойство фигуры, затем два (например, размер и цвет, размер и форма, цвет и форма). Карточки, обозначающие каждое из двух (трех) свойств, игроки выкладывают в отдельные ряды или столбики.

Особое внимание в работе с детьми уделяется сюжетно-ролевым, творческим играм, в которых могут быть созданы условия для освоения дошкольниками вычислительных действий, пространства и времени, для организации опыта экспериментирования с различными веществами и пр.

В сюжетно-ролевой, творческой игре отражаются впечатления детей об окружающем, их знания, понимание происходящих событий и явлений. Их основное отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и их выполнение.

Наиболее притягательную силу для дошкольников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку.

Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроте и логичности мысли. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующим правилам.

Включаясь в игру, ребенок выполняет определенные правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.

А.М. Вербенец предлагает использовать в работе с детьми такие математические игры как «Магазин», «Супермаркет», «Кулинария», «Портняжная мастерская», «Ателье», «На кухне» и др.

, которые создают условия для освоения дошкольниками вычислительных действий, для организации опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление отношения часть – целое, взвешивание, сравнение по размеру, объему и т.п.).

Умственное развитие детей происходит как в процессе творческих игр (развиваются умения обобщать функции мышления), так и в дидактической игре.

Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности.

В этих целях используем специальные игры, направленные на умственное развитие ребёнка, насыщенные логическим содержанием.

  1. В работе используем игры с числами и цифрами (назови соседей, цифра заблудилась, встань на место).
  2. Опыт движений и передвижения ребенка в пространстве позволяет ему ориентироваться в «пространстве-карты», «пространстве-книги», «пространстве-листа» рабочей тетради.
  3. Пространство, цвет, линия, величина — математические категории, без которых невозможна изобразительная деятельность, в продуктивной деятельности они усваиваются ребенком незаметно для него самого, без специального педагогического сопровождения и воспринимаются как важные и необходимые для получения результата.
  4. Например, дидактическая игра «Найди предмет»
  5. Цель: развитие умение ориентироваться в пространстве при помощи плана.

Ход игры: для проведения данной игры предварительно необходимо нарисовать (можно вместе с ребенком) план комнаты (или двора) (обратите внимание на экран) и заранее договориться с ребенком, какую игрушку нужно будет найти.

Незаметно от ребенка спрячьте в комнате игрушку и на плане отметьте место, где вы ее спрятали, красным кружком.

Ребенку вручается план, по которому он должен самостоятельно найти месторасположение игрушки (предварительно можно обсудить с ребенком, что изображено на плане).

Игру можно повторять несколько раз, пряча игрушку в разные места. Так же можно усложнить задание, положив план у входа в комнату, «вверх ногами». Давайте сейчас попробуем найти по плану спрятанную игрушку в музыкальном зале. (От каждой команды вызываем по одному желающему и по очереди ищем игрушки, спрятанные в разных местах) План – схема прилагается.

Природа является интересным объектом познания для дошкольника, представляющим разнообразные связи, отношения, зависимости.

Изначально приспособление человека к природе (её изменению, зависимостям) определяло изучение и фиксирование связей.

Например, изменения в природе диктуют разделение суток на четыре части (утро-день-вечер-ночь), сезоны, цикличность (год). Для закрепления материала использую игры:

Игры «Путешествия во времени», «Вчера, сегодня, завтра», «Лови, бросай, дни недели называй», «Почему так день назвали?» (например, пятница), помогают узнать много интересного, заглянуть в историю наших предков.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.

С целью развития мышления детей используем различные виды несложных задач и упражнений.

Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.).

Игра «Волшебные круги»

Цель: развитие творческого воображения

Ход игры: Каждому игроку предлагается лист с нарисованными 5 – ю кругами одинаковой величины. Им необходимо «превратить» эти круги в предметы (яблоко, часы и т.д.).

  • ФОТО
  • Игра «Подбери пару»
  • Цель: развитие внимания, закрепление знаний о сенсорных эталонах

Ход игры: игрокам предлагаются несколько предметов разной величины, цвета, формы. Необходимо найти пару каждому предмету и обосновать свой выбор.

В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идёт по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется.

В работе с детьми также применяются наиболее эффективные развивающие игры: логические блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; развивающие игры Никитина и Воскобовича; наглядные модели; игры-головоломки (геометрические конструкторы) и др.

Игра «Путешествие на поезде»

Цель: Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно, ориентироваться в пространстве. Подвести к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

  1. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  2. Материал: Палочки Кюизенера
  3. Ход игры:
  4. Педагог: «Ребята, вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня: В поле лестница лежит
  5. Дом по лестнице бежит (Поезд)

Как вы догадались, что это поезд? Ну что ж, давайте приготовим свои поезда, и в путь дорогу…Составьте поезд из палочек от самой короткой до самой длинной. Составили? Поехали!»

  • Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
  • — Сколько вагонов у поезда?
  • — Каким по порядку стоит голубой вагон?
  • — Вагон какого цвета стоит четвертым?
  • — Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?
  • — Какого цвета вагон левее желтого?
  • — Какого цвета вагон правее красного?

Белая палочка(полоска) – это одно место. Сколько мест в каждом вагончике? Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? Почему?

(оказывается у палочки (полоски) каждого цвета есть свое число)

Игра «Мозайка цифр»

Цель: Развивать способности (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычислительной деятельности.

Читайте также:  Когда ребенок начинает сидеть: как научить грудничка в 6 или 7 месяцев, со скольки месяцев садятся мальчики и девочки, а также мнение комаровского

Материал: карточки с изображением символов и примеров, карточки с изображением предметов, блоки Дьенеша.

Ход игры между детьми распределяют карточки символов и примеров. Затем они решают пример на своей карточке, «расшифровывают» ее и берут блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.

  1. Игра «Украсим елку логическими фигурами»
  2. Цель: Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, декодировать информацию, получившую с помощью логических кубиков, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
  3. Ход игры

Детям необходимо украсить елку логическими фигурами. Сначала они бросают логические кубики, делают выводы, какую фигуру нужно взять, и вешают ее на елочку.

Широко используем в работе сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения — серия из трех элементов; сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с пальчик» Ш.

Перро, «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена), истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава» и т.п.).

Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.

В дидактических целях часто используем произведения, в названии которых присутствуют указание числа (например, «12 месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.п.). В качестве приема применяем специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например, С.

Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И. Токмаковой «Сколько?» стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др.

Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми, и являются как бы «пусковым механизмом» припоминания способов их написания.

Какие дети не любят конструировать? Предлагаем вашему вниманию игру – конструирование по теме «Город», предполагающую совместное обсуждение с детьми макета построения города и обыгрывание результата.

Игра включает цепочку заданий: совместное обсуждение и придумывание макета Красивого города (составление плана города, рисование схемы), планирование улиц, домов; создание схем постройки различных зданий, с учетом функционального назначения и эстетических показателей; определение размера домов, длины улиц (с учетом заданных условий: улиц и площадей для парада, для проезда грузовых машин, рядом со стадионом и т.п.), подсчет количества элементов для постройки (заказ кубиков, дуг, пластин и т.п. с указанием количества и размера, а также учитывая эстетические показатели будущих построек). В процессе конструирования внимание детей направляется на размерные свойства, форму, проявление симметрии или асимметрии и т.п. В дальнейшем составление карты уже построенного города с условным обозначением символами достопримечательностей (т.е. осуществление операции кодирования); с детьми обсуждаются более адекватные способы обозначения.

Использование этих средств развивает воображение, пространственные представления, конструктивное мышление, смекалку, сообразительность. Важным является и то, что наряду с учебно-игровыми пособиями используется «жизненный» материал, что помогает педагогу осуществить перенос изучаемого на бытовые ситуации, близкие детям.

Таким образом, в обобщённом опыте мы раскрыли непосредственное влияние игровых методов на обучение детей счёту, формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровую деятельность. На основании исследуемого материала можно сказать, что не один метод не даёт такого положительного эффекта, как игровой.

Источник: https://infourok.ru/doklad-na-temu-formirovanie-elementarnih-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-cherez-igrovuyu-deyatelnost-3445657.html

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность



В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л.

Н. Толстым и т. д. Математика  один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания.

Однако проблема формирования и развития математических способностей детей  одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место.

Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника.

Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала.

Цель достигается путем обучающих, развивающих и воспитательных задач.

  1. Формировать базисные математические представления, речевые умения;
  2. Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
  3. Гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала;
  4. Прививать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
  5. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

На чем строится теория и методика математического развития для дошкольников? Для того чтобы занятия были по-настоящему интересны для ребенка, а информация усваивалась им быстрее и легче, их необходимо строить с учетом следующих рекомендаций:

  1. Использование наглядного дидактического материала, подобранного с учетом возрастных и других индивидуальных особенностей ребенка
  2. Наличие у занятия четкого сюжета, согласно которого будет происходить его развитие
  3. Подбор задач в строгом соответствии с возрастными особенностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития
  4. Использование разнообразных методов и форм для создания основы работы (к ним можно отнести решение логических задач, дидактические игры, работа с раздаточным материалом и т. д.)
  5. Многозадачность (направленность на развитие пространственных, временных, количественных представлений)
  6. Использование игровой формы ведения занятий
  7. Акцент на формировании игровой мотивации; элементы сюрпризов и внезапности
  8. Помощь ребенку не только в освоении определенной системы знаний и навыков, но также развитие у него навыков самостоятельной познавательной активности, независимости суждений и т. д.
  9. Формирование оптимальной развивающей среды для развития у ребенка базовых познавательных процессов
  10. Научить детей восприятию количественных и качественных особенностей предметов, формирование соответствующих представлений

С помощью выдвинутых целей и задач решается педагогическая идея, которая заключается в том, что включение дошкольников в решение математических задач и ситуаций через различные виды занимательного материала способствует формированию у них элементарных математических представлений.

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений- важнейшая часть их общей подготовки к школе.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действия, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.

Формирование элементарных математических представлений — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом.

Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также — это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умения сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Так как, в современных обучающих программах начальной школы особое (важное) значение придается (уделяется) логической составляющей. А развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Математическое развитие — значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей необходимо оборудовать уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создавать центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал по логическому мышлению: загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

В заключение можно сделать следующие вывод: формирование познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников — один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше — что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

  • Успешное усвоение детьми программного материала в значительной степени зависит от сформированности у них навыков учебной деятельности.
  • Представляю вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности.
  • Образовательная область: познание, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
  • Интеграция образовательного развития: речевое, познавательное.
  • Тип: интегрированное.
  • Возраст: 5–6 лет.
  • Форма непосредственной образовательной деятельности: группа
  • Цель:
  1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги, упорядочении полосок по длине.
  2. Закрепить умение быстро находить геометрические фигуры определенного размера и цвета.
  3. Закрепить знания детей в решение задач в пределах 10.
  4. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.
  5. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
  1. Оборудование и материалы: билетики по количеству детей, цифры от 1 до 10 карточки, пеналы с карандашами, геометрические фигуры из картона, буквы: М; О; Л; О; Д; Ц; Ы;, таблица с картинками: лист, ягода, ромашка, гриб, елка.
  2. Ход непосредственной образовательной деятельности:
  3. Воспитатель: Ребята к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся и постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение:
  4. Давайте ребята учиться считать,
  5. Запомните все, что без точного счета,
  6. Не сдвинется с места любая работа,
  7. Без счета не будет на улице света,
  8. Без счета не сможет подняться ракета.
  9. И в прятки сыграть не сумеют ребята,
  10. Беритесь ребята скорей за работу
  11. Учиться считать, чтоб не сбиться со счета.
Читайте также:  Развитие ребенка в 5 месяцев: что должен уметь малыш, режим дня, питание и уход для мальчиков и девочек, а также нормы роста и веса

Воспитатель: — Ребята вы любите математику? (Ответы детей.)

— Уверены в своих силах и знаниях? (Ответы детей.)

  • Воспитатель: — Тогда отправляемся в математическую страну!
  • Воспитатель: — Ребята, вы любите путешествовать?
  • — Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня.
  • Воспитатель: — В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд.)

Воспитатель: Правильно на поезде, выбираем водителя и кондуктора. Кондуктор раздает билеты, дети садятся согласно номеру, стульчики пронумерованы.

  1. (Звучит музыка)
  2. Воспитатель: — А в пути поиграем.
  3. — Сейчас утро или вечер?

— Какой сегодня день недели?(а завтра?)

  • — назовите дни недели начиная с понедельника?
  • — Какое сейчас время года?
  • — А какой месяц?
  • — Какие зимние месяцы вы знаете?
  • Воспитатель: — За правильное выполненное задания я вам дарю букву…(«М»).

Воспитатель: — Впереди еще много заданий. И за каждое задание вы будите получать по букве. В конце путешествия посмотрим, что из этих букв можно составить.

2.

Воспитатель: — Вот наш поезд прибыл, на первую станцию называется она «Лесная».

Воспитатель: — На этой станции вы должны быть внимательными и наблюдательными. Посмотрите на картинку и перечислите, что растет в лесу?

Воспитатель: — Запомните расположение и выложите на своих листах точно такое же изображение.

Воспитатель: — Хорошо справились с моим заданием. За это я вам дарю букву… («О»).

  1. 3.
  2. Воспитатель: — Мы с вами продолжаем наше путешествие к следующей станции.
  3. (Звучит музыка)
  4. Воспитатель: — Пока мы едем, давайте немного отдохнем.

Физ. минутка.

  • Раз — подняться, потянуться,
  • Два — нагнуться, разогнуться,
  • Три — в ладоши, три хлопка,
  • Головою три кивка.
  • На четыре — руки шире
  • Пять — руками помахать,
  • Шесть — на место тихо сесть.

Воспитатель: — Вот и доехали до следующей. Станция «Отгадай-ка»!

  1. 4.
  2. Воспитатель: — На этой станции нас ждут с вами загадки:
  3. — Сколько спинок у трех свинок? (3)
  4. — Сколько хвостов у двух котов? (2)
  5. — Сколько животиков у пяти бегемотов? (5)
  6. — Сколько рогов у двух быков? (4)
  7. — Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
  8. — Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
  9. — Сколько домишек у ста муравьишек? (1)

Воспитатель: — Отлично справились с моими загадками. Постарались. За это я вам дарю букву…(«Л»).

  • Воспитатель: — Отправляемся дальше в путь к следующей станции.
  • (Звучит музыка.)
  • 5.

Ребята дальше поезд двигаться не может, впереди разрушен мост и пока мы его не починим, мы не сможем ехать дальше. Посмотрите, что же случилось. Выходите из-за столов.

Воспитатель: — Что вы видите? Как вы думаете? Из чего сделан мост?

Воспитатель: — Правильно, из геометрических фигур, но нескольких фигур не хватает, они лежат рядом с мостом их нужно вставить на место, чтобы он был целым. Давайте посмотрим, все ли фигуры одинаковые по форме?

  1. (Дети выполняют задание.)
  2. Воспитатель: — Мы починили мост, за это я вам дарю букву…(«О»), поезд может наш двигаться дальше, отправляемся, занимайте свои места.
  3. (Звучит музыка.)
  4. 6.
  5. Воспитатель: — Случай странный,
  6. Случай редкий,
  7. Цифры в ссоре,
  8. Вот те на!
  9. Со своей стоять соседкой,
  10. Не желает ни одна,
  11. Нужно цифры помирить,
  12. И их строй восстановить.

Посмотрите ребята кто-то запутал все цифры (на столе лежат цифры от 1 до 10.). Я знаю очень интересную игру. Хотите поиграть? Игра называется «По порядку становись». Правила такие: пока играет музыка, дети берут по одной цифре и строимся по порядку, кому не достанется, тот проверяет. Правила ясны? Начинаем.

  • Молодцы ребята и с этим заданием вы с легкостью справились. Вот вам буква «Д»
  • Воспитатель: — Сейчас поиграем в игру: «Соседи чисел».
  • Я буду называть число, а вы мне его соседей.
  • Игра «Угадай числа».
  • Воспитатель: — Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите какое число больше (меньше) названного на 1.

— Какое число стоит до 7? После 7?

— Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7?

— Какое число стоит до 9? После 9?

Воспитатель: — Замечательно, вы справились с этими заданиями. За ваше внимание, сообразительность я дарю вам букву… («Ц»).

7.

Воспитатель: — Я довольна вашими знаниями и умениями решение задач. И дарю вам букву… («Ы»).

8.

Воспитатель: — Вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Математика». Давайте вернемся с вами в наш детский сад.

  1. (Звучит музыка.)
  2. Воспитатель: — Хотите узнать, что приготовила вам королева Математика?
  3. Итог.

Воспитатель: — А кто скажет, где мы с вами побывали? Что вам понравилось? Что запомнили больше?

Воспитатель: — Хотели бы вы составить из наших букв слово. Какое получилось слово? «Молодцы!»(Ответы детей.)

Воспитатель: — Поздравляю вас. На этом наше путешествие закончилось.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребенок, дошкольный возраст, Какое число, игра, буква, Ответ детей, математическое развитие, детский сад, представление.

Источник: https://moluch.ru/archive/181/47200/

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО

  • Ишкова Татьяна Ивановна
  • «Развитие математических способностей
  • у детей дошкольного возраста
  • через игровую деятельность
  • в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Воспитатель
  • МБДОУ «Детский сад с. Купино»
  • Ишкова Татьяна Ивановна
  • Оглавление:
  • 1. Вступительная часть
  • 2. Основная часть

2.1. Практический раздел

2.2. Методы и приемы

3. Заключение

4. Литература

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

Вступительная часть

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики — в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.

Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.

Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Цель работы: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом.

Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

         Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок  творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

2. Основная часть

2.1. Практический раздел

Изучая труды великих педагогов: Крупской Н.К., Сухомлинского В.А., Макаренко А.С.

, а так же современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы — моя главная цель в обучении детей.

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.

Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

Читайте также:  Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста: а также способы формирования воображения и мышления у младших и старших дошкольников

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Однако если для воспитанника цель — в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

2.2. Методы и приемы.

Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.

Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использую различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.).

Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей.

Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления.

В раннем возрасте ребёнок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний.

К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.

В своей педагогической работе я использую развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок».

Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры.

Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.

В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Чет — нечет»; «Сколько нас без одного?»;«Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше — меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру».

А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.

Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета.

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика».

Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг».

Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»;«Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».

Очень часто используем  игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке? », «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д.

На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.

Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая  фигура будет последней?».

  1. Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:
  2. ·        комплекс развивающих игр;
  3. ·        путешествие;
  4. ·        экспериментирование;
  5. ·        подгрупповая работа;
  6. ·        игра-путешествие;
  7. ·        математический КВН;
  8. ·        эксперимент;
  9. ·        познавательные игры;
  10. ·        математический ринг;
  11. ·        индивидуальная работа.
  12. В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.

В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

3. Заключение

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику.

Дидактические игры дают возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При  этом у детей развиваются произвольные память и внимание.

Успех игры целиком зависит от воспитателя,  его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

 «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», — эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А.

Франсу,но с ними трудно не согласиться.

Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь педагогам, а также будут полезны родителям и всем кому не безразлично будущее подрастающего поколения.

4. Литература

1. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.

2. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005г.- 32 с.

3. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. — №8. – С.30-39 

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.

5. Васина В.В., Праздник числа. М., 1991г.

6. Волина В. «Веселая математика» — Москва, 1999г.

7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» — Москва, 1989г.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989г.

9. «Играем в числа» — серия пособий.

10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974г.

11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г.

12. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук.

13. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

14. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

15. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» — ООО «Издательство Астрель», 2002г.

Источник: https://solncesvet.ru/razvitie-matematicheskih-sposobnoste/

Ссылка на основную публикацию