Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками.

Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий.

Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах.

Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики.

Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

В. А. Сухомлинский

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи.

Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами.

Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью.

В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет Пальчиковая игра «Два медведя» направлена и на запоминание частей тела Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет Дошкольники с удовольствием выполняют упражнение «Чижик-пыжик» Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет Игра «Царёв двор» требует хорошей координации движений Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет Игра «Зайка и ёжик» подойдёт для самых маленьких воспитанников

Фотогалерея: театр теней

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет С помощью театра теней можно показывать различных животных Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет Данные фигуры не так просты в исполнении, как кажется Ребёнок должен запомнить определённое положение рук для получения соответствующего образа

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
  2. Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
  3. Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.

Подробнее о том, как составить план по развитию мелкой моторики, читайте в нашей статье — Как составить план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.

Видео: диагностика мелкой моторики детей 4–5 лет

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой.

Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности.

И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.

Источник: https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-melkoy-motoriki-u-doshkolnikov.html

Моторика

Моторика
Леонова Ольга Михайловна   
28.08.2019 12:51
Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 летРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Подробнее…

 

Моторика
Рудь Наталья Геннадьевна   
24.08.2019 07:39
Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории: Наталья Геннадьевна Рудь МБДОУ №36 «Яблонька» Г. Сургут, ХМАО-Югра Мелка моторика – это то, что можно и нужно развивать у ребенка с раннего возраста. Когда малыш еще совсем маленький, мы просто берем его ручку и поглаживаем ладошку, пальчики по 1-5 минуток, позже добавляем легкие массажные движения. Затем можно предложить ребенку потрогать различные поверхности: деревянные или пластмассовые игрушки, ткани различной фактуры и другой материал – это все очень полезно, как для тактильных ощущений, так и для мелкой моторики рук. Когда ребенок подрастет, можно приобрести в аптеке специальные массажные мячики, которые малыш будет катать в своих ручках. А уже с 6-ти месяцев начинаем использовать пальчиковые игры. Самые любимые игры, конечно же, «Сорока-Белобока» или «Ладушки». И уже с года арсенал игр на мелкую моторику значительно расширяется. Например, игры с крупой: сюда можно включить раскладывание крупы по контуру, нанизывание макарон на шнурок.
Подробнее…
Читайте также:  Когда ребенок начинает говорить: нормы, когда малыш говорит агу, мама, первые слоги, слова и предложения, а также причины, если начинают поздно осваивать навык

 

Моторика
Исакова Ольга Валерьевна   
05.08.2019 19:18
Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 летРАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. И это безусловно так и есть. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Таким образом, чтобы развился ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства. Чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Подробнее…

 

Моторика
Болотова Наталья Викторовна   
05.08.2019 17:44
  • Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»
  • Болотова Наталья Викторовна Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» Сергиево-Посадского муниципального района Московская область, г. Сергиев Посад,
  • Аннотация

В данной статье рассмотрена актуальность и полезность пальчиковых игр как средства развития речи в ходе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Описана цель, задачи пальчиковой гимнастики, правила её проведения. Приведены примеры пальчиковых игр для занятий с детьми, «привязанных» к изучению лексических тем на 1-ый период обучения (сентябрь-ноябрь).

Подробнее…

 

Моторика
Ларионова Ирина Александровна   
28.07.2019 20:45
  1. Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 летДополнительная общеобразовательная программа для развития мелкой моторики и артикуляции «пальчик, ручка, язычок»
  2. Возраст: от 2 до 4 лет.
  3. Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детского сада «Тополёк» Токарёвского района Тамбовской области.
  4. Пояснительная записка.
  5. Дошкольное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, воспитателей, родителей.
Подробнее…

 

Моторика
Аганина Екатерина Николаевна, Гаврилова Анна Григорьевна   
24.07.2019 19:40
  • Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 летПроектная деятельность «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста (пластилинография)»
  • Авторы: Аганина Екатерина Николаевна, Гаврилова Анна Григорьевна, воспитатели ГБДОУ детский сад №92 Красносельского района г.Санкт-Петербург
  • Цель: развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии.
  • Задачи:
  • Выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  • Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).
  • Учить дошкольников работать на заданном пространстве.
  • Учить детей принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  • Воспитывать умения аккуратной работы с пластилином.
  • Мотивировать к участию в создании индивидуальных и коллективных работ.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  • Создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для развития творческих способностей детей.
  • Поддержка творческой инициативы дошкольников.
  • Привлекать родителей к совместной художественно – творческой деятельности и разработать информацию педагогического просветительского характера.

Актуальность

Подробнее…

 

Моторика
Закирова Гульнара Мизфатовна   
29.05.2019 15:28
Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 летПодготовка руки к письму. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, речь. Развитие навыков мелкой моторики необходимо еще и потому, что вся будущая жизнь ребенка будет требовать от него использования координированных и точных движений кистей рук и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учителя начальных классов постоянно отмечают, что у многих детей наибольшую проблему составляет несовершенство мелкой моторики, это затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Причины графической неготовности

  1. Недостаточное развитие мелких мышц руки — «физиологическая неготовность»
  2. Несформированность навыка выполнения графических движений — «психологическая неготовность»

Для того, чтобы ребенок красиво и аккуратно писал, необходимо развить точные движения тонкой моторики, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе. Вот почему перед нами встала задача: начиная со средней группы, показывать детям приемы рисования карандашами: «обводилки» по точкам, контурам, штриховка- отличный вариант.

Подробнее…

 

Моторика
Григорьева Татьяна Евгеньевна   
18.05.2019 22:47
Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 летСтатья «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья» Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

  1. Следовательно, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
  2. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
  3. Плохо развитая моторика проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.
  4. У детей с ограниченными возможностями здоровья, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости.
  5. Такие дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой.
  6. Кроме того, у многих отмечается недостаточность мышечной силы.
Подробнее…

 

Моторика
Молчанова Татьяна Алексеевна   
14.05.2019 18:58
Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 летСтатья «Пальчиковая гимнастика» Комплекс пальчиковой гимнастики С какого возраста рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой? Для развития мелкой моторики были разработаны в игровой форме различные пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика очень важна для малышей, для их, прежде всего, умственного развития. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком пальчиковыми играми, пальчиковой гимнастикой, тем раньше ребенок начнет говорить. Также развитие мелкой моторики влияет на развитие внимание, памяти, мышления ребенка. Пальчиковые игры для детей с 3 месяцев
Подробнее…

 

Моторика
Черняк Ольга Владимировна. Шаповалова Татьяна Анатольевна   
27.04.2019 22:28
Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 летМастер-класс на тему «Использование нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» (работа с родителями, дети 4-5 лет)

  • Учитель-логопед Черняк Ольга Владимировна.
  • Воспитатель Шаповалова Татьяна Анатольевна.

МКДОУ Д/С №428 «Золотой петушок», город Новосибирск. Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения для развития мелкой моторики детей в домашних условиях.

Подробнее…

Источник: http://doshkolnik.ru/motorika.html

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

  • «Мичурин орта мектебі» ММ
  • ГУ «Мичуринская средняя школа»
  • Педагогический проект
  • «Развитие мелкой моторики рук
  • у детей дошкольного возраста»
  • Автор — составитель:
  • воспитатель 2 младшей группы
  • Беспалая Алёна Сергеевна
  • 2017 год

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

  • Проблема: Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  • Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
  • Содействовать развитию умения детей мастерить из разных видов материала (пластилина, салфеток, бумаги, различных круп, пуговиц и т.д.);
  • Способствовать развитию воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  • Создавать эмоционально – комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

Прогнозируемый результат:

  • Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.
  • Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.
  • Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить память, внимание, терпеливость.
  • Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить память, внимание, терпеливость.
  • Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
  • Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

  1. Этапы реализации проекта
  2. I этап — подготовительный (разработка проекта)
  3. Цель: создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта
  4. II Этап – основной (выполнение проекта)
  5. Цель: осуществление педагогической работы по формированию мелкой моторики рук
  6. III Этап — заключительный (аналитический)
  7. Цель: подведение итогов по реализации проекта
  8. Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь — февраль).

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

  • ВЗАИМОСВЯЗЬ
  • восприятие
  • Развитие
  • речи
  • Нервная
  • система
  • память
  • зрение
  • Внимание

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

  1. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
  3. (соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук)
  4. (являются частью закаливающих
  5. мероприятий)

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

  • Индивидуальная работа с детьми:
  • с использованием природного
  • материала (семена, крупы,
  • ракушки)
  • Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем,

зубной щеткой

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

  1. Свободная самостоятельная деятельность детей:
  2. игры
  3. предметами
  4. (кубики, прищепки,
  5. палочки, конструктор)

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

  • Работа с родителями :
  • «Как развита мелкая моторика
  • у вашего ребенка?»
  • 2. Совместное оформление
  • информационно-наглядного материала
  • по теме : «Пальчиковая гимнастика»
  • 3. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов
  • 4. Консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика»; «Влияние развития мелкой моторики руки
  • на развитие речи детей»

Диагностика (на конец года)

  1. Удалось достичь следующих результатов
  2. -Сумела заинтересовать и убедить родителей в пользе развития мелкой моторики рук детей раннего возраста;
  3. -Уменьшилась скованность движений;
  4. -Появилось согласование действий обеих рук;
  5. -Разучила с детьми много новых пальчиковых игр.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/piedaghoghichieskii_proiekt_razvitiie_mielkoi_motoriki_ruk_u_dietiei_doshkol_nog

В помощь родителям: способы правильного развития мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 летУ детей 4-7 лет интенсивно развиваются память и мышление, закладывается основа личности маленького человека, формируется новая система социальных отношений с внешним миром.

Важно, чтобы родители и работники дошкольных учреждений помогли ребенку гармонично и в полной мере раскрыть свой потенциал.

Что это такое?

Мелкая моторика – это умение совершать действия с небольшими предметами, требующее согласованной работы глаз и рук.

Обратите внимание! В современном мире у многих детей врачи подтверждают отставание в развитии мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 летПрофессор В. М. Бехтерев в своих трудах не раз отмечал, что обычные систематические движения рук способствуют развитию речи ребенка.

  • Активизируя зону мелкой моторики, мы стимулируем и соседнюю, речевую зону головного мозга.
  • На развитие речи детей наряду с мелкой моторикой воздействуют и другие факторы.
  • Мелкая моторика у детей дошкольного возраста формируется поэтапно и протекает индивидуально для каждого ребенка.

Она напрямую действует на гибкость рук и скорость реакции детей. По признакам развития мелкой моторики детей можно в будущем говорить об их подготовленности к обучению в школе.

Профессор И.М. Сеченов писал, что координированные движения руки детей наследственно не предрешены, а возникают и развиваются в процессе воспитания и обучения. Чтобы помочь детям улучшить мелкую моторику, необходимо играть с ними в развивающие игры.

Проверить моторику своего чада можно таким способом: предложите ребенку нарисовать круг около 5-7 см. в диаметре. Если он без усилий справился с заданием одной линией, значит с мелкой моторикой у него все хорошо. Если вместо круга получился овал, и то после нескольких попыток, то это говорит о нарушении моторики кисти руки.

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 летРазвивающие игры и занятия для детей младшего дошкольного возраста должны носить больше информации об окружающем мире, чем прошлые познания.

Чтобы помочь ребенку с формированием моторики пальцев рук, не нужны сложные игрушки или дорогие приспособления.

Необходимо выполнять простые упражнения и систематически производить массаж кистей рук. Нужно постоянно следить за овладением ребенком простыми умениями – держать чашку или вилку.

Дошкольникам нравится рисовать, лепить – это для них своеобразный способ познания мира. Зная, какие игры увлекают ваше чадо, можно с легкостью придумать интересные развивающие занятия. Детям 4-5 лет ловкие пальчики помогают освоить много новых и увлекательных игр.

Приведем некоторые из них:

  1. предложите ребенку при помощи нитки и иголки собрать бусы из шариков фольги;
  2. изготовление поздравительных открыток к Новому году;
  3. наматывание нитки на катушку;
  4. придумайте игры с прищепками, пинцетами, пипеткой;
  5. наклеивание мелких наклеек, игры с детскими ножницами;
  6. помогите собрать мозаику, складывать цветные кубики;
  7. подскажите ребенку, как подобрать крышечки к баночкам;
  8. вместе с ребенком рисуйте зубной пастой на окнах морозные узоры.

Важно! Занятия необходимо проводить систематически на протяжении 10-15 минут, желательно под музыку или в сопровождении детских стихов.

Как развивать моторику рук у дошкольников 6-7 лет?

  1. Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 летУ детей старшего подросткового возраста необходимо развивать механизмы, полезные для освоения письма.
  2. Перед работниками дошкольных учреждений стоит задача с помощью графических навыков развить мелкую моторику рук детей.
  3. Ребенку можно предложить графические задания, упражнения с предметами, пальчиковые упражнения.
  4. У детей старшего подросткового возраста происходят значительные перемены высшей нервной деятельности.

По своим параметрам головной мозг семилетних детей близится к показателям мозга взрослых людей. Специалисты дошкольных учреждений рекомендуют детям 6-7 лет рисование, игры на музыкальных инструментах, упражнения с пластилином и конструктором. Хорошего эффекта можно добиться в результате использования особых, индивидуальных занятий.

Приведем некоторые рекомендуемые специалистами упражнения:

  • рисование кистью, карандашами, раскрашивание картинок;
  • лепка из глины и пластилина, или теста. Желательно использовать мягкий пластилин;

Справка! Зимой для лепки подойдет снег. Рисование пластилином — разновидность нетрадиционного рисования, которая доступна детям и дома, и в дошкольном заведении.

  • изготовление поделок из бумаги, наклеивание мелких предметов на ткань или бумагу;
  • изготавливайте вместе с ребенком поделки из соломы и других доступных материалов;
  • застёгивание и расстёгивание застежек;
  • плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка;
  • все виды ручного творчества (вязание, вышивание, чеканка);
  • организуйте игры с песком в летнее время на улице;
  • перебирание круп;
  • предложите ребенку показать пальцами на сказочных героев;
  • попросите ребенка указать на пол, потолок, дверь окно;
  • попросите ребенка рисовать в воздухе, сжимать и разжимать кулачки;
  • выкладывание контуров различных небольших предметов.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/razvitie-melkoj-motoriki.html

Развитие мелкой моторики у детей 2-3, 4-5, 6-7 лет

Развитие мелкой моторики рук у детей: младшего дошкольного возраста, дошкольников 4, 5, 6, 7 лет

Для того, чтобы помочь своему сыну или дочке, совсем не обязательно приобретать дорогие учебные пособия или тратить много времени на специальное обучение. Немного внимания, хорошее настроение — и маленькие пальчики постепенно станут умелыми и ловкими, улучшится развитие речи и появятся новые навыки.

Занятия с детьми 2-3 лет

Говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Для развития мелкой моторики у малышей идеально подходят самые простые игры, в которые испокон веков играли с детьми:

  • «Сорока-ворона». Возьмите пальчик ребенка в свою руку и водите им по ладошке его другой руки, рассказывая известную считалочку. Потом загибайте его пальчики — «этому дала, этому дала». Таким образом производится легкий массаж нервных окончаний на ладони и развивается координация движений отдельных пальцев. Научите ребенка играть в «сороку» самостоятельно.
  • «Пальчик, пальчик, где ты был?» Эта игра построена на тех же принципах. Очень важно, чтобы ребенок научился загибать пальчики по одному, независимо от других.
  • Для массажа логопеды часто используют специальные шарики с пластмассовыми выступами-«колючками» или резинки-спиральки. А вы возьмите обычные шишки. Покажите ребенку, как можно покатать ее между ладоней, покрутить, подбрасывать и ловить. Вот так на прогулке можно не только играть, но и поговорить о природе, узнать, как отличаются шишки сосны и ели, а также стимулировать мелкую моторику.
  • Поиграем в Золушку? Дайте ребенку перебирать фасоль — например, предложите отобрать белую от красной. Заодно и сказку расскажите.

Развитие мелкой моторики в 4-5 лет

Младшим дошкольникам ловкие пальчики помогут освоить массу новых и важных дел. Самое время учиться шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы. Можно купить игры-шнуровки, а можно просто хорошенько помыть ботинок и усесться с ним и с ребенком на диване. А вы умеете шнуровать обувь разными способами?

Во что можно поиграть

  • В этом возрасте большое место в детских занятиях занимает творчество. Рисование красками, карандашами и мелками, лепка, конструирование — все эти занятия не только стимулируют фантазию, пространственное мышление и внимание, но и развивают моторику рук. Если ваш ребенок любит творческие занятия — прекрасно, если не очень — старайтесь увлечь его сами, придумывайте интересные задания. Например, рисование кляксами, ватными тампонами, штриховку, раскрашивание объемных игрушек, создание открыток в подарок членам семьи.
  • Театр теней — отличная идея для развлечения и развития детей. Вспомните свое детство и покажите ребенку, каким образом нужно сложить ладони, чтобы получились петушок, собака, заяц и т.д. Придумайте вместе про них сказку. Вот вам и прекрасное занятия по развитию речи.
  • Игры в песочнице — отнюдь не исключительная прерогатива малышей. В 4-5 лет дети уже могут значительно больше, чем просто сделать куличик. Организуйте во дворе возведение настоящего замка со рвом, дорогами, украшениями и прочим. Точные и слаженные действия пальцами прекрасно стимулируют моторику. Прогулка получится полезной не только для здоровья, но и развития.
  • Лето кончилось и на улице зима? Это не значит, что заниматься негде. Готовьтесь вместе к Новому году! Заворачивание орехов в фольгу, скатывание кусочков ваты в «снежные» комочки, упаковывание подарков — все это прекрасная возможность развить мелкую моторику и создать радостное предпраздничное настроение. Вырезайте вместе снежинки, рисуйте зубной пастой на окнах — ребенку эти занятия доставят огромную радость, а вы будете довольны развитием своего сокровища.

Обратите внимание на развитие логического и творческого мышления у детей, а также развитие фонематического слуха.

Занятия с детьми 6-7 лет

Вашему чаду скоро идти в школу. Но не стоит уповать лишь на курсы подготовки дошкольников. Там ребенка научат буквам и счету, однако главное все-таки прочно заложенная база. Тренировка мелкой моторики выходит на новый уровень:

  • Самое время привлекать сына или дочь к помощи по дому. Для детей можно завести специальный нож, которым они не могли бы пораниться, и пусть участвуют вместе с мамой в приготовлении пищи. Порезать вареные овощи не сложно, а ведь таким образом и пальчики станут более умелыми, и нужные навыки привьются сами собой.
  • Папа может показать, как пользоваться отверткой. Закручивание винтов и шурупов также пойдут на пользу моторике. Ребенку можно предложить выбирать из коробки нужные гвозди, гайки и прочие мелкие детали.
  • Научите детей плести венки, косы куклам, делать бусы и другие украшения.
  • Хорошее занятие, развивающее логику и полезное для развития координации пальцев — выкладывание фигур из спичек, решение задачек со счетными палочками.

Мы предложили самые простые занятия, которые помогут стимулировать развитие мелкой моторики у ребенка в элементарных бытовых условиях. Что называется, не отходя от домашних дел. Однако, несомненно, во многих семьях есть и специальные игрушки и пособия для детского развития. Не стоит их недооценивать. В зависимости от возраста ребенка используйте:

  • Всевозможные мозаики и паззлы. Для малышей выбирайте наборы с крупными деталями, по мере освоения приобретайте более мелкие и сложные.
  • Сортеры, пирамиды, вкладыши и рамки.
  • Наборы для творчества, создания украшений и поделок.
  • Книжки с наклейками.
  • Различные настольные игры, направленные на контроль движений рук. К примеру, большой популярностью пользуется игра «Дженга» и ее более детский вариант «Веселый бегемот», в которых надо аккуратно вытаскивать палочки или брусочки, чтобы не уронить выстроенную конструкцию. Кстати, в «Дженгу» с удовольствием сыграют и взрослые.

Привлекайте детей к своим делам и сами находите время поиграть вместе. Хорошие отношения в семье и умный, развитый ребенок станут вам наградой.

Запишитесь на консультацию!

Источник: http://karkusha.su/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-2-3-4-5-6-7-let/

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. — презентация

1 Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2 «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума.

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А.Сухомлинский

3 Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

4 Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус.

Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

А младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

  • 5 Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр
  • 6 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАГЛЯДНОСТЬ И УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
  • 7 Развивает внимание, память, мышление, воображение; Снимает тревожность; Повышает работоспособность головного мозга. Пальчиковый театр Помогает развивать речь; Способствует овладению навыками мелкой моторики;

8 Развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки самообслуживания, развивают творческие способности, глазомер, укрепляют пальцы рук. Функциональные застежки, игры- шнуровки.

9 Способствуют развитию восприятия; созданию условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы. Игры с вкладышами, конструктором, развивающие игры

10 Перетирание пуговиц между ладонями; Пересыпание из ладошки в ладошку; Выкладывание изображения по контуру; Поиск больших, квадратных, гладких и пр. пуговиц; Пересыпание пуговиц в прорезь в банке. Игры с пуговицами

  1. 11 Игры с прищепками Прикрепление прищепок по длине, краю предмета; Развешивание разноцветных платочков после стирки;
  2. 12 Игры с счётными палочками Выкладывание различных фигур из счётных палочек
  3. 13 Выкладывание пробками изображения по контуру; Перемещение пальчиков на пробках, как на лыжах; Выстраивание башни; Нанизывание крупных бусин на леску; Перетирание, перекатывание между ладонями; Вдавливание в пластилин. Игры с пробками от бутылок,с крупными бусинами
  4. 14 Игры с крупами, сухие бассейны Использование сухих бассейнов для самомассажа кистей; Прячем ручки в крупе, ищем сюрпризы; Перебираем, пересыпаем, рисуем.
  5. 15 Сортировка Сортировать можно крупы (по цвету и типу) Найди «клад»

16 Сосуд с узким горлышком — Пересыпаем ложкой. -Опускание предметов в узкие отверстия. -Прожорливая коробочка

17 Погружение рук в песок; Просеивание между ладонями, пальцами; Перебираем, пересыпаем, рисуем; Мочим губку одной рукой и выжимаем другой… Игры с песком и водой

18 Игры с конструктором Лего.

19 Пазлы Пазл – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности.

Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук.

Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент.

  • 20 Рисование пальчиками, всей ладошкой, методом тычка; печать листьями; монотипия; рисование солью, пластилином, параллоном. Рисование
  • 21 Лепка Лепка из пластилина, глины, соленого теста; Украшение вылепленных работ природным материалом, пуговицами, бусинами,…
  • 22 Аппликация Приклеивание готовых форм, фигур; обрывание, смятие и разглаживание бумаги, скручивание салфеток, индивидуальная работа с ножницами.
  • 23 Определи на ощупь нахождение знакомых предметов на ощупь; нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу; нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога; определение фактуры материала при прикосновении; определение предмета по контуру; определение величины знакомых игрушек на ощупь. «Чудесный мешочек» «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» «Найди пару» «Отгадай цифру» (букву)
  • 24 Пальчиковая гимнастика ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки Упражнения с речевым сопровождением -поглаживать и растирать ладошки вверх вниз; -разминать и растирать каждый палец вдоль, затем поперёк; -растирать пальчики спиралевидными движениями.
  • 25 Самомассаж «Мытье головы» «Веселые носики» «Теплые ручки» «Расслабленное лицо» «Домик» «Глазки отдыхают» «Обезьяна расчесывается».

26 Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребенка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.

27 Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка.

Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.

И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать: каждый день, каждый час, каждую минуту!

28 Работа с родителями Папки — передвижки Изготовление совместных поделок Мастер-классы Консультации

29 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/990044

Ссылка на основную публикацию