Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания ухода

Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц имеет свои особенности. В этот период родители уже не так активно отслеживают физические изменения ребенка, больше обращая внимание на освоение новых навыков поведения.

Для родителей в этот период развития малыша очень важно понимать, Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания уходачто их ребенок не отстает от других детей и умеет делать то, что должен уметь делать в этом возрасте.

Такое желание родителей вполне объяснимо: им хочется гордиться малышом перед родственниками, врачами в поликлинике и мамочками в дворовой песочнице.

На самом же деле в этом возрасте не настолько важно, чтобы малыш опережал сверстников в физическом и психическом развитии, насколько то, чтобы он оставался здоровым и продолжал развиваться согласно своему индивидуальному графику.

На что же все-таки стоит обратить внимание родителям и что обычно умеют делать дети в 1 год и 1 месяц?

Физическое развитие малыша

После года малыш меняется физически не так активно, как до этого. В месяц он набирает в среднем по 100-200 грамм, либо его вес остается и вовсе без изменений. В итоге к двум годам малыш прибавит не более 3-4 кг и вырастет примерно на 2-4 см.

Именно поэтому в этом возрасте можно отвыкать от Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания уходаежемесячного взвешивания, за исключением тех случаев, когда вес ребенка сильно отличается от нормы.

В 1 год и 1 месяц малыш становится заметно более самостоятельным. Большая часть малышей уже умеют либо ходить, либо быстро добираться до цели на четвереньках или с помощью родителей — за руку.

Кроха в этот период проявляет огромный интерес ко всему новому, поэтому тщательно изучает каждый квадратный метр дома. Родителям нужно будет подумать о том, чтобы обезопасить доступные для малыша территории, удалив все опасные предметы.

Помните о том, что годовалый малыш может добираться до интересующих его вещей, вскарабкиваясь на стул, кровать или даже на стол. Будьте бдительны и не оставляйте чадо без присмотра!

К новым навыкам годовалого крохи можно отнести и умение ходить назад, вполне осознанно играть мячом.

Пусть пока ребенок и не способен словить большой мяч или точно попасть по нему ногой, но с маленьким он справиться в состоянии. Любимым занятием детей в этом возрасте также является исследование содержимого шкафов.

Они с большим удовольствием вытягивают из них все вещи и не желают принимать участие в процессе возвращения их на место.

Если после года Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания уходамалыш по-прежнему не делает попыток ходить, то на это есть несколько причин, среди которых:

  • наследственность;
  • ранее неудачные попытки сделать первые шаги;
  • избыточный вес;
  • лень.

Не стоит обвинять ребенка или себя в том, что в год и месяц он не умеет ходить. Правильным будет стимулировать кроху игрой и похвалой за удачные попытки. Пробуйте увлечь малыша мячиком, предлагая его догнать, коляской, которую он сам покатит, игрушками или лакомствами на расстоянии нескольких шагов от него.

О нервно-психическом развитии малыша

13 месяцев — это период, когда ребенок хочет быть в центре событий, независимо от того, где и как они происходят. Малыш старается быть все время рядом со взрослыми, изъявляет желание им помогать в уборке, готовке и даже ремонте. Специалисты рекомендуют не пресекать инициативу, даже если ребенок откровенно мешает.

Кроха в этом возрасте делает первые осознанные попытки быть полезным Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания уходавзрослым, с удовольствием помогает, а запреты отобьют у него всю охоту к этом делу в будущем.

Родителям на этом этапе развития малыша важно проявить максимум терпения и помочь делать то, к чему у него возникает интерес, деликатно направляя и подсказывая. Пусть ребенок повторяет за взрослыми – так происходит его развитие.

Окружите его предметами, похожими на те, которыми пользуетесь вы – пусть он придумывает для себя ситуации и пробует играть роль взрослых.

Это может быть старый телефон, старый веник, неработающий утюг без провода и другие безопасные вещи.

Как только малышу исполнится год, он начнет делать попытки освоить разговорную речь, несмотря на то, что в словарном запасе его пока будет минимум слов. Считается, что норма для 13 месяцев — это 10 слов.

На деле же многие детки говорят меньше, и в этом нет ничего страшного.

Просто больше разговаривайте с крохой, читайте ему, пойте песни и рассказывайте стихи, показывайте картинки с отдельными предметами и животными, четко произнося их названия.

Чтобы проверить, насколько малыш усваивает информацию, посмотрите, как он сможет выполнить простые просьбы. Попросите ребенка принести мяч, куклу, машину и прочие предметы. Пусть пока он не может их назвать, но понимать, что и как называется, в этом возрасте малыш уже способен.

Не стоит переживать, если малыш не заговорил после года. Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания уходаВозможно, причина кроется в индивидуальных особенностях крохи. А может быть и так, что взрослые не уделяют должного внимания развитию речи чада, например, слишком быстро и много говорят, так что ребенок не успевает усваивать информацию, либо, наоборот, больше отмалчиваются, считая, что малыш мало что понимает в этом возрасте.

Чтобы ускорить развитие речи у ребенка в 13 месяцев, родителями нужно почаще с ним разговаривать, постоянно комментируя все происходящее, называя окружающие предметы, рассказывая интересные истории перед сном или во время прогулки.

Как развивается мелкая моторика ребенка?

К 13 месяцам кроха уже способен удерживать игрушку в одной руке, играя с ней второй рукой, используя умения обеих рук. Родителям в это время важно стимулировать развитие мелкой моторики с помощью игр и специальных упражнений. Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания уходаНапример, можно предложить малышу поработать с мелкими кубиками, учить его пользоваться карандашом, ручкой или фломастером.

На руку будет и желание годовалого малыша копировать поведение взрослых. Родители на собственном примере могут показать, как играть машинками с открывающимися мелкими деталями или как складывать бусины в вазу.

В 1 год и 1 месяц кроха уже умеет самостоятельно переворачивать страницы в книгах, поэтому на данном этапе именно занятия с книгами привлекают его больше всего. Можно пробовать развлекать ребенка играми с использованием бумаги: пусть он разворачивает, мнет и рвет листы, старые газеты — это также ускорит развитие мелкой моторики пальцев.

Что происходит с аппетитом ребенка?

Как только малышу минует год, у него может заметно снизится аппетит. Многих родителей это настораживает и даже пугает. На самом деле уменьшение аппетита вполне нормальное явление для этого этапа развития.

Малыш Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания уходане останется голодным и обязательно даст сигнал, когда действительно захочет есть, поэтому не нужно слишком настаивать в попытках «впихнуть» в ребенка прежние порции.

Помните о том, что физическое развитие на этом этапе подразумевает планомерное, но незначительное увеличение веса, поэтому поводов для беспокойства нет. Главное — в период повышенного беспокойства не начать откармливать ребенка тем, что ему не принесет пользы, например, мучными изделиями и бутербродами.

Что должен уметь ребенок в 13 месяцев?

В 1 год и 1 месяц дети особенно эмоциональны, добродушны и доверчивы. Они пока не способны корректировать чувства и тем более не умеют их скрывать, поэтому часто можно увидеть, как кроха к великому стыду родителей открыто проявляет неприязнь к тому или иному человеку. Не стоит стыдиться Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания уходаи тем более ругать за это малыша. Возможно, причина неприязни действительно веская.

Обычно дети не воспринимают людей, вызывающих у них неприятные ощущения, дискомфорт, от которых они чувствуют угрозу и которые, по их мнению, имеют непривычный вид. Так, например, малыш может испугаться слишком крупного человека или же одетого в форму пожарного, врача, милиционера. Также причиной неприязни могут стать обычные очки, непривычные головные уборы или борода.

В 1 год и 1 месяц развитие ребенка находится на том этапе, когда он способен запомнить имена близких, места хранения отдельных предметов, названия животных, насекомых и пр.

Обычно в этом возрасте дети умеют:

  • ходить без поддержки или с поддержкой;
  • взбираться на небольшие препятствия;Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания ухода
  • одеваться и умываться самостоятельно;
  • играть с игрушками и мячом;
  • строить башни из кубиков и собирать пирамидки;
  • использовать две руки во время игр с игрушками;
  • бросать и поднимать игрушки;
  • проявлять эмоции;
  • прислушиваться к запретам;
  • проявлять интерес к игрушкам и новым предметам;
  • интересоваться окружающими людьми.

Особенности воспитания годовалых мальчиков и девочек

До того, как ребенку исполнится год, родители не слишком разделяют воспитание «для девочек» и «для мальчиков». А вот после года многие считают, что пора мальчиков Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания уходавоспитывать «по-мужски». С этого момента будущим мужчинам не разрешают плакать по поводу и без, внушая им, что они должны расти сильными и терпеливыми.

Специалисты уверены, что такая манера воспитания в этом возрасте не приведет ни к чему хорошему.

Дело в том, что различия между годовалыми мальчиками и девочками несущественны, поэтому ограничивать эмоции детей не имеет смысла – так вы можете нарушить процесс нормального формирования личности.

Эффективнее в воспитании применять принцип похвалы и поощрения, одобряя правильные поступки ребенка. Конечно же, родители не должны скупиться на любовь и ласку по отношению к малышу в 1 год и 1 месяц, даже если мечтают вырастить из маленького сына сильного и мужественного мужчину.

Что можно есть малышу?

В  1 год и 1 месяц многие родители по-прежнему считают, что кроха слишком мал для того, чтобы есть с общего стола. Их главной ошибкой становятся молочные каши и перетертые овощные и фруктовые пюре.

После года ребенку нельзя перетирать пищу и намеренно лишать его целого ряда необходимых для роста и развития продуктов. Малыш должен не только освоить навыки жевания, но и научиться различать вкусы блюд.

После года уже можно заканчивать прикладывать малыша к груди, заменяя материнское молоко обычными продуктами питания. В это время ребенок ест 5 раз в день, и объем одной порции может составлять 250 мл. Важно не забывать давать крохе пить. Это может быть как простая вода, так и специальный детский чай, сок или компот без сахара или с небольшим количеством меда.

В 1 год и 1 месяц в рацион ребенка должны входить мясо и рыба. Эти продукты помогут обеспечить ему нормальное физическое и психическое развитие. К этому времени у крохи уже должна быть собственная детская посуда и стульчик, за которым он сможет есть. Старайтесь не показывать малышу вредные продукты, избегайте сладостей, которые в этом возрасте лучше заменить свежими фруктами.

Блюда нужно готовить вкусные, полезные, без искусственных добавок. Овощи и фрукты желательно покупать в проверенных местах или выращивать на собственном огороде.

Приобщение малыша к спорту: как рассчитать физические нагрузки?

Чтобы физическое развитие проходило по запланированному природой графику без сбоев, необходимо приучать малыша к соответствующим его возрасту физическим нагрузкам, начиная с первого месяца жизни.

В год и месяц обычной гимнастики для грудничков ребенку будет уже недостаточно. В это время мышечная масса ребенка уже более 4 кг, поэтому нужно продолжать работать над ее увеличением  и укреплением.

В день с малышом можно заниматься не больше 15 минут, главное — делать это правильно и весело, используя подручные предметы, например мяч или гимнастический обруч. Также в этом возрасте уже можно включить в жизнь ребенка спортивные снаряжения — брусья или перекладину, на которых ребенок сможет выполнять непродолжительные висы со страховкой взрослых.

Обязательно нужно приучать малыша к ходьбе по поверхностям разного типа для развития координации, работать с ним над упражнениями для укрепления брюшного пресса.

Тренироваться с ребенком лучше всего на улице. Если погода не позволяет, то можно перенести занятия в дом, перед этим тщательно проветрив комнату.

Читайте также:  Развитие логического мышления у детей: 5,6,7 лет, а также занимательные игры и задания для дошкольников

В год и месяц уже можно отправляться с малышом на прогулки с преодолением длительных дистанций, направленные на укрепление мышц конечностей и спины.

Приучайте кроху к спорту с детства, и он обязательно будет вести здоровый образ жизни в дальнейшем.

Водные процедуры: улучшаем сон годовалого ребенка

В год и месяц малыш уже должен быть приучен к тому, что каждое утро у него начинается с умывания и чистки зубов. Ребенок должен понимать, что это не только полезно, но и приятно, постепенно привыкая к процедурам.

В этом возрасте дети с удовольствием принимают душ, купаются. Некоторые родители закаляют детей с самого рождения, постепенно понижая температуру воды во время купания. Закаленные малыши к году купаются в воде с температурой до 28 градусов.

Практикуя ежедневные купания, не забывайте использовать специальные средства для и после купания, предотвращающие высыхание кожи малыша. После года давайте малышу возможность мыться самостоятельно, контролируя его и не оставляя одного в ванной.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/1-3-goda/razvitie-godovalovogo-malysha.html

Развитие ребенка в 1 месяц Физическое и психическое развитие

За первый месяц жизни новорожденный прибавляет в весе в среднем 600 гр. Не воспринимайте это буквально. Помните, что каждый ребенок — это индивидуальность, пусть даже на первом месяце жизни, и у каждого ребенка свои темпы развития.

Поэтому, если ваш ребенок набирает в весе больше или меньше этой цифры, и этом чувствует себя хорошо (нормально спит, съедает необходимую для него норму молочка), то у вас не повода для беспокойства.

Есть еще несколько важных показателей физического развития: в среднем рост увеличивается на 3 см, объем головы и грудной клетки — на 1,3–1,5 см.

У новорожденного ребенка движения не координированные. Ручки согнутые в локтевых суставах, пальчики в кулачках, ножки в коленках – мышцы пребывают в физиологическом гипертонусе. К 3–4 месяцам жизни гипертонус у малыша проходит.

Научитесь внимательно «читать» язык движений вашего малыша, этим вы эму очень поможете. Доказано, что если ребенок чувствует боль, то он загибает пальчики на ножках и отводит в сторону большой палец на ручке. При вздутии животика он активно выбивает ножками.

Если вы заметили, что ребенок активно крутит головой, это свидетельствует о неприятных ощущениях в ушке.

Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания ухода

Глаза полностью сформированы сразу после рождения. Но зрения у ребенка еще не достаточно, он не может сконцентрировать взгляд на предмете, потому что видит нечетко. Все объясняется незрелостью органов зрения.

Обратите внимание, что ваш малыш плачет без слез. Они появляются на 3–4 неделе жизни.

Ошибочное мнение, что новорожденные ничего не слышат. Среди всех незнакомых звуков, которые окружают его теперь, он легко определит самый родной и самый знакомый — голос мамы. Понаблюдайте за малышом, вы убедитесь, что он слышит — если спустя минуту он плакал и вот, услышав, мамин голос он прислушивается, затихает, успокаивается.

Ребенок по запаху может узнать маму с рождения. Мамам не рекомендуется пользоваться парфюмерией с острыми запахами, потому что ребенок может воспринять вас как чужого человека и, даже, отказаться от кормления.

В развитии обоняния важную роль играют частые насморки. Потому что слизистая носика перестает воспринимать раздражители запаха. Рекомендуется принимать меры сразу при первых симптомах насморка (заложенность носика) — капайте в носик раствор сосудосужающих капель перед каждым кормлением.

Стул ребенка зависит от вида вскармливания. Если ребенок находиться на грудном вскармливании, то стул мягкий, кашеподобный, золотисто-желтого цвета. Стул у ребенка может быть от 3 до 6 раз в сутки, но не больше 7. Расчет прост — по количеству кормлений в сутки.

При искусственном вскармливании стул густой, вязкий, светло-желтого или коричневого цвета. Стул у ребенка может быть от 1 до 3 раз в сутки.

Помните, что первые два дня ребенок мочиться очень мало — всего 2–4 раза. На 5–6 день моча станет прозрачной, и ребенок будет мочиться до 20-25 раз в сутки. Если ребенок мочиться меньше 6 раз в сутки, подумайте, достаточно ли ему молока.

Кожа вашего ребенка в первые месяцы жизни очень нежная и очень чувствительная. Поэтому ей необходим правильный уход.

Во-первых, она раздражается от воздействия мочи и кала, а во-вторых, она приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Особенно важным на этом этапе развития ребенка есть повышенная мягкость материалов, которые используются в подгузниках, и сухость. Одним словом – ребенку должно быть сухо и комфортно.

С самого рождения начинайте ухаживать за кожей вашего малыша. Кожа ребенка имеет мало сальных желез для выделения жира, поэтому у нее очень низкая степень защиты от раздражений. Кроме того, частые купания с мылом, контакт с мочой и калом вызывают появление опрелостей. Покраснения появляются в области половых органов, в складочках шеи, за ушками, под ручками.

Сразу же, как вы заметите покраснение, промойте складочки чистой, теплой водой (без мыла!) и хорошо высушите мягким полотенцем. Потом нежными, аккуратными движениями нанесите на кожу малыша средство от опрелостей (Например: крем «Десетин», детский крем «Красная шапочка» с экстрактом зверобоя). Можете, также немного подсушить кожу малыша с помощью детской присыпки.

Область половых органов вашего ребенка требует особой чистоты. Возьмите за правило — подмывать ребенка после каждого стула, теплой водой с детским мылом. Не используйте для этого влажные салфетки, в данном случае вреда от них больше чем пользы.

Конечно, исключением является посещение, например, детской поликлиники, где нет условий подмыть ребенка. Но, по приходу домой вы обязательно сделаете эту очень важную для вашего малыша процедуру.

Если вы уверенны, что кожа малыша хорошо высушена после подмывания — можно наносить средство от опрелостей или детскую присыпку.

Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания ухода

Пора подумать и о первых игрушках для вашей крохи.

Если Вашему малышу уже исполнился один месяц, советуем Вам приобрести погремушку яркой окраски, которая издает приятный звук. Она станет первой игрушкой вашего малыша! Сначала Вы сами будете держать ее в руке, а малыш будет наблюдать за Вашими движениями, водить за Вами глазками из стороны в сторону и, даже, сможет поворачивать головку.

Когда ребенок не спит, повесьте над кроваткой игрушку. Это могут быть различные погремушки с ручками, которые отличаются по форме и цвету. Ребенок, на первом месяце жизни, будет рассматривать игрушку лежа на спине, поэтому не следует вешать ее на высоте меньше 55 – 75 см. Еще один важный момент — не предлагайте вашему малышу слишком много игрушек. Время о времени их нужно менять.

Рекомендуется использовать разноцветные погремушки, которые хорошо моются.

Навыки и достижения

Физические и физиологические навыки:

  • не координированные движения руку и ног;
  • самовольное мочеиспускание при наполнении мочевого пузыря (20-25 раз в сутки);
  • спонтанно проявляется сосательный рефлекс, ручки держит в кулачках или раскрытыми;
  • в полусогнутом положении пребывают ручки и ножки;
  • со спины на бок поворачивается часто;
  • у ребенка наблюдается частый стул, до 6-7 раз в сутки (если ребенок находиться на грудном вскармливании);
  • ребенок спит около 18-20 часов в сутки, при этом просыпается 7-8 раз.

Сенсорно-моторные навыки:

  • внимательно смотрит на предметы, но еще за ними не тянется;
  • может не на долго перевести глаза на яркий предмет или свет;
  • наклоняется к груди, даже если его не кормят;
  • если мама разведет пальчики ребенка и положит ему в ладошку погремушку, он ее быстро схватит, но тут же отпустит.

Интеллектуальные навыки:

  • ребенок подвижен в течение одного с десяти часов;
  • он криком оповещает о том, что ему нужна помощь;
  • малыш затихает, если кто-то из близких берет его на руки;
  • на протяжении длительного времени, у ребенка безразличный вид;
  • ребенок помнит предметы, которые появляются повторно на протяжении нескольких секунд.

Социальные навыки:

  • умеет устанавливать контакт глазами;
  • реагирует на человеческий голос;
  • приспосабливает свое положение к человеку, который держит его;
  • в ответ на улыбку мамы, ребенок сосредотачивает свой взгляд на ее лице.

Режим дня

Малыша следует приучать к режиму дня. Если ночью ребенок плачет, проверьте, может он мокрый и ему нужно сменить пеленку, или он хочет пить. Дайте ему кипяченой водички, приготовленной вечером. Со временем ребенок привыкнет к режиму, и не будет просить кушать ночью. Для этого нужно выдержать режим 2-3 ночи.

Берите малыша на руки для кормления, переодевания, когда он спокойный, а также и для эмоционального общения с ним.

С малышом нужно разговаривать тихо, ласково. Старайтесь вызвать у него зрительное внимание или улыбку.

Режим дня ребенка первого месяца жизни состоит из двух этапов: 1-й этап — сон, 2-й этап — кормление. Желательно, что бы ребенок просыпался в одно и то же время, соответственно кушал. Обязательно соблюдайте интервалы между кормлением и сном.

Каждое утро ребенка умывают, промывают глазки, моют ручки, между пальчиками, чистят носик и ушки.

Особое внимание уделите купанию ребенка. О том, как это правильно делать, читайте в статье «http://ladushki.info/razvitie-i-vospitanie/sadiki-i-nyani/kak-pravilno-kupat-grudnogo-rebyonka.htm».

Есть определенные правила подмывания мальчиков и девочек.

Девочек подмывают по направлению спереди назад после каждого мочеиспускания. Мальчику, один раз в 10 дней, аккуратно откачивают крайнюю плоть полового органа, промывают теплой водой (без мыла!) и просушивают салфеткой или чистым полотенцем.

Если вы хотите, что бы ваш ребенок был здоровым, не болел на простудные заболевания и нормально развивался, необходимо закаливать ребенка. Этому способствуют воздушные ванны, прогулки, купание, водные процедуры.

На первом месяце жизни ребенка, вы смело можете начинать проводить закаливающие процедуры. С начала это будут воздушные ванны, при температура воздуха не ниже 22°С.

При пеленании оставляйте ребенка раздетым на 1-2 минуты. Продолжительность воздушных ванн нужно увеличивать постепенно.

Итак, начиная с 6-7 дня жизни воздушные ванны проводите 1-2 минуты, с 14-15 дня — 2-3 минуты, с 22–23 дня — 3–4 минуты, а в конце первого месяца — по 5 минут два раза в день. При этом температура воздуха в комнате вы постепенно снижаете до 17-18°С.

Через несколько дней после выписки с роддома вы идете на прогулку с вашим малышом. Летом, длительность первой прогулки составляет около 15–17 минут при температуре от +28 до +30°С. Длительность прогулки увеличивается на пять минут каждый день.

Зимой длительность первой прогулки составляет около 10–12 минут при температуре не ниже -3°С. Длительность прогулки увеличивается на пять минут каждый второй день.

К концу месяца, ребенок должен гулять на улице около 30–45 минут два раза в день летом, и зимой по 15–25 минут. Знайте, что сон на свежем воздухе очень полезен.

Возвратившись с улицы, проверьте носик и ножки вашего малыша — если они теплые — значит, вы одели его правильно.

Питание ребенка

Количество кормлений в сутки — 6 раз через каждые 3,5 часа с ночным перерывом между кормлениями около 6 часов.

Днем ребенок спит 4 раза по 1,5–2 часа после каждого кормления.

Часы кормления при 6-ти разовом кормлении: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.

Для того чтобы ваш ребенок был здоров, постарайтесь кормить его грудью. Вы почувствуете большое удовольствие оттого, что даете малышу, то чего никто в свете ему дать не может. Грудное молоко не только обеспечит гармоничное развитие вашего ребенка. Кормление грудью устанавливает контакт между ребенком и матерью, и через нее, взаимодействие с окружающей средой.

Читайте также:  Игровая деятельность дошкольников: виды, особенности, функции

В первый месяц жизни ребенок очень чувствителен к еде, ее объему и качеству, потому что желудочек только приспосабливается к новому виду питания. Идеальной едой для ребенка, особенно первых месяцев, есть материнское молоко.

В материнском молоке есть все необходимые для ребенка витамины и микроэлементы, которые хорошо усваиваются.

В молоке также есть иммунокомпетентные клетки антитела, которые защищают ребенка от инфекций, повышают стойкость детского организма к неблагоприятным воздействиям.

http://ladushki.info/razvitie-i-vospitanie/kalendar-razvitiya/1-mesyac.htm

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/167533052-92554001/

Развитие ребенка в 1 год 1 месяц ????: что должен уметь, питание, сон, занятия

Вот малышу уже год и месяц! Для родных наступают горячие деньки. Мало того, что нужно ответить на все вопросы, изложенные младенческим языком, но необходимо и удержать ребенка от опасных опытов. Маме и всей семье понадобится хороший ресурс любви и терпения.

Физические параметры

Сначала поговорим о самом важном — физическом здоровье. Всемирная Ассоциация здравоохранения разработала шкалу роста и веса для младенцев всех рас и обоих полов. Приводим данные для нашего региона.

Для мальчиков:

  • рост: от 73,5 до 78,4 см;
  • вес: от 8,7 до 11 кг;
  • окружность головы: от 44,9 до 47,6 см;
  • должен иметь 8 передних зубов.

Для девочек:

  • рост: от 70,5 до 76,8 см;
  • вес: от 8 до 10,2 кг;
  • окружность головы: от 43,7 до 46,4 см;
  • ребенок должен иметь 8 передних зубов.

Режим сна малыша

Интересно, что уже в столь малом возрасте дети начинают делиться на сов, жаворонков и голубей.

  • Жаворонки укладываются спать в 20-22 часа, но уже в 4-5 начинают «трудовую» деятельность, просят грудь.
  • Совы могут бодрствовать до 23-х, но первый раз просыпаются в 6-7 утра.
  • Голуби не имеют определенного режима, чем вводят в ступор родителей.

Дети в большинстве своем делят ночной сон на две части. Днем такие малыши тоже спят в два приема — минимум по часу. В сумме в этом возрасте малыш должен спать 10-13 часов в сутки.

Как раз в этот период родители могут выявить, к какому суточному типу относится ребенок. Так, поднятая рано утром «сова» будет постоянно стараться прикорнуть и добрать утренние часы сна

Навыки и умения малыша

В норме 13-месячный ребенок не только умеет распознавать, но и демонстрирует всю гамму человеческих настроений, чувств и поступков (рекомендуем прочитать: что умеет делать ребенок в 1 год и 2 месяца?).

Он будет проявлять не только любовь, но и независимость, страх, злость, упрямство, непослушание, грусть. Во всех этих проявлениях ему нужна безусловная любовь мамы и папы, но уже стоит выставлять границы и внушать слово «нельзя».

Пока малыш очень привязан к маме, однако нужно нежно подталкивать его к общению с другими людьми.

Советы:

  • Примите чувства вашего ребенка. Он имеет на них право.
  • Если отучаете от груди, старайтесь вознаградить это лаской и забавой. Не отучайте во время болезни или важных изменений в его жизни (переезд, например). Во время отлучения постарайтесь занять его чем-то новым и захватывающим.

В 1 год и 1 месяц дети проявляют большую активность и стремление к самостоятельности. Их проще занять и направить. Они уже умеют ходить сами или с помощью взрослых или ползают с изумительной прытью.

Исследование домашней территории переходит на более высокий уровень: открываются полки, двери и окна, все пробуется на зуб и засовывается в нос или ухо.

Некоторые уже умеют приставить стульчик и влезть довольно высоко.

Ходят годовалые дети неумело, но с большим энтузиазмом. Они стремятся ходить, как все взрослые вокруг них. Тем более, что прямохождение позволяет расширить горизонты.

Малыш очень гордится своим новым навыком хождения, поэтому применяет его в любой удобный момент. Мамочке нужно быть осторожной, потому что ребенок становится очень любопытным и может оказаться в опасности

Что должен уметь ваш ребенок?

  1. Сам сидит за столиком и пытается есть без вмешательства взрослого. Не следует пресекать эти попытки, даже если ребенок перемажет все вокруг.
  2. Малыш в год и месяц выполняет простые просьбы: «дай мячик», «принеси мишку», знает, как называются предметы и игрушки.

  3. Кроме гуления и агуканья, уже формирует фразы с повторяющимися словами (мама, баба, папа, биби), имитирует голоса животных (гав, му, мяу, ко-ко-ко). Понимает важные слова: «на» и «дай», «да» и «нет». Различает звуки, разговаривает сам с собой на младенческом языке. Слушает свой голос, изменяя громкость и интонации.

  4. Ребенок понимает, что может влиять на предметы – толкать, тянуть, хватать, бросать, прятать. Он делает это с наслаждением – таков его способ владеть окружающим.
  5. Общения с семьей уже мало – ребенок тянется к сверстникам и детям постарше, на прогулке рассматривает других малышей. Ищите компанию – ранняя социализация большое благо.

    Дети друзей, родственников, соседей, компания из песочницы или кружка развития дают бесценный опыт ранней дружбы и умение вести себя в конфликте.

  6. Если ваш малыш в год и месяц не ходит, а энергично ползает и встает, примените мягкую педагогическую силу. Дайте ему уцепиться за ваши пальцы обеими ручками и водите.

    Поощряйте хождение интересными вещами: «давай подойдем к той игрушке, к тому красивому цветочку». Предметы лучше показывать на уровне его глаз, чтобы малыш понимал – чтобы много увидеть, надо много ходить. Сядьте на диване за 3-4 м от малыша и протяните к нему руки, позовите его. Если он приползет, не ругайте, опуститесь сами на четвереньки, а потом встаньте, показывая пример.

    Проявите бурную радость, когда малыш решит подойти, обнимайте и качайте его.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать ребенок в год и 4 месяца? Дети в этом возрасте уже начинают более осознанно разговаривать, поэтому понять их куда легче, чем раньше. Нужно поощрять эти разговорные навыки и побольше заниматься с малышом

Развивающие и вспомогательные занятия

Развивающие занятия и игры призваны облегчить и ускорить созревание малыша. Раннее развитие человека всегда происходило одинаково: он лезет так высоко, как только может, не думая об обратном спуске (рекомендуем прочитать: здоровое развитие младенца в 1 месяц).

Следите за ребенком, не оставляйте его даже на короткое время: дети очень реактивны, если им что-то интересно (рекомендуем прочитать: как развивается ребенок до 1 месяца?).

Снимайте малыша с высоты, научите спускаться самостоятельно, но не рискуя, с малой высоты, сопровождайте действия словом «нельзя».

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: раннее развитие детей в домашних условиях: методики

Игрушки, подходящие для возраста в 1 год и 1 месяц:

  • книги, иллюстрированные яркими и понятными картинками, энциклопедии малыша, сказки, говорящие книги и т (рекомендуем прочитать: интересные и развивающие книги для детей 1-2 года).д.;
  • большие игрушки, которые можно бросать и толкать (машинка, мишка, пупс), каталки с трещотками и мигалками, разные стучалки и звучалки.

Эффективные занятия для ребенка в 1 год и 1 полный месяц могут быть самыми разнообразными. Купите куб с прорезями разных геометрических форм: пусть ребенок впихивает в соответствующие отверстия звезду, квадратик, треугольник и т (см.

также: полезное меню для годовалого ребенка с рецептами). д. Хороша и копилка, в которую малыш будет опускать пуговицы и монеты (строго следить, чтобы не проглотил). Покажите, как получить бренчание, тряся копилкой.

Звуковые игры — это то, чем стоит заниматься каждый день.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: увлекательные занятия с детьми с 1 года

Спрячьте игрушку на глазах у малыша простым способом (накрыв коробкой, тканью или заведя руки за спину). Пусть малыш ищет. Привяжите к игрушке яркую ленточку на его глазах и спрячьте так, чтобы он видел кончик ленты. Найдет – бурно радуйтесь и восхищайтесь.

Полезно развивать и чувство цвета. Листы цветной бумаги раскладываем по полу, поставив на них предметы и игрушки того же цвета, проговариваем названия цветов. Потом игрушки убираем, играем ими с ребенком и просим его самостоятельно разложить по цветам на листочке бумаги. В 13 месяцев он уже вполне справится с этим.

Чувство цвета для развития ребенка очень важно — оно помогает лучше понимать окружающий его мир и выражать ощущения при помощи художественных инструментовЧИТАЕМ ПОДРОБНО: календарь и нормы развития ребенка до 1 года по месяцам

Чем можно кормить малыша?

Пора обогатить питание. Да, ваша радость пока почти не имеет зубов, но уже в состоянии оценить новый вкус и усвоить новые блюда. У ребенка в этом возрасте формируется кулинарный вкус.

Делайте здоровую, простую и вкусную еду, измельчайте ее так, чтобы не было проблем с глотанием и перевариванием. Например, бутерброд с маслом и сыром — обрежьте корочки, порежьте на маленькие кубики и посыпьте тертым сыром. Пусть ест самостоятельно.

Кстати, в интернете есть множество видеорецептов для малышей.

Сбалансированное меню на 3 дня:

День первый День второй День третий
Завтрак
  • Омлет на пару
  • Молочная каша
  • Ломтик хлеба с маслом
  • Травяной чай
  • Пюре овощное
  • Ломтик хлеба с маслом и сыром
  • Чай, забеленный молоком
  • Суфле из манки с морковкой
  • Молоко
  • Ломтик хлеба с маслом
Обед
  • Борщ протертый
  • Суфле из куриной грудки
  • Картофельное пюре на молоке
  • Компот
  • Суп-пюре из брокколи или цветной капусты
  • Кабачковое пюре
  • Сок
  • Вегетарианские щи
  • Картофельная запеканка с мясом
  • Несладкое печенье
  • Компот
Полдник
  • Кефир
  • Несладкое печенье
  • Протертое яблоко
  • Кефир
  • Молочные сухарики
  • Фрукты
  • Нежирный творог
  • Кефир
  • Фрукты
Ужин
  • Гречневая каша
  • Молоко
  • Ломтик хлеба
  • Запеканка из творога
  • Молоко
  • Ломтик хлеба
  • Пюре овощное
  • Чай, забеленный молоком
  • Ломтик хлеба

Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания ухода

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/rebenok-1-god-i-1-mesyac.html

Что должен уметь ребенок в 1 год

Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: физическое развитие мальчиков и девочек, что должен уметь малыш, а также осовенности рациона питания уходаПервый год жизни малыша обычно для родителей пролетает в один миг – не успели они принести из роддома трогательный кулечек, как уже по дому быстро бегает маленький человечек, со своим характером и привычками. По мнению психологов – к году у ребенка формируется не только важнейшие черты характера, но закладывается основа его отношения к миру, окружающим людям и себе. Большинство родителей вполне согласны с этими выводами – за первый год жизни малыш не только в 3-4 раза увеличивает свой вес, но и учиться сидеть, ходить, есть твердую пищу и еще множеству вещей.

В 1 год малыши последний раз приходят на ежемесячный осмотр, проходят медосмотр у узких специалистов и прощаются с детской поликлиникой на ближайшие несколько месяцев.

Вот только ожидания родителей от такого осмотра часто остаются неоправданными – педиатр оценивает только рост и вес ребенка, а невропатолог редко тратит время на доскональную оценку физического и нервно-психического развития.

Чтобы не волноваться, правильно ли развивается ваш малыш, можно ознакомиться со специальными таблицами, в которых подробно рассказывается, что должен уметь ребенок в 1 год. Вот основные критерии оценки развития ребенка в этом возрасте.

Физическое развитие ребенка

К году вес ребенка достигает 10-12 кг, за месяц он прибавляет примерно 200-300 гр, а его рост увеличивается на 1-2 см, так что в 1 год нормальным считается рост ребенка от 70 см, в среднем – 72-75 см.

Большой родничок к этому возрасту должен полностью закрыться, а во рту появиться первые зубы – от 2 до 12, если зубов все еще нет или их прорезание замедлено, стоит пересмотреть рацион питания ребенка, возможно, ему не хватает кальция, фосфора или нужно увеличить дозу витамина Д3.

Большинство детей в возрасте 1 года могут самостоятельно вставать, садиться, стоять и ходить, придерживаясь за опору, многие уже ходят самостоятельно и даже бегают, другие все еще ползают или предпочитают ходить только с поддержкой взрослых.

Но родителям активно передвигающегося малыша, ни в коем случае, нельзя заставлять его много ходить, особенно на улице – хождение по ровному асфальту, как ни странно, сильно напрягает мышцы ног – из-за ровной поверхности все время работают одни и те же мышцы, что может привести к их переутомлению, а в самых тяжелых случаях — слабые косточки малыша не выдерживают нагрузки и ножки могут искривиться.

Читать ещё  Как отучить ребенка от рук

К первому дню рождения движения ребенка становятся гораздо более скоординированными, он катает перед собой каталку или коляску, может подниматься по ступенькам, залазит на диваны, столы и стулья и активно изучает все предметы, попадающие в его поле зрения.

В этом возрасте дети обычно предпочитают игрушки, которые издают какие-то звуки, когда на них нажимаешь, различные модели на колесиках или развивающие игрушки – пирамидки, пасочки, кольца, которые можно нанизывать на веревку и тому подобное.

Малыш умеет брать предметы одной и двумя руками, носить игрушки в руках, перекладывать их из одной руки в другую, катать машинки и мячики, надевать кольца на пирамидку, складывать пасочки, сжимать игрушки, чтобы они пищали, бросать предметы прицельно на пол, а также ломать все интересные предметы и изучать их на вкус. Не стоит сердиться на годовалого ребенка, если он ломает и бросает игрушки и какие-то предметы обихода на пол, он еще не понимает результата своих действий, а с помощью таких «варварских» методов изучает строение предметов и законы физики, например, если бросить стакан с водой на пол, вода разольется, а стакан разобьется. В то же время оставлять такие действия без внимания нельзя, нужно спокойно объяснить малышу, что игрушки могут поломаться и его поведение вас очень огорчает. А чтобы избежать повторения подобных ситуаций в будущем и оградить ребенка от травм и повреждений, нужно убрать все опасные, ценные или бьющиеся предметы из пределов досягаемости ребенка. Причем нужно помнить – годовасики отлично лазают и могут забраться куда угодно – на подоконник, стол, шкаф и дотянуться до верхних полок и ручек, подставив стул. Так что – освобождайте подоконники от электрочайников и микроволновок, закрывайте дверцы посудного шкафа на замок и никогда не оставляйте открытыми окна и аптечки.

Читать ещё  Как отучить ребенка есть ночью

Нервно-психическое развитие ребенка

В год в развитии ребенка происходит очередной скачок и первый возрастной кризис – он уже чувствует себя вполне самостоятельным, пытается во всем подражать родителем и отчаянно отстаивают свои права.

В этом возрасте родители радуются первым серьезным достижениям ребенка: он начинает ходить, разговаривать, пытается самостоятельно одеваться, начинает проситься на горшок и доводит родителей до белого каления истериками и капризами.

  • К концу первого года жизни малыш должен понимать обращенную к нему речь, выполнять простейшие ежедневные действия – пытаться есть ложкой, умываться, надевать одежду; знать назначение всех предметов обихода, отвечать на речь взрослых первыми словами или набором звуков, которые имеют для ребенка значение.
  • Не менее важна «подражательная» деятельность ребенка, годовасик должен стремиться участвовать во всех событиях, происходящих в жизни окружающих, «забивать» с папой гвоздь, «готовить» суп вместе с мамой или пытаться «вязать» вместе с бабушкой.
  • К году малыш охотно выполняет просьбы взрослых, реагирует на их тон, когда они обращаются к нему, знает значение слов «можно» и «нельзя» и умеет выражать свое эмоции смехом, криками, жестикулированием или выражением лица.

В этом возрасте дети должны учиться контролировать свои естественные навыки, не нужно прислушиваться к рекомендациям зарубежных производителей одноразовых подгузников и держать малышей в памперсах до 2-3-х лет.

В 1 год дети уже понимают связь между мокрыми штанишками и собственными потребностями, так что откладывать приучение к горшку на более поздний возраст не стоит.

Конечно, требовать от годовалого ребенка, чтобы он всегда оставался сухим, глупо и нереально, а чрезмерно настойчивое приучение к горшку может вызвать отвращение и негативную реакцию у ребенка. Достаточно того чтобы малыш знал, зачем нужен горшок, и во время бодрствования словами или поведением показывал, что ему нужно в туалет.

Еще одно изменение в поведении годовалых детей большинству родителей активно не нравится – теперь малыши крайне негативно реагируют на любые запреты и ограничения – истерический плач, крики, попытки упасть на пол и побиться об него головой, ногами и руками, все это не понаслышке знакомо большинству молодых мам и пап. Причем успокоить и заставить замолчать ребенка не так уж просто, а такие «представления» в магазинах или людных местах производят не самое лучшее впечатление на окружающих.

Читать ещё  Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Из-за особенностей незрелой детской нервной системы самостоятельно успокоиться ребенок чаще всего не может, так что родителям предстоит проявить много терпения и такта, одновременно помогая малышу успокоиться и продолжая настаивать на своих требованиях, иначе такие истерики войдут в привычку и станут отличным рычагов давления на них в будущем.

К основным навыкам годовалого ребенка можно отнести:

  • Умение вставать, стоять и ходить с опорой;
  • Пить из чашки и есть с ложки с помощью взрослого;
  • Понимание большинства слов взрослых, выполнение простейших просьб и указаний;
  • Попытки подражать взрослым в их повседневной деятельности;
  • Знать значение слов «нельзя» и «можно»;
  • Выражать свои эмоции с помощью звуков, плача или улыбки;
  • Узнавать не только ближайших родственников, но и людей, которых часто видит;
  • Узнавать по картинкам животных, игрушки, предметы обихода.

Маленькая «леди» или годовалый «джентльмен»

К первому серьезному юбилею в жизни ребенка отличия между маленькими мальчиками и девочками уже становятся достаточно заметными. Мальчики немного выше и тяжелее – в среднем на 500-600 гр и 2-4 см, девочки же гораздо эмоциональнее и развиваются немного быстрее.

Так годовая девочка обычно уже любит яркие платья и украшения, проявляет любовь к своим пупсам и мишкам, любит танцевать с мамой и сидеть на руках у папы, а мальчики в этом возрасте предпочитают все время проводить на полу, что-то изучать и ломать игрушки.

А их предпочтения в игрушках – это машинки, разные «стучалки» и так далее. В этом возрасте они уже могут активно уворачиваться от слишком жарких объятий и поцелуев, и пытаться все сделать самостоятельно.

А вот в плане капризов и истерик и мальчики и девочки примерно одинаково действуют на нервы своих родителей, здесь все зависит от темперамента ребенка и особенностей воспитания.

Источник: https://onwomen.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god.html

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

  • Вернуться на главную страницу 1 месяца

    Всё, что малыш умеет сейчас, действует на уровне безусловных рефлексов, которыми обеспечила новорожденного природа, чтобы помочь ему выжить и подготовить к развитию нерефлекторных движений:

    1. сосательный рефлекс — главный, обеспечивающий малышу питание. При проведении вокруг ротика пальцем, у ребёнка сразу появятся сосательные движения.
    2. поисковый рефлекс — малыш поворачивает головку при касании его щёчки. Так проявляется инстинкт поиска питания.
    3. защитный рефлекс – когда малыша кладут на живот, не обязательно поворачивать его головку в сторону, обеспечивая ему свободное дыхание, он сделает это сам.
    4. хватательный рефлекс Вы обнаружите, поглаживая ладошку ребенка – он схватит и удержит Ваш палец. Некоторые детки настолько крепко хватаются, что их можно даже приподнять таким образом за ручки.
    5. рефлекс ходьбы– если поддерживать малыша под руки так, чтобы он касался ножками ровной поверхности, немного наклонив его вперед, то новорожденный сделает несколько шаговых движений.

      Важно! Если малыш плохо хватает ручками, если при «ходьбе» сильно перекрещивает ножки, посоветуйтесь с невропатологом.

    6. рефлекс Мора– при внезапном и громком звуке, новорожденный разводит и сводит руки и ноги.

      Важно! Если спонтанный рефлекс возникает часто, когда малыш реагирует даже на незначительные шумы, это может говорить о повышенной возбудимости.

    7. рефлекс Бабинского – проводя по внешнему краю стопы малыша, пальчики ноги расходятся в разные стороны вместе с поворотом стопы.
    8. рефлекс Бабкина – если надавить на ладошку, малыш повернет голову и откроет ротик.
    9. плавательный рефлекс – в положении лежа на животе, младенец совершает движения, похожие на плавательные.

    В этот период как никогда Вашему малышу подходит поговорка – растет не по дням, а по часам. Больше никогда Ваш ребенок не будет набирать так много веса и так быстро расти.

    За первый месяц длина тела увеличивается на 3см., а масса – на 600гр., и это при том, что в первую неделю жизни малыш теряет около 10% массы своего тела.

    Это нормально, ведь сейчас организм новорожденного работает с огромным напряжением, перестраивая систему кровообращения, активизируя иммунную систему, запуская в работу почки, эндокринную и пищеварительную системы, принимая новые незнакомые микробы.

    Первый месяц младенец обычно много спит, до 17-20 часов в сутки. Не ждите, что малыш будет спать 2-3 часа подряд, скорее всего это будут более короткие промежутки сна – около 40-60минут.

    Все детки спят по-разному, засыпая во время кормления, или наоборот после периода активного бодрствования. Старайтесь разнообразить позы малыша во время сна: меняйте бочок, поворачивайте голову то в одну, то в другую сторону.

    В состоянии спокойствия ребенок лежит на спинке в позе лягушки: с согнутыми в локтях и приподнятыми ручками, и с раздвинутыми в стороны ножками, согнутыми в коленях. Высокий тонус физиологичен для этого возраста, т.к. малыш стремится вернуться в привычную для него внутриутробную позу.

    До конца второй недели жизни малыш уже начинает фиксировать взгляд на ярком движущемся предмете, попавшем в поле зрения, вздрагивать и моргать при резком звуке.

    К концу третьей недели младенец уже смотрит на неподвижные предметы, сосредотачивается на звуках, замирая на мгновение.

    К месяцу ребёнок прислушивается уже не только к резким звукам, но и к таким тихим, как льющаяся вода, тиканье часов, звуки улицы за окном.

    В это время малыш уже умеет следить взглядом за движущимся предметом на расстоянии 20-30см. (расстояние, на котором находится лицо матери во время кормления ребёнка).

    В положении лежа на животе, он пытается не только повернуть голову в сторону, но и приподнять, удерживая её на несколько секунд.

    Когда малыш бодрствует, подвигайте его ручками и ножками в разных положениях, чтобы малыш учился чувствовать свое тело, управлять им. Помните, что ребёнок сможет тренировать свои мышцы, только если его руки и ноги свободны.

    • Обсуждения 1 месяц

      как определить на прогулке не холодно ли малышу? Предрассудки о грудном вскармливании Набрали 2,5 кг за месяц..это правда так страшно???

    • Видео 1 месяц

    Читать дальше → Психическое развитие ребенка в 1 месяц

  • /// Журнал «Дети»

    /// Сообщества «Дети»

    Есть ли смысл от антиковых бутылочек? Какую лучше купить:…

    Нужна помощь в выборе автокресла!!!

    Девочки, миленькие, помогите выбрать автокресло, я уже…

    Прогулочная коляска Farfello. Помогите выбрать

    Поможете определиться с прогулочной коляской? Мне…

    Рубрика «Неизвестное о детях».

    Дорогие мамы! Я хочу познакомить Вас с увлекательной темой…

    Колики у детей, как с ними справлялись?

    Мне интересно стало, а есть дети у которых не было…

  • Источник: http://www.minibanda.ru/kalendar-razvitiya-rebenka/1-mesyac/fizicheskoe-razvitie

    Ссылка на основную публикацию